Переход на ЕСХН

Преимущества перехода ИП на ЕСХН при регистрации

Действие ЕСХН распространяется только на те ИП, основная деятельность которых связана с производством сельскохозяйственной продукции. Но и эти предприниматели, перед тем как сделать свой выбор в пользу сельхозналога ЕСХН при регистрации ИП, должны тщательно просчитать ситуацию и оценить финансовые выгоды от своего решения.

УСН, ЕНВД, Патенты имеют свои плюсы и минусы. Преимущества, которые можно получить от применения ЕСХН:

  • Низкая налоговая ставка.
  • Упрощенный бухгалтерский учет.
  • Освобождение от целого «букета» налогов в пользу одного.
  • Переход на ЕСХН можно осуществить, написав заявление. Разрешение ФНС на это не требуется.
  • Платежи по налогу только два раза в году.

Но при этом есть и отрицательные моменты:

  • Отличающийся (в сравнении с общей налоговой системой) перечень доходов, учитывающихся при расчете прибыли.
  • Жесткое требование к поддержанию доли дохода от сельхозоборота не менее 70%.
  • У ИП нет возможности возврата НДС, что затрудняет его взаимодействие с предприятиями плательщиками этого налога.

О значении того, что ИП находится на ЕСХН, расскажет видео ниже:

Процесс перехода

Переход ИП на сельхозналог возможен в любой период деятельности предпринимателя, в том числе и при регистрации. Это дело добровольного выбора ИП и осуществляется простым уведомлением на бланке установленной формы.

Необходимые документы

Если переход на ЕСХН происходит при регистрации ИП, то для этого должны быть подготовлены:

  • Комплект необходимых для регистрации документов.
  • Паспорт.
  • Заявка формой №26.1-1.

О том, как формируется отчетность ИП на ЕСХН, расскажет видео ниже:

Процедура пошагово

  1. Предприниматель должен принять взвешенное решение о переходе на ЕСХН при регистрации ИП.
  2. Подготовить документы, необходимые для регистрации ИП.
  3. Взять бланк заявки №26.1-1 (в ФНС или скачать в интернете).
  4. Заполнить его соответствующим образом.
  5. Подать документы в инспекцию ФНС.
  6. Получить подтверждение регистрации с переходом на ЕСХН.

Заявление

Буквы и цифры заносятся в пустые клетки. На бланке должна быть следующая информация:

  • Верхняя строчка (ИНН) при переходе на ЕСХН в момент регистрации ИП не заполняется.
  • Следующая строка (КПП) не предназначена для заполнения, если заявка исходит от ИП.
  • А вот номер листа (001) заполнить надо.
  • Затем код вашей налоговой и код заявителя 1 (для тех, кто переходит одновременно с регистрацией).
  • В следующих трех строчках полные инициалы предпринимателя.
  • В строке ниже дату перехода на ЕСХН кодируйте цифрой 2, что означает с момента постановки на учет.
  • Ниже лист разделяется на две части, и в левой стороне указывается кто заявитель: либо сам предприниматель (1), либо его представитель (2).
  • Полные инициалы представителя (если таковой есть).
  • И внизу – контактный телефон (номер), дата и подпись.
  • Правая сторона заполняется в ФНС.

Заявку заполняют печатными заглавными буквами черными чернилами.

Скачать бланк заявления на ЕСХН можно .

Образец заполнения заявления на ЕСХН

Образец заполнения заявления на ЕСХН — 1Образец заполнения заявления на ЕСХН — 2

Сроки и штрафы

Новое ИП может перейти на ЕСХН в момент регистрации или не позднее тридцати дней после нее. В противном случае переход может быть выполнен на общих основаниях с начала следующего года.

Штрафом ИП плательщик сельхозналога наказывается только при вот при каких нарушениях:

  • Реализация сельхозпродуктов упала ниже 70% от общего объема выполненных ИП работ.
  • Нарушена численность сотрудников.
  • При других нарушениях условий законодательства, распространяющихся на плательщиков ЕСХН.

В этом случае ИП переводится на оплату налогов за прошедший период (в котором было допущено нарушение) на общих основаниях и действие ЕСХН для него отменяется.

Финансовый вопрос

ЕСХН привлекателен прежде всего своей небольшой налоговой ставкой, равной 6%, которые берутся от налоговой базы. В сельхозналоге это разница между величиной доходов и размеров затрат на ведение бизнеса. Платежи производятся два раза за год:

  1. Авансовый – рассчитывается за первые полгода, умножается на 6% и платится до 25 июля.
  2. А итоговый определяется так: рассчитывается налоговая база (смотри выше) за год, от нее берется 6% и вычитается уплаченный аванс. Срок оплаты – 31 марта следующего года.

Про расчет и уплату ЕСХН расскажет видео ниже:

Общие условия применения

На самом деле, прочитав эту статью, вы сами поймете, что ЕСХН очень похож на упрощенку с базой «доходы — расходы». И это правда. Среди общих условий использования ЕСХН отметим:

  • Налог могут использовать и юрлица, и ИП. Главное, они должны соответствовать определенным критериям – о них расскажу позже;
  • Режим является добровольным – если вы соответствуете критериям, то можете перейти на него, а можете остаться на другом режиме. Здесь вы сами определяете для себя, что лучше.
  • Юрлица, уплачивающие ЕСХН, освобождаются от:
    • Налога на прибыль;
    • Налога на имущество.
  • ИП, уплачивающие ЕСХН, не платят:
    • НДФЛ;
    • Налог на имущество, которое непосредственно задействовано в бизнесе.
  • Все правила применения ЕСХН относятся также к одной специфической разновидности организации бизнеса — к крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Обратите внимание, что главное нововведение 2019 года заключается в том, что теперь предприниматели, находящиеся на ЕСХН будут обязаны платить НДС в общем порядке (см. 335-ФЗ от 27.11.2017г. п.12 ст.9). Он должен будет начисляться при реализации сельхозпродукции, а входной НДС можно будет поставить к возмещению. Предприниматели будут обязаны выдавать счет-фактуры, вести книги покупок и продаж, а также ежеквартально сдавать НДС-декларации.

Однако, вышеназванный закон предусматривает и освобождение от обязанности платить НДС. Им можно будет воспользоваться, уведомив налоговую соответствующим заявлением. Получается, что предприниматель может в добровольном порядке выбрать, что ему будет выгодно – платить только ЕСХН или ЕСХН плюс НДС, что, к примеру, будет актуально для крупных сельхозпроизводителей, имеющих большие объемы входного НДС.

Правом на освобождение можно будет воспользоваться, если:

  • переход на ЕСХН и освобождение от НДС в заявительном порядке происходят в одном и том же календарном году;
  • доход от предпринимательской деятельности, без учета НДС не превысил 100 млн. рублей, это за 2018 год, за 2019 – лимит будет составлять 90 млн.руб.

При соблюдении одного из условий НДС в 2019 году можно не платить, только предварительно уведомив об этом налоговую.

Что еще важно, предприниматели, реализующие подакцизные товары в течение последних трех месяцев перед вступлением в силу законодательных поправок не могут воспользоваться правом освобождения от НДС.

Еще один нюанс заключается в том, что предприниматель, получивший право на освобождение от НДС, в последующем не может взять и отказаться от него (ст. 145 НК РФ абз. 2 п. 4). Исключением будет являться лишь факт утраты данного права. Это может произойти либо по причине превышения годового порога выручки (90 млн. в 2019 году), либо по причине продажи подакцизных товаров. Если это произошло, предприниматель теряет право на освобождение от НДС, сумму налога нужно будет восстановить и перечислить в бюджет. Причем, в дальнейшем предприниматель уже не сможет воспользоваться повторным правом на освобождение от НДС. Это прописано в ст. 145 НК РФ абз. 2 п. 5.

Кто может стать плательщиком ЕСХН

Как я уже сказала, что перейти на ЕСХН могут и юрлица, и ИП. Но для этого надо соответствовать определенным критериям. Каким именно?

Налогоплательщиком по этому спецрежиму может быть только сельскохозяйственный товаропроизводитель. Кто это такой?

Согласно НК РФ, с/х товаропроизводителем признаются:

  • юрлица и ИП, занимающиеся производством с/х продукции, ее переработкой (подразумевается как первичная так и последующая (то есть уже промышленная) переработка) и реализацией этой продукции. Здесь важно, чтобы доходы по этой деятельности были равны как минимум 70% от всех доходов налогоплательщика.
  • с/х потребительские кооперативы (садоводческие, огороднические, животноводческие, а также перерабатывающие с/х продукцию, сбывающие ее или работающие в сфере снабжения с/х). При этом критерий по доле доходов в 70% здесь также сохраняется!
  • рыбохозяйства, рыбохозяйственные организации и ИП, если:
    • средняя численность работников за налоговый период не больше 300 человек;
    • если доля «профильных» доходов (реализация улова и рыной продукции) составляет как минимум все те же 70% от общих доходов;
    • если они занимаются рыболовством на судах, которые находятся в их собственности или используются по договору фрахтования.

Что же считается с/х продукцией? В это понятие включают:

  • продукты растениеводства (причем не только сельского, но и лесного хозяйства);
  • продукты животноводства (в т. ч. выращивание / доращивание рыб и иных биологических водных ресурсов);
  • улов водных биологических ресурсов, рыбная и иная продукция из них.

Подведем итог. Чтобы применять ЕСХН, надо отвечать следующим критериям:

  1. Заниматься производством / переработкой / реализацией с/х продукции.
  2. Доля доходов от этой деятельности должна быть равна как минимум 70% от всех доходов.
  3. Для рыбохозяйств есть дополнительные ограничения в виде численности работников (до 300 человек) и наличию собственных и арендованных судов.

ЕСХН не вправе применять:

  • Те, кто производит подакцизные товары;
  • Те, кто работает в игорном бизнесе;
  • Казенные и бюджетные учреждения.

Переход на ЕСХН и уход со спецрежима

Перейти на ЕСХН можно:

  • С начала года, подав соответствующее уведомление;
  • С даты постановки на налоговый учет – для только что зарегистрированных юрлиц или ИП.

Уведомление составляется по специальной форме № 26.1-1. Тем, кто принял решение перейти на ЕСХН с нового года, уведомить налоговую надо до 31 декабря текущего года. При этом в бланке необходимо проставить долю доходов от реализации с/х продукции во всех доходах текущего года. Только что зарегистрированным юр. лицам или ИП на подачу уведомления дается 30 дней с даты постановки на учет.

Если вы не подали уведомление № 26.1-1 в установленные сроки, то платить налог по ЕСХН вы не можете. Кстати, если все-таки перешли на ЕСХН, то сделать возврат на иной режим налогообложения до конца года нельзя.

Возращение на другой режим происходит в трех случаях:

  1. Вы добровольно отказываетесь от ЕСХН. Делается это только со следующего года, на подачу уведомления по форме № 26.1-3 дается время до 15 января нового года;
  2. Вы перестаете соответствовать какому-либо из обязательных критериев. В этой ситуации вы в месячный срок уведомляете налоговую об утрате права на использование ЕСХН по форме № 26.1-2;
  3. Вы прекращаете деятельность, по которой использовался спецрежим ЕСХН. Налоговая извещается об этом формой № 26.1-7 в срок до 15 дней с даты прекращения такой деятельности.

Основные параметры ЕСХН

Как любой налог, ЕСХН характеризуется стандартными параметрами: он имеет свою базу, ставку, правила расчета и форму декларации. Рассмотрим основные моменты:

Объект: доходы минус расходы.

Порядок определения и признания доходов / расходов: прописан в ст. 346.5 НК РФ. Расходы представлены, как и на упрощенке, в виде определенного перечня. Кроме того, их также надо подтвердить первичкой, ну и экономическую обоснованность никто не отменял.

Налоговая база: сумма доходов минус сумма расходов в денежном выражении. Суммы доходов / расходов в валюте переводятся в рубли по курсу ЦБ РФ, действовавшему в день получения дохода или осуществления расхода. Доходы в натуральной форме принимаются в расчет в суммах, соответствующих их рыночной стоимости. Суммы доходов / расходов считаются нарастающим итогом сначала года. Из базы по налогу разрешается вычесть убытки прошлых лет (перенос возможен в течение 10 лет после периода, к которому относится убыток).

Налоговый период – год, отчетный – полугодие.

Ставка: стандартная ставка 6%. По республике Крым и г. Севастополь она может быть снижена в 2017-2021 годах – до 4%.

Порядок исчисления:

Налог = (доходы – расходы) * 6% (или иную ставку, если она используется)

По итогам полугодия рассчитывается авансовый платеж, уплачивается он в срок до 25 календарных дней после завершения периода.

Налог по итогам года платится до 31 марта после окончания года.

Декларация: декларация по ЕСХН сдается до 31 марта по итогам завершившегося года. Юрлица сдают ее по месту нахождения, ну а ИП – по месту жительства.

Налоговая отчетность: юрлица считают налог по данным бухгалтерского учета, ИП ведут КУДИР по форме, утвержденной для ЕСХН.

Плюсы и минусы ЕСХН

Плюсы ЕСХН:

  • Добровольный переход на режим и уход с него;
  • Возможность снизить свою налоговую нагрузку – фактически это УСН-Доходы минус расходы, только максимальная стандартная ставка гораздо ниже – всего 6%;
  • Минимум отчетности – декларация подается только раз в год, ИП дополнительно ведут только КУДИР;
  • Оптимальные сроки уплаты налога: авансовый платеж делается по итогам полугодия, окончательный расчет – по итогам года. Это очень удобно для тех, кто работает в с/х, ведь именно эта отрасль часто характеризуется ярко выраженной сезонностью в получении доходов, которая связана с сезонностью производства.

Минусы ЕСХН:

  • Необходимость соблюдать несколько критериев, особенно критерия по доле выручки в 70%;
  • Четкое ограничение статей расходов – они должны соответствовать списку из НК РФ.

Выбирать или не выбирать этот спецрежим, каждый с/х производитель решает сам. Так как режим добровольный, вы можете остаться, например, и на УСН. Но тут важно учесть вот что. На УСН-Доходы минус расходы стандартная ставка равна 15% (регионы могут снизить ее), на ЕСХН она изначально составляет 6%. Это первое «За» в пользу ЕСХН. И второе «За» ЕСХН – отчетный период в виде полугодия. На УСН авансовые платежи делаются после каждого квартала. Согласитесь, что для некоторых предпринимателей, эти условия могут быть очень привлекательными.

Для кого доступен переход на ЕСХН

Налоговое право предусматривает применение спецрежима для коммерческих структур, соответствующих следующим параметрам:

  • юридические лица или ИП, занимающиеся воспроизводством и реализацией продукции, относимой к разряду сельскохозяйственной;
  • доля реализации сельхозпродуктов в валовой выручке составляет не менее 70% (для всех видов продукции).

Исходя их функционала и организационно-правовой формы субъекта бизнеса, к плательщикам ЕСХН относятся:

  • ООО и ИП, имеющие коды ОКВЭД сельхозпроизводителей;
  • потребительские кооперативы сельскохозяйственной направленности (перерабатывающие, сбытовые, животноводческие, садоводческие);
  • артели, занимающие ловлей и переработкой рыбных и иных водных биоресурсов.

Важно: для отнесения к разряду сельхозпроизводителей необходимо комплексное наличие трех факторов – продукция должна производиться, перерабатываться и реализовываться претендентом на применение ЕСХН. Отсутствие одной составляющей дает основание отказать налогоплательщику в переходе на сельхозналог.

Рыболовецкие хозяйства в российских моногородах и поселках, где этот вид деятельности является градообразующим, для использования льготного режима должны соответствовать дополнительным критериям:

  • количество работников рыбохозяйственных предприятий (включая проживающих с ними членов семьи) должно составлять не меньше половины общего числа жителей города/поселка;
  • списочная численность работников, участвующих в рыбохозяйственной деятельности ограничена – не более 300 человек в год;
  • рыболовство должно осуществляться при помощи собственных или арендованных (зафрахтованных) промысловых судов.

Обратите внимание: для рыболовецких предприятий (ИП) сохраняется требование использования ЕСХН при объеме реализации сельхозпродукции (улова рыбы), составляющем 70% от валового дохода.

Как составить уведомление о применении ЕСХН

ФАЙЛЫ

Заявление-уведомление об использовании единого сельхозналога составляется налогоплательщиком по форме № 26.1-1 самостоятельно.

Для отметок налогового органа предусмотрен отдельный блок, в котором инспектор указывает дату поступления документа и регистрационный номер.

В головной части уведомления заявитель указывает обязательные сведения:

  • наименование субъекта;
  • ИНН и КПП налогоплательщика, уведомляющего о переходе на ЕСХН;
  • номер (код) налоговой инспекции по месту нахождения/регистрации заявителя;
  • признак налогоплательщика.

Составление уведомления не доставляет проблем заявителю, однако следует обратить внимание на следующие нюансы:

  • признак заявителя выбирается в зависимости от времени подачи уведомления;
  • если уведомление передается в контролирующий орган вместе с основным пакетом документов на регистрацию, то следует указать цифру «1»;
  • при передаче заявления в течение месяца (30 дней) после регистрации – цифра «2»;
  • при переходе с другого налогового режима – цифра «3».

Вновь созданные ИП и организации, указывающие в качестве признака заявителя «1» или «2», подписывают уведомление, заверяют печатью и передают в налоговую инспекцию.

Для плательщиков, ранее применяющих другую схему налогообложения и планирующих перейти на ЕСХН с 1 января следующего календарного года, необходимо представление сведений о доле валовой выручки, относящейся к реализации сельскохозяйственной продукции. В этом же поле указывается период, за который рассчитанная доля составляет не менее 70%.

Уведомление о применении ЕСХН может быть передано непосредственно в фискальный орган (руководителем организации, предпринимателем или доверенным лицом), отправлено по почте или по телекоммуникационным каналам связи.

Имейте в виду: если заявление №26.1-1 передается уполномоченным лицом, то необходимо наличие доверенности, заверенной в нотариальной конторе.

Начало работы по ЕСХН

ИП и фирмы, работающие по общей или упрощенной системе налогообложения, переходят на ЕСХН, начиная с 1 января года, следующего за годом подачи уведомления. Те же, кто получил статус ИП или юридического лица и сразу заявил о намерении применять ЕСХН, используют этот режим с начала производственной деятельности.

Когда теряется право на применение ЕСХН

Утрата статуса сельхозпроизводителя и, соответственно, права на применение льготного аграрного спецрежима, возможна в следующих случаях:

  • уменьшение обязательного 70%-ного барьера доли реализованной с/х продукции в валовом доходе;
  • нарушение требований к сельхозпроизводителям, имеющим право применять спецрежим;
  • прекращение деятельности, дающей право на применение ЕСХН;
  • переход на другую форму налогообложения.

Поскольку налоговым периодом для сельхозналога признается календарный год, все решения относительно утраты права на использование ЕСХН принимаются после 31 декабря. При отказе от дальнейшего применения специального режима (вне зависимости от обстоятельств) субъект хозяйственной деятельности обязан оповестить об этом фискальную службу следующим образом:

  • при нарушении критериев плательщика ЕСХН – путем подачи заявления об утрате права на спецналог по форме № 26.1-2;
  • при желании использовать общую или упрощенную системы налогообложения – по форме № 26.1-3;
  • при прерывании деятельности, относящейся к сельскому хозяйству – по форме № 26.1-7.

Сведения по приведенным формам должны быть переданы в налоговый орган на протяжении ограниченного периода – с 1 по 15 января нового календарного года.

Перерасчет налогов при утрате права на спецрежим

После завершения отчетного года налогоплательщик, который нарушил требования, предъявляемые к сельхозпроизводителям, обязан произвести перерасчет налоговых платежей.

Вместо уплачиваемого в течение года ЕСХН, организации или ИП придется рассчитать и заплатить в бюджет основные виды налогов:

  • налог на имущество (при наличии основных средств);
  • НДС;
  • налог на доходы (НДФЛ);
  • налог на прибыль.

Все декларации по доначисленным налогам должны быть поданы в срок до 31 января, в этот же период необходимо погасить все бюджетные обязательства.

Одновременно с формированием и представлением в ФНС деклараций по общей системе налогообложения, бывший сельхозпроизводитель обязан составить уточненный расчет по ЕСХН (авансовым платежам) за 1 полугодие. Уплаченные суммы будут признаны переплатой по сельхозналогу.

Вернуться к применению ЕСХН можно по прошествии одного года после утраты права на его применение (либо добровольного отказа).

Оглавление

Переход на УСН с ЕСХН

Страница 2

Страница 3

Все страницы

Страница 1 из 3

Причинами такого перехода может стать, например, расширение сферы деятельности фирмы или коммерсанта, предполагающее снижение доли доходов от реализации сельскохозяйственной продукции.

Переход с ЕСХН на упрощенный режим налогообложения возможен только в добровольном порядке, поскольку при потере права на применение ЕСХН его налогоплательщик автоматически считается переведенным на общий режим налогообложения. До 1 января 2007 г. переход с системы ЕСХН на упрощенный режим налогообложения был вообще невозможен, поскольку в НК РФ отсутствовали положения, позволяющие осуществлять такую смену налоговых режимов. Разъяснения по этому поводу давали специалисты Министерства финансов РФ в Письме от 29.06.2006 N 03-11-04/1/10.

Пункт 3 ст. 346.3 НК РФ запрещает организациям и индивидуальным предпринимателям, уплачивающим ЕСХН, менять налоговый режим до окончания налогового периода, которым в соответствии с нормами ст. 346.7 НК РФ является календарный год. Это в полной мере относится и к переходу на «упрощенку». Следовательно, перейти на УСН плательщик ЕСХН вправе только с начала следующего календарного года. При этом плательщик ЕСХН, принявший решение о переходе, должен уведомить свой налоговый орган о смене режима, причем это необходимо сделать не позднее 15 января года, в котором предполагается перейти на УСНО.

Обратите внимание! Если плательщик ЕСХН утрачивает право на уплату ЕСХН (например, доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции по итогам налогового периода составила менее 70%), он обязан сообщить в налоговый орган о смене режима налогообложения (о переходе на общий режим налогообложения) не позднее 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода. В налоговый орган должно быть направлено сообщение. Если же смена режима осуществляется в добровольном порядке, в налоговый орган необходимо направить уведомление.

Для плательщиков единого сельскохозяйственного налога нормами гл. 26.2 НК РФ не предусмотрен особый переход на упрощенный налоговый режим. Это означает, что в соответствии с положениями ст. 346.13 организация или индивидуальный предприниматель — плательщики ЕСХН должны подать в срок с 1 по 30 ноября года, предшествующего году применения упрощенной системы налогообложения, заявление о переходе в соответствии с нормами гл. 26.2.

При переходе на УСН деятельность налогоплательщика должна соответствовать критериям, установленным положениями ст. 346.13 НК РФ. Это означает, что за девять месяцев года, предшествующего году перехода на «упрощенку», величина доходов налогоплательщика не должна превышать 15 млн руб., скорректированных на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен.

На 2009 г. значение коэффициента-дефлятора составляет 1,538, в силу чего предельная величина размера доходов, ограничивающих право перехода на «упрощенку», сегодня составляет 23 070 000 руб.

Более того, помимо доходного ограничения сельскохозяйственный производитель, решивший сменить налоговый режим, должен отвечать и иным критериям, установленным для применения упрощенной системы налогообложения. К ним, в частности, относятся среднесписочная численность сотрудников организации за отчетный (налоговый) период, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов и прочие критерии. Из всех ограничений, относящихся к применению упрощенной системы налогообложения, для плательщиков — индивидуальных предпринимателей является обязательным лишь один — ограничение численности сотрудников.

Совмещение УСН И ЕСХН невозможно, запрет на это установлен как в гл. 26.1, так и в гл. 26.2 НК РФ.

При переходе с ЕСХН на «упрощенку» налоговое законодательство не предусматривает особых переходных моментов. Исключение касается лишь порядка определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. В данном случае остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется как разница между остаточной стоимостью и расходами на приобретение данных активов, которые были признаны в налоговом учете в период применения системы ЕСХН.

В соответствии с положениями ст. 346.5 НК РФ расходы на основные средства и нематериальные активы, приобретенные до перехода на систему ЕСХН, принимаются в налоговом учете сельскохозяйственного производителя в следующем порядке:

1) в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно — в течение первого календарного года применения системы ЕСХН;

2) в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования — от трех до пятнадцати лет включительно:

— 50% остаточной стоимости — в течение первого календарного года применения ЕСХН;

— 30% остаточной стоимости — в течение второго календарного года применения ЕСХН;

— 20% остаточной стоимости — в течение третьего календарного года применения ЕСХН.

При этом расходы на приобретение (сооружение) основных средств и нематериальных активов в течение налогового периода признаются равными долями.

Как уже отмечалось, перечень расходов, принимаемых к налоговому учету на системе ЕСХН, несколько шире, чем перечень расходов, установленных гл. 26.2 НК РФ.

Предыдущая — Следующая >>

Учет основных средств и нематериальных активов, приобретенных в период применения общего режима

Правило, введенное Законом N 101-ФЗ, устанавливает порядок учета при переходе только тех основных средств (далее — ОС) и нематериальных активов (далее — НМА), которые были приобретены в период применения общего режима и стоимость которых не была полностью списана за период применения ЕСХН (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ в новой редакции).

Отметим, что это правило касается как организаций, так и предпринимателей (п. 4 ст. 346.25 НК РФ).

Если у плательщика ЕСХН к моменту перехода на «упрощенку» остались такие ОС (НМА), то ему необходимо отразить их остаточную стоимость в налоговом учете на дату перехода (этим правилом могут воспользоваться только те налогоплательщики, которые выбрали объект «доходы минус расходы»).

Расчет остаточной стоимости производится по следующей формуле:

ОСТУСН = ОСТЕСХН — Р,

где ОСТУСН — остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, созданных) ОС (НМА), отражаемая в налоговом учете на дату перехода на «упрощенку»;

ОСТЕСХН — остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, созданных) ОС (НМА), отраженная ранее в налоговом учете на дату перехода от общего режима на уплату ЕСХН;

Р — сумма расходов на приобретение ОС (НМА), учтенная в расходах для целей налогообложения в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ, за период применения ЕСХН.

Напомним, что в соответствии с правилами перехода от общего режима к ЕСХН остаточная стоимость таких ОС отражается в налоговом учете на дату перехода в виде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации (пп. 2 п. 6 ст. 346.6 НК РФ). В дальнейшем эта остаточная стоимость списывается плательщиком ЕСХН равными долями в сроки, установленные пп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ. Если к моменту перехода на «упрощенку» расходы списаны не полностью, то нужно опять посчитать разницу.

Пример. Организация — сельхозпроизводитель перешла на уплату ЕСХН с 1 января 2005 г. Ранее применялся общий режим налогообложения.

На дату перехода от общего режима к ЕСХН в налоговом учете было отражено основное средство, приобретенное, оплаченное и введенное в эксплуатацию в период применения общего режима. Остаточная стоимость ОС на 1 января 2005 г. — 130 000 руб.; срок полезного использования — 18 лет.

По правилам гл. 26.1 стоимость такого ОС должна включаться в расходы в течение 10 лет после перехода на уплату ЕСХН равными долями по отчетным (налоговым) периодам. За год применения ЕСХН в расходы на приобретение данного ОС была включена сумма 13 000 руб. (130 000 руб. : 10 лет).

С 1 января 2006 г. организация переходит на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». В налоговом учете на дату перехода должна быть отражена остаточная стоимость ОС в сумме 117 000 руб. (130 000 руб. — 13 000 руб.).

Эта сумма будет учитываться в составе расходов при УСН в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ (в течение 10 лет равными долями).

* * *

Относительно учета расходов на НМА, приобретенные в период применения общего режима, хотелось бы обратить внимание читателей на следующее.

«Переходные» положения, установленные п. 6 ст. 346.6 НК РФ для перехода от общего режима к уплате ЕСХН, прямо не предусматривают возможности учета остаточной стоимости НМА, приобретенных в период применения общего режима. Но такую возможность можно увидеть в общих правилах учета расходов, применяемых плательщиками сельскохозяйственного налога и сформулированных в ст. 346.5 НК РФ.

Согласно этим правилам учет расходов на приобретение НМА производится в том же порядке, что и учет расходов на приобретение ОС (п. 5 ст. 346.5 НК РФ). Порядок учета расходов на приобретение ОС предусматривает возможность учета остаточной стоимости ОС, приобретенных в период общего режима. Следовательно, то же самое возможно и в отношении НМА.

Сделанный вывод подтверждают и комментируемые изменения, внесенные в ст. 346.25 НК РФ Законом N 101-ФЗ.

Действительно, если при переходе от ЕСХН к УСН налогоплательщику предоставляется возможность учесть остаточную стоимость НМА за минусом учтенных за период применения ЕСХН расходов, то очевидно, что речь может идти только о тех НМА, которые «перешли» из общего режима, потому что расходы на иные НМА (приобретенные в период применения ЕСХН) должны были учитываться единовременно в момент введения НМА в эксплуатацию (пп. 1 п. 4 и п. 5 ст. 347.5 НК РФ).

Таким образом, те налогоплательщики, которые при переходе от общего режима к ЕСХН учли остаточную стоимость ранее приобретенных НМА, теперь могут при переходе на УСН сделать расчет по вышеприведенной формуле и продолжать учитывать остаток, если таковой будет.

А что же делать тем осторожным налогоплательщикам, кто «на всякий случай» не стал учитывать остаточную стоимость недоамортизированных НМА при переходе от общего режима к ЕСХН (по аналогии с правилами перехода на УСН <*>)? Можно ли им воспользоваться предложенной в п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ формулой?

<*> По правилам, действовавшим до 1 января 2006 г., при переходе от общего режима к УСН остаточная стоимость НМА не учитывалась.

На наш взгляд, можно. Просто в этом случае сумма расходов, учтенных за период применения ЕСХН, будет равна нулю.

Пример. Организация, применявшая общий режим налогообложения, перешла на уплату ЕСХН с 1 января 2005 г.

К моменту перехода в налоговом учете числился нематериальный актив — патент на изобретение. Остаточная стоимость НМА на 1 января 2005 г. — 50 000 руб.; срок полезного использования — 20 лет.

Ввиду отсутствия в «переходных» правилах норм, позволяющих учесть при переходе остаточную стоимость недоамортизированных НМА, организация не списывала остаточную стоимость данного НМА в уменьшение налоговой базы по ЕСХН в течение 2005 г.

С 1 января 2006 г. организация переходит на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». В налоговом учете на дату перехода отражается остаточная стоимость НМА в сумме 50 000 руб., а далее эта стоимость списывается равными долями в течение сроков, установленных гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ (пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Конечно, по данному вопросу хорошо было бы услышать мнение налоговых органов и Минфина, чтобы исключить риск налогового спора.

Учет основных средств и нематериальных активов, приобретенных в период применения ЕСХН

Для основных средств и нематериальных активов, приобретенных в период применения ЕСХН, никаких «переходных» правил в НК РФ не введено. С одной стороны, это вполне объяснимо.

Расходы на ОС и НМА, приобретенные в период применения ЕСХН, принимаются единовременно на момент выполнения следующих условий:

  1. осуществление затрат;
  2. фактическая оплата;
  3. ввод в эксплуатацию (пп. 1 п. 4, п. п. 5 и 7 ст. 346.5 НК РФ). Следовательно, если ОС (НМА) приобретены, оплачены и введены в эксплуатацию в период применения ЕСХН, то к моменту перехода на УСН расходы уже должны быть полностью списаны и вопрос о порядке их учета не возникает.

С другой стороны, Минфин «разрешал» плательщикам ЕСХН (как и «упрощенцам») учитывать расходы только по купленным ОС (НМА), считая, что термин «приобретение» подразумевает именно это.

Примечание. «Расходы по строительству, изготовлению и сооружению основных средств, осуществляемым хозяйственным способом, в названном положении Кодекса не указаны. Поэтому эти расходы налоговую базу по единому сельскохозяйственному налогу не уменьшают» (Письмо Минфина России от 15.03.2005 N 03-03-02-04/2/4 <*>).

<*> В упомянутом Письме Минфин сообщает о подготовке изменений в гл. 26.1 НК РФ, которые решат эту проблему.

Судебный спор, рассмотренный по данному вопросу ФАС Северо-Западного округа, был разрешен в пользу налогоплательщика (см. Постановление от 08.09.2005 N А42-561/2005-26) <**>. Но у остальных налогоплательщиков, кто не готов был идти в суд и спорить по данному вопросу, такие расходы попросту «зависали».

<**> См. с. 71.

Новые правила, введенные с 1 января 2006 г. в гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, значительно более лояльны. Они разрешают «упрощенцам» в период применения УСН учитывать расходы не только на приобретенные, но и на построенные (сооруженные, изготовленные) ОС и НМА.

Но можно ли учесть при переходе стоимость ОС и НМА, построенных (созданных) в период применения ЕСХН? Кодекс об этом молчит, поэтому самый надежный ответ — нельзя. Об этом же, на наш взгляд, свидетельствуют и разъяснения, данные Минфином в Письме от 18.10.2005 N 03-11-02/52.

В этом Письме Минфин, в частности, разъяснял порядок учета расходов на строительство ОС налогоплательщиками, уже применяющими УСН (п. 1 Письма). Он указал, что если все условия, необходимые для принятия расходов к учету (оплата, введение в эксплуатацию и подача документов на государственную регистрацию прав <***>), выполнены до 1 января 2006 г., то построенное ОС нельзя учитывать в расходах (так как до 1 января в НК РФ расходы на строительство не были предусмотрены).

<***> По новым правилам «упрощенки» расходы на ОС, требующее госрегистрации прав, принимаются только при наличии документального подтверждения факта подачи документов на государственную регистрацию прав (пп. 3 ст. 346.16 НК РФ).

А вот если часть условий для принятия расходов к учету была выполнена после 1 января 2006 г., то расходы отражаются в том отчетном периоде, когда выполнено последнее из условий.

По нашему мнению, это разъяснение можно распространить и на случаи перехода от ЕСХН к УСН. То есть если ОС (НМА) построено (создано) в период применения ЕСХН, но какое-либо из условий (например, оплата) выполнено после перехода на УСН, то расходы, видимо, можно будет принять для целей исчисления единого налога.

Аналогично, мы считаем, следует поступить и в случае, если ОС (НМА) приобретено в период применения ЕСХН признаваемым Минфином способом (т.е. по договору купли-продажи), но не включено в состав расходов ввиду неполного выполнения необходимых условий. Тогда, если плательщик ЕСХН переходит на «упрощенку» с объектом «доходы минус расходы», то он может, как нам представляется, принять расходы на такое ОС (НМА) при исчислении единого налога на момент выполнения последнего из условий. То есть эти расходы будут считаться как бы произведенными уже на «упрощенке».

При переходе на «упрощенку» плательщикам ЕСХН необходимо также знать еще об одном изменении, внесенном в гл. 26.2 НК РФ Законом N 101-ФЗ.

Согласно п. 4 ст. 346.16 НК РФ (в новой редакции) в состав основных средств и нематериальных активов для целей учета расходов по ним включаются только те ОС и НМА, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

При исчислении ЕСХН такое правило не применялось (оно является новым и для «упрощенки»). То есть основные средства и нематериальные активы учитывались в соответствии с правилами бухучета, а они несколько отличаются от правил гл. 25 НК РФ.

Следовательно, в вышеописанных ситуациях (когда ОС (НМА) приобретено на ЕСХН, а принято к учету на «упрощенке») следует обращать внимание на то, соответствует ли рассматриваемое ОС (НМА) понятию амортизируемого имущества, данному в гл. 25 НК РФ.

Примечание. «Амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.» (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Другие проблемы налогового учета при переходе

Иных «переходных» правил, кроме правила учета ОС (НМА), приобретенных в период общего режима, в гл. 26.2 НК РФ не установлено. Видимо, законодатель предполагает, что режимы «упрощенки» и ЕСХН очень похожи, поскольку оба основаны на кассовом методе учета доходов и расходов.

Тем не менее на некоторые проблемные аспекты мы все же обратим внимание.

Во-первых, «упрощенка» разрешает выбрать в качестве объекта налогообложения не только «доходы минус расходы», но и просто «доходы», тогда как при применении ЕСХН объект налогообложения может быть только один — «доходы минус расходы».

Расходами при ЕСХН признаются затраты после их фактической оплаты (п. 7 ст. 346.5 НК РФ). То есть для принятия затрат для целей исчисления ЕСХН должно быть выполнено одновременно два условия:

  1. затраты осуществлены;
  2. затраты фактически оплачены.

Хозяйственная деятельность с окончанием календарного года не останавливается. Поэтому вполне возможна ситуация, когда налогоплательщик осуществил затраты до перехода на УСН, а оплатил после (или наоборот).

В этом случае в период применения ЕСХН такие затраты учесть будет нельзя, так как выполнено только одно из названных условий. Второе условие будет выполнено уже после перехода на другой режим налогообложения. Но если налогоплательщик на «упрощенке» выберет объект «доходы», то учесть такие затраты по УСН он тоже не сможет.

Примечание. «… Обе указанные системы налогообложения основаны на кассовом методе учета доходов и расходов, при котором доходы учитываются в момент поступления средств от реализации товаров (работ, услуг), а расходы — в момент их фактической оплаты. Порядок учета расходов по приобретению основных средств, применяемый при исчислении единого налога, аналогичен порядку, применяемому при исчислении единого сельскохозяйственного налога» (Письмо Минфина России от 19.11.2004 N 03-03-02-04/1/51).

Пример. Предприниматель — плательщик ЕСХН в декабре 2005 г. произвел ремонт своих основных средств, но не оплатил его. Данные затраты в состав расходов для целей исчисления ЕСХН не включаются.

С 1 января 2006 г. предприниматель перешел на УСН с объектом налогообложения «доходы». 25 января 2006 г. он погасил свою задолженность за ремонт. Учесть эти затраты для целей исчисления единого налога при «упрощенке» предприниматель не может.

Учитывая изложенное, налогоплательщику лучше избегать таких ситуаций.

Если же такое все-таки произошло, то, на наш взгляд, можно попробовать после выполнения второго условия подать уточненную декларацию по ЕСХН за 2005 г., показав в ней осуществленные затраты. Но налоговый орган может и не согласиться с действиями налогоплательщика. Следовательно, искать правды придется в суде.

Во-вторых, перечень принимаемых расходов при УСН и ЕСХН хотя и аналогичен, но все же совпадает не полностью. Так, например, такие виды расходов, как расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах (пп. 22 п. 3 ст. 346.5 НК РФ), и расходы в виде уплаченных сумм пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также в виде сумм, уплаченных в возмещение причиненного ущерба (пп. 28 п. 3 ст. 346.5 НК РФ), при применении «упрощенки» даже в новой редакции НК РФ не предусмотрены.

Поэтому если такие расходы не были приняты налогоплательщиком в период применения ЕСХН (по причине невыполнения одного из необходимых условий), то принять их после перехода на УСН даже при выборе объекта налогообложения, позволяющего учитывать расходы, будет проблематично.

В-третьих, необходимо обратить внимание на новое правило учета убытков.

И «упрощенцы» (с объектом «доходы минус расходы»), и плательщики ЕСХН вправе уменьшать налоговую базу по единому налогу на сумму убытка предыдущих налоговых периодов в пределах 30% налоговой базы. Оставшаяся часть может быть перенесена на следующие налоговые периоды в течение 10 лет (п. 5 ст. 346.6, п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Однако это право им дано в рамках применяемых налоговых режимов.

А что делать, если плательщик ЕСХН имеет сумму непогашенного убытка на момент перехода на УСН? Можно ли его продолжать учитывать дальше?

В НК РФ этот вопрос был урегулирован только применительно к переходам «УСН — общий режим — УСН» и «ЕСХН — общий режим — ЕСХН». Тут ответ был однозначный — учесть такие убытки при смене режима нельзя. А по поводу переноса убытков при переходе от ЕСХН к УСН Минфин высказывался положительно. В Письме от 19.11.2004 N 03-03-02-04/1/51 он разрешил плательщикам ЕСХН учитывать остаток убытков, полученных в период применения «упрощенки», мотивируя свое мнение схожестью режимов и отсутствием прямого запрета на такие действия в Налоговом кодексе. Однако такой запрет ввел Закон N 101-ФЗ. Он распространил запрет переносить убытки на все режимы налогообложения (п. 7 ст. 346.18 НК РФ в новой редакции). Таким образом, плательщики ЕСХН, переходящие на УСН с 1 января 2006 г., учесть свои непогашенные убытки уже не смогут.

М.Васильева

Эксперт АКДИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *