Подтвердить льготу по НДС

НДС — один из самых «тяжелых» в смысле фискальной нагрузки налогов. Однако закон предусматривает по нему и немало льгот. Рассмотрим, при каких условиях бизнесмен может получить полное или частичное освобождение от уплаты НДС.

Содержание

Виды налоговых льгот по НДС

Все установленные Налоговым Кодексом льготы по НДС можно разделить на следующие категории:

  1. Полное освобождение, которое предусмотрено:
    • при использовании специальных налоговых режимов
    • для бизнесов с выручкой до 2 млн руб. в квартал (ст. 145 НК РФ)
    • для резидентов «Сколково» (ст. 145.1 НК РФ)
  2. Освобождение реализации отдельных видов товаров или услуг (ст. 149 НК РФ).
  3. Льготные ставки — 10% и 0%. Здесь важно не смешивать «нулевую» ставку и освобождение от налога. Бизнесмен, работающий по ставке 0%, является плательщиком НДС и несет все его обязанности: должен вести налоговый учет, выставлять счета-фактуры, сдавать отчетность и т.д.

Далее рассмотрим, какие именно организации или ИП могут рассчитывать на применение указанных льгот.

Кто может получить льготы по уплате НДС

Начнем со спецрежимов. НК РФ предусматривает следующие варианты:

  • упрощенная система (УСН)
  • «вмененка» (ЕНВД)
  • единый сельхозналог (ЕСХН)
  • патентная система (ПСН)

Каждый из этих режимов имеет свои условия для перехода, но в целом критерии можно объединить в следующие группы:

  1. Организационная форма и состав учредителей. Для ЕНВД и УСН доля организаций в уставном капитале ограничена 25%. А на патентную систему могут перейти только индивидуальные предприниматели.
  2. Масштаб бизнеса. Лимиты устанавливаются для выручки, численности персонала и стоимости объектов основных средств. Также ограничение предусмотрено и для предприятий, имеющих филиалы.
  3. Виды деятельности. Для УСН предусмотрены «запретные» сферы, например, банковские услуги или торговля подакцизными товарами. Всеми остальными видами деятельности на «упрощенке» заниматься можно (при соблюдении других ограничений). Для остальных трех спецрежимов, напротив, существуют только «закрытые» списки разрешенных направлений работы.

Как получить льготу по НДС

При использовании спецрежимов отдельного порядка оформления льготы по НДС не предусмотрено. Сам по себе переход на особый режим уже дает освобождение от этого налога. Далее бизнесмену необходимо только контролировать соблюдение ограничений: по составу учредителей, выручке, численности и т.п.

Важно!

Спецрежимы не всегда позволяют полностью освободиться от НДС. При использовании УСН, ЕНВД и ПСН этот налог нужно платить в следующих случаях:

  • при импорте товаров
  • для налоговых агентов
  • если бизнесмен ведет общий учет в рамках товарищества

До 2019 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, не являлись плательщиками НДС. С 01.01.2019 ситуация поменялась: бизнесмены на ЕСХН признаются налогоплательщиками НДС в общем порядке.

Важно!

Плательщики сельхозналога смогут получить освобождение от НДС в следующих случаях:

  • начало применения ЕСХН приходится на 2019 год;
  • ЕСХН применялся и раньше, за 2018 год выручка не превысила 100 млн рублей (за 2019 год — 90 млн. рублей, за 2020 год — 80 млн. рублей, за 2021 год — 70 млн. рублей, за 2022 и последующие годы — 60 млн. рублей).

«Микробизнесмены» с выручкой до 2 млн руб. в квартал для получения льготы должны подать заявление, а затем подтверждать право на освобождение от НДС каждые 12 месяцев (п. 3, 4 ст. 145 НК РФ). Аналогичные требования закон предъявляет и к резидентам проекта «Сколково». Они также должны заявить право на льготу и ежегодно подтверждать его (п. 3, 5 ст. 145.1 НК РФ).

Для получения льготы по отдельным видам операций нужно вести раздельный учет. Освобожденная от налога реализация отражается в специальном разделе 7 декларации по НДС. Льготные ставки 10% и 0% также отдельно указываются в налоговом отчете, для чего предусмотрены специальные строки и разделы. Кроме того, для получения «нулевой» льготы установлен дополнительный механизм подтверждения (ст. 165 НК РФ).

Документы, подтверждающие льготу по НДС

Для «спецрежимников» само заявление о переходе на «особую» форму налогообложения уже подразумевает получение всех положенных льгот, в том числе и по НДС.

Резиденты «Сколково» и «микропредприниматели» должны подавать заявления, относящиеся именно к НДС. Кроме того, они обязаны предоставить документы, подтверждающие соблюдение установленных лимитов, а для «сколковцев» — еще и статус участника проекта.

Освобождение от НДС по отдельным категориям реализации предоставляется на основании декларации. Это же относится и к льготным ставкам 10% и 0%.

Льготная «нулевая» ставка применяется главным образом к экспортным операциям (п. 1 ст. 164 НК РФ). Поэтому для нее предусмотрен дополнительный механизм подтверждения. Бизнесмен должен предоставить документы, связанные с экспортом (контракты с иностранными партнерами, таможенные декларации и т.п.).

Как отказаться от льготы по НДС и зачем это нужно

Иногда бизнесмену бывает выгоднее или проще отказаться от льготы по НДС:

  1. «Микропредприятие» работает с крупными заказчиками, которые платят НДС. Поэтому клиентам невыгодно приобретать товар или услугу, по которой они не смогут возместить налог.
  2. Доля реализации, не облагаемой НДС, невелика, и поэтому нет смысла организовывать раздельный учет.
  3. Компания планирует разовую экспортную поставку на небольшую сумму и не хочет из-за этого «связываться» со сбором документов для подтверждения экспорта.

Итак, причины для неприменения льгот по НДС могут быть самыми разными. При этом следует учитывать ряд ограничений:

  1. При использовании спецрежимов отказ от льготы по НДС законом не предусмотрен.
  2. Отказ для «микропредприятий» возможен только через год после получения освобождения (п. 4 ст. 145 НК РФ).
  3. Для «сколковцев» после отказа повторно получить льготу будет невозможно (п. 4 ст. 145.1 НК РФ).
  4. При освобождении по отдельным видам реализации отказаться можно только в части тех категорий, которые указаны в п. 3 ст. 149 НК РФ. Срок действия отказа не может быть менее года (п. 5 ст. 149 НК РФ).
  5. Отказ от «нулевой» ставки также возможен не менее, чем на год (п. 7 ст. 164 НК РФ).

Как снизить налоги без риска

НДС — один из основных источников пополнения бюджета. Неудивительно, что налоговики уделяют ему повышенное внимание, особенно — если речь идет о применении льгот.

Банки будут выявлять схему уклонения от НДС

Чтобы повысить безопасность своего бизнеса, нужно планировать все операции с учетом «фискальных» последствий и применять только законные способы снижения налоговой нагрузки. В противном случае претензии проверяющих могут повлечь за собой доначисления и штрафные санкции, нередко исчисляемые миллионами рублей.

Если же предполагается заключение крупного контракта, то помощь налогового консультанта будет просто необходима. При подготовке сделки нужно максимально обезопасить себя, чтобы ваш бизнес в глазах налоговиков выглядел безупречно. Такую работу может выполнить только компания, обладающая многолетним опытом в решении проблем, связанных с бухгалтерским и налоговым учетом.

Варианты снижения фискальной нагрузки с помощью льгот и других законных методов мы прорабатываем, исходя из особенностей бизнеса клиента, а также с учетом требований ст. 54.1 НК РФ.

Заказать услугу

Имеет ли право налогоплательщик, зарегистрированный как плательщик НДС, отказаться от использования налоговых льгот по НДС и является такой отказ нарушением налогового законодательства?

Согласно п. 30.1 ст. 30 НКУ налоговая льгота — предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение налогоплательщика от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных п. 30.2 ст. 30 НКУ.

Согласно п. 30.2 ст. 30 НКУ основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.

Пунктом 30.4 ст. 30 НКУ определено, что налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы (кроме налоговых льгот по НДС) или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НКУ. Налоговые льготы, не использованные налогоплательщиком, не могут быть перенесены на другие налоговые периоды, зачтены в счет будущих платежей по налогам и сборам или возмещены из бюджета.

В то же время п. 45 подраздела 2 раздела ХХ НКУ временно, до 1 января 2022 года, предусмотрено освобождение от налогообложения НДС операций по поставке на таможенной территории Украины угля и/или продуктов его обогащения товарных позиций 2701, 2702, 2704 00 согласно УКТ ВЭД.

При этом налогоплательщик может отказаться от использования указанной льготы или приостановить ее использование на один или несколько отчетных (налоговых) периодов путем представления в контролирующий орган по месту регистрации налогоплательщика заявления.

Согласно п. 30.8 ст. 30 НКУ контролирующие органы осуществляют контроль за правильностью предоставления и учета налоговых льгот, а также их целевым использованием, при наличии законодательного определения направлений использования (относительно условных налоговых льгот) и своевременным возвратом средств, не оплаченных в бюджет в результате предоставления льготы, в случае ее предоставления на возвратной основе. Налоговые льготы, использованные не по назначению или несвоевременно возвращенные, возвращаются в соответствующий бюджет с начислением пени в размере 120% годовых учетной ставки Национального банка Украины.

Согласно п. 44.1 ст. 44 НКУ для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и / или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов , связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Таким образом, плательщик НДС не имеет права отказаться от использования налоговых льгот по НДС, кроме случая, определенного п. 45 подраздела 2 раздела ХХ НКУ.

Неприменение плательщиком НДС льгот по налогу, установленных НКУ, является нарушением норм налогового законодательства.

Проверка декларации по НДС при использовании льгот

joker1991 / .com

В 2017 году налоговики собираются активно применять новые подходы в области камеральных проверок деклараций плательщиков НДС, применяющих налоговые льготы. Именно этому вопросу посвящено комментируемое письмо ФНС России (письмо ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ (далее – Письмо)).

Под льготированием понимается освобождение от НДС операций, указанных в статье 149 Налогового кодекса. Причем эти операции являются объектом обложения НДС согласно статье 146 Налогового кодекса. Такие операции отражают в разделе 7 декларации по НДС (раздел XII Порядка заполнения декларации по НДС, утв. приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).

Необходимо обратить внимание на то, что льготами в смысле, придаваемом этому термину Налоговым кодексом (п. 1 ст. 56 НК РФ), являются не все указанные в статье 149 Налогового кодекса операции, а лишь те из них, по которым освобождение от необходимости начисления НДС предоставляется отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками (п. 14 пост. Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33). Например, к таким «настоящим” льготам относится освобождение от НДС операций (подп. 5 п. 2, подп. 1, 2, 14 п. 3 ст. 149 НК РФ):

  • по реализации продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям;
  • реализации (передаче для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ (пост. Правительства РФ от 31.03.2001 № 251)) и т.д.

Данное уточнение важно потому, что только при осуществлении операций, классифицируемых в качестве налоговой льготы, инспекторы имеют право требовать представления документов, подтверждающих правомерность применения льготы, в ходе камеральной проверки декларации по НДС. Соответственно, при осуществлении иных операций, не облагаемых НДС на основании статьи 149 Налогового кодекса, налоговая инспекция не вправе требовать указанные документы в рамках камеральных проверок (п. 6 ст. 88 НК РФ; п. 14 пост. Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33; письмо Минфина России от 03.12.2014 № 03-07-15/61906). На данный аспект указано и в комментируемом Письме.

Риск-ориентированный подход к проверкам деклараций по НДС

Комментируемым Письмом налоговики дают старт применению риск-ориентированного подхода к проверкам деклараций по НДС, в которых заявлены льготируемые операции. Применение такого подхода должно снизить объем истребуемых документов (то есть облегчить жизнь налогоплательщиков) и повысить результативность камеральных проверок.

При проведении камеральных налоговых проверок таких деклараций налоговики будут учитывать совокупность следующих факторов:

  • уровень налогового риска, присвоенного налогоплательщику Системой управления рисками АСК «НДС-2” (СУР),
  • результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций налогоплательщика по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот.

Поясним, что такое Система управления рисками АСК «НДС-2” (СУР). С 2016 года ФНС России ведет пилотный проект (приказ ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-15/113@) по использованию СУР в качестве программного обеспечения, которое в автоматическом режиме распределяет плательщиков НДС – юридических лиц на основании имеющихся у налогового органа сведений о деятельности налогоплательщиков на три группы налогового риска: высокий, средний, низкий (письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@).

В группу с низким налоговым риском включают налогоплательщиков, которые ведут реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства перед бюджетом. Налогоплательщик данной категории обладает соответствующими ресурсами (активами), а его деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем.

В группу с высоким налоговым риском попадают налогоплательщики, обладающие признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе третьими лицами. Налогоплательщик данной категории не обладает достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере).

К категории со средним налоговым риском относятся налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском.

Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в программном комплексе «АСК НДС-2”. Результаты оценки «АСК НДС-2” налоговики используют при камеральных, выездных и встречных проверках.

Риск-ориентированный подход к проверкам деклараций по НДС с заявленными в них льготными операциями заключается в применении следующего алгоритма.

На основании пункта 6 статьи 88 Налогового кодекса инспекторы будут истребовать пояснения о льготируемых операциях (по каждому коду операций). Налогоплательщик вправе представить пояснения в виде реестра подтверждающих документов по форме, приведенной в приложении № 1 к Письму. Примеры заполнения реестра даны в приложении № 3 к Письму.

На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком реестре, налоговики согласно статье 93 Налогового кодекса истребуют документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот по отдельным операциям. Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода льготной операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в приложении № 2 к Письму. При этом не менее 50 процентов от объема документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.

Если налогоплательщик не представляет реестр по рекомендованной форме, заполняет реестр с отклонениями от рекомендаций, данных в примерах заполнения реестра (из-за чего налоговики не могут идентифицировать подтверждающие документы, соотнести их с используемыми льготами и т.п.), то истребование документов производится без использования риск-ориентированного подхода. Иными словами, налогоплательщики, не учитывающие требования комментируемого Письма, будут вынуждены представить гораздо больший объем документов на камеральную проверку декларации по НДС со льготами по сравнению с теми налогоплательщиками, которые будут строго следовать требованиям Письма.

ООО «Жизель” и ООО «Люцифер” представили декларации по НДС за I квартал 2017 г. в одну и ту же ИФНС. В обеих декларациях заявлены льготные операции по пп. 2, 3 ст. 149 НК РФ.
В ответ на требование налоговиков о представлении пояснений о льготируемых операциях:

  • ООО «Жизель” представило реестр по форме, приведенной в приложении № 1 к Письму, заполнив его по образцам, приведенным в приложении № 3 к Письму.
  • ООО «Люцифер” представило пояснения в свободной форме.
  • По итогам применения к данным налогоплательщикам риск-ориентированного подхода с учетом того факта, что согласно данным Системы управления рисками АСК «НДС-2” (СУР) оба налогоплательщика относятся к категории налогоплательщиков с высоким налоговым риском, ИФНС затребовала:
  • у ООО «Жизель” – 40% объема документов по каждому коду льготной операции (но не менее 30 и не более 500) согласно приложению № 2 к Письму;
  • у ООО «Люцифер” – 100% объема документов по каждому коду льготной операции, без ограничения количества представляемых документов.

Илья Антоненко, ведущий эксперт «Национальной консалтинговой компании” (Санкт-Петербург)

Как налоговики камералят раздел 7 декларации по НДС

В предыдущем номере

мы отвечали на вопросы о том, как нужно заполнять разные графы раздела 7 декларации по НДС. А сейчас мы расскажем, когда нужно нести документы в инспекцию в рамках камеральной проверки декларации по НДС, а когда в этом нет необходимости.

За несдачу раздела 7 в составе декларации могут оштрафовать

Нам налоговая прислала письмо с требованием объяснить, почему доход в декларации по налогу на прибыль больше, чем стоимость реализации товаров в декларации по НДС.
А доход больше потому, что мы выдали заем и я по нему начисляю проценты, которые отражаю в декларации по прибыли в строке «Внереализационные доходы». Я что-то не пойму: я должна была в декларации по НДС как-то отражать эти проценты? Что им объяснять-то?

: Да, сумму начисленных за квартал процентов по займу вы должны были отражать в разделе 7 как операцию, не облагаемую

Если вы этого не делали, то вам сейчас нужно представить в инспекцию уточненные декларации по НДС, в состав которых надо включить раздел 7 и указать в

  • в графе 1 строки 010 — код операции 1010292;
  • в графе 2 строки 010 — сумму процентов по займу, начисленную за истекший квартал;
  • в графе 3 — стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС;
  • в графе 4 — входной НДС по покупкам, не подлежащий вычету.

Как мы поняли, выдача займов — это не основной вид вашей деятельности, а лишь единичная операция. Так что наверняка у вас в квартале, за который вы начислили проценты по займу, расходы, связанные с выдачей займа, очень маленькие и составляют менее 5% от общей суммы затрат по всем операциям (как облагаемым, так и не облагаемым НДС). А в этом случае вы можете весь входной НДС принимать к вычет То есть указывать его в разделе 3 декларации по НДС, а в графе 4 раздела 7 декларации поставить прочер

Таким образом, сумма НДС, которую вы приняли к вычету и ранее отразили в разделе 3 декларации по НДС, у вас не изменится. Так что после представления уточненной декларации вместе с разделом 7 вам ничего в бюджет доплачивать не придется. При этом штраф по ст. 119 НК РФ за представление декларации по НДС не в полном объеме (без раздела 7) вам не грозит, поскольку такая ответственность в НК не установлен А вот за непредставление самого раздела 7 налоговики могут оштрафовать вас на 200 руб. как за непредставление сведений, необходимых для налогового контрол

Может ли ИФНС при камералке запрашивать документы по разделу 7?

Так как с этого года счета-фактуры по необлагаемым операциям по ст. 149 НК РФ можно не выписывать, то их не будет в книге покупок и продаж. Раньше для заполнения раздела 7 я брала данные из них.
А какие теперь документы придется нести в инспекцию для камеральной проверки раздела 7, налоговики ведь требуют их каждый квартал?

: Что касается необходимости представления в ИФНС документов для камеральной проверки раздела 7, то вопрос спорный.

Действительно, Минфин и налоговики освобождение от НДС операций по ст. 149 НК РФ расценивают как применение льгот Ведь по операциям, упомянутым в п. 3 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик может отказаться от освобождени Именно поэтому инспекторы и запрашивают документы, подтверждающие право не платить НДС с выручки в рамках камералк И некоторые суды считают, что налогоплательщик обязан представить документы, так как освобождение определенных операций от НДС — это льгот

В то же время многие суды делают вывод, что освобождение от уплаты НДС — это не льгота, поэтому налогоплательщик не обязан обосновывать ее применение документально. И если организация не представляет требуемые налоговиками документы, то ее нельзя привлечь к ответственности — ни оштрафовать по ст. 126 НК РФ, ни доначислить НДС и пен

С представлением документов при камеральной проверке раздела 7 декларации все очень туманно. Но проверяющие, конечно, будут требовать, чтобы вы их принесли

Но если вы не намерены спорить, то документы в рамках камералки по требованию налоговиков придется представить. При этом вы несете те документы, из которых будет видна правомерность применения освобождения. Действительно, если вы не будете составлять счета-фактуры по необлагаемым операциям, то налоговики теперь не смогут сверить графу 9 книги продаж «стоимость продаж, освобождаемых от налога» с графой 2 раздела 7 декларации по НДС. Но справедливости ради надо сказать, что они и раньше, помимо книг продаж, покупок и счетов-фактур, просили представить много других документов. В частности, договоры, первичку (накладные, акты выполненных работ), платежки, документы, подтверждающие ведение раздельного учета облагаемых и необлагаемых операций (например, оборотки по счетам 90, 19), расчет распределения сумм входного НДС по облагаемым и необлагаемым операциям. В общем, по сути, ничего не изменилось. В ИФНС придется нести все те же документы.

Вместе с разделом 7 сдавать подтверждающие документы в ИФНС не нужно

Я пришла бухгалтером в фирму, которая экспедирует грузы по маршруту Финляндия — Украина. По ст. 148 НК место реализации этих услуг не территория РФ. Эти перевозки я отражаю по коду 1010812 в разделе 7 декларации по НДС.
Когда буду сдавать декларацию за квартал, обязана ли я сразу вместе с ней нести подтверждающие документы?

: Нет, такая обязанность Кодексом не установлена. В ст. 148 НК РФ перечислены только документы, которые подтверждают место выполнения работ (оказания услуг Но в НК о представлении этих документов в ИФНС вместе с декларацией по НДС нет ни слова, в отличие, например, от экспортных поставо

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размер Причем налогоплательщик вправе отказаться от использования льгот

Однако имейте в виду, что налоговики часто запрашивают эти документы в рамках камеральных проверок деклараций по НДС. Дело в том, что они хитрят и возможность не начислять НДС при оказании услуг, местом реализации которых территория РФ не является, приравнивают к применению льготы. Это сделано для того, чтобы вроде как законно потребовать от вас документы в рамках камералк Но если вы по требованию налоговиков не представите документы, подтверждающие правомерность неначисления НДС, то они могут по итогам камеральной проверки доначислить вам НДС и пени.

Конечно, если вы не хотите ссориться со своей ИФНС, можете представить все запрашиваемые в рамках камералки документы. Но знайте, что, если потом у вас будут аналогичные операции, налоговики опять будут требовать у вас документы в рамках камералки.

Но это неправильно, на самом деле налоговики просто подменяют выездную проверку камеральной. И если вы готовы с ними поспорить, то знайте: по мнению судов, отсутствие обязанности исчислять и уплачивать в бюджет НДС с операций по реализации товаров за пределами территории РФ льготой не является. Ведь такая реализация не является объектом обложения НДС. В то время как налоговые льготы применяются только в отношении объектов налогообложени Так что требование ИФНС о представлении документов вы можете не выполнят Причем налоговики не имеют права:

  • оштрафовать вас на 200 руб. за каждый непредставленный докумен
  • доначислить вам НДС и пен

Документальное подтверждение льгот по НДС

С 2017 года в вопросе применения льгот по НДС произошли изменения. Теперь проверка налоговых деклараций ориентируется на возможные риски. Это означает, что результатом выборки операций, по которым будут запрашиваться подтверждающие документы, будет не все имеющиеся в реестре подтверждающие бумаги, а только некоторые из них, наиболее рискоориентированные.

Чтобы проверка законности требования льгот по НДС происходила по этой новой схеме, организации-плательщику необходимо предоставить специальный реестр, данные из которого будут считаться доказательной базой правомерности этого. В противном случае, выборка не будет ограниченной, проверка станет полной и затянется.

Что представляет собой реестр документов, подтверждающий применение льгот по НДС?

Льготы по налогу на добавленную стоимость предоставляются при совершении определенных операций. К таким относятся реализация определенной группы товаров (например, медикаментов), перевозка граждан, торговля металлоломом. Детальный перечень групп деятельности, по которым предусмотрено льготирование, отражен в ст. 149 НК РФ.

Когда компания подает в налоговую инспекцию декларацию по НДС и отражает в ней наличие необлагаемых операций, инспекторы вправе потребовать подтверждения.

Данное условие содержится в ст. 88 НК РФ. Доказательствами являются лицензии, договоры, счета.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Реестр документов, подтверждающий право получить льготу по НДС, представляет собой таблицу, в графах которой отражается следующая информация:

  • код льготы в соответствии с приказом УВМ УМВД РФ №ММВ-7-3-558 от 29.10.2014г. Данный код является тем же кодом, который указывается в седьмом разделе налоговой декларации по НДС;
  • вид операции;
  • сумма операции (необлагаемая общая сумма по всем льготным операциям организации);
  • вид документа, который подтверждает льготу по НДС. Чаще всего такими документами становятся договор или платежное поручение;
  • реквизиты подтверждающих документов: дата и номер, его сумма;
  • полное название контрагента, его реквизиты (ИНН и КПП).

Таким образом, организация обязана предоставить налоговому инспектору реестр документов, подтверждающих льготу по НДС. Также к реестру сотрудником организации должны быть приложены все формы типовых договоров, которые были использованы при осуществлении льготных операций с контрагентами.

После этого сотрудниками налоговой будет проведена выборка, по факту которой у плательщика налога запросят конкретные подтверждающие документы из реестра.

Налоговый инспектор вправе потребовать предоставить не более 40% от общего количества перечисленных в реестре документов. При этом, число запрашиваемых бумаг не должно превышать 500. Если по какой-либо операции в реестре имеется менее 30 документов, запрос на предоставление будет касаться их всех.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Образец документа можно скачать по ссылке.

Полная информация про налог при сдаче квартиры в аренду в нашей статье.

Ищите выгодную программу ипотеки для себя? Интересный вариант вы найдете здесь.

Образец заполнения документа

Алгоритм заполнения реестра подразумевает последовательное внесение данных в его графы. Так, необходимо:

  1. указать полное название фирмы, которая подает реестр для подтверждения правомерности получения налоговой льготы по НДС.
  2. в строку «за квартал» внести тот налоговый период, в который подается налоговая декларация по НДС с внесенными необлагаемыми суммами.
  3. в графе «код операции» указать кодирование в соответствии с классификатором.
  4. в графе «вид операции» отразить вид необлагаемой операции, т.е. обозначение направление деятельности, по которой требуется льгота.
  5. обозначить контрагента, с которым была осуществлена сделка. При этом, указываются наименование организации партнера, ИНН, КПП, сумма.
  6. в графу «документы, подтверждающие обоснованность» внести все данные договоров и счетов, которые являются основанием проведения операции.

Таким образом, реестр требуется для проведения налоговой проверки по новой системе.

Организация, со своей стороны, должна быть готова предоставить необходимые бумаги в налоговую в любой момент по требованию для подтверждения правомерности заявленных льгот по НДС.

Данные в реестре должны быть полными, подлинными и проверяемыми.

О «камералке» декларации по НДС с льготными операциями

Луговая Н. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Как налоговый орган проверяет обоснованность льгот по НДС? Какой объем документов истребует? Чем руководствуется при этом? Должно быть, читатель догадался, что речь в настоящей консультации пойдет о разъяснениях по проведению камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению (п. 2, 3 ст. 149 НК РФ). ФНС довела их до нижестоящих инспекций Письмом от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. Кстати, напомним: на тему НДС-льгот (со ссылкой на обозначенное письмо ФНС) мы рассуждали в консультации А. М. Рабиновича «Что такое льгота по НДС: конец ли спорам?». Рекомендуем материалы (как дополняющие друг друга) читать в паре.

Рекомендации для льготных операций

Согласно налоговому законодательству (п. 6 ст. 88 НК РФ) ревизоры вправе контролировать льготы, но (!) только те из них, которые подпадают под понятие «налоговая льгота» с учетом п. 1 ст. 56 НК РФ и позиции Пленума ВАС, изложенной в п. 14 Постановления от 30.05.2014 № 33. Это касается, например, столовых школ, организаций инвалидов, коллегий адвокатов и др. (ст. 149 НК РФ) – названные лица не платят НДС с реализации, а инспекторы вправе требовать у них документы и пояснения.

К сведению: операции, не ограниченные видом деятельности и доступные организациям любых форм собственности, не дают компаниям налоговых преимуществ. Поэтому такие операции (например, займы, реализация жилья и др.) не относятся к разряду льготируемых. Истребуемые по ним документы в рамках п. 6 ст. 88 НК РФ налогоплательщик вправе не представлять (Письмо Минфина России от 03.12.2014 № 03-07-15/61906).

В настоящее время ФНС выступила с предложением изменить Налоговый кодекс (дополнить п. 6 ст. 88). При таких обстоятельствах инспекции смогут законно требовать документы и пояснения по всем необлагаемым операциям.

С целью эффективности администрирования налога ФНС издала рекомендации по проведению камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены не подлежащие обложению НДС операции (далее – Рекомендации). Таковые основаны на риск-ориентированном подходе, предполагающем контроль лишь некоторых (не всех) льготных операций.

Но чтобы объем истребуемых документов был сокращен (что, безусловно, является положительным моментом для имеющих преимущество по НДС плательщиков), нужно четко следовать Рекомендациям.

Составляем реестр подтверждающих обоснованность применения льгот документов

В соответствии с Рекомендациями «льготники» представляют пояснения в виде реестра документов, подтверждающих обоснованность применения льготы (приложение 1 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@).

Порядок истребования таких документов одинаков для всех категорий налогоплательщиков вне зависимости от их принадлежности к группе налогового риска. Напомним, уровень налогового риска присваивается информационной системой АСК «НДС-2″с учетом результатов предыдущих проверок (Письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@). Различают три группы:

налогоплательщики с низким налоговым риском – они ведут реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства перед бюджетом, обладают соответствующими ресурсами (активами), их деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем;

налогоплательщики с высоким налоговым риском – они обладают признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе третьими лицами, не имеют достаточных ресурсов (активов) для ведения соответствующей деятельности, не исполняют свои налоговые обязательства (исполняют в минимальном размере);

налогоплательщики со средним налоговым риском – оставшиеся (не включенные в группы с высоким или низким налоговым риском) налогоплательщики.

Пример 1.

Образовательное учреждение оказывает платные услуги образовательного характера, которые в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от обложения НДС. Облагаемых НДС операций образовательное учреждение не осуществляет.

Доход от оказания образовательных услуг за I квартал отражен в разд. 7 налоговой декларации по НДС по соответствующему коду операции (1010245 – графа 1) в сумме 156 800 000 руб. (графа 2).

В ответ на требование налоговиков о представлении пояснений о льготируемых операциях учреждение представило реестр по рекомендуемой ФНС форме.

Количество перечисленных в реестре документов:

– по основному виду образования – 12;

– по дополнительному образованию – 15;

– по повышению квалификации – 20.

Код операции

В том числе:

Сумма необлагаемых операций в разрезе видов, отраженных в налоговой декларации

Наименование контрагента

ИНН

КПП

Документы, подтверждающие обоснованность применения льгот

вид (группа, направление) необлагаемой операции

Тип документа (договор, платежное поручение и т. д.)

Дата

Сумма операции, руб.

1010245 (реализация услуг в сфере образования)

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 6 ноября 2018 г.

Под налоговыми льготами понимаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Налоговые льготы являются одним из элементов налогообложения наряду с объектом налогообложения, налоговым периодом, налоговой ставкой и др. При этом в отличие от последних налоговые льготы не являются обязательным элементом для того, чтобы налог считался установленным (ст. 17 НК РФ). К слову, поскольку налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения, установление, к примеру, налоговой ставки 0% не является налоговой льготой несмотря на то, что при ее применении налог не уплачивается вовсе (Письмо Минфина от 19.01.2018 № 03-02-07/1/2721).

А какие есть налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС)?

Какие существуют льготы по НДС?

Льготы по НДС можно найти в ст. 149 НК РФ. При этом нужно иметь в виду, что не все перечисленные в указанной статье операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), подпадают под понятие льгот. Ведь, напомним, что льгота дает преимущества одним категориям налогоплательщиков перед другими (п. 14 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33, Письмо ФНС от 22.12.2016 № ЕД-4-15/24737). Так, например, к льготам можно отнести освобождение от налогообложения следующих операций:

  • реализация в образовательных и медицинских организациях продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми этих организаций, а также реализация таким организациям продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по Перечню, утв. Постановлением Правительства от 22.11.2000 № 884 ), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% (пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов РФ или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (пп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • реализация продукции собственного производства организациями, занимающимися производством селхозпродукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на селхозработы (пп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Ст.149 НК РФ содержит большое число операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Однако большинство из них к налоговым льготам отношения не имеет, поскольку такие операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) у всех налогоплательщиков, т. е. преимущества одних перед другими не создаются.

Это, например:

  • реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по Перечню, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2015 № 1042 (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация товаров, помещенных под таможенную процедуру магазина беспошлинной торговли (пп. 18 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Если налогоплательщик применяет льготы по НДС

Применение налогоплательщиком налоговых льгот налагает на него определенные дополнительные обязательства. Так, при проведении камеральной проверки НДС-декларации у налогоплательщика, применяющего налоговые льготы, инспекция может запросить (п. 6 ст. 88 НК РФ):

  • пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы по НДС;
  • документы, подтверждающие право на льготы.

Ведение налогоплательщиком освобожденных от НДС операций, в т.ч. использование налоговых льгот по НДС, обязывает его вести раздельный учет таких операций (в т.ч. входящего НДС по ним) (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Сведения об операциях, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в т.ч. признаваемых налоговыми льготами, нужно отражать в разделе 7 декларации по НДС (Приказ ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *