По факту травмирования

О порядке расследования несчастных случаев, происшедших в пути на работу или с работы

ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 26 августа 2005 года N 01/40-740
О порядке расследования несчастных случаев,
происшедших в пути на работу или с работы

Направляем Рекомендации для работодателей и профсоюзных организаций о порядке расследования несчастных случаев, происшедших в пути на работу или с работы, согласованные с региональными отделениями ФСС в июне 2001 года и являющиеся актуальными до настоящего времени, в качестве рекомендательного документа. Изменений и дополнений до настоящего времени в них не вносилось.
Просим иметь в виду также, что основными документами в вопросах расследования несчастных случаев на производстве в настоящее время являются: Трудовой кодекс РФ (197-ФЗ, ст.ст.227-231 от 30.12.2001) и постановление Министерства труда и социального развития РФ от 24 октября 2002 года N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

Председатель межрегионального
объединения «Федерация профессиональных
союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области»
В.Г.Дербин

Приложение к письму. Рекомендации для работодателей и профсоюзных организаций о порядке расследования несчастных случаев, происшедших в пути на работу или с работы

Приложение
к письму ЛФП
от 26.08.2005 N 01/40-740

Настоящие Рекомендации разработаны в связи с отсутствием нормативной базы, определяющей четкий порядок расследования несчастных случаев, происшедших в пути на работу или с работы, а также в связи с многочисленными обращениями граждан по вопросам процедуры и порядка оплаты листков нетрудоспособности, возникших вследствие вышеуказанных случаев, в помощь работодателям и профсоюзным организациям.

1. В соответствии с пунктами 10 и 11 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, выплата пособий по социальному страхованию работникам осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Комиссия по социальному страхованию осуществляет контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию. Согласно пункту 2.2 Типового положения о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию комиссия проверяет правильность определения администрацией предприятия права на пособие, обоснованность лишения или отказа в пособии и рассматривает спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию между работниками и администрацией предприятия. Решений о назначении пособий по оплате листка нетрудоспособности комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию не принимает.
Для усиления контроля за начислением и выплатой пособий администрации предприятия рекомендуется назначать ответственных лиц за организацию этой работы, а также составлять ведомость назначения и исчисления пособий или опись предъявляемых к оплате листков нетрудоспособности.
Основание: письмо ФСС России от 25.01.1995 N 07-30 «О пособиях по государственному социальному страхованию» (действует в части, не противоречащей постановлению Фонда социального страхования РФ от 05.09.1997 N 71).

2. При выяснении обстоятельств несчастного случая должны быть установлены причины, время и место происшествия, а также состояние пострадавшего в момент получения травмы. Для этого могут быть использованы справки лечебных учреждений, материалы органов внутренних дел и другие документы, а также объяснения пострадавшего и показания свидетелей.

3. Если несчастный случай произошел с работником в быту, в пути на работу или с работы, пособие назначается после выяснения обстоятельств несчастного случая, которое организуется профсоюзным (цеховым) комитетом совместно с администрацией организации (цеха, отдела, участка).
Основание: требования п.105 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию.

4. В случае установления факта несчастного случая в пути на работу или с работы листок нетрудоспособности подлежит оплате за счет средств государственного социального страхования в порядке, предусмотренном Положением (утв. постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984).
Повреждение здоровья считается травмой в пути на работу или с работы, если несчастный случай произошел непосредственно в пути на работу или в пути с работы до определенного места следования (необязательно места проживания).
При перерыве в пути (посещение зрелищных и других учреждений и т.п.) травма или иное повреждение здоровья, полученное в дальнейшем, не подлежит отнесению к травмам по пути с работы и классифицируется как травма в быту. Не считается перерывом в пути на работу и в пути с работы посещение детского сада или детских яслей.

5. В листке нетрудоспособности по просьбе пострадавшего может быть указан диагноз (в том числе в виде кода) и сделана отметка о месте происшествия.
В случаях когда травма, ставшая причиной временной нетрудоспособности, явилась следствием алкогольного, наркотического опьянения, листок нетрудоспособности выдается с соответствующей отметкой и не подлежит оплате за счет средств государственного социального страхования.
Основание: письмо МЗиМП РФ от 04.01.1996 N 2510/15-96-27, ФСС от 05.01.1996 N 07-728 и требование п.2.10 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (постановление Минюста РФ N 713 от 28.10.1994), с изменениями от 24.06.1998, утвержденными приказом Минздрава РФ от 19.10.1994 N 206 и постановлением ФСС России от 19.10.1994 N 21.

6. Если пострадавший обратился за медицинской помощью не сразу, т.е. не в день получения травмы, то для рассмотрения вопроса об оплате листка нетрудоспособности необходимо получить соответствующие письменные объяснения от пострадавшего и свидетелей (если таковые имеются).

7. После выяснения обстоятельств несчастного случая администрацией (работодателем) организации составляется акт произвольной формы (рекомендуемая форма прилагается) и передается на рассмотрение комиссии (уполномоченному) по социальному страхованию.
Комиссия социального страхования (уполномоченный) представляет администрации выписку из протокола о классификации несчастного случая. Акт расследования и выписка из протокола приобщаются к материалам расследования и хранятся вместе с листком временной нетрудоспособности. Решение о назначении и выплате пособия принимается администрацией.

Приложение. Акт расследования несчастного случая, происшедшего в пути на работу (с работы)

Приложение
Рекомендуемая форма акта расследования несчастного
случая, происшедшего в пути на работу и с работы

(фамилия, имя, отчество и год рождения пострадавшего)

2. Место работы

3. Комиссия, проводившая расследование (указать также очевидцев несчастного

случая):

4. Дата и время случая

5. Обстоятельства несчастного случая

6. Место происшествия и причины несчастного случая

7. Медицинское заключение о повреждении здоровья.

8. Выводы комиссии

9. Подписи членов комиссии.

11*. Перечень прилагаемых материалов.

_______________
* Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

Перечень использованных документов

1. Кодекс законов о труде Российской Федерации (с изменениями и дополнениями).

2. Постановление Совета Министров СССР от 23.02.1984 N 191 «О пособиях по государственному социальному страхованию» (с изменениями на 17 марта 2000 года), с изменениями, внесенными: постановлением Совмина РСФСР и ФНПР РСФСР от 22 июля 1991 года N 405. Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 17 марта 2000 года N 02-18/05-1335.

3. Постановление Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и внесении изменений в Инструкцию ВЦСПС и Наркомздрава СССР о порядке выдачи застрахованным больничных листков» (с изменениями на 17 марта 2000 года).

4. Письмо ФСС России от 25.01.1995 N 07-30 «О пособиях по государственному социальному страхованию» (действует в части, не противоречащей постановлению Фонда социального страхования РФ от 05.09.1997 N 71).

5. Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию, утв. постановлением ФСС России от 15.07.1994 N 556а.

6. Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (Минюст РФ N 713 от 28.10.1994), с изменениями на 24 июня 1998 года, утв. приказом Минздрава России от 19.10.1994 N 206, постановлением ФСС России от 19.10.1994 N 21.
СОГЛАСОВАНО
Управляющий Санкт-Петербургским
региональным отделением
Фонда социального страхования РФ
Л.П.Деева
Управляющий Ленинградским региональным
отделением Фонда социального страхования РФ
15.06.2001
Г.М.Мацько
Текст документа сверен по:
«Официальные документы
Северо-Запад».
Еженедельное приложение к газете
«Учет, налоги, право — Северо-Запад»,
N 33, 13-19 сентября 2005 года

Покрытые льдом ступеньки на крыльце салона красоты, неудобная лестница в фитнес-клубе, слишком скользкий пол в кафе — всё это так или иначе встречается в нашей жизни, а иногда приводит к переломам, растяжениям и другим серьёзным травмам. Кто должен ответить за нанесённый вред здоровью, АиФ.ru рассказал юрист сервиса Правовед.RU Эдуард Мирасов.

Кто виноват

Потребитель имеет полное право требовать возмещения ущерба и компенсации морального вреда в случае получения травмы, например перелома или сотрясения головного мозга, на территории коммерческой организации. При этом возникает вопрос, к кому именно он должен предъявлять данные требования. Часто собственник бизнеса использует для своей деятельности арендуемые помещения, и поэтому необходимо разобраться, кто именно в итоге будет возмещать ущерб — собственник помещений или арендатор.

В статье 11 закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» указано, что здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям — пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва. В большинстве случаев собственники помещений, составляя договор аренды, изначально прописывают в нём, что арендатор обязан содержать объект аренды в полной исправности и соответствующем санитарном состоянии, осуществлять за свой счёт текущий ремонт, самостоятельно принимать все необходимые меры для обеспечения функционирования всех инженерных систем арендуемого объекта, обязан поддерживать фасад помещения в исправном техническом и санитарном состоянии. Тем самым вся ответственность за безопасность нахождения потребителя в помещение возлагается на арендатора, т. е. на собственника бизнеса.

При этом ответственность за жизнь и здоровье потребителя распространяется не только на помещение, где расположен магазин или ресторан, но и на прилегающую к данному заведению территорию, которая относится к данной организации, например лестница при входе или парковка. Таким образом, к примеру, не убранная вовремя ледяная «корочка» возле входа может быть прямой причиной падения посетителя, в результате чего он может получить травму, порой очень серьёзную.

Как правило, при различных происшествиях коммерческая организация всячески пытается уйти от ответственности, ссылаясь на то, что в произошедшем виноват сам потребитель. Но законодатель, а также Верховный Суд РФ встал в этом вопросе на сторону потребителя. Согласно разъяснениям, изложенным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», установленная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Проще говоря, именно коммерческая организация обязана доказать свою невиновность в произошедшем, а не потребитель доказывать, что виновата коммерческая организация. Это намного упрощает положение потребителя, в случае если дело дойдёт до суда.

Доказательства

Главное потребителю в случае получения травмы — немедленно обратиться в медицинское учреждение, чтобы зафиксировать полученную травму, обязательно указав, где она была получена. При возможности, если травма серьёзная, можно вызвать скорую помощь на место, чтобы изначально было зафиксировано, что в момент получения травмы вы находились в помещение организации, а не где-то рядом.

В случае получения травмы в коммерческой организации рекомендую обратиться с жалобой в Роспотребнадзор на то, что в помещении не соблюдаются требования безопасности, вследствие чего вы получили травму. Существует большая вероятность, что в результате проверки в коммерческой организации будут выявлены нарушения, как правило, просто невозможно соблюсти все требования безопасности, и выявленные факты будут в вашу пользу в случае судебного разбирательства.

Если организация после обращения потребителя откажется в досудебном порядке компенсировать все расходы, то необходимо обращаться в суд. В данном случае в суд можно обращаться по месту жительства потребителя.

Возмещение вреда

В случае если дойдёт до суда, потребитель может требовать полного возмещения расходов, связанных с лечением (оплата медицинских услуг, приобретение лекарств). Согласно ст. 1085 Гражданского кодекса РФ, можно требовать компенсации утраченного заработка в полном объёме, если потребитель из-за травмы не смог заниматься трудовой деятельностью. В соответствии со ст. 15 закона «О защите прав потребителя», можно требовать компенсации морального вреда. Если в ходе судебного разбирательства проводились судебные экспертизы или потребитель для защиты своих прав пользовался юридическими услугами, то данные расходы суд, по требованию потребителя, возложит на организацию как на проигравшую сторону. В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 пункта 6 статьи 13 закона «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных законом «О защите прав потребителей», которые не были удовлетворены в добровольном порядке исполнителем, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя, независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Поэтому в случае получения травмы в магазине, клубе, спортзале потребителю необходимо помнить, что в произошедшем, возможно, не только его вина, но и вина организации, а значит, организация обязана возместить ущерб.

I. Общие положения

1. Инструкция о порядке расследования фактов получения травм* военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации** устанавливает порядок расследования фактов получения травм военнослужащими (гражданами, призванными на военные сборы), обязательный для всех воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время. Порядок расследования фактов получения травм военнослужащими в период мобилизации, военного положения и в военное время устанавливается иными нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

2. Командир воинской части несет личную ответственность за организацию и своевременное проведение расследования причин и обстоятельств получения травмы военнослужащим.

3. По факту получения травмы, повлекшей гибель (смерть) военнослужащего, либо при наличии признаков преступления в действиях других лиц в отношении пострадавшего или в действиях самого пострадавшего военнослужащего, командир воинской части, как орган дознания, руководствуется Инструкцией органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской Федерации, введенной в действие приказом Министра обороны Российской Федерации 1994 года № 275.

Факт получения травмы, повлекшей гибель (смерть) военнослужащего может расследоваться дополнительно командиром вышестоящего органа военного управления.

4. При получении травмы военнослужащим, прикомандированным к воинской части (находящимся на излечении в военно-медицинском учреждении), расследование организуется и проводится командиром этой воинской части (начальником военно-медицинского учреждения), а материалы расследования и принятое по его завершении решение направляются командиру воинской части, являющейся постоянным местом военной службы этого военнослужащего.

5. По факту получения травмы военнослужащим при обстоятельствах, не связанных с исполнением обязанностей военной службы (при нахождении в увольнении, отпуске и т.п.), командир воинской части проводит расследование на основе представленных военнослужащим (его родственниками) документов, подтверждающих факт получения травмы. При этом, при необходимости, в ходе расследования могут направляться запросы в соответствующие медицинские учреждения и правоохранительные органы.

6. Факт получения травмы военнослужащим, явившийся следствием происшествия на объекте (в подразделении, на оборудовании и др.), подлежащем государственному надзору (техническому, энергетическому, пожарному, санитарно-эпидемиологическому, архитектурно-строительному надзору, надзору за ядерной и радиационной безопасностью, безопасностью полетов и др.) расследуется с привлечением специалистов соответствующих надзорных органов и учетом специальных требований и норм, регулирующих правила выяснения обстоятельств причинения вреда здоровью людей на поднадзорных этим органам объектах.

Пищевые отравления, происшедшие с военнослужащими, расследуются в порядке, установленном Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны Российской Федерации.

7. При обращении близких родственников пострадавшего военнослужащего командир воинской части обязан проинформировать их о ставших известными в результате расследования обстоятельствах получения травмы и принятых мерах по обеспечению прав военнослужащего, а также по отношению к виновным лицам, если травма явилась следствием правонарушения с их стороны.

II. Порядок расследования факта получения травмы военнослужащим в воинской части

8. О факте получения травмы военнослужащим начальник медицинской службы воинской части (далее именуется — начальник медицинской службы) в тот же день письменно рапортом докладывает командиру воинской части. В рапорте указывается характер, возможный механизм и последствия причиненного вреда здоровью военнослужащего (утрата трудоспособности), в том числе, в обязательном порядке отмечается могла ли полученная травма явиться результатом причинения вреда здоровью военнослужащего другим лицом или членовредительства.

Кроме того, основаниями для проведения расследования факта получения травмы военнослужащим могут быть:
непосредственное обнаружение травмы командиром воинской части;
заявление пострадавшего;
уведомление руководителя медицинского учреждения о поступлении на стационарное лечение или обращении за медицинской помощью военнослужащего;
сообщение руководителя правоохранительного органа;
рапорт должностного лица воинской части или заявления иных лиц, в том числе родственников пострадавшего военнослужащего.

9. По факту получения травмы, не повлекшей утрату трудоспособности, и при отсутствии признаков преступления в действиях других лиц по отношению к пострадавшему или в действиях самого пострадавшего военнослужащего на основании представленных рапорта начальника медицинской службы (уведомления, сообщения, заявления других лиц, указанных в пункте 8 настоящей Инструкции) и письменного подтверждения травмированным военнослужащим факта получения травмы по неосторожности, в том числе личной, командир воинской части принимает решение о проведении профилактических мероприятий и, при необходимости, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

10. По рапорту начальника медицинской службы, уведомлению (рапорту, сообщению, заявлению) иных вышеуказанных лиц командир воинской части обязан в этот же день принять решение о проведении расследования по каждому факту получения травмы военнослужащим, повлекшей утрату трудоспособности, а также если факт получения травмы военнослужащим мог явиться следствием причинения вреда его здоровью другим лицом, членовредительства или других правонарушений.

11. Для проведения расследования командир воинской части назначает должностное лицо, имеющее опыт проведения расследований (разбирательств).

Групповые факты получения травм военнослужащими (два и более пострадавших) расследуются одним из заместителей командира воинской части.

12. Расследование проводится с целью определения:
обстоятельств и причин получения травмы;
степени вины пострадавшего военнослужащего;
лиц, непосредственно причинивших травму;
должностных лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, определенных руководящими документами, регулирующими порядок поведения военнослужащих и их начальника на конкретном объекте или при проведении того или иного мероприятия (уборка закрепленной территории, физическая зарядка, обслуживание боевой техники, занятия по специальной и иным видам подготовки и т.д.);
наличия прямой причинной связи между действиями (бездействием) лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, и наступившими последствиями (получение травмы, длительность расстройства здоровья, гибель).

13. Расследование проводится посредством опроса пострадавшего, его сослуживцев, очевидцев случившегося, должностных и иных причастных к событию лиц, сбора необходимых документов (письменных объяснений, справок, заявлений, данных осмотра места получения травмы, заключений и пояснений специалистов и иных материалов).

14. Расследование факта получения травмы военнослужащим проводится в течение трех суток с момента назначения расследования.

15. Расследование завершается оформлением заключения об итогах расследования факта получения травмы военнослужащим (далее именуется – заключение) по форме согласно приложению к настоящей Инструкции.

В заключении делаются выводы об отсутствии (наличии) признаков преступления или об отсутствии достаточных данных о признаках преступления в обстоятельствах получения травмы.

16. В случае утверждения заключения с выводом о наличии в обстоятельствах получения травмы признаков преступления или об отсутствии достаточных данных о признаках преступления командир воинской части, как орган дознания, принимает решение о производстве проверки обстоятельств получения травмы в соответствии с требованиями статьи 109 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

17. По итогам расследования командир воинской части в 10-дневный срок принимает решение на устранение причин и условий, способствовавших получению травмы военнослужащим и привлечение виновных должностных лиц к ответственности. Данное решение, как правило, объявляется приказом командира воинской части.

18. На основании заключения, при необходимости, составляются соответствующие документы, направляемые в установленном порядке в страховую организацию, военно-медицинские и другие учреждения (организации).

19. Материалы расследования, решение командира воинской части на устранение причин и условий, способствовавших получению травмы военнослужащим, и другие документы по факту получения травмы хранятся в штабе воинской части в установленном порядке.

Вместе с указанными документами хранятся и рапорты начальника ме-дицинской службы с резолюциями командира воинской части и с приложенными к ним объяснениями пострадавших военнослужащих по фактам получения травм, решение о проведении расследования по которым командиром воинской части не принималось.

НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ СЛУЖБЫ ВОЙСК И БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

генерал-лейтенант
В. Новиков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *