Ответственность за нарушение прав потребителей

Права потребителей

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

В Уголовном Кодексе, вступившем в действие с 1 января 1997 г. содержится ряд статей, направленных именно на за­щиту прав потребителей и на привлечение к ответственнос­ти виновных лиц. К ним относятся:
Заведомо ложная реклама (ст. 182 УК РФ) — исполь­зование в рекламе заведомо ложной информации относи­тельно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной за­интересованности и причинившее значительный ущерб,— наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработ­ной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, по­влекшее по неосторожности массовое заболевание или от­равление людей, (ст. 236 УК РФ) — наказывается штрафом в размере от ста до двухсот мини­мальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определен­ные должности или заниматься определенной деятельнос­тью на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть че­ловека,— наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удос­товеряющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности,— наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработ­ной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Те же деяния, если они:
совершены группой лиц по предварительному сгово­ру или организованной группой;
совершены неоднократно;
совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;
повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, —
наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимального размера оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо ограничением свобо­ды на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с конфискацией имущества или без таковой.
Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц,— наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
Обман потребителей (ст. 200 УК РФ) — обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относитель­но потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществля­ющих реализацию товаров или оказывающих услуги насе­лению, а равно гражданами, зарегистрированными в каче­стве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), если эти деяния совершены в значительном разме­ре,— наказываются штрафом в размере от ста до двухсот ми­нимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправи­тельными работами на срок от одного года до двух лет.
Те же деяния, совершенные:
лицом, ранее судимым за обман потребителей;
группой лиц по предварительному сговору или органи­зованной группой;
в крупном размере,—
наказываются лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или за­ниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Общепризнанно, что уголовная ответственность являет­ся, фактически, самой суровой формой ответственности, предусмотренной государством за нарушение прав человека и введение в УК РФ составов преступлений, касающихся ответственности за нарушение прав потребителей вызвано острой ситуацией, сложившейся в нашей стране на рынке потребительских товаров и услуг, и подтверждает социальную значимость необходимости охраны прав потребителей, т. е. разумно предположить, что соотношение максимальных сан­кций норм уголовного кодекса наиболее объективно отра­жает общественную значимость охраняемых благ.

Гражданско-правовая (материальная) ответственность за нарушение прав потребителей

Сначала вспомним, какая ответственность в принципе возможна в потребительской сфере. Если продавец допустил нарушение закона в отношениях со своими покупателями, ему может грозить ответственность:

  • административная (виновник заплатит штраф или отделается предупреждением);
  • уголовная (для особых случаев, когда такое нарушение стало причиной смерти или тяжкого вреда здоровью покупателя или членов его семьи);
  • гражданско-правовая (можно назвать ее имущественной, а почему, объясним ниже).

Важно эти виды различать, ведь порядок привлечения для каждого из них тоже свой.

В чем заключается

Гражданско-правовая ответственность (любая) заключается в применении к нарушителю имущественных санкций: неустойка, штраф, убытки и т.п. Она применяется с целью восстановить потери пострадавшей стороны, которая и получает эту неустойку или штраф.

Этим гражданско-правовая ответственность отличается от других видов ответственности, когда все взысканные средства (штрафы) идут в доход государства. Помимо этой практической функции, у гражданской ответственности есть и функция мотивирующая: лучше соблюдать закон, чем платить рублем (и немалым) за допущенные нарушения.

В чем заключается гражданская ответственность применительно к отношениям продавец – потребитель:

  • Если был заключен договор (купля-продажа или оказание услуг). Причем он не всегда облачается в письменную форму. Например, покупателю выдали чек за покупку. Значит, договорные отношения оформлены. В любом договоре у сторон есть взаимные права и корреспондирующие им обязанности. Невыполнение влечет имущественные последствия – неустойка, штраф, компенсация убытков. Это гражданско-правовая ответственность из договора.
  • Если договорных отношений не было, зато гражданину был причинен вред (имуществу или здоровью). Причиной вреда стал продавец, вернее его некачественный товар или услуга. Пример: кто-то купил бракованный телефон, батарея которого взорвалась (такое бывает) и поранила окружающих. Причиненный им вред будет компенсировать продавец (или завод-изготовитель). Это гражданско-правовая ответственность из причинения вреда.

Виды наказаний

Все виды наказаний предусмотрены в ГК РФ и Законе о правах потребителей:

  • неустойка. Эта санкция применяется обычно за нарушение сроков, установленных Законом о правах потребителей: для ремонта бракованной вещи, ответа на претензию потребителя, решения вопроса о возврате денег за товар или его замене, проверки качества товара и т.д. Рассчитывается неустойка за каждый день нарушения срока вплоть до фактического исполнения обязанности. Ее размер – 1 % от цены товара (по закону). Для услуг еще выше – 3% от цены услуги. Справедливости ради суды могут размер насчитанной неустойки снизить хотя бы до цены товара (услуги). Иначе сумма неустойки может превысить стоимость товара в несколько раз. Продавец и обанкротиться так может.
  • убытки. Классический вид имущественной ответственности. Заключается в возмещении виновником ущерба фактического (например, деньги, уплаченные за товар, поврежденное имущество и т.п.), а еще упущенной выгоды (тех доходов, которые пострадавшая сторона могла бы получить). Сюда же относятся расходы на восстановление нарушенного права. Размер убытков доказывать должна пострадавшая сторона.
  • возмещение вреда здоровью. Мы уже приводили пример, как некачественный товар может причинить травмы окружающим (взрыв телефонного аккумулятора). Ситуации бывают разные. Продавец всегда обязан компенсировать вред здоровью в полном объеме, если не сможет доказать, что причиной его стал сам покупатель или непреодолимые стихийные силы (к примеру, наводнение). Важный момент: эта обязанность заканчивается вместе с окончанием срока службы или годности товара. Как посчитать размер этого вреда в денежном эквиваленте? Надо взять расходы на лечение (подтвержденные медицинскими документами), в связи с утратой трудоспособности (человек лечился и не работал, потерял деньги, которые мог заработать за этот период), на дорогостоящие протезы или инвалидное кресло и иные аналогичные траты.
  • штраф. Это не тот штраф, который назначается за административное правонарушение. Ведь мы говорим об имущественной ответственности. Данный штраф применяется, когда продавец отказался добровольно выполнить законные требования обиженного покупателя, и дело дошло до суда. Если такой потребитель выиграет спор, проигравший заплатит ½ от взысканной суммы. Например, взыскал суд 100 тыс. руб. с продавца (вместе с неустойкой и убытками), значит, последний заплатит еще и 50 тыс. сверху.
  • моральный вред. Любой человек, которого обманули, продали бракованный товар, будет эту ситуацию переживать, нервничать и расстраиваться. Можно даже получить физическое «удовольствие», например, когда из-за брака покупатель получил травму. За эти негативные моральные и физические переживания можно потребовать компенсацию. Не путать с вредом здоровью: здесь имеется в виду компенсация за перенесенные болевые ощущения, которые подтвердить никакими документами нельзя. Размер компенсации определяет сам пострадавший. Конечно, мы не в США живем, где можно рассчитывать на миллионные компенсации. В России завышенные требования суды всегда снижают. Обычно компенсации по спорам с потребителями достигают 5-10 тыс. руб. Если потребитель пострадал физически, возможна и большая сумма.

Все эти виды санкций могут применяться одновременно. И их назначение не освобождает нарушителя от выполнения своих неисполненных обязанностей!

Привлечение к ней

Как на практике привлечь продавца к имущественной ответственности? Заявление в полицию, Роспотребнадзор, Общество или другие госорганы не решит проблему. Это сфера гражданского права, поэтому все решается или полюбовно, или в суде.

Документы

Вам потребуются:

  • письменная претензия (заявление) продавцу. В ней нужно подробно изложить все требования и обосновать их (почему он должен неустойку или убытки, почему именно в такой сумме и т.д.).
  • любые подтверждающие документы (договор купли-продажи или на услуги, чеки, квитанции, заказ-наряды на ремонт и др., медицинские документы);
  • экспертные заключения (о тяжести вреда здоровью, например), если они есть;
  • иск в суд (если мирно решить вопрос не удалось).

Органы

Обращаться нужно сразу к продавцу. Еще можно подать заявление в Роспотребнадзор, который следит за выполнением законодательства о правах потребителей, или в прокуратуру. Они не смогут потребовать с обидчика заплатить неустойку или возместить убытки, это делает суд. Но вот к иной (административной ли уголовной) ответственности привлекут, факт нарушения зафиксируют, а это поможет в суде.

Конечный этап – это суд. Или мировой (если сумма иска не превышает 100 тыс. руб.), или районный (если больше). Меры гражданско-правовой ответственности применяются в рамках гражданского судебного процесса.

Процедура

Как действовать (поэтапно):

  1. Подать претензию нарушителю. Ответ должен поступить в течение 10 дней.Иначе требуйте еще и неустойку.
  2. Если есть возможность, провести переговоры с продавцом и решить все мирным путем. Лучший судебный процесс это тот, который не состоялся!
  3. Если переговоры не дали результата, готовьте исковое заявление. Как раз и штраф за недобровольное исполнение претензии потребителя назначается там.
  4. После вынесения решения (если оно в вашу пользу), обращайтесь к должнику или судебным приставам.

Меры гражданско-правовой ответственности разнообразны, на любой случай жизни. Злоупотреблять ими тоже нельзя, это незаконно. Если у вас есть уверенность в собственной правоте, в споре с продавцом лучше упирать как раз на имущественную ответственность. Ведь любой продавец это предприниматель, умеющий считать деньги и заинтересованный в прибыли. Возможные неблагоприятные финансовые последствия это хороший аргумент в пользу мирного решения конфликта с потребителем.

О гражданско-правовой и иных видах ответственности продавца поведает это видео:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *