Отставка главы муниципального образования

Согласно Уставу муниципального образования Грязовецкое, утвержденному Решением Совета муниципального образования Грязовецкое от 18.05.2018 года № 20, с последующими изменениями.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования Грязовецкое, одновременно исполняет обязанности Председателя Совета и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования – председатель Совета избирается на первом заседании Совета нового созыва из состава депутатов Совета двумя третями от установленного числа депутатов при тайном голосовании и работает на постоянной основе. Срок полномочий главы муниципального образования составляет пять лет. Кандидатуру на замещение должности председателя Совета вправе предложить любой депутат, в том числе в порядке самовыдвижения. Каждому кандидату на должность председателя Совета до проведения голосования предоставляется право выступить со своей программой или предложениями по организации деятельности Совета.

Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования. Глава муниципального образования вступает в должность не позднее 10 дней со дня официального избрания главы муниципального образования.

Глава муниципального образования в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Совету.

Глава муниципального образования представляет населению и Совету ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом.

Глава муниципального образования как высшее должностное лицо муниципального образования обладает следующими полномочиями:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета;

5) способствует развитию и становлению местного самоуправления в муниципальном образовании:

— организует межмуниципальное взаимодействие и сотрудничество на территории муниципального образования и за его пределами по вопросам организации и функционирования местного самоуправления в соответствии с нормативными актами Совета;

— выступает с инициативой проведения публичных слушаний;

— назначает собрания граждан для рассмотрения вопросов местного значения;

— рассматривает и учитывает в деятельности органов местного самоуправления предложения органов территориального общественного самоуправления, граждан по вопросам, входящим в его компетенцию;

— принимает меры по обеспечению гласности в работе органов местного самоуправления муниципального образования;

— заключает контракт с главой Администрации;

6) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области;

7) награждает муниципальными наградами в соответствии с Положением, утвержденным Советом;

8) издает в пределах полномочий правовые акты;

9) иные полномочия, отнесенные к его компетенции действующим законодательством и настоящим Уставом.

Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены федеральными законами в сфере противодействия коррупции и другими федеральными законами.

Глава муниципального образования имеет свою печать.

Глава муниципального образования как председатель Совета наделяется следующими полномочиями:

1) организует работу Совета, его Президиума и постоянных комиссий, в том числе созывает заседания, формирует повестку дня, обеспечивает информирование депутатов о времени, месте проведения заседаний, предлагаемых к рассмотрению вопросах, рассылает депутатам проекты правовых актов, внесенных на рассмотрение Совета;

2) принимает меры по обеспечению гласности работы Совета, рассматривает и учитывает в своей деятельности предложения органов территориального общественного самоуправления;

3) представляет Совет во взаимоотношениях с организациями и лицами, общественными объединениями (в том числе профессиональными союзами и политическими партиями), без доверенности действует от имени Совета;

4) подписывает решения Совета;

5) решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции действующим законодательством и настоящим Уставом.

Глава муниципального образования не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы.

Глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.

Глава муниципального образования не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

Глава муниципального образования не вправе:

1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления;

2) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключение преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

3) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Главе муниципального образования устанавливаются гарантии, предусмотренные законом Вологодской области от 26 декабря 2007 № 1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области».

Гарантиями осуществления полномочий главы муниципального образования является установление в порядке и на условиях, определяемых законодательством Вологодской области, доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы муниципального образования, в размере 30 процентов от размера заработной платы (оплаты труда) на момент прекращения полномочий главы муниципального образования. Финансирование выплаты доплаты к пенсии осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации;

4) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства

10) иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

11) отзыва избирателями;

12) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

13) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с

14) федеральным законодательством, а также в случае упразднения муниципального образования;

15) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

14) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

16. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности полномочия главы муниципального образования временно исполняет заместитель председателя Совета муниципального образования, избранный в соответствии с Регламентом Совета.

17. Совет не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования проводит внеочередное заседание по выборам главы муниципального образования из своего состава.

При этом если до истечения срока полномочий Совета осталось менее шести месяцев, избрание главы муниципального образования из состава Совета осуществляется на первом заседании вновь избранного представительного органа муниципального образования.

18. В случае отставки по собственному желанию сложение полномочий главы муниципального образования принимается Советом на основании его письменного заявления. Порядок рассмотрения вопросов об избрании, принятии отставки, досрочном прекращении полномочий и освобождении от должности главы муниципального образования определяется Регламентом Совета, действующим законодательством.

19. В случае, если избранный из состава Совета глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об отрешении от должности главы муниципального образования либо на основании решения Совета об удалении главы муниципального образования в отставку, обжалует данные правовой акт или решение в судебном порядке, Совет не вправе принимать решение об избрании из своего состава главы муниципального образования до вступления решения суда в законную силу.

5. Решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным частью первой, пунктами «б» и «в» части третьей и частью третьей.1 настоящей статьи, оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами «а», «б», «д» — «и» части первой и пунктами «б» и «в» части третьей настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы либо со дня, когда Государственной Думе стало известно о появлении указанного основания, а если это основание появилось в период между сессиями Государственной Думы, — не позднее чем через 30 дней со дня начала очередной сессии Государственной Думы. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами «в», «в.1», «в.2», «в.3», «в.4» и «г» части первой настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия органом, образованным (определенным) в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для рассмотрения вопросов, связанных с досрочным прекращением полномочий депутата Государственной Думы, решения об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы. Указанный орган проверяет и оценивает фактические обстоятельства, служащие основаниями для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, а также принимает решение об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы в порядке и сроки, которые устанавливаются Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. В течение предусмотренного законодательством Российской Федерации срока обращения в Верховный Суд Российской Федерации, а в случае обращения в Верховный Суд Российской Федерации до вступления в законную силу решения суда на лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами «в», «в.1», «в.2», «в.3», «в.4» и «г» части первой настоящей статьи, распространяются гарантии деятельности депутата Государственной Думы, предусмотренные статьей 19 настоящего Федерального закона. Лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы, восстанавливается в статусе депутата Государственной Думы соответствующего созыва со дня вступления в законную силу решения суда о признании постановления Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы незаконным или необоснованным. Фракция вправе обратиться к Государственной Думе с предложением о проверке соблюдения депутатом Государственной Думы ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом. Фракция или иные лица, наделенные надлежащим публично-правовым статусом, перечень которых устанавливается федеральным законом, вправе обжаловать в Верховный Суд Российской Федерации решение (бездействие) Государственной Думы об отказе в досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы. В случае, предусмотренном пунктом «а» части третьей настоящей статьи, полномочия депутатов Государственной Думы, касающиеся принятия Государственной Думой федеральных законов, а также осуществления ею иных конституционных полномочий, реализуемых путем принятия решений на заседаниях палаты, прекращаются со дня назначения досрочных выборов депутатов Государственной Думы. Орган, образованный Государственной Думой в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для подготовки к рассмотрению палатой вопросов, связанных с нарушением правил депутатской этики, принимает решение об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, предусмотренного частью третьей.1 настоящей статьи. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основанию, предусмотренному частью третьей.1 настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия указанным органом решения об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

Задать вопросВам отвечают

Вопрос. Что подразумевается под неудовлетворительной оценкой деятельности главы муниципального образования, данной два раза подряд? В каком порядке вступает в силу изменение устава муниципального образования об изменении полномочий главы муниципального образования, связанное с тем, что Федеральным законом №90-ФЗ к его полномочиям отнесено обеспечение осуществления органами местного самоуправления своих полномочий? Каким образом глава муниципального образования должен реализовывать указанное полномочие? Является ли мнение губернатора обязательным или носит рекомендательный характер (учет мнения)?

Ответ. В соответствии с часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования. Термин «ежегодный» в законодательстве означает один раз в год.

Согласно статье 74.1 Федерального закона №131-ФЗ одним из оснований удаления главы муниципального образования в отставку является неудовлетворительная оценка его деятельности представительным органом муниципального образования два раза подряд. При этом установлено, что оценка дается по результатам ежегодного отчета главы муниципального образования.

Таким образом, из указанных норм следует, что вопрос об удалении в отставку главы муниципального образования может рассматриваться в том случае, если его деятельность признана неудовлетворительной два года подряд.

Федеральным законом от 7 мая 2009 года №90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечень полномочий главы муниципального образования дополнен полномочием по обеспечению осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Это положение Федерального закона №90-ФЗ имеет прямое действие и должно применяться со дня его вступления в силу, то есть с 24 мая 2011 года. В уставе муниципального образования необходимо закрепить соответствующее положение, при этом следует учитывать, что на решение представительного органа муниципального образования об изменении полномочий главы города не распространяется действие части 8 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ.

Частью 3 статьи 28 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено внесение изменений и дополнений в устав муниципального образования, связанных исключительно с целью приведения закрепленных в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с федеральными законами, без обязательного проведения публичных слушаний. Поскольку решение о дополнительном полномочии главы муниципального образования обусловлено именно таким правовым обстоятельством, указанные слушания могут не проводиться. Однако это не означает, что при наличии соответствующей инициативы они не могут быть назначены представительным органом муниципального образования.

Наделение главы муниципального образования полномочием по обеспечению осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, обусловлено тем, что он является высшим должностным лицом муниципального образования. Реализуя данное полномочие, глава муниципального образования должен координировать деятельность всех органов местного самоуправления. Кроме того, необходимо учитывать, что он обязан ежегодно отчитываться о результатах своей деятельности перед представительным органом муниципального образования. Таким образом, ответственность главы муниципального образования усилена. В связи с этим правомерно установить, что органы местного самоуправления предоставляют ему информацию о результатах их работы.

Процедура удаления в отставку главы муниципального образования предусматривает два варианта учета позиции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации – согласие и учет мнения. В частности, если рассмотрение инициативы депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку предполагает рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных переданных государственных полномочий, решение об удалении главы муниципального образования может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Аналогичная норма предусмотрена и для ситуации, когда рассмотрение вопроса об удалении в отставку главы муниципального образования связано с его решениями, действиями (бездействиями), повлекшими предусмотренные пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Федерального закона №131-ФЗ последствия. То есть в указанных случаях представительный орган муниципального образования не вправе принять решение об удалении главы муниципального образования в отставку, если отсутствует согласие руководителя субъекта Российской Федерации. В иных случаях представительный орган муниципального образования учитывает мнение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Это означает, что его позиция доводится до сведения депутатов, но они вправе как согласиться с ней, так и не согласиться (см. комментарии Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления)(декабрь 2011г.).

24 октября 2016

Апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 20 июня 2013 г. по делу N 33-3647

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Захарова В.Н.,

судей Желонкиной Г.А., Пантелеева В.М.,

при секретаре Хмара Л.А.,

с участием прокурора Анашкина А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Калиной НеллиВладимировны к Совету депутатов Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, главе Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Калиной НеллиВладимировны на решение Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 18 апреля 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения Калиной Н.В., ее представителя Карпович В.К., поддержавших апелляционную жалобу, заключение прокурора Анашкина А.В., полагавшего решение суда законным, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Калина Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Совету депутатов Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, главе Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Требования истцом обоснованы тем, что с 15 марта 2010 года в соответствии с решением Совета Вязовского МО от 11 марта 2010 года N 7 она работала в должности главы администрации Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области (далее Вязовское МО). Между главой Вязовского МО и Калиной Н.В. был заключен срочный контракт на срок полномочий Совета депутатов Вязовского МО — до дня начала работы Совета депутатов Вязовского МО нового созыва. Выборы в орган местного самоуправления должны будут состояться 15 сентября 2013 года. Однако 26 февраля 2013 года на заседании Совета Вязовского МО с истцом контракт был расторгнут без указания причин (решение Совета N 1). В тот же день выдана трудовая книжка с записью об освобождении от занимаемой должности по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ). С увольнением Калина Н.В. не согласна, так как в п. 8 заключенного с ней контракта указаны исчерпывающие основания прекращения или расторжения договора.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Калина Н.В. выражает свое несогласие с состоявшимся решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение которым удовлетворить требования. Автор жалобы считает, что нарушены порядок и процедура расторжения контракта. Решение об увольнении истца принято лицом, не имеющим на это полномочий, нарушен порядок избрания главы Вязовского МО на должность. Истец не была ознакомлена под роспись с решением о расторжении контракта. Ответчиком не был соблюден порядок увольнения, установленный ч.ч. 10, 11 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных ч. 9 настоящей статьи. Этот же порядок расторжения договора прямо прописан в п. 8.2 контракта. Поскольку соглашения о расторжении контракта не имелось, ответчики нарушили ее права на судебный порядок рассмотрения трудового спора. Порядок проведения заседания Совета Вязовского МО не соответствовал Уставу и Регламенту. Увольнение было немотивированным, фактически уволена за предполагаемые виновные действия, что противоречит положениям ст. 278 ТК РФ, увольнение по которой не является мерой юридической ответственности и производится при отсутствии виновных действий руководителя организации, предложения о досрочном прекращении контракта истцу не поступало.

В возражениях на апелляционную жалобу глава Вязовского муниципального образования Перова В.Г. просит решение суда оставить без изменений. Полагает, что судом в полном объеме исследованы позиции сторон, материалы дела, и в решении суда им дана правильная оценка. Нарушений процедуры увольнения Калиной Н.В. допущено не было.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив законность и обоснованность состоявшегося решения, исходя из доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

При рассмотрении дела суд правильно применил нормы материального и процессуального права, установил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Судом установлено, что решением Совета Вязовского МО от 11 марта 2010 года N 7 Калина Н.В. назначена на должность главы администрации Вязовского МО с 15 марта 2010 года. С истцом был заключен контракт на срок полномочий Совета депутатов Вязовского МО — до дня начала работы Совета депутатов Вязовского МО нового созыва.

Пунктом 8.1 контракта предусмотрены условия, при которых контракт может быть прекращен досрочно. Данный перечень условий не является исчерпывающим, поскольку прекращение контракта предусмотрено и в иных случаях, установленных законодательством РФ и законодательством Саратовской области.

Также в соответствии с п. 8.2 контракт может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления Совета Вязовского МО или главы МО в связи с нарушением условий договора в части, касающейся решения вопросов местного значения.

26 февраля 2013 года состоялось внеочередное заседание Совета Вязовского МО, назначенное по инициативе 2/3 депутатов Совета Вязовского МО распоряжением главы Вязовского МО от 13 февраля 2013 года N 1-р. В повестку дня был включен вопрос о прекращении контракта с главой администрации Вязовского МО Калиной Н.В. На заседании принято решение о прекращении действия контракта с Калиной Н.В. на основании п. 2 ст. 278 ТК РФ.

Распоряжением главы Вязовского МО Перовой В.Г. от 26 февраля 2013 года N 1-р действие контракта от 15 марта 2010 года с главой администрации Вязовского МО Калиной Н.В. прекращено по п. 2 ст. 278 ТК РФ с 26 февраля 2013 года, с выплатой компенсации за досрочное расторжение (прекращение) контракта в размере трехкратного среднего месячного заработка на основании ст. 279 ТК РФ.

Окончательный расчет и выплата компенсации Калиной Н.В. произведены. Трудовая книжка выдана истцу в день увольнения, копии решения Совета Вязовского МО от 26 февраля 2013 года N и распоряжения главы Вязовского МО от 26 февраля 2013 года N-р направлены Калиной Н.В. почтой заказным письмом с уведомлением.

В соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

Согласно ст. 279 ТК РФ в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с п. 2 ст. 278 настоящего Кодекса при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации, осуществляющим на принципах единоначалия руководство местной администрацией — исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяемым уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, — может являться, в частности, лицо, назначаемое на данную должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на ее замещение на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Из ч. 3 ст. 9, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — ФЗ «О муниципальной службе в РФ») следует, что глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых, как указано в ч. 2 ст. 3 данного Федерального закона и абз. 7 ст. 11 ТК РФ, распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим же Федеральным законом.

Согласно ч. ч. 6 и 7 ст. 16 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом, гражданин же, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт, порядок заключения и расторжения которого определяются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Частью 6 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, а контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

Случаи досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, предусмотрены в виде специального перечня в части десятой вышеназванной статьи.

Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», определяющей основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) как по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации, так и по основаниям, перечисленным в данной норме.

Указанные законоположения, рассматриваемые во взаимосвязи с нормой ч. 7 ст. 16 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», в силу которой Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяется, в частности, лишь порядок расторжения контракта с лицом, назначенным на должность главы местной администрации по контракту, не могут рассматриваться как исключающие возможность применения при прекращении его полномочий каких-либо оснований расторжения трудового договора из числа, установленных непосредственно Федеральным законом «О муниципальной службе в РФ» либо Трудовым кодексом Российской Федерации — как общих, так и дополнительных, применяемых лишь в отношении отдельных категорий работников.

Проанализировав вышеприведенные нормы, суд пришел к правильному выводу о том, что, поскольку Калиной Н.В., как главой местной администрации, назначенной на должность по контракту, осуществлялось руководство соответствующим юридическим лицом (местной администрацией), то контракт мог быть расторгнут с ней с применением дополнительных оснований для прекращения трудового договора с руководителем организации, установленных ст. 278 ТК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

В силу положений п. 1 ст. 33, п.п. 1, 12 ст. 34 Устава Вязовского МО, принятого решением Совета Вязовского МО от 29 ноября 2005 года N 5 с изменениями от 02 июля 2007 года (далее устав), глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования, назначает и освобождает от должности руководителей органов администрации, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений.

Установив, что в соответствии с положениями устава Вязовского муниципального образования Совет депутатов является представительным органом, осуществляющим полномочия собственника имущества МО, а глава муниципального образования осуществляет полномочия представителя нанимателя (работодателя) по отношению к главе местной администрации, суд, по мнению судебной коллегии, сделал правильный вывод о том, что совет депутатов и глава МО обладали полномочиями по принятию решения от 26 февраля 2013 года N 1 и распоряжения от 26 февраля 2013 года 2012 г. N 1-р о досрочном прекращении полномочий и досрочном расторжении контракта с Калиной Н.В. по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ.

Судебная коллегия полагает, что полномочия главы Вязовского МО Перовой В.Г. подтверждаются решением Совета депутатов Вязовского МО от 26 января 2013 года N 28 об избрании ее главой. Внесение записи в ЕГРЮЛ 19.03.2013 года не связано с моментом возникновения у Перовой В.Г. правомочий главы Вязовского МО. Нарушений требований ст. 84.1 ТК РФ также не имеется.

Довод Калиной Н.В. о неправомерности применения к ней как к руководителю администрации Вязовского МО положений п.2 ст.278 ТК РФ, поскольку ни в решении Совета Вязовского МО, ни в распоряжении главы Вязовского МО не указана причина расторжения с ней контракта, является необоснованным.

Исходя из смысла положений п. 2 ст. 278 ТК РФ во взаимосвязи со ст. 81 и пунктами 1 и 3 ст. 278 ТК РФ, при расторжении трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации не требуется указывать те или иные конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость прекращения трудового договора, поскольку расторжение трудового договора в указанном случае не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты истцу справедливой компенсации в соответствии со ст. 279 ТК РФ.

Таким образом при рассмотрении данного дела суду надлежало оценить лишь соблюдение ответчиками процедуры расторжения контракта с истцом по п. 2 ст. 278 ТК РФ, не выясняя вопрос о причинах, послуживших основанием для принятия решения собственником имущества организации или уполномоченным органом юридического лица о досрочном прекращении трудовых отношений, поскольку досрочное прекращение контракта с главой местной администрации по вышеуказанной норме Трудового кодекса РФ являлось правом совета депутатов и главы муниципального образования.

Из разъяснений, содержащихся в п. 4.3 Постановления Конституционного Суда от 15 марта 2005 г. N 3-П следует, что положения п. 2 ст. 278, ст. 279 ТК РФ не препятствуют руководителю организации, если он считает, что решение собственника о досрочном прекращении трудового договора с ним фактически обусловлено такими обстоятельствами, которые свидетельствуют о дискриминации, злоупотреблении правом, оспорить увольнение в судебном порядке.

В то же время, как видно из материалов дела, истец на какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о злоупотреблении правом со стороны ответчика, не ссылался, и в ходе рассмотрения дела таких обстоятельств не установлено. Таким образом, злоупотребление правом в отношении истца советом депутатов было не установлено.

В вышеназванном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано, что в силу заключенного трудового договора руководитель организации в установленном порядке реализует права и обязанности юридического лица как участника гражданского оборота, в том числе полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации.

Выступая от имени организации, руководитель должен действовать в ее интересах добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 Гражданского кодекса РФ). От качества работы руководителя во многом зависят соответствие результатов деятельности организации целям, ради достижения которых она создавалась, сохранность ее имущества, а зачастую и само существование организации. Кроме того, полномочия по управлению имуществом, которыми наделяется руководитель, и предъявляемые к нему в связи с этим требования предполагают в качестве одного из необходимых условий успешного сотрудничества собственника с лицом, управляющим его имуществом, наличие доверительности в отношениях между ними.

Закрепление в п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ правомочия собственника расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, который осуществляет управление его имуществом, не обосновывая при этом необходимость принятия такого решения, направлено на реализацию и защиту прав собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Принимая решение о досрочном прекращении трудовых отношений с руководителем организации на указанном основании, собственник обязан принимать во внимание законные интересы организации.

В соответствии с уставом Вязовского муниципального образования, п. 2.2 Положения об администрации Вязовского МО полномочия по управлению муниципальной и иной переданной в управление собственностью возложены на администрацию муниципального образования, главой которой являлась Калина Н.В.

Исходя из положений ст. 130 Конституции РФ, статей 1, 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», решение им вопросов местного значения должно осуществляться исходя из интересов населения.

Судом не установлено при принятии решения о досрочном прекращении контракта с Калиной Н.В. нарушений Регламента и Устава со стороны Совета и главы МО (ст. 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», п. 1 ст. 33, п.п. 1, 12 ст. 34 Устава МО).

Вместе с тем, несмотря на обращения населения в различные инстанции на деятельность истца на посту главы администрации МО факт наличия ее вины на момент проведения заседания совета депутатов муниципального образования не устанавливался и это обстоятельство основанием для прекращения трудовых отношений в качестве меры юридической ответственности не являлось, а могло повлечь лишь утрату доверия к истцу со стороны населения. В связи с чем и с целью соблюдения прав и законных интересов граждан, проживающих на территории Вязовского муниципального образования рассматривался вопрос о необходимости прекращения полномочий, занимаемой Калиной Н.В. должности главы местной администрации.

Поэтому у совета депутатов имелись основания для принятия решения от 26 февраля 2011 г. N 1 о досрочном прекращении полномочий и досрочном расторжении контракта с Калиной Н.В.

Нормы п. 2 ст. 278 ТК РФ не устанавливают для уполномоченного лица (органа) при принятии им решения о досрочном расторжении контракта с руководителем организации обязательное указание мотивов такого решения, то совет депутатов вправе был при решении вопроса о досрочном прекращении полномочий истца по вышеуказанному основанию учесть любые характеризующие истца обстоятельства.

Доводы истца, изложенные в исковом заявлении, о нарушении ответчиком процедуры увольнения, проверялись судом и не нашли своего подтверждения.

Необходимое условие прекращения контракта по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ, а именно выплата истцу компенсации в соответствии со ст. 279 Трудового кодекса РФ, ответчиками было соблюдено.

Размер этой компенсации, как правильно указал суд, правомерно определен ответчиками в размере, предусмотренном ст. 279 Трудового кодекса РФ: в сумме трехкратного среднего месячного заработка истца, поскольку в контракте условие о размере такой компенсации не содержалось.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых Калиной Н.В. решения совета депутатов и распоряжения главы муниципального района, а также восстановлении истца на работе в прежней должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула у суда не имелось.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции обоснованными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым была дана правильная оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, аналогичные доводы исследовались судом первой инстанции.

Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не допущено.

С учетом изложенного постановленное по делу решение районного суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 18 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Калиной Н.В. — без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *