ПИФ налогообложение

Общая характеристика инвестиционного фонда

Определение 1

В Федеральном законе № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 года дается следующее определение инвестиционным фондам – это «находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления».

Другими словами, это ресурсы, которыми владеет предприятие и распоряжается ими на свое усмотрение.

Налогообложение АИФ

Инвестиционные фонды можно разделить на акционерные (АИФ) и паевые (ПИФ).

Отличие между ними заключается в том, что АИФ может быть юридическим лицом, в отличии от ПИФ. А это означает, что налогообложение таких фондов происходит по общим правилам. А это, в свою очередь, делает АИФ менее привлекательным для инвестора.

Среди налогов, которые взымаются с акционерных инвест-фондов можно выделить:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налогообложение инвестиционных фондов 490 руб.
  • Реферат Налогообложение инвестиционных фондов 230 руб.
  • Контрольная работа Налогообложение инвестиционных фондов 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • налог на прибыль,
  • налог на имущество,
  • налог на добавленную стоимость,
  • налог на операции с ценными бумагами.

Налогообложение ПИФ

ПИФ не может быть юридическим лицом и не является налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ, поэтому процесс налогообложения для таких фондов обладает определенной спецификой, которая будет рассмотрена чуть подробнее.

С пайщиков ПИФ не взымается налог на прибыль, включая доходы по дивидендам. Для этого владельцу инвестиционного пая необходимо подтвердить тот факт, что доход выплачивается фонду, с которого не взымается налог на прибыль. Это делается с помощью любого документа, подтверждающего право собственности на пай в фонде.

Поскольку все активы ПИФ находятся в общей долевой собственности его учредителей, то именно у них появятся налоговые обязательства. Управляющая компания может быть юридическим лицом, а, следовательно, и налогоплательщиком, что в свою очередь означает, что определенные налоговые взносы все же придется делать.

В налоговом законодательстве РФ указано, что реализация и передача паев и ценных бумаг не подлежит налогообложению НДС. Также участники ПИФ не выплачивают налог на операции с ценными бумагами, так как в законе сказано, что этот налог выплачивается только на эмиссионные ценные бумаги, а пай является именной ценной бумагой.

Пайщиками уплачивается налог на доходы физических лиц, однако по отношению к ПИФ есть некоторые особенности. В законе доход обозначается как сумма доходов по сделкам с ценными бумагами, произведенными за отчетный налоговый период, исключая убытки. А доход в ПИФ возникает только после погашения пая. Следовательно, во время владения этим паем налог взыматься не будет.

Налоговая ставка с доходов физических лиц-резидентов РФ составляет 13 % от суммы доходов, полученных за владение инвестиционным паем. С юридических лиц-резидентов РФ взымается налог на прибыль в размере 20 % (3% идут в федеральный бюджет, а остальное в региональный).

Замечание 1

На сегодняшний день количество ПИФ в России растет. Подобный рост возникает, не в последнюю очередь, и за счет системы налогообложения. В мире, например, подобная практика существует уже несколько десятилетий. Участники ПИФ там выплачивают налоги по сниженным процентам. В России ПИФ функционируют на основе закона «Об инвестиционных фондах», который был принят в 2011 году. Этот финансовых инструмент позволяет мелким инвесторам вкладывать деньги в недвижимость, а собственникам привлекать денежные ресурсы в проекты. А выведение из-под налогообложения служит дополнительным стимулом к развитию инвестиционных фондов.

Верховная Рада может ввести новый налог для владельцев земельных паев. Соответствующий законопроект зарегистрировали несколько десятков нардепов из президентской «Слуги народа» и группы «Доверие». Профильный комитет ВР уже одобрил документ и рекомендовал парламенту принять его за основу, передает DW.

В законопроекте № 3131 нардепы предлагают заставить владельцев земли платить ежегодно в местные бюджеты примерно 1,5 тыс. грн за каждый гектар – по 5% от нормативной оценки земли, по расчетам авторов. Независимо от того, сколько заработал фермер.

По данным Госгеокадастра, в Украине почти 7 млн граждан имеют земельные паи – в среднем по 4 га каждый. 4,7 млн владельцев паев являются единоличниками – обрабатывают свою землю самостоятельно. Поэтому им придется платить каждый год по 6 тыс. грн налога. Остальные паи сдаются в аренду крупным агрофирмам или холдингам.

Эксперты отмечают, что формально новый налог должен распространяться на всех, но платить его будут только мелкие фермеры. Ведь совокупные отчисления юридических лиц обычно составляют более 1500 грн с гектара – и согласно законопроекту им ничего дополнительно платить не надо.

На основании п. 2 ст. 378 НК РФ имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению у управляющей компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.
По общему правилу объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (за некоторыми изъятиями: земельных участков и др. объектов природопользования и пр.) в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Сейчас налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае налогообложения имущества паевых инвестиционных фондов необходимо отметить, что управляющая компания утверждает учетную политику в отношении каждого ПИФа под ее управлением.

С 1 января 2014 года в отношение определенного круга объектов налоговая база исчисляется иначе. Согласно ст. 378.2. НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Пунктом 7 указанной статьи установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

  • определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее — перечень);
  • направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества;
  • размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений статьи 378.2 НК РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период.

Исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 382 НК РФ, с учетом следующих особенностей:

  • сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку;
  • в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в прежнем порядке.

Согласно ст. 380 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. При этом в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

  • для города федерального значения Москвы: в 2014 году — 1,5 процента, в 2015 году — 1,7 процента, в 2016 году и последующие годы — 2 процента;
  • для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году — 1,0 процента, в 2015 году — 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы — 2 процента.

Главное управление ГНС в Ровенской области сообщает: достаточно часто граждане, владея земельным участком сельскохозяйственного назначения или земельной долей (паем), предоставляют их в пользование (аренду). Доходы, полученные от таких операций, подлежат налогообложению.

Так, согласно пп. 164.2.5 ст. 164 Налогового кодекса к общему месячному (годовому) облагаемому налогом доходу плательщика налога включаются, в частности, доход от предоставления имущества в лизинг, аренду или субаренду (срочное владение и/или пользование), определенный в порядке, установленном п. 170.1 ст. 170 Кодекса.

С обновленным Налоговым кодексом удобно ознакомиться в модуле «Законодательство» ИПС ЛІГА:ЗАКОН. Заказать полнофункциональный тестовый доступ можно .

Подпунктом 170.1.1 ст. 170 НК предусмотрено, что налоговым агентом плательщика налога — арендодателя относительно его дохода от предоставления в аренду (эмфитевзис) земельного участка сельскохозяйственного назначения, земельной доли (пая), имущественного пая является арендатор.

При этом объект налогообложения определяется исходя из размера арендной платы, указанной в договоре аренды, но не меньше чем минимальная сумма арендного платежа, установленная законодательством по вопросам аренды земли.

Доходы, от предоставления в аренду (субаренду) земельного участка сельскохозяйственного назначения, земельной доли (пая), имущественного пая облагаются налогом налоговым агентом во время их начисления (выплаты) по ставке 18 %.

Кроме того, такие доходы подлежат налогообложению военным сбором. Ставка сбора составляет 1,5 % от объекта налогообложения, определенного пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела XX НК (пп. 1.3 п. 161 подраздела 10 раздела XX Кодекса).

Следовательно, доходы физического лица от сдачи в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения, земельной доли (пая), имущественного пая облагаются налогом военным сбором по ставке 1,5 процента и налогом на доходы физических лиц по ставке 18 %.

Возьмите под контроль все риски, с которыми сталкивается ваша компания. Попробуйте LIGA360 — экосистему облачных продуктов ЛІГА:ЗАКОН для эффективной работы бизнеса в условиях кризиса. LIGA360 интегрировала все продукты компании ЛІГА:ЗАКОН в единое информационное пространство, чтобы объединить всю команду для общего управления рисками и поиска новых возможностей в режиме удаленной работы.

Заказать полный тестовый доступ на 4 суток к LIGA360 и ключевых продуктов ЛІГА:ЗАКОН можно .

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие АО ВТБ Капитал Управление активами на обработку файлов cookie и пользовательских данных с использованием интернет-сервисов Google Analytics, Яндекс.Метрика, Google AdWords и Яндекс.Директ: сведения о местоположении устройства пользователя; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки на сайте нажимает пользователь; IP-адрес устройства, в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и ремаркетинга и проведения аналитических исследований. С файлами cookie и пользовательскими данными будут совершаться следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ), блокирование, удаление, уничтожение. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Узнать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *