План внешнего управления это процедура направленная



ПЛАН ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Г. К. ЧЕТВЕРКИН, арбитражный управляющий

В рамках процедуры внешнего управления основная функция внешнего управляющего заключается в разработке и реализации плана внешнего управления активами должника. План внешнего управления выполняет ряд функций:

• используется для разработки и реализации программы восстановления платежеспособности и конкурентных преимуществ на рынке; появляется возможность тщательно продумать и сформулировать стратегию и тактику предприятия, а значит, избежать в определенной степени серьезных ошибок при реформировании предприятия;

• это — инструмент, с помощью которого кредиторы, инвесторы и другие пользователи плана внешнего управления могут оценить текущее и будущее финансовое положение предприятия, достоверность и обоснованность планируемых мероприятий, а также проконтролировать процесс реализации плана;

• это основной документ, необходимый для привлечения инвестиций в производство. Если инвестор не будет представлять стратегии и тактики развития предприятия и будет не уверен в эффективности инвестиций и коммерческой привлекательности, то он не станет вкладывать финансовые средства в предприятие;

• это мощный рекламный материал, позволяющий создать ощущение основательности и солидности от предполагаемых мероприятий;

• реализация плана внешнего управления обеспечивает вовлечение всего персонала предприятия в согласованные действия по реформированию предприятия, что служит дополнительной гарантией эффективности этих действий. Перечисленные функции плана внешнего управления активами предприятия не исчерпывают весь их перечень, однако они свидетельствуют о

важности этого документа и значительной роли его в реформировании несостоятельных предприятий и оздоровлении экономики страны.

При составлении и реализации плана внешнего управления необходимо руководствоваться рядом принципов, которые представляют собой совокупность основных требований, предъявляемых к разработке и реализации плана.

1. Целевой характер разработки и реализации плана внешнего управления. Это означает, что при разработке и реализации плана необходимо помнить о главной цели, стоящей перед управляющим. Так, в период внешнего управления предприятием главная цель деятельности внешнего управляющего — это восстановление платежеспособности предприятия.

Реализация данного принципа предполагает, что все планируемые мероприятия по финансовому оздоровлению и деятельность по их реализации должны быть направлены на восстановление платежеспособности предприятия-должника.

2. Принцип адекватности. Означает максимальное приближение планируемых мероприятий к реальным социально-экономическим, финансовым и другим условиям функционирования пред-приятия-должника. Для реализации данного принципа проводится глубокий анализ финансового и технико-экономического состояния предприятия, его финансовых потоков, и на этой основе выбираются приведенные выше мероприятия по финансовому оздоровлению. Иногда для восстановления платежеспособности достаточно скорректировать прежнюю маркетинговую политику предприятия. Чаще же приходится долго «лечить» несостоятельное предприятие, чтобы его финансово оздоровить.

3. Системный подход к разработке плана. Предполагает рассматривать предприятие-должника как сложную социально-экономическую систему,

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРШ те ъжхжъы

имеющую различные аспекты — подсистемы деятельности: юридические, социальные, финансовые, технические, экономические и пр. Поэтому при разработке плана необходимо предусмотреть мероприятия, «оздоравливающие» подсистемы («органы», «элементы») предприятия-должника.

4. Структурный принцип. Предполагает наличие в плане минимум трех обязательных разделов: разделы, характеризующие текущее и будущее состояние предприятия, а также раздел, в котором формулируются мероприятия по финансовому оздоровлению, необходимые для достижения планируемого будущего состояния предприятия.

5. Содержательный принцип. План внешнего управления должен быть обоснованным и достоверным, логично и ясно изложенным.

6. Командный принцип разработки и реализации. Он предполагает, что разработка и реализация плана должны осуществляться командой профессиональных консультантов совместно с управляющим. Только такой тандем может привести к реальному финансовому оздоровлению предприятия.

Приведенные принципы разработки плана внешнего управления не исчерпывают весь их ряд, однако данныетребования являются основными для получения содержательного и достоверного плана, а также успешного результата от его реализации.

План внешнего управления определяется следующим образом: это эффективный инструмент планирования финансово-экономических, технических и управленческих мероприятий переформированию несостоятельного предприятия в соответствии с потребностями рынка, основные цели которых — восстановление платежеспособности и повышение конкурентных преимуществ предприятия-должника.

План внешнего управления представляет собой одну из разновидностей бизнес-планирования, что обусловливает необходимость учитывать при его подготовке все наработанные теорией и практикой управления подходы к составлению обычного бизнес-плана.

В то же время план внешнего управления — план особого вида. Его специфической особенностью является одновременный учет как требований, предъявляемых к плану хозяйственной деятельности должника — юридического лица, важнейшие из которых обоснованность и взаимоувязанность приводимых в плане показателей, характеристик и расчетов, так и требований закона о несостоятельности.

Разработке планов внешнего управления (финансового оздоровления) посвящены следующие нормативные документы:

• типовая структура программы финансового оздоровления неплатежеспособной организации, утвержденная совместным приказом Минэкономики России и ФСФО от 19 ноября 1999 г. № 497/136;

• распоряжение ФСДН России от 5 декабря 1994 г. № 98-р «Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления».

• примерный план внешнего управления, приведенный в Методических рекомендациях по ускоренному порядку применения процедур банкротства, утвержденных распоряжением ФСДН России от 27 августа 1998 г. № 1 б-р. Ряд авторов, критикуя указанные документы,

отмечают, что изложенный в них план «обобщает всю необходимую информацию по выводу предприятия из кризиса (характеристики предприятия-банкрота, объем активов и обязательств, показатели и уровень финансово-хозяйственной деятельности, мероприятия по восстановлению платежеспособности и т.д. ), но не предусматривает мероприятий, связанных с проведением инвентаризации, реструктуризации задолженности, оценки имущества предприятия и т.п., а также соответствующие сметы расходов»1. Поэтому они предлагают в план внешнего управления включать две части.

Часть 1. План осуществления внешним управляющим текущей деятельности по арбитражному управлению предприятием и реализации основных функций внешнего управления, предусмотренных Законом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Часть 2. План финансового оздоровления. Вклю-чаетопределение основных мероприятий финансового оздоровления предприятия: маркетинговые, производственные, финансовые, организационные и т.д.

Часть 1 плана предусматривает следующие основные мероприятия:

1. Заседания арбитражного суда но рассмотрению дела о банкротстве и введении внешнего управления.

2. Прием внешним управляющим дел предпри-ятия-должника.

3. Отправка внешним управляющим сведений о должнике в СМИ для опубликования объявления о введении внешнего управления.

4. Установление размера требований кредиторов и заявление в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов.

1 ЮнГ.Б., ТалъГ.К., Григорьев В. В. Внешнее управление на несостоятельном предприятии: Учебн.-практ. пособие,-М.Дело, 2003.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: тхеарта ъ -Н-р/Гкж-кХ*

платежеспособности ире^нри^ми^.

4 (37) — 2005

5. Уведомление кредиторов о признании их требований к должнику.

6. Разработка плана внешнего управления.

7. Утверждение плана внешнего управления на собрании кредиторов.

8. Представление плана внешнего управления в арбитражный суд.

9. Проведение инвентаризации и оценки имущества должника.

10. Ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности.

11. Принятие мер по взысканию задолженности перед должником.

12. Ведение реестра требований кредиторов.

13. Анализ договоров, заключенных должником, и отказ от них в случае необходимости.

14. Выполнение основных мероприятий по финансовому оздоровлению.

15. Отчет внешнего управляющего перед собранием кредиторов о своей деятельности.

16. Уведомление кредиторов о проведении собрания кредиторов по рассмотрению отчета по итогам внешнего управления.

17. Утверждение собранием кредиторов отчета по итогам внешнего управления.

18. Представление отчета по итогам внешнего управления в арбитражный суд.

19. Рассмотрение арбитражным судом отчета внешнего управляющего.

20. Проведение расчетов с оставшимися кредиторами.

21. Заключение мирового соглашения.

22. Осуществление текущей деятельности по управлению предприятием.

Считаем данную структуру плана внешнего управления совершенно неприемлемой по двум причинам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) часть 1 не имеет никакого отношения собственно к плану внешнего управления, а представляет собой последовательный перечень возможных мероприятий внешнего управления;

2) план внешнего управления не есть только план финансового оздоровления.

Реализация мероприятий внешнего управления должна позволять внешнему управляющему не только обеспечивать оплату текущих издержек предприятия и накапливать денежные средства для покрытия кредиторской задолженности, но и содержать перспективу дальнейшего эффективного функционирования предприятия.

План внешнего управления, как и любой иной бизнес-план, — документ, который должен содер-

жать описание поставленной цели, а также качественные и количественные характеристики последовательно осуществляемых действий, направленных на достижение этой цели в установленные сроки. В том случае, если планом задаются какие-либо экономические либо финансовые характеристики и показатели, они должны обосновываться соответствующими прогнозными расчетами и проектировками, методы проведения которых разработаны экономической наукой и апробированы на практике.

Из норм закона следует, что в плане внешнего управления должен быть отражен размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, попавшим в соответствии со ст. 95 закона под мораторий. Очевидно, что оценка размера требований кредиторов должна базироваться наданных реестра требований кредиторов, ведение которого осуществляется внешним управляющим, а не наданных бухгалтерского баланса должника на последнюю отчетную дату. Но, учитывая, что кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления, этот реестр может существенно меняться в течение всей процедуры судебной санации. Поэтому оценку размера требований кредиторов, полученную на основе анализа данных реестра, необходимо уточнить исходя из результатов анализа данных инвентаризации обязательств должника. Для того чтобы иметь необходимую информацию для прогнозной оценки результативности процедуры внешнего управления, в план внешнего управления следует включать и расчеты процентов, начисляемых на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам.

Кроме мораториальных требований, в плане должен быть отражен размер требований к должнику о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также размер требований о взыскании задолженности по оплате труда. Однако в силу того, что данные требования могут погашаться в период внешнего управления, при расчете прогнозной величины потребности в свободных денежных средствах для расчетов с кредиторами внешнему управляющему следовало бы учитывать эти требования только в той части, которая не может быть погашена в течение периода внешнего управления.

Надо отметить, что на практике при расчетах с кредиторами суды обязывают внешнего управляющего производить расчеты по второй очереди (требования о взыскании задолженности по оплате труда), относя их к мораториальным со всеми вытекающими последствиями (т.е. с начислением

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж207>-кЯ и тгр/ехжгск*

процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ). Подобная практика противоречит законодательству, следовательно, при прогнозировании следует исходить из суммы задолженности по второй очереди на момент введения внешнего управления активами должника.

Таким образом формируется оценка величины потребности в свободных денежных средствах, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Следовательно, задача при разработке плана внешнего управления -найти и показать в плане основные источники формирования у должника средств для расчетов с кредиторами в установленных размерах. Данные средства могут быть сформированы (накоплены) за счет реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности должника.

Состав и структура плана внешнего управления зависят в основном от масштабов предприятия и сферы его функционирования. Анализ литературы по рассматриваемому вопросу, атакже собственный практический опыт разработки и экспертизы планов внешнего управления предприятий позволили сформулировать определенную точку зрения по этому вопросу. Рекомендуются следующие состав и структура плана финансового оздоровления несостоятельного предприятия:

Титульный лист (1 стр.).

Часть 1 включает общую информацию о должнике, в том числе:

Раздел 1. Выводы (5 стр.).

Раздел 2. Общая характеристика предприятия (3 стр.).

Раздел 3. Финансовое и технико-экономичес-кое состояние предприятия (7 стр.).

Раздел 4. Оценка причин неплатежеспособности (3 стр.).

Часть 2 включает стратегический аспект программы внешнего управления, в том числе:

Раздел 5. Определение стратегии развития предприятия (3 стр.).

Раздел 6. Маркетинг (товары и услуги, поставщики и потребители, сбыт, конкуренты, план маркетинга) (15 стр.).

Раздел 7. План производства (производственная программа, план продаж, потребность в основных фондах, расчет потребности в работниках и в заработной плате, смета расходов и калькуляция себестоимости, потребность в дополнительных инвестициях) (20 стр.).

Часть 3 включает оперативный план программы внешнего управления, в том числе:

Раздел 8. Реструктуризация активов предприятия (20 стр.).

Раздел 9. Реструктуризация задолженности (5 стр.).

Часть 4 включает финансовую стратегию плана внешнего управления.

Раздел 10. Финансовый план (7 стр.).

Раздел 11. График погашения кредиторской зад олже н н ости (2 стр.).

Приложения. Календарный график реализации мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий (3 стр.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной задачей при разработке методики подготовки плана внешнего управления несостоятельного предприятия следует считать соответствие ее целям процедуры. Мы выделяем две основные цели, на которые необходимо ориентироваться любому внешнему управляющему:

1) восстановление платежеспособности должника;

2) сохранение возможности осуществления им хозяйственной деятельности.

Достижение любой одной из указанных целей представляется недостаточным условием разработки и реализации плана внешнего управления.

Таким образом, план внешнего управления активами несостоятельного предприятия можно определить как документ, содержащий описание мер по улучшению финансового состояния должника, позволяющих восстановить платежеспособность должника по истечении срока внешнего управления при условии сохранения возможности осуществления им (должником) хозяйственной деятельности.

Методика подготовки плана внешнего управления несостоятельного предприятия должна включать, по мнению автора, следующие этапы:

1) анализ и описание ситуации на предприятии и причин его неплатежеспособности;

2) определение требований кредиторов, попавших под мораторий (в соответствии с реестром требований кредиторов);

3) расчет начисленных за время моратория процентов на сумму долга в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ;

4) определение стратегии внешнего управления (т.е. того, за счет чего будет достигнут финансовый эффект, как то реализация дорогостоящего не используемого в производстве имущества, реализация дебиторской задолженности) и стратегии дея-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£б?ш к %-рАЪЖъхА

ЩлА^фесмсабЯоапь предприятия

4 (37) — 2005

тельности предприятия после прекращения процедуры. Они должны соответствовать. Например, нельзя продать даже дорогостоящее оборудование, если это позволит погасить требования кредиторов, но без него невозможно дальнейшее функционирование предприятия;

5) описание мер оперативной реструктуризации;

6) расчет экономического (финансового) эффекта от осуществления мер оперативной реструктуризации, в том числе реструктуризации имущества, имущественных прав и долговых обязательств;

7) оценка размера текущих требований (обязательств предприятия, возникших в период внешнего управления);

8) подготовка на основе бюджетирования отчетов о результатах хозяйственной деятельности должника по истечении срока внешнего управления;

9) объединение финансовых результатов от осуществления должником хозяйственной и реструк-туризационной деятельности в целях подготовки проекта отчета о движении денежных средств за период внешнего управления и определение потребности в оборотных средствах;

10) определение источников привлечения заемных средств и стоимости их привлечения;

11) сопоставление денежного сальдо на конец срока внешнего управления и размера непогашенных требований кредиторов.

Всероссийский выставочный центр, павильон I

1|

Тематика выставки:

Оргкомитет, образованный при Минфине России, и Выставочная компания «ВДЭНХ-Экспо»при участии Банка России, Ассоциации российских банков. Ассоциации региональных банков России, Сбербанка России, Внешэкономбанка, ОАО «Внешторгбанк», ОАО «Российский банк развития», ОАО «Россельхозбанк», при поддержке других заинтересованных финансово-банковских структур

Банковские продукты и услуги. Банк и его офис. Специализация банков России. Иностранные банки в России. Программное обеспечение. Автоматизация банковской системы. Отделения и филиалы. Платежные системы и пластиковые карты. Управление рисками. Банковское законодательство на современном этапе. Безопасность. Реклама в банковской отрасли.

В программе выставки:

0 Конференция «Стратегия развития банковского сектора России на период до 2008 года»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Семинары, круглые столы, презентации и конкурсы.

Время работы выставки: С 10.00 до 18 00

Е-таП^епЬехробтЛи-пеЬги

распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом;
заключать от имени должника мировое соглашение;
заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со статьей 102 настоящего Федерального закона;
предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований настоящего Федерального закона;
осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом действия.
2. Внешний управляющий обязан:
принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;
разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;
вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;
принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
вести реестр требований кредиторов;
реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;
информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;
осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Комментарий к статье 99
1. В целях проведения внешнего управления и осуществления руководства текущей хозяйственной деятельностью должника внешний управляющий наделяется полномочиями, перечень которых (не исчерпывающий) приводится в комментируемой статье.
Согласно общей норме п. 6 ст. 24 Закона осуществлять права и исполнять обязанности внешний управляющий должен добросовестно и разумно в интересах не только должника и его кредиторов, но и общества в целом.
2. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи внешний управляющий имеет право:
«распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом». Приведенный дословно текст абз. 2 комментируемого пункта даже в сопоставлении с абз. 2 п. 1 ст. 74 Закона о банкротстве 1998 г. свидетельствует о значительном сокращении полномочий внешнего управляющего, что подтверждается и анализом комментируемой главы Закона. Практически все решения внешнего управляющего, направленные на распоряжение имуществом должника, должны не только не выходить за рамки плана внешнего управления, но и контролироваться со стороны собрания кредиторов (комитетом кредиторов) путем согласования соответствующих сделок (см., например, ст. ст. 101, 104, 105 Закона);
разрабатывать проекты и заключать от имени должника мировое соглашение в порядке, предусмотренном главой VIII Закона;
заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок должника, препятствующих восстановлению его платежеспособности (см. комментарий к ст. 102);
оспаривать в судебном порядке не только действительность сделок, заключенных должником, но и принятые им с нарушением требований Закона решения, а также предъявлять иски о применении последствий недействительности ничтожной сделки. При этом важно, что иск о признании сделки недействительной или о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, предусмотренных п. п. 2 — 5 ст. 103 Закона, предъявляется внешним управляющим от своего имени. Поэтому срок исковой давности по этим требованиям начинает исчисляться со дня, когда внешний управляющий узнал или должен был узнать о заключении должником такой сделки.
Приведенный список правомочий отражает лишь специфику процедуры внешнего управления и, безусловно, не является исчерпывающим. Внешний управляющий пользуется и другими, как материальными, так и процессуальными, правами, предоставляемыми ему Законом (например, п. 3 ст. 24) и иными правовыми актами.
3. Согласно п. 2 комментируемой статьи внешний управляющий обязан:
принять в управление имущество должника и провести его полную инвентаризацию в соответствии с установленными правилами;
разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов (см. комментарий к ст. ст. 105, 106);
вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность, обеспечивая их достоверность и своевременное представление соответствующих документов;
в целях защиты интересов должника заявлять в установленном ст. 100 порядке возражения относительно предъявленных к должнику необоснованных требований;
принимать меры по взысканию задолженности перед должником посредством предъявления исков и участия в их рассмотрении лично или через представителей, принимать меры для реального исполнения вынесенных в пользу должника судебных актов;
вести реестр требований кредиторов в порядке, установленном ст. 16 Закона и иными правовыми актами, если эта обязанность по решению собрания кредиторов не возложена на реестродержателя;
в соответствии с требованиями Закона реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в том числе согласовывать с собранием кредиторов (комитетом кредиторов) сделки, если получение такого согласия является обязательным (см., например, п. 1 ст. 101), соблюдать порядок и условия продажи имущества должника и т.д.;
информировать комитет кредиторов и собрание кредиторов (п. 4 ст. 106) о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления, отчитываться о ходе внешнего управления (п. 4 ст. 106);
представлять собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления (см. комментарий к ст. 117).
Кроме того, внешний управляющий должен привлекать в необходимых случаях независимого оценщика для оценки имущества должника, иных специалистов и специализированные организации (п. 5 ст. 110, п. 3 ст. 111, п. 3 ст. 115 и др.), своевременно направлять в арбитражный суд отчеты (п. 2 ст. 116, п. 2 ст. 119), производить расчеты с кредиторами (ст. ст. 120 — 122), исполнять другие обязанности, в том числе предусмотренные п. п. 4 — 6 ст. 24.
4. Следует учитывать, что, поскольку на внешнего управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются не только предусмотренные Законом нормы об ответственности арбитражного управляющего, но также все требования и по отношению к нему применяются все меры гражданской, административной и уголовной ответственности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя должника.

Следующая статья «
К тексту закона «

Введение внешнего управления

Введение внешнего управления — основания и порядок

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных законом (если собрание не приняло решение о введении какой-либо процедуры банкротства, суд на основании имеющихся в деле материалов может ввести процедуру внешнего управления по собственной инициативе).

Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, не более чем на 6 месяцев.
По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен.

Последствия введения внешнего управления

С даты введения внешнего управления:

— прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
— внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;
— прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника, предусмотренных законом. Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
— отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
— аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
— вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Органы управления должника в пределах компетенции, установленной федеральным законом, вправе принимать решения:

— о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала;
— об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;
— об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;
— об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;
— об определении порядка ведения общего собрания акционеров;
— об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;
— о замещении активов должника;
— об избрании представителя учредителей (участников) должника;
— о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника;
— иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.

Ходатайство органов управления должника о продаже предприятия должно содержать сведения о минимальной цене продажи предприятия должника.

Назначение внешнего управляющего. Основания для освобождения и отстранения внешнего управляющего

Внешний управляющий утверждается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

До даты утверждения внешнего управляющего арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей и осуществление прав внешнего управляющего, за исключением составления плана внешнего управления, на лицо, исполнявшее обязанности временного управляющего или административного управляющего должника.

Внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего:

— по заявлению внешнего управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей внешнего управляющего;
— иных предусмотренных федеральным законом случаях.

Определение арбитражного суда об освобождении внешнего управляющего от исполнения обязанностей внешнего управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Внешний управляющий, освобожденный от исполнения обязанностей внешнего управляющего, обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему.

Внешний управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего:

— на основании решения собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения внешним управляющим возложенных на него обязанностей или невыполнения предусмотренных планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности;
— в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение внешним управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;
— в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица внешним управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица внешним управляющим;
— в иных предусмотренных федеральным законом случаях.

Определение арбитражного суда об отстранении внешнего управляющего от исполнения обязанностей внешнего управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Обжалование определения арбитражного суда об отстранении внешнего управляющего не приостанавливает исполнение такого определения.

Права и обязанности внешнего управляющего

Внешний управляющий имеет право:

— распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом;
— заключать от имени должника мировое соглашение;
— заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со статьей 102 закона;
— предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований закона;
-осуществлять иные предусмотренные законом действия.

Внешний управляющий обязан:

— принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;
— разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;
— вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
— заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;
— принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
— вести реестр требований кредиторов;
— реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;
— информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
— представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;
— осуществлять иные предусмотренные законом полномочия.

М.Б.Подъячева
Юрист
ЮК N 55 «Адвокатское бюро Нарышкиных»
Вознесенский пр., д.41
Тел.: 314-85-27, 312-87-84
Круглосуточно

Внешнее управление (судебная санация) — согласно Закону «О несостоятельности банкротстве» от 08.01.98 (далее — «Закон»), это процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
На основании решения собрания кредиторов, с целью восстановления платежеспособности должника арбитражным судом вводится внешнее управление на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен на срок не более 6 месяцев.
С момента введения внешнего управления наступают определенные последствия, руководитель должника отстраняется от должности, снимаются ранее наложенные меры по обеспечению требований кредиторов, аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены лишь в рамках процесса о банкротстве. Вводится мораторий (приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей) на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. В течение срока действия моратория не допускается взыскание по исполнительным листам и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке, приостанавливается исполнение исполнительных документов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *