Оценка системы внутреннего контроля

Система внутреннего контроля в организации

М.В. Ризванова генеральный директор АКГ «Уральский союз»
Журнал «Аудитор», №7 за 2014 год

Вопросы создания систем внутреннего контроля в организациях стали активно обсуждаться в профессиональном сообществе с момента вступления в силу норм ст. 19 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Несмотря на наличие публикаций по данной тематике, многие субъекты хозяйственной деятельности не в полной мере понимают необходимость формирования системы внутреннего контроля и механизм его реализации. Поэтому считаем необходимым дать некоторые разъяснения и рекомендации по внедрению системы внутреннего контроля и отражения ее в учетной политике организаций.

В первую очередь следует обратить внимание на то, что Закон разделяет понятия внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета.

Относительно первого Закон устанавливает, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни» (п. 1 ст. 19).

Касательно внутреннего контроля функционирования учетной системы компании п. 2 ст. 19 Закона определяет, что «экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Следует обратить внимание на то, что к настоящему времени с понятием внутреннего контроля связано множество действующих нормативных документов, основными из которых являются:

  • ст. 19 «Внутренний контроль» Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года);
  • п. 41 и п. 42 Правила (стандарта) № 8 (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»);
  • п. 15-18 ст. 38 Федерального закона от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
  • ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 года «7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
  • ст. 9 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • ст. 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • положение ЦБР от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»;
  • информация Минфина РФ от 14 сентября 2012 года «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)»;
  • система внутреннего контроля в банках: основы организации (Базельский комитет по банковскому надзору, Базель, сентябрь 1998 года) Подгруппа по управлению рисками Базельского комитета по банковскому надзору;
  • п. 16 плана Минфина РФ на 20122015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30 ноября 2011 года № 440);
  • распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения»;
  • ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Сами понятия «внутреннего контроль» и «система внутреннего контроля» для отечественного бизнеса являются достаточно новыми. В общем-то, эти термины пришли из аудиторской практики.

Система внутреннего контроля (СВК) — совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в т. ч. включает надзор и проверку, организованные внутри данного экономического субъекта его силами:

  • соблюдения требований законодательства;
  • точности и полноты документации бухгалтерского учета;
  • своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращения ошибок и искажений;
  • исполнения приказов и распоряжений;
  • обеспечения сохранности имущества организации1.

Система внутреннего контроля в организации, как правило, включает следующие элементы:

  • контрольная среда;
  • процесс оценки рисков;
  • информационная система, в т. ч. связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • контрольные действия;
  • мониторинг средств контроля2.

Далее подробно рассмотрим состав и особенности указанных элементов системы внутреннего контроля в организации.

Контрольная среда включает официальную позицию, осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля, а также понимание значения такой системы. Контрольная среда оказывает влияние на сознательность сотрудников в отношении контроля. Она является основой для эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка. Далее приводится состав основных элементов контрольной среды организации (табл. 1).

Таблица 1. Состав контрольной среды организации

п/п Основные элементы
1 Доведение принципа честности до всеобщего сведения, поддержание его и других этических ценностей
2 Профессионализм (компетентность сотрудников)
3 Участие собственника или его представителей
4 Компетентность и стиль работы руководства
5 Организационная структура
6 Наделение ответственностью и полномочиями
7 Кадровая политика и практика

Процесс оценки рисков представляет собой выявление и по возможности устранение рисков в ведении хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий. При этом следует учитывать, что риски могут быть связаны как с внешними, так и с внутренними событиями и обстоятельствами. Перечень основных факторов, рассматриваемых в процессе оценки рисков, приведен в табл. 2.

Таблица 2. Основные факторы, рассматриваемые в процессе оценки рисков

п/п Обстоятельства, влияющие на возникновение или изменение рисков
1 Внешние Изменения в окружении хозяйствующего субъекта (макроэкономические изменения, в т. ч. связанные с изменениями в нормативной среде, могут привести к изменениям в конкурентном давлении и к значительным изменениям рисков)
2 Внутренние Новый персонал (новые сотрудники могут иметь иную точку зрения на систему внутреннего контроля или иные приоритеты).
3 Внутренние Внедрение новых или изменение уже применяемых информационных систем (значительные и быстрые изменения в информационных системах могут изменить и риски, связанные с системой внутреннего контроля).
4 Внутренние Быстрый рост и развитие хозяйствующего субъекта (действующие средства контроля могут не справиться с возросшим объемом операций и способствовать росту риска их несоответствия новым условиям деятельности).
5 Внутренние Новые технологии (внедрение новых технологий в производственные процессы или информационные системы может изменить риск, связанный с системой внутреннего контроля).
6 Внутренние Новые подходы к ведению хозяйственной деятельности, новые виды товаров, работ, услуг (освоение новых видов деятельности, продукции, в отношении которых лицо имеет небольшой опыт, может стать причиной появления новых рисков, связанных с системой внутреннего контроля).
7 Внутренние Реорганизация хозяйственного лица может сопровождаться сокращением численности персонала и изменениями в распределении обязанностей, а также контрольных функций, выполняемых сотрудниками: они также могут повлиять на риск, связанный с системой внутреннего контроля.
8 Внешние и внутренние Расширение операций за рубежом (расширение объема хозяйственных операций за рубежом и открытие дочерних предприятий, филиалов, инвестиции в зарубежные предприятия влекут за собой новые и, как правило, необычные риски, которые могут оказать влияние на систему внутреннего контроля, например, дополнительные или изменившиеся риски в результате осуществления операций с иностранной валютой, дополнительные или изменившиеся риски в связи с особенностями зарубежного, в т. ч. налогового, законодательства).
9 Внешние и внутренние Новые принципы, стандарты, положения, инструкции в области ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности (принятие новых учетных принципов или их изменение может повлиять на риски, связанные с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности).

Рекомендация: При выявлении возможных рисков руководство рассматривает степень их важности, вероятность их возникновения и способы управления ими. Руководство может составлять планы, программы, осуществлять соответствующие действия для устранения этих рисков или принять решение игнорировать риски из-за дороговизны возможных средств контроля в отношении этих рисков либо по другим причинам.

Информационная система, в т. ч. связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивает понимание сотрудниками обязанности и ответственности, связанных с организацией и применением системы внутреннего контроля. Главной составляющей системы является функция информирования персонала о значимости его участия в процессах и связи его действий в информационной системе с работой других сотрудников, а также понимание способов доведения до руководителей соответствующего уровня информации о каких-либо исключительных ситуациях.

Функционирование информационных систем, связанных с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивается следующими средствами:

  • техническими средствами;
  • программным обеспечением;
  • персоналом;
  • соответствующими процедурами;
  • базами данных.

Перечень основных функций информационных систем направленных на организацию внутреннего контроля приводится в табл. 3.

Таблица 3. Основные функции информационных систем внутреннего контроля

п/п Функции информационных систем
1 Идентификация и регистрация всех правомерных операций.
2 Своевременная и достаточно подробная фиксация операций, что позволяет надлежащим образом классифицировать операции для дальнейшего включения в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
3 Осуществление оценки объектов учета таким образом, чтобы соответствующая информация могла быть включена в финансовую (бухгалтерскую) отчетность в надлежащем суммовом выражении.
4 Определение периода времени, в котором имели место операции, что позволяет отнести их в учете к соответствующему отчетному периоду.
5 Представление надлежащим образом операций и относящихся к ним случаев раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Таблица 4. Перечень методов и процедур, применяемых в контрольных действиях

п/п Методы и процедуры, применяемые в контрольных действиях
1

Проверка выполнения

Такие контрольные действия включают:

  • обзорные проверки и анализ фактических показателей в сравнении со сметными и прогнозными показателями;
  • обзорные проверки и анализ фактических показателей в сравнении с показателями за предыдущие периоды;
  • соотнесение между собой различных данных (управленческих и финансовых), анализ их соответствия, выводы об обнаруженных расхождениях и предпринимаемые в этих случаях корректирующие действия;
  • сопоставление внутренних данных со сведениями, полученными из внешних источников информации;
  • проверка результатов деятельности по областям, подразделениям, направлениям и т. п.
2

Обработка информации

Разнообразные контрольные процедуры в отношении обработки информации выполняются для проверки точности, полноты и санкционирования операций и делятся в области информационных систем на две большие группы средств контроля:

  • общие средства контроля;
  • прикладные средства контроля.

Общие средства контроля над информационной системой обычно включают средства контроля в отношении:

  • операций информационного центра и компьютерной сети;
  • приобретения программного обеспечения для операционной системы, его изменения и обслуживания;
  • защиты от несанкционированного доступа;
  • приобретения, развития и обслуживания прикладных программ информационных систем.

Такие средства контроля применимы к универсальным компьютерам, мини-компьютерам и вычислительным машинам конечных пользователей в локальных сетях. Примерами таких общих средств контроля являются:

  • средства контроля над изменением программного обеспечения;
  • средства контроля, которые ограничивают доступ к программному обеспечению или базам данных;
  • средства контроля над реализацией новых версий прикладных пакетов программного обеспечения;
  • средства контроля над программным обеспечением систем, которые ограничивают доступ к сервисным программам системы или обеспечивают фиксацию того, кто, когда и какие изменения в данную систему внес.

Прикладные средства контроля применяются к обработке отдельных видов информации. Эти средства контроля помогают удостовериться, что осуществленные хозяйственные операции были санкционированы в полном объеме и точно зафиксированы и обработаны.

Примерами прикладных средств контроля являются:

  • проверка арифметической точности бухгалтерских записей;
  • ведение учета и обзорная проверка счетов, составление оборотных ведомостей;

такие автоматизированные процедуры контроля, как тестирование компьютером вводимых данных или контроль сквозной нумерации с последующей выдачей персоналу, выполняющему учетные функции, сообщений или справок о выявленных несоответствиях, что предполагает исправление таких ошибок в момент ввода либо впоследствии.

3

Проверка наличия и состояния объектов

Указанные контрольные действия направлены на обеспечение сохранности активов, включая:

  • меры предосторожности, ограничивающие доступ к активам или бухгалтерским записям;
  • санкционирование допуска к компьютерным программам и файлам с данными;
  • проведение периодических инвентаризаций;
  • разделение обязанностей;
  • контроль над санкционированием (одобрением руководством) может быть делегирован в соответствии с такими установленными представителями собственника правилами, как определение границ разрешенных инвестиций, а операции, связанные с крупными приобретениями или выбытиями, могут потребовать одобрения на ином уровне, включая в некоторых случаях одобрение акционерами.

Таблица 5. Перечень мероприятий, связанных с мониторингом средств контроля

п/п Мероприятия, связанные с мониторингом средств контроля
1 Наблюдение руководства за тем, своевременно ли подготавливаются выверки расчетов с банками;
2 оценка внутренними аудиторами соответствия действий персонала, занимающегося продажами, политике организации в отношении определенных условий договоров с покупателями;
3 осуществление надзора за соответствием действий персонала политике организации в области этики или деловой практики;
4 регулярную оценку организации и применения средств контроля, а также осуществление необходимых корректирующих мероприятий в отношении средств контроля вследствие изменения условий деятельности;
5 мониторинговые мероприятия могут включать использование информации, полученной извне;
6 руководство, осуществляя мониторинг, может также учитывать сообщения внешних аудиторов, касающиеся системы внутреннего контроля;
7 внутренние аудиторы или персонал, выполняющий аналогичные функции регулярно предоставляет информацию о функционировании системы внутреннего контроля, сосредоточивая основное внимание на оценке организации и применении системы внутреннего контроля, сообщает информацию о достоинствах и недостатках системы внутреннего контроля, а также дает рекомендации по ее улучшению.

Рекомендация: Система информирования персонала может принимать такие формы, как внутренние регламенты деятельности, руководства по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, инструкции и указания. Доведение информации до сведения сотрудников может осуществляться с использованием средств электронной связи, устно и посредством распоряжений руководства.

Контрольные действия включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются (например, что необходимые меры предприняты в отношении рисков, которые могут препятствовать достижению целей). Контрольные действия, осуществляемые вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях.

Мониторинг средств контроля включает наблюдение за тем, функционируют ли они и были ли они изменены надлежащим образом в случае необходимости. Мониторинг средств контроля представляет собой процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени.

В соответствии с вышеизложенными подходами и рекомендациями к формированию и оценке работы систем внутреннего контроля, необходимо обращать основное внимание на соответствие выстроенной в организации СВК действующим нормативным документом и основному идеологическому «посылу» заложенному в ней — стремлению к минимизации рисков в хозяйственной деятельности и своевременному выявлению нарушений.

Данные рекомендации следует использовать в организации начиная с первого этапа постановки СВК — на стадии формирования учетной политики на соответствующий временной период.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  2. Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года).
  3. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
  4. Федеральный закон от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
  5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».
  6. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
  7. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  8. Положение ЦБР от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
  9. Информация Минфина РФ от 14 сентября 2012 года «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)».
  10. Система внутреннего контроля в банках: основы организации (Базельский комитет по банковскому надзору, Базель, сентябрь 1998 года). Подгруппа по управлению рисками Базельского комитета по банковскому надзору.
  11. План Минфина РФ на 2012—2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30 ноября 2011 года № 440).
  12. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения».
  13. Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

1 Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года).

2 П. 42 правила (стандарта) № 8 (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»).

Версия для печати

Оценка системы внутреннего контроля на предприятии

2.2 Оценка системы внутреннего контроля на предприятии

Аудитор в ходе планирования должен оценить адекватность внутреннего контроля масштабам, специфике деятельности экономического субъекта и достичь понимания закономерностей его функционирования в той части, которая обеспечивает регулирование и мониторинг процесса сбора, обработки и обобщения информации, необходимой для подготовки достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.

Аудитор изучает СВК субъекта, для того чтобы спланировать аудиторскую проверку и определить природу, степень и время проведения необходимых процедур. В конечном счете, такое изучение дает возможность оценить риск искажения в финансовой отчетности. При этом аудитор должен больше уделять внимания средствам контроля, которые имеют отношение к финансовой информации, уместной при обосновании утверждений по финансовой отчетности. Средства контроля, которые не влияют на финансовую информацию, не являются существенными для аудитора, если только они косвенно не затрагивают финансовую отчетность.

Практика показывает, что на стадии планирования вряд ли удается детально изучить деятельность экономического субъекта применительно ко всему объему совершаемых хозяйственных операций, поэтому целесообразно выбрать самые существенные из них. При выборке можно руководствоваться существенностью оборотов и остатков по счетам. По результатам оценки бухгалтерского учета и внутреннего контроля этих счетов и участков аудитор формирует свое мнение о системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.

Для предварительной оценки эффективности СВК используются следующие градации: высокая, средняя, низкая.

Для оценки системы внутреннего контроля был составлен рабочий документ аудитора № 2 «Вопросник для оценки СВК операций по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами» (Приложение № 2).

Прежде чем использовать рабочий документ, аудитор ознакомился с организационной структурой бухгалтерии предприятия. И выяснил, что вся система бухгалтерского учета построена таким образом, что бы обеспечить наиболее эффективный процесс работы. Достаточно пропорционально распределены обязанности работников бухгалтерии, т.е. за разными бухгалтерами закреплены конкретные сегменты учета. Это обеспечивает наиболее быстрое выполнение работниками своих обязанностей, а так же облегчает доступ к необходимой информации.

По результатам проведения аудитором тестирования с помощью рабочего документа «Вопросника», можно сказать следующее.

Принято считать, что при получении в ходе тестирования:

— менее 40 % положительных ответов – уровень СВК на предприятии низкий;

— от 40 – 60 % положительных ответов – уровень СВК – средний;

— свыше 60 % — уровень СВК на предприятии высокий.

Аудитором было получено 14 положительных ответов из 17, т.е. 82 % положительных ответов, что говорит о высокой системе внутреннего контроля на предприятии ОАО «Машзавод».

Стоит заметить, что на предприятии отсутствует служба внутреннего аудита. Это оценивается отрицательно, но работники, в ходе опроса, утверждали, что контроль и проверка эффективно осуществляется силами бухгалтерии посредством сверок расчетов, инвентаризаций и ревизий. На предприятии создана постоянно действующая ревизионная комиссия, осуществляющая внезапные ревизии по ходу отчетного периода.

В ходе оценки СВК аудитор пришел к мнению, что на предприятии эффективно организована и действует система внутреннего контроля, что обеспечивает качество операций бухгалтерского учета. И сделал соответствующие выводы по объему аудита.

2.3 План и Программа аудита расчетов с прочими дебиторами и кредиторами

При составлении плана и программы аудитор руководствовался федеральным правилом (стандартом) «Планирование аудита» (утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002г. № 696).

Прежде чем приступить к планированию аудита, аудитором были рассчитаны планируемый уровень существенности и аудиторский риск.

Категория существенности и её взаимосвязь с аудиторским риском раскрыты в правиле (стандарте) аудита № 4 «Существенность в аудите». В соответствии со стандартом информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а так же составляющих капитала считается существенной, если её пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и (или) ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.

Категории существенности в аудите дается качественная и количественная характеристика. Согласно П(С)АД № 4 «Существенность в аудите» аудитор обязан оценить существенность выявленных искажений качественного характера по своему профессиональному суждению, а существенность количественных ошибок рассчитать и сравнить с плановым уровнем. С количественной точки зрения, аудитор должен оценить уровень существенности.

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности не сможет делать на её основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

Существует различные методики определения уровня существенности.

При проведении аудиторской проверки аудитор использовал следующий подход к определению уровня существенности. Этот подход предполагает выбор в качестве базы существенности одного показателя, для которого устанавливается определенный процент предельно допустимой ошибки. В отечественной практике аудита фактически в качестве такого показателя принято считать существенной сумму (значение показателя), отношение которой (которого) к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 % (приказ Минфина России от 22.07.2003г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации»). Т.е. чтобы рассчитать уровень существенности конкретной статьи баланса, сначала нужно найти долю этой стать в валюте баланса и затем рассчитать уровень существенности для данной статьи.

Т.к. проверяемый аудитором сегмент учета, т.е. расчеты с прочими дебиторами и кредиторами отражается в балансе по строкам 240 «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 мес. после отчетной даты)» и 620 «Кредиторская задолженность, в том числе прочие кредиторы» аудитор рассчитал уровень существенности для каждой строки:

УС стр. 240 = (48 870 * 0,05 / 244 805) * 100 % = 1 %

УС стр. 625 = (63 259 * 0,05 / 244 805) * 100 % = 1,29 %

Таким образом, при аудиторской проверке учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами на предприятии ОАО «Машзавод» и подтверждении достоверности статей 240 «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 мес. после отчетной даты)» и 620 «Кредиторская задолженность, в том числе прочие кредиторы» бухгалтерского баланса уровень существенности ошибки был взят в пределах 2 %.

Категория аудиторского риска, так же как и категория существенности, относится к основополагающим в аудите. Аудитор по результатам проверки не всегда способен выявить все существенные нарушения. Это связано с объективными причинами: выборочностью проверки, сложностью исследуемых процессов, множеством факторов, оказывающим влияние на достоверность данных, и др. Аудитор при проведении аудита должен предпринять необходимые меры для того, чтобы снизить аудиторский риск до разумно минимального уровня.

Под аудиторским риском понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в бухгалтерской (финансовой) отчетности содержатся существенные искажения.

Порядок определения риска закреплен в федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской отчетности)». От понимания и правильной оценки аудиторского риска зависят в определенной степени репутация аудитора и успешность его деятельности.

Аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения.

Для анализа составляющих представим аудиторский риск в виде упрощенной предварительной модели:

ПАР = ВХР х РК х РН, (1)

где ПАР — приемлемый аудиторский риск (относительная величина). Выражает меру готовности аудитора признать тот факт, что финансовая отчетность может содержать существенные ошибки после того, как уже завершен аудит и дано положительное аудиторское заключение;

ВХР — внутрихозяйственный риск (относительная величина). Выражает вероятность существования ошибки, превышающей допустимую величину, до проверки системы внутрихозяйственного контроля;

РК — риск контроля (относительная величина). Выражает вероятность того, что существующая ошибка, превышающая допустимую величину, не будет ни предотвращена, ни обнаружена в системе внутрихозяйственного контроля;

РН — риск необнаружения (относительная величина). Выражает вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры и подлежащие сбору доказательства не позволят обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину.

При планировании аудита во время проведении проверки на предприятии ОАО «Машзавод» аудитор решил, что будет целесообразнее модель аудиторского риска преобразовать следующим образом:

ПАР

РН = ————— (2)

ВХР х РК

Аудитор установил для себя приемлемый аудиторский риск на уровне 5%, внутрихозяйственный риск – 70 %, риск контроля – 50 %. План аудита мог быть изменен в связи с необходимостью согласовать количество отбираемых свидетельств с риском необнаружения на уровне 14%, поскольку

0,05 / (0,7 * 0,5) = 0,142.

Аудиторский риск является предпринимательским риском аудитора и представляет собой оценку вероятности неэффективности аудиторской проверки. Так как приемлемый аудиторский риск был установлен на уровне 5%, то это означает, что в пяти из ста подписанных аудитором заключений могут содержаться неверные выводы, и, следовательно, уровень доверия к мнению аудитора составил 95%.

После проведенных расчетов аудитором были составлены рабочие документы план (РДА № 3) и программа (РДА № 4) аудиторской проверки (Приложения № 3, № 4).

3. Методика проведения аудиторской проверки

3.1 Подготовительные мероприятия и выборочная проверка первичной документации

Информация о предприятии раскрыта в подпункте 2.1 курсовой работы.

Счет 76 «Расчеты с прочими дебиторам и кредиторами» предназначен для обобщения информации о расчетах по операциям с различными дебиторами и кредиторами, кроме тех, для расчетов с которыми Планом счетов предусмотрены отдельные бухгалтерские счета (поставщики, покупатели, заимодавцы, бюджет, внебюджетные фонды, персонал предприятия, учредители).

К счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2003 № 94н, на предприятии открыты следующие субсчета:

4. «Расчеты по депонированным суммам»;

5. «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

Аудиторская проверка учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами была начата с изучения положений учетной политики в части проверяемого сегмента учета.

По приказу об учетной политике аудитор ознакомился с:

— Рабочим планом счетов;

— Формой бухгалтерского учета и перечнем учетных регистров, составляемых в организации;

— Документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом расчетных операций по расчету с прочими дебиторами и кредиторами;

— Перечнем лиц, которым предоставлено право подписи документов, оформлявших расчетные операции.

После ознакомления с учетной политикой предприятия аудитор приступил к построению выборки, руководствуясь П(С)АД № 16 «Аудиторская выборка», (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004г. № 532).

Аудиторская выборка дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка.

Так как аудиторской проверкой был охвачен месяц деятельности предприятия, то генеральной совокупностью аудитор определил все операции произведенные предприятием за декабрь 2008 года по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Так как на предприятии не ведется нумерация первичных документов в журнале регистрации, документы в учете отражены беспорядочным способом, аудитор принял решение произвести выборку бессистемным методом.

При построении выборки бессистемным методом аудитор должен быть предельно осторожен, что бы избежать какой-либо предвзятости или предсказуемости.

Расчетно-платежные документы и счета фактуры, с прилагающимися к ним актами выполненных работ, оказанных услуг подшиваются на предприятии в отдельные папки по периодам – месяцам. Аудитором были получены папки за охваченный аудиторской проверкой месяц – декабрь 2008г. Из которых путем простого случайного отбора были взяты документы: 5 расчетно-платежных документов (Приложения № 5, 6, 7, 8, 9) и 5 счетов-фактур (Приложение № 10, 11, 12, 13, 14), с прилагающимися к ним актами выполненных работ, оказанных услуг соответственно (Приложения № 15, 16, 17, 18, 19).

Используя аудиторскую процедуру – просмотр документов, аудитор ознакомился с первичными документами попавшими в выборку. И сделал выводы о том, что:

— первичные документы соответствуют унифицированным формам первичной учетной документации;

— на первичных документах присутствуют все необходимые реквизиты, печати и подписи соответствующие требованиям Законодательства РФ;

— во всех счетах-фактурах отдельной строкой выделен НДС.

Так же аудитор ознакомился с договорами на выполнение работ, оказание услуг. Заключенные договора включают все необходимые условия, как для поставщика услуги (работы), так и для получателя, а так же имеет подписи и печати в соответствии с Законодательством РФ (Приложении № 20).

Таким образом, при проверке первичной документации ошибок и нарушений выявлено не было.

Информация о работе «Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами» Раздел: Бухгалтерский учет и аудит
Количество знаков с пробелами: 44793
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 0

Похожие работы

87197 15 0

… , Лицензия на осуществление аудиторской деятельности за номером Е004799, выдана Приказом Минфина России № 238 от 01.08.2005 г., на основании Договора № 31/08 от 15.01.2008 г. проведен аудит расчетов с дебиторами и кредиторами ООО «Стиль-Пласт» за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 г. включительно. Ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление первичной документации, …

44749 6 0

… (проверяемые участки) Период проведения (час) Исполнитель Примечание 1 2 3 4 5 1. 2 3 4 Изучение учетной политики предприятия Аудит расчетов с подотчетными лицами Аудит расчетов с поставщиками и покупателями Аудит расчетов с персоналом по оплате труда 10 ч 15 ч 15 ч 35 ч Левин Д.С. Волкова Е.В. Орлова И.С. Левин Д.С. …

68330 6 0

… допущение просроченных платежей и тем самым увеличение риска, финансовых затрат, связанных с наличием задолженности. В связи с этим ЧПУП «Скидельагропродукт» необходимо совершенствовать учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами. Предложения по совершенствованию учета дебиторской задолженности: · пересмотр структуры и ассортимента производимой продукции, отказ от производства тех товаров …

157178 11 0

… «, можно поставить высокую оценку системы внутреннего контроля. Таблица 2.2 Оценка системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Кора» № п/п Содержание вопроса Вариант ответа Нет ответа 1 Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками -наличие и правильность оформления договоров (контрактов) на поставку материалов; …

Оценка состояния внутреннего контроля

  1. A) Сервис Параметры Вид Отображать Строка состояния команд меню
  2. A.Становление системы экспортного контроля
  3. B. средств контроля
  4. B13. ОЦЕНКА ПРЕЗИДЕНТА… Белоруссии… А.Лукашенко
  5. C. Оценка
  6. I. Декларация-заявка на проведение сертификации системы качества II. Исходные данные для предварительной оценки состояния производства
  7. III. 2. Оценка контрольной среды
  8. III.3.3,3. Метод внутреннего стандарта
  9. IV. Экспертиза и оценка целевой программы
  10. Iгруппа – Критерии основанные на дисконтированных оценках, т.е учитывают фактор времени:NPV,PI, IRR,DPP.
Количество ответов, характеризующих уровень организации контроля, в % Оценка состояния внутреннего контроля
менее 70 низкий уровень
от 70 до 90 средний уровень
свыше 90 высокий уровень

4. В начале проверки расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Эухарис» ревизор дал правовую оценку договоров с позиций действующего в Республике Беларусь законодательства. В ходе проведения проверки ревизор убедился в том, что форма заключенных договоров полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки, а также в том, что договор содержит всесущественные условия и риск признания договора недействительным отсутствует. Договора с поставщиками и покупателями в ООО «Эухарис» отличает то, что предметом этих договоров является приобретение вещи или вещественных прав, обладающих количественными и стоимостными характеристиками. Проверка соблюдения этихдоговоров в ООО «Эухарис» проведена путем сверки данных количественного и стоимостного учета по приобретенным ценностям с условиями договора, что подтверждает факт сделки.

В процессе проведения экспертизы договоров с поставщиками и покупателями в ООО «Эухарис» ревизором была составлена рабочая Таблица

Соблюдение законодательства Республики Беларусь при составлении и принятии к учету договоров поставки и купли-продажи в ООО «Эухарис» на 2014г.

Наименование поставщика Факт наличия договора на 2014 г ЭКСПЕРИЗА ДОГОВОРА НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Дата, место составления, правомочность представителей сторон Предмет договора Наименование ТМЦ, их количество, цена за единицу Срок и форма поставки ТМЦ, гарантия их качества Срок и форма оплаты Срок действия договора Наличие протоколов согласования цен на каждую партию
ООО «Профи-2007» № 122 от 06.02. 2014 г. Имеются Поставка оконных стеклопакетов По перечню, цена по проколу согласования цен на каждую партию товаров По заявкам покупателя, в течении 2014 г., в течении 5 дней с момента поступления заявки В рублях Республики Беларусь, безналичный расчет, по графику платежей В течении 2014г.и до полного исполнения обязательств по данному договору Имеются на каждую поставленную Партию товара
ООО «Корел+» № 23 от 02.01. 2014 г. Имеются Поставка оконной фурнитуры в ассортименте По перечню, цена по проколу согласования цен на каждую партию товаров По заявкам покупателя, в течении 2014 г., в течении 3 дней с момента поступления заявки В рублях Республики Беларусь, безналичный расчет, в течении 3 дней с момента поставки В течении 2014г.и до полного исполнения обязательств по данному договору Имеются на каждую поставленную Партию товара

Договоры с поставщиками и покупателями в ООО «Эухарис» были проверены с использованием репрезентативной выборки, так как они однотипны, и при проверке определенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности.

На основании выборочной проверки договоров с поставщиками и покупателями ООО «Эухарис» ревизор сделал выводы о том, что применяемые в организации договоры с поставщиками и покупателями соответствуют действующему в Республике Беларусь законодательству, кроме того, в соответствии с заключенными договорами сделки, совершенные по ним не могут быть признаны ничтожными. На всех договорах имеются печати и подписи сторон, неоговоренные исправления в документах отсутствуют.

5. Далее в ООО «Эухарис» была проведена проверка состояния расчетов с поставщиками.

В соответствии с программой проверки при исследовании полноты, правильности и своевременности записей в регистры бухгалтерского учета, отражающих расчеты с поставщиками, ревизором в ООО «Эухарис» были проведены следующие контрольные процедуры

Контрольные процедуры для установления правильности, полноты и своевременности записей в регистры бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками в ООО «Эухарис»

№ п/п Перечень контрольных процедур по разделам программы ревизии Рабочие документы ревизора Примечания
Проверка организации первичного учета расчетов с поставщиками и под рядчиками Первичные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки) При осуществлении проверки по поступлению ТМЦ-применять
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования ТМЦ принятия к учету работ, услуг Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг Проверка законности первичных учетных документов Проверка соблюдения графика документооборота Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах Проверка организации хранения документов и организации доступа к первичным учетным документам договоры, складского учета, книги покупок, графики документооборота, организационно-распорядительная документация по вопросам хранения и доступа к первичной учетной документации репрезентативную выборку (метод систематического отбора), операции по принятию к учету услуг (работ)- выборка непредставительная
Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете отдельных операций по расчетам с поставщиками и покупателями Регистры бухгалтерского учета, первичные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи), договоры и др. Проверку проводить сплошным методом
3.1 3.2 Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам Проверка расчетов по коммерческим кредитам Проверка расчетов по претензия Проверка учета курсовых и суммовых разниц
4. Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и покупателями данным сводного (синтетического) учета Регистры аналитического учета, регистры синтетического (сводного) учета, отчетность
4.1 4.2 Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и покупателями
Учет налога на добавленную стоимость

В процессе проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Эухарис» было исследовано:

— заключены ли договоры с подрядчиками и каковы условия расчетов;

— правильность применения цен, расценок;

— достоверность предъявленных к оплате счетов с приложенными к ним актами о выполненных работах.

В процессе проверки не выявлены факты нарушений законодательства.

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 18; Нарушение авторских прав

| следующая лекция ==>
Принципы организации безналичных расчетов. 3. В целях контроля за использованием средств в расчетах с поставщиками и покупателями ООО «Эухарис» учредители назначают ежегодную комплексную проверку |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *