Отзывы об аудиторских компаниях

МАРКЕТИНГ В АУДИТОРСКО-КОНСАЛТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.Н. КОЩЕЕВА, Д.А. АРТАМОНОВ_________________________

Введение. В связи с планомерным переходом России от государственного регулирования экономики к рыночным отношениям, постоянным возникновением новых негосударственных структур, в том числе акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, частных и акционерных банков, страховых организаций и других финансовых институтов, в основе которых лежит частный капитал, в России объективно возникла необходимость создания института аудиторской деятельности. Потребность внутрироссийского рынка в профессиональном аудите возникает по следующим основным причинам:

■/ необходимость создания условий, обеспечивающих экономическую устойчивость предприятия, дающую соответствующие гарантии собственникам (акционерам, товарищам, пайщикам), кредиторам предприятия и потенциальным инвесторам в сохранности и преумножении их собственных вложений;

■/ стремление растущих и развивающихся предприятий к саморегулированию и оптимизации своей финансово-хозяйственной деятельности;

■/ влияние объективных процессов развития предпринимательства и рынка в России.

1. Особенности рынка аудиторских услуг. Аудит в классическом своем понимании представляет собой независимый финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными специалистами. Аудиторская деятельность находит широкое применение во всей мировой практике. Основной предпосылкой этого является взаимная заинтересованность предприятий в лице их владельцев, государства в лице налоговых органов и аудиторских фирм в обеспечении достоверности учета и отчетности, отражающей в полном объеме всю финансово-хозяйственную деятельность каждого отдельного экономического субъекта. Здесь под экономическими субъектами понимаются, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, предприятия, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность. К экономическим субъектам относятся также аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно.

Классификация, объединяющая заказчиков и исполнителей аудиторских услуг :

1. Крупные компании, как правило, совершающие операции на внешних рынках, которым требуется международный аудит как знак качества и объективности, признаваемый во всем мире, то есть аудит по международным стандартам. Данную услугу оказывают только аудиторы «большой четверки».

2. Организации, которым требуется аудит в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Данную услугу оказывают как аудиторы «большой четверки», так и крупные российские аудиторские фирмы.

3. Организации, которые подлежат обязательному аудиту в соответствии с требованиями российского законодательства (обязательный аудит). Данную услугу способна оказать любая аудиторская организация. Однако следует учитывать, что при проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров на оказание аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса.

4. Организации, которые желают получить услуги по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности (инициативный аудит). Данные услуги могут быть оказаны любой аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.

5. Холдингам и крупным предприятиям может быть необходим как аудит по российским стандартам (как правило, обязательный аудит), так и по МСФО. В большинстве случаев указанные организации обладают собственными структурами (обеспечивающими их учетнофинансовые нужды), которые, по сути, представляют собой аудиторские и консалтинговые фирмы для «личного пользования» данного холдинга или предприятия.

Регионом сбыта аудиторских услуг является вся территория Российской Федерации.

2. Мероприятия по маркетингу аудиторских услуг

Мы живем в правовом государстве, постоянно контролирующем денежные потоки. Государственная система большей своей частью существует за счет «отрыва» для себя денежных «кусков» в виде налогов.

Цели у государственных структур и хозяйственных субъектов предпринимательской деятельности кардинально противоположны: первые намерены взять побольше в казну, чтобы затем от того вкуснее кормиться, вторые — дать поменьше, чтобы было, на что развивать бизнес.

«Питание» государственного аппарата повсеместно называется налогами. При этом заинтересованные структуры строго наказывают тех, кто скрывает доходы, а налоги платить отказывается.

Аудиторские компании для того и осуществляют аудиторскую деятельность, чтобы абсолютно законно для предприятия, обойти все «ловушки» налоговиков, минимизируя налоги. Аудиторские услуги имеют целью вовсе не «изобличение мошенничества», а оказывать реальную помощь субъекту при разбирательстве в хитросплетениях налогового законодательства. Задача аудиторской фирмы состоит в том, чтобы отладить на предприятии заказчика точную и выгодную систему налогового планирования и время от времени консультировать его службы по вопросам правильного составления бухгалтерской и финансовой отчетности. Это является самой сутью аудиторской деятельности. Потому как при существующем в наши дни документообороте самый опытный специалист может легко попасть впросак, что в дальнейшем неблагоприятно отразится на репутации фирмы в глазах налоговых служб.

При этом нужно учесть, что четко отработанная система налогового планирования не есть уклонение от налогов. Это лишь тщательно разработанная экспертами аудиторской компании и выверенная технология оптимизации налогообложения, твердо опирающаяся на действующее законодательство.

Аудиторская деятельность предполагает составление объективного и независимого мнения экспертов-аудиторов в процессе изучения предоставленной финансовой и бухгалтерской документации заказчика. Чаще всего к помощи аудиторских компаний прибегают коммерческие структуры, ожидающие налоговой проверки. Обратиться к аудиторским услугам можно и при покупке нового бизнеса, либо во время производственного «застоя»: аудиторская фирма на основании предоставленных данных сделает независимую оценку ведения дел в компании, оценит готовый бизнес и его перспективы его развития, даст рекомендации по успешному продвижению.

Основными причинами обращения организаций к аудиторам являются :

■/ требования законодательства (речь идет об обязательном аудите);

■/ получение объективной (внешней) оценки проблем;

■/ привлечение дополнительных ресурсов для решения специфических задач;

■/ улучшение своего имиджа (в глазах акционеров, участников, контрагентов и т.д.).

Для аудиторских фирм характерны следующие особенности управления элементами «маркетинг-микс», то есть определенной комбинации средств маркетинга (продукт, цена, распределение, продвижение), способствующей достижению поставленных целей по управлению спросом в аудиторских организациях.

Управление товарной политикой (то есть что производить). Спектр услуг аудиторских организаций пополняется в основном посредством сбора и обработки требований клиентов. Новая услуга в бизнес-портфеле аудиторской организации возникает только под давлением активного клиента. Во главу угла ставятся не потребности на рынке, а то, что аудиторская организация может предложить клиенту, хотя возможности возникновения новых услуг непосредственно в аудите ограничены. Процесс разработки новых услуг не носит постоянного характера. Отсутствие в ряде случаев четкого позиционирования услуг для различных групп потребителей также вносит негативные моменты в систему управления маркетинговой деятельностью аудиторских организаций. При этом жизненный цикл услуг аудиторских организаций имеет длительный период, а перепозиционирование составляющих бизнес-портфеля -большая редкость. За последние несколько лет качественно изменился спрос. Свидетельств тому много, однако главное — повысилась сложность задач, требуются решения глобальные и комплексные.

Управление ценовой политикой, то есть за сколько продавать. При формировании цен на услуги аудиторские организации ориентируются на себестоимость предлагаемых услуг и стоимость аналогичных услуг у конкурентов. Ориентация на спрос, стратегия «прибыль от цены» встречается значительно реже.

Управление системой распределения, то есть где и кому продавать. Процесс производства услуги связан непосредственно с ситуацией, когда услугу может предоставлять только исполнитель. В продаже услуг могут участвовать посредники, но это встречается редко. Поэтому канал распределения можно характеризовать в большинстве случаев как прямой канал.

Основными элементами, составляющими систему мер продвижения товара на рынок или формирования спроса и стимулирования сбыта, являются реклама, средства стимулирования сбыта, персональные продажи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реклама — это убеждающее средство информации о товаре или фирме (предприятии), коммерческая пропаганда потребительских свойств товара и достоинства деятельности фирмы, готовящая активного и потенциального покупателя к покупке.

При выборе канала распространения рекламы необходимо учитывать:

■/ соответствие рекламы имиджу товара и фирмы, ее стилю и специфике товара;

■/ функцию канала — информационную, развлекательную, образовательную;

■/ характер рекламного послания;

■/ технические возможности канала;

■/ соответствие канала целевой аудитории, адресату рекламной компании по структуре,

количеству и регионам;

■/ выбор времени рекламной кампании, периодичность канала рекламы, доступность и стоимость.

Управление системой продвижения, то есть где и как рекламировать. Опыт показывает, что реклама «в лоб», путем размещения информации об услугах в СМИ, начинающим аудиторским фирмам, кроме ревности конкурентов, практически ничего не дает. Происходит это от того, что решение пойти на контакт с тем или иным аудитором принимают первые или вторые лица предприятия — потенциального заказчика. Этим людям свойственен консерватизм в силу условий, в которые они поставлены. Им прекрасно известно, что аудитор, даже вскользь прикоснувшийся к документам организации, становится носителем ее коммерческой тайны со всеми вытекающими отсюда рисками. Поэтому никто не будет без веских на то оснований брать на себя ответственность за проявленное к малоизвестной аудиторской фирме доверие.

Условно все мероприятия по маркетингу аудиторских услуг можно разделить на два типа. Активный маркетинг позволяет привлекать внимание новых клиентов, пассивный маркетинг способствует удержанию и расширению связей с уже имеющимися клиентами. Для установления личного контакта с руководителями интересующих аудиторскую фирму организаций, проводятся целевые PR-акции, направленные на укрепление имиджа «борца за справедливость», громко, но тактично озвучиваются профессиональные достижения аудиторской фирмы. Главное на чем нужно сделать акцент, на независимости. Аксиома: плохая молва распространяется быстрее хорошей. Если аудиторская фирма запятнает свою репутацию «порочащими связями», клиенты на долго не задержатся.

3. Цели и задачи службы маркетинга в аудиторской организации

Маркетинговые службы создают, как правило, либо крупные аудиторские организации; либо «середняки», возглавляемые дальновидным руководителем, понимающим опасность «кустарного» управления системой сбыта; либо аудиторские организации, на себе испытавшие проблемы, связанные с отсутствием в них реальной системы маркетинга.

В качестве наиболее распространенных вариантов внедрения службы маркетинга в аудиторской организации можно назвать следующие :

■/ жесткий, когда в административном порядке организуется самостоятельная служба маркетинга, в большинстве случаев с использованием функционального подхода;

■/ инициативный, когда формируется инициативная группа «энтузиастов» маркетинга из работников различных подразделений, часто без дополнительной оплаты, причем этот вариант встречается значительно реже, чем предыдущий.

В профессиональной среде аудиторов не существует единого мнения по поводу названия маркетингового подразделения аудиторской организации. Традиционные названия, используемые в других отраслях, такие, как «отдел маркетинга и сбыта», «отдел продаж», не вполне отражают сущность работы маркетинговой службы аудиторской организации. Поэтому, на наш взгляд, более уместно название маркетингового подразделения «отдел по работе с клиентами». Структура маркетинговой службы аудиторской организации определяется перечнем предоставляемых услуг и размером организации. Маркетинговая служба напрямую подчиняется генеральному директору. Должности работников этой службы в фирме «менеджеры по работе с клиентами».

Традиционные для «стандартного» маркетинга функции, как ценообразование, анализ прибыльности портфеля услуг, выбор целевых сегментов, почти всегда находятся вне компетенции маркетологов в аудите. По мнению руководства аудиторских организаций, специалисты по маркетингу недостаточно компетентны в специфике аудита.

Основная задача маркетинга в аудите — удержать существующих клиентов и обратить на себя внимание потенциальных клиентов.

Лучший маркетинг своих услуг — высокопрофессиональное обслуживание, которое действительно является одной из основных гарантий повторного обращения. Но этого бывает недостаточно, поэтому аудитору нужно периодически «напоминать» клиенту о своем существовании, информировать о новых услугах, в том числе и смежных . В целом создание профессиональной репутации или имиджа является ядром маркетинга профессиональных услуг.

Основные задачи и функции маркетинговой службы в аудиторской фирме :

В качестве основных задач можно предложить:

■/ обеспечение стабильного объема продаж;

■/ сбор, обработку и анализ информации о рынке и спросе на услуги фирмы;

■/ подготовку данных, необходимых для принятия решений по эффективному использованию потенциала фирмы в соответствии с требованиями рынка;

■/ удовлетворение потребностей рынка аудиторских и консалтинговых услуг;

■/ анализ требований потребителей для поддержания конкурентоспособности услуг фирмы;

■/ активное воздействие на формирование потребностей в услугах фирмы.

В функции маркетинговой службы входит:

■/ комплексное изучение рынка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■/ продуктовая и ценовая политика;

■/ выбор каналов распределения;

■/ развитие коммуникативных связей фирмы с рынком;

■/ формирование партнерских отношений.

■/ Комплексное изучение рынка включает:

■/ исследование и анализ основных показателей рынка;

■/ прогнозы развития спроса;

■/ изучение потребителей;

■/ изучение деятельности конкурентов;

■/ сегментацию рынка, анализ параметров сегментов, позиционирование и т.п.;

■/ определение ключевых факторов успеха и разработку комплекса маркетинговых усилий (маркетинг-микс, маркетинг отношений);

■/ разработку стратегических и оперативных планов, проведение анализа целевых рынков.

Персонал службы маркетинга может быть сгруппирован:

■/ по составляющим маркетинг-микс (специалисты распределяются в зависимости от области маркетинга, за которую они отвечают — например, реклама и PR, продажи «старым» и новым клиентам и т.п.);

■/ по составляющим бизнес-портфеля и типам потребителей (специалисты отвечают за маркетинг отдельных видов услуг, например, за аудит и управленческий консалтинг или за работу с государственными и частными предприятиями).

Типичный «полный комплект» маркетингового подразделения в аудиторской организации, как правило, состоит из менеджера по продажам (по договорам), маркетолога и специалиста по рекламе и PR-акциям. Маркетинг в аудиторском бизнесе — явление весьма противоречивое. С одной стороны, очевидно, что аудиторские организации продают свои услуги, занимаются их продвижением на рынке, иначе этот бизнес не мог бы быть прибыльным. С другой стороны, практика маркетинга в области аудита, относящегося к сфере профессиональных услуг, существенно отличается от «традиционного», «наглядного» маркетинга в других видах бизнеса. Маркетинг в аудите — «неосязаем», однако от этого не менее действен. Одним из путей повышения эффективности маркетинговой деятельности аудиторской фирмы представляется рациональная организация функционирования маркетинговой службы, способной профессионально обеспечить диалог как с существующими, так и с потенциальными клиентами.

4. Формирование цены аудиторских услуг

Одним из наиболее сложных вопросов, возникающих в процессе согласования условий договора об оказании аудиторских услуг, является согласование договорной цены. Для этих целей были разработаны разные подходы к определению стоимости аудиторских услуг, которые в некоторых случаях определялись в виде процента от оборота или чистой прибыли проверяемого экономического субъекта, оценки его чистых активов и т.д.

Однако в настоящее время наибольшее применение в практике работы аудиторских фирм находит метод определения стоимости услуг исходя из оценки фактически затраченного времени на проведение аудиторской проверки одним или несколькими аудиторами. Этот метод позволяет с определенными допущениями уже на этапе заключения договора оценить стоимость проведенных работ и согласовать условия оплаты, необходимые для заключения договора .

В этом случае договорная цена будет зависеть от квалификации аудитора («имиджа фирмы» на рынке аудиторских услуг), которая будет выражена в стоимости одного часа работы аудитора. На стоимость услуг будут оказывать влияние оценочные трудозатраты аудиторской фирмы в часах, командировочные расходы, при условии, если их оплата предусмотрена договором за счет заказчика, и другие материальные затраты исполнителя.

Процесс формирования договорной цены — это очень гибкий процесс, который в своем многообразии должен учитывать не только вышеперечисленные факторы, но и во многом будет зависеть от возможностей заказчика и умения сторон прийти к разумному компромиссному решению.

Аудиторская фирма предлагает своим клиентам гибкую систему скидок. ООО «Премьер Аудит» всегда стремится идти на встречу своим партнерам в вопросах цены, при этом гарантируя стабильно высокое качество своих услуг.

В месте с тем, в условиях конкурентного рынка, а также увеличения сложности товаров и возрастания доли сервисного (послепродажного) содержания ключевую роль в борьбе за покупателя играют не ценовые скидки, а качество товара и сервиса .

Порядок определения стоимости аудиторских услуг

Всю процедуру аудита организаций можно разбить на несколько логически взаимосвязанных этапов: подготовительный этап, этап планирования аудита, содержательный (аналитический) этап, заключительный этап.

Ценовая политика компании строится исходя из интересов и возможностей клиентов, базируется на опыте и профессионализме сотрудников аудиторской фирмы, собственных методологических наработках, позволяющих выполнить работу качественно и быстро, с полной ответственностью за выполненную работу .

Цена на предоставляемые услуги компании определяются согласно установленных прейскурантов и почасовых ставок специалистов для каждого вида услуг. Прейскуранты разработаны на основе многолетнего опыта работы, максимально детализированы и исключают субъективизм при оценке различных видов услуг.

При планировании аудита консалтинговая фирма выделяет три основные этапа работы:

■/ предварительное планирование, включающее в себя общее знакомство с финансовохозяйственной деятельностью клиента, изучение его финансового состояния, требований к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

■/ подготовка и составление общего плана аудита;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■/ подготовка и составление программы аудита.

На данном этапе проверки аудитор знакомится с особенностями экономического субъекта, руководствуясь требованиями Правила (стандарта) «Понимание деятельности аудируемого лица». Аудитор изучает документы, описывающие основные виды деятельности, организационную и производственную структуру, регистрационные и лицензионные документы .

Для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству Российской Федерации аудитором устанавливаются максимально допустимые размеры отклонений показателей отчетности путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Существенность в аудите». Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в отношении остатка средств по отдельным счетам бухгалтерского учета групп однотипных операций и случаев раскрытия информации.

В качестве исходной информации в методике отдельных аудиторских фирм используются следующие показатели:

■/ балансовая прибыль предприятия;

■/ валовый объем реализации без НДС;

■/ валюта баланса;

■/ собственный капитал организации (итог раздела IV баланса).

В соответствии Правилом (стандартом) «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» аудиторами оценивается уровень аудиторского риска. Оценка проводится в отношении всех составляющих аудиторского риска (неотъемлемый риск; риск средств контроля; риск необнаружения).

При оценке рисков применяется три градации: высокий; средний; низкий.

По результатам изучения информации об аудируемом лице определяются области, значимые для аудита, а также те бухгалтерские счета, операции, которые отсутствуют у клиента или по первоначальному впечатлению представляются мало значимыми (не существенными) для аудита и могут не проверяться.

К областям, значимым для аудита, относятся прежде всего те, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наиболее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности, а также нетипичные для данной организации хозяйственные операции и операции, требующие более высокую квалификацию учетных кадров.

В случае наличия специального технического задания на проведение аудита, общий план аудита формируется на основании указанного задания.

С учётом полученных результатов разрабатывается общий план аудита, в котором определяются этапы проверки, приемы и методы проверки:

■/ в каких случаях предполагается проводить аудиторские процедуры по существу и какие (детальные тесты, аналитические либо пересекающиеся процедуры);

■/ в каких случаях предполагается опереться на средства внутреннего контроля и провести тесты средств контроля;

■/ где необходима сплошная проверка и где можно ограничиться аудиторской выборкой.

Также в общем плане аудита указывается рабочая группа, распределяются обязанности между членами группы, указывается предполагаемая продолжительность проверки.

Специалисты аудиторской фирмы приступают к проведению аудиторской проверки в соответствии с условиями заключенного Договора, после его подписания.

Литература.

1. Артамонов Д.А. Базовый курс маркетинга: Учеб. пособие. — Омск: Диалог Сибирь, 2007. — С. 233.

3. Артамонов Д.А. Нетрадиционные методы в маркетинговом и управленческом консультировании // VI Омские торгово-экономические чтения: Материалы международной научно-практической конференции. Повышение конкурентоспособности российской экономики в современных условиях: управленческие, финансовые, коммерческие аспекты: в 2-х ч. Ч.1. — , 2008. — С. 33-40.

4. Артамонов Д.А. Управленческое и маркетинговое консультирование: проблемы их реализации в современной экономике России // Современная торговля: теория, методология, практика. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. — Казань: Отечество, 2008. -С.91-95.

5. Артамонов Д.А. Маркетинг консультационных услуг // Двенадцатые «Апрельские экономические чтения»: Межвузовский сборник научных трудов / Фак-тет международног бизнеса ОмГУ, фак-т Экономики и менеджмента ОмГПУ — Омск: Издательство ОмГПУ — Том.2., 2007. — С.14-21.

6. Звороно А.Ф. Сущность и специфика современных аудиторских услуг // Налоговый вестник. -2002.- № 7.- С. 83-86.

7. Кочергов Д. Маркетинговый гуманизм // Экономика и жизнь. -2007.- № 09 (9171).- С. 35.

9. Никитин Л. Большому клиенту — большой консультант // Эксперт. -2007.- № 16 (557).- С. 54-56.

10. Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 (ред. от 30.04.1997) «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Указ Президента РФ от 13.12.2001 N 1459 «Правило (стандарт) аудиторской деятельности образование аудитора»

Что можно улучшить: Был я там на собеседовании. Что я могу сказать. Обычно я еще на стадии телефонного разговора понимаю, стоит ли ехать на собеседование в ту или иную компанию, или же не стоит. Но настал такой период, что выбирать не приходится и вынужден ездить практически во все организации. В некоторые, как аудит А, скорее для галочки и чистоты совести. Позвонил в аудит А. Честно скажу, впечатления от телефонного разговора с эйчаром не из приятных…но что делать? нужно ехать. Быть может на собеседовании будет все иначе, подумал я. И ошибся. На собеседовании. Я немного опоздал ввиду не зависящих от меня обстоятельств, но предупредил об этом эйчара заранее. Эйчар: «вы принесли анкету, которую мы вам выслали?” Я: «нет” Она: «почему?” (вообще такие анкеты заполняются непосредственно на собеседовании) Я: «не успел вчера заполнить, могу сейчас это сделать” (да и вообще у меня нет принтера, честно вам скажу, но оправдываться перед кем-либо я не собирался) Она: «а чем вы это были заняты?” (Если для вас данные вопросы не кажутся неуместными и не совсем тактичными, то эта компания для вас) Я сразу же расстраиваюсь, т.к. понимаю, что в данной конторе работать не смогу и не буду, и что потратил время и деньги впустую. Собеседование продолжается. Я всегда очень подробно расспрашиваю эйчаров по поводу вакансии. Задаю как можно больше вопросов. На мой вопрос: «как оплачивается проезд? выдается проездной, или проезд оплачивается по факту?” эйчар ведет себя нетактично: радражается и не скрывает этого:”я сотрудник отдела кадров, и меня не интересуют такие подробности!”говорит она возмущенно и хамовато. Ладно, едем дальше. Я нахожусь в данный момент в академическом отпуске по семейным обстоятельствам, успеваемость у меня 4-5. На очередной некорректный вопрос эйчара по поводу семейных обстоятельств я вежливо отказываюсь отвечать, и она мне сразу же заявляет: «вы нам не подходите: вы слишком безответственны и немотивированы!” ну, о какой мотивации идет речь после такого приятного общения?))ясно, что она пропала моментально. Да и нужны им сотрудники, которые не могут свое личное пространство отстоять от столь наглых посягательств) Вывод: посещайте только те собеседования, в которых вы действительно заинтересованы и не ездите для галочки – себе дороже будет. На стадии телефонного разговора задавайте вопросы. (какая з\п – серая или белая? Оформление с первого дня? И т.д. и т.п.) Именно по ответам на них вы многое поймете о компании. Если эйчар производит не очень хорошее впечатление – не тратьте свое время! Удачи!

8 сентября 1987 года, еще во времена Советского Союза, была создана первая аудиторская фирма «Инаудит», учрежденная постановлением Совета Министров СССР. Ее акционерами выступили Минфин СССР, Госбанк СССР, Внешторгбанк СССР и ряд внешнеторговых объединений. О том, как появился аудит в России, в беседе с корреспондентом «Бюджета» рассказывает бывший руководитель «Инаудита» А.С. АНТОНОВ.
—Александр Семенович, как появился аудит в России?
—Появление и развитие аудита в России было вызвано изменениями в экономической системе общества и определялось требованиями со стороны рыночной экономики, при которой аудит является ее необходимой инфраструктурой.
В условиях господства государственной собственности на средства производства в СССР цели и формы контроля за деятельностью государственных предприятий определялись, исходя из соблюдения хозяйственных интересов государства как собственника средств производства. Появление в 1987 году в СССР предприятий с иностранными инвестициями со специфической формой собственности, полной самостоятельности в принятии решений и осуществлении хозяйственной деятельности потребовало соответствующего изменения целей и форм контроля. Государство в этом случае перестало играть роль единственного собственника таких предприятий (а в некоторых случаях вообще утратило право собственника). Следовательно, контроль за их деятельностью не мог преследовать лишь интересы государства. В то же время оно было заинтересовано, чтобы совместное предпринимательство было интегрировано в существовавший в то время хозяйственный механизм. Одной из предпосылок такой интеграции являлся учет интересов иностранных партнеров в области контроля. В силу этих причин на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР было создано акционерное общество по оказанию аудиторских и консультационных услуг — «Инаудит», в функции которого входило, в частности, осуществление проверок финансово-хозяйственной деятельности совместных предприятий. Такое положение в то время в определенной степени удовлетворяло требованиям как советского опыта проведения проверок, так и практики зарубежных аудиторских компаний, поскольку в процессе этих проверок и принятия решений по их результатам соблюдались интересы трех сторон: государства — с точки зрения законности и правомерности операций, осуществляемых совместными предприятиями; участников совместных предприятий — с точки зрения сохранности и выгодности инвестиций; самих совместных предприятий — с точки зрения свободы принятия хозяйственных решений.
—Вы стали первым руководителем «Инаудита». А чем вы занимались до этого?
—Работал в Контрольно-ревизионном управлении Минфина РСФСР по Московской области, а затем в таком же управлении Министерства финансов СССР и Главном валютно-экономическом управлении Минфина Союза. При этом прошел практически все ступени (иногда перешагивал через две) от контролера-ревизора до начальника Главного управления валютного контроля Минфина Союза. У нас была достаточно дружная команда, и уже тогда мы понимали, что грядут серьезные изменения в экономике страны, что и началось в 1987 году. По нашему предложению и был создан «Инаудит», руководить которым предложили мне в качестве председателя правления этой организации. Но здесь я хотел бы особо подчеркнуть, что большая работа по созданию «Инаудита» была проведена многими работниками Минфина СССР, и прежде всего его Главного управления валютного контроля: Букиным А.П., Валериусом О.И., Потаповым Ю.А., Сулоевым П.А., Шумским Ю.А. Трудно переоценить роль председателя Совета директоров «Инаудита» Станислава Михайловича Борисова и его заместителя Виктора Владимировича Геращенко в становлении и развитии первой в нашей стране аудиторской фирмы.
—Как развивался аудит в России?
—Если попытаться разбить время становления и развития аудита в России на определенные этапы, то время с 1987 года до примерно 1990 года можно назвать его первым этапом. Это был период, когда «Инаудит» оставался монополистом в сфере оказания аудиторских услуг, и отсутствие конкуренции в этом деле не могло способствовать дальнейшему развитию аудита.
Вторым же этапом развития аудита в России логично было бы назвать время с 1990 года (начала массового создания аудиторских фирм) по 1 января 1996 года. С этого времени все виды аудита стали осуществляться лишь аттестованными аудиторами и только после получения лицензии на право занятия аудиторской деятельностью. На этом этапе — в частности с 1 января 1991 года — был введен в действие закон о предприятиях и предпринимательской деятельности. С этого времени практически любая организация, указав в своем уставе одним из предметов ее деятельности аудит, могла заниматься аудиторской деятельностью (кроме аудита коммерческих банков, на что была необходима лицензия Центробанка России, а с 1 июля 1995 года — соответственно и страховых организаций). Остальные виды аудита можно было проводить свободно, без каких-либо специальных разрешений.
Уже с 1987 года в СССР, затем в России, как и в других странах СНГ, со стороны финансовых, налоговых, позже банковских, страховых и некоторых других органов государственного управления появились требования к коммерческим предприятиям представлять помимо бухгалтерских балансов или деклараций о доходах также и заключение аудитора о достоверности своей отчетности. Нетрудно представить, как в связи с этим возрос спрос на аудиторские и консультационные услуги. Хотя не будет большим откровением сказать, что организация любой деятельности, в том числе и аудиторской, должна осуществляться в соответствии с законодательством, регулирующим эту деятельность. Такая нормативность в виде Указа Президента России, утвердившего Временные правила аудиторской деятельности в РФ, появилась лишь спустя 7 лет с момента ее возникновения (23 декабря 1993 года). Но, в конце концов, пусть временные, но правила появились, и какими бы хорошими или плохими они ни были, принятие указа определило правовые основы аудита в России, что очень важно само по себе.
Итак, второй этап развития аудиторской деятельности, как и динамика процессов рыночной экономики в это время, оказался чрезвычайно бурным. Сам рынок определил спрос на аудиторские услуги, услуги независимой как от государства, так и клиента организации, которая бы могла дать надежное подтверждение сообщаемой той или иной коммерческой структурой информации о своей хозяйственной деятельности, имущественном и финансовом положении. Значительно расширился круг потребителей такой информации, среди которых большую часть занимают потенциальные инвесторы, защиту интересов которых призваны осуществить аудиторы. 1 января 1996 года истек срок продления лицензий на некоторые виды аудита. Теперь все они должны были осуществляться только аттестованными аудиторами после получения лицензий на право занятия аудиторской деятельностью. С этого времени начинается новый этап развития аудита в России, когда только что сложившийся порядок оказания аудиторских услуг в нашей стране требовал своего укрепления. Большую роль сыграли здесь Центральные аттестационно-лицензионные комиссии (ЦАЛАК) Минфина РФ и Банка России.
—Какую роль вы отводите Совету по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ?
—Весьма большую. Возглавляет Совет заместитель министра финансов России Петров Андрей Юрьевич. Главным его помощником в части организации работы по государственному регулированию аудиторской деятельности я назвал бы Крикунова Андрея Васильевича. Он является также и руководителем Департамента организации аудиторской деятельности Минфина РФ. Заседания Совета проходят регулярно (раз в месяц). На них обсуждаются актуальные вопросы развития аудита. Я являюсь заместителем председателя Совета, а также председателем Комиссии по аудиторской практике, в которую входят четыре рабочие группы: по разработке аудиторских стандартов, методологии, внешнего контроля качества и обязательного аудита.
—Чем вы сейчас занимаетесь? Какой пост занимаете?
—В этом году будет 7 лет, как я работаю в аудиторской фирме КПМГ в качестве партнера.

РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИКА

Азовцева М. А., Анисимова Д. М

студенты Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Липецк, Россия Колесников В. В. кандидат экономических наук, доцент Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Липецк, Россия

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА

АУДИТОРСКИХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В последние три года характеристикой рынка аудиторских услуг является стагнация. На данный момент аудиторские компании сталкиваются с множеством серьезных проблем в области регулирования и развития аудита. Цель данной статьи изучить состояние рынка аудиторских услуг в России на сегодняшний день. Приведены и проанализированы статистические данные касательно динамики аудиторских организаций. Из результатов проведенного анализа сделан вывод, что рынок аудиторских услуг пошел на спад, однако, не смотря, на явное снижение количества аудиторских организаций доходы аудиторских организаций в целом возросли, а в стране разрабатываются методы по выходу из сложившегося состояния рынка аудиторских услуг.

Ключевые слова: аудит, аудитор, аудиторские заключение, аудиторские услуги, аудиторские организации, аудиторская деятельность, стандарты аудиторской деятельности, рынок аудиторских услуг, саморегулируемые организации аудиторов.

Azovtseva M. A., Anisimova D. M.

Lipetsk, Russia Kolesnikov V. V.

Lipetsk, Russia

MODERN STATUS OF THE AUDITING SERVICES MARKET IN RUSSIA

Аудит — это неотъемлемая часть системы управления. Его цель заключается в выражении мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Основной характеристикой рынка аудиторских услуг в России за три последних года следует признать стагнацию. После нескольких лет стабильного развития по всем показателям именно в год перехода на механизмы саморегулирования наметился устойчивый спад. Естественно, свое влияние оказал и общемировой экономический кризис, больно ударивший по всем отраслям экономики и резко сокративший финансовые возможности заказчиков аудиторских услуг. Будучи зависимыми от своих клиентов, аудиторы были вынуждены идти на уступки по ценовым предложениям, учиться механизмам выживания в условиях ужесточающейся конкуренции.

Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена тем, что развитие рынка аудиторских услуг РФ идет очень быстрыми темпами. Наше государство стремится к европейским показателям в плане финансовой отчетности. С каждым годом число компаний, которые нуждаются в действительно качественных услугах аудитора, растет и растет, а количество аудиторских организаций значительно сокращается, за счет удорожания банковских кредитов для компании, увеличения стоимости обязательного аудита и т. д.

В настоящее время государство вырабатывает политику и нормативно-правовое регулирование в аудиторской сфере, ведет реестр саморегулируемых организаций аудиторов, анализирует состояние рынка аудиторских услуг в России. Мониторинг в аудиторской деятельности имеет место быть. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору.

В таблице 1 представлена динамика количества аудиторских организаций и аудиторов в России. Данные предоставлены из официальных источников, а именно с сайта Министерства Финансов (Минфин) и с сайта Единой Аттестационной Комиссии (ЕАК) .

Как видно из таблицы 1, на 2016 г. в России количество аудиторских организаций и аудиторов составило 5100 шт., что ниже, чем в 2013 г. на 600 шт. или на 10,5 %. При этом занятыми аудиторской деятельностью оказались 21500 чел., что ниже, чем в 2013 г. на 2600 чел. или на 10,8 %. Тем не менее, количество аудиторов, сдавших квалификационный экзамен на получение единого аттестата, ежегодно увеличивается. На конец 2016 г. в России насчитывалось 3,6 тыс. чел. аттестованных аудиторов, что составляет 20,2 %, а на 3 квартал 2017 года 4,2, что составляет 18,8 % . Количество аудиторов, сдавших экзамен, с каждым годом растет. Следовательно, мы можем ожидать, что к концу года данное значение еще увеличится. Безусловно, просматривается положительная тенденция.

Таблица 1

Количество аудиторских организаций и аудиторов в РФ (составлено авторами по данным Минфина и ЕАК)

На На На На На На

1.01.13 г. 1.01.14 г. 1.01.15 г. 1.01.16 г. 31.12.16 г. 01.11.17 г.

Имеют право на 5,7 5,5 5,3 5,1 5,0 4,8

осуществление

аудиторской

деятельности-

всего, тыс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В том числе:

Аудиторские 4,8 4,7 4,5 4,4 4,4 4,2

организации

Индивидуаль- 0,9 0,8 0,8 0,7 0,6 0,6

ные аудиторы

Аудиторы-всего, 24,1 23,0 22,2 21,5 19,5 19,4

тыс.

Из них:

Сдавшие квали- 3,2 3,2 3,4 3,5 3,6 4,2

фикационный

экзамен на по-

лучение единого

аттестата в тыс.

чел.

Минфин в начале 2017 года обновил государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, в который теперь включены только две из пяти ранее действовавших СРО. Среди тех, кто остался на плаву: «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) и Ассоциация аудиторов «Содружество».

Столь серьезная консолидация саморегулируемых организаций аудиторов связана с изменениями, внесенными 1 декабря 2014 года в закон от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. Согласно новым требованиям, саморегулируемые организации аудиторов с 1 января 2017 года должны иметь в своем составе не менее 10 000 физ. лиц или не менее 2 000 коммерческих организаций .

Заметим, что за полтора месяца до вступления в силу этого требования ни одна из пяти действовавших тогда СРО ему не соответствовала. Так, по данным реестра Минфина, на 14 ноября 2016 года в АПР состояло 730 юр. лиц и 5 480 физ. лиц; ИПАР — 144 юр. лиц и 1 713 физ. лиц; РСА — 1 704 юр. лиц и 6 497 физ. лиц; РКА — 311 юр.

лиц и 2 292 физ. лиц; и в ААС — 1 365 юр. лиц и 4 717 физ. лиц . Очевидно, что саморегуляторы до самого последнего надеялись, что Минфин перенесет вступление в силу этого закона, но этого так и не случилось.

СРО Ассоциация аудиторов «Содружество» первой сумела выйти на минимальный уровень численности членов — аудиторских организаций. Случилось это 8 декабря 2016 года. Тогда членами СРО ААС стали 2012 аудиторских организаций. На ноябрь 2017 года (Рисунок 1), по данным сайта саморегулируемой организации, в ее рядах состояло 2 190 аудиторских организаций, 9232 аудиторов, 358 индивидуальных аудиторов, 47 иных членов, а общее число членов достигло 11780. В свою очередь, «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) также заявил на своем сайте о выполнении установленного законом критерия по численности. По состоянию на 3 ноября 2017 года в реестре этой СРО состояло 2088 организации, 10208 аудиторов и 289 индивидуальные аудиторы. Всего 12585 участников.

Впрочем, борьба за симпатии еще не определившихся аудиторов продолжается. И каждая из оставшихся в госреестре СРО предлагает для них свои льготные условия для вступления.

12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

I Индивидульные аудиторы I Аудиторы

I Аудиторские организации

СРО РСА

СРО ААС

Рис. 1. Численность аудиторов и аудиторских организаций в разрезе саморегулируемых организаций аудиторов на ноябрь 2017 года

Главной целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. Динамика доходов аудиторских организаций представлена в таблице 2. По данным этой таблицы, объем аудиторских услуг возрастает из года в год и в 2015 году составил 56,1 млрд. руб., что на 2,5 млрд. руб. или 4,7 % больше, чем в 2014 году. При этом необходимо отметить, постоянный рост объема

оказанных услуг. Но учитывая средний темп инфляции за изучаемый период, равный 6,7 %, можно отметить, что реальные доходы аудиторских компаний снижаются. При этом снижение реальных доходов никак не связано со снижением количества клиентов аудиторских организаций. В 2015 году была проаудирована отчетность 71841 организации, что на 3984 организации или 5,9 % больше, чем в 2014 году.

Основными факторами, отрицательно влияющими на деятельность субъектов рынка аудиторских услуг, можно отметить следующие: недостаточный спрос на аудиторские услуги и неплатежеспособность заказчиков. Однако стоит обратить внимание на тот факт, что доходы от ведения аудита в аудиторских организациях составляют всего 49,2 % от общей величины доходов. Остальная часть доходов приходится на консультационные, и прочие сопутствующие аудиту услуги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Динамика доходов аудиторской деятельности (составлено авторами по данным Минфина)

За 2011 г. За 2012 г. За 2013 г. За 2014 г. За 2015 г.

Объем оказанных услуг — всего, млрд. руб. 50,8 51,0 51,7 53,6 56,1

Прирост по сравнению с прошлым годом, % 3,5 0,5 1,4 3,7 4,7

Объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн. руб. выручки клиентов, руб. 346 325 339 313 318

При анализе современного состояния рынка аудиторских услуг необходимо обратить внимание на жесткую конкуренцию, которая приводит к большому разрыву в доходности малых и крупных компаний (таблица 3).

Как видно из таблицы 3 большую часть всех аудиторских организаций составляют малые организации (91,6 %), но при этом их доля в общем объеме оказанных услуг всего 23,26 %. Тогда как крупные организации, занимающие всего 1,2 % в общем числе аудиторских организаций, при этом оказывают 65,0 % всех оказанных услуг. Во многом это объясняется тем, что крупные компании обладают большими возможностями улучшения предоставляемого сервиса, организации различных тренингов для персонала, т. е. повышения качества оказываемых услуг. Малым и средним организациям необходимо прикладывать больше усилий для сохранения своих позиций .

Таблица 3

Распределение аудиторских организаций по масштабам деятельности (составлено авторами по данным Минфина)

Малые Средние Крупные

2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.

Доля в общем ко- 91,6 90,8 7,2 7,9 1,2 1,3

личестве аудитор-

ских организации

Доля в общем объ- 23,3 23,0 11,7 11,7 65,0 65,1

еме оказанных

услуг

В последнее время, особенно в последние месяцы, на аудиторском рынке, как и на банковском, наблюдается «зачистка». ЦБ существенно ужесточил требования к аудиторам и подготовил предложения о поправках в закон «Об аудиторской деятельности» в рамках передачи Банку России полномочий по надзору за значительной частью этого рынка. В сферу ответственности Банка России перейдут компании, оказывающие услуги обязательного аудита. Разработанные ЦБ предложения направлены в Минфин. В Центробанке рассчитывают начать работать в качестве регулятора на этом рынке с 1 января 2018 года. А к 2019 году планируется полностью передать функции регулятора отрасли Банку России.

Новый законопроект однозначно вызовет сильные изменения на рынке. Можно предположить, что резко упадет количество мелких аудиторских компаний, сократится и рынок, так как Центробанк планирует уменьшить количество компаний, подлежащих обязательному аудиту.

Также ЦБ собирается ужесточить требования к входу на аудиторский рынок. Кроме этого ЦБ планирует ввести ротацию аудиторов из реестра при работе с одним клиентом. Реакция аудиторов на предложения ЦБ неоднозначная. Последствия для рынка спрогнозировать трудно. Произойдет сокращение рынка, так как компаний, в которых больше 12 аудиторов, не так много. Также сократится число компаний, которые будут подлежать обязательному аудиту. Это изменит и спрос, и предложение на рынке, вследствие чего может измениться и ценообразование. Но в какую сторону все это будет двигаться, сказать трудно .

Также помимо этого, с 1 января 2018 года международные стандарты аудита станут обязательными . Идея новых стандартов в том, чтобы аудиторское заключение стало более информативным и

публичным. Задумано, что вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на проведение обязательного аудита, заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное заключение в соответствии с МСА. При этом новая форма аудиторского заключения будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица, в том числе к тому, что привлекло наибольшее внимание аудитора, тому, в чем аудитор видит наиболее существенные риски для бизнеса и т. п. Новые требования МСА отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых организаций, а также возрастает степень публичности результатов аудита.

Как следствие, следует ожидать повышения не только качества в оценке бизнес-рисков, но и увеличение стоимости аудита с 2018 года. Все эти нововведения увеличат трудоемкость проведения аудита. Ведь согласно требованиям этих международных стандартов аудита вырастет количество аудиторских процедур, появится необходимость более разносторонне подходить к проверке и выявлению рисков, а так же нужно будет заполнять новые формы, таблицы и другие рабочие документы. Соответственно, хорошо и правильно сделанный аудит по новым стандартам поможет предпринимателям развивать свой бизнес и принимать взвешенные решения. Переход на международные стандарты аудита направлен на реформирование аудиторской деятельности в России, повышения качества отчетности и финансовой информации, представляемой внешнему рынку.

Современный этап развития российской экономики и ее глобализация требуют от пользователей аудиторских служб и, в частности, от самих аудиторов единого понимания основных принципов аудита, формирования аудиторского мнения, а также прав и обязанностей аудитора. Развитие рынка аудиторских услуг в России является одним из важных факторов, определяющих развитие страны в целом. По мере усиливающейся интеграции российских компаний в мировую экономику требования, предъявляемые компаниями к уровню и качеству аудиторских услуг, растут. Однако, несмотря на динамику сокращения количества аудиторских организаций, а следовательно и снижение доходов по аудиторской деятельности, мы можем сказать, что рынок аудиторских услуг в России является развивающимся рынком в полном смысле этого слова и зависит от состояния экономики России в целом.

Список литературы

3. О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации : приказ Минфина России от 09.11.2016 № 207н (ред. от 17.11.2016 № 44354). — Режим доступа: Система Гарант.

4. О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации : приказ Минфина России от 24 октября 2016 г. № 192н (ред. от 30 ноября 2016 г.) — Режим доступа: Система Гарант.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. О признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности. : приказ Минфина России от 26.09.2017 № 147н. (ред. от 26.09.2017). — Режим доступа: Система Гарант.

7. Официальный сайт Единой Аттестационной Комиссии : http://eak-rus.ru/ (Дата обращения 12.11.17).

8. Официальный сайт «РосБизнесКонсалтинг» : https://chr.rbc.ru/ (дата обращения 12.11.17).

Барсегян Г. Д.

Магистрант Липецкого государственного технического университета, г. Липецк, Россия

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРОЦЕССА ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: функционирование любой экономической системы не представляется возможным без наличия необходимых материально-технических ресурсов. От их состояния и уровня достигнутой эффективности эксплуатации непосредственно зависит конечный результат функционирования организации —

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *