Ответственность водителя за перевозимый груз

«Водитель обязан”, «водитель должен”, «водитель несет ответственность” и «это сфера ответственности водителя” — часто употребляемые экспедиторами и грузовладельцами словосочетания. Безусловно, профессия водителя нужная и ответственная, но так ли много должен водитель (за исключением случаев, когда он же является перевозчиком)? Давайте разбираться, чтобы не делать ошибки, пытаясь взыскать убытки с ненадлежащего лица.

Повторюсь — в рамках этой статьи не рассматриваются случаи, когда водитель является одновременно перевозчиком, который заключает договор на перевозку груза. Принимаем, что водителем является работник перевозчика, который управляет грузовым автомобилем (пусть даже ему принадлежащим).

Для удобства эта статья оформлена в стиле «вопрос — ответ”. Это позволит не растекаться мыслью по древу, но при этом давать краткие и ёмкие ответы.

Содержание

Ответственность за сохранность груза лежит на водителе?

Например, в этом договоре сделана попытка переложить ответственность перевозчика на иное лицо.

Сделать это не получится по трем причинам:

  1. 1. Ответственность за груз несет перевозчик — это предусмотрено статьей 796 Гражданского кодекса РФ, а также частью 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта.
  2. 2. Договор перевозки или транспортной экспедиции в абсолютном большинстве случаев является двухсторонним. Водитель не является стороной договора, следовательно, в соответствии с ч. 3 ст. 308 ГК РФ, на него не распространяются обязательства сторон договора, который он не заключал.
  3. 3. Даже если водитель является стороной договора, все равно ответственность перевозчика устранить не удастся в силу ст. 37 Устава автомобильного транспорта, признающей недействительными любые соглашения сторон договора перевозки, целью которых является устранение их ответственности.

Установлено, что груз своровал водитель. Требование предъявлять к нему или к перевозчику?

Если вина водителя в хищении груза установлена приговором суда, грузовладелец или экспедитор вправе заявить самостоятельное требование к водителю о возмещении стоимости утраченного груза (это называется гражданский иск в уголовном процессе). Однако, делать это не обязательно. Например, в деле № А32-7958/2019 суды первой и апелляционной инстанций указали перевозчику на то, что ответственность за сохранность груза перед экспедитором несет именно он, а не водитель.

Перевозчик может регрессом взыскать с водителя стоимость поврежденного или утраченного груза?

Водители большегрузных автомобилей могут причинять значительный материальный вред своим работодателям. Иногда размер этого вреда достигает нескольких миллионов рублей. Например, водитель попал в аварию и разбил груз, или заболел и доставил груз с опозданием.

Правоотношения сторон трудового договора регулируются Трудовым кодексом РФ. Действительно, перевозчик вправе взыскать с водителя прямой действительный ущерб (ст. 238 Трудового кодекса РФ). Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 16 ноября 2006 года № 52 раскрыл понятие прямого действительного ущерба — это реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. Однако, в соответствии со ст. 241 ТК РФ, ответственность работника за причиненный ущерб ограничена средним месячным заработком.

Случаи, в которых работник обязан возместить ущерб полностью, перечислены в ст. 243 ТК РФ. Кроме того, работодатель вправе заключить с работниками, работающими по определенным профессиям, договоры о полной материальной ответственности. Перечень таких профессий приведен в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 г. № 85. В перечне отсутствует профессия «водитель”, однако, присутствует профессия «экспедитор”.

Водитель опоздал на выгрузку, и перевозчик получил солидный штраф. Может ли работодатель взыскать его с водителя?

Да, если сможет доказать факт нарушения водителем должностной инструкции и причинно-следственную связь между действиями работника и полученным штрафом. В этом случае полученный перевозчиком штраф является его убытком. Разумеется, в этом случае к водителю также применяется законодательное ограничение среднемесячным заработком материальной ответственности за ущерб.

Можно ли взыскать с водителя уплаченный административный штраф?

Аналогично предыдущему пункту — да, если есть доказательства нарушения водителем своих обязанностей и имеется прямая причинно-следственная связь между нарушением и штрафом. И здесь необходимо понимать, что невозможно вменить в обязанности водителя контролировать всё, например, нагрузки на оси транспортного средства (и уж тем более, если работодатель не предоставил работнику средства измерения этих параметров). В то же время, обязанность водителя соблюдать скоростной режим установлена Правилами дорожного движения, поэтому уплаченные штрафы с камер можно смело требовать с водителя.

Особенно актуально это станет с 1 ноября 2019 года, когда будет введена ответственность перевозчика (юридического лица или индивидуального предпринимателя) за нарушение водителем режима труда и отдыха.

Водитель должен размещать груз внутри кузова при погрузке?

Нет, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено договором. Ответственность за соблюдение осевых нагрузок и общей массы автомобиля с грузом всегда несет тот, кто производил погрузку — об этом говорится в ч. 12 ст. 11 Устава автомобильного транспорта.

Даже если в договоре предусмотрено, что водитель следит за распределением груза на предмет соблюдения весовых параметров, это не снимает ответственности с грузоотправителя (чаще всего погрузку производит именно он) — статья 37 Устава автомобильного транспорта именно об этом.

При этом водитель обязан следить за соблюдением весогабаритных параметров груза и его размещением в кузове транспортного средства на предмет соблюдения ПДД.

Должен ли водитель пересчитывать груз и проверять целостность упаковки?

Водитель обязан это делать. Дело в том, что перевозчик в лице водителя принимает груз по транспортной накладной. Графа 3 накладной содержит всю информацию о грузе, включая его наименование, массу и количество грузовых мест. Следует отметить, что если водитель принимает груз попаллетно, то в транспортной накладной должно быть указано количество паллет, а не количество коробов на них. Необходимо требовать заменить транспортную накладную, а в случае отказа грузоотправителя — сделать соответствующие отметки в 12-ой графе накладной.

Аналогично водитель обязан принимать груз по внешнему виду упаковки (паллет, коробов), так как при сдаче груза именно перевозчик обязан доказывать, что повреждение, бой, подмочка и т. п. произошли не по его вине. Сделать это в отсутствие записи в 12-ой графе транспортной накладной проблематично.

Должна ли у водителя быть медицинская книжка?

Если это предусмотрено договором с перевозчиком, то должна быть. Дело в том, что в чистом виде договор перевозки встречается крайне редко, чаще всего договор квалифицируется как договор транспортной экспедиции со всеми вытекающими последствиями. Говоря очень упрощенно, если договором перевозчик обязуется оказывать хотя бы одну дополнительную услугу, то он автоматически превращается в смешанный договор, содержащий элементы договора перевозки и договора транспортной экспедиции.

Это же относится и к условию договора о необходимости наличия медицинской книжки (а иногда и белого халата) у водителя. В этом случае перевозчик превращается в экспедитора, который обязан оказывать дополнительные услуги, связанные с перевозкой груза, предусмотренные договором.

Если же договором не предусмотрена необходимость наличия у водителя медицинской книжки, а грузополучатель отказывается принимать груз на этом основании, перевозчик может взыскать убытки (см., например, дело № А76-10824/2017).

Достаточно часто при трудоустройстве в качестве водителя, лица интересующиеся подобной работой задаются вопросами относительно ответственности за транспортное средство.

Важно! Ответственность водителя включает не только материальная ответственность водителя за автомобиль и груз, но и административную, уголовную и гражданскую ответственность физического лица.

Материальная ответственность за служебный автомобиль

Работник обязан возместить причиненный вред имуществу работодателя, в том числе за ухудшение состояния имущества, необходимости произвести расходы на приобретение имущества или компенсации вреда, причиненного третьим лицам.

Важно! По общему правилу сумма материальной ответственности не может быть больше среднего заработка работника.

Однако, закон предусматривает случаи, когда сумма ответственности должна быть возмещена работником в полном размере, примирительно к рассматриваемой теме это:

  1. причинение ущерба умышлено;
  2. нанесение ущерба в состоянии любого из видов опьянения;
  3. причинение ущерба в результате совершения преступления, которое установлено приговором суда;
  4. причинение ущерба в результате совершения административного правонарушения, если оно установлено соответствующим государственным органом (учреждением);
  5. нанесения ущерба не при исполнении служебных обязанностей.

В исследуемой теме большинство случаев необходимости возмещения водителем-экспедитором суммы ответственности приходится на нанесение ущерба в результате правонарушения или преступления.

Важно! Следует отметить, что ответственность в подобных случаях может наступить только за виновные действия.

К примеру, если вы попали в ДТП на автомобиле работодателя, однако, виновником является другой участник аварии, то возмещать работодателю вы ничего не обязаны. В данном случае работодателю следует обратиться в страховую компанию либо взыскивать ущерб непосредственно с виновного лица.

Если же виновным лицом являетесь вы, то стоит отметить некоторые моменты, которые помогут вам в разрешении данной проблемы в вашу пользу либо с минимальными потерями.

Во-первых, работодатель обязан строго соблюсти процедуру служебного расследования по данному факту и предписания законодательства по порядку взыскания ответственности.

Так, работодатель обязан истребовать от вас объяснительную по факту совершенного.

Нарушение данного пункта может сыграть вам на руку в суде.

Во-вторых, работодатель обязан оценить причиненный ущерб по рыночным ценам в месте нахождения работника и работодателя, но не ниже стоимости имущества по данным бухучета учитывая степень износа.

В случае повреждения автомобиля на практике работодатели часто определяют размер ущерба привлекая независимых оценщиков или экспертов.

Вы можете не согласиться с размером ущерба и просить назначить новую экспертизу или оценку, но это целесообразно делать на судебной стадии рассмотрения спора.

В-третьих, работодатель обязан обеспечить надлежащую эксплуатацию и содержание автомобиля.

Важно! Если данные требования не соблюдены, вы можете избежать взыскания полной суммы ущерба.

В суде достаточно сложно доказать несоблюдение данного правила работодателем. Подтверждением такого факта могут служить служебные записки, направляемые вами или начальником транспортного отдела работодателю с просьбой производства ремонта автомобиля или совершения иных действий, направленных на поддержание его состояния.

В-четвертых, если размер ущерба превышает ваш средний заработок, то работодатель обязан взыскать с вас сумму ущерба только в судебном порядке.

Важно! При несоблюдении данного правила и удержании суммы из заработной платы, вы вправе обратиться в суд с иском о возврате удержанных сумм и уплате процентов за пользование чужими денежным средствами.

В-пятых, в суде работодатель обязан доказать ряд обстоятельств, которые не всегда возможно доказать. Это:

  • причинно-следственная связь между вашими действиями и последствиями;
  • отсутствие обстоятельств, исключающих ответственность;
  • противоправность поведения причинителя вреда;
  • наличие и размер ущерба;
  • соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

В случае «зыбкости» доказательств вышеуказанных обстоятельств, решение может быть в вашу пользу.

В-шестых, работодателем пропущен годичный срок для обращения в суд.

В данном случае вы вправе обратиться в суд с заявлением о применении сроков исковой давности. Однако, стоит отметить, что суды не всегда применяют сроки исковой давности.

В-седьмых, суд может с учетом материального положения работника снизить сумму, подлежащую взысканию. Для этого следует представить соответствующее ходатайство и документы, подтверждающие данный факт.

Мы видим, что обстоятельств, которые могут повернуть дело в вашу пользу очень много, но при грамотном подходе вашего представителя, учитывая обстоятельства дела, можно найти гораздо больше подобных плюсов.

Также следует отметить, что суды часто на стороне работников и малейшая оплошность работодателя в установлении и доказывании необходимых фактов, и решение может быть в вашу пользу.

Задать вопрос автоюристу

Ответственность за груз

Кроме ответственности за служебный автомобиль, водитель также может нести ответственность за сохранность груза при транспортировке. Правила и нюансы привлечения к ответственности в данном случае аналогичны правилам и нюансам взыскания суммы материальной ответственности. Однако, в случае повреждения груза работодателю придется доказать, что он вверил груз именно вам и осуществил все меры, необходимые для его сохранности.

Материальная ответственность водителя экспедитора

Работодатель вправе заключить договор с водителем для привлечения к материальной ответственности на основании Постановления правительства № 823 не только для защиты имущественных интересов, но и для предотвращения материальных убытков, которые могут наступить при нарушении должностных инструкций и несоблюдении техники безопасности.

Материальная ответственность водителя-экспедитора может быть как полной, так и индивидуальной. Все зависит от того, совмещает ли работник свою должность с обязанностями водителя-экспедитора или нет. При назначении на одну должность водитель при наступлении происшествия, которое предусматривает ответственность возместить ущерб, будет нести индивидуальную ответственность, в данном случае, будет отвечать за предоставленное работодателем транспортное средство. Если же работник назначен водителем-экспедитором, то с ним заключается договор, предусматривающий полную материальную ответственность, так как он будет отвечать не только за транспортное средство, но и за перевозимый груз.

Важно! Согласно ст. 244 ТК РФ материальная ответственность может быть возложена на водителя-экспедитора, так как он принимает непосредственное участие в управлении предоставленным организацией автомобилем и обслуживает вверенное ему имущество.

Так же за невыполнение экспедитором обязанностей, установленных ст.11.4.3 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа за совершенное правонарушение. Четкое выполнение правил, установленных в договоре транспортной экспедиции, направленных на сохранение перевозимых ценностей, позволит избежать как полной, так и индивидуальной материальной ответственности перед работодателем.

Материальная ответственность за пользование катером

Материальная ответственность работника за пользование катером, в результате которого работодателю был нанесен имущественный ущерб (затопление катера, утрата перевозимого груза и другое) предусмотрена и действует в рамках установленных норм ТК РФ. Если с работником не был заключен трудовой договор, то применяются нормы гражданского права. Так, при исполнении должностных обязанностей при управлении катером полная материальная ответственность за причиненный ущерб возможна только при наличии обстоятельств, указывающих на совершение работником противоправных действий (бездействий). Под данными действиями понимается как преступные действия, так и умышленные, а так же административные проступки.

Важно! Взыскание причиненного имущественного ущерба возможно и в рамках гражданского судопроизводства в полном объеме и в установленных законом случаях.

Наличие установленной вины для взыскания с работника в полном объеме причиненный ущерб так же необходимо. В остальных случаях взыскание производится в рамках размера средней заработной платы работника.

Что делать работодателю если водитель привел автомобиль в негодность

Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу, которое принадлежит юридическому лицу, должен быть возмещен в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом ТК РФ ограничивает случаи, когда водителя служебного автомобиля возможно привлечь к полной материальной ответственности. Статьей 243 ТК РФ указаны случаи, когда водитель должен возместить ущерб в полном объеме перед работодателем. В иных случаях возмещение ущерба подлежит в рамках среднего месячного заработка водителя.

Так же обязательным условием является наличие вины водителя. Если же работник не согласен в добровольном порядке возместить причиненный ущерб, то удержание из заработной платы является незаконным, взыскание должно производиться в таком случае только через суд.

Взыскание ущерба при ДТП

Если водитель, перевозя груз на служебном автомобиле по договору транспортной экспедиции, является виновником ДТП, то работодатель вправе взыскать на основании ст.238 ТК РФ причиненный ему прямой действительный ущерб. Но возмещению не подлежит упущенная выгода (неполученные доходы).

Повреждение автомобиля при совершении ДТП входит в понятие прямого действительного ущерба. Работодатель вправе взыскать причиненный ущерб с водителя в случае, если именно противоправные действия (бездействие) работника привели к повреждению вверенного имущества.

Важно! Заключение договора с водителем о полной материальной ответственности является незаконным, так как предметом данного договора является возмещение причиненного ущерба водителем за недостачу перевозимого имущества, а при ДТП такой недостачи по сути быть не может.

Законом в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности” так же устанавливается, что договор о полной материальной ответственности может быть заключен с работниками, перечень которых имеется в указанном постановлении, в который не входит должность водителя. И если организация заключила с водителем такой договор, он не будет являться основанием для привлечения его к полной материальной ответственности.

При этом не всегда водитель может избежать полного возмещения причиненного ущерба. Так, согласно ст.243 ТК РФ полную ответственность работник понесет только при наличии следующих обстоятельств при совершенном ДТП:

  • в результате преступных действий, которые установлены приговором суда;
  • в результате умышленных действий;
  • водитель управлял ТС в состоянии алкогольного опьянения;
  • при управлении ТС не находился на исполнении служебных обязанностей;
  • в результате административного проступка.

В остальных случаях, материальная ответственность работника будет ограничена размером его заработной платы.

Когда ответственности можно избежать?

В соответствии со ст.239 ТК РФ водитель может избежать материальной ответственности в случае, если ущерб возник:

  • вследствие непреодолимой силы (ураган, наводнение и прочее);
  • крайней необходимости;
  • в результате самообороны;
  • нормального хозяйственного риска;
  • работодатель не исполнил обязанности по обеспечению условий, необходимых для сохранности вверенного работнику имущества.

Типовая форма договора о материальной ответственности водителя

Вы можете воспользоваться подготовленным бланком и заполнить его. Бланк доступен для скачивания и просмотра.

Скачать образец договора о материальной ответственности водителя (.docx)

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Получить бесплатную консультацию

Термин «Логистика» возник более 1000 лет назад. Изначально под ним подразумевался процесс обеспечения военных подразделений в военных операциях (физическое движение товаров и сырья).

Оригинальное и современное представление о логистике значительно отличаются. Современный термин «Логистика» подразумевает: планирование, закупки, транспортировка и хранение.

На данный момент Логистика находит широкое применение в бизнесе. Например, в бизнес моделях, которые связаны с: перевозкой грузов, пассажиров или товарно-материальных ценностей.

Транспортная экспедиция является составляющей логистики и заключается в предоставлении услуг по доставке товаров различными видами транспорта.

Экспедитор – это лицо, которое непосредственно занимается транспортной экспедицией. Как правило, это должностное лицо компании, которая предоставляет услуги логистики.

Водитель – лицо, которое управляет транспортным средством и имеет удостоверение водителя соответствующей категории.

Материальная ответственность – правовое обязательство, связанное с возмещением убытков, которые возникли вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей одной стороны трудового договора в отношении другой.

Если бизнес модель компании, в которой работаете, не предполагает наличие двух отдельных должностей водителя и экспедитора, а вы занимаете должность водителя-экспедитора и обеспокоены вопросом взыскания суммы причинённых убытков за груз и автомобиль компании работодателя в случае ДТП, то информация в этой консультации для вас.

Пользуйтесь консультацией: Как безопасно купить машину: доверенность, техпаспорт или договор купли-продажи?

В Кодексе законов о труде Украины существует целая глава «Гарантии при возложении на работников материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации».

Согласно статьи 135-1 Кодекса законов о труде Украины, письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены предприятием, учреждением, организацией с работниками (достигшими восемнадцатилетнего возраста), занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей. Перечень таких должностей и работ, а также типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности утверждаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.

Опеределённым порядком, который упоминается в статье 135-1 Кодекса законов о труде Украины, является морально устаревшее для 2020 года Постановление Государственного Комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов «Об утверждении перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, а также типового договора о полной индивидуальной материальной ответственности.» №447/24 от 28 декабря 1977 года (далее — Постановлением №447/24 от 28 декабря 1977 года).

Указанное выше Постановление содержит перечень должностей с работниками, которых можно заключать договоры о полной материальной ответственности.

Пользуйтесь консультацией: В 2020 году к нам вернулся техосмотр транспортных средств

Не смотря на то, что в классификаторе профессий (ДК 003:2010) отсутствует профессия «водитель-экспедитор», а в перечни должностей определённых Постановлением №447/24 от 28 декабря 1977 года не предусмотрено должностей водителя и водителя-экспедитора, как лиц с которыми можно заключать договоры о полной материальной ответственности – при соблюдении некоторых условий заключать подобные договоры можно.

Аналізуйте судовий акт: Водій не належить до категорії працівників, з якими згідно з ст. 135-1 КЗпП України може бути укладений договір про повну матеріальну відповідальність (ВС/КЦС, справа № 743/1641/15-ц, 29.01.18)

Статья 134 Кодекса законов о труде Украины устанавливает условия, которые дают возможность заключения договоров о полной материальной ответственности с представителями профессий отсутствующих в перечни Постановления №447/24 от 28 декабря 1977 года, а именно:

  1. наличие должности, которую работник занимает, или работы, которую он выполняет согласно с перечнем Постановления;

  2. выполнение обязательств согласно должности и выполнение работы согласно профессии должно быть непосредственно связано с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ему ценностей.

Согласно пункта 1.3 классификатора профессий (ДК 003:2010), профессиональные названия работ, которые приведены в этом классификаторе, рекомендуется применять при образовании новых названий профессий и должностей в связи с развитием новых видов экономической деятельности и технологий. Данный пункт говорит о том, что перечень профессий предусмотренный в классификаторе не является исчерпывающим и при образовании нового названия профессии в следствии развития новых видов экономической деятельности и технологий рекомендуется использовать названия из классификатора.

Краткий вывод: не смотря на то, что профессия «водитель-экспедитор» отсутствует в классификаторе профессий и в Постановлении №447/24 от 28 декабря 1977 года, с лицом которое занимает данную должность можно заключить договор о полной материальной ответственности при условии, если в процессе выполнения своих должностных обязанностей оно будет непосредственно связано с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ему ценностей.

Пользуйтесь консультацией: Восстановление утерянного (украденного) техпаспорта. Пошаговая инструкция.

Как ранее установили, что законодательством не предусмотрено заключение договора о полной материальной ответственности с водителем и водителем-экспедитором, но параллельно не разобрались в вопросе касаемо заключения подобного договора с экспедитором. Осталось установить есть ли данная должность в перечни Постановления №447/24 от 28 декабря 1977 года, а так же можно ли с ним заключить данный договор?

Да, должность экспедитора есть в перечни Постановления №447/24 от 28 декабря 1977 года и договор о полной материальной ответственности можно заключать с работником, который занимает данную должность.

Поскольку классификатор профессий (ДК 003:2010) допускает образование новых должностей, то профессия «водитель-экспедитор» имеет место быть и с лицом, которое занимает данную должность вполне можно заключить договор о полной материальной ответственности в части, которая непосредственно касается транспортного экспедирования.

Пользуйтесь консультацией: Как получить международное водительское удостоверение и зачем оно нужно

Однозначно ответить: да или нет – невозможно. Изначально неизвестно заключался ли договор о полной материальной ответственности, застрахован ли груз, кто виновник ДТП и многие другие тонкости.

Если исходить из общего правила, то:

  • водитель-экспедитор виновник ДТП, будет отвечать;
  • водитель-экспедитор потерпевший в ДТП, не будет отвечать.

Будет ли водитель-экспедитор отвечать за транспортное средство в случае ДТП и можно ли эту ответственность застраховать?

Этим вопросом рано, или поздно обеспокоивается каждый работник, который работает на должности водителя, поскольку ситуация на дороге меняется каждую секунду.

В большинстве случаев работодатель экономит средства предприятия и не страхует по программе КАСКО транспортные средства на которых осуществляют трудовую функцию работники.

Полис автогражданки (можно также встретить название как полис обязательного страхования гражданской ответственности собственников транспортных средств или ОСАГО), является обязательным при выезде на дороги общего пользования.

Если виновник ДТП работник, то автогражданка не поможет покрыть ущерб причиненный транспортному средству работодателя. Автогражданка покрывает убытки перед третьими лицами (потерпевшими в ДТП) только в том случае, когда владелец транспортного средства, которое застраховано по программе автогражданки, является виновником ДТП.

КАСКО – программа, которая позволяет застраховать транспортное средство от рисков, которые возникнут в процессе эксплуатации.

КАСКО принято разделять на: полное и частичное.

Как правило полное КАСКО включает в себя страхование от следующих рисков:

  • кража;
  • потеря застрахованного транспортного средства в результате незаконного завладения путем угона, грабежа или разбоя;
  • противоправные действия третьих лиц, не связанных с незаконным завладением застрахованным транспортным средством, а именно: уничтожение застрахованного транспортного средства в целом, повреждение, уничтожение или похищение отдельных его частей, деталей, узлов, механизмов;
  • дорожно-транспортное происшествие (ДТП);
  • стихийное бедствие;
  • удар молнии, камнепад, оползень, землетрясение, наводнение, сель, просадка грунта, оползень, завал горной породой, лавина, град, ураган, шторм, ливень, смерч, падение деревьев;
  • пожар (в том числе и поджог) или взрыв.

Частичное КАСКО, как правило выборочно состоит из рисков, которые предусмотрены в полном КАСКО.

Следует помнить, что КАСКО не покрывает риски перед третьими лицами в случае ДТП.

Полис страхования по программе КАСКО стоит в разы дороже от автогражданки и не является обязательным.

Если транспортное средство на котором работаете не застраховано по программе КАСКО, то дальше информация для вас.

Согласно предложения 1 абзаца 3 пункта 6 постановления Пленума Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении споров о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности» № 4 от 1 марта 2013 года, не считается лицом, осуществляющим деятельность, что является источником повышенной опасности, и не несет ответственности за ущерб перед пострадавшим, лицо, управляющее транспортным средством в связи с выполнением своих трудовых (служебных) обязанностей на основании трудового договора (контракта) с лицом, которое на соответствующем правовом основании (право собственности, иное имущественное право, договор подряда, аренды и тд.) владеет транспортным средством, если с ней заключен гражданско-правовой договор.

Согласно частей 1-2 статьи 1187 Гражданского кодекса Украины, источником повышенной опасности является деятельность, связанная с использованием, хранением или содержанием транспортных средств, механизмов и оборудования, использованием, хранением химических, радиоактивных, взрыво- и огнеопасных и других веществ, содержанием диких зверей, служебных собак и собак бойцовских пород и т.п. , что создает повышенную опасность для лица, эту деятельность осуществляет, и других лиц. Ущерб, причиненный источником повышенной опасности, возмещается лицом, которое на соответствующем правовом основании (право собственности, иное вещное право, договор подряда, аренды и т.п.) владеет транспортным средством, механизмом, другим объектом, использование, хранение или содержание которого создает повышенную опасность.

Согласно части 1 статьи 1172 Гражданского кодекса Украины, юридическое или физическое лицо возмещает вред, причиненный их работником при исполнении им своих трудовых (служебных) обязанностей.

По общему правилу, первоочередно за вред причинённый работником третьему лицу отвечает работодатель. Если суммы компенсации ущерба, который покрывает страховая не достаточно, разницу покрывает работодатель.

Перечисленное выше, никоим образом не снимает ответственности с работника и тем более не создаёт благоприятных условий для снижения качества при выполнении работником своей непосредственной трудовой функции.

Законодателем в статье 1191 Гражданского кодекса Украины так же было предусмотрено право обратного (регрессного) требования к виновному лицу. Лицо, которое возместило ущерб, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

Читайте статью: Перевозчик и экспедитор: грани ответственности и Украинские реалии

Данную статью следует понимать так: после того, как работодатель возместит убытки причинённые третьему лицу его работником, имеет право предъявить обратное требование к работнику.

Всегда ли лицо с которым заключен договор о полной материальной ответственности будет отвечать перед работодателем в полном объёме?

Нет не всегда. Если в процессе своей трудовой деятельности, работник с которым заключен договор о полной материальной ответственности непосредственно не связан с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ему ценностей, то соответственно и основания для привлечения к полной материальной ответственности отсутствуют.

В данном случае будет применяться материальная ответственность в пределах среднего месячного заработка, которая предусмотрена частью 1 статьи 132 Кодекса законов о труде Украины, а именно: за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей, работники, кроме работников, являющихся должностными лицами, по вине которых причинен ущерб, несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не больше своего среднего месячного заработка.

Юридический ресурс «Протокол» («Protocol») надеется, что данная статья была для вас полезной и помогла при решении возникших сложностей. На нашем сайте «Протокол» («Protocol») вы всегда сможете найти юриста, который окажет квалифицированную, своевременную и качественную правовую помощь по доступной цене. Для того, чтоб себе подобрать специалиста, необходимо воспользоваться сервисом «Тендер на юридическую услугу». Решайте свои правовые проблемы здесь и сейчас.

Использование текста консультации без ссылки на автора запрещается и преследуется законом.

В жизни все мы довольно часто совершаем ошибки. Некоторые ошибки мы совершаем по неопытности, некоторые – по незнанию, некоторые – из-за сложившихся убеждений. В этой статье мы рассмотрим заблуждения, касающиеся грузоперевозок, которые могли быть вызваны именно последней причиной – сложившимися убеждениями.

Разумеется, мы не сможем охватить и рассмотреть все заблуждения, которые существуют в сфере грузоперевозок. Вы можете обратиться в нашу юридическую консультацию для получения подробных разъяснений об аспектах деятельности автомобильного транспорта.

Перевозка грузов – это серьёзный бизнес, в котором нет посторонних людей.

Да, отчасти это так. Вход в этот бизнес требует миллионных затрат – на приобретение автомобилей и прицепов, которые будет перевозить грузы, поиск и обучение персонала, который будет на этих машинах работать, покупка или аренда площадки или гаражей для фур. Для создания эффективно действующей транспортной компании также нужны обученные специалисты, которые могли бы управлять логистикой автотранспортного предприятия.

Но, к сожалению, после отмены лицензирования в грузовых автомобильных перевозках, в этот бизнес пошли люди, которые хотели зарабатывать деньги, но не знали как это делать. Выбрав путь демпинга, бизнесмены не только снижали свою прибыль, фактически работая на грани рентабельности и себестоимости, но и рушили годами сложившийся рынок. Кроме того, взрывной рост численности компаний-посредников также способствовал нарушению баланса спроса и предложения, создавая иллюзию перенасыщения рынка перевозок автотранспортом. Всё это привело к тому, что ряд перевозчиков стал продавать свои машины следующим уверовавшим в то, что автобизнес – это прибыльное занятие, которое даёт очень быстрое обогащение. Не верьте – рентабельность в грузоперевозках очень невысока, а затраченные силы и средства не всегда окупаются.

Если что-то случится с грузом – диспетчер вернёт полную стоимость.

Если стоимость груза не велика – да, скорее всего, выплатит, но за счёт средств, причитающихся перевозчикам. В случаях, когда цена груза превышает несколько миллионов рублей, вероятность возмещения стоимости груза резко падает, причём, вы можете через суд признать своё право получить с диспетчера стоимость груза, но фактически диспетчеру будет нечем вам платить. Отсутствие активов и любой ликвидной (и неликвидной) собственности у диспетчера – вот с чем придётся столкнуться грузовладельцу в случае, если груз пропадёт или будет безнадёжно испорчен. Не случайно банки не дают кредитов диспетчерам — ведь в случае их банкротства пропадут и ссуженные им деньги.

Вариант «отработать» стоимость груза перевозками – не выход из положения. Реальные перевозчики, не получив денег от диспетчера, обратятся к реальному плательщику за оплатой транспортных услуг. Существующее законодательство в сфере автомобильных грузовых перевозок защищает права как перевозчика, так и грузовладельца. Оплатить перевозки придётся, вопрос только как – через судебные иски или же добровольно. Ещё один момент: ставки за перевозки в случае оплаты фрахта напрямую перевозчику будут определяться среднерыночными показателями на момент оказания услуги.

У нашего диспетчера есть страховка и это гарантирует нам оплату в случае утраты груза.

Страхование ответственности диспетчера (или экспедитора) часто становится предметом гордости диспетчера. Страховой полис предъявляется грузовладельцам при заключении договоров и преподносится как абсолютный оберег от всех бед, которые могут приключиться с грузом.

Но легко ли получить страховую выплату по такому виду страхования? Отвечаем однозначно – нет. Условия договора страхования ответственности экспедитора очень строги, а любое, даже самое лёгкое отступление от прописанных в договоре условий, означает признание случая не страховым, что, разумеется, влечёт отказ страховой компании возмещать убытки. Более того – выполнение некоторых условий, содержащихся в договоре страхования, зачастую невозможно проверить. К таким условиям можно отнести соблюдение режима труда и отдыха водителя, соблюдение скоростного режима, отдых водителя только на охраняемых стоянках, соблюдение маршрута движения. Этот список далеко не полный.

Не важно кто вписан в графу «Перевозчик» в транспортной накладной – водитель расписался и несёт ответственность за груз.

Даже не можем предположить, откуда взялось это заблуждение, но многие думают, что это чистая правда – водитель расписался в накладной, следовательно, он и несёт ответственность за то, чтобы доставить именно то количество груза, за которое он расписался. Но это заблуждение не имеет под собой никаких юридических оснований – ответственность за груз несёт перевозчик. Водитель несёт ответственность только перед своим работодателем, который может в порядке регресса предъявить к оплате цену испорченного или недовезённого груза своему работнику. Вообще, слово «водитель» в законодательных актах, касающихся грузоперевозок, употребляется редко.

Ответственность водителя и перевозчика перед грузовладельцем можно сравнить, прибегнув к аналогии покупателя, магазина и продавца. Если покупатель приобретёт в магазине просроченный или бракованный товар, он может обратиться в магазин с требованием вернуть ему деньги за покупку товара ненадлежащего качества. Обратите внимание: обращаться покупатель будет именно к торговой организации, а не к продавцу, который, может быть, через 5 минут после продажи товара уволится. Аналогично предъявляются претензии и в грузоперевозках – не к водителю, а к перевозчику. Поэтому крайне важно, чтобы в графе №10 транспортной накладной «Перевозчик» была вписана именно та организация, которая действительно выполняет для вас перевозку груза.

Перевозчиком является собственник транспортного средства, указанный, например, в свидетельстве о регистрации транспортного средства.

И да, и нет. Чаще всего, когда водитель является индивидуальным предпринимателем и работает на себя на своей машине – так и есть. Но если автомобиль, например, сдаётся в аренду, то собственник не является перевозчиком. Перевозчиком будет арендатор транспортного средства. Но грузовладельцу совершенно не обязательно знать все перипетии юридических и хозяйственных отношений. Узнать перевозчика можно из путевого листа, который должен быть у каждого водителя с собой. Более того, путевой лист водитель обязан предъявлять по первому требованию грузовладельца, на нём же грузовладелец имеет право ставить отметки о прибытии и убытии транспортного средства с погрузки или разгрузки.

В сравнении с советскими временами на текущий момент в сфере грузоперевозок произошли определенные изменения. Одним из таких изменений является объединение в одном лице водителя и экспедитора. Ранее груз доставлялся водителем машины, но сопровождался экспедитором, обязанности были чётко разграничены. Водитель исключительно управляет ТС, а сопровождающее лицо отвечает за сохранность груза и передачу его получателю.

Сейчас же очень часто встречается водитель-экспедитор, который выполняет и обязанности экспедитора, несёт материальную ответственность за груз.

Обязанности водителя-экспедитора

Стремительные и не всегда положительные изменения рыночной экономики просто вынуждают водителей транспортных компаний дополнительно выполнять обязанности экспедитора.

Принимая груз, водитель становится материально ответственным лицом с этого момента. Снимается данная ответственность при получении груза заказчиком. Прежде чем взять на себя такую ответственность и в случае непредвиденных ситуаций справедливо понести наказание, водитель должен проконтролировать некоторые моменты.

Ответственность водителя велика, поэтому не стоит начинать транспортировку груза, не проверив прилагаемый к товару пакет документов. Сопроводительные документы должны быть соответствующего образца, в необходимом количестве экземпляров, оформлены и заполнены в соответствии с нормами законодательства.

Следующее, что стоит сделать:

  • проверить наличие и соответствие занимаемого количества мест документам;
  • целостность упаковки;
  • правильность размещения;
  • надёжность креплений в автомобиле.

Правильно расставленный товар и его прочная фиксация — очень важные факторы при транспортировке. От этого зависит уровень механического повреждения упаковки (товара) и размер возможного нанесённого ущерба. В ситуациях, когда при осмотре готового к отправке товара, водитель-дальнобойщик обнаруживает какие-либо недостатки, он обязан всё фиксировать в специальном разделе товарно-транспортной накладной. Это может быть недостача (размер которой указывается), различные повреждения упаковки или самого товара

Разобравшись с фактическим состоянием груза и его документами, перед поездкой водитель-экспедитор обязан убедиться в отсутствии каких-либо технических проблем и полной готовности ТС к автоперевозке.

Действия материально ответственного водителя в дороге

Каждая фирма, предоставляющая услуги по перевозкам, индивидуально разрабатывает свои собственные инструкции, которым водитель-дальнобойщик должен подчиняться. Правила утверждаются руководством транспортной компании и строго регламентируют действия водителя во время перевозок.

Должностные инструкции отличаются друг от друга, но всё же существуют некие общие правила транспортировки груза. Большая часть из них относится к мерам предосторожности, которые в то же время гарантируют предоставление клиентам качественных услуг доставки в установленные сроки. В связи с этим автотранспортное средство должно находиться под постоянным контролем у водителя. Оставлять ТС водителю без присмотра и подвозить посторонних людей во время рейса запрещено. Также запрещена эксплуатация авто не по назначению, для транспортировки иного груза для постороннего заработка.

Материальная ответственность водителя

Все вышеперечисленные меры направлены на обеспечение сохранности и целостности транспортируемого товара. При этом сам водитель должен быть особенно заинтересован в качественной и своевременной доставке, ведь материальная ответственность водителя наступает в случаях повреждения или потери груза. Размер нанесённого ущерба взыскивается с водителя.

Работник любого предприятия может быть привлечён к ответственности за невыполнение возложенных на него трудовых обязанностей, особенно если нанесён материальный ущерб.

В случае нахождения водителя и предприятия в трудовых отношениях, размер материальной ответственности ограничен размером среднемесячной заработной платы водителя, независимо от величины нанесённого ущерба. Также есть определённые ситуации, при которых предприятие желает возложить на водителя полную ответственность за перевозимый груз и взыскать деньги за причинённый ущерб в полном размере (стоимость утерянного груза). Они требуют переведение правоотношений в категорию гражданско-правовых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *