Перевод в цены 1984 года

От неизбежных ограничений, связанных с пандемией коронавируса, пострадают очень многие, а не только малообеспеченные семьи. Целые отрасли находятся в замороженном состоянии. Чтобы люди смогли выжить, чтобы сохранить рабочие места, государство должно как можно скорее поддержать их финансово. Поддержав людей, государство поможет экономике, пишет экономист Ботир Кобилов.

Основные посылы этой статьи:

  1. Прямо сейчас мы переживаем период, когда лучшее, что можно сделать, — соблюдать строгие карантинные меры и самоизоляцию, даже если это означает временно остановить экономику, потому что на данный момент только так можно остановить распространение коронавирусной инфекции. Прежде всего, мы должны сосредоточиться на победе в войне против вируса. На данном этапе это не только спасает жизни, но и является лучшим способом помочь экономике.

  2. Отказ от строгого карантина в то время, когда вероятность заражения инфекцией все еще высока, приведет к большему общему экономическому ущербу, чем при соблюдении карантинных мер для устранения риска распространения.

  3. Государство должно помочь всем гражданам во время карантина существенной компенсацией потерянной заработной платы, а также едой, жильем и информацией. Это подразумевает сохранение всех зарплат в государственном секторе и выплату компенсаций работникам в частном секторе и теневой экономике за потерянный доход. Чрезвычайно важно, чтобы люди сохранили свои рабочие места. Скорость действий является ключевой.

Спасать человеческую жизнь — значит помогать экономике

Наблюдая за тем, как некоторые страны отреагировали на пандемию коронавируса, надо подчеркнуть: власти Узбекистана быстро и эффективно смогли дать первый ответ, установить приоритеты и ввести карантинный режим — особенно после выявления первого случая коронавируса. В это же время другие, в том числе развитые, страны ждали два месяца, чтобы признать проблему, и до сих пор не могут сделать ношение масок в общественных местах обязательным.

Большинство из нас видели этот график выравнивания «кривой инфекции», которая оправдывает строгий режим карантина и практики физического дистанцирования и самоизоляции. В то же время экономика также сталкивается с проблемой «сглаживания кривой». Здесь основная цель также в том, чтобы сгладить ее и ограничить экономический ущерб.

Рис. 1. Выравнивание кривой пандемии. Красным цветом на графике отмечено число случаев заболевания в отсутствие мер здравоохранения, синим — при принятии мер, пунктиром — вместимость системы здравоохранения.

Рис. 2. Выравнивание рецессионной кривой. Синим цветом указана кривая и область «серьёзности рецессии» при принятии макроэкономических мер, красным — без принятия макроэкономических мер. Источник: исследование профессора экономики П-О. Гуринчаса.

Что делать в текущей ситуации

1. Государство должно обеспечить, чтобы все работники сохраняли свою работу, продолжали получать зарплату, независимо от того, работают они удаленно или вообще не работают из-за характера работы. Рабочие и их семьи должны питаться и удовлетворять свои основные потребности. Без какой-либо финансовой помощи уволенным и потерявшим единственный источник дохода последствия будут очень тяжелые.

2. Государство должно помогать большинству предприятий — всем малым и средним предприятиям, чтобы они могли оставаться на плаву без банкротства. Помощь может быть в виде замороженной арендной платы, покрытия арендной платы для предприятий, если собственность не принадлежит муниципалитету или государству, коммунальных услуг, выплаты процентов по кредиту и самое главное — прямой денежной помощи для выплаты заработной платы своим сотрудникам. Далее мы подробнее рассмотрим работу по этим двум направлениям.

С точки зрения экономики карантин и практика физического дистанцирования и самоизоляции должны длиться столько, сколько необходимо.

Прежде всего, нужно осознавать, что наши действия вчера, сегодня и завтра определят, когда именно риск заражения будет минимальным и вирус «исчезнет». Решение об отмене карантинных мер и о том, когда люди начнут возвращаться к нормальной работе и жизни, должно быть основано строго на данных и фактах.

Что думают ведущие экономисты? Чикагский университет регулярно проводит опросы среди ведущих мировых профессоров экономики, чтобы узнать их мнение по некоторым важным темам. В недавнем опросе респонденты выражали свою позицию по двум тезисам:

1. Комплексная реакция на коронавирус будет включать в себя терпимость к очень резкому замедлению экономической активности до тех пор, пока распространение инфекции значительно не уменьшится.

2. Отказ от строгого карантина в то время, когда вероятность заражения инфекцией все еще высока, приведет к большему общему экономическому ущербу, чем при выдерживании карантина, для устранения риска распространения.

Рис. 3 и 4. Процентная разбивка мнений, высказанных более 40 экономистами ведущих университетов США в отношении тезисов 1 и 2. (Варианты: «Полностью согласен», «Согласен», «Не определился», «Не согласен», «Полностью не согласен».)

Ни один из более 40 экономистов не высказался против этих двух тезисов, и вы можете увидеть имена, ответы и комментарии каждого экономиста. Хочу подчеркнуть, консенсус экономистов по этой теме уникален, так как по другим темам консенсус экономистов обычно трудно достижим.

В отличие от типичной рецессии, например, той, которую мы видели в 2008 году, основная ответственность государства сегодня заключается не в том, чтобы напрямую стимулировать экономическую активность и компенсировать потерянные доходы. Экономический кризис во время и после пандемии происходит в первую очередь не из-за спада совокупного спроса, а из-за преднамеренного спада совокупного предложения.

Другими словами, во время пандемии экономика вступает в фазу искусственной комы, некоторые функции «мозга» сознательно отключаются, чтобы дать «пациенту» время на выздоровление. В этом случае «пациент» — это население, а «мозг» — экономика.

Каковы экономические последствия карантинных мер?

Подавляющее большинство населения потеряет (если уже не потеряло) источники дохода, уровень безработицы значительно возрастет. Поскольку у людей недостаточно сбережений, первый и главный вопрос будет о том, как они могут выжить без помощи государства. Большое количество малых предприятий и даже некоторые отрасли просто исчезнут без помощи государства.

Вся эта государственная помощь, я думаю, должна быть в форме сохранения рабочих мест с сохранением заработной платы, механизма немедленной компенсации потерянного дохода тем, кто работает за пределами госсектора, и денежной помощи работникам теневого сектора.

В макроэкономическом плане можно ожидать, что объем капитала в виде международных денежных переводов, являющихся жизненно важным источником дохода для многих беднейших домохозяйств, в 2020 году снизится на 50%; сектор туризма полностью остановился; новые заимствования на международных рынках капитала становятся затруднительными; выручка от экспорта уменьшится; обесценивается валюта, и обслуживание текущего долга в долларах, которого мы накопили в последнее время немало, станет дорогим.

Нет сомнений, что во время этого кризиса столь необходимый капитал «бежит» на относительно безопасные рынки, такие как казначейские облигации США. Кроме того, источники денежных переводов — определенная часть наших трудовых мигрантов — вернулись в страну, тем самым появляется дополнительное давление на рынок труда. Спрос на золото и экспорт продовольствия должен оставаться высоким. Золото является активом-убежищем, и в кризисные времена цена на него имеет тенденцию повышаться.

Размер государственной программы фискальной помощи может превысить несколько миллиардов долларов. Я совсем не удивлюсь, если по самым скромным подсчетам сумма в эквиваленте 10% ВВП Узбекистана будет потрачена только на компенсацию потерянного заработка людям и обеспечение достаточных средств, чтобы бизнес был «заморожен».

Кто пострадает первым и что надо делать?

Если коротко: пострадает большинство населения.

Не хотелось бы выделять профессии или группы людей, которые уже страдают или скоро начнут страдать от последствий пандемии и карантина. Целые отрасли находятся в замороженном состоянии: туризм, отдых, транспорт, услуги. Водители такси, официанты, уборщики и все, кто работает по сдельной оплате и не могут работать удаленно, потеряли свой единственный и ежедневный источник дохода, просто оставаясь дома. Пострадают очень многие, и не только малообеспеченные семьи.

К счастью, большинство людей понимают серьезность ситуации и вносят свой вклад в выравнивание ситуации благодаря благотворительности, спонсорству и волонтерству. Однако что делать, если человек уже потерял или скоро потеряет единственный источник дохода и у него недостаточно сбережений, чтобы жить до тех пор, пока он не получит заработок после снятия карантинных мер?

Это самые важные вопросы, на которые мы должны найти ответ и действовать быстро. Люди должны выжить и прокормить себя и свою семью прямо сейчас или как только у них кончатся деньги. Будущие налоговые льготы, отсрочка обязательных платежей, моральная поддержка не помогут им сегодня в этом. Им нужны деньги, продукты питания и товары первой необходимости.

«Газета.uz» 2 апреля провела анонимный опрос среди пользователей Telegram, спросив: «На какой срок вам хватит сбережений в случае отсутствия ежемесячного дохода?»

44% респондентов ответили, что имеют сбережения менее чем за месяц, в то время как 37% респондентов указали, что вообще не имеют сбережений. Таким образом, 92% респондентов отметили, что не имеют достаточно сбережений на более чем два месяца. Хотя этот опрос, в котором приняли участие свыше 334 тысяч пользователей, не является репрезентативным, то, как респонденты оценивают свои сбережения, вызывает обеспокоенность.

Сейчас не время размышлять о том, почему людям не хватает сбережений, — из-за маленькой зарплаты, высокой стоимости жизни, низкой финансовой грамотности населения или по другой причине. Думается, финансовая помощь большим группам населения неизбежна. Около 60% экономически активной рабочей силы страны приходится на теневой сектор, и огромное количество населения не имеет социальную страховку.

Раздача наличных денег для всех — простое решение, в том числе для тех, кто работает в теневой экономике. Почему всем? Потому что нет времени обсуждать, придумывать, разрабатывать и распространять их среди тех, на кого будут нацелены меры поддержки.

Малый бизнес

Роль малого бизнеса в экономике нашей страны велика. По состоянию на 2018 год доля малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП Узбекистана составляла 59%, а доля общего занятого населения в нем составляла 76%, или больше 10 миллионов человек.

Сейчас многие предприятия не имеют достаточной ликвидности, чтобы покрывать свои платежные ведомости и другие расходы, достаточные только для того, чтобы пережить эту пандемию. По Узбекистану таких данных нет, но позвольте привести пример: половина малых предприятий в США располагала денежным буфером для поддержки бизнеса на срок до 27 дней на случай, если они прекратят получать какие-либо доходы. Четверть малых предприятий хранит в резерве менее 13 буферных дней, а рестораны — в среднем 16 буферных дней.

Рис. 5. Количество буферных дней, в течение которых малый бизнес сможет поддерживать сам себя в случае неполучения всех доходов. Источник: Институт JPMorgan Chase, 2015.

Можно подозревать, что в Узбекистане эти дни намного короче. Поддержание бизнеса в условиях этого кризиса и обеспечение того, чтобы работники продолжали получать зарплату, крайне важно.

Если не действовать быстро, рецессия угрожает разрушить сложную сеть экономических связей, которая позволяет экономике функционировать, и восстановление займет много времени. Например, гибель предприятий и даже целых отраслей сопряжена с долгосрочными издержками: связи между предпринимателями, работниками и клиентами разрушаются, и их часто приходится восстанавливать с нуля, что будет дорого обходиться экономике.

В то время, когда работники дома и на предприятиях не работают, необходимо заморозить все, позволить работникам получать оплату, предприятиям выживать и сохранять уверенность своей команды и клиентов, чтобы при нормальной жизни можно было быстро «включить» экономику.

Размер теневой экономики Узбекистана, по разным оценкам, варьируется между 40% и 50% по отношению к ВВП. Это огромные цифры, и государство должно рассмотреть возможность компенсации потерянных заработков людям наличными деньгами, переводом на карты, любым механизмом, даже если он несовершенен.

Государство как «последний плательщик»

Для того, чтобы у населения было достаточно денег, чтобы выжить во время пандемии, сохранив свою работу, чтобы люди могли вернуться к работе, чтобы удержать малые предприятия от полной ликвидации, государство должно взять на себя ответственность «последнего плательщика». На практике это означает немедленную выдачу наличных средств работникам и предприятиям.

Эта не сумасшедшая идея, а вполне осуществимая и адекватная мера. В соседнем Казахстане правительство выделяет поддержку в виде социальных выплат в размере 42,5 тысячи тенге (примерно 100 долларов). В Великобритании сохраняется 80% заработной платы каждого работника, до 2500 фунтов стерлингов в месяц.

Кредиты с льготными условиями и пониженными процентными ставками не компенсируют предприятиям и работникам их убытки в текущем периоде; кредиты просто позволяют им сгладить расходы в течение более длительного периода времени. Если бизнес не зарабатывает деньги сейчас, поскольку он вообще не работает, помогут ли налоговые скидки и вычеты из процентных платежей предприятиям продержаться на плаву в текущем периоде?

Невозможно держать бизнес на плаву, предоставляя ему льготы в виде снижения налогов и выплат по процентной ставке, когда предприятия просто не получают никакого дохода и не имеют достаточного размера подушки безопасности.

Помимо заработной платы, предприятия должны покрывать свою арендную плату, коммунальные платежи, проценты по долгам и другие расходы, которые имеют жизненно важное значение для поддержания бизнеса, даже если предприятие не работает во время пандемии.

Поскольку государству в нашей стране принадлежит практически все: банки, коммунальные предприятия, большая часть недвижимости, — то временно прекратить сбор платы за аренду, процентов по кредиту и коммунальные услуги с бизнеса сегодня (а не в будущем) должно быть легко осуществимо, что можно отнести к прямой поддержке.

Как подчеркивалось ранее, эта программа не должна рассматриваться как стимул экономике. Потому что во время карантина мы меньше всего хотим, чтобы люди тратили эти деньги на любые виды деятельности или потребления, которые заставили бы их собраться в одном месте, вернуться к работе. Это противоречит требованиям физического дистанцирования и самоизоляции.

Следовательно, мы не должны зацикливаться на том, как стимулировать экономику, как вернуться к предыдущим показателям ВВП, как восстановить утраченные ресурсы. Вместо этого необходимо в буквальном смысле кормить людей сейчас, чтобы они элементарно выжили.

За чей счет?

Теперь большое присутствие государства в экономике страны будет иметь свои некоторые последствия. Если бы мы приватизировали ранее, если бы у нас были функционирующие рынки капитала с различными классами инвесторов, то затраты, в некоторой степени, были бы распределены между различными экономическими агентами. Но это другая тема.

Важно пересмотреть статьи расходов, переместив средства из некоторых долгосрочных проектов, и уделить приоритетное внимание сектору здравоохранения и финансовой помощи тем, кто потерял единственный источник дохода.

В настоящее время международные финансовые институты являются одним из основных источников дополнительного финансирования для вышеуказанных мер в Узбекистане. Я думаю, что самое важное в получении этих средств — это то, как быстро и прозрачно будут переводиться деньги тем, кто в них нуждается.

У читателя может возникнуть вопрос, какова в данном вопросе роль накопленных резервов (кроме валютных и золотых резервов Центрального банка). Помимо важных инфраструктурных проектов, должно было быть определенное резервирование средств на чрезвычайное финансирование в случае внезапных потрясений в экономике.

Говоря образно, если в «заначке» накопились деньги, которые были отложены на «черный день», то этот «черный день» уже настал.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Основные показатели сельского хозяйства

Продукция сельского хозяйства в денежной оценке рассчитана в текущих ценах и включает продукцию растениеводства и животноводства, а также стоимость рыночных услуг, оказанных предприятиями по обслуживанию сельского хозяйства и сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими хозяйствами, производящими сельскохозяйственную продукцию, и нерыночных услуг, оказанных бюджетными организациями и учреждениями. Для расчета индекса физического объема продукции сельского хозяйства используются сопоставимые цены, в которых оценивается продукция растениеводства и животноводства. До 2013 года в качестве сопоставимых цен использовались цены 2005 года, начиная с 2013 года при расчете продукции сельского хозяйства в качестве сопоставимых цен используются средние цены предыдущего года.

Объем продукции растениеводства определяется размерами валового сбора сельскохозяйственных культур, который оценивается в текущих и в сопоставимых ценах.

Кроме того, к стоимости валового сбора прибавляется стоимость выращивания молодых многолетних насаждений. Стоимость выращивания молодых многолетних насаждений включает стоимость закладки и выращивания многолетних насаждений до плодоносящего возраста.

Объем продукции животноводства определяется количеством живой массы полученного приплода и прироста выращенного за год молодняка скота, привеса взрослого скота, полученного в результате его откорма, а также количества молока, шерсти, яиц и других продуктов животноводства, полученных в процессе хозяйственного использования скота и птицы и не связанных с их убоем.

Объем продукции животноводства оценивается в текущих и сопоставимых ценах.

Данные по сельскохозяйственным предприятиям приведены по всем предприятиям, организациям, объединениям предприятий, производящим сельхозпродукцию и обслуживающие сельское хозяйство, а также по предприятиям, для которых сельскохозяйственная деятельность не является основным видом деятельности.

Данные по хозяйствам населения включают данные о личных подсобных хозяйствах населения, о садовых товариществах и собственных садовых участках.

Данные по крестьянским (фермерским) хозяйствам содержат данные о сельскохозяйственной деятельности граждан, которым были выделены земельные участки в натуре в счет долей равноценной земли.

Настройка того или иного способа применения индексов производится для конкретной сметы.

  • Нажмите кнопку Параметры на вкладке Документ. На экране будет представлено окно Параметры сметы.
  • Выберите закладку Индексы (рис. 1). Рис. 1. Закладка Индексы в окне Параметры сметы

Рассмотрим возможные способы применения индексов пересчета в текущие цены.

До сих пор по умолчанию был установлен переключатель Не использовать индексы, поэтому смета рассчитывалась в базисных ценах 2001 года.

Индексы по статьям затрат (элементам прямых затрат) могут применяться только до начисления накладных расходов и сметной прибыли.

Переключатель Применять индексы по статьям затрат для расчета единичной стоимости расценок (до умножения на физобъем) позволяет применить индексы по статьям затрат при расчете стоимости позиции сметы на единицу. Далее производится умножение на объем работ и рассчитывается общая стоимость позиции в текущих ценах. В этом случае отобразить применение индексов в итогах по смете или по разделам сметы будет невозможно.

Переключатель Применять индексы по статьям затрат для расчета общей стоимости расценок (после умножения на физобъем) позволяет применить индексы по статьям затрат при расчете общей стоимости позиции сметы. При этом стоимость позиции на единицу остается в базисном уровне цен, далее производится умножение на объем работ, рассчитывается общая стоимость позиции в базисном уровне цен, и только после этого применяются индексы пересчета. В этом случае применение индексов отображается в итогах сметы – предварительно группируется и суммируется стоимость позиций с одинаковыми коэффициентами к итогам и нормами НР и СП, далее рассчитываются коэффициенты к итогам, применяются индексы по статьям затрат, рассчитываются накладные расходы и сметная прибыль и выводится результат.

Переключатель Применять индексы к СМР позволяет применить один индекс к общей стоимости СМР по позиции сметы после начисления накладных расходов и сметной прибыли. В этом случае применение индексов отображается в итогах сметы – предварительно группируется и суммируется стоимость позиций с одинаковыми коэффициентами к итогам и нормами НР и СП, далее рассчитываются коэффициенты к итогам, накладные расходы и сметная прибыль, после чего применяется индекс и выводится результат.

Флажок Применять единый индекс в итогах до начисления лимитированных затрат позволяет применить единый индекс для всей сметы до начисления лимитированных затрат. Значение индекса может быть введено в виде формулы.

Флажок Применять единый индекс в итогах после начисления лимитированных затрат позволяет применить единый индекс для всей сметы после начисления лимитированных затрат. Значение индекса может быть введено в виде формулы.

  • Установите переключатель Применять индексы по статьям затрат для расчета единичной стоимости расценок (до умножения на физобъем).
  • Нажмите кнопку OK. Окно Параметры сметы закроется, позиции сметы изменят цвет на красный и перед итогом по смете появится строка Позиции, которые невозможно учесть в расчете сметы (рис. 2). Рис. 2. Смета перед применением индексов пересчета
  • Нажмите кнопку слева в строке Позиции, которые невозможно учесть в расчете сметы – откроется перечень позиций, не учтенных в расчете. На экране для каждой такой позиции указана причина, почему она не была учтена в расчете. Сейчас причина везде одна и та же – Не задан индекс перевода в текущие цены (рис. 3). Рис. 3. Перечень позиций, которые невозможно учесть в смете

Для пересчета стоимости позиций сметы в текущие цены нужно применить ин-дексы. Индекс может быть назначен для одной позиции или группы позиций вручную, либо выбран программой из сборника индексов автоматически при совпадении кода индекса и обоснования позиции.

Произведем автоматическое назначение индексов для позиций сметы. Для авто-матической привязки индексов необходимо указать параметры автозагрузки и имя файла – сборника индексов. Чтобы привязка индексов производилась в мо-мент ввода позиций в смету, необходимо настройку параметров автозагрузки производить до начала добавления позиций. Тогда одновременно с вводом позиции в смету будет производиться автоматическое назначение индексов по обоснованию расценки, совпадающему с кодом индекса.

  • Нажмите кнопку Параметры на вкладке Документ. На экране откроется окно Параметры сметы.
  • Выберите закладку Автозагрузка (рис. 4). Рис. 4. Закладка Автозагрузка окна Параметры сметы.
  • Установите флажок Автоматически загружать индексы из файла, чтобы при вводе позиций автоматически загружались индексы из указанного файла.
  • Установите флажок Использовать обоснования расценок в качестве кода индекса, чтобы программа автоматически искала в файле индекс, код которого совпадает с обоснованием введенной позиции.
  • Нажмите кнопку Обзор для выбора файла – сборника индексов, который будет использоваться для автозагрузки. На экране появится окно Открыть (рис. 5). Рис. 5. Окно Открыть
  • Выберите папку и файл и нажмите кнопку Открыть. Название файла – сборника индексов будет занесено в поле Наименование файла – сборника индексов закладки Автозагрузка.
  • В окне Параметры сметы нажмите кнопку OK, чтобы закрыть окно.

Покажем, как выбранный сборник индексов будет использоваться при автоматической привязке индексов в процессе ввода новых позиций.

  • Добавьте в смету новую позицию ФЕР11-01-002-01 (рис. 6).

    Рис. 6. Ввод новой позиции с автоматической привязкой индексов

    Обратите внимание, что в добавленной позиции 9 черный цвет текста. Это означает, что индексы к данной позиции применились автоматически.

  • При нажатии на правый значок под номером позиции 9 в строках формирования стоимости позиции отобразится автоматически примененный индекс (рис. 7). Рис. 7. Примененные индексы
  • Удалите позицию 9.

Чтобы применить индексы к готовой смете, выполните следующие шаги:

  • Нажмите кнопку Загрузка индексов на вкладке Данные. На экране появится окно Мастера загрузки индексов (рис. 8).
  • Если нужный сборник индексов уже открыт для просмотра, то в перечне Открытых сборников индексов щелкните мышью на соответствующем файле. В противном случае откройте нужный файл с помощью кнопки Обзор. Рис. 8. Выбор открытого сборника индексов
  • Нажмите кнопку Далее. На экране будет представлено окно для выбора параметров загрузки индексов (рис. 9). Рис. 9. Параметры загрузки индексов
  • Установите флажок Переопределять уже заданные индексы, чтобы индексы для всех позиций сметы были назначены заново.
  • Установите флажок Загружать индексы к позициям, чтобы загружать индексы из файла – сборника индексов к позициям сметы.
  • Установите флажок Использовать обоснования расценок в качестве кода индекса, чтобы программа автоматически искала в файле индексы, коды которых совпадают с обоснованиями позиций сметы.
  • Нажмите кнопку Далее. На экране появится завершающее окно мастера с протоколом загрузки, в котором отображается информация обо всех позициях сметы, индекс для которых не найден (рис. 10).

    Рис. 10. Завершающее окно мастера загрузки индексов

    С помощью кнопки Сохранить протокол этот протокол сохраняется на диске в виде текстового файла.

  • Нажмите кнопку Готово. Окно мастера загрузки индексов будет закрыто.

Все позиции сметы, кроме позиции с номером 5, теперь отображаются черным цветом (рис. 11). Это означает, что только для позиции 5 с обоснованием ФССЦ-101-0934 не найден индекс в выбранном файле – сборнике индексов. Для остальных позиций индексы применились. У вас ненайденные индексы могут быть другими.

Рис. 11. Для позиции 5 индекс не назначен

Для позиции сметы с обоснованием ФССЦ-101-0934 вручную выберем индекс из файла – сборника индексов для ресурсов.

  • Откройте файл с индексами на материалы (рис. 12). Рис. 12. Индексы на материалы
  • Нажмите на значок Поиск на вкладке Главная, чтобы открыть окно Поиск в сборнике.
  • В поле Текст для поиска введите модифицированное обоснование позиции 5 нашей сметы ФССЦ-101-0935 (рис. 13). Рис. 13. Окно Поиск в сборнике
  • Нажмите кнопку Найти.
  • В файле – сборнике индексов курсор будет установлен на индексе с кодом ФССЦ-101-0935.
  • Установите переключатель Произвести поиск по обоснованию (рис. 14). Рис. 14. Нужный индекс в сборнике материалов
  • Нажмите кнопку Два окна на вкладке Вид. На верхней панели появится смета Ремонт комнаты, а на нижней панели – перечень индексов из сборника (рис. 15). Рис. 15. Двухоконный режим
  • Установите указатель мыши на строке индекса ФССЦ-101-0935.
  • Нажмите и удерживайте левую кнопку мыши.
  • Не отпуская левую кнопку мыши, переместите указатель мыши к позиции 5 нашей сметы.

    Индекс для позиции применен, и цвет строки позиции изменился на черный.

  • Раскройте дополнительную информацию о позиции 5, щелкнув мышью на значке в столбце с номером позиции (рис. 16). Рис. 16. Индекс для позиции 5 назначен

Обратите внимание на то, что под позицией в расшифровке стоимости появилась строка Итого на единицу с учетом индекса и в стоимости позиции появились расчетные величины с учетом индекса пересчета.

  • Нажмите кнопку Два окна на вкладке Вид для перехода в однооконный режим.

Назначим теперь индекс для позиции 5 другим способом, создав вручную новый индекс. Для этого:

  • Нажмите кнопку Параметры на вкладке Документ, чтобы открыть окно Параметры сметы.
  • Выберите закладку К позициям. На закладке представлен перечень индексов, которые были назначены к позициям сметы (рис. 17). Рис. 17. Индексы к позициям сметы

В данном окне доступны следующие операции работы с индексами: добавить индекс (кнопка Добавить), добавить дополнительное начисление (кнопка Добавить доп. нач.), удалить элемент (кнопка Удалить), удалить все индексы (кнопка ), удалить из списка элементы, которые не используются в расчете сметы (кнопка ).

  • Удалите индекс с кодом ФССЦ-101-0935 с помощью кнопки Удалить.
  • Нажмите кнопку Добавить. Появится новая строка (рис. 18). Рис. 18. Строка для ввода нового индекса
  • В столбце Код введите код индекса ФССЦ-101-0934.
  • В столбце Наименование введите название индекса Скобяные изделия.
  • В столбце МАТ введите значение индекса для материалов 3,17 (рис. 19). Рис. 19. Новый индекс создан
  • Перетащите мышью созданный индекс на позицию 5 сметы. Созданный индекс будет назначен к позиции сметы (рис. 20). Рис. 20. Созданный индекс применен

Изменим способ применения индексов в смете.

  • Выберите закладку Индексы в окне Параметры.
  • Установите переключатель Применять индексы по статьям затрат для расчета общей стоимости расценок (после умножения на физобъем). Теперь в позиции выводится стоимость единицы в базисном уровне цен, далее производится умножение на объем работ, рассчитывается общая стоимость позиции в базисном уровне цен, и только после этого применяются индексы пересчета (рис. 21). Рис. 21. Индексы по статьям затрат после умножения на объем

Применим единый индекс в итогах сметы.

  • В окне Параметры сметы выберите закладку Индексы.
  • Установите переключатель Не использовать индексы, чтобы при расчете сметы не использовались индивидуальные индексы для позиций сметы.
  • Установите флажок Применять единый индекс в итогах до начисления лимитированных затрат.

    Единый индекс может быть также учтен как дополнительный индекс к уже примененным индивидуальным индексам для позиций сметы.

  • В поле Обоснование индекса ниже установленного флажка введите название индекса Мой единый индекс.
  • В поле Значение (Формула) введите значение индекса в виде формулы 1,5*2,2 (рис. 22). Рис. 22. Ввод единого индекса до лимитированных затрат

Обратите внимание, что в итогах сметы внизу документа единый индекс применяется до начисления лимитированных затрат (рис. 23).

Рис. 23. Применен единый индекс до лимитированных затрат

Теперь применим единый индекс в итогах сметы после начисления лимитированных затрат. Причем данный индекс будет дополнительным к индивидуальным индексам по статьям затрат для позиций сметы.

  • В окне Параметры сметы выберите закладку Индексы.
  • Установите переключатель Применять индексы по статьям затрат для расчета единичной стоимости расценок (до умножения на физобъем).
  • Сбросьте флажок Применять единый индекс в итогах до начисления лимитированных затрат.
  • Установите флажок Применять единый индекс в итогах после начисления лимитированных затрат.
  • В поле Обоснование индекса ниже установленного флажка введите название индекса Мой единый индекс после лимитированных.
  • В поле Значение (Формула) введите значение индекса 1,2 (рис. 24). Рис. 24. Ввод единого индекса после лимитированных затрат

Этот индекс применяется после начисления лимитированных затрат как дополнительный индекс к уже примененным индивидуальным индексам по статьям затрат для позиций сметы (рис. 25).

Рис. 25. Применен единый индекс после лимитированных затрат

Покажем, как в позиции сметы перейти от уровня цен 1984 года в уровень цен 2001 года.

  • В окне Параметры сметы выберите закладку Индексы.
  • Установите переключатель Не использовать индексы, чтобы при расчете сметы не использовались индивидуальные индексы пересчета в текущие цены для позиций сметы.
  • Выберите базу 1984 г.
  • Добавьте в смету позицию с обоснованием Е11-205 и введите объем 10 (рис. 26). Рис. 26. Добавлена расценка из базы 1984 года

Добавленную позицию невозможно учесть в расчете, так как в смете для расчета в базисных ценах задан уровень цен 2001 года. В конце сметы будет выделена красная строка Позиции, которые невозможно учесть в расчете сметы.

  • Щелкните мышью на значке слева от строки Позиции, которые невозможно учесть в расчете сметы. В нижней строке появится текст Не задан корр. индекс 1984-2001 (рис. 27). Рис. 27. Позиция не учтена в расчете сметы

Если для позиций сметы установлено использование индивидуальных индексов пересчета в текущие цены, то позицию бывает невозможно учесть в расчете из-за того, что Не задан индекс перевода в тек. цены. В этом случае необходимо применить индекс любым из описанных выше способов.

Итак, позицию 9 нужно пересчитать от уровня цен 1984 года в уровень цен 2001 года. Для этого:

  • Откройте окно Параметры сметы и выберите закладку Индексы к позициям.
  • Введите вручную индекс с кодом Е11-205, наименованием Индекс 1984г. и значениями по элементам прямых затрат 11,5 (рис. 28). Рис. 28. Добавлен индекс для позиции из базы 1984 года
  • Не закрывая окно Параметры сметы, щелкните мышью на позиции 9.
  • Нажмите клавишу F3 и в появившемся окне Дополнительная информация о позиции выберите закладку Индексы (рис. 29). Рис. 29. Закладка Индексы окна Дополнительная информация о позиции
  • Перетащите созданный индекс из окна Параметры сметы в любое место группы Индекс для перевода цен 1984г. в цены 2001г. на закладке Индексы. В указанной группе появятся код, наименование и значение индекса (рис. 30). Индекс применен. Рис. 30. Применен индекс для позиции из базы 1984 года
  • Закройте окна Параметры сметы и Дополнительная информация о позиции. В смете цвет представления позиции 9 из красного преобразовался в бирюзовый, показывая, что уровень базисных цен позиции – 1984 года.
  • Щелкните мышью на правом значке в столбце с номером позиции 9 для показа информации о формировании стоимости позиции (рис. 31). Рис. 31. Позиция из базы 1984 года пересчитана в уровень цен 2001 года
  • Удалите позицию 9 и соответствующий индекс.
  • Снова выберите базу Минрегион РФ.

Возможно включение в смету позиции сразу в текущем уровне цен, которая не требует индексации. Для этого достаточно в нужной позиции правой кнопкой мыши вызвать контекстное меню и выбрать команду Уровень базисных цен позиции > Текущие цены. Позиция будет выделена синим цветом, и индексы к ней применяться не будут.

Данная поправка завершает корректировку конкурентных материалов на фактор изменения цен во времени (актуализацию цен). По методам расчета эта поправка во многом аналогична поправке на дату конкурентных материалов, но она отражает изменение цен на другом временном отрезке: от текущей даты до момента поставки товара.

Размер повышения или понижения цен в период выполнения контракта должен в каждом конкретном случае определяться по соответствующей методике прогнозирования цен. В обоснованных случаях (прежде всего по биржевым товарам) для указанных целей могут использоваться цены фьючерсных контрактов.

При определении размера данной поправки следует также учитывать скорость оборачиваемости средств в период между заключением контракта и его исполнением. При сокращении этого периода по сравнению с преобладающей торговой практикой к согласованной цене обычно делается надбавка, а при увеличении срока — скидка с цены.

Поправка на базисные условия поставки.

Поправка на различия в базисных условиях поставки. Базисные условия поставки определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара, устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя и определяют, соответственно, кто несет расходы, связанные с транспортировкой и страхованием товара от продавца до покупателя.

На практике условия поставки могут очень сильно различаться в зависимости от многих факторов, в том числе и особенностей национальных законодательств, торговых обычаев и правил в отдельных странах.

Нередко при заключении сделки стороны (или одна из сторон) бывают незнакомы с особенностями торговой практики своего партнера, что может служить причиной разной трактовки используемых в контракте терминов, возникновения недопонимания, споров и судебных разбирательств, потерь времени и валютных средств.

Для решения этих проблем существует международно признанное толкование основных условий поставки, наиболее часто встречающихся в коммерческой практике.»Международные коммерческие термины» («International Commercial Terms», сокращенно «Incoterms»).ИНКОТЕРМС-2000. Условия «Инкотермс», если на них в контракте сделана ссылка, являются базисными условиями поставки до тех пор, пока в контракт не включены другие, противоречащие им условия.

Приведение цен к одинаковым условиям поставки осуществляется на основе фрахтовых ставок и тарифов за перевозку конкретного товара железнодорожным, морским и другими видами транспорта, а также с учетом стоимости страхования разных видов грузов, налогов, сборов, пошлин, взимаемых на границе или в порту страны-экспортера либо страны-импортера.Транспортная составляющая в цене контракта зависит прежде всего от расстояния от страны-покупателя до страны-продавца, способа и маршрута транспортировки, стоимости самого товара. По ряду товаров, преимущественно сырьевых, она может достигать 4 0-50 % от цены. По готовым изделиям доля расходов на транспортировку существенно ниже и в среднем не превывшает 3-7 %.

Письмо Минстроя России от 19 августа 2020 г. № 32582-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, индексов изменения сметной стоимости оборудования (Письмо Минстроя России от 19 августа 2020 г. № 32582-ИФ/09) — в дополнение к письмам от 18 августа 2020 г. № 32427-ИФ/09 и от 29 июля 2020 г. № 29340-ИФ/09.

Письмо Минстроя России от 18 августа 2020 г. № 32427-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ (Письмо Минстроя России от 18 августа 2020 г. № 32427-ИФ/09) — в дополнение к письму от 29 июля 2020 г. № 29340-ИФ/09.

Письмо Минстроя России от 29 июля 2020 г. № 29340-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2020 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексов изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ (Письмо Минстроя России от 29 июля 2020 г. № 29340-ИФ/09)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *