Пандус это основное средство или материалы?

УЧЕТ ПАНДУСОВ

И.В. Вадимова,
главный бухгалтер, консультант

Пандус (также рампа) — пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысокие горизонтальные поверхности, обычно для обеспечения перемещения колесных транспортных средств с одной на другую. Пандусы применяют для обеспечения доступа инвалидов-колясочников в учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты и многиедругие.

Вопросы учета

Бухгалтер учреждения может столкнуться с учетом пандусов, если в рамках проведения ремонтных работ здание ими оборудуется или если пандус приобретается и монтируется по отдельному договору.
Для правильного учета поступившего пандуса бухгалтеру необходимо решить два ключевых вопроса:
1) являются ли затраты учреждения на приобретение и монтаж пандуса текущими или капитальными;
2) если затраты являются капитальными, то должен ли приобретенный пандус учитываться в качестве самостоятельного объекта основных средств.
Для ответа на данные вопросы необходимо знать: где используются пандусы, где их наличие обязательно и какими они должны быть согласно требованиям нормативных документов.

Устраняем барьеры

Методические рекомендации, нацеленные на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений, были приведены в письме Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602. Согласно разъяснениям, приведенным в данном письме, основным требованием, которому должно соответствовать учреждение в части его открытости для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, является доступность здания.
На территории административных зданий в целях обеспечения доступности объектов необходимо в том числе провести проверку существующих пандусов на предмет соответствия нормам обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов, а при отсутствии таковых дооборудовать объекты пандусами и другими специальными устройствами.
Основные требования к доступности зданий изложены в Своде правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденном приказом Минрегионразвития России от 27.12.2011 № 605 (далее — СНиП 35-01-2001). Указанный свод содержит требования, которые необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Проектирование новых зданий должно также осуществляться с учетом свода правил СП 35-101-2001″Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения.

Нередко перед организациями при принятии к учету сложного оборудования или компьютерной техники возникает вопрос, что именно считать инвентарным объектом: каждую деталь и приспособление или комплекс предметов в целом, если возможность соблюдения нормы п. 6 ПБУ 6/01 об обязательном монтаже комплекса на одном фундаменте представляется сомнительной? О том, на что обратить внимание в этом случае, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Елена Королева и Павел Ерин.

Согласно п. 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, который представляет собой, в том числе, обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов (один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно). Организация приобретает монитор, системный блок, клавиатуру и т.п. одновременно и учитывает как один инвентарный объект. Можно ли их учесть как отдельные инвентарные объекты с точки зрения критериев ПБУ 6/01, учитывая отсутствие такого признака комплекса конструктивно сочлененных предметов, как монтаж на одном фундаменте?

Действительно, п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01) определено, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, который представляет собой объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Эта норма определяет комплекс конструктивно сочлененных предметов как один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Отметим, что формулировка п. 6 ПБУ 6/01 основана на определении, которое приведено во введении к Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, далее — ОКОФ) и в соответствии с которым объектом классификации материальных основных фондов признается, в частности, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. На соответствие определений п. 6 ПБУ 6/01 и введения к ОКОФ обращал внимание и Минфин России (письма от 25.02.2013 N 03-05-05-01/5317, от 23.09.2008 N 03-05-05-01/57).

Из приведенных определений, на наш взгляд, следует, что для признания того или иного объекта комплексом конструктивно сочлененных предметов он должен соответствовать признакам, необходимым для квалификации этого объекта как единого целого. Этими признаками являются: 1) наличие у предметов, входящих в комплекс, общих приспособлений и принадлежностей, 2) наличие у них общего управления; 3) монтаж этих предметов на одном фундаменте. Причем все эти признаки должны иметь место в совокупности.

Что касается последнего из названных признаков комплекса конструктивно сочлененных предметов (монтаж их на одном фундаменте), обратим внимание на следующее. Поскольку объектом основных средств может быть не только недвижимость, но и, например, машины и оборудование, очевидно, что понятие «фундамент» в контексте норм п. 6 ПБУ 6/01 и ОКОФ используется в ином, более широком, значении по сравнению с используемым в отношении недвижимого имущества. На наш взгляд, под фундаментом в этом контексте следует понимать любое материально-вещественное основание, соединение посредством которого нескольких предметов определяет их техническую и функциональную взаимосвязь. Это подтверждается и введением к ОКОФ, в котором указано, что фундаменты таких объектов как котлы, генераторы, станки, машины, аппараты, и иных объектов, не являющихся строениями, входят в состав тех объектов, в которых они используются, даже если они расположены внутри зданий (кроме фундаментов крупногабаритного оборудования). Этот вывод подтверждается и судебной практикой, которая рассматривала различные предметы с точки зрения соответствия их признакам комплекса конструктивно сочлененных предметов, не относящегося к недвижимому имуществу. При этом, безусловно, вывод о возможности отнести предметы к такому комплексу и, как следствие, признать их единым инвентарным объектом, зависит от исследования технических характеристик тех и иных предметов, индивидуальных в каждой конкретной ситуации (смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 18.12.2012 N Ф10-4599/12 и от 18.10.2011 N Ф10-3583/11, ФАС Московского округа от 20.04.2011 N Ф05-2974/11, ФАС Волго-Вятского округа от 25.08.2010 по делу N А29-12544/2009, ФАС Северо-Западного округа от 27.10.2008 N А05-1451/2008).

Таким образом, монтаж предметов на одном фундаменте является одним из обязательных признаков, позволяющих отнести их к комплексу конструктивно сочлененных предметов, который может быть признан объектом основных средств. При этом наличие фундамента как материальной основы, объединяющей несколько предметов в единое целое, в результате чего они могут выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно, определяется в каждом случае в зависимости от технических характеристик и функциональных особенностей объектов. С нашей точки зрения, такие предметы как системный блок, монитор, клавиатура, компьютерная мышь, формально можно рассматривать как комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Однако единого мнения по вопросу о возможности учета таких предметов как отдельных инвентарных объектов либо в составе одного объекта основных средств в правоприменительной практике не сложилось. По мнению Минфина России, изложенному в письме от 04.09.2007 N 03-03-06/1/639, все приспособления и принадлежности стандартной комплектации персонального компьютера (монитор, системный блок, блок бесперебойного питания, клавиатура), представляющие собой комплекс конструктивно сочлененных предметов и способные выполнять свои функции только в составе комплекса, учитываются отдельным инвентарным объектом. При этом ранее представители Минфина России и налоговых органов высказывали иное мнение по этому вопросу, признавая возможность учета в качестве отдельных объектов основных средств таких деталей компьютерной техники как монитор, системный блок, клавиатура (п. 9 раздела III письма УМНС России по г. Москве от 12.04.2002 N 11-15/16900, материал: «Вопрос: Как учитывать компьютеры — как единый инвентарный объект или как несколько разных инвентарных объектов? Можно ли исходя из норм пункта 6 ПБУ 6/01 рассматривать монитор, системный блок и клавиатуру как отдельные объекты, учитывать их согласно пункту 5 ПБУ 6/01 в качестве материально-производственных запасов и списывать их стоимость единовременно при вводе в эксплуатацию? («Российский налоговый курьер», N 23, декабрь 2006 г.)»).

Судебная практика также не выработала единообразного правового подхода к вопросу о критериях учета различных деталей и приспособлений компьютерной техники как единого инвентарного объекта. В ряде случаев суды констатируют наличие у отдельных предметов, относящихся к компьютерной технике (в частности, системных блоков и мониторов), различного функционального назначения и их способность выполнять свои функции в различной иной комплектации (постановления ФАС Уральского от 03.07.2008 N Ф09-4736/08-С3 (определением ВАС РФ от 30.10.2008 N 14167/08 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано), от 03.12.2007 N Ф09-9180/07-С3 и от 07.06.2006 N Ф09-4680/06-С7, ФАС Западно-Сибирского округа от 25.12.2006 N Ф04-8050/2006(29353-А81-37)(29002-А81-37)).

Во многих других ситуациях судьи, основываясь на норме п. 6 ПБУ 6/01, позволяющей учитывать каждую часть объекта как отдельный инвентарный объект, если у различных частей объекта сроки полезного использования существенно отличаются, приходят к выводу о том, что компьютер, как совокупность монитора, системного блока, клавиатуры и других частей, которые не могут выполнять свои функции отдельно друг от друга, подлежит постановке на бухгалтерский учет как инвентарный объект — обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов только в том случае, если срок полезного использования всех входящих в него частей является равным. В противном случае каждая такая часть является самостоятельным инвентарным объектом (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 04.02.2011 по делу N А32-44414/2009, ФАС Поволжского округа от 12.02.2008 N А12-8947/07-С42 и от 30.01.2007 N А57-30171/2005).

Отметим, что аналогичные критерии применяются судами в отношении не только компьютерного оборудования, но и иных видов объектов. Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 09.10.2012 N Ф06-7303/12 пришел к выводу о том, что различные объекты, входящие в систему видеонаблюдения (видеокамера, монтажный комплект, компьютер с монитором и платой, блок бесперебойного питания и т.д.), должны учитываться как самостоятельные инвентарные объекты, основываясь на следующих признаках:

  • объекты пригодны для монтажа в различной комплектации, легко заменяются и могут функционировать друг от друга на произвольном расстоянии в зависимости от способа подключения, а их фиксирование в составе отдельного комплекта затрудняет правильное отражение их последующих передвижений;
  • сроки полезного использования отдельных объектов системы видеонаблюдения существенно отклоняются друг от друга.

Обратим внимание, что п. 6 ПБУ 6/01 не раскрывает критерий существенности отличия сроков полезного использования частей объекта. Поэтому организации следует разработать эти критерии самостоятельно и утвердить их в своей учетной политике. Проанализировав сроки полезного использования отдельных составляющих частей компьютерного оборудования в разрезе критерия «существенности», организация может самостоятельно принять решение о том, каким образом следует отражать приобретенные предметы — как один объект или несколько.

Кроме того, при решении вопроса об учете различных предметов, относящихся к компьютерной технике, в составе единого инвентарного объекта, на наш взгляд, необходимо различать техническое присоединение одного предмета к другому как условие функционирования такого предмета и взаимосвязь нескольких предметов, предполагающую невозможность самостоятельного функционирования каждого из них в отдельности. Так, монитор не может использоваться в соответствии со своим функциональным назначением без системного блока и наоборот, но такие объекты, как принтер или сканер, не являются неотъемлемыми принадлежностями компьютера (смотрите также постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.02.2003 N А33-14313/02-С3а-Ф02-314/03-С1).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

>ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТАХ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТАХ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

В связи со вступлением в силу с 1 января 2018 года федеральных стандартов бухгалтерского учета для государственного сектора изменились некоторые важнейшие понятия в учете, в том числе понятие актива. Для отнесения основных средств и материальных запасов на соответствующие счета следует произвести их инвентаризацию. Для инвентаризации применяются новые формы.

Необходимость инвентаризации

С 1 января 2018 года вступил в силу федеральный стандарт «Основные средства», положения которого применяются одновременно с применением СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора». На стр. 17-24, в статье про изменения в учетную политику, мы уже рассказали о некоторых нововведениях.
Рекомендации по учету согласно принятым федеральным стандартам и по переходу на них доведены системными письмами Минфина России:

от 30.11.2017 № 02-07-07/79257 (далее – Письмо № 02-07-07/79257) – переход на СГС «Основные средства»;
от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 (далее – Письмо № 02-07-07/84237) – применение СГС «Основные средства».

Как указано в Письме № 02-07-07/79257, к основным средствам относятся материальные ценности, являющиеся активами при соблюдении следующих условий (критериев):

1. Материальные ценности принадлежат (находятся во владении (пользовании)) учреждениям на праве оперативного управления.
2. Материальные ценности находятся в пользовании учреждения в рамках отношений по финансовой аренде (согласно договору лизинга, договору аренды с правом выкупа, в бессрочном безвозмездном пользовании и т. п.).
3. Учреждение осуществляет в отношении материальных ценностей контроль в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, в частности, при передаче объектов ОС в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде (срочных договоров аренды (договоров безвозмездного пользования), предусматривающих возврат объектов аренды (переданных материальных ценностей) субъекту учета для дальнейшего их использования в целях извлечения субъектом учета их полезного потенциала (получения экономических выгод)).
4. Материальные ценности обладают полезным потенциалом или способностью обеспечивать поступление экономических выгод.

Указанные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении в эксплуатации, в запасе, на консервации, а также при их передаче по договору аренды (имущественного найма) либо по договору возмездного или безвозмездного пользования в рамках отношений по операционной аренде.
В отличие от действовавших до 2018 года правил бухгалтерского учета, установленных Инструкцией по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), в составе объектов основных средств подлежат отражению новые объекты имущества, находящиеся:

у учреждения-лизингополучателя в соответствии с договорами лизинга вне зависимости от договорных условий, определяющих балансодержателя объекта лизинга;
на правах возмездного (безвозмездного) пользования в рамках отношений по неоперационной (финансовой) аренде.

При переходе на применение СГС «Основные средства» в 2018 году учреждениям необходимо выявить объекты бухгалтерского учета, подлежащие постановке на баланс, которые ранее не признавались в составе основных средств или отражались на забалансовом учете.
Кроме того, в 2018 году нужно учесть, что, согласно пункту 36 СГС «Концептуальные основы», для целей бухгалтерского учета активом признается имущество, принадлежащее субъекту учета или находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.
Как указано в Письме № 02-07-07/84237, контроль над активом имеет место, если учреждение обладает правом использовать актив, в том числе временно, для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод в процессе достижения целей своей деятельности (выполняемых функций, полномочий) и может исключить или иным образом регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам.

Единица учета основных средств

Понятие и классификация основных средств

Задачи учета основных средств

УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Вопросы для самопроверки

1. Кто имеет право выполнять обязанности кассира? Кто несет ответственность за создание условий по сохранности денежных средств в кассе предприятия?

2. Кем устанавливается лимит остатка денег в кассе? От чего зависит лимит остатка наличных денег в кассе?

3. Каков порядок действий при оформлении кассовых документов в бухгалтерии?

4. В каких случаях проводится инвентаризация наличных денежных средств в кассе? Кто проводит инвентаризацию и на каком основании?

ГЛАВА 14.

Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечивать выполнение следующих задач:

· правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения, выбытия;

· достоверное определение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств;

· полное определение затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта);

· контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету.

Эти задачи решают с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту.

Основные средства предприятия разнообразны по составу и назначению. Чтобы вести их учет, необходима классификация по видам, назначению или характеру участия в процессе производства, по отраслевому признаку, степени использования и по принадлежности.

Основные средства — часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.

К основным средствам относятся также капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.

Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания всего комплекса работ.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) (п. 46 Приказа Минфина РФ от 29.07.98 № 34н ред. от 24.03.2000).

Приказом от 30.03.2001 № 26н Минфин РФ утвердил Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее ПБУ 6/01), в котором указано, что при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

· использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

· использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

· организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

· способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. ПБУ 6/01 не применяется в отношении:

· машин, оборудования и иных аналогичных предметов, числящихся как готовые изделия на складах организаций-изготовителей, как товары — на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность;

· предметов, сданных в монтаж или подлежащих монтажу, находящихся в пути;

· капитальных и финансовых вложений.

При определении состава и группировки основных средств необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.94 № 359.

ОКОФ разработан в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики согласно с требованиями развития рыночной экономики.

Сферой применения ОКОФ являются организации, предприятия и учреждения всех форм собственности.

Единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарный объект основных средств представляет собой объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, составляющих единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно-сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту основных средств (инвентарному объекту) независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, должен присваиваться при принятии его к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный помер.

Номер состоит из восьми знаков: первые три знака обозначают субсчет, четвертый группу и последние четыре знака — порядковый номер предмета в группе. По тем субсчетам по которым не выделены группы, четвертый знак обозначается нулем.

Например, инвентарный номер 01010001 обозначает: субсчет 010 «Здания»; группа 1 — здания производственного назначения; порядковый номер объекта 0001. Инвентарный номер 01630005 обозначает субсчет 016, группа 3 — хозяйственный инвентарь, порядковый номер предмета 0005.

Присвоенный инвентарному объекту номер должен быть, как правило, обозначен на нем путем прикрепления металлического жетона, либо нанесен краской, или каким-либо иным способом. Исключения составляют такие основные фонды, как многолетние насаждения, капитальные затраты по улучшению земель и т.п.

В тех случаях, когда инвентарный объект является сложным, то есть включает те или иные обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, как правило, на каждом таком элементе должен быть обозначен тот же номер, что и на основном, объединяющем их объекте.

В тех случаях, когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данной организации.

Инвентарные номера списанных с бухгалтерского учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение пяти лет по окончании года списания.

Объект основных средств, поступивший в организацию в соответствии с договором аренды, может учитываться арендатором по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.

Тема познание

Тема «Познание». Часть1 . Задания уровня А.

A1. И чувственное, и рациональное познание

1)формирует знания и представления о предмете

2)использует логические умозаключения

3)начинается с ощущения

4)дает наглядный образ предмета

A2. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они

1)носят объективный характер

2)предполагают доказательства

3)могут передаваться из поколения в поколение

4)необходимы человеку для рациональной деятельности

A3. Верны ли следующие суждения о развитии науки?

А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников.

Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A4. Понятие – это форма мысли, которая

1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств

2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений

3)формирует наглядный образ предмета

4)фиксирует различные комбинации ощущений человека

A5. Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает

1)экономика

2)социология

3)культурология

4)политология

A6. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.

Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1)Верно только А.

2)Верно только Б.

3)Верны оба суждения.

4)Оба суждения неверны.

A7. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1)расширяет знания об окружающем мире

2)формирует наглядный образ предмета

3)осуществляется в форме ощущений и восприятий

4)использует логические умозаключения

A8. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом

1)теоретического анализа

2)социального эксперимента

3)непосредственного наблюдения

4)обобщения повседневного опыта

A9. Верны ли следующие суждения о социальном знании?

А.Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.

Б.Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A10. Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности ученых?

1)современная наука стремится к познанию истины

2)последствия научных исследований становятся все более неоднозначными

3)активизировалась борьба на рынке высоких технологий

4)все ученые прежде всего стремятся к получению коммерческой прибыли от своих исследований

A11. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?

А.Для науки характерно постижение закономерностей развитии природы, общества и мышления.

Б.Для науки характерно описание, объяснение и предсказание

процессов и явлений действительности.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А12. Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается

1)психология

2)социология

3)политология

4)культурология

А13. Верны ли следующие суждения об истине?

А.Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.

Б.Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А14. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:

1) представлениями

2) ощущениями

3) гипотезами

4) понятиями

А15. Рациональное — это познание:

1) с помощью наблюдения

2) прямого контакта

3) с помощью интуиции

4) с помощью мышления

А16. Возможность получения истинного знания отрицается:

1) философами

2) социологами

3) агностиками

4) духовенством

А17. Отражение общих и существенных признаков называется:

1) сознанием

2) суждением

3) понятием

4) ощущением

А18. Методом эмпирического познания не является:

1) эксперимент

2) наблюдение

3)аналогия

4) описание

А19. Верны ли суждения:

А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А20. Верны ли суждения:

А. Противоположностью истины может быть другая истина.

Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А21. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером:

1) обыденного знания

2) мифологического знания

3) эмпирического знания

4)научного знания

А22. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:

А. Цель научного познания — осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания — получение достоверного знания

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А23. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:

Речевая деятельность человека прежде всего связана с

А. Чувственным познание

Б. Абстрактным мышлением

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А24. И абсолютная, и относительная истины:

1) носят объективный характер

2) всегда находят подтверждение на практике

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете

4) могут быть опровергнуты со временем

А25. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:

1) этика

2) правоведение

3) социология

4) политология

А26. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путём

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А27. Обобщение является составной частью

1) производственной деятельности

2) чувственного познания

3) рационального мышления

4) игровой деятельности

А 28. Сознание идеально, а это значит:

1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир

2) сознание есть поток душевных переживаний

3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни

4) в сознании нет ни грамма вещества, оно лишено телесности и чувственной осязаемости

А29. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:

1) социология

2) политология

3) философия

4) история

А30. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) зоология

2) астрономия

3) социология

4) химия

А31. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) лингвистика

2) анатомия

3) генетика

4) юриспруденция

А32. Верны ли следующие суждения?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и

сложностью изучаемого объекта.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А33. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная

деятельность учёного:

1) основывается на использовании эксперимента

2) основывается на творческом подходе к работе

3) интеллектуально развивает

4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

А34. И религиозное, и научное знание:

1) имеет объективный характер

2) необходимо человеку для рациональной деятельности

3) может передаваться из поколения в поколение

4) предполагает доказательства

А35. Только в состав научного знания входят:

1) экспериментально обоснованные выводы

2) установленные факты

3) логические умозаключения

4) результаты наблюдений

А36. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:

1) философия

2) история

3) социология

4) политология

А37. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.

Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обоснованность выводов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А38. Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этнических групп занимается

1) этнография

2) социология

3) антропология

4) социальная психология

А39. Отличие социологии от других наук об обществе является

1) изучение людей как представителей человеческого рода

2) рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека

3) изучение общества как целостного явления

4) изучение общества во всей конкретности и многообразии

А40. Верны ли суждения о познании?

А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А41. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается

1) в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуицией ученых

2) при ссылке на тот или иной авторитет в науке

3) в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества

4) в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, законами логики

А42. Верны ли следующие суждения о практике?

А. Практика — основа познания и критерий истины.

Б. Общественно-историческая практика — единственный критерий истины.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А43. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эмпирического?

А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретическое же ищет

за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущностные связи и явления.

Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот,

теория — эмпирию.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А44. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных

свойств». Данное утверждение является примером

1) художественного образа

2) паранаучного знания

3) суждения на уровне здравого смысла

4) научного знания

А45. Вывод: «Друзья познаются в беде» — является результатом

1) паранаучного знания

2) обобщения жизненного опыта

3) художественного вымысла

4) экспериментальной проверки

А46. Познание средствами искусства обязательно предполагает использование

1) отвлечённых понятий

2) художественных образов

3) научных приборов

4) абстрактных моделей

А47. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина – это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.

Б. Истина – это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А48. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Путь к абсолютной истине идёт через истины относительные.

Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А49. Результатом познания являются:

1) вещи

2) знания

3) учения

4) заблуждения

А50. Верны ли следующие суждения?

А. «Сознание невозможно без человеческого головного мозга, оно – его свойство».

Б. «Всё то, что содержится в психике человека, и есть его сознание».

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны и А и Б

4) оба суждения неверны

А51. Верны ли следующие суждения?

А. «Особенности сознания находятся только во внешнем мире, в деятельности человека».

Б. «Сознание является исключительно функцией мозга и не зависит от воздействия окружающей среды».

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны и А и Б

4) оба суждения неверны

А52. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:

1) гипотезами

2) понятиями

3) представлениями

4) мнениями

А53. Критериями истины являются:

1) опыт, практика

2) мнение руководства

3) соответствие господствующему в обществе учению

4) соответствие законам логики

А54. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?

1) ощущение, восприятие, представление

2) понятие, представление, умозаключение

3) понятие, суждение, умозаключение

4) представление, суждение, ощущение

А55. Верны ли следующие суждения о научном познании?

Теоретические научные знания

А. Фиксируются в виде законов.

Б. Помогают объяснять и предсказывать явления.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны и А и Б

4) оба суждения неверны

А56. И чувственное, и рациональное познание

1) направлены на поиск истины

2) опираются на представления о предмете

3) начинаются с субъективных ощущений

4) отражают существенные свойства предмета

А57. Примером какого вода знания является утверждение: «Задатки – природная основа способностей»?

1) паранаучного

2) мифологического

3) научного

4) обыденного

А58. Укажите, что не является теоретическим методом познания:

1) гипотеза

2) эксперимент

3) теория

4) аналогия

А59. Утопичное познание отличается от знаний, приобретённых в повседневной жизни людей тем, что оно:

1) развивается стихийно, в процессе овладения «живым» опытом людей

2) приобретается без специальной познавательной деятельности

3) намеренно искажает представления о действительности

4) определяется общественной практикой

А60. Научное познание отличается от художественного тем, что оно:

1) реализует себя в культе

2) предполагает доказательства

3) мыслит в художественных образах

4) мыслит в понятиях

А61. Укажите, что из перечисленного не является формой чувственного познания:

1) суждение

2) представление

3) ощущение

4) восприятие

А62. Научное познание отличается от вненаучного тем, что оно:

1) развивается в процессе овладения «живым» опытом людей

2) сознательно акцентирует домыслы и предпосылки

3) намеренно искажает представления о действительности

4) обладает системным походом, специфическим языком, только ему присущими методами и формами познания и, в конечном счёте, определятся общественной практикой.

Задания уровня В

В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком навыков, сознательная группировка их в определенной последовательности, оценка

результатов действий, способы действий»

Ответ: ________________________________________

В2. Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделённый рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства – это …»

Ответ: __________________________________

В3. Вставьте пропущенное слово: «… — это самые заученные движения, выполнение которых не требует специальных усилий».

Ответ: ________________________________________

В4. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности»

Ответ: ________________________________________

В5. Вставьте пропущенное слово: «Сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельности», называется … к данной деятельности.

Ответ: _________________________________________

В6. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

НАУКА КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1. Анатомия А. Наука о строении организмов

2. Философия Б. Наука о воспитании и обучении

3. Педагогика В. Наука об обществе и общественных отношениях

4. Биохимия Г. Наука о биологической природе человека

5. Физиология Д. Наука о процессах психической деятельности человека

6. Антропология Е. Наука о функциях и отправлениях организмов

7. Социология Ж. Наука о входящих в состав организмов химических веществах

8. ПсихологияЗ. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания

Ответ: _____________________________

В7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

5. Информация, соответствующая действи­тельному положению вещей

А. Объективная истина

Б. Относительная истина

В. Абсолютная истина

Ответ: _______________________________

В8. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что — рационального? (Правильный ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три — рациональное)

1) Ощущения

2) Восприятия

3) Суждения

4) Понятия

5) Представления

6) Умозаключения

Ответ: _____________________________________________________

В9. Вставьте пропущенное слово:

«Познание — это … отражение или воспроизведение действительности в сознании человека».

Ответ: ____________________________________________________

В10. Закончите фразу:

«Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, называется …».

Ответ: ________________________________________________________

В11. Закончите фразу:

«Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется …».

Ответ:__________________________________________________

В12. Закончите фразу, вставив словосочетание:

«Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и …».

Ответ:________________________ ,__________________________

В13. Вставьте пропущенное слово:

«Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это — …знание».

Ответ:__________________________________________________

В14. Назовите понятие, соответствующее определению … — это непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, во многом предвосхищающих практическую деятельность человека.

Ответ: __________________________________

В 15. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенных:

«Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять её ввысь, не опираясь на воздух. ________ — это воздух учёного. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваше теория – пустые потуги» (И.П. Павлов)

1) Замыслы

2) Предположения

3) Факты

4) Убеждения

Ответ: _________________________________________

В16. Распределите перечисленные ниже понятия следующим образом.

Три первых должны представлять абстрактные (в той или иной степени)(А), три последующих – конкретные (Б). Впишите цифры, соблюдая предложенную последовательность:

1) Большой театр в Москве;

2) костюм;

3) ель;

4) актёр А. Михайлов

5) чувство;

6) «Джоконда» Леонардо да Винчи.

Ответ: ________________________________

В17. Вставьте пропущенное слово во фрагмент текста «Несомненное, неизменно раз и навсегда установленное знание называют … истиной»

Ответ: ________________________________

В18. Завершите фразу: «Знания являются результатом … деятельности человека, общества в целом».

Ответ: __________________________________

В19. Вставьте пропущенное слово во фрагмент текста. «Теоретическое осмысление действительности – непосредственная цель … познания».

Ответ: __________________________________

В20. Назовите понятия, соответствующие определениям.

1) __________ — это идея, замысел, точка зрения, система взглядов, объединённых общей логикой, руководящий принцип, трактовка.

2) __________ — это система основных идей, совокупность объединённых общим принципом научных положений в какой-либо отрасли знания.

Ответ: _________________________________________________________

В21. Назовите понятие, соответствующее определению.

«Непосредственное усмотрение», то есть знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает у или иную область действительности, — это ________________ .

Ответ: _____________________________

В22. Вставьте слово вместо пропуска.

С помощью языка мысль не только формулируется, но и _____.

Ответ: ______________________

В23. Вставьте слово вместо пропусков.

Ситуация, когда человек говорит: «Всё понимаю, а сказать не могу», свидетельствует не о том, что может быть мышление без речи, а лишь о том, что у данного человека отсутствуют развитые навыки перевода __________ речи во _________.

В24. Установите соответствие между психическими процессами, участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОПИСАНИЕ

1) ощущение

А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности

2) восприятие

Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов

3) представление

В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира

4) воображение

Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей

5) интуиция

Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств

6) мышление

Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств

В25. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и их краткими описаниями.

ПРИЕМЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ ОПИСАНИЕ

1)анализ

А) установление сходства или различия предметов

2)синтез

Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части

3)сравнение

В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо

4)понятие

Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение

5)суждение

Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках

6)умозаключение

Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов

В26. Какие из следующих умозаключений можно отнести к дедукции

(А), а какие – к индукции (В)?

1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы. Следовательно, свинец и медь проводят электричество.

2) Растению капусте для нормального развития необходим полив. Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидо также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным и другим растениям для нормального роста и развития необходим

полив, то есть регулярное естественное или искусственное внесение в почву определённого количества влаги.

В27. В каких случаях мы говорим об отсутствии у человека сознания:

1) когда от поступает нелогично

2) во время сна

3) под влиянием наркоза

4) в период сильного волнения

5) во время просмотра телевизионных передач

6) в период тяжёлого психического заболевания

7) при участии в компьютерных играх?

В28. Найдите в приведённом ниже списке отличительные характеристики социального познания и обведите цифры, под которыми они указаны:

1) рациональное

2) религиозное

3) мифологическое

4) научное

5) чувственное

В29. Выберите характеристики чувственного этапа познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

2) фиксация существенных свойств предмета

3) сохранение в памяти обобщённого образа предмета

4) утверждение или отрицание чего-либо о предмете

5) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета

В30. Установите соответствие между формами и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

1) понятие

А) чувственное познание

2) умозаключение

3) восприятие

Б) рациональное познание

4) ощущение

Ответ: ___________________________

ОТВЕТЫ

Часть 1. Уровень А

№ задания

ответ

1 1

2 3

3 1

4 2

5 4

6 3

7 4

8 1

9 1

10 2

11 3

12 2

13 4

14 1

15 4

16 3

17 3

18 3

19 2

20 2

21 4

22 3

23 2

24 1

25 3

26 1

27 3

28 4

29 2

30 3

31 4

32 3

33 4

34 3

35 1

36 4

37 1

38 2

39 3

40 3

41 4

42 1

43 1

44 4

45 2

46 2

47 1

48 1

49 2

50 3

51 4

52 3

53 1

54 3

55 3

56 1

57 3

58 2

59 3

60 4

61 1

62 4

Часть 2. Уровень В.

1Умения

2 Личность

3 Навыки

4 Способности

5 Талант

6 А;З;Б;Ж;Е;Г;В;Д

7 А;В;Б;Б;А

8 3,4,5,6

9 Активное

10 Аналогия

11 Умозаключение

12 По аналогии

13 Ценностное

14 Сознание

15 Факты

Тема 3. ПОЗНАНИЕ
Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех. Поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на ор­ганы чувств человека, называются:

1) представлениями

2) ощущениями

3) гипотезами

4) понятиями

А2. Рациональное — это познание:

1) с помощью наблюдения

2) прямого контакта

3) с помощью интуиции

4) с помощью мышления

A3. Возможность получения истинного знания отрицается:

1) философами

2) социологами

3) агностиками

4) духовенством

А4. Отражение общих и существенных признаков называется:

1) сознанием

2) суждением

3)понятием

4) ощущением

А5. Методом эмпирического познания не является:

1) эксперимент

2) наблюдение

3) аналогия

4) описание

А6. Верны ли суждения:

А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А7. Верны ли суждения:

А. Противоположностью истины может быть другая истина. Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А8. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утвержде­ние является примером:

1) обыденного знания

2) мифологического знания

3) эмпирического знания

4) научного знания

А9. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:

А. Цель научного познания — осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания — получение достоверного знания

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:

Речевая деятельность человека прежде всего связана с

А. Чувственным познанием

Б. Абстрактным мышлением

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

A11. И абсолютная, и относительная истины:

1) носят объективный характер

2) всегда находят подтверждение на практике

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете

4) могут быть опровергнуты со временем

А12. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:

1) этика

2) правоведение

3) социология

4) политология

А13. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14. Обобщение является составной частью

1) производственной деятельности

2) чувственного познания

3) рационального мышления

4) игровой деятельности

А15. Сознание идеально, а это значит:

1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир

2) сознание есть поток душевных переживаний

3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни

4) в сознании нет ни грана вещества, оно лишено телесности и чувст­венной осязаемости

А16. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:

1) социология

2) политология

3) философия

4) история

А17. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) зоология

2) астрономия

3) социология

4) химия

А18. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) лингвистика

2) анатомия

3) генетика

4) юриспруденция

А19. Верны ли следующие суждения?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной дея­тельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спе­цификой и сложностью изучаемого объекта.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А20. В отличие от познавательной деятельности школьника, познаватель­ная деятельность ученого:

1) основывается на использовании эксперимента

2) основывается на творческом подходе к работе

3) интеллектуально развивает

4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

А21. И религиозное, и научное знание:

1) имеет объективный характер

2) необходимо человеку для рациональной деятельности

3) может передаваться из поколения в поколение

4) предполагает доказательства

А22. Только в состав научного знания входят:

1) экспериментально обоснованные выводы

2) установленные факты

3) логические умозаключения

4) результаты наблюдений

А23. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:

1) философия

2) история

3) социология

4) политология

А24. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А. Опыт повседневной жизни — это один из способов познания мира.

Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обос­нованность выводов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А25. Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этниче­ских групп занимается

1) этнография

2) социология

3) антропология

4) социальная психология

А26. Отличие социологии от других наук об обществе является

1) изучение людей как представителей человеческого рода

2) рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека

3) изучение общества как целостного явления

4) изучение общества во всей конкретности и многообразии

А27. Верны ли суждения о познании?

А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окру­жающем мире.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А28. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается

1) в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуици­ей ученых

2) при ссылке на тот или иной авторитет в науке

3) в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества

4) в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, закона­ми логики

А29. Верны ли следующие суждения о практике?

А. Практика — основа познания и критерий истины.

Б. Общественно-историческая практика — единственный критерий истины.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А30. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эм­пирического?

А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретиче­ское же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущ­ностные связи и явления.

Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот, теория — эмпирию.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

Задания уровня В
Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.
В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком навыков, сознательная группировка их в определенной последователь­ности, оценка результатов действий, способы действий».

Ответ: ____________________.
В2. Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделенный ря­дом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, ^участвовать в жизни общества, иметь ду­ховные интересы, испытывать сложные чувства — это …».

Ответ: ____________________ .

ВЗ. Вставьте пропущенное слово: «… — это самые простые заученные дви­жения, выполнение которых не требует специальных усилий».

Ответ: ________________________ .

В4. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Психические свойства, которые являются условиями успешного вы­полнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности»

Ответ: ___________________ .
В5. Вставьте пропущенное слово: «Сочетание способностей, которое обеспе­чивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельно­сти», называется … к данной деятельности.

Ответ: ________________________.

В6. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие пози­ции из второго.

НАУКА КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
1. Анатомия А. Наука о строении организмов
2. Философия Б. Наука о воспитании и обучении
3. Педагогика В. Наука об обществе и общественных отношениях
4. Биохимия Г. Наука о биологической природе человека
5. Физиология Д. Наука о процессах психической деятельности че­ловека
6. Антропология Е. Наука о функциях и отправлениях организмов
7. Социология Ж. Наука о входящих в состав организмов химиче­ских веществах
8. Психология 3. Наука о наиболее общих законах развития приро­ды, общества и познания

Ответ:

1 2 3 4 5 6 7 8

В7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ ВИД ИСТИНЫ
1. Достоверное знание, не зависящее от мне­ний и пристрастий людей А. Объективная истина
2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире Б. Относительная истина
3. Знание, дающее приблизительное и непол­ное отражение действительности В. Абсолютная истина
4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент
5. Информация, соответствующая действи­тельному положению вещей

Ответ:

1 2 3 4 5

В8. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что — рационального? (Правильный ответ запишите в ви­де последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три — рациональ­ное)

1) Ощущения

2) Восприятия

3) Суждения

4) Понятия

5) Представления

6) Умозаключения

Ответ: __________________________ .

В9. Вставьте пропущенное слово:

«Познание — это … отражение или воспроизведение действительности

в сознании человека».

Ответ: _______________________ .

B10. Закончите фразу:

«Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в ка­ком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, на­зывается …».

Ответ:__________________________________________________

В11. Закончите фразу:

«Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется .. ♦».

Ответ:__________________________________________________

В12. Закончите фразу, вставив словосочетание: «Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и …».

Ответ:__________________________________________________

В13. Вставьте пропущенное слово:

«Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это — …знание».

Ответ:__________________________________________________
Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Назовите формы чувственного познания. С2. Назовите уровни научного познания.

СЗ. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируй­те на основе трех оснований.

С4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проил­люстрируйте каждое на примерах.

С5. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действия­ми. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Тете)

1)0 каком познании ведет речь Гете?

2) Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?

3) Кто еще из философов задавался вопросом: «Что такое человек»?

Сб. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему. «Наиболее значи­тельным событием в науке XX века является чувство конца науки… В начале XX века еще возникали новые концепции, которые перево­рачивали представление о мире (квантовая механика, теория относи­тельности, генетика). А во второй половине XX века ничего подобного

не произошло. Спутники, компьютеры, — это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы».

1) Что понимает один из российских ученых под «чувством конца нау­ки» в XX веке?

В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах. Что такое концепция в науке? Дайте определение. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры — не наука, а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном примере.

С7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, час­то оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся соци­ального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам…

Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов — техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следую­щий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказы­вается вне сферы науки.

Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать системати­ческую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки явля­ется убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за ис­тину…

В социальной психологии, изучающей причины социального поведе­ния и социального мышления, чаще других используется эксперимен­тальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие пере­менные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает ес­тественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.

1) Какие виды познания упоминаются в этом тексте?

2) Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Укажи­те две черты.

3) В чем автор усматривает недостатки ненаучных методов познания? Приведите пример, конкретизирующий один из них.

4) О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ни­ми. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социаль­ных явлений.

С8. Выберите одно из предложенных высказываний для рассуждения в форме сочинения-эссе. Напишите такое эссе.

«Почему я художник, а не философ? Потому, что я мыслю словами, а не идеями». (А. Камю)

1. «…Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими». (Б.Спиноза)

3. «Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек «. (М.В. Ломоносов)
Тема 3. Познание
УРОВЕНЬ А

№ задания Верный ответ
1 1
2 4
3 3
4 3
5 3
6 2
7 2
8 4
9 3
10 2
11 1
12 3
13 1
14 3
15 4
16 2
17 3
18 4
19 3
20 4
21 3
22 1
23 4
24 1
25 2
26 3
27 3
28 4
29 1
30 1

УРОВЕНЬ В

№ задания Верный ответ
1 Умения
2 Личность
3 Навыки
4 Способности
5 Талант
6 1— А; 2 — 3;3 — Б; 4 — Ж; 5 — Е; 6 — Г; 7 — В; 8 — Д
7 1— А; 2 — В; 3 — Б; 4 — Б; 5 — А
8 3, 4, 5, 6
9 Активное
10 Аналогия
11 Умозаключение
12 По аналогии
13 Ценностное

УРОВЕНЬ С
С1. Правильный ответ:

ощущения;

восприятие;

представления.

С2. Эмпирический и теоретический.

СЗ. Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

в социальном познании субъект познания (человек) совпадает с объек­том познания (обществом), так как сам субъект является членом дан­ного общества, т.е. изучает «сам себя»;

позиция исследователя всегда влияет на оценку факта, т.е. исследова­тель — активный субъект, его оценка во многом личностна и может зависеть, например, от идеологии общества, воззрений исторической эпохи. Социальное знание всегда ценностно;

в социальном познании методы естественных наук неприемлемы, так как общество представляет собой мир живых людей. Если естествозна­ние ориентировано на причинно-следственное объяснение явлений, то социальное познание — на понимание смыслов и целей. Могут быть приведены и другие основания суждения, не искажающие его смысл.

С4. В ответе должны присутствовать следующие позиции:

если ученик «открывает» новые знания, то они новые для него, а не для науки;

ученик приобретает готовые знания, изложенные в учебниках и дру­гих источниках знаний, а ученый их «добывает»;

ученик использует учебные приемы, а ученый — методы науки. На­пример, лабораторный эксперимент в учебной деятельности отличает­ся от научного эксперимента.

Примеры могут быть приведены иные, но не искажающие смысл суж­дений.

С5. В ответе должны присутствовать следующие позиции:

1) Гете ведет речь о самопознании;

2) автор предлагает познавать себя «не созерцанием», а активной дея­тельностью;

3) могут быть названы имена Аристотеля, И. Канта, Ф. Ницше и др.

Сб. Верный ответ должен содержать следующее:

1) Ученый считает, что во второй половине XX века не произошло но­вых теоретических открытий, равных открытию квантовой механики, теории относительности, генетики.

2) Правильный ответ может содержать следующие позиции: Главное назначение науки ученый видит в открытии законов природы. При несогласии: наука изучает не только законы природы, но и зако­ны развития общества. Так, недооценка социологической науки в со­ветский период развития нашей страны привела к разрыву между дек­ларируемыми положениями и реальностью. Или пагубно для экономики сказалось отсутствие рыночных механизмов регулирования

экономики.

Могут быть приведены другие примеры для обоснования своей точки

зрения.

3) Правильный ответ может включать следующее:

Концепция — понятие многозначное, его основные значения — идея, замысел, точка зрения, система взглядов, объединенных общей логи­кой, руководящий принцип, трактовка.

4) При отрицательном ответе могут быть приведены аргументы в пользу того, что в современном мире наука стала активной производительной силой, а современное общество — постиндустриальное, техногенное.

С другой стороны, широкое внедрение компьютеров и спутников в жизнь общества может иметь отрицательные последствия. Могут быть приведены любые примеры, раскрывающие собственную точку зрения.

С7. Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) В ответе могут быть названы следующие виды познания, упоминае­мые в тексте:

— обыденное (повседневное);

— философское;

— средствами искусства;

— научное.

2) В ответе могут быть указаны следующие особенности научного по­знания:

— использование специальных методов;

— сбор систематической информации;

— доказательность;

— проверка и перепроверка полученных данных

3) Содержание ответа должно отразить следующее:

— недостаточная доказательность ненаучного познанця;

— возникновение «неразрешимых загадок и дилемм».

Примером последнего недостатка может быть любая пара взаимоис­ключающих утверждений: «Без труда не вытащишь и рыбку из пру­да» и «Работа не волк, в лес не убежит». В примерах не должно быть искажения суждения.

4) В ответе должны быть указаны:

— экспериментальный метод и метод корреляции;

— в рамках эксперимента изменения могут вноситься только в одну из изучаемых переменных. При корреляции происходит простое наблю­дение за естественными процессами.

В качестве других методов социального познания могут быть названы:

— выдвижение гипотез;

— построение теорий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *