Порядок проведения годовой инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации в государственном бюджетном учреждении

Одной из основных задач бухгалтерского учета является инвентаризация активов и обязательств.

Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки активов и обязательств учреждения с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности.

Инвентаризация нефинансовых и финансовых активов и обязательств государственных бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с:

  • 1) Приказом Минфина России от 1.12. 2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н);
  • 2) Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (далее — Методические указания).

Инвентаризации подлежат все активы учреждения независимо от их местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Инвентаризация активов проводится по его местонахождению и по материально ответственному лицу.

Инвентаризация проводится с целью выявления фактического наличия активов, а также проверки полноты отражения в учете обязательств.

Для проведения инвентаризации в учреждении создаются постоянно действующая инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии, персональный состав которых утверждается приказом руководителя. Инвентаризационные комиссии призваны обеспечивать:

  • 1) полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, материальных запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств;
  • 2) правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Обязанность по созданию условий, обеспечивающих полную и точную проверку фактического наличия активов в установленные сроки, возложена на руководителя учреждения.

Началом к проведению инвентаризации служит издание приказа о проведении инвентаризации.

Основными целями инвентаризации являются:

  • 1) выявление фактического наличия активов (как собственных, так и не принадлежащих учреждению, но числящихся в бухгалтерском учете) в целях обеспечения их сохранности, а также выявление неучтенных объектов;
  • 2) сопоставление фактически полученных данных о наличии активов в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач);
  • 3) проверка полноты и правильности отражения в учете оценки активов и обязательств;
  • 4) проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения материальных запасов, ценных бумаг, денежных средств.

Инвентаризация активов и обязательств проводится государственным бюджетным учреждением в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации (п.20 Инструкции №157н).

Порядок и сроки проведения инвентаризаций определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным (п.1.5 Методических указаний):

  • 1) при передаче активов организации в аренду, выкупе, продаже;
  • 2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • 3) при смене материально ответственных лиц (на день приемки- передачи дел);
  • 4) при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей; в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • 5) при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
  • 6) в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Минфина России.

В действующем законодательстве РФ также определена периодичность проведения инвентаризации отдельных объектов учета. Например, рекомендуется проверять фактическое наличие:

основных средств — раз в три года;

лекарственных средств и медикаментов — раз в год, но не ранее октября отчетного года;

драгоценных металлов и драгоценных камней:

  • а) при их использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценностей, — два раза в год (по состоянию на 1 января и на 1 июля);
  • б) в ломе и отходах, предназначенных для дальнейшего производства драгоценных металлов или их аффинажа, — один раз в год (по состоянию на 1 января);
  • в) содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, находящихся в эксплуатации, а также размещенных в местах хранения (включая снятые с эксплуатации), — один раз в год (по состоянию на 1 января).

Инвентаризация библиотечных фондов проводится в сроки, установленные Письмом Министерства финансов Российской Федерации «Об инвентаризации библиотечных фондов» от 04.11.1998 № 16-00-16- 198, а именно:

  • а) наиболее ценные фонды, хранящиеся в сейфах, проверяются ежегодно;
  • б) редчайшие фонды — один раз в 3 года;
  • в) ценные фонды — один раз в 5 лет;
  • г) фонды до 100 тыс. учетных единиц — один раз в 5 лет;
  • д) фонды от 100 до 200 тыс. учетных единиц — один раз в 7 лет;
  • е) фонды от 200 до 1 млн. учетных единиц — один раз в 10 лет;
  • ж) фонды библиотек свыше 1 млн. учетных единиц поэтапно в выборочном порядке с завершением проверки фонда в течение 15 лет.

Плановые инвентаризации проводятся в заранее установленные сроки, утверждаемые руководителем организации. К плановым инвентаризациям относится и инвентаризация, проводимая учреждением перед составлением годового отчета.

Внеплановые (внезапные) инвентаризации проводятся неожиданно для материально ответственного лица, чтобы установить наличие имущества и обязательств. Они используются для дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества государственного бюджетного учреждения. Внеплановые инвентаризации могут проводиться как по решению руководителя организации, так и по требованию следственных и контрольных органов.

Следует отметить, что инвентаризация может быть как полной, так и выборочной. Государственное бюджетное учреждение самостоятельно решает вопросы проведения полной или частичной (выборочной) инвентаризации и отражает это в приказе по учетной политике исходя из требований действующего законодательства.

Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды активов и финансовых обязательств организации, а частичная (выборочная) инвентаризация — один или несколько видов активов и обязательств, например, только денежные средства, основные средства, горюче-смазочные материалы и прочее.

Выборочная инвентаризация наличия материальных ценностей может проводиться в случаях обнаружения нарушения порядка и сроков проведения инвентаризации, а также в случаях установления фактов списания материальных ценностей по незаконным операциям или неправильно оформленным документам.

В период между инвентаризациями следует систематически проводить выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения. Основной задачей таких инвентаризаций является осуществление контроля над сохранностью материальных ценностей, выполнением правил их хранения, соблюдением материально ответственным лицом установленного порядка ведения первичного складского учета.

Государственные бюджетное учреждения самостоятельно решают, в какие сроки будет производиться инвентаризация соответствующих активов и пассивов баланса, а также других объектов, числящихся на забалансовых счетах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *