Положение банка России 39 п

Положение 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» было принято Банком России 26 марта 2004 года и вступило в силу с 1 августа 2004 года (с тех пор многократно дополнялось). Данное положение заменило инструкцию Банка России от 30 июня 1997 года № 62а «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам».

Основная цель создания положения – методологическая проработка процесса оценки уровня рисков при банковском кредитовании (оценке качества ссуды) и создания резервов под возможные кредитные потери. Все кредитные организации обязаны руководствоваться данным положением при формировании кредитного портфеля и портфеля резервов на возможные потери. Также кредитные организации могут создавать собственные методики при оценке качества ссуд и формирования резервов по ним. Важно, чтобы собственная методика банка не противоречила нормам положения.

Резервы на возможные потери по ссудам (РВПС) – это резервы, формируемые в пассивах банка за счет его собственного капитала против обесцененных (частично обесцененных) ссуд в активной части баланса. Чем больше обесценена ссуда, тем большую долю от ее объема составляют резервы. Полностью обесцененные ссуды должны списываться банками за счет созданных 100-процентных резервов. Так как резервы уменьшают собственный капитал банка, кредитные организации идут на их создание очень неохотно.

В положении 254-П устанавливаются:

• перечень ссуд, ссудной и приравненной задолженности, возможные потери по которым являются объектом формирования резервов;

• пять классификационных категорий качества риска и критерии отнесения к ним;

• требования об оценке кредитного риска по выданным ссудам на постоянной основе;

• «вилочные» нормы отчислений в резерв, которые позволяют банкам более точно оценивать потери по ссудам;

• рамочные требования к внутренним документам банка по вопросам классификации ссуд и формирования резерва;

• перечень источников информации, которые банк в качестве рекомендации может использовать для анализа финансового положения заемщика в момент выдачи ссуды и в течение периода ее нахождения на балансе;

• перечень признаков обесценения ссуды;

• перечень ссуд, по которым в первую очередь осуществляется контроль за правильностью их оценки и определения размера резервов в рамках системы внутреннего контроля;

• виды обеспечения ссуд и т. д.

Положение 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»

25.10.2017 Дата принятия: 20.09.2017

Зарегистрировано в Минюсте России 20 октября 2017 г. N 48629

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2017 г. N 601-П

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ, ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ

ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ БАНКОМ РОССИИ

РЕШЕНИЯ ОБ АННУЛИРОВАНИИ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ,

СРОКАХ ПРИНЯТИЯ ТАКОГО РЕШЕНИЯ В СЛУЧАЯХ, УСТАНОВЛЕННЫХ

ПОДПУНКТАМИ 2 — 12 ПУНКТА 1 И ПОДПУНКТОМ 3 ПУНКТА 2 СТАТЬИ

39.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА N 39-ФЗ

«О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ», ОБ ИСЧЕРПЫВАЮЩЕМ ПЕРЕЧНЕ

ПРИЛАГАЕМЫХ К ЗАЯВЛЕНИЮ ОБ АННУЛИРОВАНИИ ЛИЦЕНЗИИ

ДОКУМЕНТОВ И О ПОРЯДКЕ ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ О ПОРЯДКЕ

НАПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ РОССИИ УВЕДОМЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ

УЧАСТНИКУ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО

ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ОБ АННУЛИРОВАНИИ ЛИЦЕНЗИИ

НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

порядок приостановления и возобновления Банком России действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (далее — лицензия);

порядок принятия Банком России решения об аннулировании лицензии;

сроки принятия Банком России решения об аннулировании лицензии в случаях, установленных подпунктами 2 — 12 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»;

исчерпывающий перечень документов, прилагаемых профессиональным участником рынка ценных бумаг (далее — лицензиат) к заявлению об аннулировании лицензии (далее — заявление), а также порядок их представления;

порядок направления Банком России уведомления лицензиату, в отношении которого принято решение об аннулировании лицензии.

Глава 1. Порядок приостановления и возобновления действия лицензии

1.1. Действие лицензии приостанавливается по решению Банка России, принятому в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Положения, в случаях, предусмотренных подпунктами 7 — 12 пункта 1 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

Действие лицензии приостанавливается на срок, не превышающий шести месяцев.

1.2. Решение о приостановлении действия лицензии принимается Комитетом финансового надзора Банка России и оформляется приказом Банка России о приостановлении действия лицензии, подписываемым Председателем Банка России (первым заместителем Председателя Банка России или заместителем Председателя Банка России, непосредственно координирующим и контролирующим работу Департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка Банка России (далее — уполномоченное структурное подразделение Банка России) и содержащим основание принятия соответствующего решения.

Подготовка проекта приказа Банка России о приостановлении действия лицензии осуществляется уполномоченным структурным подразделением Банка России.

1.3. Лицензиату, в отношении которого принято решение о приостановлении действия лицензии, уполномоченным структурным подразделением Банка России не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия указанного решения, направляется уведомление о принятом решении, содержащее указание на выявленные нарушения, которые явились основанием для принятия Банком России решения о приостановлении действия лицензии, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Указания Банка России от 21 декабря 2015 года N 3906-У «О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета», зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 1 марта 2016 года N 41289 (далее — Указание Банка России N 3906-У).

1.4. В случае представления лицензиатом в Банк России документов, подтверждающих исполнение направленного ему в связи с приостановлением действия лицензии предписания Банка России, в установленный таким предписанием срок, действие лицензии возобновляется по решению Банка России о возобновлении действия лицензии, предусмотренному пунктом 1.5 настоящего Положения.

В случае если по результатам рассмотрения документов, представленных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, уполномоченным структурным подразделением Банка России выявлено, что указанные документы не подтверждают исполнение направленного лицензиату в связи с приостановлением действия лицензии предписания Банка России, решение о возобновлении действия лицензии Банком России не принимается, при этом уполномоченное структурное подразделение Банка России в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных документов информирует лицензиата о причинах непринятия такого решения в порядке, предусмотренном пунктом 1.3 настоящего Положения для уведомления о принятии решения о приостановлении действия лицензии.

1.5. Решение о возобновлении действия лицензии принимается Комитетом финансового надзора Банка России в течение 15 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 1.4 настоящего Положения документов и оформляется приказом Банка России о возобновлении действия лицензии, подписываемым Председателем Банка России (первым заместителем Председателя Банка России или заместителем Председателя Банка России, непосредственно координирующим и контролирующим работу уполномоченного структурного подразделения Банка России) и содержащим основание принятия соответствующего решения.

Подготовка проекта приказа Банка России о возобновлении действия лицензии осуществляется уполномоченным структурным подразделением Банка России.

1.6. Лицензиату, в отношении которого принято решение о возобновлении действия лицензии, уполномоченным структурным подразделением Банка России не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия указанного решения, направляется уведомление о принятом решении в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Указания Банка России N 3906-У.

Глава 2. Порядок принятия Банком России решения об аннулировании лицензии в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 39, подпунктами 2 — 13 пункта 1 и пунктом 2 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», сроки принятия Банком России решения об аннулировании лицензии в случаях, установленных подпунктами 2 — 12 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», а также порядок направления Банком России уведомления лицензиату, в отношении которого принято указанное решение об аннулировании лицензии

2.1. В случае выявления Банком России оснований, предусмотренных пунктом 4 статьи 39 и подпунктами 2 — 13 пункта 1 и пунктом 2 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», решение об аннулировании лицензии принимается Банком России в соответствии с пунктами 2.2 — 2.7 настоящего Положения.

2.2. Решение об аннулировании лицензии в случаях, предусмотренных подпунктами 2 — 13 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», принимается Комитетом финансового надзора Банка России.

Решение об аннулировании лицензии в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 39 (в части аннулирования лицензии на осуществление банковских операций), подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», принимается Председателем Банка России (первым заместителем Председателя Банка России или заместителем Председателя Банка России, непосредственно координирующим и контролирующим работу уполномоченного структурного подразделения Банка России).

Решение об аннулировании лицензии в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39 (в части отзыва лицензии на осуществление банковских операций) и подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», принимается Председателем Банка России или комитетом банковского надзора Банка России.

В случаях, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», решение об аннулировании лицензии принимается в сроки, установленные пунктом 3 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

2.3. В случаях, установленных подпунктами 2 — 12 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», решение об аннулировании лицензии принимается Банком России в срок, не превышающий одного года с момента выявления соответствующего основания для аннулирования лицензии.

2.4. Решение об аннулировании лицензии в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 39, подпунктами 2 — 13 пункта 1 и пунктом 2 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», в соответствии с пунктом 12 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» вступает в силу со дня его принятия.

2.5. Решение об аннулировании лицензии оформляется приказом Банка России об аннулировании лицензии, подписываемым Председателем Банка России (первым заместителем Председателя Банка России или заместителем Председателя Банка России, непосредственно координирующим и контролирующим работу уполномоченного структурного подразделения Банка России, — в случаях, установленных пунктом 4 статьи 39 (в части аннулирования лицензии на осуществление банковских операций), подпунктами 2 — 13 пункта 1, подпунктами 1 и 3 пункта 2 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»; председателем Комитета банковского надзора Банка России — в случае, установленном подпунктом 4 статьи 39 (в части отзыва лицензии на осуществление банковских операций) и подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).

В приказах Банка России об аннулировании лицензии в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 39, подпунктами 2 — 13 пункта 1 и пунктом 2 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», в соответствии с пунктом 3 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» указывается основание принятия соответствующего решения.

Подготовка проекта приказа Банка России об аннулировании лицензии в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 39 (в части аннулирования лицензии на осуществление банковских операций), подпунктами 2 — 13 пункта 1 и подпунктами 1 и 3 пункта 2 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», осуществляется уполномоченным структурным подразделением Банка России. Подготовка проекта приказа Банка России об аннулировании лицензии в случае, установленном подпунктом 4 статьи 39 (в части отзыва лицензии на осуществление банковских операций) и подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», осуществляется Департаментом банковского надзора Банка России.

Определение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется Банком России в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 39.2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» исходя из количества клиентов лицензиата и объема обязательств лицензиата перед ними по соответствующему виду профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Внесение изменений в решение об аннулировании лицензии в части продления срока, установленного в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, осуществляется в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 39.2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», в порядке, установленном абзацем первым пункта 2.2 и пунктом 2.5 настоящего Положения для принятия решения об аннулировании лицензии.

2.7. Лицензиату, в отношении которого принято решение об аннулировании лицензии в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 39, подпунктами 2 — 13 пункта 1 и пунктом 2 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», структурным подразделением Банка России, осуществлявшим в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Положения подготовку проекта соответствующего приказа Банка России, в срок, установленный пунктом 10 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», направляется уведомление о принятом решении, содержащее указание на нарушения, которые явились основанием для принятия Банком России решения об аннулировании лицензии, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Указания Банка России N 3906-У.

Глава 3. Порядок принятия Банком России решения об аннулировании лицензии на основании заявления лицензиата, порядок направления Банком России уведомления лицензиату, в отношении которого принято указанное решение, исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению лицензиата, а также порядок их представления

3.1. В случае принятия решения об отказе от осуществления одного из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанных в статьях 3 — 5, 7, 8 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», лицензиат направляет в уполномоченное структурное подразделение Банка России на бланке лицензиата (при наличии) заявление (приложение 1 к настоящему Положению) и прилагаемые к нему документы (копии документов), предусмотренные пунктами 3.3 — 3.7 настоящего Положения (далее — прилагаемые документы).

В случае принятия лицензиатом решения об отказе от осуществления нескольких видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанных в статьях 3 — 5, 7, 8 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», заявление и прилагаемые документы представляются отдельно на каждый вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в отношении которого лицензиатом принято решение об отказе от его осуществления.

3.2. Заявление и прилагаемые документы представляются лицензиатом на бумажном носителе путем направления заказного почтового отправления или путем передачи в экспедицию Банка России и подписываются (заверяются) лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа лицензиата.

Днем получения заявления и прилагаемых документов является день регистрации заявления в Банке России.

Прилагаемые документы, состоящие более чем из одного листа, должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены на оборотной стороне последнего листа заверительной надписью с указанием цифрами и прописью количества листов, подписанной лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа лицензиата, с указанием его должности, фамилии, имени, отчества (при наличии последнего) и даты заверения.

3.3. Лицензиат прилагает к заявлению следующие документы (копии документов):

копия решения уполномоченного органа лицензиата или копия протокола (выписки из протокола) собрания (заседания) уполномоченного органа управления лицензиата об отказе от осуществления того вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в отношении которого подано заявление (с приложением копий (выписки из) документов, подтверждающих полномочия на принятие такого решения);

лицензия, выданная лицензиату на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг того вида, в отношении которого подано заявление;

письменное заверение о том, что документы (копии документов), представленные в Банк России, содержат достоверные сведения, а также о том, что в отношении того вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в отношении которого подано заявление лицензиата, отсутствует факт приостановления действия лицензии;

опись документов, направляемых в Банк России (приложение 2 к настоящему Положению).

3.4. Для аннулирования лицензии на осуществление брокерской деятельности и (или) деятельности по управлению ценными бумагами в дополнение к документам, указанным в пункте 3.3 настоящего Положения, лицензиат представляет следующие документы (копии документов):

документы, в которых содержатся сведения о клиентах, находившихся на обслуживании на дату представления последней отчетности в Банк России в соответствии с Указанием Банка России от 15 января 2015 года N 3533-У «О сроках и порядке составления и представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг в Центральный банк Российской Федерации», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 16 февраля 2015 года N 36032, 9 октября 2015 года N 39270, 30 декабря 2015 года N 40372, 23 августа 2016 года N 43345, 11 июля 2017 года N 47366, или Указанием Банка России от 24 ноября 2016 года N 4212-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 14 декабря 2016 года N 44718, 29 марта 2017 года N 46155 (далее — последняя отчетность в Банк России), с указанием клиентов, которым направлены уведомления о принятом лицензиатом решении об отказе от осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, способа направления такого уведомления и в которых указаны: для клиента — физического лица — фамилия, имя, отчество (при наличии), для клиента — юридического лица — полное наименование организации, идентификационный номер налогоплательщика, а также контактная информация о клиенте, предусмотренная договором на осуществление того вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в отношении которого подано заявление (контактный телефон, адрес электронной почты или иная информация);

копии документов, подтверждающих расторжение с клиентами договоров на брокерское обслуживание или договоров доверительного управления, и (или) иных документов, составленных в период с даты представления последней отчетности в Банк России до даты подачи заявления и содержащих положения об отсутствии у клиентов претензий по договорам на осуществление того вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в отношении которого подано заявление;

документы, подтверждающие прекращение допуска к участию в организованных торгах, в случае, если лицензиат на дату представления последней отчетности в Банк России являлся участником организованных торгов, за исключением случаев, когда лицензиат является участником организованных торгов, допуск к участию в которых не требует наличия лицензии, и когда лицензиат осуществляет профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг на основании других имеющихся у него лицензий;

документы, подтверждающие прекращение обязательств, имевшихся на дату представления последней отчетности в Банк России, по договорам, заключенным с клиринговой организацией (при наличии соответствующих договоров).

3.5. Для аннулирования лицензии на осуществление дилерской деятельности в дополнение к документам, указанным в пункте 3.3 настоящего Положения, лицензиат представляет документы, подтверждающие прекращение допуска к участию в организованных торгах, в случае, если лицензиат на дату представления последней отчетности в Банк России являлся участником организованных торгов, за исключением случаев, когда лицензиат является участником организованных торгов, допуск к участию в которых не требует наличия лицензии, и когда лицензиат осуществляет профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг на основании других имеющихся у него лицензий.

3.6. Для аннулирования лицензии на осуществление депозитарной деятельности в дополнение к документам, указанным в пункте 3.3 настоящего Положения, лицензиат представляет следующие документы (копии документов):

документы, в которых содержатся сведения о депонентах, находившихся на обслуживании на дату представления последней отчетности в Банк России, с указанием депонентов, которым направлены уведомления о принятом лицензиатом решении об отказе от осуществления депозитарной деятельности, способа направления такого уведомления и в которых указаны: для депонента — физического лица — фамилия, имя, отчество (при наличии), для депонента — юридического лица — полное наименование организации, идентификационный номер налогоплательщика, а также контактная информация о депоненте, предусмотренная депозитарным договором (контактный телефон, адрес электронной почты или иная информация);

копии документов, подтверждающих расторжение с депонентами депозитарных договоров, и (или) иных документов, составленных в период с даты представления последней отчетности в Банк России до даты подачи заявления и содержащих положения об отсутствии у депонентов претензий по депозитарным договорам;

документы, подтверждающие прекращение исполнения функций номинального держателя, в случае осуществления лицензиатом указанных функций в период с даты представления последней отчетности в Банк России до даты подачи заявления, а именно: закрытие счетов номинального держателя депозитариями (регистраторами), которые были открыты лицензиату, уведомление лицензиатом депонентов о закрытии счетов депо.

3.7. Для аннулирования лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг в дополнение к документам, указанным в пункте 3.3 настоящего Положения, лицензиат представляет следующие документы (копии документов):

документы, подтверждающие передачу реестров владельцев ценных бумаг и документов, связанных с ведением реестров владельцев ценных бумаг, ведение (хранение) которых осуществлялось лицензиатом в период с даты представления последней отчетности в Банк России до даты подачи заявления;

копии документов, подтверждающих расторжение договоров с эмитентами на ведение реестра владельцев ценных бумаг, имевшихся на дату представления последней отчетности в Банк России;

список эмитентов (лиц, обязанных по ценным бумагам), ведение (хранение) реестров владельцев ценных бумаг которых осуществлялось лицензиатом на дату представления последней отчетности в Банк России.

3.8. В случае отсутствия на дату представления лицензиатом последней отчетности в Банк России действующих договоров с клиентами, контрагентами, заключенных лицензиатом при осуществлении того вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в отношении которого им принято решение об отказе от осуществления, и отсутствия соответствующих обязательств лицензиат не представляет в Банк России документы (копии документов), предусмотренные пунктами 3.4 — 3.7 настоящего Положения.

3.9. Уполномоченное структурное подразделение Банка России после получения заявления и прилагаемых документов осуществляет проверку их соответствия требованиям к оформлению, установленным пунктом 3.2 настоящего Положения, и требованиям к комплектности, установленным пунктами 3.3 — 3.7 настоящего Положения, а также проверку их достоверности.

3.10. В случаях нарушения лицензиатом требований к оформлению документов, установленных пунктом 3.2 настоящего Положения, и (или) непредставления всех или части документов, предусмотренных пунктами 3.3 — 3.7 настоящего Положения, уполномоченное структурное подразделение Банка России в соответствии с пунктом 7 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» возвращает указанные документы лицензиату с приложением описи документов и перечня недостающих документов и (или) документов, оформленных с нарушением требований пункта 3.2 настоящего Положения, с указанием на такие нарушения по каждому документу.

В случае выявления в заявлении и (или) прилагаемых документах, представленных в Банк России, недостоверных сведений указанные документы считаются неполученными.

3.11. Решение об аннулировании лицензии на основании заявления лицензиата принимается Председателем Банка России (первым заместителем Председателя Банка России или заместителем Председателя Банка России, непосредственно координирующим и контролирующим работу уполномоченного структурного подразделения Банка России) и оформляется приказом Банка России.

В приказе Банка России об аннулировании лицензии на основании заявления лицензиата в соответствии с пунктом 3 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» указывается основание принятия соответствующего решения.

Подготовка проекта приказа Банка России об аннулировании лицензии на основании заявления лицензиата осуществляется уполномоченным структурным подразделением Банка России.

3.12. Решение об аннулировании лицензии на основании заявления лицензиата в соответствии с пунктом 12 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» вступает в силу со дня его принятия.

3.13. Решение об аннулировании лицензии на основании заявления лицензиата в соответствии с пунктами 4 и 8 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» не принимается Банком России в следующих случаях:

наличие у лицензиата обязательств, возникших по договорам, заключенным при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг того вида, в отношении которого подано заявление;

проведение Банком России проверки деятельности лицензиата.

3.14. Лицензиату, в отношении которого принято решение об аннулировании лицензии на основании заявления лицензиата, уполномоченным структурным подразделением Банка России в срок, установленный пунктом 10 статьи 39.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», направляется уведомление о принятом решении, содержащее указание на основание для принятия Банком России решения об аннулировании лицензии, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Указания Банка России N 3906-У.

Глава 4. Заключительные положения

4.1. Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

4.2. Со дня вступления в силу настоящего Положения признать утратившим силу Положение Банка России от 18 января 2016 года N 529-П «О порядке приостановления, возобновления действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, о порядке принятия Банком России решения об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, об установлении сроков принятия такого решения в случаях, установленных подпунктами 2 — 12 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также об установлении исчерпывающего перечня прилагаемых к заявлению об аннулировании лицензии документов», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2016 года N 41225.

Председатель Центрального банка

Российской Федерации

Э.С.НАБИУЛЛИНА

Приложение 1

к Положению Банка России

от 20 сентября 2017 года N 601-П

«О порядке приостановления, возобновления

действия лицензии на осуществление

профессиональной деятельности на рынке

ценных бумаг, порядке принятия

Банком России решения об аннулировании

лицензии на осуществление профессиональной

деятельности на рынке ценных бумаг,

сроках принятия такого решения в случаях,

установленных подпунктами 2 — 12 пункта 1

и подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.1

Федерального закона от 22 апреля 1996

года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»,

об исчерпывающем перечне прилагаемых

к заявлению об аннулировании лицензии

документов и о порядке их представления,

а также о порядке направления Банком

России уведомления профессиональному

участнику рынка ценных бумаг,

в отношении которого принято решение

об аннулировании лицензии на осуществление

профессиональной деятельности на рынке

ценных бумаг»

(рекомендуемый образец)

Исх. N _______________

от «__» _________ 20__

Центральный банк Российской Федерации

ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ АННУЛИРОВАНИИ ЛИЦЕНЗИИ

НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

___________________________________________________________________________

(полное наименование лицензиата на русском языке)

___________________________________________________________________________

(дата государственной регистрации, орган, осуществивший государственную

регистрацию лицензиата, идентификационный номер налогоплательщика, код

причины постановки на учет)

___________________________________________________________________________

(основной государственный регистрационный номер)

___________________________________________________________________________

(адрес, указанный в едином государственном реестре юридических лиц)

просит аннулировать лицензию ______________________________________________

(указать соответствующий вид деятельности)

по собственной инициативе.

Одновременно сообщаем, что у __________________________________________

(полное наименование лицензиата на русском

языке)

на дату направления настоящего заявления отсутствуют обязательства по

договорам, заключенным при _______________________________________________,

(указать соответствующий вид деятельности)

и лицензиатом прекращено осуществление указанного вида деятельности.

Достоверность представленных сведений и отсутствие факта

приостановления действия лицензии ____________________________ подтверждаю.

(указать соответствующий вид

деятельности)

Приложение: на ____ листах.

________________________________________ ___________ ____________________

(должность лица, осуществляющего функции (подпись) (Ф.И.О.)

единоличного исполнительного органа)

Приложение 2

к Положению Банка России

от 20 сентября 2017 года N 601-П

«О порядке приостановления, возобновления

действия лицензии на осуществление

профессиональной деятельности на рынке

ценных бумаг, порядке принятия

Банком России решения об аннулировании

лицензии на осуществление профессиональной

деятельности на рынке ценных бумаг,

сроках принятия такого решения в случаях,

установленных подпунктами 2 — 12 пункта 1

и подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.1

Федерального закона от 22 апреля 1996

года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»,

об исчерпывающем перечне прилагаемых

к заявлению об аннулировании лицензии

документов и о порядке их представления,

а также о порядке направления Банком

России уведомления профессиональному

участнику рынка ценных бумаг,

в отношении которого принято решение

об аннулировании лицензии на осуществление

профессиональной деятельности на рынке

ценных бумаг»

(рекомендуемый образец)

Приложение к Исх. N ______

от «__» _____________ 20__

Опись документов, направляемых в Банк России

Центральный банк Российской Федерации

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790, 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032, 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426) и устанавливает порядок предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций (далее — кредиты Банка России), в целях поддержания ликвидности банковской системы.

Глава 1. Общие положения

1.1. Кредиты Банка России предоставляются кредитным организациям — резидентам Российской Федерации (далее — банки), отвечающим критериям, установленным главой 2 настоящего Положения, на условиях срочности, платности, возвратности и обеспеченности.

1.2. Кредиты Банка России предоставляются на срок не более 180 календарных дней.

1.3. Процентные ставки по кредитам Банка России устанавливаются нормативными актами Банка России, которые публикуются в «Вестнике Банка России».

1.4. Суммы кредитов Банка России зачисляются на корреспондентские счета (корреспондентские субсчета) банков, открытые в Банке России.

1.5. Кредиты Банка России предоставляются на основании договоров на предоставление кредита Банка России, заключаемых на предлагаемых в приложении 1 к настоящему Положению условиях. Банки, представившие в Банк России документы для рассмотрения Банком России вопроса о возможности заключения с ними договоров на предоставление кредита Банка России, именуются банками — потенциальными заемщиками. Банки, заключившие с Банком России указанные договоры, именуются банками-заемщиками.

1.6. Обеспечением исполнения обязательств банков-заемщиков по кредитам Банка России является залог имущества (векселей, прав требования по кредитным договорам) организаций), или поручительство кредитной организации (поручительства кредитных организаций) (далее — банки-поручители).

В целях снижения рисков, связанных с возможным обесценением имущества, принимаемого в обеспечение по кредитам Банка России, нормативным актом Банка России устанавливаются поправочные коэффициенты (числовые множители в интервале от 0 до 1), используемые для корректировки стоимости принимаемого в обеспечение имущества банка-заемщика, которые публикуются в «Вестнике Банка России».

1.7. Возврат банками — заемщиками кредитов Банка России и уплата процентов по ним производятся в соответствии с условиями, установленными договорами на предоставление кредита Банка России.

Допускается досрочное погашение кредитов Банка России с предварительным уведомлением Банка России в порядке, предусмотренном договорами на предоставление кредита Банка России.

1.8. При изменении Банком России условий предоставления кредитов Банка России заключение договоров на предоставление кредитов Банка России с применением новых условий осуществляется со дня, указанного в нормативном акте Банка России об изменении условий предоставления кредитов Банка России.

В случае изменения условий предоставления кредитов Банка России условия действующих договоров на предоставление кредитов Банка России сохраняют силу, за исключением условий о размере процентной ставки. Размер процентной ставки, указанный в действующих договорах на предоставление кредита Банка России, подлежит изменению, если в нормативном акте Банка России об изменении размера процентной ставки будет указано на такое изменение условий действующих договоров на предоставление кредита Банка России.

Изменение процентной ставки по действующим договорам на предоставление кредита Банка России осуществляется путем направления Банком России банкам-заемщикам соответствующих уведомлений в порядке, предусмотренном договорами на предоставление кредитов Банка России.

Глава 2. Критерии Банка России для банков — потенциальных заемщиков и банков-заемщиков по кредитам Банка России

2.1. Банк — потенциальный заемщик (банк-заемщик) должен отвечать следующим критериям:

2.1.1. отнесен к I категории финансового состояния «Финансово стабильные кредитные организации» в соответствии с нормативными актами Банка России;

2.1.2. не имеет недовзноса в обязательные резервы, неуплаченных штрафов за нарушение нормативов обязательных резервов, непредставленного расчета размера обязательных резервов;

2.1.3. не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам Банка России и по процентам по ним;

2.1.4. предоставил на основании договора корреспондентского счета (договоров корреспондентского субсчета) Банку России право на списание денежных средств с его корреспондентского счета и корреспондентских субсчетов, открытых в Банке России, в объеме требований Банка России по договорам на предоставление кредита Банка России на основании инкассовых поручений Банка России без распоряжения банка — владельца счета;

2.1.5. по ранее полученным в соответствии с настоящим Положением кредитам Банка России в течение последних 6 месяцев не допускал:

неправильного отнесения имущества, переданного в обеспечение полученного кредита Банка России, к той или иной категории качества в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2004 года N 5774 («Вестник Банка России» от 7 мая 2004 года N 28) (далее — Положение Банка России N 254-П) (указанный факт принимается во внимание в случае, если он является существенным для принятия решения о предоставлении кредита Банка России. В целях настоящего Положения существенным для принятия решения о предоставлении кредита Банка России признается факт, с учетом которого банку — потенциальному заемщику (банку-заемщику) в соответствии с требованиями настоящего Положения было бы отказано в предоставлении кредита Банка России на условиях, предусмотренных в ранее заключенном договоре на предоставление кредита Банка России);

неправильного определения стоимости указанного имущества при его передаче в обеспечение по кредиту Банка России (указанный факт принимается во внимание в случае, если он является существенным для принятия решения о предоставлении кредита Банка России);

сообщения Банку России недостоверной информации при представлении документов в целях получения кредита Банка России (указанный факт принимается во внимание в случае, если он является существенным для принятия решения о предоставлении кредита Банка России);

противодействия проведению Банком России проверки информации, представленной в Банк России при получении ранее предоставленных в соответствии с настоящим Положением кредитов Банка России;

отчуждения (полного или частичного) или обременения имущества, являющегося обеспечением по кредиту Банка России, а также иного распоряжения указанным имуществом без письменного согласия Банка России;

неисполнения обязательств, предусмотренных подпунктами 3.2.4 пункта 3.2 приложения 2 и (или) подпунктами 3.2.3, 3.2.4 пункта 3.2 приложения 3 к настоящему Положению и закрепленных в договоре (договорах) залога, заключенном (заключенных) с Банком России в целях обеспечения исполнения обязательств банка-заемщика по договору на предоставление кредита Банка России.

2.2. Факты, указанные в подпункте 2.1.5 пункта 2.1 настоящего Положения, фиксируются путем направления банку, являвшемуся (являющемуся) банком-заемщиком, уведомления Банка России о приостановлении на срок 6 месяцев права на получение кредитов Банка России в соответствии с настоящим Положением.

2.3. Указанные в настоящей главе критерии должны выполняться на день (дни) проверки Банком России их выполнения в период рассмотрения Банком России вопроса о предоставлении банку — потенциальному заемщику кредита Банка России, на дату заключения между Банком России и банком — потенциальным заемщиком договора на предоставление кредита Банка России, на день предоставления кредита Банка России банку-заемщику и в течение всего срока пользования банком-заемщиком кредитом Банка России.

Глава 3. Обеспечение по кредитам Банка России

3.1. В целях обеспечения исполнения банком — заемщиком обязательств по договору на предоставление кредита Банка России Банк России заключает с банком-заемщиком договор (договоры) залога в виде заклада векселей на условиях, предлагаемых в приложении 2 к настоящему Положению, и (или) договор (договоры) залога прав требования по кредитному договору на условиях, предлагаемых в приложении 3 к настоящему Положению, или заключает с банком-поручителем (банками-поручителями) договор (договоры) поручительства на условиях, изложенных в приложении 4 к настоящему Положению.

3.2. Условия обеспеченности кредитов Банка России, изложенные в настоящей главе, должны выполняться на день (дни) проверки Банком России их выполнения в период рассмотрения Банком России вопроса о предоставлении банку — потенциальному заемщику кредита Банка России, на день заключения между Банком России и банком — потенциальным заемщиком договора на предоставление кредита Банка России, на день предоставления кредита Банка России банку-заемщику и в течение всего срока пользования банком-заемщиком кредитом Банка России. При этом в течение срока пользования банком-заемщиком кредитом Банка России не является нарушением условий обеспеченности кредита Банка России снижение международного рейтинга банка-поручителя (банков-поручителей) ниже уровня, установленного Банком России (невыполнение требований, предусмотренных подпунктом 3.6.6 пункта 3.6 настоящего Положения).

В отношении имущества или поручительства, представляемого в качестве замены (дополнительного) обеспечения, на дату заключения дополнительных соглашений к соответствующим договорам залога (договорам поручительства) или новых договоров залога (договоров поручительства) должны выполняться все условия обеспеченности кредитов Банка России, относящиеся к соответствующему имуществу или поручительствам.

Кредит Банка России признается обеспеченным, если выполняются следующие условия:

3.2.1. Имущество, обеспечивающее исполнение обязательств банка-заемщика по кредиту Банка России (вексель (векселя) и право требования по кредитному договору (права требования по кредитным договорам), в зависимости от его вида соответствует критериям, установленным пунктами 3.3 или 3.4 настоящего Положения, и его стоимость (для векселя — его покупная стоимость, но не выше вексельной суммы; для права требования по кредитному договору — сумма основного долга (величина непогашенной части суммы основного долга) по соответствующему кредиту), скорректированная на соответствующие поправочные коэффициенты, равна предполагаемой или оставшейся к погашению сумме обязательств банка — потенциального заемщика (банка-заемщика) по кредиту Банка России или превышает указанную сумму.

Стоимость векселей (прав требования по кредитным договорам) рассчитывается в валюте Российской Федерации.

Вексельная сумма (сумма основного долга по кредиту), указанная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли исходя из курса соответствующей иностранной валюты к рублю, обусловленного в векселе (кредитном договоре) для осуществления выплаты вексельной суммы (суммы основного долга по кредиту), а если указанный курс в векселе (кредитном договоре) не обусловлен — исходя из установленного Банком России официального курса соответствующей иностранной валюты к рублю:

на день расчета стоимости соответствующего векселя (права требования по кредитному договору) — в период до предоставления кредита Банка России или до заключения дополнительного соглашения к договору залога (нового договора залога) в случае замены (представления дополнительного) обеспечения;

на день заключения дополнительного соглашения к договору залога (нового договора залога) в случае замены (предоставления дополнительного) обеспечения или возврата части имущества — в период со дня заключения указанного дополнительного соглашения;

на день предоставления кредита Банка России — в иных случаях.

Порядок расчета достаточности обеспечения по кредиту Банка России в части залога имущества приведен в приложении 5 к настоящему Положению.

3.2.2. Банк-поручитель (банки-поручители) по кредиту Банка России соответствует (соответствуют) критериям, установленным пунктом 3.6 настоящего Положения, и сумма поручительства банка-поручителя (общая сумма поручительств банков-поручителей) равна сумме требований Банка России по договору на предоставление кредита Банка России или превышает указанную сумму.

3.3. Банк России в качестве обеспечения принимает векселя, соответствующие следующим критериям:

3.3.1. вексель оформлен с соблюдением законодательства Российской Федерации, а также стандартов выдачи и погашения векселей, утвержденных саморегулируемыми организациями участников вексельного рынка, заключившими с Банком России соглашение о взаимодействии (далее — Стандарты) (информация об указанных организациях публикуется в «Вестнике Банка России»), и не включен указанными организациями в перечень ценных бумаг, выбывших из законного владения (указанные перечни публикуются саморегулируемыми организациями участников вексельного рынка, заключившими с Банком России соглашение о взаимодействии);

3.3.2. все надписи на векселе совершены на русском языке;

3.3.3. вексель выписан в рублях или в одной из иностранных валют, перечень которых установлен нормативным актом Банка России;

3.3.4. вексель является простым;

3.3.5. вексель имеет срок платежа «на определенный день» или «по предъявлении, но не ранее»;

3.3.6. срок платежа по векселю (дата, начиная с которой вексель может быть предъявлен к платежу) наступает не раньше, чем через 30 календарных дней после наступления срока (предполагаемого срока) возврата кредита Банка России (последней части суммы основного долга по кредиту Банка России);

3.3.7. вексель отнесен к I или II категории качества в соответствии с Положением Банка России N 254-П;

3.3.8. вексель не обременен другими обязательствами банка-заемщика, в отношении векселя отсутствуют споры и предъявленные в установленном порядке требования;

3.3.9. векселедателем является организация — резидент Российской Федерации;

3.3.10. векселедателем является одна из следующих организаций:

3.3.10.1. организация, соответствующая критериям, установленным пунктом 3.5 настоящего Положения;

3.3.10.2. организация, осуществляющая виды экономической деятельности, включенные в разделы C-F, I Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред.1) (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт и связь), при этом на векселе совершен аваль за векселедателя (оформлен в соответствии с требованиями Стандартов), а авалистом по векселю является организация, соответствующая критериям, установленным пунктом 3.5 настоящего Положения, и векселедатель является дочерней организацией по отношению к авалисту. Вид экономической деятельности, осуществляемой организацией, определяется по коду ОКВЭД, проставленному на титульном листе бухгалтерского баланса организации (форма N 1, утвержденная Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 года N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (по заключению Министерства Юстиции Российской Федерации от 5 августа 2003 года N 07/8121-АК Приказ в государственной регистрации не нуждается);

3.3.11. банк-заемщик является собственником векселя (в качестве первого векселедержателя или на основании непрерывного ряда индоссаментов);

3.3.12. вексель не содержит оговорок, за исключением оговорки «без оборота на Банк России» и оговорки эффективного платежа в иностранной валюте.

3.4. Право требования по кредитному договору, передаваемое банком-заемщиком в обеспечение по кредиту Банка России, кредитный договор, которым удостоверяется указанное право, а также кредит, предоставленный в соответствии с указанным договором, должны соответствовать следующим критериям:

3.4.1. кредитный договор заключен с соблюдением законодательства Российской Федерации между банком-заемщиком и организацией — резидентом Российской Федерации;

3.4.2. кредитный договор заключен с одной из следующих организаций:

3.4.2.1. организацией, которая соответствует критериям, установленным пунктом 3.5 настоящего Положения;

3.4.2.2. организацией, осуществляющей виды экономической деятельности, указанные в подпункте 3.3.10.2 пункта 3.3 настоящего Положения, при этом обязательства по кредитному договору в полной сумме обеспечены поручительством организации, соответствующей критериям, установленным пунктом 3.5 настоящего Положения, и кредитный договор заключен с организацией, являющейся дочерней организацией по отношению к организации — поручителю;

3.4.3. сумма основного долга по кредиту выражена в рублях или в одной из иностранных валют, перечень которых установлен нормативным актом Банка России;

3.4.4. кредитный договор предусматривает погашение суммы (последней части суммы) основного долга по кредиту в срок не ранее, чем через 30 календарных дней после наступления срока (предполагаемого срока) погашения суммы (последней части суммы) основного долга по кредиту Банка России;

3.4.5. кредитный договор не содержит ограничений на переход прав требований кредитора к другому лицу без согласия заемщика;

3.4.6. право требования по кредитному договору не обременено иными обязательствами банка-заемщика, в отношении указанного права требования отсутствуют споры и предъявленные в установленном порядке требования;

3.4.7. кредит отнесен к I или II категории качества в соответствии с Положением Банка России N 254-П.

3.5. Организация, являющаяся векселедателем (авалистом) по векселю, который передается банком-заемщиком в обеспечение кредита Банка России, либо заемщиком (поручителем) по кредитному договору, право требования по которому передается банком-заемщиком в обеспечение кредита Банка России (далее — организация), должна отвечать следующим требованиям:

3.5.1. включена в перечень организаций, векселя которых (права требования по кредитным договорам к которым) могут приниматься в обеспечение по кредитам Банка России, а также организаций, которые могут выступать авалистами по векселям (поручителями по правам требования по кредитным договорам), принимаемым в обеспечение по кредитам Банка России. Перечень определяется в соответствии со статьей 47 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790, 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032, 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426);

3.5.2. имеет доли в уставном капитале банка-заемщика (банка -потенциального заемщика) в размере не более 20% от суммы его уставного капитала или имеет не более 20% акций банка-заемщика (банка — потенциального заемщика) и банк-заемщик (банк — потенциальный заемщик) имеет доли в уставном капитале организации в размере не более 20% от суммы ее уставного капитала или имеет не более 20% акций организации.

3.6. Банк-поручитель по кредиту Банка России (запрашиваемому кредиту Банка России) должен соответствовать следующим критериям:

3.6.1. отнесен к I категории финансового состояния «Финансово стабильные кредитные организации» в соответствии с нормативными актами Банка России;

3.6.2. не имеет недовзноса в обязательные резервы, неуплаченных штрафов за нарушение нормативов обязательных резервов, непредставленного расчета размера обязательных резервов;

3.6.3. не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам Банка России и процентам по ним;

3.6.4. не является членом одной банковской группы (банковского холдинга) с банком-заемщиком (потенциальным заемщиком) и (или) хотя бы с одним из других банков-поручителей по данному кредиту Банка России;

3.6.5. предоставил на основании договора корреспондентского счета (договоров корреспондентского субсчета) Банку России право на списание с его корреспондентского счета и корреспондентских субсчетов, открытых в Банке России, денежных средств в объеме требований Банка России по договору поручительства на основании инкассовых поручений Банка России без распоряжения банка — владельца счета;

3.6.6. соответствует требованиям Банка России о наличии международного рейтинга определенного уровня. Указанные требования публикуются в «Вестнике Банка России».

Глава 4. Порядок предоставления и погашения кредитов Банка России

4.1. Порядок предоставления Банком России банкам кредита Банка России и его погашения изложен в приложении 6 к настоящему Положению.

Глава 5. Заключительные положения

5.1. Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
С.М. Игнатьев

Приложения в «Российской бизнес-газете» не публикуются. Полный текст — в «Вестнике Банка России» от 17 августа с.г.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Законом Новосибирской области от 13.12.2006 № 63-ОЗ «О защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера», Правительство Новосибирской области постановляет:

Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 18.03.2020 № 72-п «О введении режима повышенной готовности на территории Новосибирской области» изменение, изложив в следующей редакции:

«В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Законом Новосибирской области от 13.12.2006 № 63-ОЗ «О защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера», решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Новосибирской области (далее — комиссия) от 18.03.2020 № 8/1, в соответствии с решением, принятым по итогам совещания по призыву граждан на военную службу от 26.05.2020, в связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), постановлениями Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», постановлениями Главного Государственного санитарного врача по Новосибирской области от 05.04.2020 № 002/1 «О дополнительных мерах по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Новосибирской области», от 30.04.2020 № 008 «О дополнительных мерах по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Новосибирской области», предложениями Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области (письма от 20.04.2020 № 54 00-06/001-3360-2020, от 23.04.2020 № 54-00-06/001-3510-2020), Правительство Новосибирской области постановляет:

1. Ввести на территории Новосибирской области с 14:00 18 марта 2020 года режим повышенной готовности.

2. Для предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации задействовать силы и средства территориальной подсистемы Новосибирской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС).

3. В целях предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации рекомендовать:

1) приостановить проведение на территории Новосибирской области массовых мероприятий с участием граждан, в том числе в сфере культуры, физической культуры и спорта, выставочной, развлекательной и просветительской деятельности;

2) гражданам при появлении первых респираторных симптомов незамедлительно обратиться за медицинской помощью на дому без посещения медицинских организаций;

3) гражданам, вернувшимся в Российскую Федерацию и прибывшим в Новосибирскую область после 31.03.2020 через Международный аэропорт Новосибирск (Толмачёво) им. А.И. Покрышкина, соблюдать решения санитарных врачей о помещении в обсерватор;

4) гражданам, вернувшимся в Российскую Федерацию и прибывшим в Новосибирскую область после 31.03.2020, кроме указанных в подпункте 3 настоящего пункта, обеспечить нахождение в домашних условиях на срок 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию, передавать сведения о своем возвращении в Российскую Федерацию, месте, датах пребывания за пределами Российской Федерации, контактную информацию на «горячую линию», организованную в Новосибирской области, на единый номер телефона 112;

5) гражданам, в отношении которых приняты постановления санитарных врачей об изоляции, применять технологии электронного мониторинга местоположения в определенной геолокации с использованием программного обеспечения «Мобильное Приложение «112-Экстренная помощь» (функционал раздела «COVID 19»);

6) работодателям, осуществляющим деятельность на территории Новосибирской области:

а) обеспечить измерение температуры тела работникам на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой;

б) рекомендовать оказывать работникам содействие в обеспечении соблюдения режима удаленной работы на дому;

в) при поступлении запроса Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области незамедлительно представлять информацию о всех контактах заболевшего новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019) в связи с исполнением им трудовых функций, обеспечить проведение дезинфекции помещений, где находился заболевший;

г) рекомендовать не допускать на рабочее место и (или) территорию организации работников из числа граждан, указанных в подпунктах 3, 4 настоящего пункта, а также работников, в отношении которых приняты постановления санитарных врачей об изоляции;

д) информировать Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области (тел.: (383) 220 26 78, e-mail: Upravlenie@54.rospotrebnadzor.ru) в случае прибытия работников из стран с неблагополучной эпидемиологической ситуацией по новой коронавирусной инфекции (COVID-2019);

е) рекомендовать отменить либо сократить командировки сотрудников в страны, на территории которых зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), а также регионы Российской Федерации с зарегистрированными случаями новой коронавирусной инфекции (COVID-2019);

ж) рекомендовать отменить либо перенести конференции, совещания и другие мероприятия с международным, межрегиональным очным участием сотрудников, проведение осуществлять по возможности с использованием видео-, аудио конференцсвязи;

з) рекомендовать работникам не выезжать за пределы Российской Федерации в период ежегодного оплачиваемого отпуска.

4. Приостановить (ограничить) деятельность находящихся на территории Новосибирской области отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, определенных Правительством Новосибирской области, за исключением:

1) непрерывно действующих организаций;

2) медицинских и аптечных организаций;

3) организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости;

4) организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;

5) организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;

6) организаций, предоставляющих финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);

7) иных организаций, определенных решениями Правительства Новосибирской области.

5. Министерству здравоохранения Новосибирской области (Хальзов К.В.):

1) обеспечить возможность оформления листков нетрудоспособности без посещения медицинских организаций лицам, прибывшим с территорий, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), иным лицам, подлежащим изоляции в соответствии с настоящим постановлением;

2) организовать работу медицинских организаций с приоритетом оказания медицинской помощи на дому лихорадящим больным с респираторными симптомами, в первую очередь лицам старше 60 лет, для чего обеспечить усиление амбулаторной службы сотрудниками отделений профилактики, фтизиатрической службы и клиническими ординаторами образовательных организаций высшего образования;

3) организовать работу медицинских организаций с приоритетом оказания медицинской помощи на дому по своевременному выявлению больных с респираторными симптомами, обеспечению качественной первичной медико-санитарной помощи лицам из группы риска (лицам в возрасте старше 60 лет, в том числе в организациях социального обслуживания, а также лицам, страдающим хроническими заболеваниями бронхо-легочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем), для чего обеспечить усиление амбулаторной службы студентами образовательных организаций высшего медицинского образования, обучающимися на последнем курсе (6 курсе) по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», а также студентами образовательных организаций среднего профессионального образования, обучающимися на последнем курсе по специальности «фельдшер»;

4) обеспечить готовность медицинских организаций, осуществляющих медицинскую помощь стационарно и амбулаторно, оказывающих скорую медицинскую помощь, к приему и оперативному оказанию медицинской помощи больным с респираторными симптомами, отбор биологического материала для исследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-2019);

5) совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области обеспечить:

а) изоляцию в домашних условиях граждан, имеющих признаки респираторной инфекции, с учетом клинических и эпидемиологических показаний в порядке, определенном приказом министерства здравоохранения Новосибирской области;

б) госпитализацию в специализированные медицинские организации граждан, у которых по результатам лабораторных исследований подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в порядке, определенном приказом министерства здравоохранения Новосибирской области;

в) изоляцию лиц, контактных с больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019), в порядке, определенном приказом министерства здравоохранения Новосибирской области;

г) изоляцию граждан, проживающих на территории Новосибирской области, подлежащих призыву на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации в 2020 году, при отсутствии клинических проявлений — в обсерватор;

6) обеспечить оформление листков нетрудоспособности гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на период обеспечения их изоляции в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта;

7) обеспечить отдельный прием пациентов с признаками острых респираторных вирусных инфекций (далее — ОРВИ), внебольничной пневмонии в порядке, определенном приказом министерства здравоохранения Новосибирской области;

8) организовать мониторинг обращений лиц, больных ОРВИ (средне-тяжелые и тяжелые формы), внебольничными пневмониями, за медицинской помощью, вызовов скорой медицинской помощи, а также учет количества госпитализированных и выписанных лиц, больных ОРВИ и внебольничными пневмониями, лиц, помещенных в обсерваторы, в ежедневном режиме;

9) совместно с министерством труда и социального развития Новосибирской области (Фролов Я.А.) во взаимодействии с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области (Щербатов А.Ф.) обеспечить развертывание в достаточном количестве обсерваторов на базе организаций, в которых могут быть соблюдены требования по изоляции и охране территории, для изоляции и медицинского наблюдения за гражданами, помещенными в обсерватор;

10) в порядке, определенном приказом министерства здравоохранения Новосибирской области, обеспечить обязательное проведение лабораторного обследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-2019) следующих категорий лиц:

вернувшихся на территорию Российской Федерацию с признаками респираторных заболеваний;

имеющих признаки респираторной инфекции;

контактировавших с больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019);

с диагнозом «внебольничная пневмония»;

достигших 65 лет и обратившихся за медицинской помощью с симптомами респираторного заболевания;

медицинских работников, имеющих риски инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019) на рабочих местах, — 1 раз в неделю, а при появлении симптомов, не исключающих новую коронавирусную инфекцию (COVID-2019), — немедленно;

находящихся в учреждениях постоянного пребывания независимо от организационно-правовой формы (специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, кадетские корпуса, дома-интернаты, учреждения ФСИН России) и персонал таких организаций — при появлении симптомов респираторного заболевания;

11) совместно с оперативным штабом по профилактике коронавирусной инфекции (Нелюбов С.А.) организовать лабораторную диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) с привлечением всех лабораторий организаций вне зависимости от их организационно-правовой формы, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с возбудителями III-IV группы патогенности с использованием методов, не предполагающих выделение возбудителя, соответствующие условия работы и обученный персонал, владеющий методом полимеразно-цепной реакции (ПЦР).

6. Министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (Костылевский А.В.):

1) совместно с министерством здравоохранения Новосибирской области (Хальзов К.В.) и во взаимодействии с администрацией Международного аэропорта Новосибирск (Толмачёво) им. А.И. Покрышкина обеспечить транспортировку граждан, помещаемых в обсерватор, до места изоляции в условиях, исключающих риски инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019);

2) во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, организациями транспортного обслуживания населения обеспечить контроль за обязательным использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) персоналом транспортно-пересадочных узлов, транспортных средств (метрополитен, поезда, автобусы и другие виды общественного транспорта).

7. Министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (Гончаров А.А.) во взаимодействии с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области (Щербатов А.Ф.) обеспечить контроль за обязательным использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) персоналом мест с массовым пребыванием людей, за исключением случаев, указанных в пункте 6 настоящего постановления.

8. Оперативному штабу по профилактике коронавирусной инфекции (Нелюбов С.А.) совместно с министерством труда и социального развития Новосибирской области (Фролов Я.А.) обеспечить взаимодействие с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области, организациями, в которых могут быть соблюдены требования по изоляции и охране территории, по вопросам разворачивания в достаточном количестве обсерваторов на базе указанных организаций.

9. Рекомендовать федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Маринкин И.О.):

1) обеспечить усиление амбулаторной службы медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Новосибирской области, клиническими ординаторами для оказания медицинской помощи на дому лихорадящим больным с респираторными симптомами, в первую очередь лицам старше 60 лет, и обучающимися на последнем курсе (6 курсе) по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия» студентами для оказания медицинской помощи на дому по своевременному выявлению больных с респираторными симптомами, обеспечению качественной первичной медико-санитарной помощи лицам из группы риска (лицам в возрасте старше 60 лет, в том числе в организациях социального обслуживания, а также лицам, страдающим хроническими заболеваниями бронхо-легочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем);

2) осуществление взаимодействия с министерством здравоохранения Новосибирской области в части проведения обучающих мероприятий по вопросам диагностики, лечения и профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в том числе по проведению разъяснительной работы с населением.

10. Рекомендовать руководителям федеральных, ведомственных медицинских учреждений и частных медицинских организаций, расположенных на территории Новосибирской области:

1) оказывать содействие министерству здравоохранения Новосибирской области в организации медицинской помощи пациентам, находящимся на лечении в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Новосибирской области, а также маршрутизации пациентов в связи с введением министерством здравоохранения Новосибирской области временного перепрофилирования подведомственных учреждений;

2) оказывать содействие в усилении амбулаторной и стационарных служб медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Новосибирской области, сотрудниками, клиническими ординаторами;

3) организовать мониторинг обращений лиц, больных ОРВИ (средне-тяжелые и тяжелые формы), внебольничными пневмониями, за медицинской помощью, а также учет количества госпитализированных и выписанных лиц, больных ОРВИ и внебольничными пневмониями, во взаимодействии с министерством здравоохранения Новосибирской области.

11. Оперативному штабу по профилактике коронавирусной инфекции (Нелюбов С.А.) обеспечить взаимодействие с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области, Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области по вопросам предупреждения угрозы завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).

12. Органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области:

1) обеспечить введение режима повышенной готовности на территории соответствующих муниципальных образований, обеспечить в рамках режима повышенной готовности реализацию мероприятий, направленных на предупреждение возникновения чрезвычайной ситуации, указанных в настоящем постановлении;

2) обеспечить организацию и деятельность штабов по координации действий и сбору оперативной информации об обстановке на подведомственной территории, обеспечить взаимодействие с руководителями организаций, индивидуальными предпринимателями для привлечения дополнительных сил и средств на мероприятия по противодействию завозу и распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019);

3) организовать сбор, обработку и передачу информации об обстановке в зоне режима повышенной готовности и о ходе проведения работ по предотвращению угрозы возникновения чрезвычайной ситуации в оперативный штаб по профилактике коронавирусной инфекции.

13. Рекомендовать территориальным управлениям федеральных органов исполнительной власти по Новосибирской области обеспечить исполнение требований и рекомендаций режима повышенной готовности, указанных в настоящем постановлении, и взаимодействие с областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области в части его реализации.

14. Областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территории Новосибирской области, принять меры по реализации требований и рекомендаций режима повышенной готовности, указанных в настоящем постановлении.

15. Распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы.

16. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.».

Губернатор Новосибирской области А.А.Травников

Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте «Российской Газеты» не является их официальной публикацией

Положение № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» было принято Банком России 20 марта 2006 года. В силу оно вступило 1 июня 2006 года и с тех пор многократно дополнялось. Данный документ заменил положение Банка России от 9 июля 2003 года № 232-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери».

Положение № 283-П устанавливает порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери и нормы осуществления Банком России надзора за его соблюдением. Здесь же определены пять классификационных категорий качества риска и критерии отнесения к ним. Различие в положениях № 254-П и № 283-П заключается в том, что первое регламентирует создание резервов по ссудной и приравненной к ней задолженности (т. е. по различным формам кредитов), а второе – по другим видам задолженности, которая не является ссудной.

Основная цель создания положения – методологическая проработка процесса оценки уровня рисков при осуществлении банковских операций и создания резервов под возможные кредитные потери (по задолженности, не являющейся ссудной). Все банки обязаны руководствоваться данным положением при осуществлении банковских операций и формировании резервов на возможные потери. Также кредитные организации могут создавать собственные методики при оценке рисков тех или иных банковских операций ссуд и формирования резервов по ним. Важно, чтобы собственная методика банка не противоречила нормам установленных ЦБ правил.

Резерв на возможные потери формируется:

– по балансовым активам, по которым существует риск понесения потерь;

– условным обязательствам кредитного характера, отраженным на внебалансовых счетах;

– срочным сделкам, которые исполняются в срок не ранее третьего рабочего дня после дня их заключения;

– прочим потерям.

Важно отметить, что действия данного положения не распространяются:

– на ссуды и приравненную к ней задолженность, определенную в положении № 254-П;

– сделки, которые исполняются сторонами в срок (дата расчетов по которым приходится на срок) не позднее второго рабочего дня после дня их заключения (наличные сделки);

– платежи (предоплата) за услуги;

– операции с Банком России;

– операции в соответствующей валюте с центральными банками стран, входящих в группу развитых стран;

– денежные обязательства по обратной (срочной) части сделок по отчуждению финансовых активов с одновременным принятием обязательств по их обратному приобретению;

– вложения кредитных организаций в акции (доли участия), уменьшающие сумму основного капитала;

– вложения в ценные бумаги, приобретенные по договорам с обратной продажей;

– отражаемые в бухгалтерском учете по рыночной цене вложения в ценные бумаги, по которым осуществляется переоценка;

– вложения в ценные бумаги, приобретенные по договорам займа.

Обязательства, по которым создаются резервы в соответствии с положением, делятся на несколько категорий качества и зависят от оценки уровня связанных с ними рисков.

I категория качества — анализ деятельности контрагента и (или) функционирования рынка не выявил реальной и потенциальной угрозы потерь. Есть основания полагать, что контрагент полностью и своевременно исполнит свои обязательства.

II категория качества — анализ деятельности контрагента и (или) функционирования рынка позволяет констатировать существование умеренной потенциальной угрозы потерь. Например, кредитной организации стало известно о наличии в деятельности контрагента недостатков в управлении, системе внутреннего контроля или других отрицательных аспектов, и (или) прогнозируется неблагоприятное развитие ситуации на рынках, на которых работает контрагент.

III категория качества — анализ деятельности контрагента и (или) функционирования рынка выявил существование серьезной потенциальной или умеренной реальной угрозы потерь. Например, констатировано кризисное состояние рынков или ухудшение финансового положения контрагента.

IV категория качества — анализ деятельности контрагента и (или) функционирования рынка выявил одновременное наличие потенциальных и умеренных реальных угроз (например, указанных выше) либо существенных реальных угроз частичных потерь (к примеру, имеются затруднения в исполнении контрагентом своих обязательств).

V категория качества — есть достаточные основания полагать, что стоимость отдельного элемента расчетной базы резерва будет полностью потеряна в связи с неисполнением контрагентом договорных обязательств.

Под элементом расчетной базы понимается отдельное типовое обязательство контрагента перед кредитной организацией, по которому нужно оценить риски (остаток на ностро-счете, вложения в ценную бумагу и начисленный купон по ней и т. д.).

Размер расчетного резерва, т. е. резерва, отражающего по каждому элементу расчетной базы величину потерь кредитной организации без учета факта наличия и качества обеспечения, определяется в соответствии с категорией качества, к которой он отнесен: I категория качества — 0%, II категория — от 1% до 20%, III категория — от 21% до 50%, IV категория — от 51% до 100% и V категория — 100%.

Отнесение элемента расчетной базы резерва к какой-либо категории качества производится на основании оценки финансового положения контрагента (эмитента) данного обязательства. При этом для оценки используется набор информации о контрагенте, аналогичный набору информации в положении № 254-П (приложение 2).

Соответствующие разделы положения регламентируют создание резервов на потери по ссудам по различным видам элементов расчетной базы (обязательствам).

Положением Банка России от 23 октября 2017 года N 611-П настоящее Положение № 238-П признано утратившим силу с 19 марта 2018 года.

Положение № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» от 20 марта 2006 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *