Пенсионный фонд в РФ

ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 сентября 2015 года N 446р

Об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации с плательщиками страховых взносов по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также финансовых санкций за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений, либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2017 года на основании
распоряжения Правления ПФР от 29 ноября 2016 года N 658р
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 23, частью 4 статьи 60 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ), статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам» (далее — Постановление N 820):

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также финансовых санкций за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах (далее — Методические рекомендации).

2. Признать утратившим силу распоряжение Правления ПФР от 24 июня 2011 г. N 228р «Об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по работе с плательщиками страховых взносов по признанию безнадежной к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам».

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правления ПФР Петрову Н.В.

Председатель
А.Дроздов

Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правления ПФР
от 30 сентября 2015 года N 446р

Методические рекомендации по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также финансовых санкций за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания практической помощи территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации и установления единообразной правоприменительной практики по вопросам признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам (далее — недоимка), задолженности по пеням и штрафам в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также финансовых санкций за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений, либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах (далее — задолженность).

2. Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки (далее — Решение) принимается:
— отделениями ПФР в случае, если сумма недоимки и задолженности, подлежащая признанию безнадежной, составляет 1,0 млн. рублей и более;
— территориальными органами ПФР, подведомственными отделениям ПФР, по месту регистрации плательщика страховых вносов в случае, если сумма недоимки и задолженности, подлежащая признанию безнадежной, составляет менее 1,0 млн. рублей.

3. Для принятия Решения в отделениях ПФР и подведомственных им территориальных органах ПФР создаются комиссии по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности (далее — Комиссия).

4. В состав Комиссии включаются руководитель или заместитель руководителя территориального органа ПФР, осуществляющий контроль и координацию деятельности территориального органа ПФР по администрированию страховых взносов, руководитель структурного подразделения территориального органа ПФР, в компетенцию которого входит организация администрирования страховых взносов, главный бухгалтер территориального органа ПФР. Заседание Комиссии является правомочным при участии в нем двух третей ее членов. Решения, принятые на заседании Комиссии, оформляются протоколом. Порядок работы Комиссии и ее персональный состав утверждаются актом территориального органа ПФР.

5. В целях рассмотрения вопроса о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности территориальный орган ПФР формирует списки плательщиков страховых взносов, зарегистрированных в данном территориальном органе ПФР:
— организаций, ликвидированных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— индивидуальных предпринимателей, признанных арбитражным судом банкротами;
— умерших или признанных судом умершими физических лиц;
— организаций или индивидуальных предпринимателей, в отношении которых судом приняты вступившие в законную силу акты суда, в соответствии с которыми органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае вынесенного судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности;
— организаций, фактически прекративших свою деятельность и исключенных из Единого государственного реестра юридических лиц по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц;
— организаций, по которым списаны суммы страховых взносов, недоимки и задолженности со счета плательщика страховых взносов, что подтверждается выпиской банка, но не перечислены в бюджеты государственных внебюджетных фондов по причине ликвидации банка согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.

6. При наличии документов, указанных в пункте 4 Постановления N 820, являющихся основанием для принятия Решения, в отношении каждого плательщика оформляется Справка о недоимке и задолженности (далее — Справка) (приложение 1 к настоящим Методическим рекомендациям).

7. Сумма недоимки и задолженности, включенная в Справку, должна подтверждаться данными, содержащимися в документах плательщика страховых взносов:
— ведомостях уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11);
— расчетах авансовых платежей (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за период, в котором образовалась недоимка и задолженность, подлежащая признанию безнадежной и списанию;
— расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
— реестрах платежей (платежных документах), начиная со дня образования недоимки по день поступления последнего платежа;
— требованиях об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов;
— решениях о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вынесенных территориальным органом ПФР до 1 января 2010 г.;
— решениях территориальных органов ПФР о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках;
— постановлениях территориальных органов ПФР о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов — организации (индивидуального предпринимателя);
— судебных актах;
— других документах, подтверждающих сумму недоимки и задолженности.

8. В отношении каждого плательщика составляется опись документов, в которой указываются реквизиты:
— документа, указанного в пункте 4 Постановления N 820, подтверждающего основание для принятия Решения;
— Справки;
— документов, подтверждающих сумму недоимки и задолженности.

9. Опись и указанные в ней документы передаются на рассмотрение в соответствующую Комиссию.

10. Форма решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 марта 2015 г. N 162н «Об утверждении формы решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам» (зарегистрирован в Минюсте России 5 мая 2015 г., регистрационный N 37131).
Решение оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в территориальном органе ПФР по месту регистрации плательщика страховых взносов, другой — в Отделении ПФР.

11. Регистрация решений осуществляется в Журнале учета решений о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности (приложение 2 к настоящим Методическим рекомендациям).

12. Территориальные органы ПФР, подведомственные отделениям ПФР, ежемесячно составляют реестр принятых решений о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности (далее — Реестр) (приложение 3 к настоящим Методическим рекомендациям) на основании решений, принятых Комиссией в предыдущем месяце в отношении недоимки, образовавшейся за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г., и задолженности. Реестр представляется в Отделение ПФР не позднее 5 числа месяца, следующего за месяцем принятия решений, с приложением экземпляров решений.

13. Структурное подразделение Отделения ПФР, в компетенцию которого входят функции организации администрирования страховых взносов, ежемесячно до 10 числа формирует Ведомость принятых решений о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности (далее — Ведомость) (приложение 4 к настоящим Методическим рекомендациям).
В Ведомость включаются решения, принятые комиссиями Отделения ПФР и подведомственных им территориальных органов ПФР в предыдущем месяце в отношении недоимки, образовавшейся за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г., и задолженности. Ведомость на бумажном носителе и в электронном виде передается в отдел казначейства Отделения ПФР.

14. Отражение по списанию сумм дебиторской задолженности, признанной безнадежной к взысканию, проводится отделом казначейства Отделения ПФР в бюджетном учете в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
После отражения в бухгалтерском учете Отделения ПФР операции по списанию недоимки и задолженности, ведомость и экземпляры решений остаются на хранении в отделе казначейства Отделения ПФР.

15. Решения, принятые Комиссией Отделения ПФР, и прилагающиеся к ним соответствующие документы направляются в территориальный орган ПФР, подведомственный Отделению ПФР.

16. На основании Решения территориальный орган ПФР, подведомственный Отделению ПФР, вносит сведения о списании недоимки и задолженности в соответствующий программно-технический комплекс.
Документы, на основании которых принято Решение, вместе с экземпляром Решения хранятся в наблюдательном деле плательщика.

17. Списанная недоимка и задолженность не учитываются при формировании отчетности по недоимке со дня принятия Решения.

Приложение 1 к Методическим рекомендациям. Справка о недоимке и задолженности

Приложение 1
к Методическим рекомендациям
по признанию безнадежными
к взысканию и списанию недоимки
по страховым взносам, задолженности
по пеням и штрафам в отношении
страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование и страховых
взносов на обязательное медицинское
страхование, а также финансовых
санкций за непредставление
в установленные сроки необходимых
для осуществления индивидуального
(персонифицированного) учета
в системе обязательного пенсионного
страхования сведений, либо
представление страхователем
неполных и (или) недостоверных
сведений о застрахованных лицах

Место штампа органа контроля
задолженности по пеням и штрафам
за уплатой страховых взносов

Справка о недоимке и задолженности

на «

«

года

(полное наименование организации, фамилия, имя, отчество, дата рождения физического лица)

Регистрационный номер в ПФР

ИНН

КПП

1. Недоимка:

на обязательное пенсионное страхование
в Пенсионный фонд Российской Федерации

за расчетные периоды 2002-2009 гг.

в размере

рублей;

в том числе:

на страховую часть трудовой пенсии

в размере

рублей;

на накопительную часть трудовой пенсии

в размере

рублей;

за отчетные (расчетные) периоды с 2010 г.

в размере

рублей;

в том числе:

на страховую часть трудовой пенсии

в размере

рублей;

(с 1 января 2015 г. — на страховую пенсию)

на накопительную часть трудовой пенсии

в размере

рублей;

(с 1 января 2015 г. — на накопительную пенсию)

на обязательное медицинское страхование

в размере

рублей;

в том числе:

в Федеральный фонд обязательного

медицинского страхования

в размере

рублей;

в территориальный фонд обязательного

медицинского страхования

в размере

рублей;

2. Пени:

в Пенсионный фонд Российской Федерации

на недоимку за расчетные периоды 2002-2009 гг.

в размере

рублей;

в том числе:

на страховую часть трудовой пенсии

в размере

рублей;

на накопительную часть трудовой пенсии

в размере

рублей;

на недоимку за отчетные (расчетные)

периоды с 2010 г.

в размере

рублей;

в том числе:

на страховую часть трудовой пенсии

в размере

рублей;

(с 1 января 2015 г. — на страховую пенсию)

на накопительную часть трудовой пенсии

в размере

рублей;

(с 1 января 2015 г. — на накопительную пенсию)

в Федеральный фонд обязательного

медицинского страхования

в размере

рублей;

в территориальный фонд обязательного

медицинского страхования

в размере

рублей;

3. Штрафы:

в Пенсионный фонд Российской Федерации

за расчетные периоды 2002-2009 гг.

в размере

рублей;

за расчетные периоды с 2010 г.

в размере

рублей;

в Федеральный фонд обязательного

медицинского страхования

в размере

рублей;

в территориальный фонд обязательного

медицинского страхования

в размере

рублей;

(Должность руководителя структурного подразделения, наименование территориального органа ПФР)

(подпись)

(фамилия, инициалы)

(Должность специалиста,
составившего справку)

(подпись)

(фамилия, инициалы)

Приложение 2 к Методическим рекомендациям. Журнал учета решений о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности

Приложение 2
к Методическим рекомендациям
по признанию безнадежными
к взысканию и списанию недоимки
по страховым взносам, задолженности
по пеням и штрафам в отношении
страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование и страховых
взносов на обязательное медицинское
страхование, а также финансовых
санкций за непредставление
в установленные сроки необходимых
для осуществления индивидуального
(персонифицированного) учета
в системе обязательного пенсионного
страхования сведений, либо
представление страхователем
неполных и (или) недостоверных
сведений о застрахованных лицах

Журнал учета решений о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности

(руб.)

N п/п

Дата

Регистра-
ционный номер пла-

ИНН/
КПП

Полное наиме-
нование

Период обра-
зования

Недоимка по страховым взносам, задолженность по пеням и штрафам на обязательное пенсионное страхование

Недоимка по страховым взносам, задолженность по пеням и штрафам на обязательное медицинское страхование

тельщика страхо-
вых

пла-
тель-
щика

задол-
жен-
ности

Не-
доимка, всего

в том числе:

Пени, всего

в том числе:

Штра-
фы

Не-
доимка в ФФОМС

Не-
доимка в ТФОМС

Пени в ФФОМС

Пени в ТФОМС

Штра-
фы

взносов

стра-
ховых взносов

на стра-
ховую часть трудо-
вой пенсии (с 1 января 2015 г. — на стра-
ховую пен-
сию)

на накопи-
тель-
ную часть трудо-
вой пенсии (с 1 января 2015 г. — на накопи-
тель-
ную пен-
сию)

на стра-
ховую часть трудо-
вой пенсии (с 1 января 2015 г. — на стра-
ховую пен-
сию)

на накопи-
тель-
ную часть трудо-
вой пенсии (с 1 января 2015 г. — на накопи-
тель-
ную пен-
сию)

Приложение 3 к Методическим рекомендациям. Реестр принятых решений о признании безнадежными к взысканию …

Приложение 3
к Методическим рекомендациям
по признанию безнадежными
к взысканию и списанию недоимки
по страховым взносам, задолженности
по пеням и штрафам в отношении
страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование и страховых
взносов на обязательное медицинское
страхование, а также финансовых
санкций за непредставление
в установленные сроки необходимых
для осуществления индивидуального
(персонифицированного) учета
в системе обязательного пенсионного
страхования сведений, либо
представление страхователем
неполных и (или) недостоверных
сведений о застрахованных лицах

Реестр N

принятых решений о признании безнадежными к взысканию и списании

недоимки и задолженности за

г.

(месяц)

Структурное подразделение

(руб.)

Наименование

Регистрационный

ИНН

КБК

Подлежит списанию

Решение

п/п

плательщика-

номер

недоимка

пени

штрафы

номер

дата

должника

плательщика в

на ОПС

на ОМС

на ОПС

на ОМС

органе ПФР

на страховую часть трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. — на страховую пенсию)

на накопи-
тельную часть трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. — на накопи-
тельную пенсию)

в ТФОМС

в ФФОМС

на страховую часть трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. — на страховую пенсию)

на накопи-
тельную часть трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. — на накопи-
тельную пенсию)

в ТФОМС

в ФФОМС

Всего по плательщику:

Итого по реестру:

Заместитель управляющего
Отделением ПФР

(подпись)

(расшифровка подписи)

Начальник структурного подразделения по организации администрирования страховых взносов

(подпись)

(расшифровка подписи)

Исполнитель

(должность)

(подпись)

(расшифровка подписи)

«

«

го.

Приложение 4 к Методическим рекомендациям. Ведомость принятых решений о признании безнадежными к взысканию и списании …

Приложение 4
к Методическим рекомендациям
по признанию безнадежными
к взысканию и списанию недоимки
по страховым взносам, задолженности
по пеням и штрафам в отношении
страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование и страховых
взносов на обязательное медицинское
страхование, а также финансовых
санкций за непредставление
в установленные сроки необходимых
для осуществления индивидуального
(персонифицированного) учета
в системе обязательного пенсионного
страхования сведений, либо
представление страхователем
неполных и (или) недостоверных
сведений о застрахованных лицах

Ведомость N

принятых решений о признании безнадежными к взысканию и списании

недоимки и задолженности за

г.

(месяц)

Структурное подразделение

(руб.)

Наименование

Регистра-

ИНН

КБК

Подлежит списанию

Решение

п/п

плательщика-

ционный номер

недоимка

пени

штрафы

номер

дата

должника

плательщика

на ОПС

на ОМС

на ОПС

на ОМС

в органе ПФР

на страхо-
вую часть трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. — на стра-
ховую пенсию)

на нако-
пительную часть трудовой пенсии (с 1 января 2015 — на накопи-
тельную пенсию)

в ТФОМС

в ФФОМС

на страхо-
вую часть трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. — на стра-
ховую пенсию)

на нако-
пительную часть трудовой пенсии (с 1 января 2015 — на накопи-
тельную пенсию)

в ТФОМС

в ФФОМС

Всего по плательщику:

Всего по плательщику

Итого по коду БК…

Заместитель управляющего
Отделением ПФР

(подпись)

(расшифровка подписи)

Начальник структурного подразделения по организации администрирования страховых взносов

(подпись)

(расшифровка подписи)

Исполнитель

(должность)

(подпись)

(расшифровка подписи)

Система высшего образования в РФ

О ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Российская система образования сегодня переживает период масштабных преобразований. Новый импульс реформам придал и ряд принятых в последнее время федеральных нормативных документов, где обозначены желаемые цели и инструменты реализации государственной политики в области образования. В числе таких документов:

федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 года;
• государственная программа РФ «Развитие образования«;
• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»,
• Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»,
• Постановление Правительства РФ от 24.05.2013 N 438 «О государственной информационной системе «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам»;
• Постановление Правительства РФ от 11.04.2017 N 431 «О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ»;
• Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 04.10.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
• Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования«.

В Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» были внесены следующие ключевые изменения:

• прописана независимая оценка качества образования (ст. 95), общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (ст.96);
• введение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования нового поколения, разработанных с учетом профессиональных стандартов;
• были разграничены функции государства и общественных структур в сфере оценки качества образования и деятельности образовательных организаций;
• аспирантура стала уровнем высшего образования;
• впервые в законодательство были введены понятия сетевого, дистанционного и электронного обучения;
• особое внимание уделено созданию условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;
• усиление роли международной мобильности студентов и преподавателей.

Государственная аккредитация – это процедура подтверждения соответствия образовательной деятельности по основным образовательным программам профессионального образования на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Государственная аккредитация рассматривается как государственная услуга и проводится федеральным государственным органом, исполняющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки). Государственная аккредитация носит заявительный характер, но является обязательной для всех образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию. Результатом прохождения государственной аккредитации является выдача образовательной организации свидетельства о государственной аккредитации сроком на 6 лет. В случае выявление нарушений (отклонений) от требований ФГОС, Рособрнадзор имеет право выдачи предписаний, проведения внепланового федерального государственного контроля качества образования, а также на приостановление или отказ в государственной аккредитации. Этот факт доводится до сведения учредителя, региональных органов исполнительной власти и органов прокуратуры.

Независимая оценка качества образования включает в себя:
1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;
2) независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ.

Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность — это признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая ее проводит.

Профессионально-общественная аккредитация – это процедура оценки и признания качества образовательных программ профессионального образования на соответствие требованиям профессиональных стандартов и рынка труда, проводится профессиональными и общественными организациями на добровольной основе.
В отличие от государственной аккредитации задачей общественных механизмов оценки является повышение качества образования, стимулирование развития учреждений образования, признание их достижений на национальном и международном уровне.
Сведения о профессионально-общественной аккредитации учитываются в процедурах контроля и оценки качества образования на государственном уровне:
• при государственной аккредитации;
• при процедурах контроля и надзора;
• при участии в конкурсе по распределения контрольных цифр приема на обучения за счет бюджетных ассигнований.
Кроме того, эти сведения могут использоваться в процедурах межвузовского и международного сотрудничества, а также для усиления имиджа организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Таким образом, профессионально-общественная аккредитация все больше востребована среди вузов как механизм управления качеством образования.

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

В мае 2018г. Министерство образования и науки Российской Федерации было преобразовано в два самостоятельных ведомства: Министерство просвещения Российской Федерации, занимающегося вопросами дошкольного и школьного образования и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. В настоящее время идет формирование кадрового состава министерства науки и высшего образования РФ, определяется функционал и структура департаментов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г Федеральная служба по надзору и контролю (Рособрнадзор) была выведена из состава министерства образования и является самостоятельным государственным органом исполнительной власти. Руководство деятельностью Рособрнадзора осуществляет Правительство Российской Федерации. Рособрнадзор проводит государственную аккредитацию образовательной деятельности по каждой образовательной программе на соответствие требованиям действующего ФГОС. В число полномочий Рособрнадзора также входят:
• федеральный государственный надзор за деятельностью образовательных организаций,
• федеральный государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,
• лицензирование образовательной деятельности организаций,
• нострификация иностранных документов об образовании.

Управление системой образования в России

СВЕДЕНИЯ О НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В Российской Федерации образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование реализуется по следующим уровням:
1. Дошкольное образование;
2. Начальное общее образование;
3. Основное общее образование;
4. Среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1. среднее профессиональное образование;
2. высшее образование — бакалавриат;
3. высшее образование — специалитет, магистратура;
4. высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Уровни высшего образования Срок обучения Количество зачетных единиц
Бакалавриат 4 года 240
Специалитет 5 лет 300
Магистратура 2 года 120
Подготовка кадров высшей квалификации
(Аспирантура, адъюнктура)
3 года 180

Бакалавриат – первая ступень высшего профессионального образования, студенты которой получают фундаментальную подготовку, но без узкой специализации. Программы подготовки бакалавров предусмотрены практически по всем направлениям подготовки, кроме некоторых, например, медицины, и имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Срок обучения на программам бакалавриата – четыре года. По окончании выпускник получает диплом бакалавра о законченном высшем образовании с присвоением квалификации по определенному направлению: бакалавр экономики, бакалавр юриспруденции и т.п. Диплом бакалавра дает право занимать должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование. В дальнейшем выпускник бакалавриата имеет возможность продолжить обучение в магистратуре по своему направлению подготовки, выбрав необходимую специализацию, либо выбрать иное направление подготовки.

Магистратура – ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определённому профессиональному направлению. Программа обучения в магистратуре, продолжающаяся два года, предусматривает более глубокое теоретическое освоение выбранного профиля и более узкую специализацию по выбранному профессиональному направлению. Программы бакалавриата более практико-ориентированы, в магистратуре же студенты овладевают компетенциями, необходимыми для будущей научно-исследовательской или преподавательской деятельности.

Специалитет — уровень высшего образования, по окончании которого присваивается квалификация (степень) специалиста. Это традиционная ступень для российского высшего образования, которая существовала до присоединения России к Болонскому процессу и существует до сих пор. Специалитет включает как базовое образование, так и специальную подготовку в рамках выбранного направления.

Аспирантура – с 1 сентября 2013 г. аспирантура отнесена к третьему уровню высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации. Подготовка кадров высшей квалификации — подготовка к соисканию ученой степени кандидата наук. Ученая степень присуждается аспиранту после сдачи кандидатского минимума (экзаменов) и защиты диссертации.

ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В Российской Федерации образовательные организации высшего образования могут быть отнесены к академии, институту и университету. Структура высшей школы пополнилась новыми категориями университетов – федеральные университеты и национальные исследовательские университеты – на которые возложена миссия локомотивов развития высшего образования России, выработки лучших практик и моделей в области управления, методики и содержания образования.

Федеральные университеты – такой статус присвоен 10 вузам – готовят высококвалифицированные кадры по приоритетным отраслям науки, производства и экономики в соответствии с перспективными планами социально-экономического развития образовательных организаций в регионах и федеральных округах.

Национальные исследовательские университеты – статус НИУ присвоен 29 вузам – призваны обеспечить высококвалифицированными кадрами приоритетные направления развития науки, техники и высоких технологий.

С 2015 года Минобрнауки России реализуется проект «Развитие сети опорных университетов».

Опорные университеты – статус опорного университета присвоен 33 вузам – это создаваемый в регионе на основе объединения существующих высших учебных заведений университет, ориентированный на поддержку развития субъекта Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов.

Еще два вуза – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет имеют особый статус и право выдавать дипломы собственного образца. Эти вузы также праве разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В Российской Федерации на государственном уровне определяются требования к реализации всех направлений подготовки и специальностей, устанавливаемые Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня, утвержденных федеральным органом исполнительной власти.

ФГОС определяют требования к структуре основных образовательных программ (ООП), к условиям реализации ООП и к результатам освоения ООП. В разработке ФГОС участвуют ведущие вузы страны, представители академической общественности, работодателей, координацию работы которых осуществляет Министерство образования РФ.

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС.

Подробнее о Федеральных государственных образовательных стандартах в Российской Федерации

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Профессиональный стандарт – это требования к квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Подробнее о профессиональных стандартах в Реестре профессиональных стандартов, Национальном руководстве по согласованию и проверке соответствия результатов освоения образовательной программы Национальной Рамке Квалификаций и профессиональными стандартами.

Правовые основы:

С 01.01.2015 пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами Федеральных законов от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ) и от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ).

Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Виды страховых пенсий:

  1. страховая пенсия по старости;
  2. страховая пенсия по инвалидности;
  3. страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. При этом в период с 01.01.2015-31.12.2023 устанавливаются сниженные требования к страховому стажу:

Год назначения страховой пенсии по старости Необходимый стаж
2015 6 лет
2016 7 лет
2017 8 лет
2018 9 лет
2019 10 лет
2020 11 лет
2021 12 лет
2022 13 лет
2023 14 лет
2024 и последующие годы 15 лет

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, однако данная величина ИПК будет увеличиваться поэтапно начиная с 2015 года.

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.

Год Минимальный страховой стаж Минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов
2015 6 6,6
2016 7 9
2017 8 11,4
2018 9 13,8
2019 10 16,2
2020 11 18,6
2021 12 21
2022 13 23,4
2023 14 25,8
2024 15 28,2
2025 то же, что и в 2024 г. 30

Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи умершего кормильца указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.
Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти.

В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию;

Виды государственных пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности;
4) пенсия по случаю потери кормильца;
5) социальная пенсия.

Пенсия за выслугу лет может быть установлена федеральным государственным служащим, военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин), космонавтам, работникам летно-испытательного состава.

Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 3, 6 — 9 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2 — 4 части 1 и пунктами 2 — 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей устанавливаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Пенсия гражданам из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей устанавливается при наличии выслуги в соответствующих должностях не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении, а при оставлении работы по состоянию здоровья (болезни) при наличии выслуги не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин, при условии оставления работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.

Государственная пенсия за выслугу лет работникам летно-испытательного состава назначается гражданам Российской Федерации, занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянии здоровья при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин, из которых не менее двух третьих указанной выслуги приходится на периоды работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.

Государственная пенсия по старости устанавливается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф:

  • участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986-1987 гг.;
  • участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988-1990 гг.;
  • гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным из зоны отселения;
  • гражданам, ставшими инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по достижении 50 и 45 лет (мужчины и женщины соответственно), при наличии трудового стажа не менее 5 лет;
  • гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;
  • гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения по достижении 55 и 50 лет (мужчины и женщины соответственно) при наличии трудового стажа не менее 5 лет;
  • гражданам, постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы;
  • гражданам, занятым на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне) по достижении общеустановленного законом возраста выхода на пенсию при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Для указанных категорий граждан возраст выхода на пенсию по старости уменьшается на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более 7 лет в общей сложности;
  • гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение;
  • гражданам, выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение по достижении общеустановленного законом возраста выхода на пенсию при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Для указанных категорий граждан возраст выхода на пенсию по старости уменьшается на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы в указанной зоне, но не более 5 лет в общей сложности;
  • гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом по достижении общеустановленного законом возраста выхода на пенсию и наличии трудового стажа не менее 5 лет. Для указанных категорий граждан возраст выхода на пенсию по старости уменьшается на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работ в указанной зоне, но не более 3 лет в общей сложности;
  • гражданам, ставшим инвалидами в результате других (не чернобыльской) радиационных или техногенных катастроф.

Государственная пенсия по инвалидности:

  • Государственная пенсия по инвалидности может быть установлена военнослужащим; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавтам.
  • Государственная пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.
  • Государственная пенсия по инвалидности назначается гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в случае признания гражданина инвалидом I, II и III группы с причиной инвалидности, связанной с аварией на ЧАЭС, независимо от продолжительности трудового стажа.
  • Государственная пенсия по инвалидности участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», устанавливается при наличии статуса участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» — «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» либо статуса лица, награжденного знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; наступлении инвалидности I, II или III группы независимо от причины инвалидности, за исключением случаев наступления инвалидности вследствие совершения участником Великой Отечественной войны и гражданином, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью (в этом случае указанным гражданам назначается социальная пенсия).

Государственная пенсия по случаю потери кормильца может быть установлена нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) граждан в случае:

  • гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы;
  • гибели (смерти) граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • гибели (смерти) граждан из числа космонавтов — испытателей, космонавтов — исследователей, инструкторов — космонавтов-испытателей, инструкторов — космонавтов — исследователей, имевших звание «Летчик-космонавт СССР» или «Летчик-космонавт Российской Федерации», граждан из числа кандидатов в космонавты-испытатели, космонавты-исследователи, из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей, при исполнении служебных обязанностей, связанных с подготовкой или выполнением космического полета.

К нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющим право на получение государственной пенсии по случаю потери кормильца, относятся:

  1. дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а если они обучаются по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, то до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет. При этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
  2. один из родителей или супруг либо дедушка или бабушка, брат или сестра погибшего (умершего) кормильца независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят (занята) уходом за детьми, братьями или сестрами погибшего (умершего) кормильца, не достигшими возраста 14 лет и имеющими право на указанную пенсию по случаю потери кормильца, и не работает;
  3. отец, мать и супруг погибшего (умершего) кормильца (за исключением родителей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, и вдов военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступивших в новый брак), если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
  4. родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);
  5. дедушка и бабушка погибшего (умершего) кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать;
  6. вдовы военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак, если они достигли возраста 55 лет.

К нетрудоспособным членам семьи граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющим право на получение государственной пенсии по случаю потери кормильца, относятся:

  1. нетрудоспособные родители независимо от нахождения их на иждивении погибшего (умершего) кормильца;
  2. дети, не достигшие возраста 18 лет, а также учащиеся дети до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения ими 25-летнего возраста;
  3. супруг (жена, муж), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет;
  4. супруг (жена, муж) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности;
  5. дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

К нетрудоспособным членам семьи погибших (умерших) граждан, пострадавших в результате других радиационных или техногенных катастроф, относятся:

  1. дети погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а если они обучаются по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, то до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
  2. один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают;
  3. родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
  4. дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

К членам семьи погибшего (умершего) космонавта, имеющим право на получение государственной пенсии по случаю потери кормильца, относятся лица, предусмотренные пунктом 5 статьи 7.1. Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ:

  1. дети погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а если они обучаются по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, то до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет;
  2. родители погибшего (умершего) кормильца, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являющиеся инвалидами, если они находились на иждивении погибшего (умершего) кормильца;
  3. супруг погибшего (умершего) кормильца независимо от возраста и трудоспособности.

Социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) может быть установлена нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации, а именно:

  • инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства;
  • Детям-инвалидам;
  • Детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющим образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери;
  • Гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающим в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии;
  • Гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, с 01.01.2015 года введено дополнительное условие — постоянное проживание на территории Российской Федерации не менее 15 лет.

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.

Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).

В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).

Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.

В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.

С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.

В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.

С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).

Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.

На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.

Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.

В связи с этим следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.

Вместе с тем имела место ситуация, когда Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял не только финансирование, но также и назначение и выплату государственных пенсий (в рамках единой пенсионной службы). Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.

Следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Издание Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

При этом Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

  • центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);

  • отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;

  • управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *