Отмена государственной закупки

Если стоимость договора по 223-ФЗ превышает 100 тыс. руб., то сведения о закупке должны быть размещены в Единой информационной системе (ЕИС). Зачастую сумма бывает превышена из-за заключения допсоглашения, предусмотренного договором. В каких случаях нужно публиковать сведения о малой закупке в ЕИС и какие возможны нарушения на таких торгах, рассказали эксперты Т94.

«Согласно 223-ФЗ, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке до 100 тыс. руб., — напомнил Сергей Фахретдинов, руководитель комитета «Деловая Россия» по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний. – Также, в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб».

Как сообщили Т94 в пресс-службе Министерства экономического развития РФ, считается, что в этих случаях заказчиком осуществляются мелкие закупки, и целесообразность проведения конкурентных торговых процедур отпадает. Также заказчик вправе не размещать в ЕИС информацию о закупке, когда заключаются несколько договоров в рамках одной закупки, суммарная стоимость которой в конце финансового года превышает 100 тыс. руб. По словам Сергея Фахретдинова, такой возможностью нередко пользуются заказчики. Ведь в этом случае не нужно показывать закупку. Провести ее можно у единственного поставщика, что гораздо проще, чем при конкурентных процедурах.

Но существует и противоположная ситуация, когда закупка, наоборот, не разбивается на несколько мелких, а небольшие, но различные, товарные группы объединяется в одну крупную закупку. Госзаказчикам легче провести закупку по одному лоту у крупного интегратора-поставщика, нежели искать возможных поставщиков среди малого и среднего бизнеса, поясняет Сергей Фахретдинов. В МЭР отмечают, что прямые закупки у поставщика до 100/500 тыс. руб. заказчик вправе не включать в план закупок, но сведения о них отображаются в ежемесячном отчете и полугодовом отчете для Федеральной службы государственной статистики.

«Закон о закупках не регламентирует ценовой порог закупки у единственного источника, заказчик делает это самостоятельно в положении о закупке, руководствуясь положениями статьи 2 закона. Если положением о закупке предусмотрена возможность закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика на сумму, например, до 250 тыс. руб., то сведения о таких закупках, если они превышают 100 тыс. руб., а годовая выручка заказчика за предыдущий год не превышает 5 млрд руб., также должны публиковаться в ЕИС», — пояснили в министерстве.

Для популяризации закупок до 100 тыс. руб. необходимо создать подобие «электронного магазина», где процедура будет понятной, простой и автоматизированной, предлагает Сергей Фахретдинов. «Информационная открытость создаст конкурентную среду среди поставщиков и широкий выбор для заказчиков», — отмечает эксперт.

Если говорить о допсоглашениях, которые могут быть предусмотрены договором, то они заключаются по мере необходимости. Информация же о малых закупках подлежит размещению в ЕИС, в случае, когда они осуществляются на конкурентной основе, подчеркивают в Минэкономразвития.

Примеров нарушений на торгах по малым формам закупок в министерстве не назвали. Рассказали только, что часто бывают случаи, когда разбивают одну крупную закупку на несколько мелких, но не для того, чтобы ее скрыть, а для того, чтобы оплачивать контракт «траншами» в несколько этапов.

Что касается закона о контрактной системе, где есть пункт о таких малых закупках, то о нем Т94 подробно рассказал Николай Баранов, заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих академии при Президенте РФ. «44-ФЗ также не обязывает заказчика размещать в ЕИС информацию о закупках до 100 тыс. руб. Но заказчику необходимо вести учет и регистрацию всех контрактов, хранить всю документацию. В конце финансового года по таким закупкам необходимо будет отчитаться путем составления отчетов, которые размещаются в ЕИС», — говорит эксперт.

Согласно закону о контрактной системе, при осуществлении закупки у единственного поставщика заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении такой закупки не позднее, чем за пять дней до даты заключения контракта. Но на закупку до 100 тыс. руб. это требование не распространяется. Кроме этого, в госзакупках действует постановление, где говорится, что заказчики размещают отчет об исполнении госконтракта и о результатах отдельного этапа его исполнения в ЕИС в сфере закупок. Но также на закупку до 100 тыс. руб. это требование не распространяется.

По словам Николая Баранова, заключать дополнительные соглашения госзаказчикам невыгодно, им проще провести новую закупку. Но если подписание соглашения случилось, то сведения о закупке нужно публиковать в ЕИС постфактум, ограничение только по лимитам таких закупок. За всем этим процессом и соблюдением лимитов должен следить контрактный управляющий.
Относительно нарушений в рамках контрактной системы, эксперт отметил, что заказчик может быть привлечен к ответственности за намеренное дробление до 100 тыс. руб. той закупки, которую можно было провести конкурентным способом — например, идентичных товаров, работ, услуг. В таком случае Федеральная антимонопольная служба может обязать заказчика провести закупку иначе.

Итак, в случае не размещения информации о закупке в ЕИС, нарушителю грозит штраф. Для должностных лиц по 223-ФЗ он составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а для юрлиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Меры наказания подробно описаны в Кодексе об административных правонарушениях. В Минэкономразвития говорят, что обычно информацию о мелких закупках не утаивают, это вредит репутации заказчика. Эксперты отмечают, что и в рамках контрактной системы заказчики редко скрывают закупки, немногим превышающие 100 тыс. руб. Чаще всего они попадаются на нарушении лимитов. В этом случае заказчик может быть привлечен к административной ответственности и оштрафован на сумму свыше 30 тыс. руб. Чтобы избежать наказания рублем, заказчику необходимо отслеживать потраченные суммы и вести отдельный реестр для таких контрактов.
Ангелина Жукова.

Когда процедуру госзакупки можно отменить

Заказчик (организатор) вправе принять решение об отмене процедуры госзакупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета госзакупки.

Случаи отмены процедуры госзакупки представлены в таблице.

Отмена процедуры госзакупки
Основания для отмены процедуры госзакупки На каком этапе можно отменить процедуру госзакупки
Отсутствие финансирования Заказчик вправе отменить процедуру в ходе ее проведения.

Процедура госзакупки начинается от принятия решения о проведении процедуры госзакупки и заканчивается заключением договора либо отменой процедуры или признанием ее несостоявшейся

Утрата необходимости приобретения товаров (работ, услуг)
Возникновение необходимости внесения изменений и (или) дополнений:

— в предмет госзакупки;

— требования к предмету госзакупки;

— требования к участникам

Выявление заказчиком (организатором) нарушений законодательства при организации и проведении процедуры госзакупки

Как отменить процедуру

Алгоритм действий следующий.

Шаг 1. Принимаем и оформляем решение об отмене процедуры госзакупки

Приказ об отмене процедуры госзакупки (далее — приказ) издает заказчик. В данном документе целесообразно указать основание и причину принятия соответствующего решения.

Пример формулировки приказа об отмене процедуры госзакупки:
<…>
В связи с необходимостью внесения изменений (дополнений) в требования к составу участников процедуры запроса ценовых предложений N auc0000111222 и в соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 27 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 N 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок»
ПРИКАЗЫВАЮ:
Отменить процедуру запроса ценовых предложений N auc0000111222
<…>

Проект приказа до подписания визируют у исполнителей и заинтересованных должностных лиц, например, у специалиста по организации закупок, юрисконсульта. Далее его подают на подпись руководителю (уполномоченному лицу), от имени которого он издается.

Справочно
Отмена процедуры госзакупки не входит в функции комиссии по госзакупкам. С 01.07.2019 законодательство не требует проводить заседание комиссии по госзакупкам для отмены процедуры госзакупки и оформлять протокол о ее отмене.

Шаг 2. Размещаем решение об отмене процедуры госзакупки на ЭТП

В случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений решение об отмене процедуры госзакупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета госзакупки с указанием причин отмены заказчик (организатор) размещает на ЭТП не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения. Операторы ЭТП и ГИАС обеспечивают размещение такого решения в ГИАС. Оператор ЭТП обеспечивает направление соответствующих уведомлений участникам.

Для размещения приказа нужно зайти в личный кабинет на ЭТП. В разделе «Мои закупки» выбрать отменяемую закупку, кликнув активную гиперссылку с названием предмета закупки. В экранной форме «Отмена процедуры закупки»:

— указать причину отмены;

— прикрепить документы, подтверждающие причину отмены, например копию приказа об отмене процедуры;

— кликнуть на ссылку «Сформировать заявление».

Шаг 3. Извещаем участников об отмене процедуры госзакупки (в случае проведения закрытого конкурса, закупки из одного источника)

В случае проведения закрытого конкурса, процедуры закупки из одного источника заказчик (организатор) направляет участникам решение об отмене процедуры госзакупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета госзакупки с указанием причин отмены.

Срок направления участникам решения об отмене процедуры госзакупки: не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения.

Форму извещения, как и порядок его направления участникам, законодательство не устанавливает. Извещение направляют участникам, например, письмом с уведомлением о его получении. Как правило, соответствующая обязанность ложится на специалиста по организации закупок.

Пример
Заказчик принял решение об отмене процедуры 21.11.2019. Извещение участникам необходимо направить в период с 21.11.2019 по 22.11.2019.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *