Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы

2.1. Отличия военной службы от гражданской и правоохранительной государственной службы

Военная служба, являясь видом государственной службы, имеет ряд специфических признаков, отличающих ее от гражданской и правоохранительной государственной службы; по своему сущностному содержанию военная служба имеет ярко выраженные особенности.

Семантическое значение слова «особый» заключается в том, что предмет или явление, обладающие определенным свойством, обладают признаками, которых не имеют другие, близкие по своим общим свойствам или признакам предметы или явления. Применительно к предмету исследования необходимо выявить признаки, которые свойственны только военной службе, детерминированы ее сущностью и не характерны для других видов государственной службы, т.е. особенности военной службы. В то же время разновидности государственной службы, в том числе военная, имеют различия в общих признаках, характеризующих единый правовой институт государственной службы, т.е. можно выделить отличия военной службы1.

Наиболее общее отличие правоохранительной и военной видов государственной службы от гражданской государственной службы заключается в предназначении этих видов государственной службы, т.е. в выполняемых ими функциях и задачах. Для военной службы характерны следующие признаки:

— специфика выполняемых задач и функций в области обороны и военной безопасности;

— наличие специальных принципов в организации военной службы;

— особые условия службы, нередко сопряженные с риском для жизни и здоровья;

— особые служебные обязанности (обязанности военной службы);

— наличие регулирования военно-служебных отношений через общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе ДУ ВС РФ, учитывающие особенности должностных функций и условия военной службы;

— особые условия и порядок поступления на военную службу, ее прохождения, присвоения воинских званий, назначения на должности, прекращения службы;

— наличие особого статуса военнослужащих;

— особый порядок привлечения к видам правовой ответственности (прежде всего уголовной, дисциплинарной и материальной);

— специальное обеспечение (денежное довольствие, социальные гарантии, форма, знаки различия и отличия и т.п.).

Функциональное предназначение отдельных видов государственной службы обусловливает их специфику и отличия военной службы от других видов государственной службы Российской Федерации.

Федеральная государственная служба предназначена для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, т.е. обеспечения осуществления строго определенных задач и функций, возложенных на них государством, по предметам ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов1.

Выполнение служебных функций в том или ином звене государственного аппарата имеет свои особенности, выражающиеся в содержании и конкретных организационно-правовых формах их осуществления. Такие особенности имеют место, как в организационной структуре самих органов, так и в деятельности служащих (в том числе военнослужащих) каждого ведомства по выполнению возложенных на них задач. Это обусловлено тем, что в отраслевой деятельности государственных органов, в том числе тех, в которых законом предусмотрена военная служба, отражается не целиком та или иная функция, а лишь некоторая часть, характеризующая отдельную ее сторону.

Военная служба, как и государственная служба в целом, организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. Деятельность государственных служащих разных ведомств имеет свои особенности, так как они выполняют свойственные данной отрасли задачи, связанные с осуществлением различных функций государства или отдельных их сторон. Деятельность военнослужащих осуществляется в специальных относительно самостоятельных государственных организациях и органах, ее содержание и организационно-правовые формы определяются государством, предназначением Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, функциями и задачами, возложенными на них. Целостность государства и государственный суверенитет обеспечиваются деятельностью ряда государственных органов и организаций.

Таким образом, военная служба в отличие от гражданской государственной службы, предназначенной для формирования и реализации государственно-управляющих воздействий, предназначена для реализации функций собственно государства в области обороны и военной безопасности, т.е. является деятельностью военнослужащих в целях обеспечения решения специфических задач по защите Отечества (обороны, в условиях военного и чрезвычайного положения, в период мобилизации и вооруженных конфликтов), а также в соответствии с международными договорами.

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. № 256 «Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 23, ст. 2309; 2007, № 9, ст. 1087; 2012, № 14, ст. 1632; 2013, № 13, ст. 1559; 2015, № 1, ст. 262).

Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев

Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2017 г. № 789

Изменения, которые вносятся в Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы

1. Пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7. В срок альтернативной гражданской службы не засчитывается:
а) срок отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;
б) время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем работникам, совмещающим работу с получением образования;
в) время нахождения в отпуске по уходу за ребенком и время проезда к месту использования указанного отпуска и обратно;
г) время прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более 4 часов подряд в течение рабочего дня (смены);
д) период отстранения от работы (недопущения к работе) в связи с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.».

2. Пункт 42 дополнить абзацем следующего содержания:

«Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы.».

3. Дополнить пунктами 421 и 422 следующего содержания:

«421. Работодатель в целях проведения проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации направляет руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту прохождения гражданами альтернативной гражданской службы заявление (в письменной форме) о наступлении следующих случаев:
а) неявка к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки;
б) отказ от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, в соответствии со срочным трудовым договором;
в) покидание населенного пункта, в котором расположена организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;
г) неявка в срок гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, на альтернативную гражданскую службу при переводе из одной организации в другую, из отпуска или медицинской организации.

422. Заявление с приложением материалов, подтверждающих наступление случаев, предусмотренных пунктом 421 настоящего Положения, направляется по истечении 2 рабочих дней со дня наступления указанных случаев заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Одновременно работодатель уведомляет военный комиссариат, направивший гражданина для прохождения альтернативной гражданской службы, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, о наступлении случаев, предусмотренных пунктом 421 настоящего Положения.».

4. Пункт 52 изложить в следующей редакции:

«52. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно. При использовании гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, отпуска по уходу за ребенком ему предоставляется свободное от работы время для проезда к месту использования указанного отпуска и обратно.».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *