Переподготовка безработных граждан

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан

В пункте 1 статья 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены возможные случаи направления безработных граждан для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. К их числу относятся: 1″1 Ильина А.Ю. Заполняем справку для службы занятости // Зарплата, 2012, № 4″

  • — отсутствие возможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
  • — наличие необходимости изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
  • — утрата гражданином способности к выполнению работы по прежней профессии. Прохождение профессионального обучения является правом безработного гражданина.

Реализация данного права влечет возникновение у органов службы занятости, направивших гражданина на обучение, новых обязанностей, например, по предоставлению безработному подходящей работы в соответствии с полученными в ходе такого обучения навыками. Тогда как отказ от реализации данного права в отдельных случаях сопряжен для гражданина с неблагоприятными последствиями.

В частности, прекращение обучения по направлению органов службы занятости является одним из оснований для приостановления выплаты пособия по безработице. Однако наличие неблагоприятных последствий не превращает право гражданина на профессиональное обучение в обязанность. Отказ от реализации любого права всегда связан с неблагоприятными последствиями, поскольку в этом случае не возникает корреспондирующей данному праву обязанности. В связи с чем и отказ от прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости освобождает от обязанности выплачивать пособие по безработице в течение установленного законодательством срока.1″1 Егоркина О. «Арсенал предпринимателя», как рассчитать средний заработок для пособий по безработице 2013, № 2″

Такой отказ свидетельствует об отсутствии у безработного гражданина готовности выполнять работу, которую ему может предложить орган службы занятости. В связи с чем приостановление выплаты пособия по безработице в связи с отказом от профессионального обучения по направлению службы занятости не вступает в противоречие и с понятием безработного гражданина, одним из составляющих которого является готовность приступить к подходящей работе.

Из пункте 2 статьи 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» следует, что профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Следовательно, по направлению органов службы занятости гражданин может обучаться в учебных заведениях, с которыми орган службы занятости, где гражданин состоит на учете в качестве безработного, заключил соответствующий договор. Для гражданина данное обучение проводится бесплатно. Ст. 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрена выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости. Данная стипендия заменяет пособие по безработице.

Гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, стипендия выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за три последних месяца работы по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При этом размер стипендии указанных лиц не может быть меньше 20 процентов данного минимума и 100 рублей в месяц.

Лица, обучающиеся по направлению органов службы занятости, также имеют право на увеличение стипендии при наличии у них иждивенцев в размерах, которые установлены для аналогичного увеличения пособий по безработице.

В соответствии с пункте 4 статьей 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, в период профессионального обучения по направлению службы занятости стипендия выплачивается:

  • — постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим режимом при обучении на данной территории — в повышенном на 20 процентов размере;
  • — постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение при условии обучения на данной территории — в повышенном на 50 процентов размере;
  • — постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы при условии обучения на территории этой зоны — в повышенном на 100 процентов размере.1″1 Забрамная Е.Ю. Органы занятости желают знать… // Главная книга., 2011, № 8″

В п. 6 статьи 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрена возможность уменьшения размера получаемой гражданином стипендии на 25 процентов сроком на один месяц или приостановления ее выплаты на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительных причин. Решение о приостановлении или об уменьшении размера стипендии принимается органом службы занятости, направившим гражданина для прохождения обучения. Данное решение должно быть законным и обоснованным, оно не может быть продиктовано формальными соображениями. Например, нерегулярное посещение занятий без уважительных причин при успешном освоении преподаваемых дисциплин едва ли можно признать законным поводом для снижения стипендии или приостановления ее выплаты.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области занятости населения. Одним из главных направлений государственной политики в данном направлении является реализация прав и исполнение обязанностей органами службы занятости.

Из пункта 1 статьи 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» можно выделить следующие основные обязанности органов службы занятости населения:1″1 Сойфер В.Г. «Законодательство и экономика», занятость рабочих мест: некоторые актуальные проблемы, 2011, № 10″

  • — обеспечивать реализацию федеральных, региональных и других целевых программ содействия занятости населения, выключая программы занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  • — оказывать содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • — организовывать при необходимости профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;
  • — осуществлять социальные выплаты в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказывать материальную и иную помощь безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании;
  • — давать консультации по вопросам применения законодательства о занятости населения.

Помимо Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность органов службы занятости регламентируется Положением о Департаменте федеральной государственной службы занятости, утвержденным Приказом Минтруда РФ № 274. В нем имеются дополнительные по сравнению с названным Законом обязанности органов службы занятости, к примеру, обязанность осуществлять контроль за исполнением работодателями независимо от их форм собственности законов и других нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию органов службы занятости населения. Возложение дополнительных обязанностей на органы службы занятости путем принятия подзаконных актов не противоречит действующему законодательству. Новые обязанности органов службы занятости корреспондируют дополнительным правам граждан, что соответствует правовым принципам.

Из названных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов службы занятости, можно выделить следующие права этих органов:

  • — запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей материалы, необходимые для осуществления своей деятельности;
  • — посещать в установленном порядке организации для ознакомления с условиями труда и соответствием уровня организации работы по профессиональной подготовке и переподготовке работающих потребностям рынка труда, принимать участие в работе комиссий, создаваемых в случае массового высвобождения, участвовать в решении других вопросов, относящихся к компетенции органов службы занятости;
  • — выступать в качестве учредителей учебных центров;
  • — разрабатывать и вносить предложения по вопросам квотирования рабочих мест для лиц, нуждающихся в особой социальной защите;
  • — давать заключения о привлечении иностранной рабочей силы;
  • — давать заключения по вопросам лицензирования деятельности по содействию занятости населения.

Перечень прав органов службы занятости также не является исчерпывающим. Однако на уровне подзаконных актов органы службы занятости не могут быть наделены дополнительными правами, корреспондирующими обязанностям граждан, поскольку в этом случае происходит ограничение прав и свобод человека и гражданина. Напомним еще раз, что в соответствии со стаьей 55 Конституции РФ подобные ограничения могут появляться исключительно в федеральных законах и лишь для достижения перечисленных в этой конституционной норме целей. 1″1 Полятков С. Консультируют специалисты службы занятости // Арсенал предпринимателя, 2012, № 10″

Тогда как дополнительные права органов службы занятости, корреспондирующие обязанностям работодателей, могут появляться и в подзаконных актах. В связи с изложенным перечень прав органов службы занятости, данный в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», не является исчерпывающим, он может быть дополнен на уровне актов органов исполнительной власти правами, корреспондирующими дополнительным обязанностям работодателей. Тогда как перечень прав органов службы занятости, корреспондирующих обязанностям граждан, определен в названном Законе исчерпывающим образом.2″2 Забрамная Е.Ю. Органы занятости желают знать… // Главная книга, 2011, № 8″

К числу граждан, нуждающихся в особой социальной защите, в статье 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» отнесены:

  • — инвалиды;
  • — граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходим постоянный уход, помощь или надзор;
  • — лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по не зависящим от них причинам;
  • — молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу;
  • -лица предпенсионного возраста, то есть за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту);
  • — беженцы и вынужденные переселенцы;
  • — граждане, уволенные с военной службы и члены их семей;
  • — одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • — семьи, в которых оба родителя признаны безработными;
  • — граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф.

Данный перечень лиц, нуждающихся в особой социальной защите, не является исчерпывающим. В подзаконных актах, в региональном законодательстве к их числу могут быть отнесены и другие категории лиц, являющихся безработными.

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите, может происходить путем бронирования рабочих мест. Установление брони на имеющиеся у работодателя рабочие места означает, что на эти места будут приняты лица, нуждающиеся в особой социальной защите. Таким образом, квотирование предполагает создание новых рабочих мест для указанных лиц. Тогда как бронирование означает установление брони для приема этих лиц на имеющиеся у работодателя рабочие места.

Квотирование и бронирование рабочих мест влечет возникновение у работодателей обязанности по приему на эти места лиц, нуждающихся в особой социальной защите. Соответственно у названных лиц возникает право поступления на работу на данные рабочие места. При отказе работодателя выполнить обязанность по приему на работу лиц, нуждающихся в особой социальной защите, они могут требовать восстановления нарушенного права в судебном порядке, например, путем предъявления к работодателю иска об обязании заключить трудовой договор в счет квоты или забронированных рабочих мест.1″1 Гусева Т.С. «Российская юстиция», правовое регулирование пособий по безработице: международные стандарты, зарубежный опыт, российская действительность, 2011, № 10″

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите, может быть осуществлена путем предоставления возможности в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. В пункте 3 статьи 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости предоставлено безработным инвалидам, безработным гражданам по истечении шестимесячного периода безработицы, гражданам, уволенным с военной службы, женам (мужьям) военнослужащих или гражданам, уволенным с военной службы, выпускникам общеобразовательных учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности).

Праву перечисленных граждан пройти в приоритетном порядке профессиональное обучение корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить возможность обучения в привилегированном порядке. Невыполнение органом службы занятости данной обязанности позволяет перечисленным гражданам защищать свои права в установленном законодательством порядке, к примеру, путем предъявления требований к органу службы занятости о направлении в учебное заведение, с которым у этого органа имеется соответствующий договор. Подобные заявления могут быть рассмотрены в суде общей юрисдикции.

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной поддержке, может быть осуществлена путем предоставления им преимущественного права на участие в общественных работах.

По действующему законодательству таким правом пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев. Однако в региональном законодательстве может быть предусмотрено право приоритетного участия в общественных работах и других категорий безработных граждан. Данному праву должна корреспондировать обязанность органов службы занятости по приоритетному направлению указанных лиц на общественные работы. При невыполнении данной обязанности граждане могут требовать в судебном порядке заключения с ними срочного трудового договора на выполнение общественных работ. Такие требования также могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции.

Бесплатные курсы в Центре занятости населения ориентированы на профессиональную переподготовку кадров для их успешного трудоустройства. Каждый желающий безработный гражданин имеет право зарегистрировать свой статус на бирже труда и пройти обучение.

Какие курсы предлагает Центр занятости

Центр занятости — это государственное учреждение, ориентированное на оказание помощи людям, нуждающимся в работе. В базе учреждения собраны вакансии, которые предлагаются безработному населению.

Зарегистрированным безработным от биржи труда выплачивается пособие, каждый месяц. Также граждане имеют право на прохождение бесплатных курсов профессиональной переподготовки.

Законодательство

Право на прохождение бесплатного обучения от Центра занятости даётся на основании ФЗ № 1032 «О занятости населения в РФ» от 19.04.91 года, ст. 9 и ст. 12. В них указывается, что все безработные имеют право:

  • на свободный выбор своей профессии;
  • на защиту от безработицы;
  • на полную информацию о том, какова ситуация на рынке профессий;
  • на безвозмездное содействие в поиске работы.

Скачать для просмотра и печати:

Закон о занятости населения в РФ

Список направлений для обучения

Перечень учебных направлений:

  • складская и транспортная логистика;
  • информационные системы;
  • информационные технологии;
  • охрана;
  • кассир;
  • кладовщик;
  • парикмахер;
  • машинист крана;
  • продавец;
  • менеджер в сфере туризма;
  • водитель (категории С и В);
  • повар;
  • портной.

Внимание! Данный список может изменяться в зависимости от места расположения биржи труда. Точный перечень учебных направлений можно уточнить в Центре занятости населения по месту жительства.

Срок обучения составляет от 1 месяца до полугода. По окончании учёбы обучающимся выдаётся диплом о профессиональном повышении квалификации.

Кто может пройти переобучение

Переобучение в Центре занятости населения доступно гражданам, имеющих статус безработных в течение 6 месяцев и дольше. Цель переобучения — получение новых навыков и умений для успешного трудоустройства, если предыдущее образование не способствовало улучшению рабочей ситуации.

Люди имеют право самостоятельно выбирать направление профессионального обучения. В период учёбы выплата ежемесячного пособия не прекращается.

После обучения специалисты из Центра занятости будут предлагать гражданам подходящие вакансии для трудоустройства.

Если человек не может самостоятельно выбрать специализацию, на бирже труда ему будет предоставлена бесплатная консультация по выбору профессии, беседа со специалистом и необходимые тесты.

Ситуации для направления на курсы

Перечень ситуаций, в которых Центр занятости отправляет на обучение:

  • отсутствие какой-либо квалификации;
  • необходимо повышение квалификации для трудоустройства;
  • для успешного трудоустройства требуется кардинальная смена профессии.

Прохождение курсов направлено на:

  • эффективное трудоустройство;
  • открытие своего бизнеса;
  • повышение профессиональной конкурентоспособности на трудовом рынке.

Как поступить на курсы для переобучения

Пройти учёбу от биржи труда имеют право все безработные, состоящие на учёте в данном учреждении. Если человек не зарегистрирован в Центре занятости в качестве безработного, бесплатно поступить на курсы переподготовки специалистов он не сможет.

После того, как гражданин определится со специализацией, ему потребуется заключить с биржей труда определённый договор. Только после этого учебная программа станет ему доступна.

Необходимые документы

Для поступления на обучение требуется собрать пакет документов:

  • заявление;
  • удостоверение личности;
  • если ранее человек работал, понадобится трудовая книжка;
  • свидетельство о ранее пройденном обучении (диплом, аттестат, удостоверение, сертификат);
  • если ранее гражданин работал, нужна справка о доходах (за 3 месяца);
  • если гражданин является инвалидом, обязательно требуется программа реабилитации.

Если гражданин желает повторно пройти обучение, ему потребуется представить только программу реабилитации, если он инвалид, и удостоверение личности.

Внеочередное право на бесплатное обучение

Вне очереди на прохождение курсов имеют право следующие категории граждан:

  • получившие статус инвалида (если имеется медицинское заключение о необходимости смены профессии);
  • усыновители, родители, опекуны ребёнка, имеющего статус инвалида;
  • граждане, которым не удаётся трудоустроиться более 6 месяцев (обязательное условие — учёт в Центре занятости);
  • военнослужащие с жёнами после их увольнения;
  • граждане, закончившие учебные заведения и трудоустраивающиеся в первый раз.

Благодаря прохождению курсов, человек может реализовать себя в новой профессиональной деятельности, удачно трудоустроиться либо поменять тяжёлые условия работы на оптимальные.

Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров

В новых экономических условиях развития России очевидна необходимость правового регулирования профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, поскольку в постсоветский период система подготовки и переподготовки кадров была основательно расшатана. Это не могло не отразиться на квалификации кадров, в то время как одним из основных факторов обеспечения нормального функционирования любого предприятия, учреждения или организации является наличие квалифицированных кадров.

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 236-ФЗ в ТК РФ введена новая ст. 195.1, которая закрепляет понятия квалификации работника и профессионального стандарта. В соответствии с указанной статьей квалификация работника определяется как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, а профессиональный стандарт – как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

В настоящее время для кадрового обеспечения экономики необходимо обеспечить согласование требований к компетенции работников конкретных специальностей и профессий, требующих различного уровня образования и квалификации, с существующей системой стандартизации профессиональной деятельности и образовательной подготовки. Кроме того, образование носит непрерывный характер и не заканчивается с принятием на работу, поскольку знания быстро устаревают, а квалификационные требования постоянно растут.

Профессиональный стандарт представляет собой инструмент, который выполняет функции согласования спроса и предложения на рабочую силу через установление соответствия между системой подготовки кадров па основе образовательных стандартов и сферой их использования на основе установления профессионально-квалификационных требований.

Профессиональные стандарты в отличие от других способов описания требований к специалисту имеют комплексный характер и раскрывают профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей (исследования, производства, проектирования, обслуживания). Структура описания деятельности в профессиональных стандартах предусматривает использование сочетаний требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту, что позволяет обеспечить преемственность профессиональных стандартов, с одной стороны, и образовательных стандартов и программ, с другой.

Таким образом, профессиональные стандарты как элемент национальной системы квалификаций, связывает сферу труда и сферу профессионального образования. Использование профессиональных стандартов устанавливает согласованные требования к качеству труда посредством влияния на производительность, повышение качества подготовки работников в системе профессионального образования, развитие обучения на производстве, повышение уровня квалификации действующих работников. Поэтому профессиональный стандарт служит основой для разработки образовательных стандартов.

Для субъектов трудовых отношений он носит рекомендательный характер и может быть использован работодателем для определения конкретной трудовой функции работника.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов устанавливает Правительство РФ. При этом на начальном этапе формирования национальной системы квалификаций сохраняет действие применяемая в настоящее время система Квалификационных справочников (ЕТКС – по профессиям рабочих, ЕКС – по должностям служащих), поскольку они выполняют множество важнейших функций, в том числе при предоставлении работникам льгот и компенсаций.

Законодатель ввел в ТК РФ специальный раздел, посвященный регулированию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. В гл. 31 этого раздела сгруппированы общие положения, регулирующие отношения в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Статья 196 ТК РФ впервые устанавливает права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке работников.

Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости – в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные настоящим ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Статья 196 ТК РФ предусматривает право работодателя определять потребность в квалифицированных кадрах. Такой расчет должен делаться, исходя из необходимости наиболее оптимального функционирования организации (работодателя). Поэтому работодатель самостоятельно определяет ежегодную численность работников, направляемых на обучение, с учетом потребностей в специалистах соответствующего профиля и уровня подготовки и своих финансовых возможностей.

Условия и порядок подготовки и повышения квалификации работников определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работодатель может организовать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих работников в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

При направлении на обучение женщин и несовершеннолетних следует иметь в виду, что оно может осуществляться по тем профессиям и для тех производств и видов работ, на которых не ограничивается применение их труда (ст. 253, 265 ТК РФ).

В ч. 3 ст. 196 ТК РФ впервые установлено, что формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, необходимых работодателю (организации), определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, поскольку наличие у них соответствующей квалификации требуется для надлежащего выполнения трудовых обязанностей.

Организация профессионального обучения на производстве осуществляется в соответствии с Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и ВЦСПС от 15 июня 1988 г. № 369/92-14-147/20/18-22. Этот нормативный акт может применяться и в настоящее время в соответствии со ст. 423 ТК РФ.

Следует иметь в виду, что первоначальное профессиональное обучение осуществляется на основе ученического договора, заключаемого между работодателем и работником (ст. 198 ТК РФ). Это обучение как подготовка новых работников может проводиться в форме индивидуального, бригадного и курсового обучения.

Как правило, обучение лиц, принятых в организацию и ранее нс имевших профессии, нс превышает шести месяцев, а в ряде случаев – 12 месяцев.

Для подготовки специалистов работодатели могут направлять работников в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования как в государственные, так и негосударственные (коммерческие), имеющие государственную аккредитацию.

Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования и реализуется по соответствующим дополнительным образовательным программам.

Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ утверждены приказом Минобразования России от 18 июня 1997 г. № 1221.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Такая цель достигается, в частности, и при обучении вторым (смежным) профессиям, когда работник обучается новой профессии с начальным или более высоким уровнем квалификации.

Профессиональная переподготовка специалистов проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы или с частичным отрывом от работы в соответствии с Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденным приказом Минобразования России от 6 сентября 2000 г. № 2571.

Повышение квалификации специалистов во всех формах осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с федеральными органами исполнительной власти, организациями, основанными на различных формах собственности, и органами службы занятости.

Профессиональная переподготовка специалистов осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами.

Профессиональная переподготовка специалистов проводится на базе высшего и среднего профессионального образования.

В соответствии с приказом Минобразования России от 6 сентября 2000 г. № 2571 нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности должен включать свыше 500 часов аудиторных занятий, для получения специалистами дополнительной квалификации – не менее 1000 часов трудоемкости.

Уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть нс ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности или для получения дополнительной квалификации.

В учебных планах профессиональной переподготовки специалистов в качестве одного из разделов может предусматриваться стажировка слушателей.

Стажировка может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка предусматривает также изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения новых профессиональных обязанностей.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной государственной итоговой аттестацией. По ее результатам они получают дипломы о профессиональной переподготовке, которые удостоверяют право специалиста на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере.

При получении специалистами дополнительной квалификации они получают дипломы о дополнительном (к высшему) образовании или о дополнительном (к среднему профессиональному) образовании, удостоверяющие присвоение дополнительной квалификации.

Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, установленное ст. 197 ТК РФ, реализуется, как правило, путем заключения дополнительного соглашения между работником и работодателем. Это соглашение дополняет трудовой договор с работником и исходит из положений ст. 196 ТК РФ.

В ряде случаев, когда организация направляет специалиста на подготовку по определенной специальности в образовательное учреждение, с ним до начала обучения заключается контракт в соответствии с типовым контрактом.

В случае если организация направляет работника на обучение в высшее или среднее профессиональное учебное заведение для овладения необходимой специальностью с учетом профиля деятельности организации в соответствии с Положением о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и среднем профессиональным образованием, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. № 942, заключается контракт между работодателем и студентом в соответствии с типовым контрактом, форма которого утверждена постановлением Госкомвуза России и Минтруда России от 27 декабря 1995 г. № 73/7.

Предметом этого контракта являются двусторонние обязательства осуществить целевую контрактную подготовку специалиста для удовлетворения потребности работодателя в кадрах соответствующей квалификации с соблюдением интересов обучающихся. Это означает обязанность работодателя создавать работникам, проходящим профессиональную подготовку, необходимые условия для совмещения работы с обучением и предоставлять гарантии, установленные ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, специальными соглашениями и трудовым договором (ст. 196 ТК РФ).

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, предусмотрены ст. 173, 174 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются, если они получают образование соответствующего уровня впервые.

До выхода на работу студент, как сторона контракта с работодателем, может по его просьбе быть освобожден от исполнения обязанности проработать на предприятии (в организации) обусловленный срок при наличии ряда уважительных причин, возникших после заключения контракта. Это допускается, например, в следующих случаях:

  • – при наличии медицинских противопоказаний к работе в конкретных организациях (должностях) или на определенных территориях;
  • – когда один из родителей или супруг (супруга) инвалид I или II группы, а работа предоставляется не по месту постоянного жительства родителей или супруга (супруги);
  • – если работа предоставляется не по месту службы мужа (жены) – военнослужащего офицерского или начальствующего состава, прапорщика, мичмана и других военнослужащих, работающих по контракту в Вооруженных Силах РФ, органах МВД России и других федеральных служб;
  • – если работа предоставляется беременной женщине или лицу, имеющему ребенка в возрасте до 1,5 лет на момент окончания учебного заведения, вне места постоянного жительства семьи мужа (жены) или родителей,
  • – если предлагаемая работа (должность) не соответствует уровню и профилю профессионального образования или нарушены условия жилищного либо материального обеспечения, предусмотренные контрактом;
  • – если место расположения организации, с которой заключен контракт, не совпадает с местонахождением организации, в которой работает супруг, ранее окончивший обучение.

>

Профессиональное обучение безработных граждан: подходы к оценке эффективности

,

Управление федеральной государственной службы
занятости населения по Республике Карелия, г. Петрозаводск
depzan@onego.ru

1. Значение профессионального обучения безработных
граждан в мероприятиях содействия занятости населения

Профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и стажировка (профессиональное обучение) безработных граждан являются одним из самых эффективных средств повышения их конкурентоспособности на рынке труда и содействия трудоустройству. Профессиональное обучение также может рассматриваться как эффективный инструмент гибкого и оперативного реагирования на срочный спрос рынка труда.

Актуальность реализации программы профессионального обучения безработных граждан можно продемонстрировать в соответствии со статьей 23 Закона о занятости населения в РФ численностью граждан, нуждающихся в обучении, которая показана в таблице 1. Налицо рост доли граждан, нуждающихся в обучении.

Таблица 1

№ строк

Категории граждан

Зарегистрировано безработных граждан, чел.

на 01.01.2003 г.

на 01.01.2004 г.

на 01.01.2005 г.

Всего

В том числе:

не имеющие профессии (специальности)

длительное время (более года) не работающие

имеющие профессию (специальность)
не востребованную
на рынке труда*

Итого

В % к строке 1

30,7%

33,9%

41,4%

* За исключением граждан, длительное время не работающих.

Эти данные подтверждаются и из другого источника. Анализ результатов профилирования безработных граждан в 1-м квартале 2005 года показывает, что категория граждан «без потенциала», то есть тех, кому для трудоустройства необходимо профессиональное обучение, составляет 44,9% от числа прошедших профилирование граждан.

2. Эффективность профессионального обучения

К факторам, влияющим на эффективность профессионального обучения, можно отнести следующие:

– качество формирования планов профессионального обучения;

– профориентационное сопровождение обучения;

– объемы финансирования программы;

– качество обучения.

2.1. Качество формирования планов профессионального
обучения

В Республике Карелия в 2002 г. на профессиональное обучение было направлено 6,6% от общей численности граждан, состоявших на учете в качестве безработных, в 2003 г. – 7,7%, 2004 г. – 6,6%. По Российской Федерации эти показатели составляли соответственно 8,2, 9,5, 11,5%.

При установлении центрам занятости населения контрольных показателей Управление ФГСЗН по Республике Карелия до настоящего времени учитывало следующие основные критерии:

– численность состоящих на учете безработных граждан;

– прогнозируемый уровень безработицы на планируемый период;

– наличие в городе, районе учебной базы;

– достигнутые в предыдущие периоды объемы обучения.

Для повышения эффективности обучения в будущем приоритетным критерием при всех остальных должены стать спрос на рынке труда, наличие рабочих мест в городах и районах, в том числе в перспективе развития предприятий и организаций районов и городов. Но эта задача может решаться только при глубокой систематической работе центров занятости населения по анализу ситуации и перспектив развития рынка труда на местах.

В 2002 – 2004 годах обучение ежегодно осуществлялось по 50-60 профессиям, специальностям, курсам. Всего в течение последних трех лет обучение велось по 89 профессиям, специальностям, курсам, из которых 80% – это рабочие профессии.

Сведения о профессиональном обучении безработных граждан в 2002 – 2004 годах по отраслевым группам профессий и специальностей показаны на диаграмме 1 (рис. 1).

Рис. 1. Сведения о профессиональном обучении безработных
граждан в 2002 – 2004 гг. по отраслевым группам профессий
и специальностей

С 2002 по 2004 год включительно наблюдается тенденция снижения объемов обучения безработных граждан, отнесенных на диаграмме 1 к отрасли «другие». Это, как правило, специальности, которые по категориям должностей относятся к «другим служащим», и курс «пользователь ПЭВМ». Учитывая то, что эти специальности не имеют большого спроса на рынке труда, Управление ФГСЗН по РК, центры занятости населения снизили объемы обучения по ним с 36% в 2002 году до 29% в 2004 году в общей численности обученных граждан.

На рисунке 2 отражена ситуация 2004 года, касающаяся профессий, обучение по которым осуществляется службой занятости в наибольших объемах (62% от общего числа обученных граждан за год).

Рис. 2. Сравнительный анализ спроса, предложения и объемов
профобучения по отдельным профессиям в 2004 г.

По диаграмме объемы обучения не соответствуют спросу на рынке труда по следующим профессиям и специальностям: продавец, бухгалтер, машинист котельной, парикмахер, повар-кондитер, секретарь-референт, секретарь-делопроизводитель, специалист по кадрам.

Объемы обучения «продавцов» и «машинистов котельной» оправданы высокой текучестью этих кадров по причинам, связанным с действиями работодателей.

Граждане, обученные профессии «парикмахер», как правило, уходят на самозанятость.

В объемы обучения бухгалтеров включены все курсы, то есть переподготовка и повышение квалификации. В 2004 году повышение квалификации составляло 27,5%.

Профессиональное обучение специальностям «бухгалтер», «секретарь-референт», «секретарь-делопроизводитель», «секретарь-делопрои-зводитель-специалист по кадрам» ведется по двум основным причинам: 1) это в большинстве выпускники учреждений среднего и высшего профессионального образования, которые не могут трудоустроиться после получения профессионального образования, 2) это женщины, вакансий для которых явно недостаточно.

В будущем планируется переход от переподготовки к увеличению объемов повышения квалификации продавцов, бухгалтеров и других профессий.

2.2. Профориентационное сопровождение профессионального
обучения

Можно выделить три этапа работы по профориентационному сопровождению профессионального обучения безработных граждан:

– Помощь безработным гражданам в выборе направления профессионального обучения, подбор и отбор в учебные группы;

– Профориентационные мероприятия во время обучения и прохождения практики;

– Помощь в трудоустройстве и адаптации на рабочем месте после обучения.

Работа по информированию граждан о возможностях профессионального обучения ведется всеми способами, начиная от индивидуальных консультаций и заканчивая размещением информации в СМИ.

В ряде центров занятости населения отбор на курсы по профессиям, пользующимся повышенным спросом среди безработных граждан, проводится с использованием психодиагностических методик, проведением деловых игр, привлечением к отбору работодателей и специалистов учреждений профессионального образования.

Большое влияние на мотивацию к профессиональному обучению оказывают программы социальной адаптации «Клуб ищущих работу» и «Новый старт». Так, после проведения программ были направлены на обучение в 2003 году 192 человека (17% от общего числа участников), в 2004 году – 253 человека (22%).

В ходе обучения во всех группах читается курс «Технология поиска работы».

После окончания обучения многие из направленных на обучение службой занятости граждан вновь посещают своего профконсультанта. Во время встреч обсуждаются полученные навыки, возможности трудоустройства по новой профессии. Окончившие обучение граждане обязательно приглашаются на организуемые центрами занятости ярмарки вакансий.

Главный показатель, который во многом характеризует эффективность работы по профориентационному сопровождению обучения, это уровень досрочных отчислений граждан из числа обучающихся. Их динамика в целом по Управлению ФГСЗН по Карелии в 2002 – 2004 годах отрицательная. Доля досрочных отчислений возросла с 3,8% в 2002 году до 4,8% в 2004 году. Около одной трети досрочных отчислений произошло по уважительным причинам (трудоустройство, медицинские показания, призыв в ВС, переезд в другую местность).

Рост количества досрочных отчислений говорит о том, что отбор граждан, да и в целом профориентационное сопровождение обучения, несмотря на проводимую работу, требует совершенствования. Резервы для этого имеются.

2.3. Объемы финансирования программы «Профессиональное
обучение»

В таблице 2 приведены данные за 2002 – 2004 годы о контрольных показателях, их выполнении, заявленном и фактическом финансировании программы «Профессиональное обучение», стоимости обучения 1 человека и продолжительности обучения.

По данным таблицы 2 можно сделать следующие выводы:

– заявляемые Управлением ФГСЗН по Республике Карелия объемы финансирования из федерального бюджета на программу «профессиональное обучение» удовлетворяются на 75 – 80%, что, например, явилось одной из причин невыполнения установленных контрольных показателей в 2002 году;

– средняя стоимость обучения 1 человека за 2 года выросла в 1,3 раза;

– средний срок обучения непродолжительный. Например, в 2004 году он сократился по сравнению с 2001 годом в 1,2 раза, и это были вынужденные мероприятия по сокращению сроков обучения из-за недостаточности объемов финансирования.

По Российской Федерации в 2004 году средняя стоимость обучения составила 3700 рублей при продолжительности обучения 3,2 месяца. В Карелии – 3875 рублей при продолжительности 2,6 месяца.

Общий вывод: в 2002 – 2004 годах Минтруда России проводилась политика относительного сокращения объемов финансирования из федерального бюджета программы «профессиональное обучение» (табл. 2). Эта тенденция сохранилась и в 2005 году.

Таблица 2

Показатели

Контрольный показатель, установленный Минтруда России, чел.

Направлено на профобучение, чел.

Выполнение, %

97,6%

114,2%

121,1%

Заявленное финансирование из федерального бюджета, тыс. руб.

9856,0

12748,0

12913,0

Фактическое финансирование, тыс. руб.

7900,0

9600,0

10400,0

Отношение фактического финансирования
к заявленным объемам, %

80,2%

75,3%

80,5%

Стоимость обучения 1 человека, завершившего обучение, руб.

3015,7

3414,0

3875,0

Средний срок обучения, мес.

2,7

2,5

2,6

При недостаточном финансировании профессионального обучения за счет федерального бюджета и постоянным ростом его стоимости Управление ФГСЗН по РК осуществляет меры по эффективному использованию выделяемых ресурсов.

В этих целях Управление проводит согласование затрат и оплату образовательных услуг централизованно, на основании договоров, заключенных центрами занятости населения о делегировании этих полномочий Управлению.

Положительный эффект централизации в Управлении финансовых средств по программе «Профессиональное обучение» выражается в следующем:

– проводится комплектование более многочисленных учебных групп по одной профессии в одном образовательном учреждении из числа безработных граждан разных районов, что снижает стоимость обучения 1 человека;

– упрощаются отношения службы занятости с образовательными учреждениями, так как они работают с одним заказчиком, что значительно сокращает документооборот;

– возможно применение единообразной методики формирования калькуляций затрат на обучение и осуществление эффективного оперативного контроля затрат;

– возможно оперативное регулирование расходования бюджетных средств и своевременное проведение оплаты оказанных образовательных услуг.

В целях рационального использования средств, направляемых на профессиональное обучение, Управлением разработаны методические рекомендации по составлению калькуляций затрат, которые используются большинством учреждений и организаций, на базе которых проводится обучение.

С этой же целью методическое объединение по профессиональному обучению взрослого незанятого населения, созданное совместным приказом Управления ФГСЗН по Республике Карелия и Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия, разрабатывает и утверждает примерные нормы расходования учебных материалов. Такие нормы разработаны по 7 профессиям. Запланировано продолжение этой работы по другим профессиям, имеющим наибольший спрос на рынке труда.

2.4. Качество обучения

Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность, является качество профессионального обучения безработных граждан. Качество обучения, то есть уровень полученных прошедшими профессиональное обучение гражданами профессиональных знаний и навыков, является самым важным фактором, влияющим на их конкурентоспособность на рынке труда.

Объективными условиями, которые значительно влияют на качество обучения, являются:

– состав безработных, в котором по-прежнему сохраняется высокая доля граждан со слабой мотивацией и низким уровнем образовательной подготовки;

– постоянный рост стоимости образовательных, медицинских, коммунальных и других видов услуг, с которыми связана организация обучения.

Политика сокращения объемов финансирования из федерального бюджета программы «Профессиональное обучение» или сохранения этих объемов на прежнем уровне при вышеназванных условиях ведет к необходимости сокращения сроков обучения, что, в свою очередь, самым отрицательным образом сказывается на качестве профессиональной подготовки и переподготовки, а следовательно, и на трудоустройстве граждан, прошедших обучение.

Внедрение новых технологий обучения, например, модульного, позволяющих улучшать качество и варьировать сроки обучения, требует больших затрат на приобретение и сопровождение разработанных программ. При этом образовательные учреждения должны также перестроить весь учебный процесс по отдельным, заказываемым службой занятости профессиям, в чем они не заинтересованы, и это также требует значительных финансовых затрат.

3. Критерии оценки эффективности профессионального
обучения

Оценка эффективности профессионального обучения может вестись с трех разных позиций: отдельного потерявшего работу человека, работодателя, регионального рынка труда.

3.1. С позиции отдельного потерявшего работу человека эффективность профессионального обучения может быть оценена социальным эффектом, то есть его удовлетворенностью качеством обучения, включением конкретного гражданина в трудовую деятельность, выходом его из затруднительной жизненной ситуации.

В целях оценки эффективности обучения с позиции отдельного человека со второго полугодия 2001 года Управление и центры занятости населения совместно с образовательными учреждениями систематически проводят опросы граждан о качестве профессионального обучения.

Например, в 2004 году из 2684 человек, закончивших обучение, было опрошено 1823 человека (68%).

По мнению опрошенных граждан, оценки интенсивности обучения (программы обучения) распределились следующим образом: «подходящая» – 1130 человек (62%), «плотная» – 646 человек (35%), «расплывчатая» – 45 человек (2,4%).

Оценки продолжительности обучения: «подходящая» – 1330 человек (73%), «короткая» – 436 человек (24%), «длинная» – 43 человека (2,3%).

Оценки преподавания предметов (по 5-балльной системе): на «5» оценивают 1332 человека (73%), на «4» – 347 человек (19%), на «3» – 25 человек (1,3%).

По результатам опросов можно сделать вывод, что большинство граждан, прошедших обучение, устраивает его качество. Но при этом достаточно много граждан предлагают увеличить количество часов на производственную практику.

Предложения об увеличении сроков обучения, прежде всего за счет увеличения объема учебных часов на производственное обучение и производственную практику, поступают от центров занятости населения и от образовательных учреждений. Учитывая то, что возрастает доля нуждающихся в обучении, а соответственно, изменение качественного состава безработных граждан имеет отрицательную тенденцию, видимо, необходимо вести работу по увеличению сроков обучения. Тем более, что сложившиеся в нашей практике работы сроки профессионального обучения безработных граждан по некоторым профессиям меньше установленных приказом Минобразования России «Об утверждении Перечня профессий профессиональной подготовки» и письмом Минтруда России -ВЯ «О некоторых разъяснениях по применению Перечня профессий профессиональной подготовки при профессиональном обучении безработных граждан и незанятого населения».

3.2. С позиций работодателей эффективность профессионального обучения будет выражаться заполнением вакантных рабочих мест и возможностью организации производительного труда на предприятии или в организации, и в конечном итоге – в экономической эффективности деятельности организации.

Удовлетворение заявок работодателей по вакансиям через профессиональное обучение реализуется путем открытия учебных групп по заявляемым профессиям, обучения новым профессиям, по которым оно ранее не осуществлялось. Так, например, в течение 2002 – 2004 годов было открыто обучение профессиям «вязальщик схемных жгутов, кабелей и шнуров» и «электромонтажник-схемщик» в ПУ № 5 (г. Костомукша) для , «сборщик корпусов металлических судов» в ПУ № 19 (г. Петрозаводск) для Онежского судостроительного завода.

Работа центров занятости населения по изучению мнений работодателей о качестве обучения, как правило, состоит из получения их устных отзывов при посещениях предприятий, на совещаниях, мини-ярмарках рабочих мест, при встречах и т. д. Данное направление работы требует совершенствования.

3.3. Индикаторами влияния программы профессионального обучения безработных граждан на ситуацию на местных и республиканском рынках труда могут быть следующие показатели:

– повторные регистрации граждан после обучения в качестве безработных;

– трудоустройство граждан после обучения;

– влияние объемов направления на профессиональное обучение на уровень безработицы;

– экономия средств на выплату пособия;

– возмещение расходов на обучение через налогооблагаемую базу, образующуюся в результате функционирования рабочих мест, заполняемых после трудоустройства обученных граждан.

3.3.1. Регистрация граждан, закончивших обучение, в качестве безработных

Доля граждан, закончивших обучение и зарегистрированных в качестве безработных, возросла с 4,1% в 2002 году до 8,2% в 2004 году.

Повторная регистрация граждан в качестве безработных после окончания обучения напрямую зависит от приоритетов работы центров занятости населения по определению профессий для обучения. Если первым критерием для центров занятости становится ориентация только на выполнение контрольных показателей, а не на потребности рынка труда, то это явно приведет к росту доли повторно регистрируемых после обучения граждан.

К росту численности повторно зарегистрированных после обучения в качестве безработных граждан однозначно отрицательно относиться не следует. Данный показатель может быть очень полезным для получения объективной информации по трудоустройству граждан после обучения.

3.3.2. Трудоустройство

Трудоустройство граждан, прошедших по направлению службы занятости профессиональное обучение, является главным итоговым интегрированным показателем оценки работы Управления, центров занятости по реализации программы «Профессиональное обучение». Он характеризует все этапы работы, начиная с отбора граждан на обучение и заканчивая адаптацией граждан на рабочих местах.

При опросах в момент окончания обучения в среднем 40–42% граждан дают положительные ответы на вопрос о наличии места для трудоустройства.

Для определения уровня трудоустройства (занятости) также может использоваться вариант, когда из числа обученных снимаются граждане, повторно зарегистрированные в качестве безработных, остальные считаются трудоустроенными (занятыми). Такой показатель в 2002, 2003 и в 2004 годах по республике составлял соответственно 95,9, 94,8, 91,8%.

Но эта картина не вполне объективна, так как отсутствие обращений граждан в службу занятости вновь после обучения не означает, что данные граждане трудоустроены или заняты.

Более объективными являются данные о трудоустройстве, подтвержденные информацией об этом. Этот показатель по Управлению ФГСЗН по Карелии по рассматриваемым годам составил соответственно 82,8, 60,4, 68,6%.

В настоящее время в практике работы службы занятости республики используются следующие способы получения информации о трудоустройстве граждан, завершивших обучение:

– опрос граждан в момент окончания обучения о наличии места для трудоустройства;

– личные сообщения граждан при трудоустройстве после окончания обучения;

– опрос кадровых служб работодателей (телефонные звонки или специальные посещения) о принятых на работу гражданах, если обучение проводилось по заявке работодателей или граждане имели гарантийные письма работодателей о приеме на работу после обучения;

– телефонные звонки службы занятости на дом гражданам, закончившим обучение;

– при контактах с работодателями (посещения организаций, семинары, совещания и т. д.) получение дополнительной информации об обратившихся и принятых на работу гражданах, закончивших обучение по направлению службы занятости;

– другие источники: сообщения управляющих местных администраций, односельчан и т. п.

При этих способах получения информации о трудоустройстве граждан после профессионального обучения она достоверна только при контактах с работодателями.

Как способы, снимающие вопросы по учету трудоустройства, использоваться они могут при обучении небольшого числа безработных граждан, но там, где объемы обучения исчисляются сотнями граждан, нужны дополнительные методы.

В получении информации о трудоустройстве граждан после окончания обучения заинтересована только служба занятости. С другой стороны, обучавшиеся граждане или работодатели никаким образом не нуждаются в такой информации, поэтому на контакт по данному поводу идут неохотно и доля получаемой объективной информации мала.

Следует также иметь в виду, что достаточно большая часть граждан, закончивших обучение, устраивается на работу без оформления трудовых отношений (условия работодателя) или выезжает в другие районы или города с целью трудоустройства. У многих граждан нет телефонов.

Вышеназванные способы получения информации о трудоустройстве очень затратны как по времени, так и финансово. При существующих кадровых и финансовых ресурсах центров занятости населения ведение полностью объективного мониторинга нереально.

По данным центров занятости населения, во всех случаях как минимум треть обученных граждан остаются за пределами мониторинга о трудоустройстве. Поэтому, на наш взгляд, необходимо вести речь не строго о трудоустройстве, а о занятости граждан, закончивших обучение.

Вопрос об осуществлении достоверного мониторинга трудоустройства граждан после обучения обострился после проведения Счетной палатой Российской Федерации аудита эффективности расходования бюджетных средств на профессиональную подготовку и переподготовку безработных в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и стимулирования работодателей к созданию новых рабочих мест в Республике Карелия за годы, который проводился в период с 8 февраля по 4 марта 2005 года.

Письмом от 26.04.05 Роструд поставил Управлению задачу о предоставлении в отчете за 2005 год информации о численности трудоустроенных после обучения граждан, проработавших в организациях в течение квартала, полугодия, года и более.

Мониторинг трудоустройства (занятости), а тем более закрепляемости граждан на рабочих местах в течение 3, 6 и 12 месяцев, требует создания нормативно-правовых, организационных, ресурсных условий для получения объективной информации.

Информация о фактическом трудоустройстве будет объективной только в том случае, когда все граждане, закончившие обучение, обязательно будут в контакте со службой занятости, что возможно в двух случаях:

– если граждане при направлении на обучение не будут сниматься с учета в качестве безработных;

– если граждане, закончившие обучение, будут свободно вновь регистрироваться в качестве безработных.

Первый случай предполагает внесение изменений в Закон о занятости населения в РФ, что довольно проблематично, хотя возможно.

Второй вариант – признание безработными граждан, закончивших обучение, предусмотрен статистическим учетом в форме 2-т (трудоустройство), раздел VII, строка 14. Если же служба занятости большую часть закончивших обучение граждан будет регистрировать, то она будет владеть объективной информацией о трудоустройстве этих граждан. Поэтому считаем, что показатель регистраций граждан в качестве безработных после обучения необходимо принимать как промежуточный, а не отрицательный в деятельности центров занятости населения. При этом надо ввести показатель трудоустройства закончивших обучение граждан, в который включать граждан, зарегистрированных в качестве безработных после обучения и трудоустроенных в течение 3 месяцев с даты окончания обучения.

Тех граждан, которые после обучения не будут обращаться в службу занятости и регистрироваться в качестве безработных, считать в статистике трудоустроенными (занятыми).

В существующих условиях работы центров занятости населения проведение работы по мониторингу закрепления на рабочих местах граждан, закончивших профессиональное обучение, тем более раздельно в течение 3, 6 и 12 месяцев, невозможно. В любом случае эти показатели будут носить оценочный характер.

Мониторинг закрепляемости обученных граждан на рабочих местах предлагается проводить по повторным, после обучения и трудоустройства, их регистрациям в службе занятости, соответственно по требуемым в отчетности срокам: 3 месяца, 6 месяцев, 12 месяцев, то есть какой период времени гражданин после трудоустройства не обращался вновь в службу занятости соответственно считать периодом трудоустройства (занятости).

3.3.3. Влияние обучения на уровень безработицы

По оценке абсолютного большинства центров занятости населения программы профессионального обучения оказывают положительное влияние на местные рынки труда.

Сокращение численности безработных в 2004 году за счет направления 2852 человек на профессиональное обучение (с учетом зарегистрированных в качестве безработных после обучения) дало снижение уровня безработицы в среднем в месяц на 0,07%. Много это или мало, можно увидеть по следующему показателю.

3.3.4. Экономия средств на выплату пособия

Если бы в 2004 году 2852 человека не были направлены на обучение и получали бы пособие весь период безработицы, то потребовалось бы 12606 тыс. рублей средств федерального бюджета. В этой сумме есть определенная погрешность, но она в любом случае близка к объемам финансирования программы профессионального обучения, которая составила в прошлом году 10400 тыс. рублей.

3.3.5. Возмещение бюджетных средств

Возмещение затрат бюджетных средств, направляемых на обучение, включая стипендию, возможно через налогообложение фонда оплаты труда и доходов трудоустроенных после обучения граждан, то есть через определение срока, в течение которого затраченные средства будут возвращаться в государственный бюджет.

В таблице 3 показан расчет средств на профессиональное обучение через налогооблагаемую базу по Управлению ФГСЗН по Республике Карелия в 2002 – 2004 годах.

Таблица 3

№ п/п

Показатели

Стоимость обучения 1 человека, руб.

3015,7

3414,0

3875,0

Средний срок обучения, мес.

2,7

2,5

2,6

Средний размер стипендии в месяц, руб.

820,0

930,0

960,0

Сумма стипендии за весь период обучения, руб.

2214,0

2325,0

2496,0

Затраты на обучение 1 человека, всего, руб.

5229,7

5739,0

6371,0

Средняя зарплата в месяц, руб.

4653,1

5692,0

6999,9

Налог (ЕСН + подоходный налог с физических лиц), %

48,8

48,8

48,8

Коэффициент налогов

0,488

0,488

0,488

Сумма налогов в месяц, руб.

2270,7

2777,7

Коэффициент трудоустройства

0,828

0,604

0,686

Срок возмещения затрат, мес.

2,78

3,42

2,72

Средняя продолжительность безработицы, мес.

4,96

4,74

4,25

Средний размер пособия в месяц, руб.

850,0

1020,0

1040,0

Затраты на выплату пособия за весь период, руб.

4216,0

4834,8

4420,0

Отношение затрат на обучение к пособию по безработице

1,24

1,19

1,44

Из таблицы 3 видно, что даже при реально учтенном уровне трудоустройства граждан после обучения срок возврата затрат на обучение в государственный бюджет относительно небольшой и сопоставим со сроками обучения. В связи со снижением с 1 января 2005 года ставки единого социального налога с 35,8 до 26,2% сроки окупаемости несколько увеличатся, но принципиально ситуация не изменится.

Затраты на профессиональное обучение за весь период выше, чем затраты на пособие по безработице, продолжительность которой значительно превышает средний период обучения. Но расходы на обучение реально возвращаются в бюджет, а значительная часть пособия не возвращается.

При этом еще не учитывается социальный эффект результатов обучения, который не подлежит объективной финансовой оценке.

Следовательно, профессиональное обучение безработных граждан – самый эффективный способ содействия их трудоустройству и социальной адаптации, окупаемости бюджетных затрат, направляемых на данную программу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *