Ответственность комиссионера перед покупателем

«Он уже на свободе, хорошо одет и с дорогим телефоном, а денег нет!» Что бывает с пострадавшими от автохаусов-мошенников

Каждый, кто когда-либо пригонял себе авто из Европы, мог воочию убедиться: комиссионные площадки — это самый удобный и простой способ покупки и продажи автомобилей. Действительно, подыскивать товар для покупателя должен тот, у кого для этого есть время и, главное, кто умеет это делать.

Но нашего автомобилиста в автохаус заставят обратиться либо о-о-очень надежные рекомендации, либо неисправимая вера в человечество.

У одних проблемы заканчиваются — у других начинаются

Причины такого недоверия у всех на слуху. Это и незабываемое дело «АвтоКомпаниСевен», в котором потерпевшими было признано более 500 человек, а зачитывание обвинения заняло несколько дней, и история автохауса «Автопапа», о проблемах которого мы писали задолго до того, как площадкой заинтересовались правоохранительные органы, и недавняя информация о завершении расследования по делу автохауса Fresh Motors, руководство которого до последнего настаивало, что их компания не финансовая пирамида.

За каждым таким делом стоят пострадавшие. Первыми «информационную волну», как правило, поднимают изначальные собственники машин, не получившие денег. Благодаря их активности преступная схема получает огласку, виновные — заслуженное наказание. На этом интерес к скандалу падает, внимание общества переключается на новых мошенников.

Однако редко кто задумывается, что обманутых автомобилистов в каждой подобной истории, как правило, вдвое больше, чем машин, сданных на комиссию. И для половины из них обвинительный приговор — личная трагедия, которая может длиться годы.

Ни машины, ни денег, а преступники уже на свободе

В 2011 году мы рассказывали историю покупки супружеской парой автомобиля Lexus RX330 2006 г.в. Машину продавал даже не автохаус, а обычный человек. Но спустя несколько месяцев после оформления документов выяснилось, что машина изначально была отдана на комиссию в автохаус «Гламур Авто», продана и успела сменить несколько владельцев, пока первоначальный собственник, так и не получивший денег от продажи своего имущества, не обратился в милицию. Итог предсказуем: машину у последнего покупателя забрали, а деньги, уплаченные за нее, обязали вернуть осужденного руководителя автохауса Зеневича П.Л.

«Мы тогда настаивали, чтобы к ответу привлекли и того, кто непосредственно нам продал авто, — вспоминает Андрей. — Ведь потом выяснилось, что машина снималась с учета/ставилась на учет в некоторых случаях в считаные дни, иногда покупка и продажа происходили в течение одного дня. И наш продавец поступил так же. Значит, он не мог не знать всю подоплеку событий. Но зато этот человек клялся мне всеми святыми, что автомобиль «чистый», с ним не будет проблем. Вместо того чтобы изучить действия ВСЕХ фигурантов этого дела, суд обязал осужденного директора «Гламур Авто» возместить причиненный вред».

После той публикации прошло пять лет, супруги дошли до Верховного суда, но вердикт остался прежним.

«И знаете, что самое обидное? У настоящего продавца, «сделавшего на нас бизнес», в собственности не один автомобиль, все в жизни хорошо, никто от него ничего не требует. Осужденный Зеневич уже вышел на свободу, отлично одет, пользуется дорогим телефоном, а мы в счет отобранного у нас Lexus получили за все время едва ли не 20 долларов. Судебные исполнители, то есть те, кто должен заставить виновного возместить нам вред, сплошь девушки 20-25 лет, меняются каждые два месяца. Что они могут сделать с мужчиной на два десятка лет старше, отсидевшим срок в тюрьме? — признается Андрей и заключает: — Знай я тогда, что справедливости мы не дождемся, я бы совсем по-другому себя повел. Потрачено столько сил, времени. Только адвокату мы заплатили за все бумаги и посещения заседаний около 5 тысяч долларов, но все напрасно! А сейчас просто хочу предупредить всех, чтобы понимали, чем может обернуться покупка машины».

Разочарован решением суда по своему неудачному опыту сотрудничества с автохаусом и Дмитрий. Он тоже, купив автомобиль и соблюдя все требования закона, остался в итоге без ТС и денег. Его историю мы рассказывали совсем недавно.

Защищен на бумаге, но не на деле

Подобные истории вскрывают серьезную проблему незащищенности добросовестного приобретателя.

Да, в Гражданском кодексе есть специальная норма.

Статья 283. Истребование имущества от добросовестного приобретателя

  1. Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
  2. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
  3. Деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя.

Здесь четко прописано, что собственник имеет право истребовать имущество у добросовестного приобретателя, только когда оно выбыло из его владения против его воли. Но на практике суд может вернуть автомобиль собственнику, а приобретателю остается только требовать уплаченные деньги у автохауса или у того, кто продал ему автомобиль.

И каждый понимает, что сознательно пошедший на преступление, а вдобавок еще и осужденный «махинатор» вряд ли окажется владельцем квартиры, коттеджа и парка автомобилей, и хорошо, если истцы дождутся своих денег к старости.

Адвокат: «Подводных камней немало, результат может быть разным»

Можно ли что-то исправить в ситуации и как-то подстраховаться? Свое видение проблемы рассказала адвокат Елена Кобяк:

— Сперва я предлагаю еще раз вспомнить, как правильно с точки зрения закона выглядит заключение договора комиссии.

Договор комиссии заключается между комиссионером и комитентом. При этом одна сторона, комиссионер, обязуется по поручению другой стороны, комитента, за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Договор комиссии заключается в двух экземплярах — по одному для комиссионера и комитента.

В договоре комиссии обязательно излагаются:

  • данные о сторонах договора;
  • данные об автомобиле (марка, модель, год выпуска, номер кузова, цвет и т.д.);
  • обязанность комиссионера реализовать принятое им транспортное средство по договору купли-продажи и его вознаграждение в процентах или фиксируемой сумме;
  • цена автомобиля;
  • срок комиссии;
  • сведения об условиях возврата автомобиля комитенту;
  • срок расчетов комиссионера с комитентом с момента продажи автомобиля;
  • иные условия, указанные в п.15, подпункте 16.4 пункта 16 Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденных постановлением №744 (далее — Правила);
  • ВАЖНО! Право или запрет на не согласованное с комитентом изменение комиссионером цены товара.

При заключении договора комиссии автомобиля необходимо наличие товарного ярлыка. Товарный ярлык применяется для учета товарно-материальных ценностей в местах хранения товара. Товарный ярлык заполняется в одном экземпляре материально ответственным лицом на каждое наименование с проставлением порядкового номера ярлыка. Товарный ярлык хранится вместе с товарно-материальными ценностями по месту их нахождения.

Это что касается продавца автомобиля. С покупателем в комиссионном магазине либо в автосалоне составляется договор купли-продажи автомобиля, который подлежит государственной регистрации.

Кроме договора составляется акт проверки и оценки технического состояния автомобиля (далее — акт) в трех экземплярах, по одному для комиссионера, комитента и покупателя.

В силу пункта 29 Правил транспортные средства, ранее регистрировавшиеся в Республике Беларусь, принимаются на комиссию при наличии у комитента свидетельства о регистрации (технического паспорта) транспортного средства с отметкой о снятии с учета в связи с продажей.

Что получает на руки покупатель?

В силу п.110 Правил при продаже транспортных средств покупателю одновременно передаются:

  • документация, прилагаемая к транспортным средствам;
  • товарный чек либо иной документ, подтверждающий факт приобретения товара, в которых указываются наименование (фирменное наименование) продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель — его фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование транспортного средства, марка, номера его агрегатов, дата продажи и цена транспортного средства, а также подпись работника продавца, осуществляющего продажу. При наличии в кассовом чеке либо в документации, прилагаемой к транспортному средству, указанной информации товарный чек либо иной документ, подтверждающий факт приобретения товара, могут не выписываться. При этом на кассовом чеке подписи лица, непосредственно осуществившего продажу, не требуется.

Если возникают вопросы по состоянию автомобиля, то ответственность перед покупателем за несоответствие товаров характеристикам их состояния, данным при приеме товаров на комиссию, несет комиссионер (п.23 Правил).

— Это в идеале. Но мы видим, что описанный в законодательстве порядок соблюдается далеко не всегда…

— Да. К сожалению, зачастую при продаже автомобилей недобросовестные владельцы (сотрудники автохаусов и иные граждане) под предлогом оказания услуг по реализации автомобилей по договору комиссии, заранее не намереваясь исполнять взятые на себя обязательства, завладевают рядом дорогостоящих транспортных средств граждан. Доверчивым клиентам обещают оперативную продажу машин, но даже спустя несколько лет многие потерпевшие не видят ни денег, ни своих автомобилей. Тому есть две причины. Первая — «ловушки в документах». Так называемые в народе автохаусы оформляют договоры таким образом, что среди многочисленных пунктов присутствуют условия о том, что если за несколько дней автомобиль продать не представилось возможным, то автохаус имеет право снизить его стоимость. Таким образом, владельцы в лучшем случае могут получить треть реальной стоимости автомобиля, на которую рассчитывали при заключении договора. Некоторые автохаусы в договор включают условия о том, что если в течение установленного срок реализация автомобиля не произойдет, то автохаус выкупает его у владельца. Данное обстоятельство в немалой степени влияет на принятие клиентом решения о заключении договора. И в этой ситуации для клиента начинаются проблемы. Поэтому на данном этапе можно посоветовать только внимательно изучать условия договора, который подписывает собственник автомобиля.

— Но ведь и это не панацея, так?

— Здесь бы хотелось сообщить следующее. Даже если автомобиль продан без нарушения действующего законодательства, автохаус может и не произвести выплату денежных средств его законному владельцу. Причин может быть много: отсутствие денежных средств на счете автохауса, арест счета и т.д. Наконец, никто не застрахован от того, что станет объектом преступных действий другого лица. Известно, что уголовных дел по частям 3 и 4 статьи 209 УК РБ «Мошенничество» по автохаусам возбуждено уже достаточно много. Но если у обвиняемого (обвиняемых) отсутствуют денежные средства либо имущество для погашения ущерба, вернуть денежные средства за переданный автохаусу автомобиль бывает крайне сложно.

— Да, такие выплаты, как правило, затягиваются на годы. Но почему первоначальный собственник получает машину обратно, а покупатель, исполнивший все требования закона, вынужден довольствоваться копейками раз в месяц долгие годы?

— В процессе расследования таких уголовных дел, если автомобили, переданные автохаусу, были органами предварительного следствия обнаружены, на них накладывается арест. Далее судьба ТС решается судом, рассматривающим уголовное дело, или в гражданском судопроизводстве. Главное, что граждане должны понимать: вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу ОБЯЗАТЕЛЕН для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого состоялся приговор суда, лишь по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом (ч.4 ст.182 ГПК). Если по делу судом будет установлено, что транспортное средство выбыло из обладания собственника ПОМИМО ЕГО ВОЛИ, суд может истребовать его у нового собственника, признать недействительной регистрацию им автомобиля на свое имя в органах ГАИ. При удовлетворении такого иска суд должен РЕШИТЬ ВОПРОС ВОЗМЕЩЕНИЯ новому собственнику понесенных им РАСХОДОВ по приобретению автомобиля, в том числе кем конкретно эти расходы должны быть возмещены. Но в каждом конкретном случае данные ситуации рассматриваются судом индивидуально, в зависимости от обстоятельств приобретения и отчуждения ТС и т.д.

***
Что мы получаем в итоге? Плох ли договор комиссии по своей сути? Однозначно нет. Но принимая решение о заключении такой сделки, каждая сторона должна отдавать себе отчет в том багаже риска, который в нашей реальности, к сожалению, неизменно рядом, когда продажей машины занимаются профессионалы.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
Фото из архива редакции и открытых источников
ABW.BY

Комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом сделки, заключенной с ним за счет комитента, кроме случаев, когда комиссионер

1. не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица либо

2. принял на себя ручательство за исполнение сделки (делькредере).

Закон предусматривает специальные права комиссионера, обеспечивающие возможность получения им комиссионного вознаграждения. Комиссионер, в частности, вправе удерживать находящиеся у него вещи или деньги, которые подлежат передаче комитенту (или полученные от него) (ст. 996, 997 ГК РФ).

Закон предоставляет сторонам возможность заключения разного вида договоров комиссии, в частности:

1. с указанием или без указания территории его исполнения,

2. с обязательством комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделки, совершение которых поручено комиссионеру, или без такого обязательства,

3. с условиями или без условий относительно ассортимента товаров, являющихся предметом комиссии.

По общему правилу комиссионер должен исполнить поручение комитента в соответствии с его указаниями.Закон предусматривает возможность отступления от указаний комитента, если по обстоятельствам дела — это необходимо в интересах комитента, и комиссионер не мог предварительно запросить комитента либо не получил в разумный срок ответ на свой запрос. Комиссионеру-предпринимателю договором может быть предоставлена возможность отступления от указаний без предварительного согласия комитента. Комиссионер во всяком случае обязан уведомить комитента о допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным.

Особенностью договора комиссии является положение о том, что вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего (ст. 996 ГК РФ). В связи с этим все риски, а также различного рода бремя ложатся на комитента.

Дополнительная выгода, полученная стараниями комиссионера, делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон. По общему правилу убытки, возникшие в результате действий комиссионера, продавшего вещь по более низкой цене или купившего — по более высокой, относятся на комиссионера (ст. 995 ГК РФ).

Комиссионер вправе в целях исполнения этого договора заключить договор субкомиссиис другим лицом, оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом. До прекращения договора комиссии комитент не вправе без согласия комиссионера вступать в непосредственные отношения с субкомиссионером, если иное не предусмотрено договором комиссии.

Основаниями прекращения договора комиссии являются:

1. отказ комитента от исполнения договора;

2. отказ комиссионера от исполнения договора в случаях, предусмотренных законом или договором;

3. смерть комиссионера, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;

4. признание индивидуального предпринимателя, являющегося комиссионером, несостоятельным (банкротом).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *