Портовая зона Мурманск

ПОРТОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

В последнее время экономический рост все больше сталкивается с проблемами развития транспортной сети. Принятые за последние годы меры оказались недостаточными для притока инвестиций в эти сектора. Отчасти это является результатом отсутствия институциональных условий, способных обеспечить прозрачность принятия решений о направлении инвестирования, контроля за эффективным расходованием средств, отсутствия развитой системы частно-государственного партнерства. Все недостатки развития транспортной системы России в полной мере присущи производственной деятельности морских портов и аэропортов. Существенное отставание доли грузоперевозок морским и воздушным транспортом в структуре грузовых перевозок Российской Федерации и снижение доли грузооборота морского транспорта являются следствием неразвитости портовых инфраструктур, не отвечающих потребностям современной экономики.

Одной из возможных форм привлечения инвестиций и дальнейшего развития экономического потенциала производственной деятельности морских, речных портов и аэропортов может стать создание на их базе образований с особыми экономическими условиями функционирования -портовые особые экономические зоны.

Федеральным законом от 30 октября 2007 года №240-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон) определена возможность создания на территории Российской Федерации портовых особых экономических зон. Целью создания портовых особых экономических зон на территории Российской Федерации является стимулирование развития портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам.

Портовые особые экономические зоны создаются на территориях существующих морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров. Участки под ОЭЗ должны быть не менее 50 квадратных километров.

Капитальных вложений инвестора в портовую ОЭЗ должны составлять не менее 100 миллионов евро при строительстве инфраструктуры нового морского порта, а при строительстве инфраструктуры нового речного порта и аэропорта — не менее 50 миллионов евро.

На момент создания портовой особой экономической зоны земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, предоставленные для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны) могут находиться во владении и (или) пользовании граждан или юридических лиц.

В связи с длительным периодом окупаемости портового хозяйства, высокой стоимостью основных фондов, используемых в портовом хозяйстве, и необходимостью неизменности правового режима в течение длительного периода времени для гарантии условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в условиях принятия норм, ухудшающих условия ведения бизнеса, портовые ОЭЗ, в отличие от других типов особых экономических зон, создаваемых на 20 лет, создаются на 49 лет, при этом продлению такой срок не подлежит.

«Рассматриваемый документ, безусловно, значительно улучшит деловой климат, создаст дополнительные рабочие места, обеспечит приток прямых иностранных инвестиций в нашу экономику», — уверен вице-спикер Госдумы Владимир Катренко. В условиях экономической свободы, полагает он, с принятием закона о ПОЭЗ рост грузо- и пассажиропотока составит от 20 до 25% в год вместо нынешних 5.

Резидентом портовой особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

Особенности функционирования хозяйствующих субъектов, работающих в портовой особой экономической зоне, дифференцируются в зависимости от вида портовой деятельности, которая ими осуществляется:

— погрузочно-разгрузочные работы;

— услуги по складированию и хранению товаров, а также транспортно-экспедиторские услуги;

— снабжение и укомплектование снаряжением судов, оснащение судов (воздушных судов) судовыми припасами и бортовыми запасами;

— ремонт, техническое обслуживание и модернизация судов и судовой техники, воздушных судов и авиационной техники, в том числе двигателей и других агрегатов;

— переработка и консервирование рыбы и морепродуктов;

— работы по предпродажной подготовке товаров (упаковка, переупаковка, дробление, укрепление, маркировка и тому подобные работы);

— простые сборочные операции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

— оптовая торговля товарами;

— биржевая торговля товарами;

— обеспечение функционирования деятельности портовой особой экономической зоны.

Кроме того, Законом определено, что в портовой особой экономической зоне в отличие от других типов зон индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами особой экономической зоны, не вправе осуществлять в ней предпринимательскую деятельность.

Для портовых особых экономических зон предлагается отказаться от ограничений, связанных с существующим сегодня в Федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» запретом на наличие на момент создания зоны на ее территории имущества юридических и физических лиц, существующих в настоящий момент для промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон, так как портовые особые экономические зоны могут создаваться в рамках существующих морских, речных портов и грузовых терминалов международных аэропортов.

Кроме того, законопроектом предлагается установить условия регистрации организаций в качестве резидентов портовых особых экономических зон, в частности:

1. При осуществлении портовой деятельности резидентом портовой особой экономической зоны, размеры обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов не могут быть менее:

— 10 миллионов рублей при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием, хранением и оптовой торговлей товарами, не являющимися подакцизными товарами или минеральным сырьем;

— 30 миллионов рублей при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием, хранением и оптовой торговлей любыми товарами, включая подакцизные товары или минеральное сырье;

— 2,5 миллионов рублей при осуществлении иной портовой деятельности.

2. При осуществлении деятельности по созданию, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры порта, объемы минимальных инвестиционных вложений составляют:

— при создании и развитии инфраструктуры нового порта — не менее 100 миллионов евро;

— при создании и развитии инфраструктуры нового терминала аэропорта — не менее 50 миллионов евро;

— при реконструкции и развитии действующей инфраструктуры порта (аэропорта) — не менее 3 миллионов евро (за исключением нематериальных активов) в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на день подачи заявки на заключение соглашения в органы управления особыми экономическими зонами.

Предлагается использовать на территории портовых особых экономических зон таможенный режим свободной таможенной зоны. Указанная мера будет способствовать усилению привлекательности получения данного статуса и, учитывая требования по объему инвестиций, предъявляемые к резидентам, создаст благоприятные условия для привлечения средств в развитие портового хозяйства страны.

Законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части распространения уже предусмотренных налоговых льгот в отношении резидентов особых экономических зон других типов на резидентов портовых особых экономических зон, расширения перечня операций не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), а также уточнения порядка подтверждения права на невзимание или на получение возмещения при налогообложении налогом на добавленную стоимость и акцизами, в случае, если товары помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Учитывая стратегические преимущества транспортной составляющей и географического положения России и потенциал ее прибрежных территорий, создание портовых особых экономических зон ускорит интеграцию России в мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах Российской Федерации.

Создание ПОЭЗ на территории Российской Федерации с учетом мирового опыта будет способствовать экономическому развитию как непосредственно портов (аэропортов), так и регионов Российской Федерации. Указанный эффект достигается посредством активизации внешнеторговой и инновационной деятельности, увеличения объемов экспорта, создания дополнительных рабочих мест, стимулирования развития конкурентоспособных видов наукоемких технологий и промышленного производства, дополнительного притока в страну прямых иностранных инвестиций, обеспечивающих технологический прорыв России на зарубежные рынки.

Летом 2008 года было сообщено, что по итогам конкурса особые портовые экономические зоны в России будут создаваться в аэропортах «Емельяново» в Красноярске и «Ульяновск-Восточный» в Ульяновске, а также в морском порту «Советская гавань» в Хабаровском крае. Таково решение специальной комиссии по отбору ПОЭЗ, состоящей из чиновников Минэкономразвития, Минтранса и Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.

Об этом говорилось в официальном пресс-релизе профильных ведомств. Всего было представлено 17 заявок, из которых отобрали лишь три.

Аэропорт «Емельяново» получило право на особый статус из-за развитой инфраструктуры, мощного заправочного комплекса в 400 тыс. т топлива в год, грузового терминала мощностью 85 тыс. т груза в год и авиационно-технической базы. Создание ПОЭЗ в этом регионе позволит сделать из «Емельяново» крупный стыковочный узел на маршрутах из Европы в Азию и обратно.

Среди преимуществ аэропорта «Ульяновска-Восточного» комиссия отметила длинную взлетно-посадочную полосу длиной 5,1 км, способной принимать воздушные суда всех типов и современное свето-сигнальное оборудование. Помимо увеличения грузооборота создание ПОЭЗ в Ульяновске будет способствовать широкому использованию и развитию потенциала авиаремонтного комплекса предприятий города, считает комиссия.

Порт «Советская гавань» выбрана из-за выгодного географического положения — этот порт находится на восточном конце Байкало-Амурской магистрали. Создание ПОЭЗ на базе морского порта Советская Гавань будет способствовать развитию проектов по ремонту судов и рыбопереработке, полагает комиссия.

Что касается других представленных на конкурс проектов, они также получили высокие оценки экспертов. Вместе с тем выявлена необходимость дополнительной проработки заявителями вопросов, связанных с оценкой реальных потребностей для создания внешней инфраструктуры зон (железных и автомобильных дорог, объектов энергоснабжения, возможного углубления акваторий), а также решения вопросов статуса земельных участков, включаемых в территорию предполагаемых зон.

Предполагалось, что может быть создано пять «морских» зон, расположенных в Азово-Черноморском, Арктическом, Балтийском, Дальневосточном и Каспийском бассейнах. В последнее время на самом высоком уроне были озвучены амбициозные планы по максимуму «переключить» на российские порты транзит грузов, идущих из Юго-Восточной Азии в Европу, и западные поставки в нашу страну. Сейчас значительная часть этих мощных потоков следует через гавани других государств.

Однако на пять «вакантных мест» поступило всего восемь заявок. А балтийские порты — Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск — даже отказались от участия в зонной борьбе. Проблема в том, что законом предусмотрены не слишком привлекательные условия для бизнеса, утверждают эксперты. И предлагают снять некоторые ограничения для потенциальных инвесторов и добавить им льготы. Иначе потенциальных инвесторов и грузоотправителей «отобьют» иностранцы.

Осенью 2008 г. был проведен новый конкурс по отбору портовых зон. Уже участвовавшие заявители могли еще раз подать доработанные заявки со всеми необходимыми уточнениями.

19.09.2008 Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин рассказал премьер-министру РФ Владимиру Путину о создании портовой особой экономической зоны на базе аэропорта «Красноярск». В ходе VII Международного инвестиционного форума в Сочи Путин осмотрел экспозицию «Российские особые экономические зоны», где были представлены проекты развития трех регионов страны, в том числе Красноярского края.

Красноярский край представил на стенде проект развития портовой особой экономической зоны на базе аэропорта «Красноярск». У этого стенда Александр Хлопонин рассказал Владимиру Путину об особенностях проекта и его перспективах. Губернатор пояснил, что суммарный объем инвестиций в проект составит порядка 24 млрд. рублей. 13% — это средства федерального бюджета, более 15% — средства краевого бюджета. Остальные деньги — около 18 млрд. рублей — средства самих резидентов.

В числе прогнозируемых результатов создания такой зоны в Красноярске — кратное увеличение к 2020 году объемов перевозимых грузов — с 50 тыс. до 798 тыс. тонн в год. Кроме Красноярского края проекты развития портовых зон на стенде представили Ульяновская область и Хабаровский край.

7.10.2008 Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга разработали законопроект, согласно которому порты города получат статус особой экономической зоны (ОЭЗ). По словам депутатов, придание городским портам статуса ОЭЗ позволит сократить ряд административных барьеров для различных компаний и будет способствовать консолидированному развитию портовой инфраструктуры Санкт-Петербурга.

О том, что Санкт-Петербург может стать первым городом РФ, в котором появится особая портовая экономическая зона, ранее заявлял председатель комиссии Совета Федерации РФ по национальной политике Вячеслав Попов. По его словам, особые портовые экономические зоны есть во многих странах, и Россия не должна быть исключением. Конкурс по созданию портовых особых экономических зон проводит Минэкономразвития РФ. Критерии отбора ОЭЗ портового типа, а также требования к заявке, подаваемой на конкурс утверждены Правительством РФ.

Конкурсная комиссия будет оценивать технико-экономические показатели инвестиционных проектов, которые будут реализовываться на территории ОЭЗ, размеры и доли расходов бюджетов всех уровней и внебюджетных источников на создание зоны, а также предполагаемый размер дополнительных доходов федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета от деятельности ОЭЗ.

Сингапур поможет нашей стране строить и осваивать технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые особые экономические зоны. И не против привести в российские зоны международный капитал.

Такие планы огласили в марте 2009 года глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Андрей Алпатов и министр торговли и промышленности Сингапура Ли Ии Шьен по итогам заседания Российско-Сингапурского объединенного управляющего комитета.

Замечу, что сингапурский опыт был взят на вооружение авторами идеи об особых экономических зонах в нашей стране. В свое время именно преимущества особых зон, которые Сингапур стал применять одним из первых, помог этой бедной стране Юго-Восточной Азии сделать мощный рывок вперед. Бывший глава Минэкономразвития Герман Греф встречался с автором «сингапурского экономического чуда» Ли Куань Ю. И договоренность о сотрудничестве была достигнута еще тогда. Представители российских зон были в Сингапуре на «стажировке», проводятся совместные семинары и тренинги.

Но теперь речь идет об использовании не только опыта, но и капитала. На территории Сингапура, чья площадь сравнима с Москвой, работает около 70 тысяч транснациональных компаний. И если в России будут созданы благоприятные условия для инвестиций, международный бизнес придет в особые экономические зоны. Сейчас страны готовят соглашение об избежание двойного налогообложения и окончательный вариант соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. Именно они и станут сигналом для запуска совместных экономических проектов.

Сингапурский бизнес, дал понять Ли Йи Шьен, с интересом смотрит на планы по развитию особых экономических зон в портах. Россия будет использовать сингапурский опыт по развитию транспортной инфраструктуры, как сообщил директор департамента внешнеэкономических отношений Минэкономразвития Сергей Чернышев. В будущем наши государства должны стать великими транспортными державами, считает он.

Подписано соглашение о создании портовой ОЭЗ «Мурманск»

17 ноября 2010 года Министерством экономического развития РФ, администрациями Мурманской области, Мурманска и Кольского района Мурманской области подписано соглашение создании портовой особой экономической зоны «Мурманск».
«Опыт Управляющей компании «ОЭЗ» в реализации масштабных инфраструктурных проектов позволит создать в Мурманске круглогодичный глубоководный транспортный узел международного значения», — отметил Генеральный директор Управляющей компании «Особые экономические зоны» Игорь Косов. «Он будет развиваться в соответствии с мировыми тенденциями увеличения грузоперевозок большим дедвейтом. Россия увеличит свою долю на мировом рынке обслуживания транзитных грузопотоков и укрепит позиции в освоении арктического шельфа, северных и трансарктических транспортных коридоров», — добавил он.
На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов.
Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа.
Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.
Напомним, 12 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу.
ОЭЗ в Мурманске — это третья по счету особая экономическая портовая зона. Ранее, в декабре 2009 года были созданы особые экономические зоны портового типа в Ульяновской области и Хабаровском крае.
В настоящий момент концепцию развития ОЭЗ в Ульяновске разрабатывает мировой лидер в области авиационного и аэропортового консалтинга SH&E Limited (Великобритания).
Для ОЭЗ в Хабаровском крае аналогичную работу выполняет крупнейший научно-исследовательский и консалтинговый центр Азиатско-тихоокеанского региона Nomura Research Institute (Япония). Обе компании стали победителями открытых конкурсов, обладая уникальными организационными и управленческими технологиями и экспертным видением того, как будет развиваться отрасль во временном горизонте 20-30 лет.
Качественные стратегии развития портовых ОЭЗ — это матрица инфраструктурного обновления России, которое необходимо для повышения конкурентоспособности страны на международном рынке транзита и опережающего реагированиям на глобальные вызовы.

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, ОЭЗ в России, портовые, Ульяновск

В России идет постепенное развитие особых экономических зон, с внесением изменений в федеральный закон от 22.07.2005 № 116 ФЗ «Об особых экономических зонах в российской федерации» стало возможным создание портовых особых экономических зон (далее — ПОЭЗ).

Главная цель их создания — появление дополнительных стимулов для экспортеров и развитие транспортно логистической инфраструктуры. Для потенциальных инвесторов важно освоение новых рынков сбыта, доступ к инфраструктуре, минимизация затрат, снижение административных барьеров на всех этапах развития бизнеса.

Целью законопроекта о создании ОЭЗ на территории портов является стимулирование развития портового хозяйства и, как следствие, развития портовых услуг, способных составить конкуренцию зарубежным аналогам.

В последние годы российским правительством особое внимание уделяется развитию транспортной инфраструктуры страны, в том числе, структурам как морских, так и авиапортов. Неудивительно: слабыми местами здесь являются как сама инфраструктура, так и нехватка портов с высокой пропускной способностью, отсутствие многопрофильных перегрузочных комплексов, сложность и длительность таможенного оформления грузов, низкий уровень логистических и экспедиторских услуг.

Согласно федеральному закону № 116 ФЗ, портовые зоны создаются сроком на 49 лет и будут действовать на территории международных морских грузовых портов и аэропортов России.

Нормативный акт предусматривает, что резиденты зон смогут ввозить в порты стройматериалы, технику, оборудование для ремонта и оснащения судов, проведения погрузочных работ и хранения товаров без импортных пошлин и НДС, а топливо и нефтепродукты — без уплаты акциза. Также, в течение 5 лет резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество и землю. Функционирование портовой особой экономической зоны отражено на рисунке 1.

Рис. 1. Функционирование портовой особой экономической зоны

Как видно на рисунке 1, концепция функционирования портовой ОЭЗ в целом не выходит за рамки концепции функционирования особых зон. Основа — предоставление льгот резидентам.

Под льготами в данном случае понимается освобождение от уплаты НДС и ввозных пошлин на оборудование и комплектующие при их ввозе на территорию российской федерации. Освобождение от уплаты НДС и ввозных пошлин вызвано тем, что, согласно закону «Об особых экономических зонах в российской федерации», резидент ПОЭЗ вправе осуществлять в этой зоне только портовую деятельность, а также деятельность по созданию, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры порта. Таким образом, предоставляя резидентам льготы на ввоз оборудования и комплектующих, государство стимулирует развитие инфраструктуры портов, что ведет к постепенному увеличению товаропотоков.

В настоящий момент на территории Российской Федерации создано 3 портовые зоны: «Ульяновск Восточный» в соответствии с постановлением № 1163 Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 на территории Ульяновской области, «советская Гавань» в соответствии с постановлением № 1185 Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 на территории Хабаровского края и ПОЭЗ на территории Мурманской области (Постановление Правительства Российской Федерации № 800 от 12 октября 2010 года «О создании на территории Мурманской области портовой особой экономической зоны).

В отличие от «Ульяновск Восточного» и «советской Гавани», на территории которых в настоящий момент идет активная работа по привлечению резидентов, портовая зона в Мурманской области существует меньше года, резидентов на ее территории, как и результатов работы, пока нет.

Однако необходимо отметить, что создание портовой зоны на территории муниципальных образований Кольский район и город Мурманск Мурманской области обусловлено тем, что морской порт Мурманска обладает рядом конкурентных преимуществ, а именно:

• расположение вблизи действующих международных транспортных коридоров;

• прямая доступность транспортного узла к европейскому и американскому рынкам;

• незамерзающая акватория и круглогодичная навигация;

• расположение в зоне активной международной добычи рыбы и других морских биоресурсов.

На сегодняшний день руководством Мурманской области заключены договора о намерениях с рядом потенциальных инвесторов резидентов ПОЭЗ, проекты которых предусматривают перевалку грузов (насыпных, наливных и контейнерных), переработку морепродуктов, судоремонт и судостроение, транспортно-логистические услуги.

Реализация проекта по созданию портовой ОЭЗ на территории Мурманской области позволит увеличить долю транспортных услуг в валовом региональном продукте (ВРП), обеспечить активное освоение существующих международных транспортных коридоров, создать условия для развития транзитных грузоперевозок, сформировать новые рабочие места.

Создание ПОЭЗ также позволит создать условия для сохранения приоритетных позиций российской федерации при освоении ресурсной базы углеводородов и другого стратегического сырья на континентальном шельфе и в прибрежной зоне российской Арктики, включая создание штаб квартир организаций и предприятий по разведке, добыче и эксплуатации морских месторождений.

При выборе Ульяновска местом создания ПОЭЗ определяющим фактором стало наличие готовой инфраструктуры аэропорта «Ульяновск Восточный» и, как следствие, снижение расходов на введение ОЭЗ в эксплуатацию.

Согласно данным Правительства Ульяновской области, взлетно-посадочная полоса аэропорта имеет длину 5 100 метров и ширину 105 метров и является лучшей в России. «Ульяновск Восточный» не имеет никаких ограничений по взлетной массе воздушных судов и способен принимать до 40 воздушных судов в час.

Основным направлением развития ОЭЗ «Ульяновск Восточный» бесспорно является авиаиндустрия. В настоящий момент в российской федерации идет постепенная замена парка воз душных судов советского производства на новые и современные модели. Активно закупаются самолеты ведущих мировых компаний, таких как Boeing, Airbus. Внедрение новых моделей воздушных судов требует переподготовки и повышения квалификации обсуживающего персонала.

Наличие современного грузового аэропорта является дополнительным конкурентным преимуществом авиационной промышленности области, что особенно актуально при интеграции российских и зарубежных (европейских и американских) авиапроизводителей, так как размещение такого рода производства потребует наличия возможности транспортировать комплектующие или готовые изделия.

Особая экономическая зона в Ульяновске обладает уникальным техническим, производственным и образовательным потенциалом для создания на своей территории условий для развития данных направлений деятельности с учетом налоговых и таможенных преференций, гарантированных правительством российской федерации.

Планируется, что «Ульяновск Восточный» выйдет на полную производственную мощность через пять лет после открытия. Частные инвестиции резидентов первого пускового комплекса составят 6,76 млрд руб. По подсчетам корпорации развития Ульяновской области, при выходе на проектную мощность ПОЭЗ обеспечит ежегодные поступления в федеральный бюджет в размере 154,8 млн руб., в бюджет Ульяновской области — 169,5 млн руб. Еще 10,8 млн руб. достанется Чердаклинскому району, где развивается особая экономическая зона регионального уровня.

К конкретным успехам развития портовых ОЭЗ в России можно отнести разработку администрацией Ульяновской области проектов привлечения инвесторов. Ведутся переговоры с мировыми лидерами по техническому обслуживанию самолетов, такими как Lufthansa Technik (переговоры о создании центра техобслуживания в Ульяновске). На стадии реализации находится проект с компанией Airbus по конвертации пассажирских самолетов Airbus в грузовые. Первый летный образец самолета планируется выпустить на площадях «Авиастар СП» в 2012 году, запуск серийного производства намечен на 2013 год. Объем инвестиций российско-европейской компании Airbus Freighter Conversio№ GmbH в портовой зоне «Ульяновск Восточный» может составить 1,6 млрд руб. Рассматривается вопрос развития в ОЭЗ направления по предпродажной подготовке авиалайнеров. Прежде всего — Sukhoi Superjet-100 совместного предприятия Superjet International.

Еще одна особая экономическая зона портового типа — «советская Гавань» — создана в Хабаровском крае. Одновременно с ПОЭЗ на побережье татарского пролива запланировано формирование Ванино — советской Гаванского транспортно промышленного узла. Реализация программы по его созданию должна привести к увеличению объема переработки грузов с нынешних 10 млн тонн до 100 млн в 2020 году.

В настоящий момент портовая инфраструктура «советской Гавани» позволяет заходить судам дедвейтом до 50 000 тонн, что не отвечает современным требованиям крупного портового узла. Таким образом, необходимо возведение новых причальных мощностей, что позволит заходить в порт судам дедвейтом до 300 000 тонн.

Преимуществом ПОЭЗ «советская Гавань» является возможность сочетания морского и железнодорожного маршрутов при организации транзита «запад России — Сибирь — север тихоокеанского побережья США», что позволит уменьшить длину маршрута более чем на 1 000 км и снизить транспортные расходы и сроки доставки.

Утвержденный правительством Хабаровского края проект концепции создания ПОЭЗ «советская Гавань» (далее — концепция) предусматривает строительство терминалов по перевалке экспортных грузов, создание судоремонтных и перерабатывающих предприятий, организацию производства рыбной продукции. В целях создания благоприятных факторов для привлечения резидентов в ПОЭЗ планируется строительство объектов портовой, таможенной, транспортной, энергетической, коммунальной и инженерной инфраструктуры за счет государственных инвестиций. В частности, строительство железнодорожных станций на мысе Марии и в рабочем поселке Лососина. К 2013 году запланировано завершение строительства ТЭЦ мощностью 120 МВт в городе советская Гавань.

Создатели концепции предлагают расширить список видов деятельности, разрешенных в ПОЭЗ, за счет экспортно-ориентированных производств, например, переработки древесины. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в закон «Об особых экономических зонах в российской федерации».

Инвестиции в проект создания ПОЭЗ «советская Гавань», согласно перспективному плану развития до 2030 года, составят 116,3 млрд руб., из которых около 44% придется на строительство необходимой инфраструктуры. При этом, согласно постановлению правительства РФ от 31 декабря 2009 года № 1185 «О создании на территории Хабаровского края портовой особой экономической зоны», в 2011-2013 годах в инфраструктуру будет вложено 3,7 млрд руб. бюджетных средств, а общая потребность в государственных инвестициях, рассчитанная в концепции, составит 50,8 млрд руб.

В настоящий момент основным минусом ПОЭЗ в советской Гавани является недоразвитость инфраструктуры. По данному показателю советская Гавань значительно уступает другим крупным портам региона, таким как морской порт Восточный (находка) и Владивостокский морской порт.

С развитием инфраструктуры, запланированным правительством Хабаровского края, эффективность ПОЭЗ «советская гавань» существенно возрастет.

Рис. 2. Структура грузооборота ПОЭЗ «Советская Гавань»

Как видно на рисунке 2, основная часть грузооборота ПОЭЗ приходится на контейнерные грузы и железнорудную продукцию. Суммарный грузооборот порта советская Гавань после выхода на проектную мощность согласно концепции составит 35,8 млн тонн различных грузов. Объем судоремонтных работ увеличится до 250 условных судоремонтов в год. Ежегодно планируется переработка рыбо- и морепродуктов в объеме более 45 000 тонн. Промышленные производства в ПОЭЗ также будут представлены предприятиями деревообработки, ориентированными на экспорт продукции в Японию, суммарный годовой объем их производства может составить до 630 000 тонн.

По результатам предварительного финансового моделирования бизнес проектов потенциальных резидентов, к 2030 году суммарная ежегодная выручка от реализации товаров и услуг организаций ПОЭЗ может составить 83,9 млрд руб., сумма платежей в бюджеты всех уровней за период 2011—2030 годы превысит 113 млрд руб. и будет создано более 4 500 рабочих мест.

С учетом географического преимущества и потенциала прибрежных территорий России, развитие ПОЭЗ следует рассматривать в контексте решения нескольких основных задач: развитие каналов экспорта, использование потенциала глобальных транзитных коридоров, интеграция российской экономики в мировую экономическую систему, возможность полноценно участвовать в мировом разделении труда.

В России необходимо серьезное инфраструктурное обновление, только оно способно дать предприятиям, созданным на территории страны, возможность конкурировать с иностранными фирмами. В этом контексте ПОЭЗ являются той составляющей, которая позволяет аккумулировать передовой мировой опыт и современные технологии для привлечения инвестиций и, как следствие, развития экономики страны.

Портовые ОЭЗ «советская Гавань» в Хабаровском крае и ОЭЗ в Мурманске позволят, в случае их успешного развития, упрочить позиции России на важнейших транспортных направлениях — «Запад — Восток» и «север — юг», а также потеснить конкурирующий южный морской путь. Развитие ПОЭЗ в России позволит усилить позиции страны в освоении природных богатств и новых транспортных маршрутов в Арктике. А развитие ПОЭЗ «Ульяновск Восточный» станет существенным шагом к укреплению российских позиций на рынках международных крупногабаритных воздушных грузоперевозок и обслуживания судов российских и зарубежных авиакомпаний.

Однако необходимо учитывать, что для дальнейшего успешного развития ПОЭЗ в России необходима активная государственная политика, направленная на привлечение резидентов не только льготами, предоставляемыми ОЭЗ, но и созданием позитивного имиджа самих зон, в первую очередь, снижением административных барьеров, ускорением процессов таможенного оформления товаров.

Потенциальные резиденты ПОЭЗ зачастую недостаточно информированы об особенностях деятельности зоны, как по аспектам законодательства, так и в получении консультаций о зарубежных рынках по экономическим вопросам экспорта.

Организация подобной помощи потенциальным резидентам стала бы серьезным вкладом в обеспечение роста экспортного … читать далее …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *