Положение о СУОТ

Типовое положение о службе охраны труда — это документ, регламентирующий работу органа, ответственного за безопасность работников организации.

Трудовое законодательство гарантирует защиту здоровья и жизни работающих. Однако для реализации правовых норм необходимо принимать конкретные действия. Положение о службе охраны труда на предприятии помогает прояснить, кто будет этим заниматься и что именно делать. Разберем, когда этот документ необходим, как его правильно составить и ввести в действие.

Законодательная база

Обратимся к статье 217 Трудового кодекса. Приказ о положении службы охраны труда необходимо издавать на производственных предприятиях, чей штат включает более 50 сотрудников.

Это может быть как самостоятельное структурное подразделение, так и ответственный сотрудник в единственном лице. Если число трудящихся меньше, руководитель должен ориентироваться на специфику деятельности. В целом в такой ситуации это его право, а не обязанность. Однако и в других сферах, не связанных с производством, такой орган может понадобиться. Сориентироваться по содержанию поможет Постановление Минтруда № 14 от 08.02.2000

Как разработать образец положения о службе охраны труда 2020

Строгой формы законодательство не предусматривает. Для экономии времени можно взять за основу Постановление Минтруда № 14 от 08.02.2000, а также можно посмотреть Приказ Минтруда № 438н России от 19.08.2016. Однако в целом Приказ Минтруда касается системы управления ОТ, и полностью отождествлять их нельзя, но и пренебрегать не стоит.

Если решено разрабатывать документ самостоятельно, следует отразить в нем следующее:

  1. Вступительная часть. Этот раздел рассказывает, что такое СОТ, зачем ее создают, какое место в оргструктуре она займет.
  2. Цели и задачи органа. Здесь нужно подробно расписать, что именно он делает.
  3. Мероприятия и документация, связанные с функционированием СОТ.
  4. Перечень возможных опасностей, от которых следует защищать работников.
  5. Планирование и контроль деятельности органа.
  6. Порядок расследования несчастных случаев, степень и мера ответственности СОТ.

Мероприятия следует взять из Приложения к Приказу Минздравсоцразвития № 181н от 01.03.2012. Все остальные пункты должны соответствовать деятельности конкретной организации.

Как утвердить

Чтобы документ начал действовать, необходим приказ об утверждении положения службы охраны труда. В нем нужно обосновать необходимость введения его в действие и указать, с какой даты оно имеет силу. В этом же приказе может содержаться информация:

  • о создании самой СОТ;
  • ее руководителе и сотрудниках;
  • их должностных окладах.

Подписывает его руководитель организации. Обычно он назначает ответственного за ознакомление персонала с принятым документом. После этого в верхнем правом углу ПоСОТ можно ставить гриф «Утверждаю» с датой и подписью руководителя.

Если вводится в действие новое Положение о службе охраны труда в организации, в распоряжении необходимо обозначить прекращение старого.

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

1. Общие положения

1.1. Положение о системе управления охраной труда (далее – Положение) в образовательной организации (далее – ОО) устанавливает:

— общие требования к разработке, внедрению и функционированию системы управления охраной труда (далее – СУОТ) в ОО;

— единый порядок подготовки, принятия и реализации решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и прочих мероприятий, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников ОО;

— основные направления работы по охране труда в ОО;

— порядок распределения обязанностей и ответственности в области охраны труда;

— порядок и способы оценки эффективности действия СУОТ ОО.

1.2. СУОТ ОО разрабатывается, внедряется и функционирует в соответствии с характером деятельности организации.

1.3. СУОТ является неотъемлемой частью системы управления охраной труда в ОО и включает в себя следующие ключевые элементы:

— цели в области охраны труда, задачи и программы по достижению поставленных целей;

— планирование и организацию в ОО работы по охране труда;

— процедуры СУОТ;

— механизмы контроля функционирования СУОТ;

— проведение анализа эффективности действия ее СУОТ.

1.4. Целью разработки и внедрения СУОТ в ОО является обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников, а также обеспечение соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.

1.5. В настоящем Положении используются следующие термины:

— охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

— система управления охраной труда – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей;

— опасность – потенциальный источник возникновения ущерба;

— опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

— вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

— риск – сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба;

— умеренный риск – риск, который может быть уменьшен до практически обоснованного уровня путем реализации мероприятий по снижению и (или) исключению риска в установленные сроки;

— высокий риск – риск, требующий немедленного устранения, вплоть до приостановки работ, либо снижения до уровня умеренного или планирование и выполнение мероприятий по снижению и (или) исключению рисков в установленные сроки;

— корректирующее действие – мероприятие, разработанное по результатам выявления причины несоответствия и направленное на устранение этой причины.

— несоответствие – частичное или полное невыполнение требований;

— предупреждающее действие – мероприятие, направленное на предотвращение возникновения несоответствия;

— реестр опасностей – форма записи информации об идентифицированной опасности;

— требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;

— условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

2. Политика в области охраны труда

2.1. Политика по охране труда обеспечивает:

— приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;

— соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

— выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;

— непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;

— личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда.

2.2. В Политике по охране труда отражаются:

— положения о соответствии условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

— обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшению здоровья работников;

— положения об учете специфики деятельности и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;

— порядок совершенствования функционирования СУОТ.

3. Цели в области охраны труда

3.1. Основная цель охраны труда – профилактика несчастных случаев и повреждений здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, обеспечение должных условий труда в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в области охраны труда, обеспечение защиты прав работников в области охраны труда.

3.2. Основные цели в области охраны труда (далее – цели) отражаются в Политике по охране труда и достигаются путем реализации процедур, предусмотренных разделом 5 настоящего Положения.

4. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами)

4.1. Руководитель ОО (далее – работодатель):

— гарантирует права работников на охрану труда, включая обеспечение условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;

— обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха работников;

— обеспечивает своевременное страхование работников от несчастных случаев, профессиональных рисков;

— организует безопасную эксплуатацию административных зданий, оборудования, безопасность технологических процессов;

— принимает меры по предотвращению аварий, сохранению жизни и здоровья работников и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим первой помощи;

— обеспечивает создание и функционирование СУОТ;

— руководит разработкой организационно-распорядительных документов в сфере охраны труда;

— обеспечивает комплектование службы охраны труда квалифицированными специалистами;

— организует в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации проведение за счет средств ОО обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников (при необходимости);

— обеспечивает соблюдение установленного порядка обучения и профессиональной подготовки работников, включая подготовку по охране труда, с учетом необходимости поддержания необходимого уровня компетентности для выполнения служебных обязанностей, относящихся к обеспечению охраны труда;

— допускает к самостоятельной работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих противопоказаний к указанной работе;

— обеспечивает приобретение и выдачу за счет средств ОО специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с условиями труда и согласно типовым нормам их выдачи;

— обеспечивает приобретение и функционирование средств коллективной защиты;

— организует проведение специальной оценки условий труда;

— организует управление профессиональными рисками;

— организует и проводит контроль за состоянием условий и охраны труда;

— осуществляет информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

— обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работникам в соответствии с требованиями охраны труда;

— принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;

— своевременно информирует органы государственного надзора за соблюдением трудового законодательства о происшедших авариях, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;

— организует исполнение указаний и предписаний органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности;

— по представлению уполномоченных представителей органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства отстраняет от работы лиц, допустивших неоднократные нарушения требований охраны труда.

4.2. Работодатель через своих заместителей и руководителей структурных подразделений ОО:

— приостанавливает работы в случаях, установленных требованиями охраны труда;

— обеспечивает доступность документов и информации, содержащих требования охраны труда, действующие у работодателя, для ознакомления с ними работников и иных лиц.

4.3. Работники:

— обеспечивают соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения своих трудовых функций, включая выполнение требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, а также соблюдение производственной, технологической и трудовой дисциплины, выполнение указанных работодателем работ;

— проходят медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования, химико-токсикологические исследования по направлению работодателя;

— участвуют в контроле за состоянием условий и охраны труда;

— содержат в чистоте свое рабочее место;

— перед началом рабочего дня проводят осмотр своего рабочего места, о выявленных при осмотре недостатках докладывают своему непосредственному руководителю и действуют по его указанию;

— правильно используют средства индивидуальной и коллективной защиты и приспособления, обеспечивающие безопасность труда;

— извещают своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), или иных лиц.

4.4. Служба по охране труда:

— обеспечивает функционирование СУОТ;

— осуществляет руководство организационной работой по охране труда, координирует и контролирует работу структурных подразделений ОО;

— осуществляет контроль за обеспечением работников нормативно-правовой и методической документацией в области охраны труда;

— контролирует соблюдение требований охраны труда, трудового законодательства в части охраны труда, режимов труда и отдыха работников, указаний и предписаний органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства по результатам контрольно-надзорных мероприятий;

— осуществляет контроль за состоянием условий и охраны труда;

— организует разработку структурными подразделениями ОО планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контролирует их выполнение;

— осуществляет оперативную и консультативную связь с органами государственного надзора за соблюдением трудового законодательства по вопросам охраны труда;

— участвует в разработке и пересмотре локальных актов по охране труда;

— контролирует обеспечение, выдачу, хранение и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, их исправность и правильное применение;

— участвует в организации и проведении специальной оценки условий труда;

— участвует в управлении профессиональными рисками;

— организует и проводит проверки состояния охраны труда в структурных подразделениях ОО;

— организует проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников;

— дает указания (предписания) об устранении имеющихся недостатков и нарушений требований охраны труда, контролирует их выполнение;

— участвует в расследовании аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, ведет учет и отчетность по ним, анализирует их причины, намечает и осуществляет мероприятия по предупреждению повторения аналогичных случаев, контролирует их выполнение.

4.5. Заместители руководителя ОО (в рамках своей компетенции и делегированных полномочий):

— обеспечивают функционирование СУОТ по своему направлению работы;

— распределяют обязанности в сфере охраны труда между своими подчиненными, в том числе делегируют им часть своих полномочий, определяют степень их ответственности;

— обеспечивают своевременное проведение периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров в структурных подразделениях;

— организуют выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;

— участвуют в проведении специальной оценки условий труда;

— участвуют в организации и проведении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурных подразделениях ОО;

— принимают меры по предотвращению аварий в структурных подразделениях ОО, сохранению жизни и здоровья работников структурных подразделений и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим в результате аварии первой помощи;

— своевременно информируют руководителя ОО об авариях, несчастных случаях, происшедших в структурных подразделениях, и профессиональных заболеваниях работников;

— обеспечивают исполнение указаний и предписаний органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности, указаний (предписаний) службы охраны труда;

— при авариях и несчастных случаях, происшедших в структурных подразделениях, принимают меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим (оказание первой помощи, вызов «скорой медицинской помощи», доставка пострадавшего в медицинское учреждение).

5. Процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда

5.1. С целью организации процедуры подготовки работников по охране труда определить:

— работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в структурных подразделениях ОО;

— вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда;

— состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда;

— регламент работы комиссии по проверке знаний требований охраны труда;

— перечень вопросов по охране труда, по которым работники проходят проверку знаний;

— порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев;

— порядок организации и проведения инструктажа по охране труда.

5.2. С целью организации процедуры организации и проведения оценки условий труда определить:

— порядок создания и функционирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также права, обязанности и ответственность ее членов;

— организационный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах в части деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда;

— порядок осуществления отбора и заключения договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда;

— порядок урегулирования споров по вопросам специальной оценки условий труда;

— порядок использования результатов специальной оценки условий труда.

5.3. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками определить порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:

— выявление опасностей;

— оценка уровней профессиональных рисков;

— снижение уровня профессиональных рисков.

5.4. Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляется работодателем с привлечением службы охраны труда, работников ОО, а также в процессе проведения специальной оценки условий труда экспертами организации, проводящей специальную оценку условий труда.

5.5. Все профессиональные риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей, анализируются, оцениваются и упорядочиваются по приоритетам риска (необходимости исключения или снижения риска).

5.6. При описании процедуры управления профессиональными рисками учитывается следующие:

— управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности;

— тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;

— все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;

— процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;

— эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.

5.7. Меры по исключению или снижению уровней профессиональных рисков:

— исключение опасной работы (процедуры);

— замена опасной работы (процедуры) менее опасной;

— реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;

— реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;

— использование средств индивидуальной защиты;

— страхование профессиональных рисков.

5.8. С целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на рабочих местах осуществлять ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочем месте.

5.9. Мероприятия по обеспечению оптимальных режимов труда и отдыха работников:

— обеспечение рационального использования рабочего времени;

— поддержание высокого уровня работоспособности и профилактика утомляемости работников.

5.10. С целью организации процедуры обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами определить:

— порядок выявления потребности в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

— порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, включая организацию учета, хранения, дезактивации, химической чистки, стирки и ремонта средств индивидуальной защиты;

— перечень профессий (должностей) работников и положенных им средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств.

5.11. Выдача работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств сверх установленных норм их выдачи или в случаях, не определенных типовыми нормами их выдачи, осуществляется в зависимости от результатов проведения процедур оценки условий труда и уровней профессиональных рисков.

6. Планирование мероприятий по реализации процедур

6.1. С целью планирования мероприятий по реализации процедур установить порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее – План).

6.2. В Плане отражаются:

— результаты проведения анализа состояния условий и охраны труда;

— общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;

— ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;

— сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;

— ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;

— источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.

7. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

7.1. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур определить порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:

— оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда;

— получение информации для определения результативности и эффективности процедур;

— получение данных, составляющих основу для принятия решения по совершенствованию СУОТ.

7.2. Основные виды контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, к которым можно отнести:

— контроль состояния рабочего места;

— контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;

— учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда;

— контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.

7.3. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются в форме акта.

8. Планирование улучшений функционирования СУОТ

8.1. При планировании улучшения функционирования СУОТ проводить анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей:

— степень достижения целей в области охраны труда;

— эффективность действий, намеченных на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;

— необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц в области охраны труда;

— необходимость обеспечения своевременной подготовки работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;

— необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.

9. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания

9.1. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости определить порядок выявления потенциально возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения.

9.2. С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний установить порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформление отчетных документов.

9.3. Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.

10. Управление документами СУОТ

10.1. Лица, ответственные за разработку и утверждение документов СУОТ, определяются руководителем организации. Также устанавливаются порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ, сроки их хранения.

10.2. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая:

— акты и иные записи данных, вытекающих из осуществления СУОТ;

— журналы учета и акты записей, данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;

— результаты контроля функционирования СУОТ.

04/03/15 Назад к блогу

Документация системы управления охраной труда

Г.З. Файнбург

заслуженный работник высшей школы РФ, директор Института безопасности труда, производства и человека ПНИПУ, доктор технических наук, профессор

Для правильного понимания работниками требований системы управления охраной труда, контроля за их выполнением и обеспечения ее эффективного функционирования организация должна разрабатывать и хранить (на современном техническом уровне) всю необходимую для этого документацию.

Все документы по охране труда можно разделить на три основных класса:

  • устанавливающая документация (это положения, формы, приказы и распоряжения, которые «устанавливают» порядок действий в сфере управления охраной труда);
  • фиксирующая документация (это так называемые «записи» или «записи данных», которые «фиксируют» факты и происходящие события в сфере управления охраной труда. Журналы инструктажей, акты, карты специальной оценки условий труда, протоколы обучения и т.п. – все это примеры «записей данных»;
  • коммуникационная документация (письма, заявления, служебные записки в сфере управления охраной труда и ответы на них).

Организацию документооборота и содержание документации определяет работодатель (т.е. в организации – ее первый руководитель). Помимо документов по охране труда и по системе управления охраной труда следует иметь подробное описание самой документации и информационных систем, необходимых для поддержания в рабочем состоянии системы управления охраной труда и документирования деятельности в этой области.

Следует также определить обязанности, ответственность и полномочия работников по ведению документации, места, где она применяется, а также ограничения, которые могут накладываться на средства хранения информации или на применение электронных и иных носителей.

Как показывает практика, документацию по охране труда надо вести очень внимательно и тщательно. Только «записи данных» и другие письменно оформленные документы могут защитить конкретного работника от известной процедуры «поиска виноватых и наказания невиновных».

Основная цель документирования информации, имеющей существенное значение для системы управления охраной труда, состоит в ее фиксации и сохранении, необходимых для проверок или расследований.

Ведение документации по охране труда – внутреннее дело организации. Она должна проанализировать свои потребности в документации и информации для системы управления охраной труда перед разработкой документации, необходимой для поддержки соответствующих процессов в области охраны труда. Чаще всего документацию по охране труда ведут в формате, принятом в данной организации для документооборота, все чаще в электронной форме.

Стандарт не устанавливает требования о том, что документацию нужно разрабатывать в определенном формате, следовательно, уже существующую в организации документацию (руководства, процедуры, методики, рабочие инструкции по охране труда) не требуется заменять, если в ней адекватно описано реальное положение.

При ведении документации необходимо учитывать ответственность и полномочия пользователей документации и информации в зависимости от степени секретности и доступности, особенно при использовании электронных носителей, а также управление вносимыми в документацию изменениями.

Следует иметь: обзорный документ или руководство по ведению документации системы управления охраной труда, реестры документов, перечни или указатели.

Вся эта махина документов требует определенного порядка в их ведении, хранении, а также четкой организации документооборота.

В организации должны быть письменно определены меры по управлению идентификацией, утверждением, выпуском и изъятием документации по охране труда. В этих процедурах должны быть ясно определены категории документов и данных, к которым они применяются.

Документация и записи данных должны быть в наличии и выдаваться по требованию, как в штатных, так и в нештатных ситуациях, включая аварийные ситуации.

Типичное упорядочение всей документации включает в себя следующее:

  • процедуры управления документированием;
  • реестры документации, перечни и указатели и места их хранения;
  • архивную документацию (некоторые документы должны храниться в течение определенного срока, установленного законодательными или другими требованиями).

Записи данных необходимо вести для показа того, что система управления охраной труда эффективно функционирует, что производственные процессы ведутся в соответствии с правилами безопасности, а трудовые обязанности работников выполняются на рабочих местах в безопасных и безвредных условиях.

Кроме того, необходимо уделить особое внимание таким вопросам, как, кто и каким образом уполномочен уничтожать записи данных по охране труда; как обеспечивается конфиденциальность записей данных по охране труда; какие законодательные требования к хранению записей данных по охране труда имеются; как правильно использовать записи данных на электронных носителях.

Документы и записи данных по охране труда должны быть полностью заполненными, разборчивыми и соответствующим образом идентифицированными. Необходимо установить сроки их хранения. Записи данных и другую документацию следует хранить в безопасном месте, защищать от порчи для обеспечения возможности их восстановления. Важнейшие записи данных и документы должны быть защищены от возможного пожара и других повреждений, как того требует законодательство.

Документация по охране труда так же обширна, всеобща и разнообразна, как и сама охрана труда. Из всего разнообразия документов мы выделим несколько основных типов документации по охране труда.

Во-первых, это локальные нормативные акты работодателя, связанные с вопросами охраны труда и безопасности производства. Эти акты устанавливают организационно-управленческие правила соблюдения работниками требований охраны труда и, тем самым, работодателем – государственных нормативных требований охраны труда.

Работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты, например, инструкции по охране труда и другие документы, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Локальные нормативные акты работодателя разрабатываются на основе всех действующих нормативных документов, а для сферы охраны руда – на основе государственных нормативных требований охраны труда.

Требования охраны труда, содержащиеся в локальных нормативных актах работодателя, обязательны для выполнения всеми работниками данного работодателя и другими лицами, находящимися на рабочих местах, на промплощадке или на территории, состоящей под контролем работодателя.

Во-вторых, это различные документы, фиксирующие деятельность работников (и тем самым – деятельность работодателя) по соблюдению требований локальных нормативных актов, государственных нормативных требований охраны труда и т.п. К такой документации относятся различного рода журналы, например, вводного инструктажа.

К такой документации следует отнести и результаты специальной оценки условий труда.

Если у работодателя нет ни одного документа такого вида, считать, что он что-то делает в сфере охраны труда, было бы наивно. Это самый большой тип документов по охране труда у работодателя. Он фиксирует (документирует) всю конкретную деятельность, но главное, – мероприятия по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

В-третьих, важнейшие документы охраны труда – материалы расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Они тоже относятся к «записям», но их особый статус, их крайняя важность и для пострадавшего и для работодателя заставляют выделить их из массива всех других записей.

В-четвертых, это письма и предписания органов власти, надзора и контроля и т.п. Все они, как правило, требуют каких-то оперативных действий, а потому и выделены особо.

В-пятых, документы, содержащие государственные нормативные требования охраны труда. Все они нужны не только для их выполнения и для информирования работников об условиях их труда, их правах и обязанностях, но и для разработки локальных нормативных актов работодателя (по охране труда). Полезно иметь базу действующей нормативной правовой и нормативно-технической документации по охране труда и безопасности производственной деятельности, и договор со сторонней организацией, осуществляющей информационное обслуживание по актуализации этой базы.

В-шестых, документы, содержащие требования к правильной эксплуатации того или иного оборудования, безопасному использованию инструмента, сведения об опасности материалов, сертификаты соответствия и другие аналогичные «внешние» документы.

В-седьмых, документы официальной статистической отчетности работодателя перед органами государственной власти. Наличие этих документов подразумевает и восьмой тип – документы внутренней отчетности подразделений перед управлением, управления перед собственником (учредителем). Эти документы могут содержать сведения, составляющие коммерческую тайну работодателя.

В чем-то условно, но к особому, девятому, в классификации типу документов могут быть отнесены учебно-методические, чисто информационные и другие (не строго обязательные) документы, связанные с работами по охране труда и обеспечением безопасности производства.

Десятый тип образуют все прочие (не относящиеся к первым девяти типам) документы, которых, как правило, более чем достаточно.

Каждый из вышеназванных типов сам может быть разбит на подтипы, вплоть до конкретных документов.

К важнейшим локальным нормативным актам работодателя следует отнести правила трудового распорядка и коллективный договор.

Другой вид локальных нормативных актов работодателя образуют документы об организации работ по охране труда. Это может быть Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) и Приказ о введении СУОТ в действие.

К этому же виду следует отнести приказы по созданию органов управления охраной труда, а именно: приказы о создании службы охраны труда, о возложении обязанностей специалиста по охране труда дополнительно (по внутреннему совместительству) на других специалистов, приказы о создании комитета (комиссии) по охране труда в организации, протоколы избрания уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Если работодатель заключил договор на обслуживание в сфере охраны труда, то нужно иметь копию этого договора и календарный план (техническое задание) с перечнем выполняемых работ.

К этому же виду относятся:

  • Положения обо всех службах и отделах, включая службу и (или) отдел охраны труда.
  • Должностные инструкции для должностных лиц работодателя (руководящих работников и специалистов), где должны быть прописаны трудовые обязанности работников по охране труда.
  • Инструкции по охране труда для всех рабочих мест и всех выполняемых работ, где должны быть прописаны все требования охраны труда, обязательные к неукоснительному исполнению всеми работниками.
  • Приказы о назначении ответственных лиц за производство работ повышенной опасности, которыми определяют поименно лиц, имеющих право выдачи нарядов-допусков, ответственных руководителей работ и ответственных исполнителей работ.
  • Документы по обучению персонала. К ним относят программы обучения, вопросники, экзаменационные билеты, перечни тех, кто должен обучаться и кто освобожден от того или иного вида обучения.
  • Программа вводного инструктажа должна соответствовать типовой и учитывать особенности производственной деятельности работодателя. Программа должна быть утверждена руководителем предприятия / организации (его заместителем, ответственным за охрану труда).
  • Программа первичного инструктажа на рабочем месте составляется с учетом особенностей выполняемых работ на данном рабочем месте.
  • Список профессий работников, освобожденных от инструктажей на рабочем месте, утверждается руководством предприятия и согласовывается с представительным органом трудового коллектива.
  • График проверки знаний по охране труда должен быть удобным и реальным. Следует вести регулярный контроль за его исполнением, а также вносить необходимые дополнения при штатных изменениях.
  • Программы обучения рабочих безопасным методам труда и приемам оказания первой помощи пострадавшим должны быть составлены по всем профессиям и видам работ.
  • Экзаменационные билеты или вопросники по охране труда. Все работники должны быть ознакомлены до начала проверки знаний (как минимум, за месяц) с экзаменационными билетами или со специальными вопросниками.
  • Приказы о постоянно действующих комиссиях по проверке знаний охраны труда. Такие комиссии могут быть двух уровней: одна комиссия – для проверки знаний руководителей и специалистов и вторая – рабочих. Приказы следует регулярно обновлять (не реже одного раза в год). Число членов комиссии должно быть не менее трех (председатель, секретарь и еще один член комиссии).
  • Перечень работ повышенной опасности. Составляется на основании типового перечня с учетом условий данного предприятия и утверждается руководством предприятия. Следует внимательно отнестись к составлению перечня.
  • Перечень должностей руководителей и электротехнического персонала, которые должны иметь квалификационную группу по электробезопасности.
  • Перечень профессий и рабочих мест, требующих присвоения первой квалификационной группы по электробезопасности. В перечень включается и не электротехнический персонал, выполняющий работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током. Перечень должен быть утвержден руководителем предприятия.

Следующим «кругом» документов являются документы о медицинских осмотрах работников. Такими документами служат:

  • Приказ об утверждении списка контингента работников, подлежащих предварительному и периодическим медицинским осмотрам. При составлении списка используют штатное расписание и учитывают виды работ и (или) вредные и (или) опасные производственные факторы.
  • Приказ об утверждении поименного списка контингента работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам.
  • Календарный план проведения периодических медицинских осмотров. Календарный план обычно составляют специалисты службы охраны труда и отдела кадров совместно с руководителями подразделений.

Следующим «кругом» документов являются документы о выдаче СИЗ. К ним, в частности, относится:

Перечень средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам.

Кроме выше изложенных документов следует иметь в организации (и в подразделениях) следующие документы:

  • Список работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию.
  • Список работников, имеющих право на дополнительный отпуск.
  • Список работников, имеющих право на получение молока или другого равноценного ему продукта.
  • Список работников, имеющих право на лечебно-профилактическое питание.

К важнейшим документам, фиксирующим деятельность работодателя по выполнению государственных нормативных требований охраны труда, относятся документы, фиксирующие инструктирование и обучение персонала, т.е. его готовность и умение работать безопасно. К этим документам относятся:

  • Журнал регистрации вводного инструктажа. Проведение вводного инструктажа должно быть скреплено подписями инструктируемого и инструктирующего.
  • Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте. Инструктаж проводит руководитель, в чье непосредственное подчинение поступает работник. Инструктаж осуществляется индивидуально с учетом особенностей трудовых обязанностей работника.
  • Журнал регистрации нарядов-допусков на работы повышенной опасности. Хранится на участке, осуществляющем эти работы.
  • Фиксация выдачи СИЗ осуществляется в Личных карточках учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений. На каждого работника заводится такая карточка, в которой он расписывается за получение / сдачу спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений. При несчастном случае с работником эта карточка потребуется обязательно!

Следующим «кругом» «фиксирующих» документов являются документы (материалы) по оценке условий труда, включая специальную оценку условий труда либо ранее проводившуюся аттестацию рабочих мест по условиям труда. Хранить эти очень важные материалы целесообразно в отделе охраны труда либо в отделе труда и заработной платы.

Следующим пакетом документов являются документы, связанные с обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. К ним относятся:

  • Журнал регистрации несчастных случаев на производстве. Журнал хранится в службе охраны труда.
  • Акты о несчастных случаях на производстве (Н-1). Хранятся 45 лет, поэтому следует внимательно относиться к организации их хранения.
  • Документы о профессиональных заболеваниях, материалы расследования острых отравлений и профессиональных заболеваний.

Информационные потоки и документооборот по охране труда организуются в рамках общего порядка по документообороту у данного работодателя и осуществляются в соответствии с этим установленным порядком с учетом специфики работы по охране труда.

При организации документооборота следуют выделять:

  1. внешнюю документацию,
  2. документацию управления организацией,
  3. документацию подразделения,
  4. документы на рабочих местах.

Организация документооборота должна отвечать следующим требованиям:

  • прохождение документов должно быть оперативным, целенаправленно регулироваться и оптимально осуществляться;
  • следует исключать инстанции прохождения и действия с документами, не обусловленные деловой необходимостью. Каждое перемещение документа должно быть оправданным.

По окончании года проводится отбор документов, которые подлежат включению в опись и сдаче в архив.

Заметим, что всю документацию по охране труда следует выдавать только под роспись, чтобы избежать недоразумений, связанных с небрежным обращением отдельных работников с документацией по охране труда, вплоть до ее потери.

Регулярное рассмотрение состояния условий труда на рабочих местах, функционирования системы корпоративного управления охраной труда на собраниях работников трудовых коллективов (смен, бригад, участков, цехов, других подразделений), на совещаниях руководителей и специалистов подразделений и организации в целом, включая Совет директоров, является одной из форм участия работников в управлении охраной труда и входит в информационное обеспечение функционирования системы корпоративного управления охраной.

Эффективная организация работ по охране труда немыслима без документов внутренней отчетности подразделений перед службой охраны труда, службы охраны труда – перед руководством организации, руководства организации – перед собственником (учредителем).

Структурные (функциональные) подразделения отчитываются перед организацией в целом

  1. Периодически в установленные в организации сроки:
    • о проведенных проверках состояния охраны труда с указанием выявленных нарушений и выданных предписаний;
    • о выполнении приказов, предписаний, решений совещаний по вопросам охраны труда с указанием невыполненных документов и причин невыполнения;
    • о привлечении к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности работников с указанием, за какие нарушения они привлечены;
    • об изданных распоряжениях по вопросам охраны труда с указанием цели распоряжения;
    • о производимых работах с привлечением сторонних организаций, с указанием принятых мер по обеспечению безопасности при производстве работ;
    • о количестве рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, с указанием количества рабочих мест, где она уже проведена;
    • о количестве работников, повысивших квалификацию и прошедших обучение безопасным методам труда;
    • о выполнении мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, с указанием количества мероприятий, фактических затрат, количества работников, которым улучшены условия труда.
  2. немедленно и в сроки, установленные соответствующими нормативными документами для окончания расследования несчастных случаев на производстве:
    • о случаях приостановления работы основного оборудования с указанием причин;
    • о случаях производственного травматизма с указанием числа пострадавших, в том числе со смертельным исходом, обстоятельств, причин и принятых мер;
    • о происшедших опасных случаях (отказах оборудования, авариях, дорожно-транспортных происшествиях, пожарах и т.п.) с указанием обстоятельств и причин.

Служба охраны труда или специалист по охране труда (если он один выполняет все функции службы) отчитывается перед руководством организации (ее собственником или его представителями, например, Советом директоров) не реже, чем один раз в год либо по мере необходимости.

Организация-работодатель отчитывается перед органами государственного надзора, статистическими управлениями в сроки и по формам, установленным этими органами.

Статистический инструментарий для организации статистического наблюдения в сфере охраны труда состоит из двух форм: 1-т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда» и 7 – травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *