Платежи за пользование недрами

Статья 39. Система платежей при пользовании недрами. При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

1. разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
2. регулярные платежи за пользование недрами;
3. плата за геологическую информацию о недрах;
4. сбор за участие в конкурсе (аукционе);
5. сбор за выдачу лицензий.
Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, являются плательщиками платежей при пользовании недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок, размеры платежей при пользовании недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания соглашения.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», применяются условия исчисления и уплаты платежей при пользовании недрами, установленные в указанных соглашениях.
(часть шестая в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Комментарий к статье 39
Комментируемая статья 39 Закона посвящена общим принципам, лежащим в основе системы платежей, взимаемых при пользовании недрами.
В основе недропользования в Российской Федерации лежит принцип платности, закрепленный в комментируемом Законе , который предполагает взимание обязательных платежей при пользовании недрами, если иное не предусмотрено законом. Принцип платности недропользования вытекает из закрепленного ст. 1.2 комментируемого Закона права государственной собственности на недра.
———————————
Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 16. Ст. 834. (Федеральным законом от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ Закон РФ «О недрах» был изложен в новой редакции.)
Закрепление в комментируемом Законе принципа платности пользования недрами как объектом права государственной собственности не является принципиально новым положением для отечественного законодательства. Платность недропользования устанавливалась Уставом Горным Российской Империи и Горным положением СССР . Последнее утратило силу после принятия Конституции СССР 1936 года, провозгласившей бесплатность пользования землей, недрами и иными природными ресурсами. Принцип бесплатности недропользования действовал в нашей стране вплоть до вступления в силу в 1992 году первой редакции комментируемого Закона.
———————————
См.: Перчик А.И. Горное право: Учебник. М., 2002. С. 85.
Горное положение Союза ССР. Утв. ЦИК и СНК СССР от 9 сентября 1927 г. // СУ РСФСР. 1927. N 68. Ст. ст. 687, 688.
Для других стран принцип платности недропользования является практически всеобщим.
Действующая в настоящее время в Российской Федерации система налогов, сборов и иных обязательных платежей, взимаемых при недропользовании, сложилась в 2002 году после вступления в силу главы 26 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), а также ряда иных нормативных правовых актов.
———————————
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33 (часть 1). Ст. 3429.
До этого лица, осуществлявшие добычу полезных ископаемых, являясь субъектами предпринимательской деятельности, были плательщиками общих для всех предпринимателей налогов и сборов (НДС, налог на прибыль (доход) и т.п.), а также ряда специальных платежей, установленных в комментируемом Законе, к которым относились:
— сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии;
— платежи за пользование недрами (платежи за право поиска и оценки месторождений, платежи за право разведки месторождений, платежи за право добычи полезных ископаемых (роялти), платежи за пользование недрами в других целях);
— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
— акцизы;
— платежи за пользование акваторией и участками дна территориального моря.
Вступление в силу главы 26 и главы 26.4 НК РФ, а также ряда других нормативных правовых актов значительно видоизменило систему налогов, сборов и иных обязательных платежей, взимаемых в сфере недропользования. В настоящее время пользователи недр обязаны уплачивать все налоги и сборы, установленные для субъектов предпринимательской деятельности (НДС, налог на прибыль (доходы), акцизы и др.), а также налог на добычу полезных ископаемых и ряд обязательных платежей, установленных комментируемым Законом. Только налогоплательщики, заключившие соглашения о разделе продукции, освобождаются от уплаты налога на имущество, а также ряда других обязательных платежей.
Приступая к рассмотрению платы за недропользование, необходимо уяснить правовую природу общественных отношений, складывающихся при пользовании недрами, и правовой режим объектов таких отношений, поскольку именно они определяют характер налогов, сборов и иных обязательных платежей, связанных с добычей полезных ископаемых и использованием участков недр в иных целях.
Недра представляют собой часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающуюся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Законодательство Российской Федерации регулирует налогообложение в сфере недропользования исключительно в тех случаях, когда поиск, разведка и добыча минерального сырья, а также использование недр в иных целях осуществляются на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Часть 1 ст. 67 Конституции РФ предполагает, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. Выделяют сухопутную, водную и воздушную территории государства. В этих пределах государство реализует свою власть. Исключительный характер такой власти в границах государства именуется государственным суверенитетом.
Применительно к добыче ископаемых видов сырья первоочередной интерес представляют сухопутная и водная территории России. Сухопутной территорией России является суша, находящаяся в пределах ее государственных границ. Водная территория включает внутренние воды и территориальное море.
Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается :
———————————
Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 17. Ст. 594.
— на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
— на море — по внешней границе территориального моря Российской Федерации;
— на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
— на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
— на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.
Основным законодательным актом, определяющим правовой режим водной территории, является Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне» . В ст. 1 названного Закона внутренние морские воды определяются как воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды:
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3833.
— портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
— заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
— заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».
В ст. 2 названного Закона дается определение и устанавливаются границы территориального моря. Это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемый от исходных линий. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, установлены в ст. 4 данного Закона. В процессе делимитации территориального моря между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с ее побережьем, может быть установлена иная ширина территориального моря.
Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации.
Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.
На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации. Одновременно Законом признается право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.
Юрисдикция российского государства распространяется не только на поверхность суши и вод в пределах географических границ России, но и на находящиеся под ними недра.
В преамбуле Закона о недрах сказано, что он является основным нормативным актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей. Таким образом, этот Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.
В соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Указанные территории обладают так называемым смешанным режимом. Хотя они не входят в состав государственной территории прибрежного государства, такое государство осуществляет в их пределах определенные суверенные права и несет обязанности, установленные внутренним законодательством и международным правом.
Установлению правового режима континентального шельфа посвящен Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» . Статья 1 данного Закона определяет границы континентального шельфа Российской Федерации, который включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.
———————————
Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 49. Ст. 4694.
Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не распространяется на расстояние

Следующая статья «
К тексту закона «

Разовые платежи за пользование недрами (стр. 1 из 2)

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………….2

Разовые платежи за пользование недрами: основные положения…………………………..…3

Порядок определения размера разовых платежей за пользование недрами…………………5

Заключение…………………………………………………………………8

Список используемой литературы

Введение

Д ействующая в России система платного недропользования (система налогов и платежей при пользовании недрами) регулируется Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах».

С 1 января 2002 г. введена в действие глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ. Этой главой в налоговую систему Российской Федерации взамен трех действующих налогов (платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть и стабильный газовый конденсат) вводится новый налог.

Предоставление недр в пользование оформляется лицензией. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашений о разделе продукции — с момента вступления в силу такого соглашения.

Система платного недропользования в рамках лицензионного режима базируется на двух основных компонентах:

1) система платежей и сборов: разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; регулярные платежи за пользование недрами; сбор за участие в конкурсе; сбор за выдачу лицензии; плата за геологическую информацию о недрах;

2) система налогов (НК РФ, другие законодательные и нормативные акты о налогах), среди которых налог на добычу полезных ископаемых занимает первостепенное место.

В данной работе я хотела бы рассмотреть основные положения о разовых платежах за пользование недрами, а также порядок определения их размеров.

Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии.

1. Разовые платежи за пользование недрами: основные положения.

П ользователи недр, получившие право на пользование недрами уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии.

Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее чем 10% величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации . В случае проведения конкурса или аукциона на право пользования участком недр федерального значения, содержащим месторождение полезных ископаемых, открытое в процессе геологического изучения юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, в отношении которых Правительством Российской Федерации принято решение об отказе в предоставлении права пользования данным участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых, минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами устанавливается как сумма расходов этого лица на поиск и оценку такого месторождения полезных ископаемых . Методика расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

— Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами.

— Разовые платежи за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением предоставляемых на праве краткосрочного (сроком до одного года) пользования участков недр, устанавливаются в лицензии на пользование недрами в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке .

Не допускается установление в лицензии размера разовых платежей за пользование недрами ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из этих платежей ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя.

Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами.

Размеры разовых платежей за пользование недрами, а также порядок их уплаты при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции.

Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

2. Порядок определения размера разовых платежей за пользование недрами.

Р асчет размера разового платежа осуществляется Федеральным агентством по недропользованию.

Размер разового платежа устанавливается равным минимальному размеру разового платежа.

Минимальный размер разового платежа рассчитывается по формуле:

, где:

— минимальный размер разового платежа (рублей);

— расчетная величина суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации (среднегодовая планируемая добыча полезного ископаемого) (т.е., расчетная величина суммы налога).

В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина суммы налога рассчитывается по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются (рублей);

0,1 — коэффициент, учитывающий в соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации «О недрах» минимальный процент расчетной величины суммы налога в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации.

Определение расчетной величины суммы налога:

o Если налоговая база при добыче полезных ископаемых определяется как их стоимость в соответствии со статьей 338 Налогового кодекса Российской Федерации:

, где:

— стоимость единицы добытого полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за период до 3 лет, предшествующих дате выдачи лицензии пользователю недр.

— среднегодовая проектная мощность добывающей организации (среднегодовая планируемая добыча полезного ископаемого) (тыс. тонн, тыс. куб. метров, граммов, карат);

— базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых, установленная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, без учета условий применения налоговой ставки 0 процентов.

o Если налоговая база при добыче полезных ископаемых определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении в соответствии со статьей 338 Налогового кодекса Российской Федерации:

, где

— средняя величина ставки налога на добычу полезного ископаемого, подлежащего уплате по соответствующему виду полезного ископаемого, исходя из базовой ставки налога, умноженной на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на добытые полезные ископаемые без учета условий применения налоговой ставки 0 процентов и коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр за период до 3 лет, предшествующих дате выдачи лицензии пользователю недр (рублей).

Среднегодовая проектная мощность добывающей организации (среднегодовая планируемая добыча полезного ископаемого) определяется Федеральным агентством по недропользованию.

При расчете минимального размера разового платежа учитываются запасы полезных ископаемых всех категорий, а также прогнозные и перспективные ресурсы полезных ископаемых, содержащиеся на участке недр в соответствии с классификацией запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых, утвержденные в установленном порядке.

Заключение

Итак, разовые платежи уплачиваются пользователями недр, получившими лицензию на их использование, при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. При этом минимальные (стартовые) разовые платежи за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10% от суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации.

Окончательные размеры таких платежей устанавливаются по результатам конкурса (аукциона) и фиксируются в лицензии на пользование недрами.

Плата за использование недр

Право недропользования является платным, за исключением использования недр для общего геологического изучения, создания особо охраняемых геологических объектов, а также добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод собственниками и владельцами земельных участков для своих нужд См.: Кузнецова Н.В. Экологическое право: учебное пособие. — М.: Юриспруденция, 2000. С.88..

Система платежей, взимаемых при пользовании недрами, включает: сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии; платежи за пользование недрами (их вносят все недропользователи); отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (их вносят пользователи недр, осуществляющие добычу полезных ископаемых); акцизы (установлены на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими характеристиками).

Помимо этого пользователь недр уплачивает и другие платежи, сборы и налоги (за землю, акваторию и т. д.).

Форма внесения платы может быть как денежной, так и натуральной — в виде части объема добытой продукции, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно инструкции “О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами” Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, N 7, 1993. платежи за право на пользование недрами включают платежи за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, их разведку, разработку, за право на использование отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств, а также платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Платежи за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна производят все предприятия, организации, объединения, иные юридические лица, независимо от форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, а также физические лица, в том числе иностранные, осуществляющие поиск, разведку, добычу полезных ископаемых или иное пользование недрами на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны.

Платежи за пользование недрами при строительстве подземных сооружений, не связанные с добычей полезных ископаемых, вносятся организацией, непосредственно осуществляющей это строительство, с последующим возмещением их заказчиком за счет сметы на строительство.

Плата за право на пользование недрами может взиматься в форме денежных платежей, а также части объема добытого минерального сырья или иной производимой пользователем продукции, выполнения работ или предоставления услуг, зачета сумм предстоящих платежей в республиканский бюджет Российской Федерации, в бюджеты республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования, района, города в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Форма внесения платы, размеры и условия платежей по каждому объекту лицензирования устанавливаются в лицензии, которая выдается совместно органом государственной власти республики в составе Российской Федерации, края, области или автономного образования и Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр или его территориальными подразделениями.

В соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации «О недрах» освобождаются от уплаты указанных платежей следующие категории пользователей недр:

  • — собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд;
  • — пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без нарушений целостности недр
  • — пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости).

Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, органы государственной власти краев, областей, автономных образований могут устанавливать дополнительные основания для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей за право пользования недрами в пределах сумм, поступающих в соответствующий бюджет.

К дополнительным основаниям для освобождения пользователей недр от платы за право на пользование недрами может быть отнесена добыча сырья, осуществляемая из месторождений и отдельных участков при их повторной отработке (добыча из запасов, потерянных при первоначальной добыче, списанных в установленном порядке, оставленных по разным причинам на погашенных отработкой участках и горизонтах, из пород вскрыши, хвостохранилищ, отстойников, добыча нефти путем применения термических, физико-химических и микробиологических методов воздействия на продуктивные пласты и т.п.), осуществление рекультивации земель, улучшение (облагораживание) рельефа или иные действия, направленные на улучшение экологической ситуации в регионе.

Платежи за право на пользование недрами взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. Разовые взносы уплачиваются в размерах и сроки, указанные в лицензии, а регулярные платежи в течение всего периода эксплуатации месторождения.

Платежи за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых взимаются в форме регулярных платежей в течение всего периода их проведения. Условия взимания платежей зависят от договорной (сметной) стоимости указанных работ, продолжительности их выполнения, площади территории, выделенной пользователю недр.

Минимальная величина ставки платежа за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых составляет 1 процент договорной (сметной) стоимости указанных работ, максимальная — 2 процента. Конкретный размер платежей зависит от вида полезного ископаемого, экономико-географических условий района и определяется по результатам конкурсов или аукционов органами, предоставляющими лицензию на право ведения указанных работ.

При площадном характере работ по поискам и оценке месторождений полезных ископаемых размер платежа определяется в зависимости от удельных платежей за квадратный километр площади в год. Удельные платежи за 1 кв.км площади в год рассчитываются путем деления ставки платежа (1 — 2 процента общей стоимости работ) на площадь выделенной территории и срок работы в годах. При возврате пользователем недр части опоискованной площади он освобождается от дальнейшей платы за нее.

Платежи за право на разведку месторождений полезных ископаемых взимаются на тех же условиях, что и за право на поиски и оценку месторождений. Минимальная величина ставки платежа за право на разведку составляет 3 процента годовой сметной стоимости работ, максимальная — 5 процентов. Конкретный размер платежа определяется органами, предоставляющими лицензию по результатам конкурсов или аукционов.

Платежи за право на разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю для добычи этого полезного ископаемого, не взимаются.

Платежи за право на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых включаются в издержки поисковых или разведочных работ.

При продлении срока пользования недрами для завершения поисковых и разведочных работ размер ранее установленных платежей увеличивается в 1,5 раза.

Платежи за право на добычу полезных ископаемых осуществляются в форме начального, а также последующих регулярных платежей с начала добычи в течение срока реализации предоставленного права.

Стартовые размеры разовых платежей за право на добычу полезных ископаемых определяются Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр или его территориальными подразделениями по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации. При этом их величины не должны быть менее 10 процентов величины этого регулярного платежа в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающего предприятия. Окончательная сумма разового платежа определяется по результатам конкурса или аукциона.

Действующие горнодобывающие предприятия, пользовавшиеся недрами до введения в действие настоящей инструкции, разовые платежи за право на добычу полезных ископаемых не производят.

При предоставлении совмещенной лицензии на условиях предпринимательского риска, включающей поиски, разведку и добычу полезных ископаемых, платежи осуществляются в форме разового платежа при выдаче лицензии, размер которого определяется в процессе конкурса или аукциона, а также последующих регулярных платежей отдельно за право ведения каждого вида работ с учетом степени предпринимательского риска.

В качестве условия взимания платежей за право на добычу полезных ископаемых вводятся предельные уровни регулярных платежей согласно приложению N 1, в пределах которых и устанавливается конкретный платеж по каждому месторождению, в порядке, определенном при выдаче лицензии, предусматривающем участие соответствующих ведомств.

Конкретные размеры регулярных платежей определяются по каждому месторождению с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества запасов природно-географических, горно-технических условий, состояния и периода разработки месторождения, оценки риска пользователей недр и рентабельности разработки месторождения и устанавливаются по результатам конкурсов или аукционов органами, предоставляющими лицензию.

Регулярные платежи определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом погашаемых в недрах запасов полезных ископаемых и включаются в себестоимость его добычи. Количество погашенных в недрах запасов полезных ископаемых определяется как сумма добытых (извлеченных из недр) и потерянных в недрах. В расчет платежей за право на добычу полезного ископаемого горнодобывающих предприятий входит объем добычи полезного ископаемого и потерь при добыче.

Потери при добыче минерального сырья могут быть нормативные и сверхнормативные.

К нормативным потерям полезного ископаемого при добыче относятся потери, технологически связанные с принятой схемой и системой разработки месторождения согласно утвержденному техническому проекту. Расчетная величина нормативных потерь определяется в процентах от величины погашаемых запасов.

Нормативные потери устанавливаются в планах развития горных работ по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку и т.п.) на год и согласовываются в установленном порядке с органами Госгортехнадзора России. Объем фактических потерь определяется маркшейдерской, геологической и технологической службами предприятий не менее одного раза в год.

Объемы нормативных (проектных) потерь полезного ископаемого, заключенные в предохранительных целиках, предусмотренных в технических проектах для охраны зданий, сооружений, природных объектов, магистральных нефтегазопроводов, продуктопроводов, железных дорог и других объектов от вредного влияния горных работ, в охранных целиках у геологических нарушений и подземных водных объектов, согласованные с органами Госгортехнадзора России, при расчете платежей за право пользования недрами не учитываются. Оплате подлежат только объемы добытого полезного ископаемого из этих целиков.

Сверхнормативные потери полезных ископаемых определяются как разность между фактическими и нормативными (плановыми) потерями, установленными в планах развития горных работ по каждой выемочной единице.

На предприятиях, где ведется прямое определение объемов потерь и добытых полезных ископаемых, плата за право на добычу полезных ископаемых и за сверхнормативные потери производится (помесячной, поквартально) с учетом фактически допущенных потерь. На предприятиях, где имеется только расчетное (косвенное) определение потерь и добычи полезного ископаемого, размер (помесячной, поквартальной) платы за право на пользование недрами определяется с учетом соответствующего установленного норматива потерь с последующей корректировкой по фактическим потерям в целом за год.

При эксплуатации нефтяных, газоконденсатных, нефтегазовых месторождений сверхнормативными потерями нефти, конденсата, природного и растворенного газа являются их расход сверх расчетных технологических расходов на собственные нужды, а также потери, не предусмотренные в проектах разработки и обустройства месторождений, газа и конденсата (порывы трубопроводов, открытое фонтанирование, неисправность и негерметичность промыслового и резервуарного оборудования). В случае появления сверхнормативных потерь недропользователь обязан внести платежи за объем утерянных нефти, газа и конденсата сверх расчетных показателей в двойном размере из прибыли недропользователя.

Потери попутного (растворенного) газа при добыче нефти в пределах, установленных Минтопэнерго России по согласованию с Госгортехнадзором России (% утилизации), относятся к нормативным потерям. Потери попутного (растворенного) газа сверх установленного предела (% утилизации) относятся к сверхнормативным потерям.

Извлекаемые из недр природный и попутный нефтяной газы, закачиваемые обратно в пласт для поддержания пластового давления и осуществления сайклинг-процесса для повышения конденсатоотдачи, а также газлифта, являются рабочими технологическими агентами, и их соответствующие объемы к потерям не относятся.

Платежи за сверхнормативные потери осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении пользователя недр. Размер платежей за сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых увеличивается в два раза по сравнению с нормативными отчислениями.

Скидка с платежа за право на добычу полезных ископаемых за истощение недр может предоставляться пользователю недр, осуществляющему добычу дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушением условий рационального использования разведанных запасов, а также добычу полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, в том числе не включенных в технический проект, за исключением случаев ухудшения качества запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработки месторождения. Решение об установлении скидки за истощение недр принимается органами, выдавшими лицензию на право пользования недрами с участием органов Госгортехнадзора России, после экспертизы представленных пользователем недр геолого-экономических и технико-экономических обоснований. Экспертиза проводится за счет недропользователя.

Размеры платежей за право на пользование недрами при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых и минеральной воды устанавливают республики в составе Российской Федерации, края, области и автономные образования. Перечень общераспространенных полезных ископаемых применительно к отдельным регионам определяет Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр совместно с республиками в составе Российской Федерации при участии Госгортехнадзора России.

Платежи за право на использование отходов в горнодобывающих и перерабатывающих производствах устанавливаются в том случае, если это использование осуществляется по самостоятельной лицензии, в размере 25 — 50 процентов платежей за право на добычу соответствующих полезных ископаемых.

Платежи за право на пользование недрами континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны осуществляются в порядке и на условиях, установленных для месторождений полезных ископаемых, расположенных на суше.

Платежи за пользование акваторией и участками морского дна устанавливаются в зависимости от арендуемой площади, ее конфигурации, мощности водной толщи, целей пользования недрами, продуктивности акватории, а также с учетом наличия навигационных путей, коммуникаций и технических сооружений в районе работ.

Конкретные размеры платежей определяются согласно реестрам, составленным на основе районирования континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны по географо-экономическим и экологическим параметрам, с учетом режима работ в зонах особого внимания (районы с естественной средой, необходимой для жизнедеятельности уникальной флоры и фауны, районы, требующие защиты прибрежных земель, районы, подверженные штормам, разрушениям, эрозии). Размер платежей устанавливается органами, предоставляющими лицензию на право пользования конкретной акваторией и участками морского дна по согласованию с государственным органом охраны окружающей среды с другими компетентными органами.

Платежи за право на пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей. Размер этих платежей определяется в пределах 1 — 3 процентов сметной стоимости объекта и стоимости предоставляемых услуг при его эксплуатации. Конкретные размеры этих платежей определяются органами, выдающими лицензию, в зависимости от размера участка недр, предоставленного в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании. Платежи включаются в стоимость сооружений.

К минеральному сырью, по которому производятся платежи, относятся все виды полезных ископаемых из запасов месторождений в пределах горного отвода, указанных в лицензии.

Недропользователи производят плату за право на добычу полезного ископаемого за все добытое ими минеральное сырье, как за основное, так и за попутные компоненты, учтенные Государственным балансом полезных ископаемых и указанные в лицензии, при наличии в стране промышленной технологии их извлечения при переработке, а для иностранных участников — при возможной у них промышленной технологии их извлечения при переработке.

В случае неизвлечения или частичного извлечения из основного полезного ископаемого части попутных полезных компонентов, указанных в лицензии, и направления добытого минерального сырья на дальнейшую переработку другим самостоятельным предприятиям, которые производят реализацию извлеченных при переделе попутных компонентов, недропользователи могут включать дополнительно в размер отпускной цены минерального сырья, направленного на переработку, затраты, равные платежам недропользователя за право добычи неизвлеченных попутных компонентов исходя из расчета среднеотраслевой стоимости их реализации.

В состав платы за право пользования недрами при добыче отдельных полезных ископаемых может включаться стоимость кондиционных подземных вод, извлекаемых из недр, или вод, не извлекаемых из недр, но ухудшивших свое качество при добыче полезного ископаемого.

Определение размера конкретного дополнительного платежа за подземные воды осуществляют органы, выдавшие лицензию, с учетом затрат, необходимых для выполнения работ по восстановлению качества воды и по восполнению эксплуатационных запасов (очистка вод, бурение гидрогеологических скважин и т.п.).

Стоимость добытого минерального сырья с учетом погашенных в недрах запасов исчисляется по ценам реализации товарной продукции (без учета налога на добавленную стоимость), действующим на момент определения суммы, а именно:

а) по нефти, включая газовый конденсат, — исходя из цены реализации предприятием без отчислений в фонд ценового регулирования и акциза;

по природному газу — исходя из регулируемых оптовых цен предприятий (до введения свободных цен);

по углю (сланцу) — исходя из цен предприятий (за исключением дотации из бюджета на возмещение разницы между оптовой и расчетной ценой);

  • б) по драгоценным металлам, драгоценным камням и природным алмазам — по расчетным ценам, определяемым в установленном порядке;
  • в) по другим полезным ископаемым — исходя из сложившихся свободных цен реализации.

Стоимость поисковых и разведочных работ, стоимость строительства подземных сооружений и стоимость предоставленных услуг при их эксплуатации исчисляются от сметной стоимости проектов без учета налога на добавленную стоимость.

После окончания поисковых и разведочных работ и строительства подземных сооружений размер платежей за право на пользование недрами корректируется с учетом их фактической стоимости.

В случае реализации пользователем недр части минерального сырья или продуктов его технологического передела по прямому обмену или для экспортных поставок в общую стоимость минерального сырья для определения размера платежей включаются также стоимость экспортных поставок в иностранной валюте или рублях (для рублевой зоны) и стоимость сырья по прямому обмену, оцениваемых по рыночному курсу на аналогичное сырье или продукты его передела на момент их реализации за вычетом экспортных пошлин, акцизов, отчислений в фонд ценового регулирования Министерства финансов Российской Федерации и расходов на оплату услуг за транспортировку нефти на экспорт и валютных отчислений на нужды нефтепроводного транспорта Российской Федерации в установленных Минтопэнерго Российской Федерации размерах.

При реализации товарной продукции более высокой степени технологического передела минерального сырья (концентраты, окатыши, металлы и т.д.) размер платежей корректируется понижающим коэффициентом, определяемым отношением себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их передела. К себестоимости добытых полезных ископаемых относятся все затраты по их добыче, транспортировке и первичной переработке.

Платежи за право на пользование недрами поступают в республиканский бюджет Российской Федерации, бюджеты республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, районов, городов, на территории которых осуществляется пользование недрами.

Платежи за право на добычу углеводородного сырья (нефть, газовый конденсат и природный газ) распределяются в следующем порядке:

бюджет района, города — 30 процентов;

бюджет республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования — 30 процентов;

республиканский бюджет Российской Федерации — 40 процентов.

Платежи за право на добычу других полезных ископаемых, кроме общераспространенных, распределяются в следующем порядке:

бюджет района, города — 50 процентов;

бюджет республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования — 25 процентов;

республиканский бюджет Российской Федерации — 25 процентов.

Все платежи за право на поиски и разведку месторождений полезных ископаемых поступают в бюджеты районов и городов.

Разовый платеж при предоставлении совмещенной лицензии, включающей поиски, разведку и добычу полезных ископаемых, распределяется в том же порядке, как и платеж за право на добычу соответствующего полезного ископаемого.

Платежи за право на использование отходов в горнодобывающих и перерабатывающих производствах распределяются в том же порядке, как и платежи за право на добычу соответствующего полезного ископаемого.

Все платежи за право на добычу общераспространненых полезных ископаемых поступают в бюджеты районов, городов.

Распределение платежей за право на добычу полезных ископаемых из уникальных месторождений или групп месторождений между бюджетами разных уровней может устанавливаться в иных пропорциях. Пропорции устанавливаются по соглашению всех заинтересованных сторон. В спорных случаях в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» решение по этому вопросу принимает Верховный Совет Российской Федерации.

Платежи за право на пользование недрами континентального шельфа в границах территориального моря распределяются в следующем порядке:

бюджет республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования — 60 процентов;

республиканский бюджет Российской Федерации — 40 процентов.

Платежи за право на пользование недрами в пределах морской исключительной экономической зоны поступают полностью в республиканский бюджет Российской Федерации.

Платежи за право на пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, поступают в бюджеты районов и городов.

Предприятия и организации, которые имеют в своем составе структурные подразделения без права юридического лица, при условии проведения последними добычи полезных ископаемых на территории другого района, края, области, автономного образования, республики, перечисляют в бюджет соответствующую часть по месту добычи.

Платежи за право на пользование недрами уплачиваются:

в форме разовых взносов при выдаче лицензии на право пользования недрами;

в форме регулярных платежей:

  • а) ежемесячно, исходя из фактических объемов добычи (работ, услуг) за истекший календарный месяц и ставок платежей в срок не позднее 20-го числа следующего месяца — предприятиями со среднемесячными платежами от 100 до 300 тыс. рублей;
  • б) предприятия со среднемесячными платежами более 300 тыс. рублей уплачивают по срокам 13-го, 23-го одного месяца и 3-го числа следующего месяца авансовые платежи в размере одной трети суммы налога по последнему месячному расчету;
  • в) ежеквартально, исходя из фактических объемов добычи (работ, услуг) за истекший квартал в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, — предприятия со среднемесячными платежами менее 100 тыс. рублей;
  • г) предприятия со среднемесячными суммами налога менее 10 тыс. рублей с разрешения руководителей местных налоговых органов (инспекций) могут уплачивать налог один раз в год не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным годом.

Плательщики в сроки, установленные для уплаты налогов за отчетный период, представляют налоговым органам по месту пользования недрами, а в копии — по месту своего нахождения расчет платы за право на пользование недрами в соответствии с лицензией по форме согласно приложению N 2, составляемый нарастающим итогом.

Сроки представления месячных или квартальных расчетов, а соответственно и сроки уплаты налогов за эти периоды, приходящиеся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносятся на первый рабочий день после выходного или праздничного дня.

Исчисленные суммы платежей за недра в бухгалтерском учете отражаются:

по всем платежам за право на пользование недрами (кроме платежей за сверхнормативные потери полезных ископаемых) по дебету счетов учета затрат на производство и кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом», платежи за сверхнормативные потери полезных ископаемых по дебету счета 81 «Использование прибыли» и кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом».

Фактическое перечисление предприятиями этих платежей отражается по кредиту счета 51 «Расчетный счет» и дебету 68 «Расчеты с бюджетом».

Платежи за право на пользование недрами зачисляются на раздел 10 бюджетной классификации: параграф 1 — платежи за право пользования недрами или параграф 2 — платежи за пользование акваторией и участками морского дна.

Ответственность за правильность и своевременность внесения в бюджет платежей за право на пользование недрами возлагается на плательщиков и их должностных лиц и регулируется Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации.

В налоговой инспекции учет поступлений платежей за право на пользование недрами по каждому предприятию-плательщику ведется отдельно на карточках лицевых счетов по форме N 3 или N 6 (приложение 9 и 10 к инструкции бывшего Министерства финансов СССР от 29.03.91 N 27 «О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов и других платежей в бюджет») в зависимости от размера среднемесячных платежей:

  • а) на карточках лицевых счетов по форме N 6 — по предприятиям со среднемесячными платежами менее 300 тыс. рублей;
  • б) на карточках лицевых счетов по форме N 3 — по предприятиям со среднемесячными платежами более 300 тыс. рублей, уплачивающим по срокам 13-го, 23-го и 3-го числа следующего месяца авансовые платежи в размере одной трети суммы налога по последнему месячному расчету.

Проверка правильности исчисления сумм платежей за право на пользование недрами производится непосредственно на предприятиях инспекторами государственных налоговых инспекций и органов Федерального горного и промышленного надзора России, которые соответственно проверяют соблюдение установленного порядка расчета платежей и техническую обоснованность исходных данных. Срок и порядок проверки, выбор объектов проверки определяются руководителями налоговых инспекций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *