Порядок 62 о среднем заработке РФ

Порядок заполнения справки о среднем заработке уволенного работника для службы занятости (Волкова М.Н.)

Нередко на практике возникает ситуация, когда сотрудник после расторжения трудового договора просит выдать ему справку о среднем заработке для представления в службу занятости. В связи с этим у бухгалтера появляется ряд вопросов: по какой форме должна быть составлена данная справка, какой период необходимо указать в ней, как рассчитывается средний заработок, который должен быть отражен в справке? На эти и другие вопросы мы ответим в статье.

Вначале заметим, что справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы необходима уволенному работнику для получения пособия по безработице от службы занятости (п. 2 ст. 3 Закона РФ N 1032-1 <1>). Сотрудники бухгалтерии должны выдать такую справку в течение трех рабочих дней со дня получения от сотрудника соответствующего письменного заявления (ст. 62 ТК РФ).

<1> Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

По какой форме должна быть составлена данная справка?

В настоящее время форма справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а также порядок ее выдачи нормативными правовыми актами РФ не утверждены. В связи с этим работодатель может выдать справку в произвольной форме с указанием общепринятых для документов организации (работодателя) реквизитов, содержащую сведения о среднем заработке, рассчитанном в соответствии с Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденным Постановлением Минтруда России от 12.08.2003 N 62 (далее — Порядок). Такие разъяснения представлены в Письме Роструда от 08.11.2010 N 3281-6-2. Кроме того, в Письме сказано, что согласно п. 1 ст. 6 Закона РФ N 1032-1 законодательство о занятости населения основывается на Конституции РФ и состоит из указанного Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, а также из законов и других нормативных правовых актов субъектов РФ. Таким образом, если на федеральном уровне форма справки не утверждена, она может быть утверждена органами государственной власти субъектов РФ, а значит, может быть использована в работе органов службы занятости до утверждения формы данной справки на федеральном уровне. Например, форму справки утвердили в Московской и Новгородской областях. Узнать о том, есть ли в субъекте РФ утвержденная форма справки, можно в региональном департаменте (комитете) по труду и занятости.

В связи с этим рекомендуем выдавать справку по форме, которая применяется в субъекте РФ, где сотрудник зарегистрирован по месту жительства.

Обратите внимание! Непредставление справки по форме, утвержденной нормативными правовыми актами субъекта РФ, не может служить основанием для отказа в признании гражданина безработным и начислении ему пособия по безработице. Эти разъяснения также даны в Письме Роструда N 3281-6-2.

Таким образом, даже если форма справки утверждена органами государственной власти субъекта РФ, работодатель может представить ее в произвольной форме.

Обратите внимание! При отсутствии в штате работодателя должности главного бухгалтера справка может быть подписана только руководителем. В этом случае в месте, отведенном для подписи и Ф.И.О. главного бухгалтера, должна быть сделана заверенная подписью руководителя отметка: «Должность главного бухгалтера в штате отсутствует». В соответствии с действующим законодательством РФ ответственность за достоверность сведений, указанных в справке, несут руководитель и главный бухгалтер.

Реквизиты, которые должны быть заполнены в произвольной форме справки. На официальных сайтах региональных центров занятости населения обращается внимание на следующее:

1) справка, не полностью заполненная или содержащая исправления, считается недействительной;

2) справки принимаются к рассмотрению только при наличии в них обязательных реквизитов, установленных ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» <2>:

— полного наименования, адреса работодателя, телефона, номера и даты выдачи справки;

— подписей руководителя и бухгалтера с расшифровкой (инициалы, фамилия);

— четкого оттиска печати (наименование работодателя в справке, трудовой книжке и печати должно быть одинаковым);

— указания трех последних полных месяцев работы перед увольнением (если по уважительным причинам месяцы заменяются, нужно указать причину и основание замены);

— размера среднемесячной заработной платы прописью с большой буквы.

<2> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.

Определение среднего заработка

Итак, как уже было сказано, средний заработок рассчитывается на основании Порядка.

Расчетный период для определения среднего заработка. Согласно п. 3 Порядка средний заработок работника исчисляется за три последних календарных месяца (с 1-го числа по 1-е число), предшествующих месяцу увольнения. Это значит, что если работник уволен 05.05.2015, то расчетный период — с 01.02.2015 по 30.04.2015.

Если же работник уволен 30.04.2015, расчетный период будет составлять три последних месяца работы, включая месяц увольнения, если это в интересах работника, то есть если в данном случае средний заработок будет больше. Такие разъяснение приведены в Определении ВС РФ от 08.06.2006 N КАС06-151.

Какие выплаты включаются в расчет среднего заработка? В силу п. 2 Порядка необходимо учитывать все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемых в соответствующем учреждении, независимо от источников этих выплат. К ним относятся:

— заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное ими время;

— надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам);

— выплаты, связанные с условиями труда;

— премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет;

— другие виды выплат.

Какие выплаты и периоды не учитываются при расчете среднего заработка? В соответствии с п. 4 Порядка из расчетного периода исключаются время, а также начисленные за это время суммы, если:

— за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ;

— работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;

— работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

— работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

— работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

— работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ;

— работнику предоставлялись дни отдыха (отгулы) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях согласно законодательству РФ.

Некоторые нюансы определения расчетного периода и среднего заработка. К таким особенностям относится следующее:

1) если работник за расчетный период не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с п. 4 Порядка, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному (п. 5 Порядка). Это значит, что если сотрудник уволен 05.05.2015, а расчетный период — с 01.02.2015 по 30.04.2015 — полностью исключается (например, сотрудник получал пособие по временной нетрудоспособности), то расчетным будет период с 01.11.2014 по 31.01.2015;

2) если работник за расчетный период и до него не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные им дни в месяце увольнения (п. 6 Порядка). Значит, если работник проработал в организации с 06.04.2015 по 30.04.2015, у него нет отработанных дней в расчетном периоде (с 01.01.2015 по 31.03.2015), следовательно, его средний заработок рассчитывается исходя из заработной платы за апрель.

Как определить средний заработок? Согласно п. 7 Порядка для определения среднего заработка используется средний дневной заработок, который исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (в зависимости от установленной в организации продолжительности рабочей недели).

При установлении работнику неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю пятидневной (шестидневной) рабочей недели, приходящихся на время, отработанное в расчетном периоде.

Приведем пример расчета среднего заработка.

Пример 1. Сотрудник был уволен 05.05.2015. Его заработная плата за февраль составляла 22 000 руб., за март — 22 000 руб., за апрель — 26 000 руб. В учреждении установлена 40-часовая рабочая неделя (пять рабочих дней). Расчетный период — с 01.02.2015 по 30.04.2015 — отработан им полностью. Определим средний заработок сотрудника для службы занятости.

Сумма, фактически начисленная за расчетный период, составит 70 000 руб. (22 000 + 22 000 + 26 000). Количество фактически отработанных дней за расчетный период — 62 раб. дн. (19 + 21 + 22), где 19, 21 и 22 раб. дн. — это рабочие дни согласно производственному календарю за 2015 г. за февраль, март и апрель соответственно.

Средний дневной заработок работника будет равен 1129,03 руб. (70 000 руб. / 62 раб. дн.).

Среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде — 20,67 раб. дн. (62 раб. дн. / 3 мес.).

Средний заработок составит 23 337,05 руб. (1129,03 руб. x 20,67 раб. дн.).

Как определить средний заработок при суммированном учете рабочего времени? На основании п. 8 Порядка в этом случае необходимо использовать средний часовой заработок, который исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество часов, фактически отработанных в данный период.

При этом средний заработок работника определяется путем умножения среднего часового заработка на среднемесячное количество рабочих часов в расчетном периоде в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели.

Пример 2. Сотрудник был уволен 05.05.2015. Он обратился к работодателю с просьбой предоставить ему справку о среднем заработке для службы занятости. В расчетный период (с 01.02.2015 по 30.04.2015) работнику был установлен суммированный учет рабочего времени. Количество рабочих часов по графику 40-часовой рабочей недели составило:

— в феврале — 152 часа, отработано 156 часов, заработная плата — 20 000 руб.;

— в марте — 168 часов, отработано 162 часа, заработная плата — 18 000 руб.;

— в апреле — 175 часов, отработано 176 часов, заработная плата — 21 000 руб.

Рассчитаем средний заработок работника для службы занятости.

1. Определим средний часовой заработок:

(20 000 руб. + 18 000 руб. + 21 000 руб.) / (156 ч + 162 ч + 176 ч) = 119,43 руб.

2. Определим средний заработок, который необходимо указать в справке, представляемой в органы службы занятости:

119,43 руб. x ((152 ч + 168 ч + 175 ч) / 3 мес.) = 19 705,95 руб.

Как учитываются премии при расчете среднего заработка? Пунктом 9 Порядка установлены следующие правила учета премий:

1) ежемесячные премии и вознаграждения — не более одной выплаты за одни и те же показатели за каждый месяц расчетного периода.

Пример 3. Сотрудник был уволен 05.05.2015. Его заработная плата за февраль составляла 22 000 руб., за март — 22 000 руб., за апрель — 26 000 руб. В учреждении установлена 40-часовая рабочая неделя (пять рабочих дней). Кроме того, работнику выплачивалась ежемесячная премия в размере 3000 руб. Расчетный период — с 01.02.2015 по 30.04.2015 — г отработан им полностью. Определим средний заработок сотрудника для службы занятости.

Сумма, фактически начисленная работнику за расчетный период, составит 79 000 руб. (22 000 руб. + 22 000 руб. + 26 000 руб. + 3000 руб. x 3 мес.). Количество фактически отработанных дней за расчетный период — 62 раб. дн.

Средний дневной заработок будет равен 1274,19 руб. (79 000 руб. / 62 раб. дн.).

Среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде — 20,67 раб. дн. (62 раб. дн. / 3 мес.).

Средний заработок работника составит 26 337,51 руб. (1274,19 руб. x 20,67 раб. дн.);

2) премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, — не более одной выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода.

Пример 4. Работник был уволен 05.05.2015. Его заработная плата за февраль была равна 22 000 руб., за март — 22 000 руб., за апрель — 26 000 руб. В учреждении установлена 40-часовая пятидневная рабочая неделя. Сотруднику также выплачивалась ежемесячная премия в размере 3000 руб. Кроме того, в апреле ему была начислена премия за I квартал 2015 г. в сумме 15 000 руб. Рассчитаем средний заработок работника для службы занятости.

При расчете среднего заработка для центра занятости нужно учесть:

— ежемесячные премии в размере 9000 руб. (3000 руб. x 3 мес.);

— премию за I квартал 2015 г. в полном размере, то есть 15 000 руб. (15 000 руб. / 3 мес. x 3 мес.).

Средний дневной заработок будет равен 1516,13 руб. (94 000 руб. / 62 раб. дн.).

Среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде — 20,67 раб. дн. (62 раб. дн. / 3 мес.).

Средний заработок сотрудника составит 31 338,41 руб. (1516,13 руб. x 20,67 раб. дн.);

3) вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий календарный год, — в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления вознаграждения.

Пример 5. Сотрудник был уволен 05.05.2015. Его заработная плата за февраль — 22 000 руб., за март — 22 000 руб., за апрель — 26 000 руб. В учреждении установлена 40-часовая рабочая неделя (пять рабочих дней). Кроме того, в расчетном периоде работнику была выплачена годовая премия за 2014 г. в сумме 15 000 руб. Рассчитаем его средний заработок для службы занятости.

При расчете среднего заработка годовая премия будет учитываться в размере 3750 руб. (15 000 руб. / 12 мес. x 3 мес.).

Средний заработок сотрудника будет равен 24 587,30 руб. (73 750 руб. / 62 раб. дн. x 20,67 раб. дн.).

В случае если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с п. 4 Порядка, премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетный период (за исключением ежемесячных премий, выплачиваемых вместе с заработной платой за данный месяц).

Если работник проработал в организации неполный рабочий период, за который начисляются премии и вознаграждения, и они были начислены пропорционально отработанному им времени, такие премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм в порядке, установленном настоящим пунктом.

Пример 6. Сотрудник был уволен 05.05.2015. В учреждении установлена 40-часовая пятидневная рабочая неделя. В течение расчетного периода (с 01.02.2015 по 30.04.2015) сотрудник:

— с 02.02.2015 по 06.02.2015 находился на больничном;

— с 27.03.2015 по 31.03.2015 был в неоплачиваемом отпуске.

Кроме того, в расчетном периоде ему были выплачены премии:

— за февраль 2015 г. — в сумме 3000 руб.;

— за март 2015 г. — 3000 руб.;

— за апрель 2015 г. — 3000 руб.;

— за I квартал 2015 г. — 15 000 руб.

Рассчитаем общую сумму премий при определении среднего заработка для службы занятости.

Количество рабочих дней по производственному календарю за 2015 г. за расчетный период (с 01.02.2015 по 30.04.2015) составило 62 рабочих дня, а количество дней, отработанных сотрудником за этот период, — 54 рабочих дня.

Премии при расчете среднего заработка будут учитываться в следующих размерах:

— за февраль 2015 г. — 2612,90 руб. (3000 руб. / 62 раб. дн. x 54 раб. дн.);

— за март 2015 г. — 2612,90 руб. (3000 руб. / 62 раб. дн. x 54 раб. дн.);

— за апрель 2015 г. — 3000 руб., так как это ежемесячная премия, выплачиваемая вместе с заработной платой за данный месяц;

— за I квартал 2015 г. — 13 064,52 руб. (15 000 руб. / 62 раб. дн. x 54 раб. дн.).

Общая сумма премий, учитываемых при расчете среднего заработка для центра занятости, составит 21 290,32 руб. (2612,90 + 2612,90 + 3000 + 13 064,52).

Как рассчитывается средний заработок, если в организации (филиале, структурном подразделении) произошло повышение тарифных ставок (должностных окладов, денежного вознаграждения)? Согласно п. 10 Порядка в этом случае средний заработок работников увеличивается следующим образом:

1) если повышение произошло в расчетный период, выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные за предшествующий повышению период времени, увеличиваются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки (должностного оклада, денежного вознаграждения), установленной в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, на тарифные ставки (должностные оклады, денежное вознаграждение) каждого из месяцев расчетного периода.

Пример 7. Сотрудник был уволен 05.05.2015. Расчетный период — с 01.02.2015 по 30.04.2015. С 01.04.2015 в учреждении произошло повышение окладов с 15 000 до 18 000 руб. Расчетный период отработан сотрудником полностью. Определим его средний заработок для службы занятости.

Вначале необходимо определить коэффициент повышения. Он будет равен 1,2 (18 000 руб. / 15 000 руб.).

Средний дневной заработок составит 870,97 руб. (((15 000 руб. + 15 000 руб.) x 1,2 + 18 000 руб.) / 62 раб. дн.), где 62 раб. дн. — количество фактически отработанных дней в расчетном периоде.

Средний заработок, который необходимо указать в справке для службы занятости, будет равен 18 002,95 руб. (870,97 руб. x (62 раб. дн. / 3 мес.));

2) если повышение произошло после расчетного периода до дня увольнения, увеличивается средний заработок, исчисленный за расчетный период.

Пример 8. Работник был уволен 05.05.2015. Расчетный период — с 01.02.2015 по 30.04.2015. 1 мая 2015 г. в учреждении было повышение окладов с 15 000 до 18 000 руб. Расчетный период отработан полностью. Рассчитаем средний заработок сотрудника для службы занятости.

Прежде всего определим коэффициент повышения. Он составит 1,2 (18 000 руб. / 15 000 руб.).

Средний дневной заработок работника будет равен 725,81 руб. ((15 000 руб. + 15 000 руб. + 15 000 руб.) / 62 раб. дн.), где 62 раб. дн. — количество фактически отработанных дней в расчетном периоде.

Средний заработок сотрудника, который необходимо отразить в справке для службы занятости, — 18 003 руб. (725,81 руб. x (62 раб. дн. / 3 мес.) x 1,2);

3) если повышение произошло после увольнения работника, средний заработок не увеличивается.

Как рассчитывается средний заработок при повышении размеров надбавок за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) и за особые условия государственной службы? В силу п. 11 Порядка средний заработок работников увеличивается в следующем порядке:

— если повышение произошло в расчетный период, надбавки за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), за особые условия государственной службы, начисленные за предшествующий повышению период времени, увеличиваются на коэффициенты, рассчитываемые путем деления указанных надбавок, установленных в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, на надбавки каждого из месяцев расчетного периода;

— если повышение произошло после увольнения работника, указанные надбавки, включенные в средний заработок, не увеличиваются.

Мурманской области

Рекомендации
по заполнению справки о среднем заработке для службы занятости

В настоящее время расчёт среднего заработка для определения размера пособия по безработице (стипендии) производится в соответствии с Порядком, утверждённым Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.08.2003 № 62 (далее — Порядок).

Расчётный период.

Расчётным периодом являются последние три календарных месяца, предшествующие месяцу увольнения (п. 3 Порядка). Месяц увольнения включается в состав расчётного периода, если работник уволен последним календарным днём месяца и если это не снижает размер среднего заработка (Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 08.06.2006
№ КАС 06-151).

Из расчётного периода исключаются периоды (п. 4 Порядка), а также начисленные за это время суммы. Прогулы и простой по вине работника не исключаются из расчётного периода.

Если у работника не было рабочих дней или зарплаты в каком-то месяце расчётного периода, его замена другим месяцем не допускается. Если в расчётном периоде не было рабочих дней или зарплаты (п. 5 Порядка), заменяется весь расчётный период. Если продолжительность отсутствия работника на рабочем месте по уважительной причине превысила продолжительность расчётного периода, то расчётным периодом будет являться период, равный расчётному и предшествующий периоду длительного отсутствия. Например, если работник болел с 13.09.2009 по 01.02.2010, затем уволился 05.02.2010, то расчётным периодом будут три календарных месяца перед болезнью: июнь, июль и август 2009 г.

Если работник состоял в трудовых отношениях с работодателем менее трёх календарных месяцев, расчётный период считается отработанным полностью (если из него не исключалось время в соответствии с п. 4 Порядка). Например, если работник был принят на работу 10.10.2009, а уволен 10.12.2009, то в расчётный период войдут октябрь и ноябрь 2009 г.

Если работник был уволен в том же месяце, в котором был принят на работу, то средний заработок определяется в соответствии с п. 6 Порядка.

Количество рабочих дней (часов) по графику и фактически.

Для того, чтобы рассчитать количество рабочих дней или часов по графику, берётся количество рабочих дней в каждом месяце расчётного периода по графику 5-дневной или 6-дневной рабочей недели (в зависимости от установленной в организации продолжительности рабочей недели) или количество рабочих часов в каждом месяце расчётного периода по календарю 40-часовой (36-часовой) рабочей недели.

При установлении работнику неполного рабочего времени количество фактически отработанных рабочих дней (часов) определяется по календарю 5-дневной (6-дневной) рабочей недели в расчётном периоде (п. 7 Порядка).

Количество фактически отработанных рабочих дней (часов) определяется в соответствии с табелем учёта рабочего времени.

Виды выплат для расчёта среднего заработка.

В расчёт включаются все выплаты в денежном и натуральном выражении, независимо от их источника, предусмотренные действующей в организации системой оплаты труда (п. 2 Порядка), за исключением выплат социального характера (материальная помощь, оплата обучения и т.п.), которые не относятся к зарплате (ст. 129 ТК РФ).

Для расчёта берётся основная заработная плата с учётом районного коэффициента и северной надбавки, начисленная по тарифным ставкам (должностным окладам), сдельным расценкам, в процентах от выручки, комиссионное вознаграждение, заработная плата, выплаченная в неденежной форме.

В расчёт включаются премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда в организации, начисленные в расчётном периоде.

Премии и вознаграждения учитываются по одной за каждый показатель премирования, за исключением годового вознаграждения за предыдущий год, которое учитывается независимо от времени начисления.

Премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, — не более одной выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчётного периода.

Премии учитываются:

— полностью, если расчётный период отработан полностью;

— пропорционально времени, отработанному в расчётном периоде, если он отработан не полностью, за исключением ежемесячных премий, выплачиваемых вместе с зарплатой за данный месяц (п. 9 Порядка).

Разовые премии включаются в расчёт в учитываемой части, если они предусмотрены системой оплаты труда в конкретной организации.

В расчёт берутся надбавки и доплаты к тарифным ставкам, должностным окладам, выплаты, связанные с условиями труда, оплата работы в выходные и праздничные дни, оплата сверхурочной работы.

Компенсация за неиспользованный отпуск в расчёт не включается.

В справке о среднем заработке должны быть отражены начисленные суммы заработка без вычета подоходного налога.

Порядок определения среднего заработка.

В случаях, не связанных с применением суммированного учёта рабочего времени, для определения размера среднего заработка используется среднедневной заработок (п. 7 Порядка).

Средний заработок работника определяется умножением среднего дневного заработка на среднемесячное число рабочих дней в расчётном периоде, которое определяется как частное от деления суммарного количества рабочих дней в расчётном периоде по графику 5-дневной или 6-дневной рабочей недели на количество месяцев расчётного периода.

В случаях, когда работнику установлен суммированный учёт рабочего времени, для определения размера среднего заработка используется среднечасовой заработок (п. 8 Порядка).

Средний заработок работника определяется умножением среднего часового заработка на среднемесячное количество рабочих часов в расчётном периоде, которое определяется как частное от деления суммарного количества рабочих часов в расчётном периоде по производственному календарю в зависимости от установленной работнику продолжительности рабочей недели на количество месяцев расчётного периода.

При сменном графике работы работника расчёт среднего заработка производится исходя из среднечасового заработка.

Реквизиты справки.

Справка о среднем заработке должна содержать сведения о среднем заработке, рассчитанном в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.08.2003 № 62 и набор обязательных реквизитов:

— круглую печать (при наличии ее у работодателя);

— ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) работодателя, наименование и юридический адрес юридического лица;

— собственноручные подписи уполномоченных должностных лиц (индивидуального предпринимателя, руководителя юридического лица, главного бухгалтера) с расшифровкой фамилий. Использование факсимиле вместо подписи не допускается.

Если одно должностное лицо (имеющее такие полномочия) расписывается в справке за руководителя и главного бухгалтера (когда в штате организации или у индивидуального предпринимателя отсутствует должность главного бухгалтера), то в справке делается запись, что руководитель и главный бухгалтер – в одном лице (или индивидуальный предприниматель-физическое лицо и главный бухгалтер – в одном лице), которая заверяется третьей подписью данного должностного лица (или индивидуального предпринимателя).

В оттиске круглой печати должны содержаться ИНН, ОГРН (основной государственный регистрационный номер) и полное наименование юридического лица на русском языке, признанном государственным на всей территории РФ.

В случае отсутствия у индивидуального предпринимателя печати в справке производится запись «Без печати», указываются ИНН, ОГРН, полное наименование индивидуального предпринимателя.

Наименование и печать работодателя в справке о среднем заработке должны соответствовать наименованию и печати работодателя в трудовой книжке гражданина. Если справку о среднем заработке выдаёт правопреемник работодателя, то в справке о среднем заработке должна быть указана информация о реорганизации (переименовании) организации, надлежащим образом заверенная, либо представлены дополнительные документы, подтверждающие данный факт.

В справке о среднем заработке помарки и исправления не допускаются.

Приложение 5. Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 N 513 Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.09.2006 N 8219) Документ утратил силу
1HQQESHpv9LE

  • Главное меню
    • Приказ
    • Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников
      • I. Общие положения
      • II. Требования к порядку предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников
        • Порядок информирования о государственной услуге содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников
        • Получатели государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников
        • Перечень необходимых для получения государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников документов
        • Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников
        • Сроки предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников
        • Результат предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников
        • Общие положения, характеризующие предоставление государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников
        • График (режим) работы государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников
        • Требования к организации и ведению приема получателей государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников
        • Требования к оборудованию мест предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников
      • III. Административные процедуры
        • Описание последовательности действий при предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы гражданам, обратившимся впервые
        • Описание последовательности действий при предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы при последующих обращениях граждан
        • Описание последовательности действий при предоставлении государственной услуги содействия в подборе необходимых работников работодателям, обратившимся впервые
        • Описание последовательности действий при предоставлении государственной услуги содействия в подборе необходимых работников при последующих обращениях работодателя
        • Описание последовательности действий при предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников при реализации мероприятий активной политики занятости
        • Описание взаимодействия работников государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) и получателей государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников
        • Порядок и формы контроля за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников
        • Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников на основании настоящего Административного регламента
      • Приложение 1. Сведения о местах нахождения органов, участвующих в оказании государственной услуги по содействию гражданам в поиске работы, а работодателям в подборе необходимых работников
        • Центральный федеральный округ
        • Северо-Западный федеральный округ
        • Южный федеральный округ
        • Приволжский федеральный округ
        • Уральский федеральный округ
        • Сибирский федеральный округ
        • Дальневосточный федеральный округ
      • Приложение 2. Сведения о номерах телефонов для справок
        • Центральный федеральный округ
        • Северо-Западный федеральный округ
        • Южный федеральный округ
        • Приволжский федеральный округ
        • Уральский федеральный округ
        • Сибирский федеральный округ
        • Дальневосточный федеральный округ
      • Приложение 3. Заявление-анкета о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы
      • Приложение 4. Заявление-анкета о предоставлении работодателю государственной услуги содействия в подборе необходимых работников
      • Приложение 5. Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)
      • Приложение 6. Направление на работу
      • Приложение 7
        • Блок-схема последовательности действий при предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы гражданам, обратившимся впервые
        • Блок-схема последовательности действий при предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы при последующих обращениях граждан
        • Блок-схема последовательности действий при предоставлении государственной услуги содействия в подборе необходимых работников работодателям, обратившимся впервые
        • Блок-схема последовательности действий при предоставлении государственной услуги содействия в подборе необходимых работников при последующих обращениях работодателя
        • Блок-схема последовательности действий при предоставлении государственной услуги содействия граждан в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников при реализации мероприятий активной политики занятости

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 августа 2003 г. N 62

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2003 г. N 670-р <*> Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации постановляет:
———————————
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 21, ст. 2055.

Утвердить прилагаемый Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.

Министр
труда и социального развития
Российской Федерации
А.ПОЧИНОК

Приложение
к Постановлению
Министерства труда
и социального развития
Российской Федерации
от 12 августа 2003 г. N 62

1. Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости (далее именуется — Порядок), определяет правила исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для случаев определения ее размера, предусмотренных Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» <*>, а именно:
———————————
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915.

для определения размера пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного и в период участия безработного в общественных работах;

для определения размера стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.

2. Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат, к которым относятся:

а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;

б) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;

в) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;

г) заработная плата, выданная в неденежной форме;

д) денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности;

е) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;

ж) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки (учитывается в размере одной десятой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);

з) разница в должностных окладах работников, перешедших на нижеоплачиваемую работу (должность) с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы (должности);

и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении календарного года, обусловленная системой оплаты труда (учитывается в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);

к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), выслугу лет (стаж работы), особые условия государственной службы, ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;

л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;

м) премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет;

н) другие виды выплат в соответствии с действующими в организации системами оплаты труда.

3. Средний заработок работника исчисляется за последние 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения.

4. При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:

а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;

в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ж) работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. В случае если работник за расчетный период не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному.

6. В случае если работник за расчетный период и до расчетного периода не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце увольнения.

7. Для определения среднего заработка используется средний дневной заработок.

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в организации).

Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней.

При установлении работнику неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю 5-дневной (6-дневной) рабочей недели, приходящихся на время, отработанное в расчетный период.

8. При определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, используется средний часовой заработок.

Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество часов, фактически отработанных в этот период.

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего часового заработка на среднемесячное количество рабочих часов в расчетном периоде в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели.

9. При определении среднего заработка премии и вознаграждения, фактически начисленные за расчетный период, учитываются в следующем порядке:

ежемесячные премии и вознаграждения — не более одной выплаты за одни и те же показатели за каждый месяц расчетного периода;

премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, — не более одной выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода;

вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий календарный год, — в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления вознаграждения.

В случае если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетный период (за исключением ежемесячных премий, выплачиваемых вместе с заработной платой за данный месяц).

Если работник проработал в организации неполный рабочий период, за который начисляются премии и вознаграждения, и они были начислены пропорционально отработанному времени, они учитываются при определении среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм в порядке, установленном настоящим пунктом.

10. При повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок (должностных окладов, денежного вознаграждения) средний заработок работников повышается в следующем порядке:

если повышение произошло в расчетный период, выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки (должностного оклада, денежного вознаграждения), установленной в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, на тарифные ставки (должностные оклады, денежное вознаграждение) каждого из месяцев расчетного периода;

если повышение произошло после расчетного периода до дня увольнения, повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период;

если повышение произошло после увольнения работника, повышение среднего заработка не производится.

11. При повышении размеров надбавок за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) и за особые условия государственной службы средний заработок работников повышается в следующим порядке:

если повышение произошло в расчетный период, надбавки за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), за особые условия государственной службы, начисленные за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления указанных надбавок, установленных в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, на надбавки каждого из месяцев расчетного периода;

если повышение произошло после увольнения работника, указанные надбавки, включенные в средний заработок, не повышаются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *