Порядок формирования органов судейского сообщества

Судейское сообщество в РФ образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ.

Судьи федеральных судов и судов субъектов РФ являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

Судья, пребывающий в отставке:

сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества;

не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

3. Органы судейского сообщества действуют для выражения интересов судей как носителей судебной власти. К органам судейского сообщества относятся:

Всероссийский съезд судей (высший орган судейского сообщества); конференции судей субъектов РФ;

Совет судей РФ (формируется Всероссийским съездом судей из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ на четыре года);

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

советы судей субъектов РФ (избираются па два года);

общие собрания судей судов;

Высшая квалификационная коллегия судей РФ (29 членов);

квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей общественности, представителей Президента РФ.

Советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения. Задачи органов судейского сообщества:

• содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

• защита прав и законных интересов судей;

• участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

• утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Главная страница Правовые основы ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Справка к документу

Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ»Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 15 февраля 2002 года

Одобрен Советом Федерации 27 февраля 2002 года

Глава I.Судейское сообщество в Российской Федерации и органы судейского сообщества

Статья 1. Судейское сообщество в Российской Федерации

Судейское сообщество в Российской Федерации (далее — судейское сообщество) образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.

Статья 2. Судья — член судейского сообщества

1. Судьи федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

2. Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

Статья 3. Органы судейского сообщества

1. Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

2. Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

Всероссийский съезд судей;

конференции судей субъектов Российской Федерации;

Совет судей Российской Федерации;

советы судей субъектов Российской Федерации;

общие собрания судей судов;

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;

Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

3. Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

4. В Верховном Суде Российской Федерации формируются общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 4. Основные задачи органов судейского сообщества

Основными задачами органов судейского сообщества являются:

1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

2) защита прав и законных интересов судей;

3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Статья 5. Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества

1. Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

2. Советы судей, квалификационные коллегии судей, Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также — экзаменационные комиссии) формируются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.

Статья 6. Всероссийский съезд судей

1. Всероссийский съезд судей (далее также — съезд) является высшим органом судейского сообщества.

Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений.

2. Делегаты на съезд избираются по следующим нормам представительства:

от судей Конституционного Суда Российской Федерации — десять судей;

от судей Верховного Суда Российской Федерации — двадцать судей;

от судей каждого кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда — по два судьи;

от судей каждого апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда — по два судьи;

от судей каждого арбитражного суда округа — по два судьи;

от судей каждого арбитражного апелляционного суда — по два судьи;

от судей каждого верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа — по одному судье, а также дополнительно по одному судье от каждых пятидесяти судей каждого верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;

от судей каждого арбитражного суда субъекта Российской Федерации — по одному судье, а также дополнительно по одному судье от каждых тридцати судей каждого арбитражного суда субъекта Российской Федерации;

от судей каждого окружного (флотского) военного суда — по два судьи;

от судей гарнизонных военных судов — по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации, на территории которого действуют гарнизонные военные суды;

от судей районных судов — по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации, а также дополнительно по одному судье от каждых ста судей районных судов, действующих на территории субъекта Российской Федерации;

от мировых судей — по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации;

от судей каждого конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации — по одному судье.

3. Делегаты на съезд от судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов избираются на общих собраниях судей этих судов, а делегаты от судей иных судов — на конференциях судей субъектов Российской Федерации.

Съезд созывается один раз в четыре года Советом судей Российской Федерации. Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов.

Председательствует на съезде председатель Совета судей Российской Федерации.

Статья 7. Конференции судей субъектов Российской Федерации

1. Конференции судей субъектов Российской Федерации (далее также — конференции судей) представляют судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Конференции судей правомочны принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах Российской Федерации, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации. Решения конференций судей принимаются простым большинством голосов, если конференциями не устанавливается иной порядок принятия решений.

2. Конференции судей созываются советом судей соответствующего субъекта Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.

Порядок избрания делегатов на первую после вступления в силу настоящего Федерального закона конференцию судей и нормы их представительства от соответствующих судов утверждаются советом судей соответствующего субъекта Российской Федерации, на последующие конференции судей — конференцией судей.

Делегаты на конференции судей избираются с учетом необходимости представительства на них судей соответственно от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также от мировых судей, судей районных судов и судей гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Председательствует на конференции судей председатель совета судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 8. Формирование советов судей

1. Совет судей Российской Федерации формируется Всероссийским съездом судей из числа судей федеральных судов, а также судей судов субъектов Российской Федерации.

В Совете судей Российской Федерации устанавливаются следующие нормы представительства:

от судей Конституционного Суда Российской Федерации — два судьи;

от судей Верховного Суда Российской Федерации — четыре судьи;

от судей кассационных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда — два судьи;

от судей апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного военного суда — два судьи;

от судей арбитражных судов округов — два судьи;

от судей арбитражных апелляционных судов — два судьи;

от судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов — пять судей;

от судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации — восемь судей;

от судей окружных (флотских) военных судов — два судьи;

от судей гарнизонных военных судов — три судьи;

от судей районных судов — восемь судей;

от мировых судей — пять судей;

от судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации — три судьи;

от каждого субъекта Российской Федерации — по одному судье, избираемому съездом по представлению соответствующей конференции судей субъекта Российской Федерации.

2. Члены Совета судей Российской Федерации, представляющие судей судов всех видов и уровней, избираются тайным голосованием делегатами съезда от соответствующих судов из своего состава на раздельных собраниях делегатов. Избранными считаются судьи, получившие на раздельных собраниях делегатов наибольшее число голосов делегатов съезда, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании принимали участие более половины делегатов съезда от соответствующих судов.

Члены Совета судей Российской Федерации, представляемые конференциями судей, избираются тайным голосованием делегатами съезда. Избранными считаются судьи, получившие большинство голосов делегатов съезда, принявших участие в голосовании.

3. Совет судей Российской Федерации избирает из своего состава подотчетных ему председателя Совета судей Российской Федерации и его заместителей.

Абзац второй утратил силу.

Президиум Совета судей Российской Федерации избирается Советом судей Российской Федерации из числа его членов с учетом необходимости представительства в нем судей федеральных судов, в том числе судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей судов общей юрисдикции, включая военные суды, судей арбитражных судов и судей судов субъектов Российской Федерации. В состав Президиума Совета судей Российской Федерации входят по должности председатель Совета судей Российской Федерации и его заместители.

4. Советы судей субъектов Российской Федерации избираются конференциями судей в количестве и порядке, которые определяются конференциями судей в соответствии с их регламентами с учетом необходимости представительства в них судей соответственно от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также от мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Совет судей субъектов Российской Федерации избирает из своего состава подотчетных ему председателя совета судей субъекта Российской Федерации и его заместителей.

Член совета судей субъекта Российской Федерации не может быть избран на должность председателя совета судей субъекта Российской Федерации или заместителя председателя совета судей субъекта Российской Федерации более двух раз подряд.

5. Полномочия члена совета судей могут быть досрочно прекращены по его инициативе или в случае совершения им дисциплинарного проступка. Решение о досрочном прекращении полномочий членов советов судей принимается соответственно съездом или конференцией судей, а в период между съездами (конференциями) судей — соответствующим советом судей.

Статья 9. Совет судей Российской Федерации как орган судейского сообщества

1. Совет судей Российской Федерации является выборным органом судейского сообщества, подотчетным только съезду.

2. Совет судей Российской Федерации созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

3. Рабочим органом Совета судей Российской Федерации является Президиум Совета судей Российской Федерации, который создается для оперативного коллегиального решения вопросов, определяемых регламентом Совета судей Российской Федерации.

Заседания Президиума Совета судей Российской Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год.

4. Председатель Совета судей Российской Федерации созывает Совет судей Российской Федерации, Президиум Совета судей Российской Федерации и руководит их работой в соответствии с регламентом Совета судей Российской Федерации.

5. Председатель Совета судей Российской Федерации представляет Совет судей Российской Федерации в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в общественных объединениях, средствах массовой информации, а также при осуществлении международного сотрудничества.

6. По поручению председателя Совета судей Российской Федерации его полномочия может осуществлять один из его заместителей.

Статья 10. Полномочия советов судей

1. Совет судей Российской Федерации:

1) созывает Всероссийский съезд судей;

2) дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

3) избирает судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации вместо выбывших в период между съездами;

3.1) избирает членов Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также — Высшая экзаменационная комиссия) вместо выбывших в период между съездами;

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Участие в органах судейского сообщества

Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который проводится раз в четыре года с целью обсуждения и принятия знаковых решений в судебной системе Российской Федерации:

I Всероссийский съезд судей состоялся 17-18 октября 1991 года. Первый съезд судей отличался свободой дискуссий, разнообразием мнений, а некоторые участники съезда свои предложения выражали в письменной форме.

II Всероссийский съезд судей состоялся 29-30 июня 1993 года. Примечательной особенностью съезда стало участие в нем наряду с судьями судов общей юрисдикции судей арбитражных и военных судов. На II Всероссийском съезде судей в 1993 году впервые в истории судебной системы России тайным голосованием избирается Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации.

III Всероссийский съезд судей (внеочередной) состоялся 24-25 марта 1994 года– ключевым поводом для созыва внеочередного съезда судей послужила убедительная просьба Президента России Б.Н. Ельцина выдвинуть кандидатов на вакантные должности судей Конституционного Суда России.

IV Всероссийский съезд судей (чрезвычайный) состоялся 3-5 декабря 1996 года. Статус чрезвычайного съезд приобрел по инициативе Совета судей Российской Федерации, поскольку отсутствие финансирования и другого обеспечения деятельности судов могло в ближайшее время привести к коллапсу судебной системы. Обсуждался подготовленный Советом судей Российской Федерации законопроект об органах судейского сообщества.

V Всероссийский съезд судей состоялся 27-29 ноября 2000 года. В постановлении съезда: «Благодаря активной позиции Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, советов судей, квалификационных коллегий судей и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации сформирован работоспособный судейский корпус, состоящий из наиболее квалифицированных юристов».

VI Всероссийский съезд судей состоялся 30 ноября — 2 декабря 2004 года. Съезд судей принял постановления «О Кодексе судейской этики» и «О регламенте Всероссийского съезда судей», а также постановление «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования».

VII Всероссийский съезд судей состоялся 2-4 декабря 2008 года

Съезд принял постановление «О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования». В нем, в частности, констатировано следующее:

«Не нашли отражения в законодательстве положения, содержащиеся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2008 г. № 3-П, относительно оснований и порядка привлечения судей к дисциплинарной ответственности. VII Всероссийский съезд судей также считает необходимым детальное регулирование в законе порядка и оснований привлечения судьи к дисциплинарной ответственности и прекращения его полномочий за совершение дисциплинарного проступка, и включение в их число нарушений морально-этических норм, предусмотренных Кодексом судейской этики, на что обратил внимание Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 февраля 2008 г. № 3-П».

VIII Всероссийский съезд судей состоялся 17 — 19 декабря 2012 года, в частности постановил: «Органам судейского сообщества Российской Федерации, судьям, работникам аппаратов судов принять исчерпывающие меры к выполнению настоящего постановления, обеспечению качественного осуществления правосудия в разумные сроки, информационной открытости судов; своим ответственным исполнением своих обязанностей по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц и высоконравственным поведением укреплять авторитет судебной власти».

IX Всероссийский съезд судей состоялся 6 — 8 декабря 2016 года

IX Всероссийский съезд судей посвящён вопросам, касающимся состояния судебной системы, перспективам её развития, мерам по совершенствованию деятельности судов. Всего в работе съезда приняли участие 780 делегатов: представители высших российских судов, федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов, мировые судьи, представители конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Делегаты Всероссийских съездов судей Российской Федерации от Арбитражного суда Хабаровского края:

Серов Николай Николаевич, председатель Арбитражного суда Хабаровского края (с 1995 г. по 2013 г.) – делегат V, VI, VII и VIII съездов судей.

Кулешов Александр Викторович, заместитель председателя Арбитражного суда Хабаровского края – делегат VII съезда судей.

Софрина Зоя Федоровна, председатель Арбитражного суда Хабаровского края (с декабря 2013 года по настоящее время) – делегат VIII и IX съездов судей.

Сумин Денис Юрьевич, заместитель председателя Арбитражного суда Хабаровского края – делегат IX съезда судей.

На фото: Сумин Д.Ю., Зимин Е.В., Кресс В.В., Софрина З.Ф., Кривощеков А.В.

Во исполнение решения I Всероссийского съезда в каждом субъекте Российской Федерации были проведены конференции, избравшие по одному представителю в Совет судей. Первый состав Совета судей Хабаровского края был избран 29 ноября 1993 года.

31 мая 2002 года в г. Хабаровске состоялась конференция судей Хабаровского края, целиком посвященная вопросам формирования новых составов органов судейского сообщества. Особенностью прошедшей конференции явилось то, что в порядке практической реализации положений Федерального закона от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», положившего конец делению судейского сообщества «по отраслевому признаку», на конференции впервые собрались вместе судьи Хабаровского краевого суда и районных (городских) судов, гарнизонных военных судов, Арбитражного суда Хабаровского края, мировые судьи.

В ходе конференции по результатам голосования в Совет судей Хабаровского края от Арбитражного суда Хабаровского края были избраны: заместитель председателя Арбитражного суда Хабаровского края Ким В.Д., судьи Арбитражного суда Хабаровского края Малышева Л.Г., Крысанова Л.Г., Лоскутова Г.А., Кузнецов В.Ю., Киселев А.В. и Шальнева О.В.

Неоднократно судьи Арбитражного суда Хабаровского края награждались наградными знаками Совета Судей Российской Федерации «За служение правосудию» и почетными грамотами Совета судей Хабаровского края. Председатель суда в почетной отставке Серов Николай Николаевич награжден в 2016 году почетным знаком Совета судей Российской Федерации «Ветеран судебной системы».

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации – орган судейского сообщества, к полномочиям которого относится принятие решения о представлении судей к награждению государственными наградами Российской Федерации, присвоении им почетных званий Российской Федерации, а также о разрешении судьям принимать почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций. Так, 23 ноября 2015 года Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации было дано разрешение председателю Арбитражного суда Хабаровского края Софриной Зое Федоровне на принятие медали Федеральной службы судебных приставов «150 лет основания института судебных приставов».

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Цели и эволюция органов судейского сообщества в судебной системе 29

1. Органы судейского сообщества как подсистема в единой судебной системе Российской Федерации: роль и элементы 29

2. Условия создания и цели организации и деятельности органов судейского сообщества 57

3. Органы судейского сообщества в России: историко-правовой анализ 75

Глава 2 Правовая природа органов судейского сообщества 102

1. Судейское сообщество как особое профессиональное публично-правовое образование 102

2. Понятие и правовая природа органов судейского сообщества в Российской Федерации 125

3. Судейское самоуправление как вид внутрисистемного обеспечения деятельности судов, его принципы и организационно-правовые формы 145

Глава 3 Теоретические основы организации и деятельности органов судейского сообщества 164

1. Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества в Российской Федерации 164 2. Функции органов судейского сообщества: значение, виды, содержание 192

3. Акты органов судейского сообщества как формы выражения их деятельности 235

4. Особенности типов органов судейского сообщества в Российской Федерации и зарубежных странах 275

Глава 4 Органы судейского сообщества, имеющие полномочия общего характера в сфере судейского самоуправления: особенности и направления совершенствования 303

1. Правовое положение съездов (конференций) судей как элементов подсистемы органов судейского сообщества 303 2. Общие собрания судей судов как формы судейского

3. Советы судей: виды, особенности организации и деятельности, проблемы правового регулирования 344

Глава 5 Органы судейского сообщества, обладающие специальными полномочиями по отбору кандидатов в судьи, продвижению судей в карьере и привлечению их к дисциплинарной ответственности 381

1. Экзаменационные комиссии как самостоятельные органы судейского сообщества и субъекты конкурсного отбора кандидатов в судьи 381

2. Квалификационные коллегии судей: правовое регулирование организации и деятельности в контексте международно-правовых стандартов 413

Заключение 460

Список использованной литературы и нормативных правовых актов

  • Условия создания и цели организации и деятельности органов судейского сообщества
  • Понятие и правовая природа органов судейского сообщества в Российской Федерации
  • Акты органов судейского сообщества как формы выражения их деятельности
  • Советы судей: виды, особенности организации и деятельности, проблемы правового регулирования

Условия создания и цели организации и деятельности органов судейского сообщества

В литературе существуют разные подходы к представлению о судебной системе, что связано с разными целями исследований, уровнями теоретических обобщений, а также несовпадением мировоззренческих, методологических трактовок, обусловленных той или иной фазой исторического развития государственности, юридической науки и судебной практики 1 . Работы, связанные с судебной системой и статусом судей, отличаются высокой степенью дискуссион-ности, при этом, по мнению Е. В. Колесникова, практически все они характеризуются недостаточностью или неполнотой используемых в целях исследования подходов2.

Судебная система рассматривается в разных аспектах. Традиционное понимание судебной системы связывается с системой государственных органов судебной власти, осуществляющих правосудие, учрежденных на основании Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и организованных на демократических принципах 3 . В наиболее общем виде традиционное понятие судебной системы выражается следующими дефинициями: «Судебная система – совокупность всех судов данного государства»1, «Судебные органы, осуществляющие правосудие, составляют в своей совокупности единую судебную систему»2. Это понимание исторически обусловлено, аргументировано в работах исследователей дореволюционного и советского периода.

В рамках данного подхода, отождествляющего судебную систему и систему судов, современные исследователи выделяют функции, признаки и принципы судебной системы, виды судов, ее образующих, и определяют ее как «совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией РФ порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности, с учетом федеративного и административно-территориального устройства Российской Федерации»3.

Исходя из того, что только государственные органы, образуемые в установленном законом порядке, вправе осуществлять особую государственную деятельность – правосудие, законодательно определены виды судов, составляющие судебную систему Российской Федерации4. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» ими являются федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. Видовое разнообразие составляющих судебную систему судов, имеющих организационные и процедурные отличия, явилось сущностным признаком предложенного определения судебной системы как «сложно организованной системы судебных органов, состоящей из отдельных подсистем»

Помимо традиционного представления о судебной системе высказаны и иные взгляды на ее понимание, выводящие судебную систему за рамки системы учрежденных законом судов.

С точки зрения наличия полномочий по разрешению социально-правовых конфликтов судебная система определяется как совокупность судов разной правовой природы: государственных, негосударственных (третейские, общественные) и межгосударственных2.

В последние годы формируется представление о судебной системе, включающей не только «совокупность судов, но и порядок создания судов, их составов, образования судебных коллегий, основы статуса судей, присяжных и арбитражных заседателей, назначение председателей судов и их заместителей, организацию и деятельность органов судейского сообщества, правовое регулирование организационного обеспечения судов, порядок, особые правила и условия финансирования судов из федерального бюджета»3. По существу, указанное широкое понимание судебной системы отождествляется с понятием «судоустройство», которым охватывается сфера государственной организации системы носителей судебной власти4 и включается большой круг вопросов, подлежащих исключительному ведению Российской Федерации5 (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).

Тем самым в юридической литературе высказаны разные мнения относительно правовой природы, понятия, признаков и организационной структуры судебной системы. При этом методика исследования и спектр суждений варьируются достаточно широко: от узко предметных подходов, где судебная система отождествляется с системой судебных органов власти, до широкого понимания судебной системы, куда включаются квазисудебные, межгосударственные органы, предназначенные для разрешения социально-правовых конфликтов, и элементы судоустройства.

Предпринимая попытки определения сложного правового явления, которым является судебная система, необходимо исходить из существования диалектической взаимосвязи между явлением и понятием судебной власти и ее носителем1. Развитие представлений о судебной системе обусловлено этапами формирования судебной власти как ветви государственной власти и теоретико-правового знания о ней. Понятия «судебная власть» и «судебная система» неразрывно связаны и объективно соотносимы, поскольку судебная система выступает носителем государственно-властных полномочий.

Судебная власть, начиная с середины XIX века, трактуется в российской науке в двух основных направлениях: организационном (институциональном) и функциональном. Первое, именуемое организационным, заключается в определении судебной власти через систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие, в фактическом отождествлении судебной власти и совокупности судов. По определению И. Я. Фойницкого, судебная власть «образует систему подчиненных закону органов, призванных к применению закона в порядке судебного производ-ства»2.

Понятие и правовая природа органов судейского сообщества в Российской Федерации

Генезис судейского сообщества и его органов напрямую связан с этапами и последовательностью становления судебной власти, правовым оформлением гарантий независимости судей, а также с уровнем и сложностью стоящих перед судебной властью задач. Органы судейского сообщества рассматриваются в контексте эволюции судебной власти.

В российской истории возникновения и развития органов судейского сообщества выделяется несколько этапов: первый этап (период с 1864 года по октябрь 1917 года) – предыстория возникновения органов судейского сообщества, характеризуется оформлением судейского самоуправления и закреплением статуса общего собрания судей судебных мест в качестве его формы; второй этап (период с 1989 по 1992 год) – учреждение Законом СССР «О статусе судей в СССР» от 4 августа 1989 г. коллективных профессиональных образований судей, являвшихся гарантиями судейской независимости и ставших прообразами современных органов судейского сообщества; третий этап (с 1992 по 2002 год) – формационный – период легального закрепления термина «органы судейского сообщества», создания сложноустроенной системы органов судейского сообщества, начинается с принятия Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.; четвертый этап (с 2002 года по настоящее время) – адаптационный, характеризуется системным оформлением институциональных основ судейского сообщества и его органов, комплексным законодательным закреплением правового положения органов судейского сообщества и процедур реализации ими государственно-властных полномочий, имплементацией международно-правовых стандартов организации независимых судейских советов, начинается с принятия Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» 2002 г.

Критерием выделения данных этапов явились законодательно определенные формы судейского самоуправления. Временные границы этапов определяются сроками действия базовых для хронологической дефиниции органов судейского сообщества нормативных правовых актов.

Поскольку содержание органов судейского сообщества составляет судейское самоуправление, то генезис указанных органов предполагает исследование российской истории судейского самоуправления, берущего начало с середины XIX века в связи с формированием в России судебной власти (первый этап – период с 1864 года по октябрь 1917 года).

Судебная реформа 1864 года заняла заметное место в национальной истории в силу качества тех преобразований, которые были реализованы в сфере юстиции. В период судебной реформы 1864 года получает развитие идея судебной власти, на ее основе провозглашаются и осуществляются многие демократические принципы, среди которых отделение суда от администрации, принцип независимости и несменяемости судей1. Отделение судебной власти от исполнительной, административной и законодательной С. И. Зарудный, один из создателей законов о судебной реформе 1864 года, правомерно назвал в числе основных принципов реформы2.

Эти законы в корне изменили судебную систему страны и ее процессуальное право. Судебная власть отделялась от власти исполнительной. Это позволило известному публицисту того времени М. Н. Каткову прямо сказать по этому поводу, что судебная реформа по своей сути была не столько реформой, сколько созданием судебной власти, так как ранее суды в России были лишь придатком администрации3. Одним из достижений реформы и вместе с тем элементом системы гарантий независимости судей следует считать введение судебного управления, понимаемого в смысле принадлежности управления самим судам. По мнению М. А. Чельцова-Бебутова, судебные Уставы 1864 года впервые в истории русского суда отделили суд от административных органов в сфере судебного управления. Автор полагает, что в утвержденном 20 ноября 1864 года Учреждении судебных установлений провозглашается принадлежность судебного управления самим судебным местам в круге ведомства каждого из них1. Достаточно большой круг внут-риорганизационных вопросов согласно Учреждению судебных установлений был отнесен к ведению самого суда, что требовало участия всех судей в их обсуждении методом самоуправления. Тем самым оформилось судейское самоуправление в отношении ряда организационных вопросов и первыми его формами стали общие собрания судебных мест.

Для обеспечения подлинной независимости судейского убеждения установлено, что судьи отвечают за неправильные действия только перед судебной властью (ст. 261–296 Учреждения судебных установлений) 2 . Этой же цели должно было служить правило об участии судов в замещении судебных вакансий. При открытии вакансии члена окружного суда или судебной палаты созывалось общее собрание членов данного судебного учреждения, которое после обсуждения (с участием прокурора) кандидатур лиц, удовлетворяющих общим условиям для назначения на соответствующую должность, избирало одного из кандидатов (ст. 213–215 Учреждения судебных установлений)3.

Анализ исторического опыта подтверждает, что судейское самоуправление в России появляется и закрепляется как следствие признания самостоятельности судебной власти и ее полноты, простирающейся и на область судебного управления. Хотя выражение «судейское самоуправление» в законодательстве середины XIX века не использовалось, однако термин «управление судебными местами» нашел отражение в Судебных уставах. Формой судейского самоуправления явились общие собрания судей судебных мест, наделенные рядом значимых полномочий по участию в замещении кадров, привлечении судей к дисциплинарной ответственности, решению внутриорганизационных вопросов деятельности суда.

С приходом в октябре 1917 года к власти большевиков и принятием Декрета о суде № 1 1 п рои зошло р азрушение суд ебно й органи зации , существо вавшей в Российской империи. В советской модели управления судами формы самоуправления судей в сферах отбора кандидатов в судьи, их карьерного продвижения, организации работы судов не существовали (за исключением формирования вышестоящих судов в первые годы советской власти, где избрание судей осуществлялось на съездах (общих собраниях) самими судьями). По этой причине термины «судейское сообщество», «органы судейского сообщества» не были известны российскому законодательству советского периода. Вместе с тем в советский период были подготовлены условия, в силу которых в Российской Федерации сложился внутрисистемный тип обеспечения судов, характеризующийся тем, что вся полнота функции по обеспечению судов постепенно передается от органов юстиции в саму судебную систему и формируется уникальная, не известная другим правопорядкам модель органов судейского сообщества, наделенных исключительными государственно-властными полномочиями в организационно-административной сфере судебной власти.

Акты органов судейского сообщества как формы выражения их деятельности

С учетом приводимых авторами аргументов охарактеризуем указанные позиции. А) Органы судейского сообщества есть органы государственной власти с особым статусом. Рассматривая правовую природу органов судейского сообщества, отдельные исследователи приходят к выводу о причислении их к органам государственной власти. Так, О. В. Романовская, анализируя правовую природу квалификационных коллегий судей, выстраивает рассуждения в двух направлениях: — квалификационные коллегии — органы судебной власти, реализующие ее как таковую, но только в специфических для них формах; — квалификационные коллегии — органы государственной власти с особым статусом.

В основе рассуждений автора — вывод о наличии у квалификационных коллегий дисциплинарной власти по отношению к судьям, наличие властеотношений, которые имеют специфичный характер. По мнению исследователя, поскольку судья не подчинен в административном порядке коллегии, он самостоятелен при осуществлении правосудия, «административная власть не будет полностью административной, нося комбинированный характер, но элемент принуждения (а не подчинения) обусловливает тезис о наличии административно-правового элемента»1. Автор, более склоняясь к пониманию квалификационных коллегий и экзаменационных комиссий 2 как органов государственной власти с особым статусом, предлагает скорректировать их законодательное регулирование, в результате чего «они должны утратить свое отнесение к органам судейского сообщества»3.

Л. Н. Пугина, рассматривая природу органов судейского сообщества в контексте президентской власти, понимает их как органы, осуществляющие реализацию полномочий Президента Российской Федерации. По ее мнению, органы судейского сообщества относятся к обеспечивающим и экспертно-консультативным субъектам, принимающим участие в реализации полномочий Президента Российской Федерации по назначению судей4.

По мнению Р. С. Абдулина, органы судейского сообщества есть органы публичной власти5. Б) Органы судейского сообщества – общественные некоммерческие организации. По мнению Е. А. Григорьевой, Е. А. Злобиной, авторов Комментария к Федеральному закону от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»6, судейское сообщество есть «совокупность самостоятельных объединений судей Российской Федерации, создаваемых ими с целью решения отдельных задач реализации судебной власти» (комментарий к ст. 1). Комментируя нормы ст. 9 указанного закона, авторы пишут: «Органы судейского сообщества, с одной стороны, обладают признаками, свойственными специализированным общественным организациям – профсоюзам, как объединениям пред ставителей однородных групп профессий и отраслей деятельности, а с другой, – схожи с органами управления хозяйственного общества по объему полномочий и порядку их реализации»1. Тем самым, органы судейского сообщества рассматриваются исключительно в плоскости общественной природы, с применением методологии анализа юридического лица частного права.

Подобной позиции придерживается Б. В. Сангаджиев, по мнению которого судейское сообщество представляет собой некоммерческую организацию ocoбoй opганизациoннo-пpавoвoй фopмы2.

Анализируя правовой статус саморегулируемых организаций как некоммерческих юридических лиц частного права, С. А. Зинченко и В. В. Галов отмечают, что «понятие «саморегулируемая организация нередко используется в очень широком значении: к ним причисляют ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, нотариальные палаты, адвокатские палаты, органы судейского сообщества и др.»3.

Комментируя ст. 9 Кодекса судебной этики, определяющей особенности поведения судьи при реализации права на объединение, свободу мысли и слова, В. В. Панкратов в качестве примера ассоциаций судей, созданных в рамках права на объединение для защиты своих интересов, совершенствования профессиональной подготовки и сохранения своей судейской независимости, приводит Совет судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей4. В) Органы судейского сообщества – разновидность публично-правовых корпораций. Т. Машкина и Н. Морозова, определяясь с правовой природой органов судейского сообщества, указывают на признаки, отличающие их от органов государственной власти и общественных организаций. Вместе с тем, поскольку органы судейского сообщества наделены государством властными полномочиями по отношению к его членам, действуют в области публичного права, авторы считают возможным рассматривать вопрос об их правовой природе с точки зрения административного права, с отнесением их к таким коллективным субъектам, как публично-правовые корпорации, которые осуществляют государственное (публичное) управление, представляют собой основанные на членстве объединения физических лиц, создаются для определенных целей – организации деятельности в какой-либо области и исполняют некоторые управленческие задачи, для чего наделяются властными полномочиями 1 . По мнению Т. Машкиной и Н. Морозовой, судейское сообщество и его органы, существующие в Российской Федерации, следует отнести к публично-правовым корпорациям, наряду с адвокатскими и нотариальными палатами2. Позиция о возможности отнесения органов судейского сообщества к публично-правовым корпорациям была поддержана Е. В. Фоминой3. Г) Органы судейского сообщества – образования, имеющие двойственную природу, смешанный статус.

Характеризуя правовой статус квалификационных коллегий судей, Е. Б. Абросимова приходит к выводу, что российский законодатель при конструировании этих органов исходил скорее из их общественно-правовой, а не государственной природы4. Однако при этом законодатель передал квалификационным коллегиям судей полномочия по формированию судейского корпуса и прекращению правового статуса судьи. Все это, по мнению автора, указывает на то, что законодатель наделил данное специфическое общественное объединение полномочиями государственно-властного или публичного характера. «Таким образом, – пишет Е. Б. Абросимова, – правовая природа квалификационных коллегий была и является смешанной, что и порождает сложности с ее идентификацией»5

Советы судей: виды, особенности организации и деятельности, проблемы правового регулирования

Таким образом, при отсутствии нормативного закрепления основных функций органов судейского сообщества предлагаем дополнить Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» нормой, посвященной их функциям, в числе которых указать следующие: участие в правотворческой деятельности по вопросам судоустройства, статуса судей, судопроизводства, включая предоставление заключений государственным органам, касающихся судов и судей; участие в организационном и ресурсном обеспечении судебной деятельности; участие в разработке бюджета и финансировании судов; проведение квалификационного экзамена на должность судьи; конкурсный отбор кандидатов в судьи; обеспечение судейской карьеры; выработка правил судейского поведения и контроль их соблюдения; дисциплинарная функция; защита судей; аттестация судей; обучение и повышение квалификации судей; взаимодействие с государственными и иными органами и общественными организациями. Нормативное закрепление основных функций и возложение соответствующих прав и обязанностей на органы судейского сообщества расширит границы судейского самоуправления, обеспечит его достаточность и оптимальность для организационной самостоятельности и независимости судебной власти на современном этапе.

В зависимости от критерия принадлежности только органам судейского сообщества выделяются исключительные функции и функции, где предусмотрено участие органов судейского сообщества совместно и наряду с другими структурами, в установленных законом формах.

Такие базовые виды деятельности органов судейского сообщества как проведение квалификационного экзамена на должность судьи, конкурсный отбор кандидатов в судьи, обеспечение судейской карьеры, аттестация судей, разработка правил судейской этики и контроль их соблюдения, привлечение судей к дисциплинарной ответственности являются исключительными, поскольку их выполнение возложено лишь на органы судейского сообщества. Исключительность характера данной деятельности обусловлена ее прямым влиянием на статус судей. Исключительным характером полномочий обладают Совет судей РФ и региональные советы судей по вопросам участия в финансировании судов (возможности снижения их финансирования в следующем финансовом году), согласовании назначения на должность руководителей Судебного департамента и его территориальных органов.

В рамках исключительных видов деятельности экзаменационные комиссии, квалификационные коллегии судей, советы судей осуществляют государственно-властные полномочия, формой выражения которых являются принимаемые указанными органами правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан. В силу этого важное значение приобретает уяснение содержания, форм проявления исключительных функций самоуправления.

Раскрытию сути исключительных функций органов судейского сообщества послужит краткая их характеристика и анализ наиболее актуальных функциональных проблем.

Возложение на органы судейского сообщества функции по конкурсному отбору кандидатов в судьи связано с необходимостью обеспечения независимости судей в уязвимой для них сфере организационно-административных отношений, а также кругом профессиональных требований, предъявляемых к кандидатам в судьи. Рассматривая вопрос о способе формирования судейского корпуса как представляющий большую сложность, выдающийся русский ученый Е. В. Вась-ковский указывал на четыре основных типа порядка комплектования штатов: 1) выборный, 2) самовосполнение судов, 3) назначение правительством по его усмотрению, 4) назначение правительством по конкурсу 1 . Не исключалась возможность комбинаций этих систем.

Способом формирования кадрового корпуса судей в Российской Федерации является их конкурсный отбор по профессиональным критериям, сочетающий сильные стороны всех вышеназванных типа комплектования кадров. Основными отличительными признаками данного способа являются: а) осуществление отбора кандидатов в судьи в зависимости от их профессиональных заслуг и способностей, а не по политическим мотивам1; б) заранее известные критерии конкурсного отбора, включающие систему требований и ограничений, предъявляемых к кандидатам в судьи; в) профессиональные способности конкурсантов оцениваются независимыми от органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических партий органами – органами судейского сообщества, которые имеют все необходимые средства для выявления профессиональных компетенций соискателей, их интеллектуальных и личных качеств.

Оценка и отбор соискателей проводится на основании объективных данных об их деловых, морально-нравственных, организаторских качествах. Представления о данных параметрах надлежащего судьи складываются, прежде всего, в самом сообществе, вследствие чего оценка кандидатов как основа их отбора возможна только профессионально-компетентными экспертами – самими судьями. Проведение квалификационного экзамена и оценка уровня профессиональной подготовки возложены на экзаменационные комиссии по приему квалификационных экзаменов. Квалификационные коллегии судей наделены исключительными полномочиями по итоговой оценке профессиональных компетенций соискателя, его деловых и морально-нравственных качеств, даче рекомендации для назначения на вакантную судейскую должность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *