Отдел применения системы управления рисками

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

RISK MANAGEMENT IN FINANCIAL CRISIS CONDITIONS

Абалакина Татьяна Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансового менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Р Ф

E-mail: t.abalakina@yandex.ru Алиева Наталья Владимировна аспирант 1 курса кафедры «Корпоративные финансы», Финансовый университет при Правительстве РФ

Аннотация:

В статье рассмотрены теоретические вопросы управления финансовыми рисками, основные подходы по построению системы управления рисками на предприятии, причины возникновения мирового финансового кризиса, основные виды, присущих ему рисков.

Ключевые слова и фразы: финансовый риск, мировой экономический кризис, разработка стратегии, снижение издержек в условиях кризиса, механизм управления финансовыми рисками.

Риск присущ любой форме человеческой деятельности. Уровень риска

зависит от множества факторов, как связанных с деятельностью компании, так и не зависящих от неё. Рискообразующие факторы экономического кризиса не только воздействуют на конкретные риски, но и способны оказывать комплексное влияние на группы рисков. Наличие подобных факторов требует комплексного исследования рисков, присущих периодам финансового кризиса.

Среди существующих рисков, которые непосредственно связаны с текущим экономическим кризисом, можно выделить такие как усиливающаяся экономическая депрессия, ограниченное кредитование, создание альянсов крупных транснациональных корпораций, управление кадрами, рецессия развитых экономических систем.

Число учитываемых рискообразующих факторов достаточно велико. Основная классификация рискообразующих факторов: внешние (существующие вне компании) и внутренние (возникающие в процессе деятельности компании). К внутренним факторам риска можно отнести: разработка эффективной стратегии предприятия, надежность функционирования технической системы компании, уровень образования персонала. К внешним факторам относят: политические, научно-технические, социально-экономические факторы.

К числу рискообразующих факторов микроэкономического уровня, воздействующих на деятельность любого экономического субъекта относится: недобросовестность или ошибки партнеров, сотрудников компании, ошибки программного обеспечения, противоправные действия сотрудников компании, уровень технологического процесса, уровень менеджмента.

К числу рискообразующих факторов макроэкономического уровня относят: изменение курса рубля к мировым валютам, уровень инфляции, изменение цен на энергоносители, изменение ставок налогообложения.

Управление рисками должно быть интегрировано в общеорганизационный процесс, должно иметь свою стратегию, тактику, оперативную реализацию. Важно не только осуществлять управление рисками, но и периодически пересматривать тактику и средства такого управления. Управление рисками становится актуальным после идентификации риска. По отношению к риску как вероятной неудаче возможны следующие управляющие действия: предупреждение, снижение, компенсация ущерба, поглощение.

Построение системы управления рисками или отдельных её компонентов влечет за собой ряд неоспоримых выгод для компании. Это своевременное выявление угроз, влияющих на её стратегические цели, и повышение

прозрачности корпоративного управления, рост доверия инвесторов, защита от неблагоприятных рыночных колебаний и оптимизация расходов, получение новых знаний и опыт сотрудников. Назначение системы риск-менеджмента помочь компании эффективно управлять своими ресурсами, чтобы увеличить стоимость бизнеса владельцев. При построении системы управления рисками в первую очередь возникают вопросы, связанные с исследованием и охватом всех видов рисков, которым подвержена деятельность предприятия, выбором методологии для их оценки и организацией самого процесса управления рисками.

Прежде всего, необходима разработка стратегии управления риском. После определения стратегии управления риском необходимо выявить присущие данной организации риски и разработать подходы к их количественной оценке: какие методы должны использоваться, на каких данных будут основываться расчеты и т.д.

Огромное значение имеет выбор программного обеспечения для расчетов. Для некоторых организаций достаточно стандартных пакетов, для более сложных необходимые пакеты по оценке рисков, но особое внимание необходимо уделить интегрированию систем и данных, необходимых для вычислений.

Далее наступает время для разработки процедур по управлению риском, которые применимы в российских условиях.

Как окончание процесса, разрабатываю процедуры внутреннего контроля риска: оценка эффективности управления риском, контроль соблюдения процедур на всех этапах, отчетные формы, получатели данных форм и периодичность получения и какие управленческие решения должны быть приняты на основе полученной информации.

И наконец, необходимо определить, кто в организации занимается данным риском: кто оценивает риск, кто готовит отчетность, кто устанавливает лимиты, кто их контролирует. Здесь основную роль играют четкое разграничение ответственности, а также разделение обязанностей.

Внедрение этого процесса представляет собой сложную задачу, но от её решения зависит во многом качество всей системы управления организацией, так как получение дохода связано с теми или иными рисками.

Для того чтобы успешно функционировать в условиях финансового кризиса, компаниям необходим набор методов (средств) управления, использование которых поможет справиться с новыми нестандартными задачами, постоянно возникающими в условиях экономического кризиса. Разработка такого набора возможных управленческих подходов позволит компании создать своеобразный буфер безопасности (резерв прочности), позволяющий планировать управленческие решения в ответ на изменения внешней экономической среды.

Большинство компаний в подобной кризисной ситуации акцентируют своё внимание лишь на оптимизации расходов предприятия, сокращении их до минимума. Подобный подход дает кратковременный эффект и одновременно ведет к сокращению операций и постепенному уходу компании с рынка. Финансовый кризис необходимо использовать как шанс для компании перестроить свою систему управления, создать эффективный механизм, способный принять сложные управленческие решения в любых условиях. Кроме того, у компаний, заранее создавших резерв для работы в условиях экономического кризиса, появляется отличная возможность по укреплению позиций за счет поглощения более слабых конкурентов.

При создании средств, позволяющих в краткосрочной перспективе решать, возникающие в условиях финансового кризиса задачи, необходимо провести следующие мероприятия по антикризисному управлению.

1. Оптимизация структуры и состава затрат.

2. Управление ассортиментом и ценообразованием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Управление оборотным капиталом.

4. Оптимизация организационной структуры.

5. Оптимизация численности персонала.

6. Оптимизация системы материального стимулирования.

7. Реструктуризация и оптимизация активов и обязательств.

8. Управление рисками.

9. Оценка и аудит при проведении залоговых и кредитных операций,

10. Оценка целесообразности, последствий и рисков процессов реорганизации, слияния или поглощения.

11. Составление план мероприятий, направленных на финансовое оздоровление компании.

Кризисы регулярно настигают мировую и российскую экономику, это говорит об их цикличности, это особенность развития мировой экономики. Следовательно, кризис — только структурная трансформация мировой экономической системы в преддверии появления нового финансово-экономического уклада.

Причиной мирового финансового кризиса стал комплекс взаимосвязанных причин, которые в той или иной мере способствовали его появлению.

В составе комплекса причин можно назвать.

1. Моновалютная денежная система и чрезмерное влияние экономики США на экономику других стран мира. Долларовая масса превышает массу реальных активов мировой торговли в несколько раз.

2. Торговля деривативами, которая привела к раздуванию взаимных финансовых обязательств, стоимость которых в несколько раз превысила стоимость реальных активов.

В России среди данных причин можно отметить:

1. Перенасыщенность экономики нефтедолларами,

2. Кредиты по низким ставкам,

3. Рост финансового сектора значительно превышает рост реального сектора.

4. Низкие темпы производительности труда.

5. Падение инвестиционной привлекательности России и отток капитала.

Многие эксперты не готовы говорить о том, что экономический кризис

достиг переломной точки — как в общемировом масштабе, так и в отношении

России. При этих условиях выделяются следующие основные принципы управления финансовым риском.

1. Осознанность принятия рисков. Менеджер должен осознанно идти на риск, если он надеется получить определенный доход от осуществления операции.

2. Управляемость принимаемыми рисками. Принимаются только те риски, которые поддаются нейтрализации.

3. Независимость управления отдельными рисками.

4. Сопоставимость уровня финансовых рисков с уровнем доходности сделки.

5. Сопоставимость уровня предпринимаемых рисков с финансовыми возможностями предприятия.

6. Эффективность управления рисками. Затраты на нейтрализацию риска должны быть ниже уровня возможных потерь и доходов.

Для управления рисками необходимо принимать решения. Решение -центральное звено любого управления. Классификация решений по управлению рисками позволяет выделить характерные для них особенности, предусмотреть возможность снижения рисков при принятии решений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Снижение риска возможно на этапе планирования операции или проектирования образцов — введением дополнительных элементов и мер, на этапе принятия решений — использованием рисковых решений, на этапе выполнения операций и эксплуатации технических систем.

В рамках каждого из направлений принимаемые меры будут иметь разное отношение к эффективности (снижения вероятности недопустимости ущерба) к затратам на их обеспечение.

Экономическое пространство, особенно рыночного типа, характеризуется динамизмом, изменчивостью и подвижностью. Изменчивость параметров экономической системы является источником возникновения рисков. Под экономическим риском понимается вероятность разрыва существующих или возникновения новых экономических отношений.

Хозяйственный риск как экономическая категория, существующая объективно, независимо от того, осознаваем он или нет, рассматривается как вероятность благоприятного или неблагоприятного исхода какого-либо события или сознательное принятие решения с элементами риска.

Практическим результатом проявления его могут быть остатки нереализованной продукции на складе, несвоевременные поставки сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов, снижение прибыли и т.п.

В условиях рыночной экономики необходимость принятия решений с элементами риска возрастает. Поэтому возникает потребность в разработке системы управления риском, позволяющей анализировать виды возможных рисков и оценивать их степень и стоимость, проводить мероприятия по предупреждению и минимизации потерь. Управление риском должно помочь предприятию, во-первых оградить себя от больших убытков, во-вторых, сформировать хорошее мнение о предприятии, в-третьих, иметь выгоду при заключении договоров страхования в виде скидок от страховых платежей за проведение предупредительных мероприятий. Важным моментом системы управления риском является правильная оценка действительной стоимости риска, которому подвергается предприятие в процессе осуществления своей деятельности. Это нужно для того, чтобы объективно представить объем возможных убытков и наметить меры к их предотвращению или обеспечению возмещения потерь. Под стоимостью риска стоит понимать фактические убытки предприятия, затраты по их возмещению и уменьшению. Задачей руководства предприятия является снижение степени риска. Для этого используются различные способы. В их числе диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение большей информации о предстоящем выборе и результатах. Процесс управления риском может быть разбит на шесть ступеней: определение риска, выяснение риска, оценка риска, выбор методов управления риском, их осуществление и оценка результатов. Общими в практике являются три основные принципы снижения риска.

1. Не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал.

2. Не забывать о последствиях риска.

3. Не рисковать многим ради малого.

Развитие техники и прогресс научных знаний позволяют в известной мере прогнозировать и в определенном приближении измерять риски. Как свидетельствует мировой опыт, риск можно уменьшить, а его последствия в зависимости от обстоятельств смягчить или устранить при помощи различных технических приемов, к числу которых относятся следующие.

1. Предвидение, которое определяет вероятность и уменьшает неограниченность.

2. Создание гарантийных или резервных фондов, используемых для покрытия рисков частично или полностью.

3. Перенос рисков на третью сторону через их страхование.

4. Получение гарантий от взаимодействующих субъектов на возмещение определенных убытков.

5. Предоставление возможностей для ускорения сделок и обеспечение снижения риска в валютных операциях, в расчетах за продукцию, товары и услуги.

Причиной возникновения рисков являются неопределенности, существующие в каждом проекте. Риски могут быть «известные» — те, которые определены, оценены, для которых возможно планирование. Риски «неизвестные» — те, которые не идентифицированы и не могут быть спрогнозированы.

Хотя специфические риски и условиях возникновения не определены, менеджеры проекта знают, исходя из прошлого опыта, что большую часть рисков можно предвидеть.

Реализуя проекты, имеющие высокую степень неопределенности в таких элементах, как цели и технологии их достижения, многие компании уделяют вниманию разработке и применению корпоративных методов управления рисками. Данные методы учитывают специфику, как проектов, так и корпоративных методов управления.

Управление рисками — это процессы идентификации, анализа рисков и принятия решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Процесс управления рисками проекта обычно включают следующие процедуры.

1. Планирование управления рисками — выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками проекта.

2. Идентификацию рисков — определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование их характеристик.

3. Качественную оценку рисков — качественный анализ рисков и условий их возникновения в целях определения их влияния на успех проекта.

4. Количественную оценку — количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на проект.

5. Планирование реагирования на риски — определение процедур и методов ослабления отрицательных последствий рисковых событий и использования возможных преимуществ.

6. Мониторинг и контроль рисков — мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков.

Все эти процедуры взаимосвязаны друг с другом, а также с другими процедурами. Каждая процедура выполняется по крайней мере один раз на каждом проекте. Несмотря на то, что процедуры, представленные выше, рассматриваются как самостоятельные элементы, на практике они могут взаимодействовать и совпадать.

Для достижения большей эффективности мер по антикризисному управлению предприятием предлагается следующая последовательность действий:

На первом этапе: определение основных направлений перестройки компании в условиях экономического кризиса. Основной задачей данного этапа является определение основных направлений действий в условиях финансового кризиса на основе анализа резервов действующей системы управления и финансово-экономического состояния компании. В рамках данного этапа произ-

водится: анализ финансово-хозяйственной деятельности компании, анализ ключевых бизнес-процессов компании и её организационно-фукциональной структуры, анализ системы планирования и контроля, анализ системы управленческого учета и бюджетирования, подготовка отчета по результатам диагностики системы управления и состояния системы управления и состояния компании и предлагаемым направлениям реагирования на кризисную ситуацию.

На втором этапе: оптимизация структуры компании и стабилизация финансового состояния. В рамках оптимизации организационно-функциональной структуры компании и численности персонала выполняются следующие работы: разработка детального плана мероприятий по финансовому оздоровлению компании и выход из кризисной ситуации, разработка финансовому оздоровлению компании и выход из кризисной ситуации, разработка финансовоэкономической модели для оценки влияния предлагаемых мероприятий на финансово-экономическое состояние и финансовые результаты деятельности компании, оценка бизнес-направлений с точки зрения перспективности для преодоления кризисной ситуации, анализ резервов обеспечительных подразделений, организация функциональных областей отдельных структурных подразделений, определение границ полномочий и ответственности в новых условиях, оптимизация организационной структуры, выбор приоритетных подразделений для оптимизации численности персонала, выбор методов оптимизации численности и обучение участников рабочих групп методикам оптимизации численности, разработка программы высвобождения и ротации персонала, внесение изменений в штатное расписание и другие организационные документы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными задачами по управлению кризисом являются отладка бизнес-процессов, повышение производительности труда, увеличение продаж, сплочение команды.

Многие фирмы предприняли срочные меры по сокращению издержек: приостановили проекты развития, сократили численность персонала, заморозили обучение, сократили бюджеты на маркетинг и рекламу, отказались от проведения дорогих корпоративных мероприятий.

Различают три вида управления: общий менеджмент, антикризисное управление и управление кризисом. Общий или регулярный менеджмент -это традиционное управление фирмой. В кризисной ситуации такие методы малопригодны. Антикризисное управление отличается от обычного, так как в трудной внешней ситуации нужны абсолютно другие подходы, дающие максимально быстрый результат. Управление кризисом — понятие более широкое, чем просто сиюминутное принятие мер. Оно включает как вывод компании из трудной ситуации, так и дальнейшее её развитие.

Мероприятия по управлению кризисом.

1. Поиск внутренних способов повышения производительности труда: сокращение непроизводительного времени, меньшие затраты для получения желаемого эффекта, регулирование бизнес-процессов.

2. Увеличение продаж: активный сбыт, поиск нового целевого сегмента, реализация стоковых позиций, увеличение оборачиваемости товара.

3. Отладка механизмов управления фирмой на практике: регулярное проведение результативных совещаний, четкое распределение ответственности, документальное закрепление бизнес-процессов.

4. Самодисциплина.

5. Укрепление, сплочение и развитие команды: люди самый ценный капитал компании, проведение тренингов по сплочению команды.

Второй великой депрессии удалось избежать благодаря принятым правительствам во всем мире мерам по смягчению денежно-кредитной политики, бюджетному стимулированию и государственной поддержке финансовой системы. Органы финансового регулирования оказались не приспособленными к повышенной концентрации риска.

Международные финансовые организации не смогли наладить активное сотрудничество на международном уровне. Это усугубило неспособность выявить растущие уязвимые места и трансграничные связи. Облегченное регулирование не позволило выявить риск.

По версии исследования МВФ необходимо устранить следующие основные недостатки мировой кредитно-денежной системы.

1. Адекватное поддержание государственного долга.

2. Необходимо повышение налогов и сократить государственные расходы.

3. Прекращение вливания ликвидности и нормализация процентных ставок.

Принципиальную важность имеет выбор стратегии выхода из антикризисной политики, так как серьезные ошибки в этой стратегии увеличивают угрозу рецессии.

В условиях кризиса недооцененные риски могут обернуться невосполнимыми финансовыми потерями. В отчете ВЭФ отмечается, что эпоха стремительного развития, длившаяся более двух десятилетий, подошла к концу. Сейчас мир столкнулся с замедлением экономического роста и усилением влияния государства. Это, а также ряд других факторов полностью изменят привычную картину мировой экономики.

В условиях становления новой финансовой системы, ориентированной на социальную рыночную экономику, механизм регулирования финансовых отношений микроуровня требует не меньше внимания, чем макрорегулиторы экономических отношений.

В современной России, даже в условиях кризиса, управление рисками пока развито мало, начало было положено в страховой и банковской сферах.

Учитывая особенности Российского менталитета предпринимателям в России необходимо помнить: нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал, нельзя рисковать многим ради малого, следует предугадывать последствия риска.

В управлении финансовыми рисками и рисками вообще участвуют все функции цикла финансового менеджмента: от планирования до контроля. Важным аспектом является организационный момент управления рисками с определенными функциональными обязанностями и необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. Чем больше времени и внимания уделено предварительной аналитической работе перед проведением

ответственных коммерческих операций, тем меньше вероятность ошибки, а следовательно, и возникновение рисковых ситуаций. Разработка и принятие оптимального решения — важное условие предупреждение риска. Глубокая аналитическая работа должна предшествовать принятию правильных решений. Риск — неотъемлемая сторона предпринимательства, но на него нужно идти сознательно, после тщательных расчетов.

Даже высокопрофессиональный руководитель не может учесть все ил почти все возможности наступления неблагоприятных событий, не в силах полностью исключить все возможные виды рисков. К тому же опыт предпринимательской деятельности показывает, что сделки с самым высоким уровнем риска часто являются самыми выгодными. Излишне осторожный предприниматель направляет свою деловую активность в ту зону хозяйствования, которая характеризуется наличием наименьших рисков, а значит и минимальной прибыльностью.

Большинство предпринимателей, управляющих, менеджеров, учитывают риск только вынуждено, в затруднительных положениях под нажимом изменений рыночной конъюнктуры, когда продолжение конкретного вида деятельности находится под вопросом.

Каждый, кто хочет проводить результативную, успешную, хозяйственную деятельность должен учитывать риск.

Следует отметить, что существование риска как неотъемлемого элемента экономического процесса, а также специфика использования в этой сфере управленческих воздействий привели к тому, что управление рисками в ряде случаев стало выступать в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности. Этот вид деятельности выполняют профессиональные институты специалистов, страховые компании, а также финансовые менеджеры, менеджеры по риску, специалисты по страхованию.

Литература.

1. Абалакина Т.В. Финансовые аспекты современной инфляции. Социально-экономические проблемы развития РФ: Сборник научных трудов пре-

подавателей и аспирантов кафедры «Финансы и кредит» РГСУ. Москва: АП-КиППРО, 2008.

2. Брейли Р. Майерс С. Принципы корпоративных финансов / пер. с англ. Н. Барышниковой. — М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гончаров Д.С. Комплексный подход к управлению рисками для российских компаний. — М.: Вершина, 2008.

5. Липсиц И. Маркетинг для ТОП — менеджеров: 70 лучших идей для вашего бизнеса. — М.: ЭКСМО, 2007.

6. Рэдхэд К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками /пер. с англ.-М.: Инфра-М,1996.

7. Эрроу К. Восприятие риска и психологии в экономической науке //Альманах: теория и история экономических и социальных институтов и систем.1994, вып.5

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТДЕЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ТАМОЖНИ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА 16 сентября 2005 г. N 871 (Д) В целях упорядочения проведения таможенного контроля в соответствии с Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками, утвержденной Приказом ГТК России от 28.06.2004 N 750дсп, в соответствии с пунктом 6 Приказа ФТС России от 24.01.2005 N 49 «О типовых структурах таможен и таможенных постов и численности должностных лиц и работников таможен и таможенных постов» и Общим положением о таможне, утвержденным Приказом ФТС России от 12.01.2005 N 7 (зарегистрирован Минюстом России 28.03.2005, рег. N 6442), приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об отделе применения системы управления рисками таможни (далее — Типовое положение). 2. Начальникам таможен обеспечить в месячный срок: — разработку положений об отделе применения системы управления рисками таможни на основании Типового положения; — представление на согласование в вышестоящий таможенный орган и утверждение положений об отделе применения системы управления рисками таможни. 3. Исключить подпункт «б» пункта 1 Приказа ФТС России от 03.12.2004 N 358 «Об особенностях действий должностных лиц отделов контроля таможенного оформления, отделов организации таможенного оформления и таможенного контроля и других структурных подразделений региональных таможенных управлений и таможен, а также таможенных постов при применении системы управления рисками». Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой. Вр.и.о. Руководителя, генерал-полковник таможенной службы В.А.ШАМАХОВ 16 сентября 2005 г. N 871 Приложение к Приказу Федеральной таможенной службы от 16 сентября 2005 года N 871 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ТАМОЖНИ I. Общие положения 1. Отдел применения системы управления рисками (далее — Отдел) является структурным подразделением таможни, прямо подчиняется первому заместителю начальника таможни по таможенному контролю и непосредственно подчиняется начальнику таможни. 2. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минэкономразвития России, Минфина России и Банка России, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, правовыми актами ФТС России, а также настоящим Положением. 3. Работа Отдела осуществляется на основе текущего и перспективного планирования. План работы Отдела формируется с учетом планов таможни, РТУ и ФТС России и утверждается первым заместителем начальника таможни по таможенному контролю. 4. Штатную численность Отдела утверждает начальник таможни. 5. Отдел в процессе своей деятельности по поручению руководства таможни при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Отдела, представляет интересы таможни в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления, в различных организациях независимо от форм собственности. 6. Должностные обязанности должностных лиц Отдела регламентируются должностными инструкциями (регламентами), утвержденными в соответствии с установленным порядком. II. Основные задачи Отдела 7. Координация деятельности структурных подразделений таможни, а также таможенных органов в регионе деятельности таможни по выявлению рисков и управлению рисками, возникающими при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств. 8. Подготовка предложений по выявлению рисков и управлению рисками с учетом особенностей региона деятельности таможни и доведение их до руководства таможни для направления в РТУ и ФТС России. 9. Анализ и оценка эффективности применения форм таможенного контроля и иных прямых мер по минимизации рисков в регионе деятельности таможни, подготовка предложений руководству таможни о необходимости актуализации профилей риска с целью направления их в РТУ и ФТС России. 10. Координация проведения таможенного контроля таможенными постами в регионе деятельности таможни, а также контроль применения прямых мер по минимизации рисков. 11. Сбор, анализ и оценка информации о результатах применения форм таможенного контроля и иных прямых мер по минимизации рисков, а также о причинах и условиях, способствующих образованию рисков, подготовка предложений руководству таможни по результатам анализа. 12. Взаимодействие в соответствии с установленным порядком с другими структурными подразделениями таможни, таможенными органами в регионе деятельности таможни, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), перевозчиками и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями), а также другими лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, с целью реализации функций анализа таможенного оформления и таможенного контроля товаров и применения системы управления рисков (СУР). III. Основные функции Отдела 13. Анализ и контроль деятельности таможенных органов в регионе деятельности таможни, осуществляемой на основе СУР, по обеспечению эффективности применения форм таможенного контроля и иных мер по минимизации рисков при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров. 14. Выявление рисков по результатам анализа информации, оценка степени выявленных рисков, разработка проектов зональных профилей риска, проектов ориентировок, а также проектов срочных профилей рисков и доведение их до координирующих и структурных подразделений РТУ и ФТС России. 15. Осуществление методологического руководства структурными подразделениями таможни, применяющими СУР, а также таможенными органами в регионе деятельности таможни по вопросам, входящим в компетенцию Отдела. 16. Направление в ФТС России для согласования целевых методик и алгоритмов выявления рисков, направление предложений руководству РТУ и ФТС России по изменению действующих целевых методик и алгоритмов выявления рисков. 17. Участие в подготовке и доведении до сведения РТУ, ФТС России предложений о включении отдельных участников ВЭД в перечень лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объеме. 18. Контроль применения таможенными органами в регионе деятельности таможни отдельных форм таможенного контроля, прямых мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях риска, либо их совокупности. 19. Участие в проведении таможенного контроля товаров, как до выпуска товаров, так и после их выпуска, в случае выявления при таможенном оформлении профилей рисков, содержащих указание о проведении таможенной ревизии. 20. Участие в пределах компетенции Отдела в подготовке предложений по совершенствованию структуры таможенных органов в регионе деятельности таможни по результатам анализа их деятельности. 21. Внесение руководству таможни предложений об отзыве у лиц, нарушающих таможенное законодательство Российской Федерации, свидетельств о включении в соответствующие реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. 22. Анализ таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, таможенное оформление которых осуществляется в регионе деятельности таможни. IV. Права Отдела 23. Вносить на рассмотрение руководства таможни предложения по вопросам, входящим в компетенцию Отдела. 24. Вносить руководству таможни предложения о необходимости изменения или отмены правовых актов ФТС России, РТУ и таможенных органов в регионе деятельности таможни, касающихся организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств. 25. Пользоваться согласно установленному порядку ведомственными информационными ресурсами, самостоятельно создавать аналитические и информационные базы данных, необходимые для решения возложенных на Отдел задач. 26. Запрашивать согласно установленному порядку и получать от структурных подразделений таможни и таможенных органов в регионе деятельности таможни документы и информацию, необходимые для осуществления своей деятельности. 27. Запрашивать согласно установленному порядку и получать от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций независимо от форм собственности и подчиненности информацию и документы, необходимые для контроля таможенного оформления, по вопросам, входящим в компетенцию Отдела, в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 28. Проверять сведения, содержащиеся в таможенных, коммерческих транспортных (перевозочных) и других документах, используемых для таможенных целей, анализировать информацию из иных источников согласно установленному порядку. 29. Проводить дополнительную проверку до выпуска товаров при условии прикомандирования должностных лиц Отдела к таможенному органу в регионе деятельности таможни, которому декларируются товары и транспортные средства, с целью проверки заявленных сведений, подтверждающих их документов и принятия решения об их достаточности и достоверности, если проведение такой проверки предусмотрено соответствующим профилем риска. 30. Проводить в соответствии с установленным порядком проверки деятельности подчиненных таможенных органов на основании решения начальника таможни, первого заместителя начальника таможни по таможенному контролю. 31. Вносить руководству таможни для предоставления в РТУ и ФТС России предложения об отмене профилей риска, разработанных самостоятельно, структурными подразделениями таможни. 32. Вносить на рассмотрение руководства таможни предложения о проведении служебных проверок в части компетенции Отдела в случае выявления при проведении проверок деятельности таможенных органов в регионе деятельности таможни должностных правонарушений, совершенных должностными лицами указанных подразделений таможенных органов. 33. Принимать участие в разработке и согласовании правовых актов таможни по вопросам, относящимся к компетенции Отдела. 34. Проводить в соответствии с установленным порядком совещания с участием должностных лиц структурных подразделений таможни и таможенных органов в регионе деятельности таможни по вопросам, входящим в компетенцию Отдела. 35. Пользоваться иными правами, предусмотренными правовыми актами ФТС России. V. Заключительные положения 36. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказами таможни по согласованию с соответствующими подразделениями РТУ. Начальник Отдела несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Отдел задач и функций, выполнение установленных программ, планов и показателей его деятельности, соблюдение служебной и исполнительской дисциплины. 37. Начальник Отдела: — прямо подчиняется первому заместителю начальника таможни по таможенному контролю и непосредственно подчиняется начальнику таможни; — руководит Отделом на основе принципа единоначалия; — вносит предложения руководству таможни по вопросам, входящим в компетенцию Отдела, в том числе о поощрении или о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц Отдела и структурных подразделений таможенных органов в регионе деятельности таможни; — распределяет обязанности между подчиненными должностными лицами Отдела; — несет ответственность за организацию профессиональной подготовки должностных лиц Отдела; — принимает решение по вопросам, входящим в компетенцию Отдела; — вносит в соответствии с установленным порядком представления о присвоении специальных званий и классных чинов должностным лицам Отдела; — осуществляет другие функции, пользуется другими правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заместитель Начальника Главного управления организации таможенного контроля П.А.БАКЛАКОВ

Таблица 1

Группа методов, позволяющая определить наличие рисков

Наименование метода

Описание

Оценка вероятности исполнения

позволяет на основе статистической оценки вероятности исполнения какого-либо решения сформировать оценочные параметры возникновения риска

Анализ вероятностных распределений потоков платежей

позволяет оценить возможные отклонения стоимостей потоков платежей от ожидаемых. Поток с наименьшей вариацией считается менее рисковым

Дерево решений

способен оценить возможные отклонения стоимостей потоков платежей от ожидаемых

Имитационное моделирование

позволяет составлять модели, экспериментировать, управлять рисками при помощи создания программных систем. В данную группу относится метод сценариев, метод Монте-Карло

Таблица 2

Виды аналитических методов

Наименование метода

Описание

Анализ чувствительности

основывается на определении исходных параметров проекта, при помощи таких показателей, как норма прибыли, NPV, IRR или чистой прибыли

Метод экспертной оценки

заключается в использовании математических и логических процедур, баз данных, которые помогают эксперту интуитивно определить риски

Метод рейтинговой оценки

эксперту необходимо определить риски по выбранной системе, ранжировать их. Заключительный этап метода направлен на составление таблицы рейтингов

Метод использования контрольных списков источников риска

опирается на использование данных о схожих проектах осуществимых ранее, анализируются убытки, факторы влияющие на них

Метод корректировки нормы дисконта с учетом риска

Позволяет на основе корректировки нормы дисконта производить расчет эффективности инвестиционного проекта

Метод «точки безубыточности»

заключается в определение «точки безубыточности», при которой выручка от продаж совпадает с издержками

Выявлено, что, если предприятия данной отрасли устраняют лишь часть возможных потерь, в результате адаптируются к новым условиям среды с формированием частичного ущерба, это значит, что используется адаптивный подход управления рисками, который является самым рискованным. Данный подход заключается в том, что предприятие периодически пересматривает систему риск-менеджмента для того, чтобы устранить ущерб уже после наступления рискового события. Пассивный подход формирует меры по локализации ущерба и минимизацию воздействия риска.

Результаты исследования и их обсуждение

В изменяющейся среде невозможно быть полностью уверенным в действиях предприятия, оно не может постоянно вести активную борьбу, соответственно, использование пассивного подхода неизбежно. Проведенное авторами исследование предприятий, функционирующих в сфере производства потребительских товаров, позволило выявить их основные риски. На первом этапе исследования участникам предлагалось ранжировать риски по степени опасности для их компании, у опрашиваемых было 55 рисков на выбор. Второй этап исследования заключался в суммировании по отрасли основных из выявленных рисков, определении самых опасных. К ним относятся: риск потери деловой репутации – 17 %; риск колебания валютного курса – 14 %; риск изменения конъюнктуры рынка – 10 %; риск временного или полного прекращения хозяйственной деятельности – 8 % и риск изменения рыночной цены – 7 %. Данное иссследование было основано на методах, представленных в табл. 2. Исследование конкретных случаев из выбранной отрасли применяется, чтобы подчеркнуть критические степени и природу риска, а также выявить важные организационные возможности при работе с риском. Для изучения каждого случая представлены анализ прецедента и ряд уроков управления рисками, чтобы подчеркнуть основные ключевые моменты. Кроме того, изучение каждого конкретного случая включает в себя перечень вопросов, которые служат для того, чтобы определить, как уроки управления рисками могут применяться на любом предприятии.

В табл. 3 представлены методы, позволяющие воздействовать на риски.

Заметим, что один и тот же метод может решить несколько проблем, именно поэтому предприятию нужно лишь выбрать свой путь минимизации рисков. Метод, который будет более эффективным, будет способствовать стабильности работы компании, минимизации потерь, продуктивного выполнения всех требований действующего законодательства, сдачи правильной отчетности в срок, снижению стоимостного капитала, привлекаемого извне, повышению качества управления бизнес-процессами и многое другое.

Таблица 3

Методы управления рисками

Группы

Метод

Характеристика метода

1. Методы нейтрализации

Предотвращение риска

действия, направленные на уменьшение частоты реализации риска

Распределение риска

между партнёров таким образом, чтобы возможные потери были минимальны

Компенсация риска

связан с созданием механизмов предупреждения опасности

Перевод риска

заключается в том, что при помощи заключения договора риск берет на себя третья сторона

2. Методы уменьшения риска

Диверсификация

заключается в инвестировании средств в разные активы, минимально влияющие на инвестиционный портфель

Сбор информации

накопление и обработка данных о рисках для принятия решения, направленного на его устранение

Страхование

это защита имущественных интересов предприятия при наступлении страхового случая специальными страховыми компаниями

3. Методы управления риском

Отказ от рисковых мероприятий

невыполнение одних мероприятий из-за опасности больших потерь прибыли

Страхование

формирование системы самострахования

Признание ущерба

понимание того, что рисковое событие уже наступило, стремление уменьшить его воздействие, состоит в признании ущерба и отказе от его страхования

4. Методы управления риском

Уклонение от риска

избежание рисков, путем отказа от рисковых проектов

Финансирование риска

включает два вида: принятие риска на себя (самострахование) и передача риска (страхование)

5. Методы разрешения рисков

Избежание риска

заключается в разработке мероприятий, которые полностью исключают конкретный вид риска

Удержание риска

покрытие убытков собственными средствами, заемными средствами или текущими активами

Передача риска

перенос риска сторонним организациям, партерам, третьим лицам

6. Методы уменьшения степени риска

Лимитирование

установление лимита по операциям, находящимся к зоне критического рисков

Диверсификация

представляет собой распределение инвестиций между разными объектами инвестиций, не связанными непосредственно между собой

Хеджирование

система заключения строчных контрактов и сделок, учитывающих в будущем изменение валютного курса

Самострахование

определение резервов, которые позволяют минимизировать или избежать риски

Управление рисками регламентируется международными нормативными актами, в которых прописаны стандарты управления рисками в организации в зависимости от их местоположения, отрасли, особенностей управления и многое другое. Наиболее известны в России следующие международные акты управления рисками:

– стандарт управления рисками, разработанный Федерацией европейских ассоциаций риск менеджеров («FERMA»);

– интегрированная модель управления рисками, принятая Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тредвея (модель COSO-ERM);

– законодательно утвержденный стандарт в сфере управления рисками «Закон Сарбейнса – Оксли» (Sarbanes-Oxley Act).

Вышеперечисленные стандарты применяются на российских предприятиях лишь частично, поскольку существует ряд проблем, связанных с адаптацией данных методов, носящих технологический характер, а именно:

– недостаточность и неконкретность российского законодательства в части управления рисками;

– отсутствие на предприятиях накопленных статистических данных для проведения количественных оценок;

– низкая профессиональная подготовка персонала.

Существует большое количество методов управления рисками в организации, руководству нужно лишь правильно организовать процесс их применения на практике, выбрать те, которые будут соответствовать специфике предприятия, сформировав таким образом универсальный механизм риск-менеджмента, основанный на системе контроля за рисками, мониторинге.

Проведенное исследование позволило выявить, что предприятия отрасли производства потребительских товаров по-разному реагируют на изменение конъюнктуры рынка, некоторые из них более чувствительны к нему, чем другие. Но общим фактором является то, что из-за замедлений экономического роста страны и роста неопределенности происходит сокращение, сдерживание капитальных затрат в организациях.

Операционные риски в коммерческой деятельности представляют собой те некоторые виды рисков, которые вызывают наибольшее количество трудностей в отношении управления и выявления, так как эти риски зачастую являются неотъемлемой частью делового решения, оказывающего масштабное воздействие. В целом вариант выбора отрасли, страны, технологии или стратегии является основанием для очевидного и эксплицитного предположения о возможном риске.

Часто операционные риски выступают в качестве базы в виде совокупности убеждений, знаний и опыта, заставляющих человека мыслить определённым образом, принимая такое решение, охватывающее большое количество направлений деятельности. Даже там, где представляется возможным на практике оценить эффективность стратегии или деятельность отрасли в условиях развития различных сценариев даже перед осуществлением инвестирования этого рынка, не всегда возможно спрогнозировать возникновение операционного риска непосредственным образом.

Таким образом, технологии моделирования такого риска отрасли являются достаточно действенными, однако информационное обеспечение в отношении неотъемлемого операционного риска представляет собой проблему. Так, например, ответ на вопрос, каким образом рынок среагирует на нового участника с новой моделью ценообразования, требует условного проецирования данных в перспективе будущего. Такое моделирование является своеобразной проверкой наших лучших экономических моделей и моделей управления риском. Неотъемлемые операционные риски часто упускаются или неправильно истолковываются.

Выводы

В настоящее время предприятия хотят обезопасить себя от рисков, для этого им необходимо систематизировать свою деятельность при помощи различных платформ и программ, которые в симбиозе дадут максимальный контроль над деятельностью, возможность мониторинга рисков, их предугадывание. Иногда риск вызван внешними факторами, такими как смена режима, корректировка государственной политики, террористические атаки или стихийные бедствия, но иногда и внутренними. К внутренним элементам относятся сбои по поставкам товаров, неэффективное организационное планирование, недооценка в анализе, качества прогнозирования рисков, навыков и компетентностей сотрудников. Минимизация риска требует скоординированного усилия всей организации. Риск-менеджмент многовариантен, он может сочетать в себе, как стандартные подходы, так и нестандартные методы, подходящие только данному рисковому событию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *