Платные услуги в культуре

Статья: Калькуляция платных услуг в учреждениях культуры (Ларцева Л.) («Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, n 6)

«Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 6
КАЛЬКУЛЯЦИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
Бюджетные учреждения культуры и искусства помимо уставной осуществляют также и иную деятельность, приносящую доход. Самые распространенные услуги, оказываемые населению, — это проведение платных спектаклей, концертов, показ кинофильмов. В небольших сельских клубах и домах культуры это, как правило, проведение вечеров отдыха, дискотек, различных концертных программ и т.п. Покупая входные билеты, население оплачивает данные мероприятия. Для расчета цены билета специалисты бухгалтерских служб составляют калькуляцию каждой услуги в отдельности, учитывая специфику расходов. В данную цену должны входить все собранные затраты, чтобы у учреждения оставалась прибыль. При этом не следует завышать тариф, так как есть вероятность уменьшения спроса населения на услуги данного вида. В представленной статье будет освещен порядок составления калькуляции платных услуг, оказываемых учреждениями культуры, и приведен пример распределения косвенных затрат между разными видами таких услуг.
Общие положения организации платных услуг
в учреждениях культуры
Платные услуги учреждениями культуры оказываются в соответствии с потребностями населения на основании приказа руководителя учреждения. Он координирует деятельность всех служб, которые обеспечивают и производят платные услуги, а также решает вопросы, выходящие за рамки компетенции отдельно взятого подразделения. Утверждение перечня платных услуг, как правило, также производится руководителем и согласуется с органами местных властей.
Руководитель учреждения отвечает за:
— подбор специалистов;
— распределение времени предоставления платных услуг;
— осуществление контроля качества предоставляемых услуг;
— разрешение конфликтных ситуаций с лицами, оплатившими услугу.
Специалисты, непосредственно оказывающие платную услугу, несут персональную ответственность за полноту и качество ее выполнения.
Предоставление платных услуг производится только по видам, предусмотренным в уставе учреждения.
Учреждение обязано обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией:
— о режиме работы учреждения;
— о видах услуг, оказываемых бесплатно;
— об условиях предоставления и получения бесплатных услуг;
— о видах платных услуг с указанием их стоимости;
— о контролирующих организациях.
При предоставлении платных услуг сохраняется установленный режим работы учреждения, не должны сокращаться услуги, предоставляемые на бесплатной основе, и ухудшаться их качество.
Предоставление платных услуг осуществляется в рамках договоров, которые бывают устными и письменными.
Устная форма договора в соответствии с п. 2 ст. 159 ГК РФ предусмотрена в случаях предоставления услуг немедленно. Наиболее распространенной из таких услуг является реализация входных билетов.
Однако существуют и услуги, для которых письменное закрепление договора является обязательным условием. Эта форма договора ст. 161 ГК РФ установлена в случаях, когда предоставление услуг носит длительный по времени характер (прокат музыкального оборудования, аренда помещений, организация концертных программ). При этом в договоре указываются условия и сроки получения платных услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
Статьей 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1 (далее — Закон N 3612-1), определено, что при организации платных мероприятий учреждения культуры вправе устанавливать льготы для отдельных категорий граждан (пенсионеров, студентов, детей, инвалидов и т.д.). Порядок установления таких льгот для организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, определяется Правительством РФ (Постановление N 712 ), для учреждений культуры, находящихся в ведении субъектов РФ, — органами государственной власти субъектов РФ, для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, — органами местного самоуправления.
———————————
Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 712 «О предоставлении льгот отдельным категориям посетителей федеральных государственных организаций культуры».
Согласно статистике, процесс ценообразования платных услуг в учреждениях культуры происходит по-разному в зависимости от направления деятельности этих учреждений (Постановление N 132 ). Например, для расчета цены одного билета по услугам, предоставляемым кинотеатрами, берется либо цена за одну серию (показ фильмов), либо стоимость суток проката видеокассеты (прокат видеокассет). Цена билета на спектакль напрямую зависит от расположения посадочного места в зале (проведение концертов, спектаклей). В случае если услуги предоставляются музеями и выставками, стоимость билета будет определяться в зависимости от времени посещения данных заведений посетителями. Как правило, цена указывается с учетом экскурсионного обслуживания.
———————————
Постановление Госкомстата России от 30.10.1996 N 132 «Об утверждении Методических указаний о порядке регистрации цен и тарифов на отдельные виды платных услуг населению».
Порядок составления калькуляции
Платные услуги, оказываемые учреждениями культуры, не входят в Перечень, утверждаемый Постановлением Правительства РФ N 239 , и поэтому не подлежат государственному регулированию.
———————————
Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
Порядок формирования цен на данные услуги предусмотрен Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Письмом Минэкономики России от 06.12.1995 N СИ-484/7-982. Согласно их п. 4.1 свободные цены и тарифы на платные услуги для населения формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг.
Указанные Методические рекомендации дают лишь общее представление о формировании цен. Более конкретно, детально тарифы на платные услуги, предоставляемые населению, рассчитываются специалистами бухгалтерских и экономических служб учреждений культуры самостоятельно на основании калькуляции на каждый вид услуги (ст. 52 Закона N 3612-1).
Примечание. Калькуляция — это определение себестоимости единицы отдельных видов продукции или услуг. Калькуляция как способ группировки затрат относительно конкретной единицы продукции или услуги дает возможность отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг).
Процесс калькуляции представляет собой группировку всех затрат, образующих себестоимость услуги, по определенным видам, так называемым статьям калькуляции.
Расчет стоимости платных услуг, оказываемых учреждениями культуры, производится за единицу оказанных услуг по калькуляционным статьям расходов, которые определяются в соответствии с бюджетной классификацией РФ, утвержденной Приказом Минфина России N 74н . При этом расходы по созданию услуги могут быть как прямыми, так и косвенными.
———————————
Приказ Минфина России от 24.08.2007 N 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
Примечание. Прямые — это затраты, которые можно отнести к конкретному виду услуги. Отнесение же косвенных расходов на создание определенной услуги не представляется возможным.
Как уже было сказано выше, учреждения культуры самостоятельно разрабатывают методы расчета калькуляции и согласовывают с исполнительными органами власти на местах. Например, Правительство г. Санкт-Петербурга предлагает при составлении калькуляции платных услуг выделять следующие статьи (Распоряжение N 52-р (далее — Методические указания)).
———————————
Распоряжение Правительства г. Санкт-Петербурга от 01.08.2005 N 52-р «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию тарифов (цен) на платные услуги, оказываемые государственными учреждениями Санкт-Петербурга».
Статьи затрат, включаемых в калькуляцию
———————-T———T——————————————¬
¦ Статья затрат ¦ Вид ¦ Что включается ¦
¦ ¦ расходов¦ ¦
+———————+———+——————————————+
¦1. Основная ¦Прямые ¦Затраты на оплату труда работников, ¦
¦заработная плата ¦ ¦непосредственно участвующих в организации¦
¦ ¦ ¦и создании платной услуги, в соответствии¦
¦ ¦ ¦со штатным расписанием, пропорционально ¦
¦ ¦ ¦затрачиваемому времени на производство ¦
¦ ¦ ¦услуги ¦
+———————+———+——————————————+
¦2. Дополнительная ¦Прямые ¦Выплаты, предусмотренные ¦
¦заработная плата ¦ ¦законодательством о труде или ¦
¦ ¦ ¦коллективными договорами (в том числе ¦
¦ ¦ ¦стимулирующие надбавки), а также за ¦
¦ ¦ ¦очередные, дополнительные и не ¦
¦ ¦ ¦использованные отпуска, за работу в ¦
¦ ¦ ¦ночное время и праздничные дни, премии, ¦
¦ ¦ ¦надбавки за сложность, напряженность ¦
+———————+———+——————————————+
¦3. Начисления на ¦Прямые ¦Обязательные отчисления по нормам, ¦
¦оплату труда ¦ ¦установленным гл. 24 НК РФ. При ¦
¦ ¦ ¦определении цен на услугу включаются ¦
¦ ¦ ¦также и взносы страхования в ФСС от ¦
¦ ¦ ¦профессиональных заболеваний и несчастных¦
¦ ¦ ¦случаев на производстве от фонда оплаты ¦
¦ ¦ ¦труда, установленные Федеральным законом ¦
¦ ¦ ¦от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном ¦
¦ ¦ ¦социальном страховании от несчастных ¦
¦ ¦ ¦случаев на производстве и ¦
¦ ¦ ¦профессиональных заболеваний» ¦
+———————+———+——————————————+
¦4. Основные материалы¦Прямые ¦Стоимость приобретаемого сырья и ¦
¦ ¦ ¦материалов в процессе оказания услуг ¦
¦ ¦ ¦(декорации, музыкальное и осветительное ¦
¦ ¦ ¦оборудование, постановочно-сценические ¦
¦ ¦ ¦средства, необходимые канцелярские и ¦
¦ ¦ ¦хозяйственные принадлежности) ¦
+———————+———+——————————————+
¦5. Комплектующие ¦Прямые ¦Затраты на приобретаемые изделия, которые¦
¦изделия ¦ ¦предполагается использовать для ¦
¦ ¦ ¦обеспечения нормального процесса работы ¦
¦ ¦ ¦оборудования. Исходя из необходимости ¦
¦ ¦ ¦материальных запасов и оборудования в ¦
¦ ¦ ¦соответствии с технологией оказания ¦
¦ ¦ ¦конкретной платной услуги ¦
+———————+———+——————————————+
¦6. Транспортные ¦Косвенные¦Затраты на перевозку материалов и ¦
¦расходы ¦ ¦комплектующих изделий, в том числе ¦
¦ ¦ ¦расходы по аренде транспортных средств, ¦
¦ ¦ ¦связанных с доставкой материалов и ¦
¦ ¦ ¦комплектующих ¦
+———————+———+——————————————+
¦7. Коммунальные ¦Косвенные¦Сумма затрат определяется исходя из ¦
¦платежи ¦ ¦условий договоров, заключенных с ¦
¦ ¦ ¦ресурсоснабжающими организациями и ¦
¦ ¦ ¦организациями, оказывающими коммунальные ¦
¦ ¦ ¦услуги, при отсутствии договоров — исходя¦
¦ ¦ ¦из средних цен этих услуг за предыдущие ¦
¦ ¦ ¦периоды ¦
+———————+———+——————————————+
¦8. Горюче-смазочные ¦Косвенные¦Стоимость бензина и других ГСМ в ¦
¦материалы ¦ ¦соответствии с нормами расхода топлива и ¦
¦ ¦ ¦смазочных материалов на автомобильном ¦
¦ ¦ ¦транспорте, утвержденными Распоряжением ¦
¦ ¦ ¦Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-Р ¦
+———————+———+——————————————+
¦9. Расходы на ¦Косвенные¦Затраты на энергию, наладку и ¦
¦содержание и ¦ ¦обслуживание оборудования и другие ¦
¦эксплуатацию ¦ ¦расходы аналогичного характера ¦
¦оборудования ¦ ¦ ¦
+———————+———+——————————————+
¦10. Амортизационные ¦Косвенные¦Амортизационные отчисления основных ¦
¦отчисления ¦ ¦средств и НМА, производимые в ¦
¦ ¦ ¦соответствии с Инструкцией N 25н ¦
+———————+———+——————————————+
¦11. Общехозяйственные¦Косвенные¦Основная и дополнительная заработная ¦
¦расходы ¦ ¦плата вместе с отчислениями на социальные¦
¦ ¦ ¦нужды административно-управленческого ¦
¦ ¦ ¦персонала, амортизация зданий, складов и ¦
¦ ¦ ¦инвентаря

Подходы к определению цены услуги

Стоимость услуги определяется с помощью сразу нескольких подходов: компания не может реализовывать ее дешевле себестоимости и наценки, однако к тому же приходится ориентироваться на ценовую политику конкурентов и на платежеспособный спрос покупателей.

При этом в отличие от цены за единицу продукции (материального товара) определить точную себестоимость оказываемого сервиса более трудно, поскольку в случае с услугой возможно определить только смету прогнозируемых затрат, которые могут меняться в зависимости от рыночной ситуации. К тому же понятия «типовая, однородная услуга» как такового не существует. Любой сервис может включать в себя комбинацию разных элементов, поэтому и себестоимость, и потребительская цена могут значительно меняться в зависимости от ситуации.

Однако в любом случае виды издержек будут постоянными – это:

  • траты на материалы и другие материальные издержки;
  • амортизация;
  • оплата труда;
  • социальные отчисления, налоги;
  • обслуживание кредитов;
  • арендные платежи и др.

В готовом документе по калькуляции все эти издержки можно группировать как по статьям, так и по видам затрат.

Инструкция по составлению и видео

Проведение расчетов осуществляется в соответствии с заранее разработанной методикой или инструкцией, в которой описан алгоритм калькуляции. Например, оплата образовательных услуг зависит от количества часов, а также степени квалификации преподавателя, что обязательно прописывается в соответствующих методических рекомендациях.

По сути, калькуляция – это подробное описание расходов, связанных с оказанием «единицы» услуги, которую можно измерить различными способами:

  1. Почасовой тариф – именно так измеряют образовательные услуги.
  2. Путем описания результата – например, косметический ремонт с указанием площади помещения.
  3. С помощью других показателей – перевозка груза на расстояние 45 км.

Структура расходов напрямую будет зависеть от вида выполняемых работ. Поэтому и алгоритм составления калькуляции будет иметь свои отличия. На примере расчетов, связанных с транспортными услугами, инструкция будет выглядеть так.

Сначала оценивают себестоимость услуги исходя из расходов по заработной плате:

  • водителей;
  • рабочих вспомогательной сферы, обслуживающих транспорт;
  • руководителей, служащих и других специалистов, работающих на предприятии.

Далее учитывают отчисления, связанные с социальными взносами, а также траты на обслуживание автомобилей и другой техники:

  • ремонт текущий, капитальный;
  • горюче-смазочные материалы;
  • амортизация основных средств;
  • сезонные расходы (масло, шины и др.).

Затем учитывают налоговые выплаты и определяют другие показатели:

  1. Прибыль в соответствии с планом.
  2. НДС.
  3. Тариф с НДС и без него.

Обычно составляется с описанием конкретной услуги: например, перевозка кирпичей может обойтись дороже, чем перевозка более легких предметов (сена, подушек и т.п.).

Чем проще выглядит услуга в смысле ее осуществления, тем проще будет и сама смета расходов. Например, если речь идет о выступлении артистов, танцевальных или певческих коллективах, траты связаны с выплатой зарплаты, социальных взносов, а также с предоставлением в аренду соответствующего помещения.

При производстве товаров практически всегда нужно учитывать не только издержки на изготовление единицы продукции, но и возможные потери на разных этапах цикла.

Калькуляция составляется и для ремонтных работ. Обычно объем таких услуг измеряется площадью помещения и другими показателями (например, длина откоса, площадь потолка). В смете приводят издержки в расчете на единицу работы, указывают конкретный вид деятельности (например, выравнивание стен, покраска, монтаж натяжного потолка и многое другое), а затем приводят стоимость по каждой работе и итоговую величину.

Таким образом, алгоритм по составлению калькуляции выглядит так:

  1. Определяют единицу услуги – какой именно объем работ предполагается реализовать в данном случае (ремонт 1 квартиры, перевозка 5 тонн груза на расстояние 100 км, оказание услуги репетитора на 10 учебных часов и т.п.).
  2. Уточняют подробный список всех трат по их себестоимости.
  3. Определяют тариф с НДС и без него.
  4. Указывают плановую прибыль.

Видео инструкция по составлению

Документ обычно подписывает главный бухгалтер, на нем ставится печать компании. Руководство не обязано разглашать подобную информацию для своих клиентов. В законодательстве также нет никаких указаний относительно того, нужно ли прикладывать калькуляцию к договорам с контрагентами, поэтому решение можно принять по своему усмотрению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *