План по обучению

Содержание

Основные методы

Методы бывают такими, которые используются непосредственно на рабочем месте сотрудника, без отрыва от работы. То есть он продолжает выполнять свои обязанности и вне рабочего места, когда отправляется на занятия, которые проводят за пределами организации. Как показывает практика, второй вариант дает лучшие результаты и является более эффективным.

Обучение персонала на предприятии (рабочем месте) проводится следующими методами:

  1. Копирование. Данный метод основан на повторении обучаемым действий более опытного специалиста, как бы копируя их. Чем точнее он будет повторять, тем быстрее разовьет в себе новый навык.
  2. Производственный инструктаж. Его проводят с каждым вновь принятым сотрудником при трудоустройстве. Он включает в себя информацию о предстоящем функционале, знакомит с новой должностью, облегчает понимание непосредственных обязанностей.
  3. Наставничество. Метод актуален там, где требуются практические навыки. Опытный сотрудник берет шефство над молодым специалистом. Работник обучается на своем рабочем месте, получая поддержку наставника. Сначала он рассказывает, как сделать, потом показывает, помогает сделать первые шаги в работе. Подсказывает, если возникают проблемные ситуации, а затем проверяет, как обучаемый усвоил полученные навыки.
  4. Ротация. Для получения нового опыта обучаемого временно переводят на другое рабочее место. Это характерно для предприятий, в которых практикуют полную взаимозаменяемость сотрудников.
  5. Делегирование. Под делегированием понимается временная передача полномочий от одного лица другому для получения последним новых знаний, опыта. Например, если руководителю необходимо уехать в командировку, и он хочет временно делегировать свои полномочия другому лицу. Но для того чтобы это прошло безболезненно, ему необходимо постепенно обучить это лицо, для чего можно давать ему какие-то поручения, связанные с исполнением полномочий.
  6. Метод усложняющихся заданий. Для этого метода характерно постепенно усложнять задачи, поставленные перед работником.

Образование вне рабочего места

Наиболее эффективным считается учеба вне рабочего места. Это могут быть фронтальные занятия (лекции), активные образовательные мероприятия — конференции и семинары, работа в команде, общение с экспертами и прочее. Рассмотрим более подробно основные из них.

Лекции

Этот метод используется, когда нужно быстро передать в компактной форме большой объем информации. Лекции — отличный способ получения теоретических знаний, при котором обучение проводят эксперты. У этого метода есть свои достоинства и недостатки. Например, отсутствие обратной связи и невозможность установить, насколько хорошо слушатели усвоили материал, при этом к достоинствам можно отнести низкие финансовые затраты и подачу большого объема информации за сравнительно короткий срок.

Семинары и конференции

Этот метод является более активным, по сравнению с лекциями, поскольку в процессе учебы есть возможность коллективного обсуждения различных аспектов темы, благодаря чему совершенствуется логическое мышление. Кроме того, в отличие от лекций, занятия проводятся небольшими группами, есть возможность разобрать сложные моменты, используя как опыт преподавателя, так и обучающихся. По результатам может быть дана оценка эффективности обучения персонала.

Деловые игры

Игровой формат предполагает разыгрывание ситуации, в ходе которой обучаемым предлагают решить поставленную задачу.

Тренинги

Корпоративное обучение персонала в команде или тренинг подразумевает постановку перед группой одной задачи, которую совместными силами они должны решить. Для наиболее эффективной работы с коллективом руководителю тоже необходимо участвовать в таких занятиях.

Самостоятельное обучение

При таком методе работник самостоятельно изучает предложенный материал. Обучение может проходить в виде изучения аудио- или видеоуроков, работы со специальными программами. К плюсам подобного метода относится: собственный темп прохождения, отсутствие привязки к конкретному месту и времени изучения, экономия средств и времени. К минусам — отсутствие контроля, невозможность задать вопросы по изученному материалу, снижение мотивации.

Как организовать обучение персонала

Чтобы грамотно все организовать, должна быть составлена программа обучения персонала, которая включает в себя определенные шаги, следуя которым мы достигнем оптимальных результатов. Предлагаю составить план обучения персонала (пример).

Шаг 1. Определяем цель учебы, что именно вы ждете. Какова цель проведения. Возможно, это повышение мотивации работников или создание кадрового резерва, повышение производительности и качества труда или подготовка сотрудников к изменению направления деятельности.

Шаг 2. Выбираем и утверждаем формат учебы. Какие формы обучения персонала будут использоваться. Определить это важно, потому что этот фактор оказывает влияние на эффективность процесса. Форма может быть дистанционной или в виде прямого контакта непосредственно с инструктором, но выбирать нужно исходя из удобства и специфики каждой организации.

Шаг 3. Создаем или выбираем обучающие курсы. В некоторых компаниях имеются собственные учебные центры, где разрабатываются свои обучающие программы. Если таких центров в вашей организации нет, нужно обратиться к специальным фирмам, которые профессионально занимаются разработкой этого продукта.

Шаг 4. Находим и подготавливаем тренеров. Для проведения мероприятия нужен специалист по обучению и развитию персонала. Это может быть имеющийся в организации тренер. Необходимо, однако, периодически проверять уровень его подготовки и своевременно отправлять на повышение квалификации. Если же такого лица в организации нет, то его приглашают извне. Но прежде чем остановить свой выбор на ком-то, обязательно ознакомьтесь с отзывами, запросите документы, подтверждающие квалификацию и уровень профессионализма.

Шаг 5. Обучаем сотрудников предприятия. Начинаем с утверждения графика и программы. Обучающие организации могут предоставить образец программы обучения персонала. Руководитель при этом не должен самоустраняться от процесса. Процесс должен кто-то контролировать, например директор по персоналу: обучение сотрудники будут проходить более ответственно, зная, что руководство держит руку на пульсе. По результатам прохождения составляется протокол обучения персонала.

Шаг 6. Закрепляем и оцениваем пройденный материал. Чтобы определить, насколько проведенные мероприятия были полезными и эффективными, нужно проверить полученные работниками знания. Лучше всего это сделать в форме тестов, что позволит выявить и скорректировать слабые места в переподготовке. К тому же при несогласии работника с итогами тестирования, при обжаловании у работодателя будет наглядное подтверждение его результатов.

Шаг 7. Анализируем результаты и подводим итоги. По итогам можно выдать сотрудникам анкеты, которые покажут уровень удовлетворенности пройденным курсом. Также по итогам нередко проводят перестановки кадров, меняют оплату труда, формируют кадровый резерв. Так работодатель стимулирует своих сотрудников к дальнейшему профессиональному развитию.

>Как составить положение об обучении персонала в организации

Виды обучения, предусмотренные законодательством

Согласно ст. 196 ТК РФ, работодатель может за свой счет обучать работников по программам профподготовки, переподготовки или повышения квалификации, а согласно ст. 197 ТК РФ, сотрудники имеют право получать новые знания. Учить рабочих разрешается:

  • в учреждениях, деятельность которых направлена на оказание необходимых образовательных услуг (при наличии лицензии);
  • на предприятии работодателя при условии, что у него на это есть лицензия и имеется комиссия по проверке полученных работниками знаний. Без специального разрешения внутри фирмы разрешается проводить только тренинги и деловые игры, не имеющие отношения к профобучению.

Особо отметим, что для некоторых категорий трудящихся получение новых знаний является обязательной мерой. Периодическая учеба необходима:

  • медработникам — ст. 79 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 19.07.2018);
  • гражданским работникам — ст. 48 и 62 ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017);
  • нотариусам и их помощникам — ст. 30 «Основ законодательства РФ о нотариате» (ред. от 03.08.2018);
  • аудиторам — ст. 11 ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018).

Также каждый начальник должен уделять большое внимание подготовке сотрудников в сфере охраны труда, в соответствии со ст. 212 ТК РФ и Постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.

Кроме этого, внутреннее обучение персонала в организации предусматривает и другие, необязательные виды подготовки. Например, направленные на знакомство с компанией и мотивацию.

Зачем нужно обучение и развитие персонала в организации

Что это дает и для чего нужно обучение и переподготовка персонала организации?

Не секрет, что каждый начальник заинтересован в том, чтобы его предприятие приносило высокую прибыль и как можно дольше оставалось конкурентоспособным. Как этого добиться? Ответ прост: успех фирмы напрямую зависит от эффективности труда рабочих. Темпы развития современного бизнеса предъявляют высокие требования к уровню квалификации специалистов, их навыкам и знаниям. Поэтому, чтобы оставаться «на плаву», наниматели должны уделять большое внимание подготовке своих сотрудников.

Рабочий, получивший новые знания, сможет генерировать новые идеи и легко справляться с различными проблемами. Учась за счет фирмы, сотрудник чувствует свою необходимость для предприятия. Понимая, что руководство вкладывает в его развитие денежные средства, он стремится к максимальной производительности труда.

Перечислим основные цели обучения персонала в организации:

  • обеспечение предприятия хорошо подготовленными работниками для повышения их производительности и качества труда;
  • получение рабочими новых профессиональных знаний, умений и навыков;
  • формирование у сотрудников общих ценностей;
  • предоставление специалистам равных возможностей для получения высокой зарплаты и карьерного роста;
  • снижение потребности в кадрах и их текучки;
  • подготовка необходимых руководящих кадров;
  • воспитание молодых способных сотрудников;
  • достижение большего успеха на рынке;
  • адаптация к новым технологиям;
  • удовлетворенность сотрудников трудом.

Из вышесказанного следует, что в развитии персонала организации основным становится обучение. В некоторых фирмах это входит в производственную стратегию. Там стремятся воспитывать кадры с нуля.

Система обучения персонала в организации

Правильно организованная система подготовки персонала поможет повысить эффективность предприятия в целом и увеличить его прибыль.

Организация процесса обучения персонала — задача сложная, решать ее приходится кадровой службе. Дело в том, что прежде чем начать учить сотрудников, предприятие должно обладать необходимой документацией. Важнейшим документом, регламентирующим учебу рабочих, является Положение об обучении персонала. Этот документ предназначен для того, чтобы определить цели обучения, поставить конкретные задачи, выделить основные формы обучения персонала в организации и т. д.

Разрабатывается документ в несколько этапов:

  1. Изучаются методики по подготовке персонала и выбираются наиболее подходящие.
  2. Разрабатывается проект положения. Он подготавливается кадровиками при участии руководителей структурных подразделений. Готовый проект обсуждается с начальством.
  3. После согласования проект утверждается и вступает в силу.
  4. После введения Положения в действие необходимо контролировать, насколько точно выполняются его требования.

Как правило, готовое Положение включает в себя следующие разделы:

  • основные положения (предмет и область применения, цели);
  • профессиональная подготовка (планирование и организация учебного процесса, оценка эффективности подготовки);
  • расходы на учебу;
  • ответственность;
  • заключение.

В приведенных выше разделах документа сначала дается его общая характеристика, затем раскрываются используемые понятия и определения, фиксируются сроки и исходные данные для планирования учебного процесса, подробно описываются все возможные виды подготовки, регламентируются затраты на обучение персонала в организации. Кроме того, Положение является локальным нормативным документом, в котором могут быть приведены утвержденные формы документов, необходимые для организации проведения обучения.

>Образец программы обучения: как добиться результатов?

Составление программы обучения — элемент системы управления персоналом. Что нужно, чтобы получить запланированные результаты?

Разработка программы обучения персонала

Прежде, чем начать разработку программы обучения персонала, узнайте востребованность в обучении. Это позволит оценить, нужно ли сотрудникам повышать свой профессиональный уровень. Руководители подразделений также будут заинтересованы в обучении сотрудников и поддержат вас, когда придется доказывать руководству компании необходимость проведения курсов для персонала.

Собственники компании и ее руководитель захотят знать, насколько необходимо обучение. Поэтому HR-директор должен подготовиться и разработать программу обучения персонала с учетом реальных потребностей и финансовых возможностей организации.

Чтобы убедить руководство компании в необходимости обучения, нужно найти веские аргументы. Покажите, что от обучения будет отдача и его результатом станет улучшение бизнес-показателей. Не нужно давать конкретных обещаний и делать прогнозы в количественных категориях. Обратите внимание первых лиц на то, что программа обучения персонала составлена с учетом результатов оценки. Она показала, каких знаний и навыков не хватает сотрудникам. Подчеркните, что будут использоваться новые и нестандартные методы обучения, которые облегчат восприятие материала. Сотрудники, вооруженные новыми знаниями, будут применять их в работе, улучшая результаты своего труда.

Вопрос из практики

Как оплатить обучение сотрудника, если с ним заключен и трудовой, и ученический договор?

Ответ подготовлен совместно с редакцией «Системы Кадры»

Отвечает Нина Ковязина,
заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России.

Выплаты в такой ситуации зависят от того, как происходит обучение: с отрывом от работы или без.

С сотрудником дополнительно к трудовому договору можно заключить и ученический.

Если сотрудник учится с отрывом от работы и с ним заключен ученический договор, то за период обучения ему положена стипендия. Ее размер определяют ученическим договором, и он не должен быть ниже федерального МРОТ. Поэтому оплатить время обучения следует в размере стипендии…

Как оформить обучение сотрудников, читайте в ответах экспертов «Системы Кадры»:

  • Нужно ли предоставлять учебный отпуск сотруднику, который обучается экстерном
  • Нужно ли предоставлять сотруднику учебный отпуск, если он направлен на переобучение с отрывом от производства на два месяца
  • Каким сотрудникам полагается оплачиваемый учебный отпуск

Что учесть при составлении программы обучения персонала организации?

Нужный результат программа обучения и развития персонала позволит получить, если будет согласована со стратегическими целями компании.

Например, перед компанией стоит задача освоения нового сегмента рынка. Образец программы обучения персонала составьте с учетом того, что потребуются специалисты высокой квалификации, обладающие навыками командной работы. Персоналу потребуется умение взаимодействовать друг с другом, устанавливать и поддерживать горизонтальные связи для оперативного решения вопросов и поставленных задач. Программа обучения персонала в этом случае направлена не только на получение новых навыков и расширение набора компетенций. Работникам, которые будут участвовать в новых разработках, потребуется и повышение профессиональной квалификации.

Цель программы обучения персонала — научить сотрудников быстро адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка.

Решая, как составить программу обучения персонала компании, учтите:

  • как минимизировать расходы и отладить бизнес процессы;
  • как научить сотрудников базовым компетенциям;
  • как оценивать и поддерживать уровень компетенций, проводя обучение целенаправленно.

Оптимальный вариант — внутреннее обучение по разработанным компанией курсовым программам. Оценку уровня умений и навыков нужно проводить по четким критериям. Она должна быть увязана с материальным вознаграждением и возможностью карьерного роста.

При составлении программы обучения персонала на предприятии учтите потребности сотрудников. Проведите опросы для разных категорий работников. По результатам анкетирования вы сможете получить информацию:

  • о пробелах в знаниях, мешающих эффективной профессиональной деятельности;
  • о проблемах в общении, взаимодействии;
  • о знаниях и умениях, которых недостает работникам;
  • о том, как необходимость в обучении соотносится с задачами, стоящими перед подразделением и компанией.

Изучите кейсы по теме в практическом журнале «Директор по персоналу»:

  • Обучение персонала: кого, чему и как учить
  • Обучение для топ-менеджеров: что включить в программу и как организовать
  • Тренд: востребованы сотрудники нового типа — T-shaped. Как их распознать и правильно развивать? Составьте уникальный профиль компетенций

Как составить программу обучения сотрудников: образец

При составлении программы обучения персонала на предприятии обеспечьте комплексный подход. Профессиональные навыки и нужные сотрудникам личные компетенции должны развиваться одновременно. Без этого обучение не даст запланированного результата. При составлении программы выделите профессиональные и личные компетенции в отдельные разделы.

Образовательная программа профессионального обучения (образец) может выглядеть так:

Профессиональное обучение

Категория работников

Тема

Форма обучения

Оценка результата

Топ-менеджеры

Принципы, методы и функции управления

Семинар-тренинг

Доклад и обсуждение темы на общем совещании

Начальник отдела логистики

Логистика поставок

Семинар-тренинг

Доклад и обсуждение темы в подразделении

Менеджеры отдела продаж

Организация торгового процесса;

Методология изучения спроса

Семинар-тренинг

Отчет об обучении, обсуждение темы с коллегами, оценка полученных знаний

Раздел «Личностные компетенции» в программе обучения сотрудников (образец) может иметь такую форму:

Личностные компетенции

Категория работников

Тема

Форма обучения

Оценка результата

Топ-менеджеры

Этика деловых взаимоотношений

Корпоративный тренинг с элементами коучинга

Разработка основ деловой культуры компании

Руководство структурных подразделений

Делегирование полномочий;

Взаимодействие с подчиненными

Корпоративный тренинг

Анкетирование, работа с коучем и получение оценки того, как полученные навыки применяются на практике

Менеджеры отдела продаж

Развитие стрессоустойчивости

Умение работать в команде

Корпоративный тренинг с элементами коучинга

Тестирование, работа с коучем, получение возможных рекомендаций

Внесение в программу обучения персонала (пример разобрали выше) графы «Оценка результатов» поможет оценить результативность обучения, закрепить полученные сотрудниками знания и навыки. Вы сможете корректировать программу и планируемые показатели повышения эффективности работы персонала.

Практическая ситуация

Что делать, чтобы менеджеры по продажам после обучения выдавали высокие результаты?

Ответ подготовлен совместно с редакцией журнала «Директор по персоналу»

Отвечает Анна Тимушева,
Директор по персоналу компании «Метриум».

Руководство одной производственной компании увеличило объемы выпуска продукции до докризисного уровня. Ее надо кому-то продавать, поэтому штат службы продаж расширили. HR-ы подобрали еще 10 sales-менеджеров. Для всей службы — и для новых сотрудников, и для опытных — организовали тренинг по техникам продаж. Пригласили лектора из крупной консалтинговой компании. Через три месяца гендиректор посмотрел финансовый отчет, составленный финслужбой, и остался недоволен…

Образец программы обучения

При разработке программы обучения персонала нужно понимать, что компания хочет получить в результате. Определите критерии, по которым можно оценить полученный результат. В качестве примера приведем программу, по которой врачи и средний медицинский персонал московских учреждений здравоохранения изучали основы использования современных информационно-коммуникационных технологий. Согласно программе, медперсонал в ходе обучения должен был получить теоретические и практические навыки работы на компьютере.

Рисунок. Образец программы обучения медперсонала московских учреждений здравоохранения навыкам работы на компьютере

Еще одна программа обучения персонала — пример повышения квалификации персонала авиапредприятий.

Рисунок. Образец программы обучения персонала авиапредприятий

Вывод

При разработке программы обучения персонала учитывайте стратегические задачи компании. Чтобы повысить результативность процесса, решайте задачи профессионального и личного развития в комплексе. Оперативно оценивайте полученные результаты и корректируйте программу обучения.

Индивидуальный график обучения

6.1. Индивидуальный график обучения предоставляется студентам, которые отсутствовали на занятиях в последние две недели семестра и (или) экзаменах (зачетах) в связи с болезнью или по иным уважительным причинам.

Индивидуальный график обучения предоставляет студенту возможность сдавать экзамены (зачеты) по соответствующим дисциплинам вне основных сроков, установленных в расписании для основной и дополнительной экзаменационной сессии.

6.2. Приказ о предоставлении студенту индивидуального графика обучения (продлении сроков сдачи зачётов и/или экзаменов) на основании заявления студента и справки лечебного учреждения установленного образца или иного документа, дающего основание для продления, готовит деканат факультета. В приказе оговариваются дисциплины и конкретные сроки сдачи задолженностей по ним.

При этом сроки сдачи зачётов продлеваются со дня окончания болезни на:

а) две недели, если студент проболел в течение всех зачетных дней

б) неделю, если студент в зачетные дни проболел два или менее рабочих дня.

В случае болезни студента в период экзаменов продление сроков экзаменационной сессии производится для сдачи:

— экзаменов, даты сдачи которых приходятся на время болезни студента;

— экзамена, на подготовку к которому после болезни осталось менее двух дней. При этом день сдачи экзамена в период подготовки не включается.

Первое продление производится на число дней болезни в дни сдачи экзаменов, но не менее чем на три дня на каждый подлежащий сдаче экзамен. Последующие продления производятся на число неиспользованных при предыдущих продлениях экзаменационной сессии дней, при этом периоды каникул и практик не учитываются.

Медицинская справка о болезни студента должна быть зарегистрирована в УИТиА на следующий день после её закрытия (не считая субботы, воскресенья или праздничных дней).

Справка лечебного учреждения о нахождении на приеме у врача в день проведения зачета или экзамена не является основанием для продления сроков ликвидации академической задолженности.

6.3. Если студент непосредственно перед зачетной неделей и экзаменационной сессией и (или) в её ходе длительно болел, он имеет право обратиться в лечебное учреждение, обеспечивающее обучающихся ТулГУ медицинским обслуживанием, для прохождения медицинского освидетельствования на предмет предоставления ему академического отпуска по медицинским показаниям.

Если после длительной болезни студент просит предоставить индивидуальный график обучения (продлить сессию), не желая начинать оформление академического отпуска, то деканатом совместно с кафедрами, проводящими занятия по дисциплинам семестра, принимается решение о возможности освоения пропущенного материала и сдачи зачета или экзамена в течение месяца после начала следующего семестра – предоставлении индивидуального графика обучения. В противном случае, студент должен пройти медицинское освидетельствование на предмет предоставления ему академического отпуска.

6.4. Продление экзаменационной сессии по иным, кроме болезни, причинам, подтвержденным соответствующими документами и признанным деканатом уважительными, производится по правилам, указанным в п. 6.1.

Порядок перевода на индивидуальный учебный план обучения и на индивидуальный учебный график обучения в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Приложение 1 к приказу ректора /п

Порядок перевода на индивидуальный учебный план обучения

и на индивидуальный учебный график обучения

в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

1. Общие положения

1.1. Обучение по индивидуальному учебному плану и индивидуальному учебному графику позволяет реализовать студентам Университета:

— право обучения по сокращенным и ускоренным образовательным программам;

— право параллельного обучения по двум и более образовательным программам;

— право совмещения учебы с научной, трудовой, спортивной, творческой деятельностью;

— право академической мобильности;

— право свободного посещения занятий (или переноса занятий) по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со ст. 24 Закона РФ «Об образовании», ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001г. № 71, «Условиями освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки», утвержденными Приказом Минобразования РФ , федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, Уставом ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».

2. Процедура перевода на индивидуальный учебный план (график) обучения

2.1. Индивидуальный учебный план по направлению подготовки (специальности) и индивидуальный график обучения по направлению подготовки (специальности) разрабатываются в полном соответствии с действующими ГОС или ФГОС в части требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлениям подготовки (специальностям), с учетом уровня предшествующей подготовки и способностей студентов.

2.2. Индивидуальный учебный план создает условия для реализации дифференцированных подходов в подготовке студента по избранной им специальности или направлению подготовки, опираясь на уровень его образования и способности. При этом в индивидуальном плане могут быть произведены изменения в структурных частях основного учебного плана при соблюдении требований ГОС или ФГОС.

2.3. Индивидуальный учебный график создает условия освоения части основной образовательной программы в другие сроки по сравнению со сроками, предусмотренными основным учебным планом, за счёт перераспределения времени и учебной нагрузки.

2.4. На индивидуальный учебный план (график) обучения могут быть переведены:

· студенты, принятые для обучения по сокращенным образовательным программам (на базе СПО или ВПО);

· студенты, принятые для обучения на полный срок и переведенные после аттестации на ускоренную основную образовательную программу;

· студенты, переведенные из другого вуза или зачисленные на основании академической справки, при наличии разницы в основных образовательных программах;

· студенты, отчисленные из Университета и восстанавливающиеся для продолжения обучения в Университете, при наличии разницы в основных образовательных программах;

· студенты, принятые для параллельного обучения по двум основным образовательным программам;

· студенты, переходящие с одной основной образовательной программы на другую;

· студенты, переведенные с очной формы обучения на заочную (очно-заочную) или наоборот;

· студенты, изъявившие желание для параллельного получения дополнительной квалификации;

· студенты, находящиеся на стажировке (обучение за границей, обучение в соответствии с договорами Университета с другими учреждениями);

· студенты, обучающиеся на «отлично», как правило, в течение двух последних семестров и проявившие склонности к научной работе или общественно-политической деятельности, дальнейшее развитие которых требует самостоятельного распределения учебного времени;

· студенты, обучающиеся на «хорошо» и «отлично» и совмещающие учебу в Университете с трудовой деятельностью, совпадающей или близкой к избранной специальности (с предоставлением справки с места работы);

· студенты-спортсмены, выступающие в составе сборных команд, участвующие в длительных учебно-тренировочных сборах по подготовке к соревнованиям, графики спортивной подготовки и выступлений которых совпадают с графиком учебного процесса (по представлению кафедры физического воспитания или Спортивного клуба Университета);

· участники творческих коллективов, графики репетиций и выступлений которых совпадают с графиком учебного процесса (по представлению Совета ВиВР);

· студенты, вынужденные по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам временно прервать посещение занятий (лечение в дневном стационаре, уход за тяжело больным членом семьи и др.) (по представлению декана (директора) соответствующего факультета (института, филиала) при предоставлении соответствующей справки);

· студенты, имеющие детей до трех лет (при предоставлении соответствующей справки);

· иное (по представлению декана (директора) факультета (института, филиала), утвержденному первым проректором по учебной работе).

2.5. Вопрос о переводе студента на индивидуальный план (или график) обучения рассматривается по заявлению студента в течение двух первых недель с начала семестра с представлением подтверждающих документов и ходатайств в деканат факультета (института, филиала) (Приложение 1).

Решение о возможности или невозможности обучения студента по индивидуальному плану обучения (или графику, или по плану и графику одновременно) принимается аттестационной комиссией факультета (института, филиала) и оформляется протоколом.

2.6. Перевод студента (студентов) на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом по Университету (Приложение 3).

Перевод студента (студентов) на обучение по индивидуальному учебному графику оформляется распоряжением по факультету (институту, филиалу).

2.7. Для оказания научной и методической помощи студенту, переведенному на индивидуальный учебный план, по решению выпускающей кафедры может назначаться научный руководитель с включением ему соответствующей нагрузки в учебное поручение.

2.8. Индивидуальный график обучения освобождает студента от необходимости посещения учебных занятий по расписанию и позволяет ему выполнять программные требования дисциплин в индивидуально установленные сроки при условии выполнения им лабораторных и контрольных работ, предусмотренных учебным планом, но не освобождает от выполнения курсовых проектов (работ) и прохождения учебной и производственной практик.

2.9. Контроль за выполнением индивидуального графика обучения студента осуществляет декан (директор), либо заместитель декана (директора) факультета (института, филиала). По результатам выполнения индивидуального графика обучения декан (директор) принимает решение о возможности его продления на следующий учебный год (семестр).

2.10. При выполнении индивидуального плана (графика) обучения соответствующего курса студент переводится на следующий курс.

2.11. При невыполнении студентом индивидуального учебного плана он приказом по университету (Приложение 4) переводится на обучение по основному учебному плану направления подготовки (специальности) со сроком обучения в соответствии с ГОС или ФГОС.

В случае невыполнения индивидуального графика обучения студент распоряжением по факультету (институту, филиалу) переводится на действующий график учебного процесса соответствующего направления подготовки (специальности).

2.12. Студентам, обучающимся за счет средств федерального бюджета и переведенным на индивидуальный учебный план или индивидуальный график обучения, назначается стипендия по итогам семестрового выполнения индивидуального учебного плана и/или индивидуального графика обучения в соответствии с Положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».

2.13. Для студентов, параллельно обучающимся по двум и более основным образовательным программам, допустимо обучение лишь по одной образовательной программе за счет средств федерального бюджета, а на остальных – с полным возмещением затрат на обучение в качестве слушателя.

3. Оформление, структура и форма индивидуального учебного плана (графика)

3.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана соответствующего направления (специальности) в полном соответствии с действующим ГОС или ФГОС.

Индивидуальный учебный план утверждается Ученым советом факультета (института, филиала).

Индивидуальный учебный план при индивидуальном обучении студента (или нескольких студентов) реализует образовательную программу без изменения полного срока обучения, за исключением обучения студента (или нескольких студентов) по сокращенной или ускоренной образовательной программе.

Индивидуализация обучения осуществляется за счет корректировки номенклатуры и перераспределения объемов в часах дисциплин специализации и факультативов, а также дисциплин регионального (вузовского) компонента (вариативной части) и дисциплин по выбору студента (в пределах объема часов соответствующих циклов дисциплин).

Допускается изменять план учебного процесса (семестр, отчетность, виды и объем аудиторных занятий) в индивидуальном учебном плане.

В исключительных случаях (по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам и др.) сроки обучения по индивидуальным учебным планам могут быть увеличены до одного года по сравнению с нормативным периодом обучения.

3.2. В случае обучения студента (или нескольких студентов) по сокращенной или ускоренной образовательной программе, сроки обучения по индивидуальным учебным планам могут быть сокращены без изменения образовательной программы обучения и требований к специалистам соответствующего уровня и квалификации в соответствии с «Условиями освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки», утвержденными приказом Минобразования РФ .

Сокращение сроков обучения достигается за счет:

– увеличения доли самостоятельной работы при изучении отдельных дисциплин;

– перезачета предметов любого цикла, изученных студентом на предшествующем этапе профессионального образования.

Перезачет производится по документу государственного образца о высшем профессиональном образовании на основании решения аттестационной комиссии в соответствии с «Положением об аттестационных комиссиях ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» и Методическими рекомендациями о порядке перезачета студентам АлтГУ дисциплин, изученных на предшествующем этапе высшего профессионального образования.

3.3. Для студентов, принятых для обучения по сокращенным образовательным программам на базе ВПО, и студентов, принятых для параллельного обучения по двум основным образовательным программам ВПО, организация учебного процесса осуществляется в соответствии с «Методическими рекомендациями по оформлению обучения в АлтГУ по сокращенной программе в специально формируемых группах лиц с высшим профессиональным образованием и студентов АлтГУ, зачисленных на параллельное обучение».

3.4. Оформление индивидуального учебного плана осуществляется в соответствии с требованиями к оформлению основного действующего учебного плана, за исключением титульного листа, в котором отмечается утверждение Ученым советом факультета (института, филиала) и производится запись: «Индивидуальный учебный план студента ___ группы (или группы студентов № ___) по направлению подготовки (специальности ________».

3.5. Индивидуальный учебный график составляется, как правило, на учебный семестр или год (два семестра) (Приложение 2).

3.6. Индивидуальный график обучения утверждается деканом (директором).

После утверждения индивидуального графика обучения декан (директор) издает распоряжение по факультету (институту, филиалу) о переводе студента на индивидуальный график обучения сроком на один учебный год (семестр).

3.7. Индивидуальный график обучения регулирует порядок освоения за избранный срок (семестр, учебный год) все формы учебной работы, предусмотренной основным учебным планом. При этом в семестр не может быть освоено учебной работы, предусмотренной более чем за два семестра основного учебного плана, а за учебный год (два семестра) соответственно учебной нагрузки более чем четырех семестров основного учебного плана. При сдаче академической разницы возможно составление индивидуального графика обучения, объединяющего учебные работы разных семестров и курсов обучения.

3.8. Студент, обучающийся по индивидуальному учебному графику, при промежуточной аттестации сдает в течение учебного года не более 20 экзаменов и 24 зачетов.

3.9. Индивидуальный график обучения оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в деканате, другой выдается студенту. В деканате факультета (института, филиала) ведется журнал регистрации индивидуальных графиков обучения, в котором записываются Ф. И.О. студента, курс, группа, период, в течение которого он обучается по индивидуальному учебному графику. Порядковый номер в журнале является номером индивидуального учебного графика.

Приложение 1

Образец заявления о переводе на индивидуальный план обучения

Ректору АлтГУ

студента __ курса группы ___

__________ факультета (института, филиала)

(ФИО студента)

заявление

Прошу перевести на индивидуальный план обучения в ___ семестре 20__ — 20__ учебного года ________________________________

— в связи с трудоустройством в __________ на должность_________

— по состоянию здоровья

— в связи с рождением ребенка

— по семейным обстоятельствам

— другое.

С условиями перевода и обучения по индивидуальному плану ознакомлен(а), согласен(сна) и обязуюсь выполнять.

Соответствующие документы прилагаются (к заявлению прилагается справка установленного образца или ходатайство учреждения).

Дата Подпись

Приложение 2

УТВЕРЖДАЮ

______________декан (директор)

факультета (института, филиала)

«____» _________ 20__ г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ

студента __ курса группы ____ очной формы обучения факультета (института, филиала)

направления / специальности «_______________» в ___ семестре 20__-20__ учебного года

ФИО студента

№ п/п

Дисциплина и форма семестровой отчетности

Раздел. Тема.

Рекомендуемая литература

Задание

Форма контроля

Сроки отчетности

Полученная оценка / количество баллов

Ф. И.О.

преподавателя

Подпись

Приложение 3

Образец приказа о переводе на индивидуальный план обучения

ПРИКАЗ

О ПЕРЕВОДЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. ____________________________ , студента ____ курса группы _______,

(ФИО студента)

обучающегося по специальности «___________________________________» на _____________________________ факультете (в институте, в филиале) на бюджетной (договорной) основе, перевести на индивидуальный план обучения на __________ семестр 20___ — 20____ учебного года _____________ (в связи с трудоустройством, как имеющую ребенка до трех лет и др.).

Основание: личное заявление с визами; копия документа, подтверждающего необходимость перевода на индивидуальный план обучения, индивидуальный график обучения студента.

2. Контроль исполнения приказа возложить на декана (директора)________________ факультета (института, филиала) _____________.

Ректор _________________________

Визы:

Первый проректор по учебной работе

Декан (директор) факультета (института, филиала)

Начальник УМУ

Приложение 4

Образец приказа о лишении права на индивидуальный план обучения

ПРИКАЗ

О ЛИШЕНИИ ПРАВА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ

В связи с невыполнением индивидуального графика занятий (нарушением сроков отчетности по дисциплине (ам) «__________», нарушением правил внутреннего распорядка АлтГУ

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. ____________________________ , студента ____ курса группы _______,

(ФИО студента)

обучающегося по специальности «___________________________________» на _____________________________ факультете (в институте, в филиале) на бюджетной (договорной) основе, лишить права на обучение по индивидуальному плану.

Основание: служебная записка декана (директора) факультета (института, филиала), выписка из аттестационной ведомости.

2. Контроль исполнения приказа возложить на декана (директора)________________ факультета (института, филиала) _____________.

Ректор _________________________

Визы:

Первый проректор по учебной работе

Декан (директор) факультета (института, филиала)

Начальник УМУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *