Первое собрание кредиторов

Содержание

Участники первого собрания кредиторов

Участники первого собрания – это конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, своевременно предъявившие свои требования, которые были внесены в реестр требований. Эти участники на первом собрании обладают правом голоса (ст. 2, п. 2 ст. 72 Закона N 127-ФЗ).

Первое собрание кредиторов может принять решение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, причем какую бы из указанных процедур кредиторы ни выбрали, они должны будут предложить конкретный срок ее проведения (п. 1,2 ст. 74 Закона N 127-ФЗ), либо решение о признании должника банкротом. После соответствующее ходатайство подается в суд.

Кроме того, первое собрание кредиторов вправе (п. 1 ст. 73 Закона N 127-ФЗ):

  • сформировать комитет кредиторов, определить его состав и полномочия;
  • устанавливать дополнительные требования к кандидатурам арбитражных управляющих;
  • выбрать кандидата на место арбитражного управляющего или СРО, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;
  • выбрать реестродержателя из числа тех, которые аккредитованы СРО;
  • выполнять иные функции.

Возможно ли провести первое собрание кредиторов в конкурсном производстве?

Представьте ситуацию. В период процедуры наблюдения первое собрание кредиторов не состоялось. Временный управляющий в связи с этим подал ходатайство о продлении процедуры и переносе рассмотрения дела о банкротстве на более поздний срок, но суд отказал, принял решение, к примеру, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Тогда фактически первое собрание кредиторов будет проведено уже в ходе процедуры конкурсного производства. Однако это будет не совсем то первое собрание.

Ведь два главных вопроса, которые решаются на первом собрании, это какую следующую процедуру банкротства надо применить к должнику, и кого выбрать на место арбитражного управляющего (п. 1 ст. 73 Закона N 127-ФЗ). В рассматриваемой ситуации первый вопрос не актуален, поскольку конкурсное производство уже открыто. Что касается утверждения конкурсного управляющего, то его должно выбрать собрание кредиторов большинством голосов (п. 2 ст. 15 Закона N 127-ФЗ). Однако долгое время кредиторы, чьи требования обеспечены залогом имущества должника, не имели права голоса на собраниях, проводимых в ходе конкурсного производства (п. 1 ст. 12 Закона N 127-ФЗ в ред., действ. до 29.01.2015, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 58). Данный пробел был ликвидирован только в начале 2015 года.

Немаловажная роль в осуществлении процедур банкротства отводится законом о банкротстве собранию кредиторов, образуемому в целях защиты интересов всех кредиторов (см. табл. 7). Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов: выявленных конкурсных кредиторов (кредиторов, обратившихся в установленный срок и в установленном законом порядке и внесенных в реестр требований кредиторов), уполномоченные органы, представителя работников должников и др.

Особенности первого собрания кредиторов:

— определенная дата проведения (не позднее 10 дней до даты окончания наблюдения);

— предоставление протокола проведения в арбитражный суд;

— принятие решения об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении финансового оздоровления, внешнего управления или об открытии конкурсного производства. Т.е. решение первого собрания кредиторов является основанием для принятия арбитражным судом решения о дальнейшей участи должника;

— определение количественного состава комитета кредиторов, избрание его членов;

— решение иных вопросов, предусмотренных Законом о банкротстве.

Таблица 7.

Первое собрание кредиторов
Цель Определение дальнейшей судьбы должника
Дата Не позднее 10-ти дней до даты окончания наблюдения
Принимаемые решения (принимаются большинством голосов из числа присутствующих на собрании) 1. решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством: — о введении финансового оздоровления; — о введении внешнего управления; — о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; 2. Другие вопросы, в том числе: — образование комитета кредиторов, определение его количественного состава и полномочий, избрание членов комитета кредиторов; — определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; — определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих; — выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией; — решение иных вопросов, предусмотренных законом о банкротстве.

Решения первого собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов. При банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса первое собрание кредиторов принимает решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не менее чем ¾ голосов от их общего числа (это положение действовало до 1 января 2005г.).


Первое собрание кредиторов – очень важный для должника этап. Цель его проведения состоит в определении кредиторами дальнейшей судьбы должника. Временный управляющий на собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложениями перспектив возможности или невозможности восстановления платежеспособности. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются обязательными для кредиторов. Кредиторы могут иметь собственный взгляд на возможность или невозможность оздоровления должника, не совпадающий с результатами анализа.

Протокол первого собрания кредиторов представляется временным управляющим в арбитражный суд не позднее чем через 5 дней с даты проведения первого собрания кредиторов.

Окончание наблюдения

Последнюю точку в процедуре наблюдения ставит арбитражный суд: он на основании решения первого собрания кредиторов или руководствуясь законом о банкротстве принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение.

Основой для вынесения определения или принятия решения арбитражного суда служит решение первого собрания кредиторов. Однако суд может поступить вопреки воле кредиторов в том случае, если есть ходатайство учредителей должника, уполномоченного государственного органа или третьих лиц и они предоставляют банковскую гарантию на сумму свыше 120% от размера обязательств должника, а также существует график погашения задолженности, соответствующий требованиям закона о банкротстве. В этом случае вместо предложенного кредиторами внешнего управления или конкурсного производства суд вводит финансовое оздоровление. Кроме того, если решение собрания кредиторов нарушает чьи-либо права и законные интересы, суд по заявлению соответствующих лиц может признать такое решение недействительным.

Если первое собрание кредиторов не приняло решение о том, какую процедуру надо ввести следующей, суд может отложить рассмотрение дела. Однако если решение не вынесено в течение 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд, то суд принимает решение о ведении какой-либо из процедур банкротства самостоятельно:

— если есть соответствующее ходатайство, то вводится финансовое оздоровление;

— если нет оснований для введения финансового оздоровления, но есть возможность восстановления платежеспособности, то вводится внешнее управление;

— если нет оснований для введения финансового оздоровления или внешнего управления, то вводится конкурсное производство и должник признается банкротом.

С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, или введения финансового оздоровления или внешнего управления, или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Контрольные вопросы

1. Что является целью процедуры банкротства Наблюдение?

2. Какова длительность процедуры наблюдения?

3. Кто руководит во время наблюдения предприятием-должником?

4. Какие сделки администрация должника не имеет право осуществлять во время наблюдения?

5. Кто может быть назначен временным управляющим?

6. Какие права и обязанности имеет временный управляющий?

7. В каком случае управление должником осуществляет временный управляющий?

8. Какие сделки осуществляются только с согласия временного управляющего?

9. Каким образом производится удовлетворение требований кредиторов в течение периода наблюдения?

10. Кто определяет дату проведения первого собрания кредиторов?

11. Кто имеет право голосовать на первом собрании кредиторов?

12. Каким количеством голосов принимается решение на первом собрании кредиторов?

13. Какие решения может принимать первое собрание кредиторов?

14. В каком случае может быть прекращена процедура банкротства Наблюдение? Кто принимает решение об ее окончании?

15. Что происходит с предприятием-должником после завершения процедуры наблюдения?

Тема 5. Финансовое оздоровление

Особенности процедуры

Финансовое оздоровление – это процедура, появившаяся с введением Закона о банкротстве 2002г. (см. табл. 8). Так же, как и внешнее управление, она направлена на восстановление платежеспособности должника. Существует и еще одна процедура, связанная с оздоровлением — санация (в законе 1992г. она относилась к судебным процедурам, а в законе 1998 и 2002г. является досудебной процедурой). Разница между ними заключается в следующем:

— досудебная санация является процедурой добровольной и заключается в оказании финансовой помощи должнику (например, учредитель оплачивает все долги должника, а должник берет на себя обязательства перед этим учредителем).

— Во время внешнего управления кроме того, что осуществляются меры по оздоровлению должника, действует мораторий на долги. Т.е. долги замораживаются и начинают выплачиваться после окончания процедуры.

— При финансовом оздоровлении должник начинает расплачиваться по долгам почти сразу после введения процедуры (в соответствии с графиком), одновременно осуществляются меры по финансовому оздоровлению. Гарантом исполнения обязательств в соответствии с графиком выступают лица, предоставившие обеспечение. В случае неисполнения должником графика погашения задолженности ее будут погашать лица, предоставившие обеспечению, после чего их требования будут включены в реестр как требования конкурсных кредиторов. Если они не смогут исполнить эту обязанность, то будут нести ответственность в пределах стоимости имущества и имущественных прав, предоставленных в качестве обеспечения исполнения обязательств.

Таблица 8.

Финансовое оздоровление
Определение Процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Ст. 2 Закона о банкротстве
Не применяется — К ликвидируемому должнику; — К отсутствующему должнику; — К кредитным организациям* Ст. 225,228 Закона о банкротстве, ст. 5 Закона о банкротстве кредитных организаций
Срок — Не более 2 лет. Кроме того, совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может быть больше 2 лет; — Для градообразующих организаций – не более 2 лет с продлением еще не более чем на 1 год по ходатайству органа местного самоуправления, привлеченного к участию в деле о банкротстве федерального органа исполнительной власти или органа власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства; — Для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств — срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной продукции, с продлением еще на 1 год в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, эпизоотий и др.). Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может быть больше 2 лет и 3 месяцев. Ст. 80,92,172, 178, 219 Закона о банкротстве
Начало По окончании наблюдения на основании определения арбитражного суда при наличии обеспечения исполнения должником обязательств, предоставленного учредителями (участниками) должника, собственниками имущества должника – унитарного предприятия, третьего лица или третьих лиц. Ст. 76, 78 Закона о банкротстве
Орган управления Руководство должника под контролем административного управляющего. Ст. 82 Закона о банкротстве
Специфика Руководителем осуществляется оздоровление должника в соответствии с планом финансового оздоровления, одновременно производится погашение задолженности в соответствии с графиком, утвержденным арбитражным судом. Большинство сделок должно быть внесено в план финансового оздоровления, либо они контролируются собранием (комитетом) кредиторов, административным управляющим. Сделки с имуществом величиной больше 5% балансовой стоимости активов, выдача займов, кредитов, поручительств, гарантий, учреждение доверительного управления, сделки, увеличивающие обязательства больше чем на 20%, осуществляются только с согласия собрания (комитета) кредиторов. Реорганизация осуществляется с согласия собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение. Сделки, связанные с увеличением кредиторской задолженности более чем на 5%, приобретением или продажей любого имущества (за исключением продажи готовой продукцией, работ, услуг), уступка прав требований, перевод долга, получение займов, кредиторов осуществляется только с согласия административного управляющего. Ст. 82 Закона о банкротстве
Окончание процедуры С момента: — Вынесения арбитражным судом определения о прекращении производства по делу; — Вынесения арбитражным судом определения о введении внешнего управления; — Принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Ст. 86,87,88, 92 Закона о банкротстве
* Для кредитных организаций до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуется мера по предупреждению банкротства кредитных организаций, также носящая название «финансовое оздоровление», однако она является внесудебной процедурой и включает в себя другие положения. Ст.3, гл.II Закона о банкротстве кредитных организаций

Как проходит

Собрание кредиторов при банкротстве — это орган, решающий следующие задачи:

  • решение о начале процедуры финансового оздоровления банкрота;
  • утверждение плана оздоровления;
  • решение о начале процедуры внешнего управления;
  • заключение мирового соглашения с должником;
  • вынесение решения о начале конкурсного производства;
  • контроль работы конкурсных управляющих, их выбор и утверждение;
  • определение размера вознаграждения управляющего, которое будет оплачиваться сверх нормы;
  • утверждение представителя кредиторов;
  • прочие задачи, которые влияют на защиту интересов кредиторов.

Разберем подробно, каким образом проходит собрание кредиторов, рассматривая каждую стадию отдельно.

Процедура созыва

Требование о проведении собрания может исходить от:

  • арбитражного управляющего (это его прямая задача);
  • комитета кредиторов;
  • части кредиторов, сумма задолженности перед которыми составляется не менее десяти процентов от общей суммы долгов банкрота;
  • 1/3 кредиторов.

Требование о проведении собрания должно отражать вопросы, которые будут на нем подняты. Если инициаторами созыва являются кредиторы, управляющий не может менять повестку собрания.

Стоит отметить, что управляющий должен организовать собрание в течение трех недель после поступления требований. Если этого не произойдет – организацией может заняться инициатор.

Уведомление о проведении

Оповещение кредиторов о грядущем собрании является обязательной процедурой и должно производиться в соответствии со следующими правилами:

  • почтовые уведомления рассылаются не позднее двух недель до собрания;
  • уведомления с помощью других средств – не позднее пяти рабочих дней;
  • при большом числе кредиторов (более 500) или в том случае если личное оповещение невозможно, в качестве уведомления может быть признана публикация в СМИ.

К самому уведомлению также предъявляются требования:

  • указывается информация о должнике;
  • описывается место созыва и время начала процедуры;
  • указывается повестка собрания;
  • описывается порядок регистрации участников;
  • также к уведомлению должна прилагаться информация о правилах ознакомления с материалами дела.

Подведение итогов

Собрание может считаться состоявшимся, в случае если число голосов более половины всего реестра кредиторов.

Стоит отметить, что голоса рассчитываются не по количеству кредиторов, а по сумме долга, который пытается взыскать кредитор. Соответственно, если банкрот должен одному кредитору – решение принимается им единолично.

Существуют случаи, когда утвержденное собранием решение может быть отменено судом. Так, например, решение может быть аннулировано в следующих случаях:

  • решение выходит за рамки компетенции собрания;
  • решение не учитывает интересы одной из сторон.

Протокол заседания

Данный документ составляется по итогу собрания и должен быть передан в арбитражный суд для отчета об успехе мероприятия. Протокол должен быть составлен в двух экземплярах, а если собрание велось без участия управляющего – в трех.

Протокол должен иметь обязательные приложения:

  • бюллетени голосования;
  • документы, подтверждающие полномочия голосовавших;
  • документы, которые подтверждают, что порядок уведомления участников был соблюден;
  • реестр кредиторов;
  • информация, которая направлялась участвующим для ознакомления с материалами дела.

Узнайте из статьи, как дешево покупать автомобили на торгах по банкротству.

Как участвовать в торгах по банкротству? Пошаговая инструкция с отзывами участников .

Приложения представляют собой копии документов, а оригиналы должны находиться у управляющего. Итоги проведения собрания должны быть отражены в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

Сроки

После того как от кредиторов поступило требование о проведении собрания, управляющий обязан в течение трех недель это собрание организовать (в соответствии с пунктом 3 статьи 14 ФЗ-127).

После проведения собрания протокол по его итогам должен передаваться в судебные органы в срок не позднее пяти дней. Кроме этого управляющий должен в течении этого же срока обновить информацию в реестре.

Первое собрание кредиторов при банкротстве

Разберем, чем отличается первое заседание от тех, которые производятся впоследствии:

  1. Его организация лежит на плечах управляющего и проводится оно во время стадии наблюдения.
  2. Для собрания установлены определенные временные рамки:
    • собрание проводится не позднее 10 дней до окончания стадии наблюдения (исключение составляют случаи, когда наблюдение за должником не проводится);
    • после проведения собрания в течение пяти дней в суд должен быть направлен протокол.
  3. Если реестр требований содержит лишь требования по расчету с работниками, собрание не организуется. В подобных случаях все вопросы решаются арбитражным судьей. Тот же самый порядок предусматривается, если собрание не смогло вынести конкретное решение по выбору определенной стадии банкротства.

Вопросы, которые поднимаются на первом собрании, имеют следующий характер:

  • выбор определенной стадии банкротства (внешнее управление, конкурсное производство);
  • утверждение графика финансового оздоровления должника;
  • утверждение комитета кредиторов;
  • разработка списка дополнительных требований к управляющему;
  • выбор СРО и управляющего на определенную стадию банкротства;
  • утверждение возможности подписать мировое соглашение.

Особенности повторного и последующих

Не всегда первое собрание может быть признано состоявшимся, к примеру, из-за недостаточного числа голосов или по другим причинам. В этом случае должны созываться повторные собрания. По правилам для их успеха достаточно участия тридцати процентов голосов.

На повторных собраниях решения принимаются по большинству голосов. Несмотря на это о собрании должны быть проинформированы все кредиторы, в том числе те, которые не участвуют в голосовании.

То, насколько часто должны проводиться последующие собрания, не регламентировано законом. Руководствуются тем, что созыв может быть инициирован для решения вопросов, связанных с интересами кредиторов. Приведем примеры оснований для проведения повторных заседаний:

  • в том случае если управляющий не справляется ос своей работой кредиторы могут ходатайствовать на собрании о его отстранении;
  • если на стадии внешнего управления управляющий производит крупную сделку, которая затрагивает интересы кредиторов, они вправе одобрить ее или нет;
  • процесс реализации имущества должника также затрагивает интересы кредиторов, поэтому они имеют право на утверждение порядка продажи собственности банкрота.

Нюансы и отличия проведения собрания в деле о несостоятельности

Банкротство организаций и граждан проходит по схожему сценарию, однако процедуры имеют определенные отличия.

Физического лица

Объявить о своей финансовой несостоятельности физическим лицам стало возможно с 2015 года. В отличие от банкротства юридических лиц для граждан установлена большая сумма долга – 500 тысяч рублей. При подаче заявления в суд публикация в СМИ уведомления об этом намерении не требуется.

Собрание кредиторов в случае банкротства физического лица может применить к должнику упрощенный список процедур. Так, например, стадия внешнего управления не используется, а применяются:

  • реструктуризация;
  • конкурсное производство и реализация имущества;
  • мировое соглашение.

Оспаривание сделок кандидата в банкроты может производиться уже на этапе реструктуризации, тогда как для организаций на первом этапе процедуры это не допускается.

Юридического лица

Банкротство организаций возможно после накопления долга в 300 тысяч рублей. Основной особенностью, отличающей процедуру банкротства юридического лица от физического – наличие большего количества кредиторов, особенно если банкрот является крупной организацией (банки, промышленные предприятия и т.п.).

Собрание кредиторов юридического лица может ходатайствовать о назначении в отношении должника следующих процедур:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Узнайте, как пройти процедуру банкротства ИП с долгами по налогам.

О признаках банкротства юрлица 2019 читайте в статье.

Кому грозит субсидиарная ответственность при банкротстве юридического лица? .

Каждая из процедур направлена на получение максимально выгодного для кредиторов результата. В отличие от банкротства физических лиц при финансовой несостоятельности организаций установлены большие сроки процедуры, что обусловлено сложностью принятия решений.

Застройщика

Финансовая несостоятельность организаций, занимающихся строительством, имеет определенную особенность – наличие дольщиков, которые вложили свои денежные средства в строительство. В случае банкротства застройщиков законом предусмотрено проведение:

  • собрания кредиторов;
  • собрания участников строительства, чьи требования включены в реестр кредиторов.

В соответствии с ФЗ-127 участники строительства имеют право на получение денежных средств с должника в третью очередь. Требования кредиторов удовлетворяются в четвертую очередь.

Что такое собрание кредиторов в конкурсном производстве

Собрание кредиторов (СК) – орган, целью деятельности которого является урегулирование взаимоотношений должника с кредиторами. Участие в комиссии принимают как уполномоченные органы, так и те кредиторы, которые уже включены в реестр на день осуществления мероприятия (п. 1 стат. 12 Закона). Участвовать в СК без права на голосование вправе представители следующих категорий лиц:

  • Сотрудников фирмы-должника.

  • Участников или учредителей компании-должника.

  • Владельцев активов должника-УП.

  • СРО, членством в которой обладает уполномоченный управляющий (арбитражный).

  • Надзорных органов, имеющих право выступать на заседаниях.

Участвовать в СК с правом на голосование могут те конкурсные кредиторы либо уполномоченные органы, требования которых содержатся в соответствующем реестре и обеспечены имущественным залогом фирмы-должника. Точные стадии обозначены в стат. 12. Исключение представляют залогодержатели-кредиторы, не имеющие права голоса.

В компетенцию СК входит решение нижеперечисленных вопросов (п. 2 стат. 12):

  • Принятие решения о необходимости введения санации, внешнего управления, а также об изменении сроков выполнения указанных этапов путем предоставления ходатайства в судебные органы.

  • Утверждение и последующее изменение (при необходимости) плана действий при внешнем управлении.

  • Утверждение мероприятий в рамках плана финансовой санации должника и принятие оптимального графика погашения обязательств.

  • Утверждение доптребований при выборе кандидатур управляющего (конкурсного, административного, внешнего).

  • Одобрение кандидатуры управляющего или СРО при утверждении соответствующей должности.

  • Одобрение величины вознаграждения (дополнительного) и порядка расчетов с арбитражным управляющим.

  • Утверждение повышения фиксированного размера выплат арбитражному управляющему.

  • Утверждение реестродержателя из списка аккредитованных СРО.

  • Рассмотрение целесообразности подписания мирового соглашения.

  • Подача в судебные органы ходатайства о признании фирмы-должника неплатежеспособным (банкротом) и начале процедуры конкурсного производства.

  • Рассмотрение вопроса регулирования деятельности кредиторского комитета, включая состав его членов, возможность досрочного прекращения их деятельности.

  • Рассмотрение вопросов компетенции кредиторского комитета, включая утверждение кандидатуры представителя СК.

Уведомление о проведении собрания кредиторов

Письменное ознакомление с материалами к собранию кредиторов, а точнее порядок его проведения, устанавливается в сообщении о проведении СК (п. 3 стат. 13 Закона). При этом возможность изучения имеющихся документов должна предоставляться минимально в 5-дневный срок до дня проведения собрания. В обязательном порядке в обязанности управляющего входит рассылка уведомлений о предстоящем СК, то есть направление всем заинтересованным лицам, включая кредиторов, уполномоченных органов и иных лиц, соответствующего сообщения.

Срок для почтовой рассылки такого уведомления составляет минимально 14 дн. до дня созыва собрания. При оповещении иным способом сообщения должны отправляться не позже 5 дн. до даты проведения СК (п. 1 стат. 13 Закона). Если же число уполномоченных органов и кредиторов составляет более 500, уведомление подлежит публичному размещению (п. 2 стат. 13). Если хотя бы один из заинтересованных участников не был уведомлен в законодательном порядке, все решения по вопросам текущей повестки дня СК могут быть обжалованы и признаны недействительными (п. 4 стат. 15). Документ составляется в произвольной форме с указанием всех необходимых сведений.

Уведомление о собрании кредиторов – образец посмотреть .

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.05.2010 по делу N А12-6029/2009 В соответствии с п. 4 ст. 14 Закона о банкротстве собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника или органов управления должника, если иное не установлено собранием кредиторов. При невозможности проведения собрания кредиторов по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения собрания кредиторов определяется арбитражным управляющим.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2010 г. по делу N А12-6029/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы, г. Москва,
на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.11.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010
по делу N А12-6029/2009
по жалобе Федеральной налоговой службы, г. Москва, на действия временного управляющего общества с ограниченной ответственностью “ВолгоСтройМатериалы“ Глухова О.Е., г. Уфа,
в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью “ВолгоСтройМатериалы“, г. Волгоград,
установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью “ВолгоСтройМатериалы“ (далее — должник, ООО “ВолгоСтройМатериалы“, общество) Федеральная налоговая служба (далее — ФНС России, уполномоченный орган), являющаяся кредитором должника, обратилась с жалобой на ненадлежащее исполнение Глуховым О.Е. обязанностей временного управляющего ООО “ВолгоСтройМатериалы“, выразившееся в определении временным управляющим Глуховым О.Е. в нарушение пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее — Закон о банкротстве) места проведения первого собрания кредиторов не по месту нахождения должника или его исполнительного органа, а также в нарушении минимального срока проведения первого собрания кредиторов.
Кроме того, в арбитражный суд поступила жалоба кредитора — общества с ограниченной ответственностью “СитиСтар“ (далее — ООО “СитиСтар“), в которой общество также просило признать действия временного управляющего должника Глухова О.Е. по проведению первого собрания кредиторов ООО “ВолгоСтройМатериалы“ в г. Уфа и представлению в Арбитражный суд Волгоградской области протокола первого собрания кредиторов, отчета и анализа финансового состояния должника не соответствующими требованиям Закона о банкротстве.
Также заявителями жалоб выдвинуто требование об обязании временного управляющего Глухова О.Е. повторно провести первое собрание кредиторов должника по месту его нахождения или органов управления.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.11.2009 указанные жалобы объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Определением суда от 25.11.2009, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного суда от 11.03.2010, в удовлетворении жалоб отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, уполномоченный орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение суда от 25.11.2009 и постановление апелляционного суда от 11.03.2010 в части отказа в удовлетворении жалобы на действия временного управляющего должника Глухова О.Е., выразившиеся в определении места проведения первого собрания кредиторов ООО “ВолгоСтройМатериалы“ не по месту нахождения должника или его исполнительного органа, а по месту нахождения арбитражного управляющего, отменить, жалобу удовлетворить, признав указанные действия временного управляющего незаконными, как нарушающими законные права и интересы уполномоченного органа.
В остальной части судебные акты не обжалуются.
В обоснование жалобы приведены доводы о неправильном применении норм права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, на основании части 3 статьи 284 АПК РФ, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм права, в пределах установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с жалобой на действия временного управляющего ООО “ВолгоСтройМатериалы“ Глухова О.Е., которые просил признать недействительными, мотивируя свою жалобу тем, что временный управляющий созвал и провел первое собрание кредиторов не по месту нахождения должника или его исполнительного органа, а по другому адресу — месту жительства самого временного управляющего.
Согласно пункту 6 статьи 24 Закона о банкротстве при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона о банкротстве собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника или органов управления должника, если иное не установлено собранием кредиторов. При невозможности проведения собрания кредиторов по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения собрания кредиторов определяется арбитражным управляющим. Дата, время и место проведения собрания кредиторов не должны препятствовать участию в таком собрании кредиторам или их представителям, а также иным лицам, имеющим право в соответствии с законом принимать участие в собрании кредиторов.
Как установлено судами, уполномоченный орган является одним из кредиторов должника, чьи требования включены в реестр.
Телеграммой от 21.09.2009, полученной в тот же день, временный управляющий Глухов О.Е. направил в адрес уполномоченного органа уведомление о том, что первое собрание кредиторов общества состоится в 09 часов 20 минут 26.09.2009 по адресу: г. Уфа, бульвар Ибрагимова д. 35/1. В случае, если по причине отсутствия кворума собрание не состоится, повторное собрание будет проведено в 09 часов 20 минут 03.10.2009 по тому же адресу.
Первое собрание кредиторов проведено 03.10.2009 по адресу: г. Уфа, бульвар Ибрагимова д. 35/1. Согласно протоколу собрания кредиторов на нем присутствовали представители кредиторов ОАО “НОКССБАНК“ и ООО “АСМ центр“.
Заявитель, усмотрел в этом нарушение нормы пункта 4 статьи 14 Закона о банкротстве.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Разрешая жалобу, арбитражные суды установили, что при определении места проведения собрания кредиторов в г. Уфе препятствий к участию в таком собрании и нарушении интересов уполномоченного органа временным управляющим не допущено, доказательств обратного не представлено; доказательства наличия возражений со стороны уполномоченного органа относительно места проведения первого собрания кредиторов и возможности проведения собрания кредиторов по месту нахождения должника в материалах дела отсутствуют; положения пункта 4 статьи 14 Закона о банкротстве не содержат требования о безусловном проведении собрания кредиторов только по месту нахождения должника или органов его управления.
Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции решения собрания кредиторов от 03.10.2009 оспаривались уполномоченным органом в части принятия решений по 2, 4, 7 — 9 вопросам повестки дня, в том числе и по указанному основанию, однако доводы ФНС России в этой части были признаны судом необоснованными.
В этой связи арбитражные суды обоснованно сослались на правило абзаца 2 пункта 4 статьи 14 Закона о банкротстве, предусматривающее определение арбитражным управляющим места проведения собрания, в случае невозможности проведения собрания кредиторов по месту нахождения должника или органов его управления.
При данных обстоятельствах, отказ в удовлетворении жалобы на действия конкурсного управляющего не противоречит закону.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы внимательно изучены судом, однако они подлежат отклонению, поскольку фактически сводятся к переоценке доказательств и установленных судами обстоятельств, что в силу части 2 статьи 287 АПК РФ.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены определения Арбитражного суда Волгоградской области от 25.11.2009 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010, в силу чего судебные акты в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 этого же Кодекса подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба — без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 284, 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
определение Арбитражного суда Волгоградской области 25.11.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 по делу N А12-6029/2009 по жалобе Федеральной налоговой службы, г. Москва, на действия (бездействие) временного управляющего ООО “ВолгоСтройМатериалы“ Глухова О.Е., оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Первое собрание кредиторов в деле о банкротстве

Макарова Елена, юрист группы по реструктуризации и банкротству юридической фирмы Magisters.

Первое собрание кредиторов является важнейшим элементом дела о банкротстве, ведь на нем зачастую определяется дальнейшая судьба должника. В связи с этим необходимо четко представлять и понимать все тонкости данного процесса.

Первое собрание кредиторов проводится в процедуре наблюдения и созывается по общему правилу временным управляющим, который определяет дату его проведения, уведомляет лиц, имеющих право на участие в нем, и осуществляет иные организационные действия по его подготовке и проведению. Однако в случае, если по каким-либо причинам арбитражный управляющий не провел первое собрание кредиторов, любой из кредиторов (группа кредиторов), чьи требования составляют более 10% от внесенных в реестр требований, может организовать и провести первое собрание кредиторов <1>. Исходя из п. 3 ст. 14 Закона о банкротстве, такой кредитор (группа кредиторов) вправе сделать это только по истечении трех недель после получения арбитражным управляющим требования о проведении первого собрания кредиторов.

<1> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.05.2005 N А38-4884-11/10-2005(А38-4884-11/133-2004).

Одним из ключевых вопросов первого собрания кредиторов является определение периода, в течение которого оно должно быть проведено. Несмотря на то, что данный вопрос имеет большое значение, в Законе однозначно не указано, начиная с какого момента такое собрание можно проводить. Есть лишь указание на то, что первое собрание кредиторов должно быть проведено не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения (абз. 2 п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве <2>).

<2> Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

На практике указанная норма часто являлась основанием для различных злоупотреблений и мошеннических схем. Например, первое собрание кредиторов проводилось до того, как требования всех заявившихся кредиторов были установлены судом. Таким образом, так как на момент проведения первого собрания требования некоторых кредиторов еще не были внесены в реестр, они не обладали правом на участие в нем. Из-за такой уловки отдельные кредиторы (требования которых были внесены в реестр первыми) получали контроль над последующим процессом банкротства. В качестве другого примера можно привести обратную ситуацию, когда лицо подавало заявление о включении необоснованных требований в реестр и до момента рассмотрения его заявления в суде проводилось первое собрание кредиторов, в котором данное лицо участвовало как выявленный кредитор. В результате нарушалась расстановка сил и принималось решение, выгодное для должника или одного из кредиторов, которое при правильном соотношении сил могло бы быть не принято.

Для того чтобы выявить критерий, на основании которого можно было бы определить дату проведения первого собрания кредиторов, необходимо обратиться к ст. 72 Закона о банкротстве. Нужно учитывать два ее положения:

  • для участия в первом собрании кредиторов арбитражный управляющий уведомляет всех выявленных конкурсных кредиторов и уполномоченные органы;
  • участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в порядке и в сроки, которые предусмотрены законом, и внесены в реестр требований кредиторов.

Анализ судебной практики показывает, что данная статья применяется по-разному. Часто можно встретить дела, когда суд принимает во внимание только один из вышеперечисленных критериев. Так, некоторые суды указывают, что о проведении первого собрания кредиторов необходимо уведомлять всех выявленных кредиторов, независимо от включения их требований в реестр (следовательно, в первом собрании кредиторов могли участвовать лица, чьи требования еще не были установлены) <3>. В других случаях суды указывают, что для участия в первом собрании кредиторов необходимо, чтобы требования лица были включены в реестр требований кредиторов <4>. Позиция третьих — первое собрание кредиторов может считаться легитимным, даже если в нем не принимал участие кредитор, требования которого еще не были рассмотрены судом, если его участие не могло повлиять на результаты голосования на первом собрании кредиторов <5>.

<3> Постановление ФАС Поволжского округа от 30.03.2004 N А06-1301Б-18К/03.
<4> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.06.2003 N А58-7540/02-Ф02-1819-С2.
<5> Рекомендации научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа от 5 — 6 апреля 2006 г. N 2/2006 (п. 26).

Поэтому чрезвычайно важно учитывать оба положения ст. 72 в системном толковании со ст. 71 Закона о банкротстве. Из данных норм следует, что первое собрание кредиторов может быть созвано и проведено только после того, как все установленные судом требования, заявленные в срок не позднее 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения, внесены в реестр требований кредиторов <6>.

<6> Постановление ФАС Поволжского округа от 22.02.2007 N А12-911/05-С48; Постановление ФАС Поволжского округа от 20.12.2005 N А06-217(544-4/05/Ж)-4/05.

Что касается проведения первого собрания кредиторов менее чем за 10 дней до окончания наблюдения, то данное нарушение носит скорее дисциплинарный характер и не является основанием для признания решения первого собрания кредиторов недействительным. На это также указывает судебная практика <7>.

<7> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.11.2005 N А79-1602/2005.

Переходя к анализу состава участников первого собрания кредиторов, следует отметить, что среди них можно выделить две группы.

К первой группе можно отнести лиц, наделенных полным объемом прав на участие (в том числе правом выступать по вопросам повестки собрания, принимать участие в голосовании, обжаловать решение первого собрания кредиторов). К ним относятся конкурсные кредиторы (в том числе залоговые кредиторы) и уполномоченные органы.

Здесь также хотелось бы затронуть вопрос о признании недействительным решения собрания кредиторов в связи с ненадлежащим уведомлением кредитора, размер требований которого незначителен. Отсутствие такого лица зачастую признается судебной практикой основанием для признания решений собрания кредиторов недействительными <8>. Однако полагаем, что это не совсем верно. Участие такого лица едва ли может повлиять на результат проведения первого собрания кредиторов. В связи с этим наиболее правильной является позиция, согласно которой решение первого собрания кредиторов может быть признано недействительным по заявлению кредитора при условии, что его участие (но не только голосование) могло повлиять на результаты голосования на данном собрании. При этом оценку степени влияния такого кредитора на результат голосования суд должен проводить индивидуально в каждом конкретном случае.

<8> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2005 N Ф04-2466/2005(10730-А46-21); Постановление ФАС СЗО от 07.06.2007 N А05-6106/2006; Постановление ФАС МО от 11.05.2004 N КГ-А41/2588-04.

Ко второй группе относятся лица с ограниченными правами на участие (самое главное ограничение заключается в том, что у них отсутствует право голоса на собрании кредиторов). При этом Закон N 296-ФЗ <9> несколько изменил перечень таких лиц: кроме руководителя должника, представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника должника — унитарного предприятия, представителя работников должника, к ним добавлен новый участник — представитель органа по контролю (надзору); кроме этого, в общих положениях об участниках собрания кредиторов (ст. 12 Закона о банкротстве) к таким лицам добавлен представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий.

<9> Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 30.12.2008 N 296-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 72 Закона о банкротстве, отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным. В связи с этим часто встречаются случаи недобросовестного поведения арбитражных управляющих, когда указанные лица просто не уведомляются о первом собрании кредиторов. Судебная практика сложилась таким образом, что указанные действия арбитражных управляющих являются основанием только для привлечения их к административной ответственности, но не для признания собрания кредиторов недействительным <10> (хотя есть, конечно, и исключения <11>).

<10> Постановление ФАС Поволжского округа от 09.09.2008 N А12-4730/08-С30; Постановление Девятого ААС от 07.07.2008 N 09АП-7395/2008-АК; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.12.2007 N А43-22241/2007-18-134; Постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2004 N А57-891Б/02-32; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2007 N 09АП-13318/2007-ГК.
<11> Постановление Восточно-Сибирского округа от 19.02.2004 N А10-5824/02-Ф02-359/04-С2.

Полагаем, что судебная практика подлежит корректировке, так как данный вопрос необходимо решать на основании обстоятельств конкретного дела. Положение Закона о том, что отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным, должно применяться только для ситуаций, когда данные лица были надлежаще уведомлены, но не явились на собрание кредиторов. В случае неуведомления или ненадлежащего уведомления указанных лиц вопрос о признании собрания кредиторов недействительным должен решаться с учетом обстоятельств конкретного дела, по аналогии с вопросом о признании недействительным первого собрания кредиторов, проведенного в отсутствие конкурсного кредитора — миноритария. В обоих случаях участие данных лиц по общему правилу не может повлиять на исход первого собрания кредиторов. Исключением является ситуация, когда позиция, которая могла быть высказана лицами с ограниченными правами на участие при их присутствии на собрании, повлияла бы на решение кредиторов со значительными по размеру требованиями. Поэтому в случае выявления такого факта решение первого собрания кредиторов может быть признано недействительным.

Основной вопрос, подлежащий разрешению на первом собрании кредиторов, конечно, касается дальнейшей судьбы должника: кредиторы принимают решение о целесообразности введения той или иной процедуры банкротства. Кроме этого, на первом собрании кредиторов решаются вопросы об образовании комитета кредиторов, об объеме полномочий, которыми данный орган наделяется, и иные вопросы, связанные с его формированием. Решение по указанным вопросам должно быть принято большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых внесены в реестр на дату проведения собрания кредиторов (п. 2 ст. 15 Закона о банкротстве).

К иным вопросам (для принятия которых необходимо большинство голосов от числа присутствующих на собрании конкурсных кредиторов и уполномоченных лиц) можно отнести вопросы, касающиеся кандидатуры арбитражного управляющего, установления размера и порядка выплаты ему вознаграждения, заключения мирового соглашения, выбора реестродержателя, и некоторые другие.

В случае продолжения дела о банкротстве важнейшим вопросом становится определение кандидатуры арбитражного управляющего. Анализируя данную проблему, нельзя не отметить, что при внесении изменений в Закон о банкротстве законодатель оставил без внимания соответствующую статью. В результате получилось, что только в процедуре наблюдения кредиторы не могут предлагать кандидатуру арбитражного управляющего напрямую, а должны в своем решении лишь указать на саморегулируемую организацию, которая обязана будет представить в суд эту кандидатуру.

Интересным является вопрос о том, какими полномочиями обладает суд при рассмотрении решения первого собрания кредиторов. Насколько он может вмешаться в сферу компетенции собрания кредиторов и принять решение вопреки воле первого собрания кредиторов?

Анализ ст. 75 Закона о банкротстве дает основания говорить, что:

  • только решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления является обязательным для суда (при этом данное решение должно соответствовать требованиям п. 1 ст. 74 Закона о банкротстве, в противном случае оно не может быть утверждено <12>);

<12> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2008 N А28-122/2007-70/3.

  • решения о введении внешнего управления или конкурсного производства могут быть пересмотрены судом;
  • в случае если первое собрание кредиторов не приняло решение о введении какой-либо процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а семимесячный срок для рассмотрения дела в заседании арбитражного суда истек, суд может ввести любую из возможных процедур: финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (при наличии оснований для введения соответствующей процедуры).

Важно отметить, что свобода действий суда в принятии своего решения по вопросу о введении соответствующей процедуры строго ограничена и указанный выше перечень является исчерпывающим.

Наиболее интересным является положение о введении финансового оздоровления независимо от того, каким было решение первого собрания кредиторов. В соответствии с п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве суд может ввести финансовое оздоровление, если учредитель (участник) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, уполномоченный государственный орган, третье лицо (третьи лица) представили в суд следующие документы:

  • ходатайство о введении финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности, по которому погашение задолженности должно быть начато не позднее чем через месяц после вынесения определения о введении финансового оздоровления и осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты его начала;
  • банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности на сумму, превышающую размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%.

Здесь можно отметить еще одну особенность введения процедуры финансового оздоровления судом вопреки воле кредиторов. В случае если в ходе указанной процедуры должник нарушает сроки удовлетворения требований кредиторов, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, может вынести определение о прекращении финансового оздоровления и о введении процедуры, ранее принятой первым собранием кредиторов (п. 6 ст. 87 Закона о банкротстве).

Стоит отметить, что в литературе положения ст. 74 Закона о банкротстве часто критикуются как необоснованно ограничивающие права кредиторов <13> и как один из примеров применения судейского усмотрения, которое совершенно не обосновано в банкротном процессе <14>.

<13> Кораев К.Б. Правовой статус конкурсных кредиторов при проведении внешнего управления // Юрист. 2008. N 5.
<14> Химичев В.А. Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве). М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 163.

Однако такая критика выглядит неубедительной, и ей могут быть противопоставлены следующие аргументы.

Во-первых, следует учитывать, что основной задачей процедуры банкротства является максимальное удовлетворение требований кредиторов на принципах пропорциональности и очередности. Если данная задача может быть достигнута путем восстановления платежеспособности в ходе финансового оздоровления, то очевидна необходимость введения указанной процедуры. В противном случае (особенно в случае перехода сразу или после внешнего управления в конкурсное производство) требования всех кредиторов не будут удовлетворены и задача института банкротства не будет выполнена.

Во-вторых, норма п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве направлена также на воспрепятствование злоупотреблению со стороны кредиторов (в случае если есть реальная возможность восстановления платежеспособности должника, но собрание кредиторов, несмотря на это, приняло решение о введении конкурсного производства).

Также следует отметить, что введение финансового оздоровления является не обязанностью, а именно правом суда и должно быть основано на имеющихся в деле материалах, с учетом всех обстоятельств дела. Арбитражный суд оценивает реальное положение должника, его платежеспособность с учетом того, обеспечивает ли принятое им решение защиту интересов всех участников банкротного процесса (а не только кредиторов) и публичных интересов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *