Переадресовка в пути следования

УТВЕРЖДЕНЫ Приказом МПС России от 18 июня 2003 года N 44

1. Настоящие Правила переадресовки грузов на железнодорожном транспорте (далее — Правила) разработаны в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170) (далее — Устав) и определяют порядок переадресовки грузов, перевозимых железнодорожным транспортом общего пользования (далее — переадресовка). Настоящие Правила применяются в том числе при перевозках грузов в международном сообщении, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное.

2. По заявлению в письменной форме грузоотправителя или грузополучателя, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, перевозчик может производить переадресовку с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции (далее — станция) назначения. В отношении воинских эшелонов (транспортов) переадресовка осуществляется на основании заявок военно-транспортных органов. Особенности их переадресовки определяются Уставом воинских железнодорожных перевозок и другими нормативными правовыми документами.

3. Переадресовка грузов, в том числе следующих в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, осуществляется перевозчиком по согласованию с владельцами инфраструктур, в зонах деятельности которых проводится переадресовка или расположены железнодорожные приграничные передаточные станции, порт, предусмотренные маршрутом следования груза.

4. В заявлении грузоотправителя или грузополучателя о переадресовке указывается:

  • наименование перевозчика;
  • номер вагона, контейнера;
  • номер транспортной железнодорожной накладной (далее — накладная);
  • наименование груза, масса груза;
  • индекс негабаритности (для негабаритных грузов);
  • наименование грузоотправителя и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (для резидентов Российской Федерации) (далее — ОКПО);
  • наименование станции отправления и ее код;
  • наименование первоначального грузополучателя и его код по ОКПО (для резидентов Российской Федерации);
  • наименование станции первоначального назначения и ее код; наименование станции нового назначения и ее код;
  • наименование нового грузополучателя и его код по ОКПО.

К заявлению на переадресовку должно быть приложено согласие нового грузополучателя на прием грузов. Заявление о переадресовке от юридических лиц оформляется на бланке организации, заявляющей переадресовку, подписывается руководством организации и заверяется печатью.

5. Заявление о переадресовке может быть передано в электронном виде, если грузоотправитель или грузополучатель имеет с перевозчиком договор об электронном обмене документами. Все прилагаемые к заявлению документы в этом случае также передаются заявителем перевозчику в электронном виде.

6. Перечень подразделений перевозчика и его уполномоченных лиц, в функции которых входит принятие решений по переадресовке и ее оформление, устанавливается перевозчиком. Перечень подразделений владельца инфраструктуры и его уполномоченных лиц, в функции которых входит согласование переадресовки, устанавливается владельцем инфраструктуры.

7. Перевозчик регистрирует у себя поступившее заявление на переадресовку, рассматривает его и согласовывает с владельцем инфраструктуры. По итогам рассмотрения и согласования перевозчик принимает решение в течение не более двух суток об осуществлении переадресовки либо об отказе в ее осуществлении. При переадресовке в пути следования перевозчик должен проинформировать первоначального грузоотправителя, если он не являлся заявителем переадресовки.

8. Порядок передачи разрешений на переадресовку структурным подразделениям перевозчика, в том числе уполномоченным представителям на станции, на которой осуществляется переадресовка, устанавливается перевозчиком.

9. Переадресовка грузов может производиться на станции назначения или в пути следования. Переадресовка грузов в пути следования осуществляется по первоначальным перевозочным документам. Переадресовка грузов в прямом сообщении на станции назначения осуществляется по новым перевозочным документам, за исключением случаев переадресовки по первоначальным документам, к которым относятся:

  • негабаритные грузы;
  • грузы, перевозка которых не предусмотрена техническими условиями погрузки и крепления грузов.

Переадресовка грузов, следующих на экспорт, в непрямом международном сообщении через российские порты осуществляется по первоначальным перевозочным документам в случае, если их таможенное оформление не завершено, или по новым перевозочным документам, если их таможенное оформление завершено. Переадресовка грузов, перевозимых в непрямом международном сообщении из российских портов, осуществляется на станциях назначения по первоначальным перевозочным документам в случаях, если их таможенное оформление не завершено, или по новым перевозочным документам, если их таможенное оформление завершено. Переадресовка грузов на станциях назначения, оформленных перевозочными документами международного сообщения, осуществляется по первоначальным документам. При оформлении переадресовки по новым перевозочным документам заявитель переадресовки обязан внести все платежи по первоначальным перевозочным документам и произвести расчеты по всем причитающимся платежам по новым перевозочным документам. В случае, если грузополучателем раскредитованы перевозочные документы, то переадресовка грузов во всех случаях оформляется новыми перевозочными документами.

10. Переадресовка грузов по новым перевозочным документам при исправных запорно-пломбировочных устройствах (далее — ЗПУ) первоначального грузоотправителя осуществляется без снятия ЗПУ. В этом случае в перевозочных документах в графе под наименованием груза заявителем переадресовки делается отметка: «Вагон переадресован за исправными ЗПУ первоначального грузоотправителя». Заявитель переадресовки вправе произвести переадресовку груза со снятием первоначальных ЗПУ и наложением новых ЗПУ. Переадресовка грузов по первоначальным перевозочным документам осуществляется без снятия ЗПУ первоначального грузоотправителя.

11. Особенности переадресовки скоропортящихся грузов, грузов, подконтрольных Госветнадзору, подкарантинных грузов предусмотрены соответственно правилами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору, правилами перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов.

12. Переадресовка отдельных вагонов, следующих в составе маршрутной или групповой отправки, допускается только на станциях назначения с оформлением дальнейшей перевозки по новым перевозочным документам.

13. Переадресовка грузов, находящихся под таможенным контролем, проводится при наличии согласия таможенного органа, в регионе деятельности которого находится станция, на которой будет осуществляться переадресовка грузов. В случае, если перевозка грузов, в том числе находящихся под таможенным контролем, угрожает здоровью или жизни граждан, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологической безопасности, изменение пункта назначения таких грузов проводится перевозчиком без согласования с соответствующим таможенным органом, грузоотправителем, грузополучателем. Перевозчик о такой переадресовке обязан незамедлительно уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого расположены станции отправления, переадресовки и назначения груза, а также грузоотправителя и грузополучателя. При переадресовке воинских грузов в указанных случаях перевозчик уведомляет также органы военных сообщений.

14. Переадресовка грузов, следующих в прямом смешанном сообщении, производится в порядке, предусмотренном правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

15. Переадресовка грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, железнодорожным транспортом и настоящими правилами. Переадресовка грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, перевозимых в контейнерах и мелкими отправками, производится уполномоченным представителем перевозчика на станции назначения по письменному заявлению грузополучателя.

16. Переадресовка грузов с признаками порчи, повреждения, недостачи, а также с неисправными запорно-пломбировочными устройствами, нарушением температурного режима и порядка вентилирования и актами попутных станций не допускается.

17. Оформление перевозочных документов при переадресовке грузов осуществляется в соответствии с правилами заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

18. Переадресовка порожних собственных или арендованных вагонов и контейнеров производится в порядке аналогично настоящим правилам, как для груженых вагонов и контейнеров.

19. В случае изменения грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения по заявлению грузоотправителя или грузополучателя сторона, по заявлению которой проведена переадресовка грузов, является ответственной перед первоначальным грузополучателем за последствия такого изменения и обязана урегулировать расчеты между грузоотправителем, первоначальным грузополучателем и фактическим грузополучателем без участия перевозчика.

20. При переадресовке на станциях назначения грузов, погруженных в открытый подвижной состав, погрузка и крепление которых не предусмотрены техническими условиями погрузки и крепления грузов, после проверки соответствия указанных в накладной реквизитов крепления грузов, под отметками о размещении и закреплении грузов согласно схеме, делается отметка «Количество и наименование реквизитов крепления в вагоне соответствует указанным в накладной». Указанная отметка заверяется подписями работника, ответственного за погрузку, размещение и крепление грузов, уполномоченного заявителем переадресовки и уполномоченного представителя перевозчика с указанием должности и фамилии, а также штемпелем станции. Переадресовка негабаритных и тяжеловесных грузов производится с учетом требований инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах.

21. За время простоя вагонов, контейнеров в ожидании переадресовки по независящим от перевозчика или владельца инфраструктуры обстоятельствам грузоотправителем, грузополучателем вносится плата за пользование вагонами, контейнерами по договору, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае задержки переадресовки грузов по вине перевозчика плата за пользование вагонами, контейнерами не вносится. Расходы перевозчика, возникающие в связи с переадресовкой грузов, возмещаются грузоотправителем или грузополучателем, по инициативе которых осуществляется переадресовка грузов, в соответствии с договором. При задержке вагонов, контейнеров в ожидании переадресовки уполномоченным представителем перевозчика составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки. Акт общей формы является основанием для расчета причитающихся перевозчику платежей. При переадресовке в пути следования акт общей формы прикладывается к перевозочным документам, о его составлении делается соответствующая отметка в графе «Отметки перевозчика» накладной для проведения расчетов на станции назначения с грузополучателем.

22. Время для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами при переадресовке на станции назначения исчисляется с момента получения уведомления грузополучателем о прибытии вагонов на станцию до момента оформления грузополучателем перевозочных документов и оплаты перевозчику всех причитающихся платежей по данной перевозке.

23. Исчисление сроков доставки грузов при переадресовке производится в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.

В договорные отношения между грузоотправителем и железной дорогой вступает грузополучатель в качестве третьего лица. Устав предоставляет ему право требовать выдачи груза или переадресовки груза и обязывает грузополучателя уплатить платежи, причитающиеся железной дороге, и получить груз. В отдельных случаях грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице.  

Если груз экспортный или импортный и находится под таможенным контролем, то переадресовка проводится только при наличии согласия на нее соответствующего таможенного органа. Однако, если при этом переадресовка осуществляется с целью предотвращения угрозы здоровью и жизни людей, безопасности движения, экологической безопасности, железная дорога осуществляет переадресовку груза, находящегося под таможенным контролем с уведомлением об этом соответствующего таможенного органа.  
Переадресовка груза до заключения договора перевозки является изменением заявки на перевозку. Переадресовка после заключения договора перевозки является изменением договора перевозки, но не заключением нового договора. Поэтому она производится по заявлению клиента с приложением грузовой квитанции. Если невозможно представить эту квитанцию, отправитель обязан предъявить копию письменного или телеграфного уведомления в адрес первоначального грузополучателя о переадресовке груза. Дальнейшая перевозка груза, как правило, оформляется новой накладной. Станция, оформляющая переадресовку груза, должна сообщить об этом по телеграфу станции первоначального назначения.  
За переадресовку груза, нарушающую нормальный режим перевозки, замедляющую скорость доставки грузов, взыскивается сбор, а если имели место простои вагонов, контейнеров на станции первоначального назначения — взимается соответствующая плата.  
Переадресовка грузов, следующих в международных железнодорожных сообщениях, производится в порядке, установленном соответствующими соглашениями. Переадресовка импортного груза производится по первоначальным перевозочным документам с отметкой о переадресовке на дубликате накладной при его предъявлении железнодорожной станции.  
Выполнение поручения по переадресовке груза на промежуточной железнодорожной станции по пути следования может быть выдано местной экспедиторской фирме. При этом поручителю необходимо оформить экспедитору надлежащую доверенность и наделить его средствами для расчета с железной дорогой.  
Всю ответственность за последствия и все расчеты между грузоотправителем, первым адресным (первоначальным) получателем и фактическим грузополучателем обязана урегулировать ( ответственная ) сторона, потребовавшая переадресовки груза.  
РАСЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ПОСТУПИВШИЕ НА ИНКАССО,— счета-платежные требования, счета-фактуры и др. документы, сданные в банк поставщиками для получения средств с плательщиков за отгруженные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Расчетные документы, поступившие в учреждения банка по месту нахождения плательщика и требующие предварительного акцепта, помещаются в картотеку № 1 до наступления срока платежа, а требующие послед, акцепта предъявляются к немедленной оплате. Расчетные документы, не оплаченные в установленные сроки из-за отсутствия средств на счетах плательщиков, до появления средств хранятся в картотеке № 2 и получают силу исполнительных документов. Их оплата может производиться частями при условии, что сумма каждого платежа составит не менее 100 руб. За время просрочки платежа с плательщика взыскивается пеня в пользу поставщика. Расчетные документы, по к-рым поступил отказ от акцепта, исключаются из картотеки № 1 и хранятся банком в течение месяца для контроля за сохранностью неоплаченных грузов. Товарно-материальные ценности, по к-рым заявлен отказ от акцепта, поступают на ответственное хранение плательщика В течение месячного срока поставщик и плательщик должны урегулировать вопрос о расчетах или о переадресовке груза. В тех случаях, когда товарно-материальные ценности не принимаются на ответственное хранение, расчетные документы возвращаются банку поставщика в день получения отказа от акцепта.  
Право покупателей отказаться от акцепта платежных требований является сильной мерой воздействия на поставщиков и средством контроля за выполнением ими условий договора. Отказы от акцепта могут быть полные или частичные. Обоснованными причинами для полного отказа от акцепта считаются нарушение поставщиком условий договора или заказа, переадресовка грузов в пути, предъявление повторного платежного требования на товары, ранее оплаченные покупателем, предъявление требований на незаказанные товарно-материальные ценности. Частичные отказы от акцепта могут быть обусловлены частичным нарушением поставщиком заказанного ассортимента, договорных или прейскурантных цен и наценок на товары и услуги, отгрузкой большего количества предусмотренных договором товаров, а также арифметическими ошибками в счетах.  
ПЕРЕАДРЕСОВКА ГРУЗА — изменение станции назначения груза может производиться как в пути следования, так и по прибытии груза на станцию первоначального назначения по требованию грузоотправителя или грузополучателя. Разрешение на П г. дается в пределах отделения дороги начальником отделения или начальником дороги. Заявление на переадресовку направляется начальнику грузовой службы соответствующей инстанции по определенной форме. П.г. производится после заполнения новой железнодорожной накладной.  
Пакетные перевозки грузов 133 Пеня 133,170 Переадресовка грузов 134 Перевозка грузов 134  
Иногда переадресовка грузов вызывается необходимостью ликвидации затруднений в работе станций из-за перенасыщения их грузом, предназначенным под выгрузку.  
Переадресовка груза. Согласно ст. 82 Устава ж. д. железная дорога может в исключительных случаях по требованию грузоотправителя, грузополучателя или министерства (ведомства), в систему которого входит грузополучатель, изменить станцию назначения груза, принятого к перевозке.  
Переадресовка груза может быть произведена в пункте отправления, в пути следования или на станции первоначального на-  
Повторная переадресовка и переадресовка грузов в обратных направлениях запрещается.  
Переадресовку грузов могут разрешать начальник отделения дороги—в пределах отделения дороги начальник железной дороги— в местном сообщении во всех случаях и в прямом сообщении одиночных вагонов Министерство путей сообщения — целых маршрутов и групп вагонов по дорогам сети.  
Железная дорога, приняв груз и накладную на него, тем самым взяла обязательство доставить этот груз на станцию назначения и выдать его получателю, указанному в накладной, а отправитель — обязательство уплатить железной дороге установленную провозную плату за перевозку груза. Л «»Основанием обязательственных отношений между железной дорогой и отправителем в этих случаях является накладная, являющаяся договором на перевозку груза. При перевозке багажа таким договором является багажная квитанция. Договором на перевозку пассажира является проездной билет. -> Особенность договора на железнодорожную перевозку груза состоит в том, что он заключается между отправителем и железной дорогой, но в этом договоре-накладной указывается, кто уполномочен получить груз. Таким образом, получатель хотя и не участвует в заключении договора на перевозку, но вступает в договорные отношения с железной дорогой в качестве лица, имеющего право требовать выдачи ему груза или заявить о переадресовке груза при условии предъявления квитанции о приёме груза к перевозке.  
Если в пути следования производится в установленном порядке переадресовка груза, запись об этом вносится в строку «Переадресовка» во всех трех находящихся у водителя экземплярах товарно-транспортной накладной.  
При переадресовке груза реквизиты в строках «Грузополучатель» и «Пункт разгрузки» зачеркиваются (так, чтобы их можно было прочитать) и в графе «Переадресовка» проставляются реквизиты нового грузополучателя.  
По дебету активного забалансового счёта отражаются материальные ценности, принятые на хранение, указывается, от кого они поступили, их количество и стоимость, а по кредиту — кому эти ценности переданы (возвращены) по принадлежности, их количество и на какую сумму. Расходы по переадресовке грузов учитываются на балансовом счете Расчетов с разными дебиторами и кредиторами и производятся они за счет поставщиков.  
Переадресовка грузов, следующих по одной накладной маршрутной или групповой отправками, осуществляется в  
При переадресовке груза по новым документам делаются отметки  
При переадресовке груза по старым документам наименование станции назначения, ее код, получатель и его код в накладной зачеркиваются (так, чтобы их можно было прочитать) и указываются новые данные и их коды в соответствии с распоряжением о переадресовке.» Исправление заверяется подписью работника станции и штемпелем станции. Кроме того, делается отметка  
При переадресовке груза по новым документам в графе 5 накладной делаются отметки  
ПРАВИЛА ПЕРЕАДРЕСОВКИ ГРУЗОВ (статьи 60, 61 Устава железных дорог Союза ССР)  
В заявлении о переадресовке груза в адрес получателя, не входящего в систему организации, подавшей заявление, должно быть указано о согласии нового получателя принять груз или же к заявлению должно быть приложено подтверждение о согласии.  
Переадресовку грузов может разрешать начальник грузовой службы дороги — в местном и в прямом сообщениях  
Разрешение на переадресовку груза адресуется начальнику станции, оформляющей переадресовку, и в копии начальнику станции первоначального назначения. Кроме этого, станция, оформляющая переадресовку, должна сообщить по телеграфу станции первоначального назначения о произведенной переадресовке.  
Если переадресовка груза в пути следования производится не на дороге первоначального назначения, организация, оформляющая переадресовку, должна предъявить подлинную грузовую квитанцию, которая погашается отметкой о произведенной переадресовке и оставляется в делах станции.  
При невозможности представить грузовую квитанцию должна быть представлена копия письменного или телеграфного уведомления в адрес первоначального получателя о переадресовке груза.  
Переадресовка груза производится с оформлением дальнейшей перевозки новой накладной.  
В исключительных случаях начальник грузовой службы или начальник отделения дороги может разрешить переадресовку груза по старым документам с соблюдением порядка уведомления станции первоначального назначения (см. 4).  
Порядок проставления отметок в перевозочных документах при оформлении переадресовки грузов предусмотрен Правилами заполнения накладной и комплекта перевозочных документов (см. раздел 6, 6, 7).  
Переадресовка грузов, следующих в международных железнодорожных сообщениях, производится в порядке, установленном соответствующими соглашениями.  
Стоимость нефтепродуктов,ошущенных или отгруженных нефтебазам своего управления . …. Списывается методом красного сторно возврат реализованных (отпущенных) нефтепродуктов и начисленный на них налог с оборота по причине переадресовки их или при выпуске из государственного резерва. Запись производится на основании актов приемки (выпуска) нефтепродуктов или извещений о переадресовке груза и приемке его нефтебазой а) при реализации нефтепродуктов покупателям сторнировочной записью по отпускной цене. . восстановительной записью по оптовой цене  
Если у грузополучателя, указанного в накладной, нет квитанции, железная дорога обязана выдать ему груз, поскольку все отправки именные. Отправка груза на предъявителя не допускается. Грузовая квитанция дает право на предъявление претензии к железной дороге на несохранность груза, право на указание о переадресовке груза.  
В случае переадресовки грузов в установленном порядке организация, производящая переадресовку, обязана сообщить об этом грузоотправителю и фактическому грузополучателю с указанием необходимых реквизитов для возврата средств пакетирования или контейнеров. В этом случае основанием для возврата средств пакетирования и контейнеров являтся извещение о переадресовке груза срок для возврата средств пакетирования йличконтейнеров исчисляется с учетом фактического расстояния перевозки груза после переадресовки.  

Кроме того, к внереализационным прибылям и убыткам относятся все суммы штрафов, пени, уплаченные и полученные по возмещении убытков, связанных с невыполнением договорных обязательств пр поставкам, за задержку оплаты платежных документов, за необоснованный отказ от акцепта платежных документов, за нарушение условий использования транспортных средств, и средства, полученные за лучшее их использование (штрафы, взыскиваемые транспортными организациями за неиспользование заявленных перевозочных средств, повреждение вагонов, неочистку вагонов, невыполнение плана погрузни, неиспользование подъемной силы вагонов, переадресовку грузов, срыв отправительной маршрутизации, простой вагонов, судов и других видов транспортных средств).  
В пределах Московского узла переадресовку может разрешать начальник отделения дороги при условии адресования груза по новому назначению для выгрузки на подъездном пути грузополучателя. В этом случае в заявлении о переадресовке груза и во пновь составляемой накладной должно быть указано о наличии у получателя подъездного пути.  
Переадресовка грузов в контейнерах, следующих полными комплектами, а также маршрутов или групп вагонов, следующих по одной накладной, производится на общих основаниях. Переадре-  

Ст. 31+32. Настоящее правило определяет порядок переадресовки грузов ж/д транспортом, также могут применятся в международном сообщении или в др. сообщениях, если порядок переадресовки указан в договоре.

Переадресовка осуществляется на основании письменного заявления грузоотправителя, грузополучателя.

В заявлении указывается:

1. наименование перевозчика

2. № вагона / № контейнера

3. наименование и количество груза

4. станция отправления, его код

5. станция первоначального отправления, ее код

6. станция назначения окончательное, ее код

7. наименование нового грузополучателя, его код

К заявлению прикладывается с согласия нового получателя на прием груза.

Заявление оформляется на бланке предприятия, заверяется подписью руководителя и печатью. Перечень должностных лиц и подразделений имеющих право подписывать распоряжения о переадресовки устанавливает начальник дороги.

Подписанное заявление рассматривается ж/дорогой в срок не более 2х суток.

При переадресовке грузов в пути следования перевозчик обязан сообщить об этом в таможенный орган.

Переадресовка в пути следования осуществляется по первоначальным перевозочным документам, в следующих случаях:

  • если грузы негабаритные
  • грузы погруженные МТУ, НТУ
  • импортные грузы, в отношении, которых несовершенно таможенное оформление
  • грузы, перевозимые по документам международного сообщения.

На станции первоначального назначения переадресовка осуществляется по новым документам, которым прикладываются все приложения предусмотренные правилами перевозки грузов.

При переадресовки по новым документам, инициатор переадресовки может сохранить начальное ЗПУ, в этом случае, в документе под наименованием груза он сделает отметку «Вагон переадресован, за исправными ЗПУ первоначального отправления». Также может запломбировать новыми.

Недопускается переадресовка отдельных вагонов от маршрутных и групповых отправок в пути следовании возможна переадресовка на станции назначения по новым перевозочным документам. Также недопускается переадресовка от рефрижераторных секций.

Грузы перевозимые под таможенным контролем могут быть переадресованы при наличии согласия таможенного органа. Перевозчик может переадресовать таможенный груз без согласия, если этот груз создает угрозу жизни людей и экологической безопасности. В этом случае перевозчик должен уведомить таможню, грузополучателя и грузоотправителя.

Досье на проект

1. Утвердить прилагаемые Правила переадресовки грузов, порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 44 «Об утверждении Правил переадресовки грузов на железнодорожном транспорте» (зарегистрирован Минюстом России 25 июня 2003 г., регистрационный N 4826);

пункт 8 изменений, вносимых в некоторые акты Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 3 октября 2011 г. N 258 (зарегистрирован Минюстом России 11 октября 2011 г., регистрационный N 22019), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 456 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2013 г., регистрационный N 26947), от 10 апреля 2013 г. N 119 (зарегистрирован Минюстом России 16 мая 2013 г., регистрационный N 28417), от 28 ноября 2013 г. N 366 (зарегистрирован Минюстом России 25 декабря 2013 г., регистрационный N 30845).

3. Установить, что прилагаемые Правила переадресовки грузов, порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте вступают в силу по истечении девяноста дней после дня их официального опубликования.

Министр транспорта Е.И. Дитрих

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от _______ N _____________

ПРАВИЛАпереадресовки грузов, порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте

Настоящие Правила применяются, в том числе, при перевозках грузов, собственных порожних вагонов в международном сообщении, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное.

2. По заявлению в письменной форме грузоотправителя, грузополучателя (далее — заявитель переадресовки грузов), если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, перевозчик может производить переадресовку грузов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения.

По заявлению в письменной форме отправителя собственных порожних вагонов (владельца вагонов) (далее — заявитель переадресовки), если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, перевозчик может производить переадресовку собственных порожних вагонов с изменением получателя и (или) железнодорожной станции назначения.

При подаче заявления о переадресовке лицом, уполномоченным грузоотправителем, грузополучателем, отправителем в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации перевозчик имеет право проверить его полномочие.

В отношении воинских эшелонов (транспортов) переадресовка осуществляется на основании заявок военно-транспортных органов. Особенности их переадресовки определяются Уставом воинских железнодорожных перевозок и другими нормативными правовыми актами.

3. Переадресовка грузов, собственных порожних вагонов, в том числе следующих в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, осуществляется перевозчиком по согласованию с владельцами инфраструктур, в зонах деятельности которых проводится переадресовка или расположены железнодорожные приграничные передаточные станции, порт, предусмотренные маршрутом следования груза, собственного порожнего вагона (вагонов).

4. В заявлении о переадресовке груза заявитель переадресовки указывает:

наименование перевозчика;

номер вагона, контейнера (номера вагонов, контейнеров);

номер транспортной железнодорожной накладной (далее — накладная);

наименование груза, масса груза (для опасных грузов — номера ООН и АК);

индекс негабаритности (для негабаритных грузов);

наименование грузоотправителя, а также, в случае если грузоотправителем является резидент Российской Федерации, указывается его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (далее — ОКПО);

наименование железнодорожной станции отправления и ее код;

наименование первоначального грузополучателя, а также в случае, если грузополучателем является резидент Российской Федерации, указывается его код по ОКПО;

наименование железнодорожной станции первоначального назначения и ее код;

наименование железнодорожной станции нового назначения и ее код;

наименование нового грузополучателя, а также, в случае если грузополучателем является резидент Российской Федерации, указывается его код по ОКПО.

К заявлению о переадресовке груза прилагается согласие нового грузополучателя на прием грузов и владельца вагона (вагонов) на переадресовку, а также согласие плательщика.

Отдельного согласия владельца не требуется, если перевозка осуществляется в вагонах перевозчика или заявителя переадресовки.

В заявлении о переадресовке собственного заявитель переадресовки порожнего вагона (вагонов) указывает:

наименование перевозчика;

номер вагона (номера вагонов);

номер накладной;

наименование отправителя и его код по ОКПО (если имеется);

наименование железнодорожной станции отправления и ее код при переадресовке в пути следования (указывается по желанию заявителя переадресовки);

наименование первоначального получателя и его код по ОКПО (если имеется);

наименование железнодорожной станции переадресовки и ее код при переадресовке в пути следования (указываются по желанию заявителя переадресовки);

наименование железнодорожной станции первоначального назначения и ее код;

наименование железнодорожной станции нового назначения и ее код;

наименование нового получателя и его код по ОКПО (если имеется);

номер согласованной перевозчиком заявки на перевозку грузов на новой железнодорожной станции назначении при следовании собственного порожнего вагона под погрузку;

отметки «В ремонт по договору N____ от ___.» при следовании собственного порожнего вагона в ремонт;

отметки «В отстой на путях необщего пользования», «Согласие владельца пути необщего пользования приложено» при следовании собственного порожнего вагона для временного размещения на путях необщего пользования.

Если порожний вагон направляется в ремонт или на промывку, пропарку, ветеринарно-санитарную обработку, при отсутствии соответствующего договора к заявлению о переадресовке прикладывается согласие получателя на прием порожнего вагона или о таком согласии делается отметка в заявлении о переадресовке, если иной порядок уведомления перевозчика не установлен договором.

Если порожний вагон направляется для временного размещения на железнодорожных путях общего пользования, в заявлении о переадресовке указывается информация о договоре с владельцем инфраструктуры, предусматривающем такое размещение. Отметка владельца инфраструктуры о согласии на прием порожнего вагона проставляется владельцем инфраструктуры одновременно с отметкой о согласовании заявления на переадресовку.

Если порожний вагон направляется на станцию назначения для временного размещения на железнодорожных путях необщего пользования, к заявлению о переадресовке прикладывается согласие владельца железнодорожного пути необщего пользования на прием порожнего вагона, которое может быть передано, в том числе с помощью электронных средств связи при наличии договора на электронный обмен документами с перевозчиком (далее — ЭОД), и делается соответствующая отметка в заявлении о переадресовке.

5. Заявление о переадресовке от юридических лиц оформляется на бланке организации, заявляющей переадресовку, подписывается руководителем организации и заверяется печатью (при наличии), а при наличии ЭОД — электронной подписью (далее — ЭП).

Все прилагаемые к заявлению документы при наличии договора об ЭОД также передаются заявителем переадресовки перевозчику в электронном виде.

Оформление перевозочных документов может производиться в электронном виде при наличии и на условиях договора об ЭОД между перевозчиком и заявителем переадресовки (отправителем).

6. Перечень подразделений перевозчика в функции которых входит принятие решений по переадресовке и ее оформление, устанавливается перевозчиком и размещается на его официальном сайте.

Перечень подразделений владельца инфраструктуры в функции которых входит согласование переадресовки, устанавливается владельцем инфраструктуры и размещается на его официальном сайте.

7. Перевозчик регистрирует у себя поступившее заявление на переадресовку, рассматривает его и согласовывает с владельцем инфраструктуры. Отдельного согласования с владельцем инфраструктуры не требуется, если перевозчик является владельцем инфраструктуры.

По итогам рассмотрения и согласования с учетом требований антимонопольного законодательства перевозчик принимает решение об осуществлении переадресовки либо об отказе в ее осуществлении в течение одних суток с момента регистрации заявления о переадресовке грузов или собственного порожнего вагона (вагонов).

При переадресовке в пути следования заявитель переадресовки грузов или вагона информирует о переадресовке грузоотправителя или отправителя собственного порожнего вагона (вагонов), если они не являются заявителями переадресовки грузов или вагона (вагонов).

8. Порядок передачи разрешений на переадресовку структурным подразделениям перевозчика устанавливается перевозчиком.

9. Переадресовка грузов и собственных порожних вагонов в пути следования осуществляется по первоначальным перевозочным документам.

10. Переадресовка грузов на железнодорожной станции назначения осуществляется по новым перевозочным документам за исключением случаев переадресовки:

негабаритных грузов или грузов, перевозка которых не предусмотрена техническими условиями погрузки и крепления грузов следующих с приложением к перевозочным документам соответствующих схем и чертежей;

грузов при отсутствии на железнодорожной станции назначения грузополучателя;

грузов, следующих на экспорт, в непрямом международном сообщении через российские порты, если их таможенное оформление не завершено;

грузов, перевозимых в непрямом международном сообщении из российских портов в случаях, если их таможенное оформление не завершено;

грузов, если перевозочные документы не раскредитованы, в том числе при изменении грузополучателя в пределах станции назначения;

грузов, оформленных перевозочными документами международного сообщения.

11. Переадресовка собственных порожних вагонов на железнодорожной станции назначения осуществляется по новым перевозочным документам за исключением случаев переадресовки:

собственных порожних вагонов при отсутствии на железнодорожной станции назначения получателя или отказа получателя от погрузки собственного порожнего вагона;

собственных порожних вагонов, если перевозочные документы не раскредитованы, в том числе при изменении получателя в пределах станции назначения;

собственных порожних вагонов, оформленных перевозочными документами международного сообщения.

12. Переадресовка отдельных вагонов с грузом, следующих в составе маршрутной или групповой отправки, в том числе отправительского маршрута, допускается только на железнодорожной станции назначения груза с оформлением дальнейшей перевозки новыми перевозочными документами.

12.1. Перевозчик может переадресовать порожние вагоны, следующие в групповой или маршрутной отправке, в порядке, установленном настоящими Правилами, при указании причины такой переадресовки.

К заявлению о переадресовке в этом случае дополнительно прикладывается согласие первоначального получателя на переадресовку (при переадресовке порожних вагонов под погрузку груза согласие должно учитывать обеспечение погрузки вагонами). При наличии соответствующего договора согласие может быть передано с помощью электронных средств связи.

В накладной на основании заявления о переадресовке делаются отметки, аналогично отметкам в случае обнаружения в процессе перевозки групповой или маршрутной отправкой порожнего вагона, имеющего технические неисправности, препятствующие дальнейшему осуществлению перевозки, установленным в Правилах заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом. При этом вместо уведомления формы ВУ-23 (ВУ-23м) в накладной указываются данные согласованного заявления о переадресовке. А на отцепленные и переадресованные вагоны оформляются новые перевозочные документы.

В этом случае вид отправки по первоначальным перевозочным документам на железнодорожной станции назначения определяется по количеству фактически прибывших на станцию порожних вагонов (с учетом норм прямого отправительского маршрута при первоначальной перевозке отправительским маршрутом).

13. При оформлении переадресовки по новым перевозочным документам заявитель переадресовки грузов или собственного порожнего вагона вносит все платежи по первоначальным перевозочным документам и производит расчеты по всем причитающимся платежам по новым перевозочным документам.

14. Особенности расчета кратчайшего расстояния при переадресовке собственного порожнего вагона установлены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 245 «Об особенностях определения кратчайших расстояний при перевозке грузов по отдельным участкам российских железных дорог» (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2009 г., регистрационный N 245).

С учетом этого расстояния корректируется срок доставки на железнодорожной станции назначения.

15. Переадресовка грузов по новым перевозочным документам при исправных запорно-пломбировочных устройствах (далее — ЗПУ) первоначального грузоотправителя осуществляется без снятия ЗПУ.

В этом случае в перевозочных документах в графе под наименованием груза заявителем переадресовки делается отметка: «Вагон переадресован за исправными ЗПУ первоначального грузоотправителя».

Заявитель переадресовки груза вправе произвести переадресовку груза со снятием первоначальных ЗПУ и наложением новых ЗПУ, о чем делается отметка в новых перевозочных документах с указанием типа и контрольных знаков новых ЗПУ.

Переадресовка собственных порожних вагонов осуществляется без снятия ЗПУ первоначального отправителя за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

16. Особенности переадресовки скоропортящихся грузов и подкарантинных грузов предусмотрены Правилами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 37 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 N 4762), и Правилами перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 36 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный N 4760).

При перевозке сцепа, состоящего из вагона дизель — электростанции и порожних грузовых вагонов рефрижераторных секций, переадресовка всех вагонов, входящих в состав сцепа, в том числе вагона дизель-электростанции, осуществляется в порядке, установленном для порожних собственных вагонов.

При перевозке сцепа, имеющего в своём составе (в том числе, наряду с порожними вагонами), груженый вагон (вагоны) рефрижераторной секции, и/или гружёные и порожние контейнеры переадресовка груженых вагонов, гружёных и порожних контейнеров, вагона-дизель — электростанции, входящих в состав такого сцепа, осуществляется в порядке, установленном для грузов.

17. По заявлению заявителя переадресовки собственного порожнего вагона перевозчик вправе переадресовать собственный порожний вагон (вагоны), отцепленный (е) по причине технической неисправности или по технологическим причинам перевозчиком от групповой (маршрутной) отправки в пути следования. При такой отцепке собственного порожнего вагона перевозчиком на железнодорожной станции отцепки составляется досылочная дорожная ведомость.

Одновременно с заявлением заявитель переадресовки собственного порожнего вагона предоставляет перевозчику новую накладную, заполненную в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 39 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2003 г., регистрационный N 4819).

При этом наименование станции отправления, указанной в накладной, должно совпадать с наименованием станции переадресовки.

Если переадресовка согласована, перевозчиком на оборотной стороне в свободном поле досылочной дорожной ведомости вносятся следующие отметки «Вагон N___ выдан на станции _____ «__» ______г. на основании распоряжения на переадресовку N ___ от _____г. (должность и ФИО лица представителя перевозчика, подписавшего распоряжение). При этом обязательство перевозчика в части, касающейся доставки отцепленных собственных порожних вагонов первоначальному получателю, считается исполненным.

Досылочная дорожная ведомость с отметками о получении вагона остается у перевозчика.

Раскредитование перевозочных документов по основной отправке осуществляется на железнодорожной станции её назначения в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Информация о переадресовке отцепленного от основной отправки собственного порожнего вагона передается железнодорожной станцией переадресовки на железнодорожную станцию назначения основной отправки в порядке, определенном перевозчиком, в день принятия решения о переадресовке.

В случае, если при получении на железнодорожной станции назначения информации о переадресовке собственного порожнего вагона, отцепленного от групповой (маршрутной) отправки, перевозочные документы на основную отправку не раскредитованы, перевозчик вносит в них сведения о переадресовке — в графе «Отметки перевозчика» оборотной стороны оригинала накладной и на оборотной стороне в свободном поле дорожной ведомости делается отметка следующего содержания: «Порожний вагон N ___ переадресован по распоряжению _______(должность и ФИО лица представителя перевозчика, подписавшего распоряжение) от ___г. N ___на железнодорожной станции_____ ( наименование железнодорожной станции переадресовки).

В случае, если информация о переадресовке отцепленного от основной отправки собственного порожнего вагона (вагонов) получена после раскредитования перевозочных документов:

перевозчик уведомляет получателя собственного порожнего вагона (вагонов) о переадресовке вагона (вагонов), о неприбытии которого составлен коммерческий акт;

получатель возвращает перевозчику коммерческий акт, составленный по факту несоответствия количества вагонов данным, указанным в накладной (за исключением случая, когда в пути следования произведена переадресовка отцепленного вагона (вагонов) и об этом имеется отметка в накладной), а также представляет оригинал накладной для внесения перевозчиком соответствующих сведений;

перевозчик вносит в оригинал накладной и дорожную ведомость сведения о переадресовке и возвращает оригинал накладной его получателю, а получатель в графе «По прибытии» дорожной ведомости делает отметку «О переадресовке отцепленных вагонов уведомлен».

При поступлении информации о переадресовке отцепленного вагона до раскредитования перевозочных документов, окончательные расчеты производятся отдельно по фактически прибывшим и переадресованным отцепленным вагонам. Коммерческий акт в указанном случае не составляется.

После переадресовки отцепленного вагона (вагонов) расчеты за перевозку отцепленного вагона(ов) осуществляются по оформленным новым перевозочным документам.

Если информация о переадресовке отцепленного вагона (вагонов) поступила после раскредитования основного перевозочного документа, окончательные расчеты производятся за все вагоны, указанные в накладной (прибывшие и отцепленные), а перерасчет провозных платежей производится перевозчиком в десятидневный срок после возврата получателем коммерческого акта и предъявления перевозчику оригинала накладной, для внесения перевозчиком и получателем соответствующих отметок в оригинал накладной и дорожную ведомость (по предъявлению копий электронного оригинала накладной, если перевозка осуществлялась в сопровождении электронной накладной).

Фактически прибывшие на станцию назначения по основной накладной собственные порожние вагоны, предъявленные к перевозке в групповой или маршрутной отправки, в том числе в составе отправительского маршрута, от которой в пути следования был отцеплен вагон (вагоны), считаются прибывшими:

в групповой или маршрутной отправке, в соответствии с количеством вагонов, принятых на станции отправления, если отцепка произведена по причинам, зависящим от перевозчика;

в групповой или повагонной отправке в зависимости от количества фактически прибывших по основной накладной вагонов в отправке, если отцепка произведена по причинам, не зависящим от перевозчика.

18. Переадресовка грузов, собственных порожних вагонов находящихся под таможенным контролем, проводится при наличии согласия таможенного органа, в регионе деятельности которого находится железнодорожная станция, на которой будет осуществляться переадресовка грузов.

В случае, если перевозка грузов, собственных порожних вагонов, в том числе находящихся под таможенным контролем, угрожает здоровью или жизни граждан, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологической безопасности, изменение пункта назначения таких грузов и вагонов проводится перевозчиком без согласования с соответствующим таможенным органом, грузоотправителем, грузополучателем. Перевозчик о такой переадресовке незамедлительно уведомляет таможенный орган, в регионе деятельности которого расположены железнодорожные станции отправления, переадресовки и назначения груза и вагона, а также грузоотправителя и грузополучателя.

При переадресовке воинских грузов в указанных случаях перевозчик уведомляет органы военных сообщений.

19. Переадресовка грузов, следующих в прямом смешанном сообщении, производится в порядке, предусмотренном правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

20. Переадресовка грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, осуществляется в соответствии с Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 10, ст. 851; 2006, N 52 (3 ч.), ст. 5587; 2013, N 20, ст. 2504) и настоящими Правилами.

21. Переадресовка грузов с признаками порчи, повреждения, недостачи, а также с неисправными запорно-пломбировочными устройствами, нарушением температурного режима и порядка вентилирования не допускается.

Переадресовка технически неисправного вагона (вагонов) с грузом осуществляется только после устранения такой неисправности.

22. Оформление перевозочных документов при переадресовке грузов и собственных порожних вагонов осуществляется в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 39 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2003 г., регистрационный N 4819), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 25 декабря 2007 г. N 196 (зарегистрирован Минюстом России 23 января 2008 г., регистрационный N 10971), от 3 октября 2011 г. N 258 (зарегистрирован Минюстом России 11 октября 2011 г., регистрационный N 22019).

23. В случае изменения грузополучателя (получателя) и (или) железнодорожной станции назначения по заявлению грузоотправителя, (отправителя) сторона, по заявлению которой проведена переадресовка грузов, собственных порожних вагонов, является ответственной перед первоначальным грузополучателем (получателем) за последствия такого изменения и урегулирует расчеты между первоначальным грузополучателем (получателем) и фактическим грузополучателем (получателем) без участия перевозчика.

Информирование первоначального получателя о переадресовке собственных порожних вагонов, в том числе отцепленных от групповой (маршрутной) отправки, осуществляет заявитель переадресовки собственного порожнего вагона. Информирование может осуществляться перевозчиком при наличии соответствующего договора между заявителем переадресовки порожнего вагона и перевозчиком.

24. При переадресовке на железнодорожной станции назначения грузов, погруженных в открытый железнодорожный подвижной состав, погрузка и крепление которых не предусмотрены техническими условиями погрузки и крепления грузов, после проверки соответствия указанных в накладной реквизитов крепления грузов, под отметками о размещении и закреплении грузов согласно схеме, делается отметка «Количество и наименование реквизитов крепления в вагоне соответствует указанным в накладной». Указанная отметка заверяется подписями работника, ответственного за погрузку, размещение и крепление грузов, уполномоченного заявителем переадресовки и уполномоченного представителя перевозчика с указанием должности и фамилии, а также штемпелем станции.

Переадресовка негабаритных и тяжеловесных грузов производится с учетом требований Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики.

25. За время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования в ожидании переадресовки грузов, порожних вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя (отправителя), владельца порожних грузовых вагонов, контейнеров, грузополучателя (получателя), указанными лицами вносятся перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, и плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы перевозчика, возникающие в связи с переадресовкой грузов, собственных порожних вагонов, возмещаются лицом, по инициативе которого осуществляется такая переадресовка, в соответствии с договором.

При задержке вагонов в ожидании переадресовки уполномоченным представителем перевозчика составляется акт общей формы.

26. Исчисление сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов при переадресовке осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики, в соответствии со статьей 33 Устава.

27. Гружёные и собственные порожние вагоны, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, при наличии технической возможности движения, должны быть переадресованы в адрес ближайшего пункта технического обслуживания вагонов.

Совет потребителей рассмотрел проект приказа Минтранса России «Об утверждении Правил переадресовки грузов, порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте».
Совет потребителей в целом поддерживает проект приказа Минтранса России «Об утверждении правил переадресовки грузов, порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте» с учетом внесения в приказ следующих замечаний.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 проекта Правил заявителем переадресовки может быть отправитель собственных порожних вагонов (владелец вагонов).
По п.2 проекта Приказа. Предлагается рассмотреть возможность предоставления права на подачу запроса на переадресовку лицу, которое управляет вагоном на законных правах в определенную единицу времени (например, оператор по доверенности).
На практике большинство операторов с большой эффективностью используют реализованный механизм привлечения вагонов иных операторов под свои заказы в рамках выданных доверенностей, внесенных в информационные системы ОАО «РЖД».
Право уполномочить своего представителя подавать заявления о переадресовке собственного порожнего вагона закреплено в статье 31 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Реализация данного предложения предоставит оператору дополнительную возможность эффективно управлять привлеченным парком.
С учетом сказанного, предлагается изложить абз.2 и 3 пункта 2 проекта Приказа в следующей редакции: «По заявлению в письменной форме отправителя собственных порожних вагонов, владельца вагонов (далее – заявитель переадресовки), если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, перевозчик может производить переадресовку собственных порожних вагонов с изменением получателя и (или) железнодорожной станции назначения.
При подаче заявления о переадресовке лицом, уполномоченным грузоотправителем, грузополучателем, отправителем, владельцем вагонов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации перевозчик имеет право проверить его полномочие.»
По п.4 проекта Приказа. В тексте допущена опечатка: в абзаце 14 пункта 4 проекта Приказа «В заявлении о переадресовке собственного заявитель переадресовки порожнего вагона (вагонов) указывает…» между словами «собственного» и «заявитель», вероятно, пропущено слово «вагона».
По п.7 проекта Приказа. В абзаце 2 пункта 7 проекта приказа имеется отсылка к требованиям антимонопольного законодательства. Указанное положение не в полной мере раскрыто в проекте Приказа и представляется для участников перевозочного процесса непрозрачным и нечётким критерием. В этой связи целесообразно исключить указанную отсылочную норму и изложить абзац в следующей редакции:
«По итогам рассмотрения и согласования заявки на переадресовку перевозчик принимает решение об осуществлении переадресовки либо об отказе в ее осуществлении в течение одних суток с момента регистрации заявления о переадресовке грузов или собственного порожнего вагона (вагонов).»
По п.9 проекта Приказа. Имеется замечание технико-юридического характера. Необходимо дополнить пункт текстом «если иное не установлено настоящими правилами», поскольку далее в пункте 17 проекта Правил предусмотрен случай, при котором оформляется новый перевозочный документ на вагон при переадресовке в пути следования. Предлагается изложить пункт 9 проекта Приказа в следующей редакции:
«9. Переадресовка грузов и собственных порожних вагонов в пути следования осуществляется по первоначальным перевозочным документам, если иное не установлено настоящими Правилами.»
По п.11 проекта Приказа. Согласно п.11 проекта Приказа, если порожний вагон был раскредитован, но по каким-то причинам на пути получателя не подан, то владелец вагона обязан оформить переадресовку. Эта переадресовка будет либо по новым перевозочным документам, либо (в указанных случаях) по неполным. Предлагается предусмотреть возможность оформления новой перевозки, а не переадресовки и дополнить п.11 проекта Правил абзацем следующего содержания:
«В случае необходимости дальнейшей перевозки собственного порожнего вагона, прибывшего на железнодорожную станцию назначения, предъявление такого вагона к перевозке осуществляется после раскредитования накладной и оформления новой накладной. Новая перевозка переадресовкой не является. В случае отсутствия на железнодорожной станции назначения получателя или отказа получателя от погрузки собственного порожнего вагона, перевозочные документы могут быть раскредитованы отправителем (владельцем вагона) с последующим оформлением новой накладной на перевозку.»
По п.12 проекта Приказа. Предлагается дополнить пункт положениями, предусматривающими возможность переадресовки в пути следования (фактически это происходит), а также исключить изменение вида отправки (маршрутной или групповой) в случае, если одиночные вагоны отцеплены по причине технической неисправности, изложив пункт 12 в следующей редакции:
«12. Переадресовка отдельных вагонов с грузом, следующих в составе маршрутной или групповой отправки, в том числе отправительского маршрута, допускается в пути следования или на железнодорожной станции назначения груза с оформлением дальнейшей перевозки новыми перевозочными документами. Переадресовка остальных вагонов, следующих в составе маршрутной или групповой отправки, осуществляется по первоначальным перевозочным документам.»
По п.12.1 проекта Приказа. В соответствии с пунктом 12.1 проекта Правил перевозчик может переадресовать порожние вагоны, следующие в групповой или маршрутной отправке, при этом к заявлению о переадресовке дополнительно должно быть приложено согласие первоначального получателя таких вагонов на данную переадресовку. Требование о приложении данного согласия первоначального получателя представляется избыточным. Это требование может осложнить процесс организации переадресовки ввиду того, что в ряде случаев оператор подвижного состава не имеет никаких договорных отношений с данным получателем.
Кроме того, при «заадресовке» порожних вагонов достаточно только наличия согласованной перевозчиком заявки формы ГУ-12. При этом, оператор железнодорожного подвижного состава несет ответственность перед своим клиентом за не предоставление (не своевременное предоставление) подвижного состава в рамках заключенного договора при выполнении согласованной сторонами заявки. Положения абзаца третьего пункта 12.1 проекта Правил не относятся к предмету правового регулирования проекта Правил.
С учетом изложенного, предлагается изложить пункт 12.1 проекта Правил в следующей редакции:
«»12.1. Переадресовка отдельных собственных порожних вагонов, следующих в составе групповой или маршрутной отправки и не отцепленных в пути следования по причинам, указанным в пункте 17 настоящих Правил, допускается по заявлению заявителя переадресовки собственного порожнего вагона в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
В этом случае вид отправки по первоначальным перевозочным документам на железнодорожной станции назначения определяется по количеству фактически прибывших на станцию порожних вагонов (с учетом норм прямого отправительского маршрута при первоначальной перевозке отправительским маршрутом).»
По п.14 проекта Приказа. В проекте Правил предлагается распространить на перевозку порожних вагонов действие приказа Минтранса России от 21.12.2009 г. № 245 «Об особенностях определения кратчайших расстояний при перевозке грузов по отдельным участкам российских железных дорог», созданного для перевозки грузов и не содержащего в себе указания на его действие в отношении порожних вагонов.
Экономическая оценка последствий применения данного Приказа и внесение в него соответствующих изменений требует дополнительного времени. Кроме того, так как положения, касающиеся тарификации из проекта Правил исключены, данный пункт фактически утратил свою актуальность.
В этой связи, представляется целесообразным исключить Пункт 14 из проекта Правил.
По п.17 проекта Приказа. Согласно положениям пункта 17 проекта Правил, появляется возможность переадресовать собственный порожний вагон (вагоны), отцепленный (е) от групповой (маршрутной) отправки в пути следования. При этом основную часть отправки переадресовывать нельзя.
Совет потребителей считает, что в условиях, когда определен механизм переадресовки отцепленных вагонов от основной накладной, технологически эффективно будет разрешить переадресовку и основной накладной. Данное требование обусловлено тем, что в ряде случаев операторы подвижного состава по согласованию с грузоотправителями обеспечивают подвод вагонов под погрузку в определенном количестве (определенными группами) и в случае, если от такой группы происходит отцепка вагонов, то оставшиеся вагоны целесообразней направить под иную погрузку т.к. их подвод под ранее планируемую погрузку уже нецелесообразен. Кроме того, возможны случаи, когда от групповой или маршрутной отправки может быть отцеплена группа вагонов в количестве большем, чем останется основная отправка. В результате, возникает ситуация, когда большая часть отцепленных вагонов может быть переадресована, а меньшая, оставшаяся часть вагонов – нет.
Предлагается дополнить пункт 17 проекта Правил абзацем следующего содержания:
«Собственные порожние вагоны, следующие в составе групповой (маршрутной) отправки, от которой по технической или технологической причине был отцеплен грузовой вагон (вагоны) могут быть переадресованы в пути следования в соответствии с настоящими Правилами, причем переадресовка основной группы вагонов является переадресовкой всей группы или маршрута, если на отцепленные вагоны не передано отдельное заявление на переадресовку.»
Кроме того, целесообразно дополнить пункт указанием на возможность проставлять отметки и оформлять документы в электронной форме, а также раскрыть перечень причин отцепки по причинам, зависящим от перевозчика.
По п.25 проекта Приказа. Предлагается дополнить пункт 25 положениями, предусматривающими возможность произвести бесплатную переадресовку вагонов при отсутствии технологической возможности у ОАО «РЖД» доставить груз до первоначальной станции назначения в установленный срок, например, при «бросании» или «отставлении от движения» поездов.
Предлагается дополнить пункт 25 проекта Правил абзацем следующего содержания:
«При остановке в пути следования поездов по причинам, зависящим от перевозчика («бросании» или «отставлении от движения» поездов), в составе которых имеются вагоны, оформленные повагонными отправками, плата за переадресовку вагонов, оформленных повагонными отправками, вносится по согласованию с перевозчиком.»
Кроме того, существует плата за оказание услуг по переадресовке. В связи с этим, указание на договор переадресовки между перевозчиком и заявителем представляется избыточным. Предлагается исключить абзац 2 из пункта 25 проекта Правил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *