Пеня по 44 ФЗ

Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются обычные граждане.

Поэтому способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно, и сегодня этим целям служат Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее – Правила).

Рассмотрим на примерах, каким образом следует определять сумму неустойки и прописывать в государственном контракте раздел об ответственности сторон.

Ответственность заказчика

Пеня

Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчика, Правилами не урегулирован – поэтому ориентироваться нужно непосредственно на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Часть 5 ст. 34 этого закона определяет размер неустойки как 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки от не уплаченной в срок суммы (начиная со следующего дня после истечения срока исполнения обязательства по договору).

К примеру, если цена контракта составляет 500 тыс. руб., последний срок перечисления оплаты поставщику по контракту – 20 марта, а фактически деньги перечислены 31 марта (в полном объеме, без частичной оплаты), то расчет пени за весь период будет выглядеть следующим образом:

500 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 (количество дней с 21 марта по 31 марта) = 1512,5 руб.

Если вовремя было перечислено, допустим, только 200 тыс. руб., а остальная сумма (300 тыс. руб.) – с просрочкой, то расчет изменится соответствующим образом:

300 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 (количество дней с 21 марта по 31 марта) = 907,5 руб.

Размер пени не может быть изменен по согласованию сторон – ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не предусматривает такой возможности.

Штраф

Что касается штрафов за все прочие нарушения контракта заказчиком (помимо просрочки), то их размер должен устанавливаться непосредственно в контракте в виде фиксированной суммы. Причем Правила строго регламентируют размер штрафа в зависимости от цены контракта (п. 5 Правил).

Таблица 1. Размеры штрафа, взыскиваемого с заказчика в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту

Шкала цены контракта сформулирована не совсем корректно, поэтому возникает вопрос: какой размер штрафа необходимо прописать, если цена контракта составляет, допустим, ровно 50 млн руб. – но предсказать поведение заказчика в этому случае нетрудно: скорее всего, в контракте будет закреплен меньший размер штрафа. Кстати, такая же проблема возникает и при определении размера штрафа поставщика.

Ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика)

Пеня

Для поставщиков, просрочивших исполнение контракта, пеня рассчитывается по гораздо более сложной схеме в сравнении с расчетом пени в отношении недобросовестных заказчиков. В самом общем виде формула определения размера пени выглядит следующим образом (п. 6 Правил):

П = (Ц – В) x С ,

где:

Ц – цена контракта;

В – стоимость фактически исполненного в установленный срок обязательства по контракту (определяется на основании документов о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов);

С – размер ставки.

И если с первыми компонентами – Ц и В – вопросов не возникает, то расчет ставки (С) производится в несколько этапов. Сама по себе формула определения размера ставки достаточно проста (п. 7 Правил):

С = СЦБ x ДП ,

где:

СЦБ – размер ставки рефинансирования на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;

ДП – количество дней просрочки.

Как мы видим, появляется еще коэффициент К, величина которого зависит от того, насколько серьезную просрочку допустил поставщик. Сам по себе этот коэффициент тоже рассчитывается довольно несложно (п. 8 Правил):

К = (ДП / ДК) x 100% ,

где:

ДП – количество дней просрочки;

ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

Следующий этап – это определение величины, на которую надо умножить ставку рефинансирования (этот показатель определяется исходя из размера коэффициента К), чтобы получить СЦБ (п. 8 Правил):

Таблица 2. Правила определения коэффициента, на который умножается ставка рефинансирования (в зависимости от величины коэффициента К)

Величина коэффициента К Размер ставки рефинансирования (СЦБ)
0-50% 0,01 ставки рефинансирования
50-100% 0,02 ставки рефинансирования
100% и более 0,03 ставки рефинансирования

Здесь мы снова сталкиваемся с некорректным определением диапазонов шкалы – например, совершенно непонятно, как рассчитать ставку, если коэффициент К равен 50%. Скорее всего, со временем шкала величин этого коэффициента будет приведена в более привычный и однозначный вид: 0-49%, 50-99%, 100% и более.

Рассчитаем размер пени на конкретных примерах.

    ПРИМЕР 1

    Допустим, цена контракта составляет 500 тыс. руб., срок исполнения контракта – 30 дней, период просрочки – 9 дней, вовремя контракт не был исполнен даже частично.

    Сначала определим коэффициент К:

    К = (9 / 30) x 100% = 30%

    Поскольку это значение попадает в диапазон «0-50%», то в формуле расчета ставки С мы будем использовать СЦБ, равный 0,01 значения ставки рефинансирования (напомним, сегодня ее размер составляет 8,25%):

    С = (0,01 x 0,0825) x 9 = 0,007425 (или 0,74%)

    Наконец, можно переходить к расчету собственно пени (у нас значение В будет равно нулю, поскольку частичного исполнения контракта не было):

    П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 0,74% = 3700 руб.

    Если представить, что контракт был исполнен поставщиком частично, то при расчете пени необходимо учитывать, в какую сумму было оценено исполненное. К примеру, в акте о приемке выполненных работ указано, что их стоимость составляет 200 тыс. руб.:

    П = (500 000 руб. – 200 тыс. руб.) x 0,74% = 2220 руб.

Штраф

Предусмотрены для поставщиков и штрафы, которые применяются во всех случаях ненадлежащего исполнения обязательств, за исключением просрочки.

Таблица 3. Размеры штрафа, взыскиваемого с поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту (п. 4 Правил)

Цена контракта Размер штрафа (в % от цены контракта)
Не более 3 млн руб. 10
От 3 млн руб. до 50 млн руб. 5
От 50 млн руб. до 100 млн руб. 1
Более 100 млн руб. 0,5

Размеры штрафов выглядят более внушительными по сравнению с размерами просрочки, что может не очень благоприятно повлиять на исполнение контракта. К примеру, если срок его исполнения подходит к концу, а подрядчик не успевает выполнить работу качественно, то сдавать ее в недоделанном виде нет смысла: намного «дешевле» будет исполнить контракт с просрочкой.

К тому же, если некачественный результат работ в таком случае все-таки будет сдан, то поставщику придется не только уплачивать штраф, но и исправлять недостатки. Это с большой долей вероятности приведет к тому, что качественно работа будет выполнена уже после истечения срока исполнения контракта – а следовательно, заказчик может взыскать еще и пеню за просрочку, прямого запрета на это не содержат на Закон № 44-ФЗ, ни Правила.

Совсем-совсем недобросовестно

Правила не определяют, каким образом должен быть установлен штраф за неисполнение обязательств, речь идет только о ненадлежащем исполнении контракта или просрочке его исполнения.

При принятии Закона № 44-ФЗ в первоначальной редакции законодатель вообще забыл упомянуть об ответственности за неисполнение контракта – соответствующие поправки были внесены в ч. 5, ч. 6, ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ только в конце 2013 года (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В результате этими нормами предусмотрено, что штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту должен быть закреплен в контракте в виде фиксированной суммы, которая определяется с учетом требований Правил, – но в самих Правилах речь идет только о ненадлежащем исполнении или просрочке.

Понятно, что в случае неисполнения контракта интересы заказчика будут гарантированы обеспечением исполнения контракта (например, выплатой по банковской гарантии в соответствии со ст. 45 Закона № 44-ФЗ), а поставщик будет занесен в реестр недобросовестных поставщиков (ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Читайте также: «Нужно ли вносить изменения в контракт, заключенный в 2013 году на 2014 год, в части размера неустойки в связи с принятием новых правил?»

Но это не освобождает заказчика от обязанности предусмотреть в проекте контракта ответственность за неисполнение в виде фиксированной суммы штрафа (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Самое простое, что можно сделать в такой ситуации для предупреждения претензий ФАС России по формальному основанию – изменить формулировку контракта таким образом, чтобы фиксированная сумма штрафа распространялась на «неисполнение или ненадлежащее исполнения обязанностей по контракту».

В условиях неопределенности

«Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны»

(ч. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Фиксированный размер штрафа необходимо рассчитать уже на этапе разработки конкурсной документации. Однако сделать это трудно, поскольку итоговая цена контракта, в зависимости от которой будет исчисляться размер штрафа, будет известна только после определения победителя.

Поэтому можно включить в контракт пункт с незаполненными полями, например: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего Контракта Поставщик уплачивает Заказчику штраф в размере ____ % от цены Контракта, определенной в п. ____ настоящего Контракта, что составляет ____ руб.». Потом, уже на этапе заключения договора, в пустые поля вписываются соответствующие значения.

Если заказчик уверен, что по итогам закупки начальная цена не упадет до такой степени, чтобы попасть в другой диапазон (см. табл. 1, 3) (например, в документации о закупке – 3,5 млн руб., а по итогам конкурса победителем будет признан участник, предложивший 2,9 млн руб.), то можно сразу указать конкретный процент.

Кстати, размер пени Закон № 44-ФЗ также требует прописать в контракте (ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) – очевидно, в этом случае можно просто продублировать положения Правил.

Исключение из правил

В заключение напомним, что в соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчик может не исполнять требование об обязательном закреплении в контракте сумм штрафов и неустоек, если закупка осуществляется у единственного поставщика:

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»

Новости по теме:

  • Обязанность проводить экспертизу результатов контракта по госзакупкам могут связать с ценой контракта – «ИА «ГАРАНТ», 11 марта 2014 г.
  • Разрабатываются меры по повышению эффективности общественного контроля в сфере госзакупок – ИА «ГАРАНТ», 17 февраля 2014 г.
  • Ответственность должностных лиц заказчика при проведении централизованных закупок могут отграничить от ответственности уполномоченного органа – ИА «ГАРАНТ», 13 февраля 2014 г.
  • Утвержден порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту – ИА «ГАРАНТ», 28 ноября 2013 г.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 5
Мы продолжаем отвечать на вопросы пользователей портала garant.ru по поводу нового закона о госзакупках. Из этого материала вы узнаете, обязаны ли заказчики разрабатывать положение о закупках, как учитывать экономию бюджетных средств, можно ли использовать банковскую гарантию, выданную не включенным в перечень Минфина России банком, и допустимо ли осуществлять закупки через интернет-магазины.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 4
Мы продолжаем отвечать на вопросы пользователей портала garant.ru по поводу нового закона о госзакупках. Из этого материала вы узнаете, как заключить контракт на аренду нежилых помещений, возможно ли создать единую контрактную службу для нескольких учреждений, включаются ли в план-график закупки у субъектов естественных монополий, а также закупки на сумму менее 100 тыс. руб. и многое другое.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 3
Из материала вы узнаете, каким нормативным актом руководствоваться, если запрос котировок направлен в 2013 году, а заседание котировочной комиссии будет проводиться в 2014 году, может ли директор учреждения заниматься закупками, вправе ли местная администрация района создать комиссию по определению поставщиков для муниципальных учреждений, какие требования предъявляются в контрактному управляющему, кто не может быть членами закупочной комиссии, какой вид электронной подписи необходим для работы в единой информационной системе закупок, а также ответы на другие вопросы.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 2
На новые вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отвечает руководитель Центра эффективных закупок «Tendery.ru», председатель Комитета по безопасности закупочной деятельности Национальной ассоциации институтов закупок, член Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций Кирилл Кузнецов.

Готовимся к вступлению в силу Закона № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 1
На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отвечает к. п. н., профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ «Институт развития дополнительного профессионального образования», член-корреспондент РАЕН Татьяна Трефилова.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Мнение:

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок…

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

Почти в любом договоре встречается раздел, описывающий, какая ответственность предусмотрена для сторон в случае нарушения условий. В статье мы поговорим о неустойке и ее видах, как она регулируется законодательством и как ее правильно рассчитать.

Содержание

Неустойка в 44-ФЗ

Согласно 44-ФЗ в госконтракте должна быть предусмотрена сумма штрафных санкций, которую стороны закупки должны будут перечислить на счета друг друга в случае некачественного исполнения обязательств. Штраф выплачивается виновником, даже если он не был указан в договоре. В этой ситуации сумма является фиксированной и зависит от стоимости товара (ст. 332 ГК РФ).

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

В ч.4 ст.34 говорится об обязательном включении в договор условия об ответственности, как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили, либо некачественно исполнили свои договорные обязательства.

В договор необходимо вносить все случаи, по которым возможно наложение штрафа во избежание уклонения от ответственности со стороны исполнителя.

В действующем законодательстве сказано, что оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств можно избежать, если у организации имеются неопровержимые доказательства того, что условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч.9 ст.34 44-ФЗ). В других случаях оплата санкций должна быть осуществлена в обязательном порядке.

Нормативные правовые акты

Для поиска необходимой информации о неустойках следует обращаться к следующим документам, предложенным законодательством:

  • В Гражданском Кодексе РФ: ст. 530, 533, 534, 384, 720, 783.
  • В 44-ФЗ: ст.34.
  • Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа…» (далее — Постановление № 1042). Именно на этот документ опираются заказчики при начислении неустойки. Здесь отражены актуальные меры ответственности, связанные с исполнением контракта. Суды и контролирующие органы используют их в своей деятельности.

В Постановлении № 1042 сказано, что размер штрафа напрямую зависит от суммы контракта. Приведен порядок исчисления штрафов для представителей СМП и СОНКО. А также для штрафов, когда торг проводится на повышение (в этом случае закон — на защите заказчика). Стоит акцент на важном моменте: за каждое нарушение необходимо выставлять соответствующие неустойки.

В Постановлении можно найти термин «стоимостное обязательство». Что оно означает? Согласно ст.424 ГК РФ стоимостными называются обязательства по договору, которые можно выразить в денежном эквиваленте. Таким образом, нестоимостными будут обязательства, которые выразить в денежном эквиваленте не представляется возможным.

14 августа 2019 г. начало действовать Постановление Правительства РФ № 1011 от 02.08.2019 г. Оно вносит изменения в Постановление № 1042. Что же поменялось в новом регламенте? Коррективы коснулись штрафов.

  1. Теперь штрафы, по аналогии с пеней, не рассчитываются по нормам Постановления РФ № 1042. Законодательство РФ устанавливает иной порядок начисления штрафов. Это говорится в п.13, которого раньше не было в ПП РФ № 1042.
  2. Полностью изменился п.4 указанного постановления. Теперь штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по закупке, проводимой только для представителей СМП и СОНКО, устанавливаются в одном размере. Это 1% цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.
  3. Правила исчисления штрафа для исполнителя, подписавшего договор по наиболее высокой цене (при торгах за право заключения) стали более сложными. Теперь, если цена контракта менее НМЦК, то штраф составляет:

10% НМЦК, если цена контракта менее 3 млн. руб.;
5% НМЦК, если цена 3-50 млн. руб.;
1% НМЦК, если цена 50-100 млн. руб.

Если же сумма контракта выше НМЦК, то штраф:

Разница между первым и вторым случаями очевидна: в первом случае проценты берутся от НМЦК, а во втором – от цены контракта.

  1. Изменились указания относительно общей суммы неустойки. Ранее она не должна была превышать цену контракта. С 14 августа в этой сумме не учитываются пени. То есть – общая сумма начисленных штрафов как для заказчика, так и для исполнителя, не должна превышать цены контракта.

Что же касается расчета пеней, то он, по сути, не поменялся. В Постановлении №1042 утратил силу пункт относительно того, как рассчитываются пени заказчиком за просрочку исполнения обязательств поставщиком. Изменилось и название Постановления: «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Таким образом, 14 августа ПП РФ № 1042 не регулирует правила начисления пени, а устанавливает порядок только для штрафов.

Расчет же пени не изменился – он указан в ч.5 и 7 ст.34 44-ФЗ.

Виды неустойки

В сфере закупок применяются две формы неустоек. Они кардинально отличаются друг от друга, и заменять одну на другую непозволительно.

  1. Пени — начисляются за просрочку исполнения обязательств. Например, когда исполнитель должен поставить товар сегодня, а поставляет через месяц.
  2. Штрафы — за некачественное исполнение (кроме случаев просрочки), неисполнение обязательств по контракту. Например, исполнитель поставил просроченные продукты или привез товар не в том ассортименте.

Все штрафы и пени заказчики отражают в тексте контракта, а также прописывают их в проекте. Чтобы себя подстраховать организаторы торгов максимально указывают все возможные штрафы и неустойки, т.к. на этапе разработки проекта они не всегда знают сумму контракта, от которой зависит неустойка. Поэтому поставщику следует внимательно изучать закупочную документацию и знать, что его ждет в случае ненадлежащего исполнения обязательств, и если он не будет укладываться в срок.

В проект заказчики включают:

  • размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств (кроме просрочки);
  • размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (кроме просрочки), в т.ч. гарантийное обязательство;
  • размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком и заказчиком обязательства, начиная со дня окончания установленного срока.

Как рассчитать заказчику?

При расчете штрафов и пеней по контракту (неустойки) заказчик должен руководствоваться специальным порядком, указанным в Постановлении Правительства №1042 от 30 августа 2017 года. Но сначала следует прояснить, по каким показателям будет применяться неустойка:

  • Допустил ли исполнитель просрочку в работе, и количество дней этой просрочки. Данный критерий ложится в основу расчета пеней по контракту;
  • Присутствовали ли нарушения других обязательств стороной исполнителя. Они бывают стоимостного и нестоимостного типа.

В первом случае пени будут рассчитываться по формуле:

1/300 Ст * Ц * Д, где:

Ст – величина ключевой ставки ЦБ на день уплаты пеней;

Ц – цена контракта либо сумма неисполненных обязательств;

Д – количество дней просрочки.

Например: Сумма контракта – 300 тысяч руб. Дата уплаты пеней за просрочку – 15 февраля 2019 г. Ставка рефинансирования равна 6,25%.

По условиям контракта поставка происходила в 3 этапа:

  • по первому — просрочка вышла 29 дней. Продукция поставлена полностью, но заказчик не принял работу, т.к. часть товара не соответствует требованиям контракта. По результатам приемки заказчик принял товар на 30 тыс. руб. Просрочка исчисляется от всей цены контракта, т.к. условия были исполнены только через 29 дней после окончания срока. Размер пеней составит:

(1/300 * 6,25%) * 300000 * 29 =1812,50 руб.;

  • по второму этапу просрочка составила 10 дней. За этот период поставлено продукции на 170 тыс. руб. Пени исчисляется от цены контракта, уменьшенной на сумму принятой части в первом этапе, т.е. 270 тыс. руб. По формуле находим пени:

(1/300 * 6,25%) * 270000 * 10 = 562,50 руб.;

  • в третьем этапе последняя часть товара была поставлена на сумму 100 тыс. руб., но с просрочкой в 20 дней. Пени необходимо рассчитать от последней неисполненной в установленный период суммы, т.е. от 100 тыс. руб.:

(1/300 * 6,25%) * 100000 * 20 = 416,70 руб.;

Чтобы узнать общую сумму пеней, нужно сложить получившиеся в каждом из этапов 3 цифры:

1812,50+562,50+416,70=2791,70 руб.

В случае, если поставщик нарушил условия контракта по каким-либо условиям (кроме просрочки), Постановление Правительства № 1042 утвердило размеры штрафов в виде процентного отношения к цене контракта (для стоимостных обязательств) либо в виде фиксированной суммы (для нестоимостных обязательств). Такие штрафные санкции учитываются при исчислении неустойки.

Штрафные санкции за нарушение стоимостных обязательств, применяемые к исполнителю – НЕ субъекту малого предпринимательства (СМП):

Если исполнитель относится к СМП – см. раздел 2 «Нормативные правовые акты» данной статьи

Когда стоимость контракта ниже и выше НМЦК – также см. раздел 2 «Нормативные правовые акты» данной статьи.

Для нарушения нестоимостных обязательств штрафы начисляются в виде фиксированной суммы от цены контракта, и неважно, относится исполнитель к СМП или нет:

Цена контракта (руб.)

Фиксированный штраф (руб.)

Менее 3 млн. 1000
3-50 млн. 5000
50-100 млн. 10000
Более 100 млн. 100000

Как рассчитать поставщику?

В ходе исполнения контракта заказчик также может нарушать свои обязанности. При исчислении пеней в отношении заказчика, поставщик должен руководствоваться ч.9 Правил, о которых говорится в Постановлении №1042. Для заказчика предусмотрены фиксированные штрафы за некачественное исполнение обязательств (кроме просрочки).

Цена контракта (руб.)

Фиксированный штраф (руб.)

Менее 3 млн. 1000
3-50 млн. 5000
50-100 млн. 10000
Более 100 млн. 100000

Если заказчик просрочил срок оплаты за работу поставщику, то на него налагается штраф в виде процентов на сумму долга согласно ст.395 ГК РФ.

В этом случае используется та же формула, что и для расчета неустойки для исполнителя:

1/300 Ст * Ц * Д

Например: Стоимость контракта – 300 тыс. руб. Исполнитель относится к СМП, а значит, заказчик должен оплатить работу в 15-дневный срок после итоговой приемки. А заказчик произвел оплату только через 30 дней (по общим основаниям), т.е. опоздал на 15 дней. Рассчитываем по формуле:

(1/300 * 6,25%) * 300 000 * 15 = 937,50 руб.

Онлайн калькулятор

В помощь лицам, заключающим договоры, разработан специальный онлайн калькулятор для исчисления штрафов и пеней. В интернете их много, рассмотрим на примере сайта dogovor-urist.ru.

Калькулятор находит сумму неустойки по введенным в окно параметрам:

— Сумма задолженности;
— Период просрочки;
— Доля от ставки ЦБ;
— Применение процентной ставки и др.

Важный момент! С 10 февраля 2020 г. ключевая ставка ЦБ РФ понижена и составляет 6%.

Последствия поставки товара ненадлежащего качества по госконтракту

Что грозит Поставщику по госконтракту при поставке товара, несоответствующего условиям контракта?

Неустойка (пеня,штраф), предусмотренная контрактом по 44-ФЗ, это не самое страшное, но и здесь необходимо разобраться когда заказчик имеет право требовать оплаты пени, а когда штрафа, а может одновременно и того и другого.

Разберем несколько ситуаций:

1. Между заказчиком и поставщиком заключен государственный контракт в соответствии с которым поставщик обязался поставить Товар, а заказчик обязался принять и оплатить Товар в соответствии с условиями контракта. В период действия контракта поставщик уведомил заказчика о невозможности поставить Товар по указанной в контракте цене из-за сильных колебаний курса валют и просил расторгнуть контракт на основании в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, при возникновении которых стороны не вправе требовать возмещения убытков либо по соглашению сторон.

Заказчик с этим не согласился, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и обратился в суд с иском о взыскании одновременно и штрафа за неисполнение, и пени за нарушение сроков поставки с поставщика по госконтракту.

Суд установил, что законодательство о контрактной системе намеренно отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом по 44-ФЗ. Однако, в рассматриваемом случае фактическое неисполнение обязательства не означает невозможность начисления пени за просрочку поставки, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом заказчика от него.

Таким образом правомерно начисление и штрафа и пени при неисполнении или ненадлежащем исполнении Поставщиком/Подрядчиком/Исполнителем условий контракта.

Определение ВС РФ.

2. Заказчик обратился в суд с иском к Поставщику о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту и пени за нарушение сроков.

Вывод суда: Довод заказчика о ненадлежащем исполнении контракта, выразившемся в поставке товара, не соответствующего условиям контракта, с последующей заменой на надлежащий товар следует расценивать как нарушение сроков поставки, что в соответствии с пунктом 4 Правил исключает взыскание штрафа.

Таким образом требование о замене Товара на Товар, соответствующий условиям контракта, и выполнение этого требования Поставщиком принимается судом как поставка Товара надлежащего качества, но с нарушением срока поставки (что не может быть не всегда).

И взыскание одновременно штрафа и пени неправомерно.

В Школе электронных торгов прошел вебинар про ответственность и штрафы по 44-ФЗ. Ведущая вебинара Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, напомнила про изменения в правилах начисления штрафов и пеней, рассказала про административную и уголовную ответственность в закупках. В этой статье разобраны основные тезисы из этого вебинара, касающиеся расчета пеней и штрафов. Мы решили разобрать именно этот момент, поскольку основная масса нарушений со стороны участников контрактной системы связана с нарушением условий контрактных обязательств, за что грозят неустойки. Статья обращена в первую очередь к заказчикам, но будет полезна и поставщикам, работающим по 44-ФЗ.

В этих документах вы сможете найти нужную информацию о неустойках по 44-ФЗ:

  • Статьи 530, 533, 534, 384, 720, 783 ГК РФ.
  • Статья 34 «Контракт» Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  • Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа…» (далее — Постановление № 1042) – с 9 сентября 2017 года заказчики по 44-ФЗ начисляют штрафы и пени по этому профильному постановлению, которое пришло на смену Постановлению от 25.11.2013 № 1063 и отражает современные подходы судов и контролирующих органов по применению мер ответственности, связанных с исполнением контракта.

Что изменилось в расчете пеней и штрафов?

В одной из предыдущих статей мы рассказывали о новых правилах расчета пеней и штрафов по государственным контрактам:

Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ напомнила про важные изменения:

«В Постановлении № 1042 дифференцирован размер штрафа в зависимости от цены контракта. Теперь есть отдельные штрафы за очень дорогие контракты, а именно — введены дополнительные оговорки для штрафов, когда контракт превышает 500 млн. рублей. Появилась отдельная градация системы штрафов по итогам закупок среди СМП и СОНКО. Также урегулированы нормы, когда торг идет на повышение, — в этой ситуации защитить нужно в первую очередь заказчика. Совокупная сумма штрафов пеней не может превышать стоимость контракта — и это разумно. И наконец урегулированы споры, которые дились много лет, по вопросу, надо ли сторонам каждый раз выставлять претензии друг другу, — да, за каждое нарушение выставляем соответствующие неустойки, и на это в Постановлении 1042 есть прямая оговорка».

Неустойки по 44-ФЗ: когда пени, а когда штрафы?

В контрактной системе две формы неустоек, которые принципально отличаются между собой и перепутать их критично ошибочно:

  1. Пени — начисляют за просрочку исполнения обязательств.
  2. Штрафы — за ненадлежащее исполнение (за исключение просрочки), неисполнение обязательств по контракту.

Например, когда поставщик должен поставить товар сегодня, а поставляет через неделю — это пени. А если он поставил просроченные продукты или привез товар не в том ассортименте — это повод применить систему штрафов.

Место и форма описания неустоек

Неустойки в виде штрафов и пеней фиксируют в контракте. Все условия о неустойках должны быть прописаны четко и однозначно еще в проекте контракта. Но в большинстве случае размер неустойки привязан к цене контракта, которую заказчик на стадии проекта еще не знает и не понимает, какая цена станет итоговой. Это не отменяет его обязанность предусмотреть в проекте все возможные условия неустоек.

В проект контракта, контракт надо включить:

  • размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;
  • размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в т.ч. гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом;
  • размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства.

Советы заказчикам по 44-ФЗ о том, что прописать в проекте контракта:

  1. Установите в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, за исключением пороговых значений, превышающих НМЦК. Учтите, что включение в проект контракта ссылки на Правила из Постановления № 1042 вместо установления размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки (письмо Минфина России от 09.11.2017 № 24-03-07/73931).
  2. Предусмотрите оговорку на случай, если торги пойдут на повышение, — это не массовая практика, но в теории возможно на любом аукционе, чтобы вы не закупали. В случае с аукционом речь может пойти о повышении. Если участники закупки, поступательно снижая цену, дойдут до 0,5 от НМЦК или ниже, то торги пойдут на повышении. Это будет продолжаться, пока ценовые предложения участников не прекратятся или не достигнут 100 млн. рублей. Для таких случаев есть система градации штрафов, которую надо перенести в свой контракт.

Четко понимайте допустимый коридор, ограниченный вашей НМЦК, и пропишите в проекте контракта все возможные развилки, за исключением тех, которые превышают вашу НМЦК.

Поставщик нарушает срок поставки — заказчик обязан выставить требование об уплате неустоек!

Знакомая ситуация? – вы давно работаете с одним из поставщиков, поскольку он проверенный и удобный. Вот только есть у него плохая привычка — нарушать сроки поставки товара. Обычно вы ждете и понимаете, что товар рано или поздно привезут. Приходится мириться с такой моделью делового поведения… А если вы не готовы мириться с привычкой поставщика нарушать сроки?

Если обязательства в срок не исполнены, — это основания для квалификации действий поставщика как неисполнение обязательств. Это повод выставить неустойки в виде штрафа. Если поставщик исправится — штраф можно отозвать и выставить пени.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Направить требование об уплате неустоек — не волеизъявление, а обязанность заказчика! Насколько бы незначительным не показалось нарушение, выставить неустойку заказчик обязан. А вот требовать ли уплату неустойки или нет — здесь мнения экспертов разнятся, поскольку Постановление 1042 и статья 34 Закона 44-ФЗ рассказывают, как предъявлять требование об уплате неустоек, но не рассказывают, как жить дальше.

Ситуацию с требованием об уплате неустойки комментирует Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, ведущая вебинара про ответственность и штрафы по 44-ФЗ, Школа электронных торгов:

«В первую очередь заказчик должен руководствоваться принципом разумности. Он в равной мере должен переживать за собственные и бюджетные средства. Выставление неустоек и дальнейшие действия по взысканию денежных средств в бюджет — обязанность заказчика»

Размер штрафов по 44-ФЗ

Размер штрафа — фиксированная величина, которая измеряется процентом от цены контракта либо этапа (если контракт разделен на этапы). Чем больше цена контракта, тем меньше размер процента. С 2017 года градация штрафов широка, есть штрафы для закупок до 3 млн. рублей и далее по развилкам:

Для закупок у СМП и СОНКО свои коридоры штрафов. Здесь также действует правило: чем больше цена контракта, тем процент ниже:

Если победителем закупочной процедуры стал СМП или СОНКО, но вы проводили закупку по общим основаниям, то и штрафы вы применяете по обычным основаниям.

Размер штрафа, если закупка «на повышение»

НМЦК Размер штрафа
не превышает 3 млн. рублей 10% НМЦК
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) 5% НМЦК
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) 1% НМЦК

Особенность: штрафы исчисляются в проценте не от цены контракта или его этапа, а от НМЦК.

Размер штрафов, если нарушенное обязательство не имеет стоимостного выражения

Чем выше цена контракта, темы выше штраф:

Цена контракта Размер штрафа
не превышает 3 млн. рублей 1 000 рублей
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей 5 000 рублей
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей 10 000 рублей
превышает 100 млн. рублей 100 000 рублей

Размер штрафов для заказчиков

Цена контракта Размер штрафа, руб.
не превышает 3 млн. рублей 1 000
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) 5 000
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) 10 000
превышает 100 млн. рублей 100 000

Расчет пеней по 44-ФЗ максимально прост

Вам не понадобится особый калькулятор расчета пеней по 44-ФЗ. С 2017 года Постановление 1042 существенно сократило формулу для расчета пеней.

Чтобы рассчитать пени, надо от цены контракта вычесть в стоимостном выражении исполненные обязательства, умножить на 1/300, умножить на ключевую ставку ЦБ РФ и на количество дней просрочки (включая праздничные и выходные дни).

Советы заказчикам:

  1. Исчисляйте пени за каждый день просрочки обязательств. Выходные и праздничные дни также включайте в этот срок исчисления.
  2. Начинайте исчислять пени со следующего дня после даты, которая по контракту является датой исполнения обязательств.
  3. Рассчитывайте пени в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ (до 2017 года применялась ставка рефинансирования ЦБ РФ). Берите значение ключевой ставки на день уплаты пеней, а не на день, когда вы поняли, что поставщик нарушил сроки.
  4. «Тело», на которое вы будете начислять пени, определяйте в зависимости от объема исполненных обязательств. В расчет берите не всю цену контракта, а уменьшайте эту цену пропорционально фактически исполненным обязательствам.

Пример и формула расчета пеней по 44-ФЗ

На вебинаре про ответственность и штрафы по 44-ФЗ эксперт Оксана Шипунова привела следующий пример расчета пеней:

Цена контракта (Цк) 1 200 000 руб.
Стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов (Ци) 800 000 руб.
Ключевая ставка на дату уплаты пени* 9% (условно)
Срок исполнения обязательства по контракту 270 дней
Количество дней просрочки 50 дней
* Ключевая ставка ЦБ РФ периодически снижается. Проверяйте значение ключевой ставки перед расчетом пеней

Эксперт Оксана Шипунова на вебинаре в Школе электронных торгов отметила: «Система штрафов и пеней адекватна в текущей экономической ситуации и вполне защищает обе стороны контракта и дисциплинирует к добросовестному поведению».

Размер штрафа является фиксированной величиной, размер пени нормативно определен и рассчитывается по стандартной формуле.

Далее приведен ответ на вопрос про просрочку срока поставки одного из владельца Карты Школы электронных торгов.

Разбор практической ситуации

Вопрос:

Поступил товар с просрочкой сроков поставки на 10 дней, а собрали товар еще через 10 дней. Как правильно начислять пени за 10 дней или 20 дней? Когда производить оплату, и в какой момент возвратить обеспечение контракта?

Ответ эксперта Школы электронных торгов:

Для корректного ответа на ваш вопрос необходим анализ самого проекта контракта. Исходя из представленной формулировки вопроса, не вполне понятно несоответствие фактического исполнения условиям контракта. Если товар должен был быть поставлен в собранном виде, просрочка исполнения составит 20 дней.

Если срок поставки был определен контрактом, но при этом срок сборки товара был установлен отдельным условиям, то есть, например, «Товар должен быть поставлен в течение __ рабочих дней с даты заключения настоящего контракта. Поставщик обязан собрать товар в течение ___ рабочих дней со дня его вручения Покупателю», то в таких условиях в Вашем случае просрочка исполнения обязательства по поставке товара составит 10 дней, что касается обязательств по сборке товара, необходимо уточнить в какой срок с момента передачи товара, он должен был быть собран. Неустойку за просрочку сборки Вы посчитаете за соответствующее количество дней по контракту.

В обоих случаях мы сталкиваемся с просрочкой исполнения обязательств по контракту, в силу которого заказчиком взыскивается пени.

Оплата осуществляется в соответствии с условиями контракта. При этом необходимо учитывать положения ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ, в соответствии с которой срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Срок возврата обеспечения исполнения обязательств по контракту устанавливается в контракте и является его существенным условием. В контракте могло быть установлено условие об оплате по контракту за вычетом начисленных пени и штрафов (подробнее об этом см. Письмо ФАС России от 10.12.2015 № АЦ/70978/15; Постановление АС Поволжского округа № Ф06-5329/2015 по делу № А65-6437/2015, Постановление АС Уральского округа от 02.09.2015 № Ф09-5876/15 по делу № А60-53879/2014).

Штрафы и пени по 44-ФЗ: ответственность поставщика

Какие нарушения в основном совершают поставщики, как рассчитать пени по договору поставки, по какой формуле рассчитать пени, если была просрочка поставки, расскажем в статье.

Пени и штрафы по 44-ФЗ

Любой контракт предполагает наличие штрафных санкций за невыполнение его условий. В случае со сферой госзакупок, поставщики, нарушившие подписанный договор, обязаны заплатить штраф или пеню.

Ответственность подрядчика за нарушение сроков выполнения работ оговорена в статье 34 Федерального закона № 44-ФЗ, а также дополнена постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063.

В последнем документе содержатся формулы, позволяющие определить размер пени или штрафа.

Согласно 44-ФЗ, существует два основных вида нарушения договора:

  • ненадлежащее исполнение контракта;
  • просрочка исполнения.

В зависимости от того, какой вид нарушения совершен поставщиком, заказчик имеет право требовать штраф (ненадлежащее исполнение) или пени (просрочка). Размер неустойки за просрочку поставки товара или другие нарушения индивидуален, расчет суммы производится на основе Правил определения размеров штрафа, обозначенных в 44-ФЗ и Постановлении № 1063.

Следует сразу отметить, что расчет пеней по договору для заказчиков и поставщиков производится по разным формулам – для поставщиков формула расчета неустойки гораздо более сложная. Кроме того, закон также гласит, что размер пени за просрочку не может быть изменен даже по согласованию сторон.

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться.

Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки. Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Чек-лист поможет определить готовность к проведению электронных закупок »

Оплата неустойки по 44-ФЗ

Одно из основных нарушений, совершаемое поставщиками – нарушение сроков поставки. В связи с этим, закон предусматривает два основных фактора, которые будут влиять на размер неустойки: объем невыполненных работ и длительность задержки (насколько сильно были нарушены сроки).

Пеня за каждый день просрочки определяется специальной формулой, которая ориентируется на цену контракта, стоимость фактически исполненного обязательства и размер ставки. Нарушение сроков поставки по 44-ФЗ грозит поставщику финансовыми потерями и может повлечь за собой расторжение контракта.

Неустойка за просрочку поставки — не единственный случай, когда заказчик имеет право выставить штраф. Еще одно нарушение, за которое предусмотрена выплата неустойки – нарушение по качеству товара.

В данном случае заказчик должен предоставить доказательства о несоответствии качества товара заявленному (посредством экспертизы), а поставщик имеет право на дополнительный срок для устранения недостатков.

Если недостатки не устранены, производится начисление пеней или штрафа.

Как рассчитать пени по договору поставки?

Расчет пени, если была просрочка поставки, производится по следующей общей формуле:

Пени (П) = (Цена контракта (Ц) – Стоимость фактически исполненного обязательства (В)) х размер ставки (С)

Как рассчитать пени за каждый день просрочки? Для того, чтобы это сделать, необходимо рассчитать коэффициент К, на основе которого определяется размер ставки. Для того, чтобы определить размер коэффициента К, необходимо количество дней просрочки (ДП) разделить на срок исполнения обязательств (ДК) и умножить на 100%.

Получившийся коэффициент необходимо сравнить с таблицей, приведенной в Правилах расчёта и, исходя из этих данных, получить размер ставки. К примеру, неустойка за просрочку поставки товара на 9 дней для контракта стоимостью в 600 тысяч рублей сроком на 30 дней будет составлять 5940 рублей (размер пени).

Неустойка за просрочку поставки товара по закону

Штраф начисляется за ненадлежащее исполнение контракта. Размеры штрафов определены в законе 44-ФЗ, который содержит специальную таблицу. Размер штрафов и неустоек за нарушение условий контракта определяется, исходя из цены самого контракта и должен быть прописан в контракте.

Обращаем ваше внимание, что неустойка за просрочку поставки мебели или любого другого товара не обязательно должна быть закреплена в контракте, если закупка осуществляется у единственного поставщика.

На сегодняшний день, нарушение сроков поставки товара – достаточно грубое нарушение, однако в некоторых случаях размер выплаты за просрочку ниже, чем штраф за ненадлежащее качество.

Если вы не уверены, что готовы поставить высококлассный товар, соответствующий заявленному в контракте, то в некоторых случаях выгоднее будет заплатить пени за просрочку, чем штраф за низкое качество.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Подписаться

Неустойка по государственному контракту

Заключая государственный (муниципальный) контракт, стороны берут на себя определенные обязательства, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств.

Согласно положениям Федерального закона N 44-ФЗ мерой ответственности за нарушение условий контракта является уплата неустойки (штрафа, пени).

Что такое неустойка? Как обосновать законность ее взыскания? Каков порядок ее расчета? Как отражаются суммы неустойки в учете казенного учреждения? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Понятие неустойки и правовые основания ее взыскания

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе, которое, в свою очередь, основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса и состоит из Федерального закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения в области закупок (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 44-ФЗ).

В силу норм п. 2 ст. 764 ГК РФ и п. 5, 6 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ казенные учреждения при заключении государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг выступают в роли государственных (муниципальных) заказчиков.

Государственный (муниципальный) контракт — это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ).

Согласно п. 4 ст.

34 Федерального закона N 44-ФЗ одним из обязательных условий является включение в контракт пункта об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом ответственность за нарушение обязательств по контракту выражается в уплате неустойки (п. 5, 6 Федерального закона N 44-ФЗ).

Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств (ст. 329 ГК РФ). Положения о неустойке содержатся в § 2 гл. 23 ГК РФ. Так, согласно ст.

330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Из определения следует, что неустойка может быть законной или договорной, то есть ее размеры и порядок исчисления могут устанавливаться определенным нормативным актом или по соглашению сторон.

Неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту, предусмотренная Федеральным законом N 44-ФЗ, уплачивается в виде штрафа или пени.

При этом взимание штрафа осуществляется при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по контракту, а пени — в случае просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства) по контракту (п. 5, 7, 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).

Указанные санкции являются законной неустойкой, поэтому кредитор вправе требовать ее уплаты независимо от того, предусмотрено это соглашением сторон или нет (п. 1 ст. 332 ГК РФ).

Размер такой неустойки не может быть ниже установленного Федеральным законом N 44-ФЗ, но может быть увеличен соглашением сторон, если этого не запрещает закон (п. 2 ст. 332 ГК РФ). При этом следует учитывать положения ст.

333 ГК РФ, согласно которым суд вправе уменьшить неустойку, в том числе и законную, если она явно не соразмерна последствиям нарушения обязательства.

Обратите внимание! Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (п. 9 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).

Порядок расчета неустойки

Расчет штрафа. Согласно п. 5, 8 ст.

34 Федерального закона N 44-ФЗ размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее — Правила N 1063).

Так, на основании п. 2-5 Правил N 1063 размер штрафа рассчитывается в процентном соотношении к цене контракта (см. таблицу).

Цена контракта
Не более 3 млн. руб. От 3 млн. до 50 млн. руб. От 50 млн. до 100 млн. руб. Свыше 100 млн. руб.
2,5% 2% 1,5% 0,5%
10% 5% 1% 0,5%

Документальное подтверждение обязательства по уплате неустойки

Для возникновения обязательства по уплате неустойки необходимо зафиксировать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения условий контракта.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 02.07.2012 N 02-11-08/2474, указанный факт может быть определен сторонами или установлен судом.

Примечание. Сторонами контракта в письменной форме должно быть оформлено соглашение о неустойке. Соглашение, оформленное не в письменной форме, будет являться недействительным (ст. 331 ГК РФ).

Административная ответственность заказчика по госконтракту за нарушение сроков оплаты | Адвокат Мугин Александр

Статья будет особенно интересна поставщикам и подрядчикам (исполнителям) по государственным контрактам, как и предыдущая статья, продолжает серию публикаций о взыскании задолженности, только теперь речь пойдет о взыскании задолженности по оплате по госконтракту.

Ни для кого не секрет, что споры в сфере госзакупок явление частое.

Не скажу, что заказчики всегда не правы, но поскольку чаще ко мне обращаются за юридической помощью именно подрядчики и поставщики, то примеров, когда заказчики совершенно необоснованно отказывают в оплате за выполненные работы (оказанные услуги) или поставленные товары, у меня предостаточно.

Вопрос с оплатой по госконтракту для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является основным, поскольку участвуют в закупках предприниматели, все же с целью извлечения прибыли. Заказчики же, зачастую манипулируют, пользуясь своим положением.

Достаточно часто проблемы с оплатой возникают, когда у заказчика меняется руководство, иногда новое начальство по объективным причинам не успевает разобраться с ситуацией на вверенном предприятии, иногда умышленно саботирует и выживает подрядчиков, обоснованно и необоснованно подозреваемых в нечестных договоренностях с предшественником.

Некоторые поставщики (подрядчики) сталкиваются с тем, что заказчик «учит» победителей за то, что те «влезли» не в свой контракт.

А уж сколько ко мне было обращений вроде: «исполнительный лист в казначействе лежит три года, что делать?» вообще не счесть.

Соответственно и мероприятий, направленных на взыскание задолженности по госконтрактам, в нашем арсенале также не мало.

С момента написания статьи «Что делать если администрация не платит…» прошло уже довольно много времени и летом 2017 года в кодекс об административных правонарушениях законодатель добавил нам еще один инструмент влияния на недобросовестных заказчиков, установив административную ответственность заказчика за неисполнение обязательств по оплате.

Причем если в предыдущей статье «Административная ответственность должника» речь шла об инструментах воздействия на должника, применить которые можно только после получения решения суда, то сейчас расскажу вам о том, как воздействовать на заказчика практически сразу после нарушения им обязанностей по оплате по госконтракту.

Ответственность заказчика

Ответственность заказчика по 44-фз за нарушение условий государственного контракта может быть не только гражданско-правовой, но и административно-правовой.

Многие руководители заказчиков, желая продемонстрировать свою исключительную важность и власть перед подрядчиком, задерживая оплату, обуславливая ее выполнением дополнительных работ, отказывая в оплате, необоснованного начисляя неустойки, даже не подозревают, что роют себе яму.

При этом иногда, еще на стадии заключения контракт,а заказчиком игнорируются и требования закона о включении в контракт обязательного условия об оплате заказчиком поставленного товар, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, в случае заключения контракта с субъектом малого предпринимательства.

С лета 2017 года за нарушение сроков и порядка оплаты товаров (работ, услуг) по госконтрактам предусмотрен штраф в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей (ч. 1 статьи 7.32.5 КРФоАП).

Как и в случае с ч. 5 ст. 14.13 КРФоАП, оплата штрафа сама по себе не добавит денег на вашем счете, но послужит хорошим стимулом для заказчика в части выполнение условий контракта в части оплаты.

Очевидно, что привлечение руководителя заказчика к административной ответственности не является самоцелью. Подрядчику просто необходимо знать о таком инструменте, как предмете для торга на переговорах.

В случае, если руководитель заказчика не внемлет вашим доводам о недопустимости нарушения условий контракта, отказывается выполнять условия контракта, можно воспользоваться описанном в статье способом.

Возможно для некоторых поставщиков (исполнителей) будет приятно то, что штраф будет взыскан с конкретного исполнителя-руководителя, а не с организации за счет бюджетных денежных средств.

Ну и, пожалуй, самое интересное в этой связи то, что если штраф не подействует на руководителя заказчика, за повторное нарушение условий контракта по оплате,если ранее руководитель уже был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КРФоАП, частью второй статьи 7.32.5 предусмотрена … дисквалификация.

Чего больше всего боится среднестатистический чиновник? Правильно — «потерять место».

Согласитесь, замечательный повод для руководителя заказчика посмотреть на сложившуюся ситуацию с точки зрения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Еще раз повторю, что призываю вопросы решать в переговорном порядке и не загонять заказчиков в угол. Если факт нарушения условий контракта по оплате уже имел место, вы всегда успеете подать заявление о привлечении к административной ответственности.

С большой долей вероятности быстрее вы получите причитающиеся вам денежные средства, если сможете донести до руководителю заказчика почему он не прав и что ему за это может быть.

Привлечение к административной ответственности руководителя заказчика за нарушение сроков оплаты

Как и в случае в недобросовестными руководителями организаций-должников, уклоняющихся от исполнения решений судов, руководитель заказчика по госконтракту сам себя к административной ответственности не привлечет и ему в этом также надо помочь.

Дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 7.32.5, возбуждают и рассматривают контрольные органы в сфере закупок, то есть территориальные подразделения ФАС России (см. ст.ст. 28.3 и 23.66 КРФоАП).

Соответственно необходимо подготовить заявление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором подробно изложить обстоятельства дела, и подать заявление в ФАС по месту нахождения заказчика.

Прежде чем подавать заявление, целесообразно все таки оценить правильность вашей позиции, для чего вы можете обратится к юристу, имеющему опыт в подобных делах.

Согласитесь, если вы, будучи в целом правы, заблуждаетесь относительно фактических обстоятельств, либо не учли какие-либо формальные тонкости, и ваше заявление не возымеет необходимого результата, заказчик лишь убедится в своей правоте и безнаказанности.

Получив ваше заявление должностное лицо ФАС помимо определения о возбуждении дела об административном правонарушении, скорее всего также вынесет определение об административном расследовании, поскольку для рассмотрения дела и принятия решения по существу необходимо выслушать позицию лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.

Если ФАС откажет в возбуждении дела об административном правонарушении – обжалуйте определение в арбитражный суд.

Привлекут ли руководителя заказчика к ответственности в рамках настоящей статьи, понятно, однозначно сказать нельзя, все зависит от конкретных обстоятельств.

Если же ФАС прекратит производство по делу, например, за отсутствием состава административного правонарушения, а вы с этим не согласны – также обжалуйте определение в арбитражный суд.

Привлечение к ответственности руководителя заказчика будет иметь существенное значение для определения гражданско-правовой ответственности заказчика за нарушение условий контракта.

Другими словами, сам факт привлечения руководителя заказчика к административной ответственности делает вашу задачу по доказыванию оснований для привлечения заказчика к гражданско-правовой ответственности (взысканию пеней и штрафов) намного проще.

Думаю согласитесь, что инициирование подобной процедуры может быть весьма действенным способом досудебного урегулирования спора.

Если вам понравилась статья или у вас есть вопросы — пишите комментарии и подписывайтесь на рассылку.

Позже мы продолжим публикации на тему взыскания задолженности.

Возможно вам также будут интересны следующие статьи:

«Что делать если администрация не платит по исполнительному листу»

«Исполнение решений судов о взыскании с казны»

«Заказчик не оплатил выполненную работу»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *