Перечень функциональных обязанностей по охране труда руководителей

Должностные обязанности специалиста по охране труда — это перечень функций работника, отвечающего за безопасность работников и профилактику травматизма.

Кто такой специалист по охране труда

Это работник организации, который отвечает за жизнь, здоровье и безопасные условия работы сотрудников компании. В соответствии с положениями статьи 217 ТК РФ, эта должность вводится в организации при численности персонала от 50 штатных единиц. Если численность персонала в организации меньше, то решение принимается по усмотрению руководства. Обязанности специалиста по ОТ и ТБ может исполнять человек, имеющий специальное образование, аналитический, технический склад ума, отличную память, стрессоустойчивость, превосходные коммуникативные навыки и организаторские способности.

Должностная инструкция

Опираясь на Приказ Минздравсоцразвития от 17.05.2012 № 559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда»), каждый работодатель самостоятельно формулирует должностные обязанности специалиста по ОТ и включает их в должностную инструкцию этого работника, принимая во внимание специфику своего производства. Должностная инструкция состоит из пяти разделов, в каждом из которых дается описание трудовых функций:

  • общие положения;
  • функции;
  • обязанности;
  • права;
  • ответственность.

Кроме того, чтобы полнее сформулировать обязанности специалиста по охране труда в организации в процессе разработки должностной инструкции, работодатель может использовать профессиональный стандарт, утвержденный Приказом Минтруда от 04.08.2014 № 524н.

Общие положения

Во вводном разделе пишут о квалификационных требованиях к специалисту, порядке назначения его на должность, о подчиненности и так далее. Требования к специалисту по охране труда утверждены на законодательном уровне, и он обязан иметь:

  • высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность»;
  • или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области ОТ без предъявления требований к стажу работы;
  • или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области ОТ, стаж работы в области ОТ не менее 3 лет.

Такой специалист, как правило, подчиняется непосредственно генеральному директору и назначается на должность его приказом.

Функции

Функциональные обязанности специалиста по охране труда перечислены в статьях 211 и 212 ТК РФ. Одни работодатели предпочитают перенести часть из них в ЛНА работодателя, другие просто дают ссылку на эти нормы — оба подхода не противоречат нормам закона. Кроме того, рекомендуется включить задачи, которые ставятся перед работником на предприятии, например:

  • внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда;
  • нормативное обеспечение и методическая помощь структурным подразделениям по вопросам, входящим в компетенцию работника;
  • планирование, разработка и совершенствование СУОТ;
  • оперативный мониторинг состояния охраны труда на предприятии в целом;
  • предотвращение травматизма и т. д.

Обязанности

Этот раздел пропишите максимально подробно. У работника не должно возникать вопросов или непонимания по поводу формулировок в этом документе. Формулируя обязанности специалиста по охране труда на предприятии, используйте глаголы: делает, проводит, осуществляет, контролирует — с ориентацией на цель, например:

  • разрабатывает правила и инструкции для предотвращения несчастных случаев на производстве;
  • совместно с руководителями структурных подразделений определяет потребность в обучении по охране труда;
  • проводит вводный инструктаж со всеми работниками предприятия;
  • участвует в проверке знаний охраны труда и т. д.

Перечень обязанностей перенесите в должностную инструкцию, включив и задачи, обозначенные для конкретного предприятия с учетом его особенностей. Указывать ли функциональные обязанности по охране труда, предусмотренные (Трудовой кодекс Статья ТК РФ), решать вам, если есть желание придать документу больший объем, то укажите такие пункты:

  • обеспечение, проверка и контроль выполнения служащими требований по ОТ;
  • проведение профилактики предупреждения возможных травм, аварий и чрезвычайных обстоятельств на рабочих местах;
  • проведение обучения, написание инструкций и постановка задач перед сотрудниками по ОТ;
  • проведение проверок, следствия и анализа несчастных случаев;
  • составление отчетов, ведение документации и материалов о сделанной работе;
  • защита руководства фирмы от уголовной или административной ответственности в следствие происшествий на рабочем месте;
  • обеспечение компенсационных выплат пострадавшим.

Права

Права даются работнику для более эффективного исполнения обязанностей. Обычно права и обязанности специалиста по охране труда определяются так:

  • запрашивать и получать необходимую информацию;
  • принимать участие в обсуждениях, заседаниях, расследованиях по своему направлению;
  • вносить предложения по улучшению социально-бытовых условий работников, по вопросам привлечения их к ответственности за нарушения норм законодательства и пр.

Ответственность

Работник несет дисциплинарную, административную и в некоторых случаях уголовную ответственность за неисполнение своих должностных обязанностей, в том числе за:

  • причинение убытков предприятию, порчу имущества и причинение вреда контрагентам предприятия;
  • разглашение коммерческой тайны;
  • ненадлежащее исполнение рабочих функций и т. д.

Скачать должностную инструкцию

Хотелось бы сегодня поговорить об охране труда в бюджетных организациях, в частности в общеобразовательной школе.

Довелось мне как то целый год проработать в общеобразовательной школе, сначала в качестве специалиста по охране труда, чуть позже «дослужился» до начальника отдела охраны труда и пожарной безопасности. 🙂 До этого проработал на производстве инженером группы производственного контроля и охраны труда два с половиной года. А тут поступило предложение от знакомого, пообщался на собеседовании с директором и принял решения переходить в школу.

Для начала скажу, что понятие «охрана труда» в школе крайне растянуто и искажено. Охрана труда конечно присутствует, но вот что это и как это знает наверное только один инженер по охране труда. Хотя эта проблема бывает зачастую не только в бюджетных организациях. 🙂

Если вы стали инженером (специалистом) по охране труда в школе, то будьте готовы к тому, что на вас «повесят» и безопасность детей. Вам придется писать не только инструкции по охране труда для работников, но и инструкции для детей, как им вести себя при разных жизненных обстоятельствах. Почувствуйте себя педагогами. 🙂

Когда я пришел работать в школу, то первое что увидел — это куча инструкций по охране труда для работников и обучающихся, непонятные журналы проведения инструктажей с росписями детей!, много бредовых приказов от департамента образования (кто работает в бюджете, тот знает что это за «орган»). Общий итог увиденного — полная безграмотность работников в области охраны труда и пожарной безопасности, смешивание охраны труда работников с безопасностью детей.

С самого начала вы должны четко дать понять директору школы, что охрана труда в школе распространяется только на работников. Что на детей распространяется только понятие безопасность. Дети должны выжить и уйти здоровыми с уроков, а работники должны выжить и уйти здоровыми с работы. Хоть и уходят они домой с одного и того же места. 🙂 При этом конечно стоит дать понять директору, что вы вроде бы как бы и не отказываетесь содействовать безопасности учебного процесса школьников, но в первую очередь это обязанность преподавательского состава. Учитель должен обеспечить безопасность ученика!

Если обязанность писать инструкции и для работников и для детей легла на вас, то четко разграничьте все инструкции. Я столкнулся с тем, что по инструкциям по охране труда проводили инструктажи детям. Работник заключает трудовой договор, ученики участвуют в обучающем процессе! Не забывайте об этом! Все инструкции у меня делились на «инструкции по охране труда» для работников и «инструкции по безопасности» для обучающихся. Приведу пример: в кабинете труда находится станок по обработке дерева. При работе на этом станке учитель труда руководствовался «Инструкцией по охране труда при работе на деревообрабатывающем станке», а ученик «Инструкцией по безопасности при работе на деревообрабатывающем станке». Нет инструкций по охране труда для детей, называйте вещи своими именами! Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В книгах, посвященных охране труда в школах видел примеры инструкций по охране труда для учителя. Не пишите и не утверждайте такую инструкцию у себя, она ни о чем. И кстати поменьше читайте таких книг, они тоже мало полезного несут в себе. 🙂

Об обучении мерам безопасности достаточно подробно расписано в ГОСТ 12.0.004-90. Документ старенький, но никто его не отменял. Этот ГОСТ требует проводить инструктажи детям перед началом любого вида деятельности в школе! Любого! Так и сделаем. Только не думайте взваливать это на себя, уважаемый инженер, это участь педагогов. Проверьте, кстати, чтобы в должностной инструкции каждого учителя присутствовала фраза об ответственности за жизнь и здоровье учеников в полном объеме. Обеспечьте их отдельными журналами инструктажей (произвольной формы), либо пусть делают отметки в классных журналах. То есть, перед лабораторной работой в кабинете химии, учитель зачитывает «Инструкцию по безопасности при работе в кабинете химии» и делает отметку в журнале. Естественно подпись ребенка никакой юридической силы не имеет, так что собирать их (подписи) не стоит, а то я видел и такое.

А вообще, советую разработать положение об инструктажах, где четко пропишите как процесс инструктирования детей, так и работников.

Ну с обучением и проверкой знаний работников все просто: обучите 3-5 человек в учебном центре, создайте свою комиссию и проведите проверку знаний у всех работников, по разработанным вопросникам. Это как везде. Если есть деньги у директора, то всех учителей загоняйте на обучение и проверку знаний в учебный центр.

Особое внимание по вопросам безопасности как трудового процесса, так и учебного уделите кабинетам информатики, физики, химии, трудового обучения, спортзалам. Именно там велика вероятность травмирования как детей, так и работников. Кабинет труда вообще можно сравнить с маленьким производственным цехом.

Работники рабочих профессий в школе (плотники, маляры, уборщики служебных помещений и т.д.) должны «почувствовать» на себе охрану труда в полной мере. Для них всё как на производстве ни больше, ни меньше.

По пожарной безопасность ничего нового в школе не придумали, единственное — это регулярные плановые эвакуации работников и обучающихся. Всё остальное — как у всех, разве что еще инструкций по пожарной безопасности будет побольше.

Частенько департамент образования присылал письма, приказы и много другой бумаги. От этого никуда не деться — это вышестоящая организация. Эти «писульки» исполняйте, но свою линию всегда гните. Очень часто департамент любил писать «в срочном порядке провести инструктажи по антитеррористической безопасности». 🙂 Хотя такого вида инструктажа вообще не существует в природе. Для таких целей советую завести отдельный журнал для инструктажей, чтобы не гадить в журналах инструктажей на рабочем месте.

Департамент то требует много, а денег на это даёт крайне неохотно. С финансированием в школах, как и в любых других бюджетных организациях, крайне туго. Лишнего рубля на реализацию мероприятий по охране труда не выпросишь.

Не забываем о несчастных случаях и их расследовании. Да да, теперь вам придется еще и расследовать несчастные случаи с детьми. А их, поверьте мне, гораздо больше, чем с работниками. Порядок расследования несчастных случаев с детьми, схож с процедурой расследования несчастных случаев на производстве. Этот порядок регламентирован в Приказе Государственного комитета СССР по народному образованию №639 от 01.10.1990г. Действующий документ кстати.

Ну вот, пока что всё. Задавайте свои вопросы по организации охраны труда в школе, обязательно отвечу. Так всего сразу и не вспомню, много интересного тогда было. Там всё так же, просто еще есть дети, и с этим инженеру по охране труда тоже приходиться считаться.

Экологическое законодательство Российской федерации обязывает все юридические и физические лица, деятельность которых связана с природопользованием, образованием и использованием опасных отходов, выбросом вредных веществ, проводить мероприятия по охране и восстановлению природной среды.

Так, экологические мероприятия проводятся по следующим направлениям:

  • охрана воздушного пространства и озонового слоя;
  • охрана водных ресурсов;
  • охрана земельных ресурсов и недр;
  • охрана лесных насаждений;
  • охрана производства и труда;
  • охрана водоснабжения населения;
  • контакт с вредными и опасными отходами;
  • охрана животного мира и этнических экомассивов.

Положения законодательных актов, прежде всего, направлены на мотивацию предпринимателей к экологизации производственной деятельности: рациональное применение природных материалов; использование ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, экологически чистого сырья, сокращение вредного воздействия на экологию, восстановление природного баланса.

Перечень мероприятий по ООС для предприятия

Для каждого субъекта хозяйствования перечень мероприятий по охране природной среды будет индивидуальным, что обусловлено особенностями технологического процесса и типом загрязняющего влияния на экологию, качеством используемых основных фондов, местом расположения производственных мощностей и рядом других факторов.

Для сокращения вредного воздействия на природную среду субъекты хозяйствования могут применять административные, экономические, производственные, научные методы, что позволяет выбрать наиболее удобный и выгодный для предприятия путь защиты экологии.

Мы предлагаем примерный перечень мероприятий по ООС, которые предприятие может включить в свою экодокументацию в зависимости от вида деятельности и финансовых возможностей (дифференциация по ключевым направлениям ООС):

  • Охрана атмосферного воздуха и озонового слоя может включать такие мероприятия: переход на использование экотоплива и экологически чистого сырья; внедрение системы рециркуляции дыма и газов; модернизация установок для очистки газов; использование агрегатов для утилизации веществ, которые разрушают озоновый слой; автоматизация контроля объема выбросов вредных веществ; оборудование неорганизованных мест выбросов; приобретение измерительного оборудования для контроля уровня токсинов и дыма в отработанных газах, создание условий для рассеивания выбросов и т.п.;
  • Охрана водных ресурсов может заключаться в таких мероприятиях: обновление оборудования для хозяйственно-бытового водоснабжения; внедрение агрегатов для удаления шламов гидравлическим способом; аккумуляция веществ, которые загрязняют подземные и поверхностные воды; приобретение приборов для сбора загрязняющих веществ, которые содержатся в сточных водах; строительство скважин; реконструкция и капитальный ремонт сетей для забора, транспортировки, хранения водных ресурсов и т.п.;
  • Обращение с отходным материалом предполагает следующие меры экологизации: внедрение программ перевода отходов в товарные категории; обезвреживание и хранение токсичных отходов; приобретение и использование контейнеров для хранения вторичного сырья и отходов; модернизация и переоборудование объектов хранения отходного материала; внедрение безотходных систем производства; обустройство площадок для временного хранения отходов и т.п.;
  • Охрана труда и производства может включать такие мероприятия: замена старого производственного оборудования на новое, контроль соблюдения режима труда и отдыха, установка противопожарных систем; приобретение строительной техники с более низкими вибрационными и шумовыми характеристиками; установка систем очистки выхлопных газов и т.п.

К мероприятиям по охране экологии на предприятии также относят: ведение экологической документации, проведение экологического мониторинга, разработку программ по снижению уровня шума, очистке сточных вод, околоземельного пространства и др.

На основании составленного списка природоохранных мер создается официальный документ – Перечень мероприятий по ООС. Все мероприятия по сохранению природной среды, которые предприятие отражает в соответствующих документах, обязательны для выполнения. Поэтому при составлении плана природоохранных мероприятий следует отталкиваться от текущих производственных и финансовых возможностей предприятия, чтобы избежать конфликтных ситуаций и судебных разбирательств.

Помощь специалистов «Экобезопасность»

Разрабатывать перечень природоохранных мер и оформлять его соответствующим образом на предприятии должен профильный специалист – эколог. Именно это должностное лицо несет ответственность за реализацию мероприятий по ООС и сокращение эковыплат и компенсаций предприятия.

Аутсорсинговая компания «Экобезопасность» предлагает услуги экологического сопровождения предприятий на самых выгодных условиях. У нас работают высококвалифицированные экологи с большим опытом составления экологической отчетности и взаимодействия с органами государственного контроля.

Наши профессионалы в сжатые сроки разработают эффективный и реальный план мероприятий по ООС с учетом всех особенностей и нюансов вашего предприятия, помогут сократить экологические выплаты и создать хорошую репутацию современного экологически безопасного производителя.

Звоните нам прямо сейчас и опытные сотрудники предоставят вам подробную информацию об услугах нашей компании, проконсультируют и дадут рекомендации по каждому конкретному случаю, ответят на все интересующие вопросы. Специалисты компании «Экобезопасность» помогут найти компромисс между требованиями экологического законодательствами и интересами вашего бизнеса!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *