Ответственность регистратора росреестра

13.09.2016 17:23Просмотров: 12Высокая ответственность государственных регистраторов недвижимости

С 1 января 2017 года в России начинает действовать Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), призванный значительно упростить регистрационные процедуры для граждан и бизнеса, сделав их максимально понятными и прозрачными.Он объединит в себе сведения, которые содержатся в настоящее время в Государственном кадастре недвижимости (ГКН) и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Однако переход к данной форме будет сопряжен с преодолением целого ряда трудностей, главная из которых — подготовка специалистов.Поиск регистраторов-профессионалов — настоящая проблема: обучение проходит преимущественно молодежь, которая долго не задерживается на этой должности. Основные причины — невысокая заработная плата и большая нагрузка.

Согласно ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости», который вступит в силу с 1 января 2017 года, государственный регистратор должен одновременно поставить объект на кадастровый учет и зарегистрировать права на него. Это требует от данных специалистов досконального знания законодательства и всех тонкостей предстоящей работы. Именно поэтому основная задача, стоящая перед Росреестром, — полномасштабное обучение государственных регистраторов. Законом предусмотрено введение реестра государственных регистраторов. Простыми словами: любой заявитель может зайти в него и увидеть, сколько у регистратора было «приостановок», отказов, какое количество из них оспорено в суде. Сейчас регистратор назначается на длительное время, а новым законом прописан четкий срок — 5 лет. Также предусматриваются некоторые формы наказаний: отстранение регистратора от деятельности за нарушение и административно-уголовная ответственность. Он будет отвечать за достоверность и полноту внесенных сведений в государственный реестр недвижимости. В случае материального ущерба, Росреестр и регистратор будут нести еще и финансовую ответственность перед правообладателем.

Задвоение кадастрового номера — ситуация, когда одному зданию или помещению присвоено несколько идентификационных номеров. Большинство владельцев недвижимости даже не подозревают о том, что такая проблема может быть. А если и узнают о ней, то не спешат ее решать.

Вместе с тем, ситуация может привести ко множеству неприятных последствий. Например, местные органы самоуправления начнут распоряжаться вашим зданием или помещением по своему усмотрению, или нотариус не сможет оформить договор дарения и наследства. Как решить вопрос с объектами-дублями, рассмотрим в нашей статье. Если у вас возникли проблемы в ходе подготовки документов на продажу или другую сделку, обратитесь за консультацией к опытному специалисту.

Содержание

Нет времени читать статью?

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании! По этой услуге подключено 85 компаний Начать подбор в несколько кликов >

Почему возникает задвоение кадастровых номеров?

Когда вы регистрируете недвижимость в государственном реестре, объекту присваивают кадастровый номер. Он должен быть разным для каждого нового дома, квартиры. То есть кадастровый номер одного недвижимого объекта всегда отличается от другого. Это уникальное число, по которому можно легко идентифицировать помещение или здание.

В конце 2012 года была проведена кадастровая реформа, в ходе которой обязанности по присвоению номеров перешли к Росреестру (Российский реестр). Раньше этим занимались сотрудники БТИ (Бюро технической инвентаризации) и Ростехнивентаризации. Для реализации реформы им необходимо было перевести поэтажные планы, технические паспорта, экспликации и другие документы по учтенному недвижимому имуществу в кадастровую палату. Мероприятие не было до конца продумано и налажено, что привело к появлению ошибочных сведений в единой базе данных. В ходе передачи информации от одной структуры к другой произошло задвоение кадастрового номера некоторых объектов недвижимости.

Почему это стало возможным? Кадастровая палата решила присвоить идентификатор не только каждому сооружению, но и каждому помещению в здании. Для этого стали использовать римские цифры — I, II, III, IV и т.д. Но до реформы БТИ также применял подобный тип идентификатора, только уже для обозначения этажа.

Таким образом, когда Росреестр стал считывать информацию с недвижимого имущества, зарегистрированного до 2013 года, он воспринимал объект с римской цифрой, который, по сути, был этажом, как отдельное помещение. В государственной базе данных сегодня права регистрируют только на помещение или все здание. Объекты-дубли появлялись, когда в кадастре возникало пересечение с римскими цифрами, присвоенными еще в БТИ. Такая ситуация наиболее характерна для нежилых объектов.

Второе несоответствие произошло из-за того, что до конца 2012 года регистрацией зданий занимались два разных органа — БТИ и Ростехнивентаризация. Некоторые сооружения были занесены в базу данных несколько раз. В ходе реформы кадастровая палата воспринимала одно здание как два разных, присваивала ему два отличных номера, что привело к задвоению.

Почему такая ситуация возникала не для всех объектов? БТИ и Ростехнивентаризация заносили в единую информационную базу разные номера для одного здания только в том случае, если сведения о нем отличались. Ошибки возникали из-за неучтенных квадратных метров, неправильного этажа.

Пример: БТИ зарегистрировало объект X площадью 39 м2 под кадастровым номером 16:50: 170102:1668. По этому же зданию у сотрудников Ростехнивентаризации была иная информация: площадь составила 41,5 м2. Поэтому они сочли сооружение неучтенным и внесли его в базу данных под другим кадастровым номером. В результате для объекта X получилось задвоение — двойной идентификатор.

Не редкость и затроение кадастровых номеров. Причина этого явления — повторная выгрузка информации из единой базы данных в начале 2017 года. Если в ходе процесса по характеристикам не было найдено ни одного полностью идентичного здания, то ему присваивали новый идентификатор.

Задвоение кадастрового номера может привести к неприятной ситуации. Например:

  • местные органы решат продать объект-дубль или захотят использовать его для достижения своих целей;
  • Росреестр откажет в сделке купли-продажи недвижимости или приостановит заключение договора до выяснения всех обстоятельств;
  • нотариус откажет в оформлении сделки по договору дарения или в наследства из-за некорректных данных;
  • банк не одобрит ипотеку на выбранный дом или квартиру.

Чтобы избежать подобной ситуации, важно заранее решить проблему с задвоением кадастрового номера. Рассмотрим подробнее, как сделать это максимально быстро и просто.

Как решить проблему, если у объекта два разных кадастровых номера?

Если вы не хотите потерять квартиру, которую получили по договору дарения, или желаете побыстрее продать дом в ипотеку, следует разобраться в задвоением кадастрового номера. Что для этого требуется? Снять объект недвижимости с кадастрового учета. Мероприятие носит название верификации и гармонизации базы данных. Укажем на некоторые особенности процесса:

  1. Снять здание с двойным кадастровым номером с учета можно путем изменения его статуса на «архивный».
  2. Сведения об объектах-дублях выявляют по запросу заявителя или самостоятельно сотрудники специального отдела Росреестра.
  3. Сооружение и помещение с двойным кадастровым номером сразу снимут с учета, если его технические данные и другие характеристики (площадь, этажность, год возведения) будут полностью идентичны сведениям по проверяемому объекту. В противном случае потребуется время на выяснение достоверных данных, рассмотрение вопроса. В некоторых случаях в верификации и гармонизации сразу отказывают.
  4. Для проведения проверки по объекту-дублю требуется от 21 до 60 дней.

Если вы хотите проверить, не присвоен ли вашей квартире, нежилому помещению или дому двойной кадастровый номер, зайдите на официальный сайт Росреестра. В сервисах необходимо выбрать раздел «Справочная информация в онлайн-режиме по объектам недвижимости». После заполнения формы отправьте запрос и дождитесь ответа. Правильный кадастровый номер должен быть привязан к правам. Если в результате запроса были найдены несколько объектов с разными идентификаторами, то это дубли.

Основания для привлечения к административной ответственности по обращениям граждан и юридических лиц, содержащих признаки нарушений земельного законодательства

Обращения и заявления граждан, юридических лиц, информация органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее – обращения), поступающие в Управление Росреестра по Республике Коми (далее – Управление) могут являться как основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии Земельным кодексом Российской Федерации, административным регламентом, так и поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

В соответствии с КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

В сфере земельных правоотношений предусмотрены следующие виды административной ответственности.

За самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок лицо может быть привлечено к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере: не менее 5 000 руб. – на граждан, не менее 20 000 руб. – на должностных лиц, не менее 100 000 руб. – на юридических лиц.

По смыслу закона под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого земельного участка, выраженной в установленном порядке.

Статья 8.8 КоАП РФ содержит несколько видов административной ответственности. Так, часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусматривает наказание за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. Например, на земельном участке, предназначенном для сельскохозяйственного использования (садоводство, огородничество), построен магазин или автосервис. За данные нарушения накладывается административный штраф в размерах: на граждан – не менее 10 000 руб., на должностных лиц – не менее 20 000 руб., на юридических лиц – не менее 100 000 руб.

При этом частями 2 и 2.1 статьи 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за неиспользование земельного участка в течение времени, установленного действующим законодательством.

За неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, может быть наложен административный штраф в следующих размерах: на граждан – не менее 20 000 руб.; на должностных лиц – не менее 50 000 руб.; на юридических лиц – не менее 400 000 руб., Например, неиспользование земельного участка для индивидуального жилищного строительства в течение десяти лет с момента выдачи разрешения на строительство.

В целом механизм применения административной ответственности за нарушения требований земельного законодательства выглядит примерно так: при обнаружении госземинспектором нарушения требований земельного законодательства выдается предписание об устранении нарушения. Нарушитель обязан прекратить всякую деятельность на участке, перенести ограждения, убрать сооружения и т. д. После этого составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и налагается штраф в полном размере.

Важно также помнить, что применение административного наказания не означает, что нарушитель избежит других мер ответственности.

В случае неисполнения предписания об устранении правонарушения нарушитель уже будет привлечен к административной ответственности судебными органами в соответствии с административным законодательством.

Следовательно, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

— использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

— сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

— своевременно приступать к использованию земельных участков;

— своевременно производить платежи за землю;

— соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, осуществлять мероприятия по охране земель, выполнять иные требования федеральных законов.

Об изменениях в долевом строительстве

С 1 июля 2019 года изменился порядок обеспечения обязательств застройщика при привлечении средств для долевого строительства. Все российские застройщики обязаны перейти на схему долевого строительства с применением эскроу-счетов.

Однако порядок государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве с применением эскроу-счетов, а также перечень необходимых для осуществления государственной регистрации документов не поменялся.

Если ДДУ с первым участником долевого строительства представлен на государственную регистрацию после 01.07.2019, то все ДДУ заключаются только с использованием счетов эскроу, открытых в уполномоченном банке.

Если ДДУ в отношении объекта долевого строительства в многоквартирном доме (ином объекте недвижимости), не введенном в эксплуатацию, представлен на государственную регистрацию после 01.07.2019, и заключен в отношении дома, который не соответствует установленным Правительством Российской Федерации критериям, такой ДДУ заключается только с использованием счетов эскроу, открытых в уполномоченном банке.

Если ДДУ в отношении объекта долевого строительства в многоквартирном доме (ином объекте недвижимости), не введенном в эксплуатацию, представлен на регистрацию после 01.07.2019 и заключен в отношении дома, который соответствует установленным Правительством Российской Федерации критериям, по договорам, предметом которых являются жилые помещения, уплачиваются отчисления в компенсационный фонд.

Как гражданину не стать жертвой мошенников при государственной регистрации прав в форме электронных документов

Государственная система регистрации является основой гарантии конституционных прав граждан на владение, пользование и распоряжение своим имуществом.

Действующим законодательством предусмотрена возможность удаленной подачи документов на государственную регистрацию права на объект недвижимости — на основании заявления, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью собственника. Это можно осуществить через официальный сайт Росреестра либо через Единый портал государственных или муниципальных услуг, предварительно получив электронную подпись в одном из аккредитованных Минкомсвязи России удостоверяющих центров.

В последнее время выявились новые мошеннические схемы завладения чужой недвижимостью – посредством подачи документов на государственную регистрацию прав в форме электронных документов с незаконным использованием электронной подписи собственника.

В целях защиты интересов граждан при государственной регистрации прав в форме электронных документов Управление Росреестра по Республике Коми рекомендует подавать заявление о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя.

При подаче такого заявления в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) будет внесена соответствующая запись. Что это значит? Управление Росреестра по Республике Коми вернет документы, поступившие в электронной форме, без рассмотрения в случае, если в ЕГРН будет присутствовать запись о проведении регистрации лично собственником.

Заявление о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия его собственника можно подать в электронном виде в личном кабинете на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru), а также при личном обращении в многофункциональный центр «Мои документы» на всей территории России.

Услуга предоставляется Росреестром бесплатно. Срок внесения в ЕГРН данной записи — не более пяти рабочих дней. Данный запрет на распоряжение недвижимостью без личного участия будет действовать бессрочно, пока не будет отозван собственником;

погашен государственным регистратором при регистрации сделки при личном участии собственника; на основании вступившего в законную силу судебного акта. Форма такого заявления утверждена приказом Минэкономразвития № 920 от 08.12.2015.

Данная услуга Росреестра не является обязательной и проводится по желанию правообладателя недвижимости.

Порядок предоставления государственных услуг Росреестра по государственной регистрации прав и сделок в электронном виде

Одним из способов представления заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и иных необходимых для государственной регистрации документов является их предоставление в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

Закон «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон) установил определенные требования к документам, представляемым в форме электронных документов и (или) электронных образов документов.

Исходя из положений Закона такие документы должны быть представлены:

1) в форме электронных документов, если Законом предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике — к таким документам относятся, например, договор, акт приема-передачи, расписка о получении денег по договору и т.д.;

2) в форме электронных документов или электронных образов документов, если Законом предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе могут быть представлены в виде копии без представления подлинника (например, постановление органа местного самоуправления или решение суда).

При этом документы, представляемые в форме электронных документов, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц в установленных законодательством Российской Федерации случаях; а документы, представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в

соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.

Электронную цифровую подпись можно получить в удостоверяющих центрах, сведения о которых размещены на сайте Росреестра.

Необходимо отметить, что предоставление документов в электронном виде сократит срок проведения государственной регистрации и сделает операции с недвижимым имуществом более удобными, поскольку на оформление заявки в электронном виде будет затрачено намного меньше времени, чем в случае личного обращения в орган регистрации прав через многофункциональный центр.

Кроме этого размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав в отношении физических лиц составляет коэффициент 0,7 от размера государственной пошлины, установленного Налоговым кодексом РФ.

После осуществления государственной регистрации прав на указанную в заявлении электронную почту будут направлены документы, подтверждающие государственную регистрацию, — файлы, удостоверенные электронной цифровой подписью государственного регистратора прав. Такие документы имеют высшую юридическую силу и обязательны к приему во всех учреждениях и организациях.

В случае необходимости бумажную выписку о правах из Единого государственного реестра недвижимости можно будет заказать через многофункциональный центр.

Сроки регистрации сделок с недвижимостью в 2019 году

Вступившим в силу с 01.01.2017 законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 18-ФЗ (далее — закон «О госрегистрации») сроки проведения процедуры госрегистрации прав на недвижимое имущество скорректированы и отличаются от тех, которые были регламентированы утратившими силу нормами закона «О государственной регистрации прав…» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее — закон № 122-ФЗ).

Так, если заявитель обращается за получением услуги только по регистрации права, то максимальные сроки для ее проведения в зависимости от способа подачи документации таковы (п. 1 ст. 16 закона «О госрегистрации»):

  • 7 рабочих дней с даты приема Росреестром (регистрирующим органом) пакета документов;
  • 9 рабочих дней, если документация была представлена через многофункциональный центр;
  • 3 рабочих дня при поступлении в регорган заявления и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство или праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
  • 1 рабочий день, следующий за днем представления в регорган документов, указанных в предыдущем пункте настоящего списка, в электронной форме или в виде электронных образов;
  • 5 рабочих дней с момента принятия МФЦ заявления и комплекта документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство или праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
  • 5 рабочих дней с момента поступления в Росреестр судебного акта, обязывающего произвести госрегистрацию права.

Обратите внимание! При исчислении этих и нижеуказанных сроков следует иметь в виду, что при сдаче документов на госрегистрации в субботу, срок начнет течь с ближайшего следующего за ней рабочего дня, т. е. с понедельника (письмо Росреестра от 22.08.2017 № 14-10188-ГЕ/17).

Вас также может заинтересовать готовое решение КонсультантПлюс «Как организации зарегистрировать права на недвижимость». Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Сроки проведения ГКН, а также параллельного проведения ГКН и госрегистрации права

Сроки проведения государственного кадастрового учета объекта недвижимости (далее — ГКН) следующие:

  • 5 рабочих дней с момента приема Росреестром заявления и комплекта документов;
  • 7 рабочих дней, если документы были переданы через МФЦ;
  • 5 рабочих дней с даты поступления в регорган вступившего в законную силу судебного акта с предписанием провести ГКН.

Для одновременного проведения ГКН и регистрации права установлены следующие сроки:

  • 10 рабочих дней, если заявление и комплект документов, необходимых для каждой процедуры, были представлены непосредственно в регистрирующий орган;
  • 12 рабочих дней, если документы для одновременной госрегистрации и ГКН были переданы через МФЦ;

5 рабочих дней с даты поступления в регорган получившего законную силу решения суда с предписанием провести и ГКН объекта, и госрегистрацию права.

Сроки регистрации обременений объекта недвижимости

Отдельно следует сказать о госрегистрации обременений объектов недвижимости. Так, сроки, равные:

  • 3 рабочим дням с момента получения регорганом соответствующего акта суда или иного уполномоченного органа, отведены на внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) сведений о наложении ареста на объект недвижимости, ограничении права распоряжения объектом или залоге такого объекта в качестве меры пресечения (аналогичные сроки установлены при отмене ареста, запрета и возврате залога);

Обратите внимание! Росреестр не вправе самостоятельно осуществлять запись о прекращении ареста в случае истечения его срока без соответствующего документа из органа, принявшего решение об аресте.

  • 5 рабочим дням с даты приема или поступления в Росреестр заявления и необходимых документов, предусмотрены для госрегистрации ипотеки жилого помещения;
  • 7 рабочим дням с момента приема МФЦ указанных в предыдущем пункте настоящего списка документов, установлены для проведения госрегистрации ипотеки жилого помещения.

О соотношении сроков госрегистрации, указанных в законе и закрепленных административным регламентом

Работа Росреестра до 15.12.2017 осуществлялась на основании административного регламента, утв. приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 № 789 (далее — регламент № 789).

Некоторые пункты регламента № 789 (в т. ч. определявшие сроки предоставления госуслуги пп. 41–55) содержали ссылки на утратившие силу положения закона № 122-ФЗ, а описываемые сроки госрегистрации стали неактуальны.

С 15.12.2017 в силу вступил новый административный регламент, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 (далее — регламент № 278), в п. 40 которого отражены актуальные сроки госрегистрации.

Вывод! Таким образом, сроки госрегистрации, содержащиеся в административном регламенте, с 15.12.2017 соответствуют срокам, указанным в законе «О госрегистрации».

Срок оформления свидетельства о регистрации права собственности

С 01.01.2017 госрегистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРН (п. 1 ст. 28 закона «О госрегистрации»). По данной теме будет также полезно прочитать нашу статью «Выписка из ЕГРП (ЕГРН) вместо свидетельства о праве собственности».

Важно! Срок подготовки к выдаче выписки из ЕГРН, подтверждающей произведенную регистрацию права, будет зависеть от того, какие госуслуги были запрошены заявителем (только по госрегистрации права или также ГКН) и каким образом документация была представлена в Росреестр (см. ст. 16 закона «О госрегистрации»). Выписка из ЕГРН может быть сделана как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Выбор формы, а также способа получения выписки осуществляется еще на этапе подачи заявления о госрегистрации при заполнении реквизита 10 в заявлении (см. приложение 1 к приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920).

Надо отметить, что законодатель предоставил не полную свободу выбора формы получения документа. В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 16 приложения 4 к приказу № 920, выписка будет дана на бумаге, если в бумажной же форме подавались документы для регистрации. Соответственно, электронный документ можно запросить, если заявление тоже представлялось в электронной форме, и т. д.

Срок регистрации права собственности: приостановление процедуры

Госрегистрация права или ГКН может быть приостановлена по решению Росреестра по основаниям, предусмотренным ст. 26 закона «О госрегистрации».

Обратите внимание! Перечень оснований является исчерпывающим, и приостанавливать процедуру регистрации по иным основаниям уполномоченный орган не вправе.

Регистрация приостанавливается до устранения причин, но максимальный срок приостановления по общему правилу не должен превышать 3 месяцев (п. 2 ст. 26 закона «О госрегистрации»).

Однако из этого правила есть исключения. Специальные сроки приостановки предусмотрены пп. 3–8.1 ст. 26 закона «О госрегистрации». Например, если не были получены необходимые документы в порядке межведомственного запроса, приостановление не может быть осуществлено на срок больше 1 месяца (п. 3 ст. 26 закона «О госрегистрации»).

Также в зависимости от конкретных обстоятельств процедура госрегистрации (равно как и ГКН) должна быть приостановлена до завершения регистрационных действий в отношении объекта недвижимости по ранее поданным документам или до разрешения спора в отношении прав на объект недвижимости в судебном порядке и др.

Кроме того, процедура может быть приостановлена на срок до полугода при наличии заявления об этом соответствующего правообладателя, сторон договора, нотариуса или иных лиц, которым такое правомочие дано в соответствии со ст. 15 закона «О госрегистрации» (п. 1 ст. 30 закона). Приостановка в таком порядке может быть осуществлена однократно.

Важно! Закон «О госрегистрации» предусматривает обязанность регистрирующего органа в установленных случаях осуществить возврат поданных на госрегистрацию документов без рассмотрения. Основания для этого регламентированы ст. 25 закона «О госрегистрации».

Сроки уведомлений о приостановлении и отказе в проведении процедуры Росреестром

Риски! Если в течение срока, отведенного на устранение причин приостановления процедуры, такие причины не будут устранены, Росреестр отказывает в проведении госрегистрации права и/или постановке объекта недвижимости на ГКН (ст. 27 закона «О госрегистрации»).

Уведомления о приостановлении госрегистрации или отказе направляются заявителю в день принятия соответствующего решения. Уведомление должно содержать все причины приостановки или отказа (пп. 5–6 ст. 29 закона «О госрегистрации»).

Важно! Все уведомления о результатах предоставления госуслуги по госрегистрации права, в т. ч. о приостановлении или отказе в проведении процедуры, могут быть направлены заявителю с помощью интернета или на мобильное устройство, что в значительной мере экономит время на исправление недочетов в документах (п. 2 приложения 1 «Порядок и способы направления…», утв. приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173).

Такая услуга по умолчанию предоставляется в ситуациях, когда документы подаются в Росреестр посредством соответствующих электронных или телекоммуникационных каналов — сайта Росреестра или «Госуслуги».

Рекомендуем! Заявителю изначально рекомендуется при заполнении реквизита 10 заявления, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920, отметить пункт «Также по адресу электронной почты». В этом случае уведомление о приостановке или отказе в день осуществления таких действий со стороны Росреестра будет направлено последним на указанный адрес (пп. 6–7 ст. 29 закона «О госрегистрации»).

Сроки госрегистрации при запросе документов в рамках межведомственного взаимодействия

Как видно из содержания ст. 16 закона «О госрегистрации», тот факт, что регистрирующему органу требуется запросить документы в порядке межведомственного взаимодействия, никак не влияет на продолжительность процедуры госрегистрации права.

Сроки запроса и представления документов в таком порядке регламентированы законом.

Так, межведомственный запрос направляется в срок не позднее 1 дня, следующего за днем поступления сотруднику заявления о госрегистрации права и прилагаемых документов (п. 205 регламента № 278).

Срок подготовки ответа на запрос — 2 рабочих дня (п. 3 ст. 7.2 закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ, далее — закон № 210-ФЗ).

Если получить необходимые сведения в порядке межведомственного запроса не представляется возможным в связи с их отсутствием, заявитель уведомляется сотрудником Росреестра о приостановлении процедуры госрегистрации и возможности подать недостающие документы по собственной инициативе (подп. 9 п. 1 ст. 26, п. 8 ст. 29 закона «О госрегистрации»).

Риски! Если в течение отведенного законом на устранение причин приостановления процедуры времени необходимые документы не будут представлены заявителем, Росреестр откажет в регистрации права.

Нарушение сроков проведения госрегистрации объектов недвижимости: ответственность Росреестра и его должностных лиц

За нарушение сроков внесения сведений в ЕГРН (подп. 6 п. 1 ст. 66 закона «О госрегистрации») Росреестр может быть привлечен к ответственности как юрлицо. Заявитель, чьи права были нарушены, имеет право требовать полной компенсации понесенных им в результате этого убытков.

Кроме того, судебная практика отождествляет ответственность Росреестра как юрлица с ответственностью его должностных лиц. Например, разрешая спор о возможности компенсации убытков за счет казны, суд пояснил, что ответственность государства за действия должностных лиц наступает только при совокупности следующих условий:

  • противоправности действий/бездействия должностного лица;
  • наличии вреда и доказанности его размера;
  • причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями (см. определение Новосибирского облсуда от 27.09.2016 по делу № 33-9589/2016).

Хотя персональная ответственность государственного регистратора за несоблюдение сроков регистрации ст. 67 закона «О госрегистрации» не предусмотрена, в ст. 5.63 Кодекса РФ об административных нарушениях все же закреплена ответственность в форме штрафа для сотрудников Росреестра и МФЦ, если их неправомерные действия повлекли либо непредоставление услуги, либо нарушение ее сроков.

Должностное лицо, нарушившее сроки представления сведений в порядке межведомственного взаимодействия, может быть подвергнуто административной, дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством РФ (п. 6 ст. 7.1 закона № 210-ФЗ).

***

Таким образом, сроки регистрации недвижимости в Росреестре в 2019 году не изменились. Они зависят от того, будет ли параллельно с госрегистрацией проведена постановка объекта на ГКН, а также от того, каким способом были поданы документы (например, непосредственно в Росреестр или через МФЦ, направлены по почте или в электронной форме и т. д.). На практике сроки регистрации могут быть увеличены за счет приостановки процедуры при наличии определенных оснований. За нарушение сроков проведения процедуры соответствующие лица могут быть привлечены к ответственности.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *