Оценка эффективности использования бюджетных средств

Оценка эффективности расходования бюджетных средств в современной России

Структура расходов бюджета Российской Федерации.

По влиянию на процесс расширенного воспроизводства выделяют:

Текущие расходы — это бюджетные средства, выделяемые юридическим лицам, для финансированиях их текущих потребностей; к текущим расходам относятся: содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, текущие субсидии нижестоящим органам государственной власти, выплата процентных платежей по государственному долгу и другие платежи.
Капитальные расходы – это государственные вложения в основной капитал и прирост запасов.

Ведомственный признак, в каждой группе расходов позволяет выделить соответствующее юридическое лицо, получающее ассигнование из бюджета.

Территориальный признак. Госрасходы подразделяются на расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и расходы местных бюджетов. В унитарных государствах: расходы республиканского бюджета, расходы местных бюджетов.

Структура расходов федерального бюджета РФ 20024:
1. Социальная политика — 22,06%
2. Обслуживание государственного и муниципального долга — 14,61%
3. Национальная оборона — 14,57%
4. Финансовая помощь бюджетам других уровней — 13,61%
5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства — 8,91
6. Образование — 4,11%
7. Дорожное хозяйство — 3,51
8. Промышленность, энергетика, строительство — 2,96%
9. Государственное управление — 2,91
10.Международная деятельность — 2,2%
11.Здравоохранение и физическая культура — 1,64
12.Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
— 1,55
13.Сельское хозяйство и рыболовство — 1,38
14.Прочие расходы — 5,98%

    1. Структура расходов федерального бюджета за 2007-2008г.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы: функционирование Президента Российской Федерации; функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования; функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований; функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора; обеспечение проведения выборов и референдумов; международные отношения и международное сотрудничество; государственный материальный резерв; фундаментальные исследования; обслуживание государственного и муниципального долга; резервные фонды; прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов; другие общегосударственные вопросы;

2) национальная оборона: Вооруженные Силы Российской Федерации; модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований; мобилизационная и вневойсковая подготовка; мобилизационная подготовка экономики; подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности; ядерно-оружейный комплекс; реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества; прикладные научные исследования в области национальной обороны; другие вопросы в области национальной обороны;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность: органы прокуратуры; органы внутренних дел; внутренние войска; органы юстиции; система исполнения наказаний; органы безопасности; органы пограничной службы; органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона; обеспечение пожарной безопасности; миграционная политика; модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов; прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности; другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

4) национальная экономика: общеэкономические вопросы; топливно-энергетический комплекс; исследование и использование космического пространства; воспроизводство минерально-сырьевой базы; сельское хозяйство и рыболовство; водное хозяйство; лесное хозяйство; транспорт; дорожное хозяйство; связь и информатика; прикладные научные исследования в области национальной экономики; другие вопросы в области национальной экономики;

5) жилищно-коммунальное хозяйство: жилищное хозяйство; коммунальное хозяйство; благоустройство; прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства; другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;

6) охрана окружающей среды: экологический контроль; сбор, удаление отходов и очистка сточных вод; охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания; прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды; другие вопросы в области охраны окружающей среды;

7) образование: дошкольное образование; общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

высшее и послевузовское профессиональное образование; молодежная политика и оздоровление детей; прикладные научные исследования в области образования; другие вопросы в области образования;

8) культура, кинематография, средства массовой информации: культура; кинематография; телевидение и радиовещание; периодическая печать и издательства; прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации; другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;

9) здравоохранение, физическая культура и спорт: стационарная медицинская помощь; амбулаторная помощь; медицинская помощь в дневных стационарах всех типов; скорая медицинская помощь; санаторно-оздоровительная помощь; заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов; санитарно-эпидемиологическое благополучие; физическая культура и спорт; прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта; другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта;

10) социальная политика: пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; охрана семьи и детства; прикладные научные исследования в области социальной политики; другие вопросы в области социальной политики;

11) межбюджетные трансферты: дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии); субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; иные межбюджетные трансферты; межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Состав и структура расходов федерального бюджета за 2007-2008 годы представлена в приложении №. 2.

  1. Развития современной бюджетной системы.

В настоящий момент, экономическое положение нашей страны быстро меняется и не в лучшую сторону в связи с мировым экономическим кризисом, который привел в действие механизм существенного снижения доходов федерального бюджета.

В связи с этим уже пересмотрены основные показатели доходов и расходов бюджета в 2009 — 2011 годах.

Доходы федерального бюджета на 2009 г.5 запланированы в сумме 6,3 трлн. руб., расходы — 9,5 трлн. руб. Ожидается, что с учетом снижения доходов дефицит федерального бюджета составит около 8% ВВП. При этом ожидается, что в номинальном выражении ВВП России в текущем году сократится до 40,42 трлн. руб. (в 2008 г. — более 42 трлн. руб). Из средств Резервного фонда в 2009 г. в экономику планируется направить 2,7 трлн. руб. Это предельная сумма, которая возможна при сохранении прогноза инфляции на уровне 13-14%.

Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение эффективного расходования средств, создание базы для расширения собственного доходного потенциала снижается. В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований управление бюджетным процессом остается на низком уровне, не внедряются в бюджетный процесс принципы бюджетирования, ориентированного на результат, отсутствует система оценки эффективности бюджетных расходов.

Причины существования и роста неэффективных расходов ясны — сохранение устаревшей системы финансирования сети учреждений исходя из фактических затрат, отсутствие конкуренции и барьеры на пути привлечения частного сектора к оказанию бюджетных услуг.

В целях решения проблем в сфере межбюджетных отношений следует действовать в следующих направлениях:

  • инвентаризация, анализ финансового обеспечения и оптимизация публичных обязательств;

  • обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств, оптимизация расходов на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

  • обеспечение реструктуризации бюджетной сети при сохранении качества и объемов государственных и муниципальных услуг, разработка критериев качества предоставления услуг, методик расчета финансового обеспечения государственных и муниципальных заданий, переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления государственных и муниципальных услуг;

  • при значительном снижении доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (более 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего финансового года), что требует предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, необходимо усиление механизмов финансового администрирования, предусматривающих подписание соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления об объеме и направлениях расходов бюджетов соответствующих публично-правовых образований, в которых произошло снижение доходов;

  • создание стимулов для повышения качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях, включая создание системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, разработка показателей оценки качества такого управления;

  • выделение субсидий субъектам Российской Федерации исключительно в случаях, когда они направлены на снижение значительных различий между субъектами Российской Федерации в обеспечении предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг, а также на повышение качества (объема) отдельных государственных (муниципальных) услуг в целом по Российской Федерации;

  • переход в ряде случаев от предоставления субсидий к конкурсной системе выделения грантов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на структурные преобразования;

  • активное расширение региональных и местных полномочий с учетом принципа закрепления за каждым уровнем власти тех из них, которые могут быть наиболее эффективно выполнены на данном уровне власти;

  • дальнейшее усиление стимулов для увеличения собственной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, прежде всего за счет развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

Заключение.

Таким образом, проводимая бюджетная политика дает возможность реализовывать на практике принципы организации бюджетной системы и бюджетного устройства, совершенствовать их для организации эффективной бюджетной системы.

Проблема повышения эффективности государственных расходов для России стоит сейчас очень остро, так как, с одной стороны, необходимы структурные реформы в экономике и социальной сфере, а с другой — бюджетные ресурсы Р.Ф. очень незначительны, и в ближайшее время существенно их увеличить не представляется возможным.

Все вышесказанное еще раз доказывает, насколько важна бюджетная система для государства, насколько она влияет на экономическое благополучие и процветание его граждан. Надежная бюджетная система является одной из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государству необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему.

Список литературы.

  1. ФЗ № 145 от 31.07.1998 Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ).

  2. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального ​закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 ​и 2011 годов» от 12.09.2008 № 34К (611).

  3. Бюджетная система Российской Федерации / Вахрин П.И. — М.: Дашков и Ко, 2002.

  4. Официальный сайт Федеральной Службы Государственной Статистики http://www.gks.ru.

  5. Официальный сайт Бюджетной системы Российской Федерации http://www.budgetrf.ru.

  6. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации http://www1.minfin.ru/ru.

Приложение.

Приложение №1


Схема бюджетной системы Российской Федерации.

Приложение №2

Таблица состав и структура расходов федерального бюджета за 2007-2008 годы.

1 «Бюджетная система Российской Федерации» Вахрин П.И. – М.: Дашков и Ко, 2002.

2 Статья 10 «Федеральный закон о бюджетной классификации Р.Ф.» (закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ)

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ

4 «Федеральный закон о бюджетной классификации Р.Ф.»

5 «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 ​и 2011 годов» от 12.09.2008 № 34К (611).

>О МЕТОДИКЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Приложение. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Приложение
к приказу Комитета по информатизации
Ненецкого автономного округа
от 29.04.2014 N 7
«О методике оценки эффективности
использования бюджетных средств»

Раздел I Общие положения

1. Методика оценки эффективности использования бюджетных средств (далее — Методика) разработана в целях повышения ответственности при расходовании бюджетных средств Комитетом по информатизации Ненецкого автономного округа (далее — Комитет) и подведомственными ему учреждениями (далее — учреждение), далее вместе именуемые бюджетополучатели.

Раздел II Цели и задачи

2. Основной целью Методики является создание единой методологии оценки эффективности использования бюджетных средств и системы их мониторинга, что позволит на более высоком качественном уровне:
1) обеспечивать руководителя Комитета и руководителей учреждений информацией для принятия управленческих решений по оптимизации основной деятельности;
2) выявлять области неэффективного использования бюджетных средств;
3) осуществлять оценку эффективности произведенных затрат отдельных статей расходов бюджета.
3. Основной задачей Методики является обеспечение экономного, рационального и эффективного использования бюджетных средств.

Раздел III Организация и проведение оценки эффективности использования бюджетных средств

4. Оценка эффективности использования бюджетных средств проводится специалистами отдела бюджетного учета и отчетности Комитета в разрезе бюджетополучателей и в целом по главному распорядителю бюджетных средств до 1 апреля года, следующего за отчетным.
5. Результаты оценки эффективности использования бюджетных средств оформляются актом, который подписывается специалистом, проводившим оценку, руководителем и главным бухгалтером проверяемого учреждения.
6. Акт (справка) оценки эффективности использования бюджетных средств составляется на основе проверенных данных и расчетов, подтвержденных имеющимися документами, результатами произведенных процедур фактического контроля, других контрольных действий, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
7. В акте (справке) оценки не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок и расчетов, а также не дается правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц проверяемого учреждения, квалификация их поступков, намерений и целей.
8. При проведении оценки эффективности использования бюджетных средств используются следующие источники информации:
1) учредительные, регистрационные документы;
2) периодические и годовые отчеты об исполнении бюджета;
3) квартальные и годовые отчеты об исполнении сети, штатов и контингентов;
4) отчеты об исполнении смет доходов и расходов бюджетных средств;
5) иная отчетность и информация, необходимая для проведения оценки эффективности использования бюджетных средств.

Раздел IV Критерии оценки

9. При проведении оценки эффективности произведенных расходов бюджета применяются общие для всех бюджетополучателей критерии оценки, характеризующие экономность, рациональность и эффективность использования бюджетных средств, в том числе:
1) соответствие осуществляемой деятельности законодательству и учредительным документам;
2) принятие денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов;
3) целевое использование бюджетных средств;
4) соблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг;
5) соблюдение натуральных и денежных норм расходов;
6) соблюдение установленных лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов;
7) состояние дебиторской и кредиторской задолженности;
8) сетевые показатели функционирования учреждения в сопоставлении с предыдущими отчетными периодами, с прогнозными данными, учтенными в расчетах за отчетный период;
9) соблюдение порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, заключения государственных контрактов;
10) недопущение заключения государственных контрактов, исполнение которых осуществляется за счет средств окружного бюджета, сверх лимитов бюджетных обязательств;
11) обеспечение ведения реестра закупок;
12) непредставление либо несвоевременное и некачественное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджета, его исполнения и контроля исполнения;
13) ненадлежащая организация бюджетного учета.

Раздел IV Формализованная методика оценки эффективности использования бюджетных средств

10. Формализованная оценка эффективности использования бюджетных средств бюджетополучателями проводится по формулам, приведенным в Приложении к Методике.
11. Итоговая оценка эффективности использования бюджетных средств, достигнувшая показателя 100%, оценивается как «отлично», от 90% — 99% — «хорошо», от 70% до 89% — «удовлетворительно», 69% и менее — «неудовлетворительно».
12. Информация о результатах оценки эффективности использования бюджетных средств бюджетополучателями представляется отделом руководителю Комитета и руководителям учреждений для принятия управленческих решений.
13. За неэффективное использование средств бюджета к должностным лицам применяются меры дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством.

Приложение. Формализованная методика оценки эффективности произведенных расходов бюджета

Приложение
к Методике проведения оценки
эффективности использования
бюджетных средств

N п/п

Наименование показателей

Формула

Фактическое значение показателя, рассчитанное по формуле

Вес показателя

Итоговая оценка (гр. 4 x гр. 5)

Исполнение бюджета по расходам

ФИ / ПБА x 100, где:
ФИ — фактическое исполнение;
ПБА — плановые бюджетные ассигнования, утвержденные в законе об окружном бюджете

Соответствие фонда оплаты труда (ФОТ) по штатному расписанию утвержденной смете расходов

Фу / Фф x 100%, где:
Фу — фонд оплаты труда, утвержденный в смете расходов;
Фф — фактический фонд оплаты труда согласно штатному расписанию

Расходы на оплату труда

ПБА / ФР x 100, где:
ПБА — плановые бюджетные ассигнования, утвержденные в законе об окружном бюджете на оплату труда;
ФР — фактические расходы на оплату труда, при этом значение показателя не может превышать 100

Соблюдение лимитов потребления теплоэнергоресурсов

Эн / Эф x 100%, где:
Эн — лимит потребления теплоэнергоресурсов;
Эф — фактическое потребление теплоэнергоресурсов, при этом значение показателя не может превышать 100

Соблюдение норм потребления и списания горюче-смазочных материалов (ГСМ), медикаментов, мягкого инвентаря и обмундирования и т.д.

Сн / Сф x 100%, где:
Сн — нормы потребления и списания, учтенные в расчетах к смете расходов;
Сф — фактически предоставлено и списано указанных предметов потребления, при этом значение показателя не может превышать 100

Соблюдение норматива количества командировок

Кн / Кф x 100%, где:
Кн — норматив количества командировок;
Кф — фактическое количество командировок, при этом значение показателя не может превышать 100

Доля расходов на закупку товаров, работ и услуг, произведенных на конкурсной основе (конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений)

Гзк / Ор x 100%, где:
Гзк — объем госзакупок, произведенных на конкурсной основе;
Ор — объем всех расходов на закупку товаров, работ и услуг

Доля дебиторской задолженности от объема выделенных бюджетных ассигнований

(Оа — Дз) / Оа x 100%, где:
Оа — объем выделенных бюджетных ассигнований;
Дз — дебиторская задолженность

Доля кредиторской задолженности от объема сметных назначений

(Сн — Кз) / Сн x 100%, где:
Сн — годовые сметные назначения;
Кз — кредиторская задолженность

Доля средств, использованных по целевому назначению

(Бс — Сни) / Бс x 100%, где:
Бс — выделено бюджетных средств всего;
Сни — сумма целевого использования бюджетных средств, выявленная в ходе проверки

Сохранность товарно-материальных ценностей (ТМЦ)

(Ст — Нт) / Ст x 100%, где:
Ст — стоимость товарно-материальных ценностей на конец года;
Нт — сумма недостачи товарно-материальных ценностей, выявленная в ходе проверки (по балансовой стоимости)

Обеспеченность приборами учета и регулирования потребления коммунальных услуг

Кф / Кп x 100%, где:
Кф — количество приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг фактически;
Кп — количество приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг по потребности

Доля выполненных мероприятий от общего числа запланированных мероприятий. Невыполненным признается также и мероприятие, которое выполнено частично

Итого максимально возможное значение и веса показателей

Итоговая оценка результативности и эффективности использования бюджетных средств рассчитывается по следующей формуле:
Эсв = SUM ИО / 2400 x 100%, где:
Эсв — сводный показатель результативности и эффективности использования бюджетных средств (округленный до целых единиц до 0,5 в сторону уменьшения, более 0,5 в сторону увеличения);
ИО — сумма итоговых оценок показателей;
2400 — максимально возможное значение показателей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *