Понятие образовательной деятельности

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Степанова В.С., Миронова И.Б.

О ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЙ «ОБРАЗОВАНИЕ», «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА»

На современном этапе образование является неотъемлемой частью процесса формирования человеческого капитала. Учитывая возрастание роли последнего в тенденциях экономического и научно-технического развития, следует подчеркнуть значимость образовательной услуги и образовательной деятельности в целом, как главной движущей силы развития современного общества. Тем не менее, в отношении определения понятий «образование», «образовательная услуга», «образовательная деятельность» в научной среде не сформировалось единое мнение. Обусловлено это не только многовариантностью сущности данных понятий, но и их спецификой. В связи с этим, мы решили провести анализ и систематизацию предлагаемых трактовок.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012, «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённого объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» . То есть образование — это, в первую очередь, процесс воспитания и обучения. Также, согласно педагогическому словарю «в образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей» .

Действительно, образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов .

В Кратком педагогическом словаре пропагандиста отмечено, что «образование -процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду» .

Некоторые авторы, например, А.В. Хуторской выделяет несколько аспектов данного понятия:

— образование как система образовательных структур;

— образование как процесс и образование как результат;

— образование по отношению к различным субъектам личности, коллективу, обществу, человечеству;

— образование как воздействие на личность (формирование) и образование как развитие личности (формирование её субъективных возможностей);

— образование как воспитание и образование как обучение .

В данном контексте нас интересует несколько аспектов — образование как воспитание и как обучение, а также образование как процесс и результат.

Рассмотрим сущность понятия «образование» с точки зрения воспитания и обучения.

Воспитание осуществляется с целью интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического развития человека, «социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» .

Обучение же — это «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей…» . То есть обучение — это организация деятельности самих обучающихся. В тоже время А.Е. Сатунина утверждает, что это «процесс совместной деятельности преподавателя и студента, имеющий своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений и навыков по определённой учебной дисциплине..». А вот образование — «есть результат этого процесса» .

Российская педагогическая энциклопедия также отмечает, что обучение — «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание» .

Такую же трактовку мы наблюдаем у ряда авторов:

— обучение — специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями ;

— обучение определяется как целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности, в результате взаимодействия ученика с учителем или другими обучающимися ;

— обучение — основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т.д. ;

— обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителей и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека. Обучение следует рассматривать как целенаправленный процесс взаимодействия двух сторон и овладение учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков .

На основании вышеизложенного делаем вывод: обучение — управляемый процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, в ходе которого формируются определённые компетенции последнего.

Таким образом, образование — процесс, в ходе которого личность развивается нравственно, духовно, физически, а также овладевает определёнными знаниями, умениями, навыками (компетенциями). Но, в тоже время, образование — результат образовательного процесса, характеризующий уровень нравственного, духовного, физического развития личности, а также уровень развития компетенций личности или её компетентности.

На наш взгляд, «образование» включает в себя и образование как социальное явление, и как социальную ценность для каждого, и как особую функцию общества и государства по отношению к своим гражданам, и как процесс и результат социализации

членов общества, и как результат образовательной деятельности .

Образовательная деятельность представляет собой процесс целенаправленного, последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности . То есть образовательная деятельность — это деятельность, реализующая процессы обучения и воспитания.

Значит, для реализации образовательной деятельности необходимо оказывать не только образовательные услуги, но и услуги по воспитанию и развитию личности. Для реализации качественной образовательной деятельности необходимо наличие сопутствующих услуг: общежитие, спортивные комплексы, комплексы общественного питания, медицинское обслуживание, аудитории для проведения культурно-массовых мероприятий, наличие аудиторий для проведения лекционных, практических и т.д. занятий и т.д.

Следовательно, образовательная деятельность включает в себя …. действия по организации образовательного процесса или процесса образования.

В ходе реализации образовательной деятельности оказывается ряд услуг:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Основные услуги:

1.1) образовательные (формируют определённые общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Реализуются в процессе проведения лекционных, практических, лабораторных и т.д. занятий, всех видов практик, итоговой государственной аттестации и т.д.);

1.2) методические (предоставление обучающемуся методических указаний по изучению курса дисциплины, по выполнению курсовых, контрольных, выпускных квалификационных работ, программ всех видов практик, учебников, учебных пособий и т.д.);

1.3) научные (консультирование, руководство научно-исследовательской работой обучающихся);

1.4) связанные с духовно-нравственным, творческим воспитанием и развитием обучающихся (организация и проведение культурно-массовых мероприятий и т.д.);

1.5) связанные с физическим развитием обучающихся (руководство и предоставление условий для занятий спортом, в том числе участие в спортивных мероприятиях различного уровня и т.д.).

2. Дополнительные (сопутствующие) услуги:

2.1) по рекламе образовательных программ;

2.2) по организации и проведению подготовительных курсов для будущих абитуриентов;

2.3) по организации и проведению приёмной кампании по набору студентов;

2.4) по зачислению абитуриентов на первый курс;

2.5) медицинские;

2.6) по организации питания;

2.7) по организации проживания;

2.8) информационные (например, доступ к сети Интернет, наличие библиотеки, читального зала и т.д.);

2.9) по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

2.10) по предоставлению соответствующего качества инфраструктуры (учебные аудитории, лаборатории, наличие соответствующего оборудования и т.д.);

2.11) по выдаче документа о квалификации.

Учитывая вышеизложенное можно выстроить следующую взаимосвязь понятий:

Образование

обучение Л _ основные услуги

> образовательная ^^ воспитание У деятельность ^^^ дополнительные

услуги

Следовательно, образовательная деятельность более широкое понятием, чем образование (процесс обучения и воспитания), в ходе реализации образовательной деятельности оказываются основные и дополнительные услуги. То есть это деятельность по организации и осуществлению процесса образования.

Таблица 1 — Схема организации и реализации процесса образования

Образовательная деятельность

Организация процесса образования Реализация процесса образования

Оказание дополнительных (сопутствующих) услуг Оказание основных услуг

Процесс образования можно схематично изобразить следующим образом:

Вход

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студент первого курса

Обучение Воспитание

Реализация основных услуг

Выход -►

Компетентный специалист Рисунок 1 — Схема процесса образования

С точки зрения авторов:

— образовательная деятельность — организация и реализация процесса образования;

— образование — процесс обучения и воспитания, результат образовательной деятельности;

— обучение — процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, в ходе которого формируются определённые компетенции последнего;

— воспитание — процесс интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и т.д. развития человека;

— образовательная услуга — один из видов основных услуг, оказываемых образовательной организацией в ходе обучения.

Литература

1. Краткий педагогический словарь пропагандиста. М.: Издательство политической литературы, 1984. 320 с.

7. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.

544 с.

8. URL: http://enc-dic.com/pedagogics/Obrazovanie-1186.html (дата обращения 02.09.2014).

В настоящее время употребление словосочетания «образовательные услуги» стало привычным и обыденным как в письменной, так и в устной речи, как для лиц, предоставляющих эти услуги, так и для лиц, их потребляющих. Но всегда ли правильно мы трактуем это понятие? Не вдаваясь в подробности и не выделяя каких-либо юридических тонкостей, можно сказать, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в сфере (системе) образования. Такого определения образовательных услуг вполне достаточно, но только до тех пор, пока не возникает реальной потребности в приобретении этих самых услуг. Именно здесь и появляется желание узнать все нюансы и подробности. Попробуем определить, что же именно включает в себя понятие «образовательные услуги».

Ни в Законе РФ «Об образовании», ни в других нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, официального определения образовательных услуг не содержится. Общее понятие услуг закреплено в Налоговом кодексе РФ.

Услугами признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.Это означает, что при оказании услуг, как правило, не создается объектов материального мира, на которые могли бы распространяться права собственности. Услуги, преимущественно, не имеют овеществленной формы (проще говоря, их нельзя потрогать, примерить, т.е. их нельзя осязать как конкретную вещь), а содержат полезный эффект в самих себе. Итогом услуг являются нематериальные блага (например, определенное состояние лица, достигнутое в результате лечения; полученная необходимая информация; приобретенный уровень образования и проче.). Исключение составляют услуги по изготовлению овеществленных предметов по индивидуальным заказам (например, услуги фотографий, а также другие услуги, результат которых хранится на материальных носителях – магнитных лентах, дисках, бумаге и др.).

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Соотношение понятий услуги и образование позволяет нам определить, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в процессе осуществления образовательной деятельности, результатом которой является достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения. Казалось бы, такое определение является вполне понятным и можно дальше продолжить разговор об образовательных услугах. Но не все так просто. В чем же, собственно, заключается проблема?

Смысл проблемы состоит в применении гражданско-правовых норм к сфере образования. С точки зрения гражданского законодательства услуги, как правило, имеют возмездный характер. Это означает, что исполнение услуг реализуется за соответствующую плату. Отношения между исполнителем и потребителем услуг регулируются соответствующим договором. Осуществление образовательного процесса государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов не является платным и не регулируется договорными отношениями об оказании образовательных услуг. Следовательно, в данном случае реализацию процесса обучения и воспитания нельзя абсолютно отождествлять с оказанием образовательных услуг.

В нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, можно довольно часто встретить словосочетание «образовательные услуги», которое в некоторых случаях дополняется словом «платные» (иногда словом «дополнительные»). Данное дополнение употребляется именно с целью разграничить характер образовательной деятельности осуществляемой на платной и бесплатной основе. Зачем же употреблять слово «платные», если сама услуга носит преимущественно возмездный характер? На сей раз, очевидно с тем, чтобы отграничить характер уже самой услуги – на платный и бесплатный. Когда речь заходит о бюджетных образовательных учреждениях, то, как правило, употребляется понятие «платные (платные дополнительные) образовательные услуги». Однако при регламентации деятельности негосударственных образовательных учреждений выражение «платные образовательные услуги» практически не используется, так как все услуги в данных организациях предоставляются за плату. Отсюда следует вопрос, как же тогда быть с разграничением на платные и бесплатные образовательные услуги, да и вообще, что же, наконец, следует понимать под образовательными услугами?

О том, насколько допустимо применительно к образовательной сфере (в частности, к бесплатному образованию) употреблять понятие «образовательные услуги», ведется немало дискуссий. В рамках данного пособия неуместно вдаваться в полемику и выяснять суть данной проблемы. В дальнейшем изложении под образовательными услугами будет подразумеваться деятельность образовательных организаций, направленная на достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения (независимо от того, является ли эта деятельность платной или нет).

Все услуги, которые оказываются в системе образования, систематизированы и легально закреплены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) по соответствующим параметрам. Классификация услуг включает деление на группы, затем на подгруппы, которые в свою очередь подразделяются на виды в соответствии с целевым функциональным назначением. Основываясь на данных ОКУН, можно говорить о следующих видах услуг в системе образования:

• услуги в системе дошкольного воспитания;

• услуги в системе среднего образования;

• услуги в системе высшего образования;

• услуги в системе технической подготовки кадров (в том числе – профессиональная реабилитация кадров);

• обучение населения на курсах (в том числе – обучение на курсах иностранных языков; на курсах по вождению автомобилей; на других курсах и в кружках);

• прочие услуги в системе образования (например, репетиторство).

Практическая реализация каждого из перечисленных видов образовательных услуг осуществляется образовательными учреждениями (физическими лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью) в соответствии с их статусом и целевой направленностью образовательной деятельности. Так, например, услуги в системе дошкольного воспитания предоставляются дошкольными образовательными учреждениями, а услуги в системе высшего образования оказываются высшими учебными заведениями.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность, образовательные услуги могут быть как основными, так и дополнительными. К основным образовательным услугамотносятся услуги, предоставляемые по основным образовательным программам. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ определяется государственными образовательными стандартами, которые устанавливают федеральные (центральные) органы государственной власти и управления в рамках их компетенции. Дополнительными образовательными услугами,соответственно, считаются услуги, осуществляемые по дополнительным образовательным программам. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

• в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

• в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

• посредством индивидуальной трудовой педагогической деятельности.

Необходимо заметить, что государственные образовательные стандарты могут устанавливаться и по отдельным дополнительным образовательным программам.

Все образовательные услуги также могут быть разделены на два основных вида: платныеи бесплатные. В соответствии со смысловой направленностью понятия «бесплатное образование» и «бесплатные образовательные услуги» далее будут отождествлять, равно как и понятия «платное образование» и «платные образовательные услуги».

Под бесплатными образовательными услугамипонимаются услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, и государственных образовательных стандартов. Из данного определения необходимо выделить три существенных признака. Во-первых, бесплатные образовательные услуги оказываются государственными и муниципальными образовательными учреждениями.Во-вторых, бесплатные образовательные услуги реализуются только по основным образовательным программам, финансируемым из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального, муниципального). В-третьих, реализация бесплатных образовательных услуг осуществляется исключительно в пределах государственных образовательных стандартов. Предоставление бесплатных образовательных услуг не регулируется договорными отношениями между потребляющими эти услуги, и соответствующими образовательными учреждениями. К правоотношениям, возникающим в связи с оказанием бесплатных образовательных услуг, нормы гражданского законодательства (в том числе Закона РФ «О защите прав потребителей») не применяются. Данные правоотношения регулируются законодательством РФ (в широком смысле) об образовании.

Платными образовательными услугамипринято считать услуги, оказываемые образовательными учреждениями всех видов, а также лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельность, за соответствующую плату. Следует отметить, что настоящее определение является общим и не содержит указания на конкретные условия и порядок осуществления платной образовательной деятельности. В связи с этим необходимо внести некоторые уточнения. Во-первых, государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги: не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами; за счет внебюджетных средств (например, средств сторонних организаций, спонсоров или частных лиц, в т. ч. родителей воспитанников и обучающихся). Фактически это означает, что государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительныеобразовательные услуги. Во-вторых, негосударственные образовательные организации вправе осуществлять платную образовательную деятельность, как в рамках государственных образовательных стандартов, так и за их пределами, т.е. предоставлять за плату и основные и дополнительные образовательные услуги. Настоящее правило распространяется также на лиц, занимающихся индивидуальной образовательной деятельностью. В третьих, перечень платных образовательных услуг (как основных, так и дополнительных) должен быть в обязательном порядке закреплен в уставах (положениях) образовательных учреждений и организаций.

Н.А. Агешкина

Метки: образование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *