Оценка эффективности государственных закупок

Сущность анализа закупок

В любой организации существуют задачи, связанные с системой закупок, отвечающие на вопросы: «Что производить, где закупать, сколько и на каких условиях»? Данными задачами занимается отдел снабжения. Они определяют потребность организации в сырье и анализируют информацию по качественным и количественным характеристикам. Отдел закупок производит экономический анализ всех закупок компании.

Определение 1

Анализ закупок представляет собой изучение рынка государственных и муниципальных и коммерческих закупок по определенному виду (сфере) деятельности, по конкретным видам продукции.

Если рассматривать затраты организации на закупки, то в общей сложности в структуре себестоимости они составляют от 40% до 60% затрат производства продукции в зависимости от отрасли самого предприятия. Поэтому менеджерами отдела закупок уделяется серьезное внимание сокращению издержек организации и их оптимизации. Данный процесс возможен только при условии качественной работы отдела.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Экономический анализ закупок 490 руб.
  • Реферат Экономический анализ закупок 220 руб.
  • Контрольная работа Экономический анализ закупок 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Экономический анализ закупок подразумевает сбор, анализ и структурирование отчетности по основным показателям. В условиях больших организаций с несколькими сотнями используемых номенклатур – это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Для обработки данных и создания отчетов используют современное программное обеспечение.

Направления экономического анализа закупок

Для комплексного экономического анализа необходимо проанализировать три показателя: время, цену и поставщиков.

Анализ времени подразумевает сбор статистических данных о времени поставок и их последующих задержках. В данном случае анализируется следующие параметры:

  • процент доли общих задержанных заказов,
  • процент задержанных заказов, которые вызвали простой производства в связи с отсутствием необходимых материалов.

Замечание 1

Руководитель отдела закупок должен в реальном времени отслеживать ситуацию с задержанным товаром, для того, чтобы оперативно отреагировать и предпринять меры в сложившейся ситуации.

Анализ цен необходим для сравнения закупочных и планируемых затрат, выявления разницы. Анализу подвергаются следующие показатели:

  • цена закупки,
  • цена закупаемых ресурсов,
  • индекс средних цен товарных групп,
  • изменение цены и причин,
  • эффективность закупки,
  • соотношение доли закупок к проданным товарам,
  • соотношение доли выданных ордеров.

Анализ цен позволяет планировать бюджет закупок исходя из экономических тенденций. При анализе поставщиков рассматриваются следующие параметры:

  • доля просроченных поставщиком товаров,
  • доля отказов от поставок,
  • доля товаров, несоответствующего качества,
  • доля поставленных вопреки договоренностям с поставщиком,
  • изменение цен на товар.

Данный анализ позволяет определить надежность поставщика, что в дальнейшем повлияет на собственный производственный процесс организации.

Постоянный экономический анализ закупок позволяет принять оптимальное решение относительно важнейших экономических показателей. Работа отдела закупок в условиях постоянного анализа более структурированная. При необходимости руководитель может в любой момент повлиять на процесс закупок. Основным преимуществом анализа закупок является возможность оптимизировать процессы системы и повлиять на издержки компании. В процессе анализа возможно избежать проблем с бракованной продукцией, снизить транспортные расходы, обеспечить производство необходимыми материалами, чтобы избежать простоев и исключить нецелевой расход бюджета. Данные меры позволяют организации удерживать конкурентоспособные позиции на рынке.

Методика оценки эффективности государственных закупок

Назначение методики

Методика оценки эффективности государственных закупок Костромской области предназначена для оценки деятельности государственных заказчиков с точки зрения эффективности, законности, дисциплины исполнения ими государственных функций по обеспечению государственных нужд Костромской области в товарах, работах, услугах.

В рамках методики проводится как оперативная оценка эффективности отдельных закупок, так и аналитическая оценка эффективности закупок в целом по заказчикам и отраслям.

Объекты оценки

— Отдельные размещения заказа.

— Государственные заказчики.

— Отраслевые департаменты.

— Уполномоченный орган.

Субъекты оценки

— Государственные заказчики

— Отраслевые департаменты

— Уполномоченный орган.

Порядок проведения оценки эффективности государственных закупок

Костромской области

Существует традиционная оценка – оценка эффективности расходования бюджетных средств по конкретной закупке. Данная оценка позволят оперативно определить, какова экономия бюджетных средств по каждой конкретной закупке. При этом система размещения заказов здесь не оценивается и не анализируется.

Поэтому, наряду с оперативной оценкой вводится аналитическая комплексная оценка, позволяющая оценивать не отдельные размещения заказов, а всю их систему в целом, оценивать не только экономию денежных средств, но и целый комплекс показателей эффективности системы закупок, в частности – планирование, определение начальной цены, средние отклонения цен контрактов от среднеотраслевых, соблюдение законодательства при размещении заказов, исполнение контрактов.

Оба вида оценки применяются параллельно – оперативная по каждой закупке, аналитическая – комплексно, по итогам отчетного периода по отдельным заказчикам, отраслевым департаментам, отраслям закупок, в целом по системе государственных закупок Костромской области.

1. Оперативная оценка эффективности расходования бюджетных средств по конкретной закупке.

Итоги каждой конкретной закупки оцениваются на предмет эффективности расходования бюджетных средств путем определения экономии. Экономия определяется в процентах от начальной цены контракта.

При этом, полученной экономии дается оценка и приводятся конкретные рекомендации по увеличению экономии в ходе закупок.

Показатель эффективности (E) рассчитывается как:

C нач – С кон

E= ———————— х 100 %, где

С нач

С нач – начальная цена контракта

С кон – цена, по которой заключается контракт

При этом закупке присваиваются следующие степени эффективности расходования бюджетных средств:

Значение показателя эффективности

Оценка эффективности деятельности

Необходимые действия

Е=0 (единственный участник, нет участников, закупка вне конкурсных процедур)

Неэффективна

Изучение рынка

Привлечение поставщиков

Е<5%

Низкая эффективность

Изучение рынка

Привлечение поставщиков

Возможно, очень точно определена начальная цена контракта

5%<Е<12%

Нормативная эффективность

Не нуждается в особых действиях

12%<Е<20%

Высокая эффективность

Особое внимание к исполнению контракта поставщиком

Е>20%

Необоснованная эффективность

Проверка обоснованности начальной цены

Особое внимание к исполнению контракта победителем

Таким образом, все неконкурентные закупки (закупка из единственного источника, в том числе закупки до 100 тыс. рублей, закупки по итогам котировок и торгов с одним участником, закупки по согласованию с уполномоченным органом) признаются неэффективными. Не применяется для закупок, являющихся неконкурентными по определению (услуги монополистов).

Особое значение уделяется закупкам с необоснованной эффективностью, которая может быть результатом недобросовестных действий победителя либо существенного завышения начальной цены контракта.

  1. Аналитическая оценка эффективности государственных закупок

  2. Практика показывает, что традиционная оценка закупок на предмет исключительно экономии бюджетных средств не отражает в полной мере степени эффективности закупок и может применяться только для оперативного анализа. При такой оценке из анализа выпадает ряд важнейших показателей, в частности – уровень конкурентности, соблюдение законодательства при размещении заказов, дисциплина планирования и исполнения контрактов. Кроме того, имеются изъяны при расчете экономии относительно начальной цены контракта, поскольку такой расчет не учитывает обоснованности определения начальной цены и реальных рыночных условий ценообразования.

Поэтому вводится аналитическая оценка эффективности государственных закупок Костромской области, учитывающая вышеперечисленные факторы.

По итогам отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) рассчитывается комплексный показатель эффективности закупок всех государственных заказчиков Костромской области.

Для определения комплексного показателя применяются наиболее важные показатели, демонстрирующие главные составные части проведения закупок и дающие возможность формализовать подход к оценке эффективности несмотря на особенности тех или иных заказчиков и отраслей размещения заказа.

Указанные показатели характеризуют все стадии процесса размещения заказа — планирование, размещение заказа, исполнение контракта и дают наиболее полное представление о состоянии размещения заказов.

При расчете, в частности, используются следующие показатели:

К1 – Экономия при размещении заказов

Наиболее важный показатель. Показывает, насколько эффективно с точки зрения экономии бюджетных средств проводятся закупки заказчиком.

При этом важно, что для сравнения применяется не начальная цена контракта (которая может быть определена неверно), а средние сложившиеся за квартал по отрасли цены предложений участников (учитываются в относительных величинах – проценте снижения начальной цены).

К2 – Соблюдение законодательства при размещении заказов

Показатель учитывает наличие установленных нарушений размещения заказов у заказчика в течение каждого квартала.

Важность показателя определяется тем, что отсутствие нарушений и возможных злоупотреблений – неотъемлемая и важнейшая часть построения эффективной системы государственных закупок.

К3 – Доля конкурентных закупок

Учитывается доля закупок в общем объеме, проведенная путем проведения торгов либо запросов котировок цен у оцениваемого заказчика в сравнении со средним показателем по всем заказчикам.

Важность показателя определяется тем, что только конкурентные закупки позволяют обеспечить экономическую эффективность системы государственных закупок, сокращение доли закупок у единственного источника – одна из наиболее важных составляющих эффективности.

К4 – Выполнение планов при размещении заказов

Система планирования – важнейший аспект размещения заказа, позволяющий сбалансировать систему закупок.

Показатель оценивает систему планирования каждого заказчика. Выявляется наличие отклонений в фактически проведенных закупках от плана – наличие незапланированных закупок, непроведение запланированных закупок, нарушение сроков проведения закупок.

К5 – Дисциплина исполнения контрактов

По сути, размещение заказа не заканчивается на этапе заключения контракта. Для оценки эффективности размещения необходимо оценить основную цель размещения заказа – получение тех благ, для которых оно и проводилось. Поэтому в систему показателей оценки вводится показатель оценки исполнения контрактов на предмет сроков исполнения, качества исполнения и иных.

К6 – Обоснованность определения начальной цены контрактов

Показатель эффективности расходования средств необходимо дополнить показателем обоснованности определения начальной цены контракта. Сложилась практика, когда начальная цена контракта определяется не на основе реальной рыночной конъюнктуры, а иными путями – произвольно, исходя из имеющихся лимитов бюджетных ассигнований, только из опыта предыдущих закупок и т.п. Показатель позволяет определить, насколько верно заказчик определяет начальные цены контрактов и оценивает, насколько велико отклонение начальной цены контракта от среднеотраслевой.

Показатель комплексной оценки (K) рассчитывается путем суммирования значений по каждому из нижеприводимых критериев с учетом их весовых коэффициентов по формуле:

K = К1*0,3 + К2*0,1 + К3*0,2 + К4*0,1+ К5*0,1 + К6*0,2

Весовые коэффициенты показателей определены экспертным путем исходя из сравнительной значимости каждого показателя комплексной оценки.

Порядок расчета каждого из показателей эффективности:

2.1. Экономия при размещении заказов (К1)

К1=Е/А*10(балла), где:

Ед – достигнутая экономия при размещения заказов за отчетный период;

Eср – средняя экономия по конкретной отрасли размещения заказов по всем заказчикам за отчетный период

Экономия определяется на основе сопоставления цены товара (работы, услуги) закупленного по результатам размещения заказа, со средней ценой товара (работы, услуги) предложенной поставщиками по следующей формуле:

S(Цс) – S(Цк)

E = ——————— х 100, где

S(Цк)

S(Цс) – сумма средних цен предложений поставщиков (в случае конкурсов, котировок – средние цены, указанные в заявках, в случае аукционов – цены предложений всех участников аукциона) в целом за период по заказчику (либо за период по заказчику по отрасли размещения)

В случае отсутствия предложений, кроме предложения, по которому заключен контракт – для расчета принимается начальная цена контракта

S(Цк) – сумма цен предложений, по которым заключен контракт в целом за период по заказчику (либо за период по заказчику по отрасли размещения)

Для определения достигнутого показателя экономической эффективности размещенных заказов за отчетный период применяется следующая формула:

S(Цс) – S(Цк)

А = ——————— х 100, где

S(Цк)

S(Цс) – сумма всех средних цен предложений поставщиков в отчетном периоде по всем заказчикам либо по всем заказчикам по конкретной отрасли

S(Цк) – сумма всех цен контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, по которым определялась экономическая эффективность в отчетном периоде либо по всем заказчикам либо по всем заказчикам по конкретной отрасли

2.2. Соблюдение законодательства при размещении заказов (К2)

При отсутствии в отчетном периоде нарушений у заказчика значение критерия будет определяться равным:

К2=10 баллов

В случае установления нарушений при размещении заказов в отчетном периоде значение критерия определяется по формуле:

К2=10*(1-Кн/Крз), где

Кн – количество нарушений в отчетном периоде;

Крз = 10, при количестве размещенных заказов в отчетном периоде менее 10;

Крз = фактическому количеству размещенных заказов в отчетном периоде, если оно больше или равно 10.

При получении результата = 0 или отрицательного результата (-) значению критерия присваивается – 0 баллов.

Учитываются нарушения, установленные по итогам проверок, рассмотрения жалоб участников размещения заказа.

2.3. Доля конкурентных закупок (К3)

К3= (Pрассм/Рср)*5, где

Ррассм. – доля закупок, осуществленных путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок цен у рассматриваемого заказчика

Рср — доля закупок, осуществленных путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок цен в среднем по всем государственным заказчикам.

При этом не учитываются закупки у субъектов естественных монополий и иные закупки, которые не могут быть осуществлены на конкурентной основе

2.4. Выполнение планов при размещении заказов (К4)

Базовое значение — К4=10

При наличии отклонений фактических размещений заказа от плановых, в частности:

— наличие внеплановых размещений

— нарушение сроков размещений

— неразмещение запланированных заказов, К4=0

2.5. Дисциплина исполнения контрактов (К5)

Выявляются следующие нарушения:

— незаключение контракта

— нарушение сроков передачи контракта на подписание

— нарушение сроков регистрации контракта

— нарушение обязательств по контракту

— нарушение сроков уведомления об исполнении (расторжении) контракта

Базовое значение — К5=10

При наличии нарушений дисциплины при заключении и исполении контрактов по вине заказчика, в частности:

— незаключение контракта

— несоблюдение сроков передачи контракта на подписание

— несоблюдение сроков регистрации контракта

— несоблюдение обязательств по контракту

— несоблюдение сроков уведомления об исполнении (расторжении) контракта,

К5=0

2.6. Обоснованность определения начальной цены контрактов (К6)

Рассчитывается отклонение определенной заказчиком начальной цены контракта от средней цены контракта, предложенной участниками размещения заказа.

В случае, если отклонение не превышает средней экономии по отрасли, К6=10.

В случае наличия указанного отклонения, применяются понижающие коэффициенты:

Отклонение до 5% — К6=10*0,9

Отклонение до 10% — К6=10*0,8

Отклонение до 15% — К6=10*0,7

Отклонение до 20% — К6=10*0,5

Отклонение свыше 20% — К6=0

В случае отсутствия сведений по данной отрасли, показатель не применяется, показателю К1 присваивается вес 0,5

Итоговый показатель комплексной оценки рассчитывается путем суммирования значений по каждому критерию с учетом их весовых коэффициентов.

K = К1*0,3 + К2*0,1 + К3*0,2 + К4*0,1+ К5*0,1 + К6*0,2

Для оценки эффективности деятельности используется следующая балльная шкала:

Итоговый показатель

комплексной оценки (П),

в баллах

Оценка эффективности деятельности

К>=8

Эффективная

6=<К<8

Умеренно эффективная

5=<К<6

Неэффективная

К<5

Неудовлетворительная

Итоги оценки позволяют:

  1. Сравнить итоговые показателей по каждому из заказчиков и ранжировать заказчиков по степени эффективности проведения закупок.

  2. Выявить динамику итогового показателя по каждому конкретному заказчику и в целом по области.

  3. Выявить «проблемные» места в деятельности каждого заказчика путем выявления, за счет каких показателей снижается эффективность закупок.

  4. Оценить значение и динамику показателей, применяемых при расчете. Особое значение здесь имеет возможность определения среднеотраслевых и средних по области значений экономии как в сравнении с начальными ценами, так и в сравнении с усредненными предложениями участников размещения заказа.

  5. Выявить подходы и дать рекомендации заказчикам по определению начальной цены контрактов.

  6. Иметь полную информацию о проблемах планирования по каждому заказчику.

  7. Повысить дисциплину исполнения контрактов заказчиками.

  8. Анализировать имеющиеся нарушения законодательства при размещении заказов.

Исходные данные для проведения оценки

№ п/п

Оцениваемый показатель

Исходные данные

Источник данных

Оперативная оценка эффективности расходования бюджетных средств по конкретной закупке

Начальная цена контракта

Извещение о проведения закупки

Цена заключаемого контракта

Итоговый протокол закупки

Экономия при размещении заказов

Цена заключаемого контракта

Итоговый протокол закупки

Средняя экономия по отрасли

Итоговые протоколы закупок

Соблюдение законодательства при размещении заказов

Сведения о наличии нарушений

Контролирующие органы

Доля конкурентных закупок

Доля конкурентных закупок заказчика

Отчетность заказчика

Доля конкурентных закупок по всем заказчикам

Отчетность заказчиков

Выполнение планов при размещении заказов

Планируемые заказчиком закупки

План-график

Фактические закупки заказчика

Отчеты о проведенных закупках

Дисциплина исполнения контрактов

Сведения о заключении и исполнении контрактов

Реестр контрактов

Обоснованность определения начальной цены контрактов

Начальная цена контракта

Извещение

Цены, предложенные участниками

Итоговый протокол

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *