Порядок проведения инспекторских проверок

Законодательное регулирование планирования и проведения проверок структурными подразделениями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

24.10.2018

Материал был опубликован в журнале «Кадровик. Управление персоналом» (№19/2018)

Александр ШЕВЦОВ, юрист

Какие документы предусматривают планирование

и проведение проверок

Планирование и проведение проверок структурными подразделениями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь регламентируются:

· Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510);

· Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом № 510 (далее — Положение о порядке организации и проведения проверок);

· Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее — Указ № 376);

· Инструкцией об осуществлении надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда государственными инспекторами труда, утвержденной приказом директора Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.12.2009 № 25 (в редакции приказа директора Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2012 № 18).

На основании каких критериев назначается выборочная проверка

Указом № 376 предусматривается уход от действующей системы плановых проверок. С 1 января 2018 года плановые проверки не назначались.

В соответствии с нормами Указа № 376 предусматривается переход к системе выборочных проверок. Выборочная проверка назначается с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора). Методика формирования системы оценки риска утверждается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Комитетом государственного контроля и Генеральной прокуратурой.

При назначении выборочной проверки контролирующим (надзорным) органом учитывается информация, в том числе:

· представленная проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), административные данные, аудиторское заключение (при его наличии);

· полученная в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера;

· полученная от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам;

· полученная от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица.

При этом проведение нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.

В соответствии с п. 13 Указа № 376 планы выборочных проверок на первое полугодие 2019 г. будут сформированы Комитетом государственного контроля и размещены на сайте Комитета в сети Интернет до 15 декабря 2018 г.

Кроме этого, согласно абз. 4 п. 2 Положения о порядке организации и проведения проверок контролирующие (надзорные) органы вправе производить контрольную закупку товарно-материальных ценностей, контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг.

По каким вопросам проводятся проверки

государственным инспектором труда

На сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь содержится укрупненный перечень вопросов, подлежащих проверке государственным инспектором труда у работодателя по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда.

Укрупненный перечень вопросов, подлежащих проверке государственным инспектором труда у работодателя по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда

1. Наличие и содержание организационно-распорядительной документации и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда. Назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда.

2. Разработка и внедрение процедур, обеспечивающих идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализ их эффективности.

3. Осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда, распространяющихся на деятельность организации.

4. Предоставление работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обеззараживающих средств в соответствии с установленными нормами.

5. Выделение финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, профилактике производственного травматизма, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников.

6. Обеспечение безопасности при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов, химических веществ, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной защиты и применение средств индивидуальной защиты.

7. Наличие санитарно-бытовых помещений (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогрева, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и др.), оснащенных необходимыми устройствами и средствами, организация питьевого водоснабжения.

8. Соблюдение требований охраны труда при организации рабочих мест для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности.

9. Осуществление подготовки (обучения), инструктажа, переподготовки, стажировки, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

10. Информирование работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, о существующих рисках повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда.

11. Обеспечение в установленном законодательством порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, разработку и реализацию мер по их профилактике.

12. Отстранение от работы работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не прошедших инструктаж, проверку знаний по охране труда, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающих безопасность труда, не прошедших медицинский осмотр в случаях, предусмотренных законодательством.

13. Включение в гражданско-правовой договор существенных (обязательных) условий, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам».

14. Соблюдение работниками трудовой дисциплины, привлечение к ответственности работников, допустивших нарушение трудовой дисциплины.

15. Прием, перевод, перемещение работников, а также прекращение трудовых правоотношений.

16. Обеспечение исполнения нормативных правовых актов в сфере применения контрактной формы найма.

17. Ведение, хранение и выдача трудовых книжек работников.

18. Своевременность выплаты заработной платы. Выплата заработной платы не ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, а также в части порядка применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

19. Оплата за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни, компенсация за работу в выходной день, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими.

20. Предоставление работникам трудовых и социальных отпусков.

21. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий.

22. Порядок привлечения работников к материальной ответственности.

23. Выполнение требований законодательства по соблюдению трудовой дисциплины.

24. Условия трудовых договоров (контрактов).

25. Рабочее время и время отдыха.

26. Предоставление гарантий и компенсаций.

27. Предоставление дополнительных гарантий, установленных законодательством, при заключении (продлении) контрактов с отдельными категориями работников.

28. Правомерность и порядок отстранения работников от работы.

29. Регулирование трудовых отношений отдельных категорий работников (руководителей организаций, женщин, работников, имеющих семейные обязанности, молодежи, инвалидов, работников с неполным рабочим временем, временных работников, сезонных работников, работников-надомников, домашних работников, совместителей, работников отдельных отраслей экономики и отдельных профессий).

* Следует заметить, что в статье 1 Трудового кодекса Республики Беларусь содержится понятие нанимателя, а не работодателя.

Какие используются контрольные списки вопросов (чек-листы)

при проведении проверок

Пунктом 1 приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.12.2017 № 194 «Об установлении форм контрольных списков вопросов (чек-листов)» (далее — Приказ №194) установлены формы контрольных списков вопросов (чек-листов):

  • в сфере надзора за соблюдением законодательства о занятости населения;
  • в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде;
  • в сфере надзора за соблюдением законодательства об охране труда.

Пунктом 4 Приказа № 194 Департаменту государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь при осуществлении надзора в форме проверок за соблюдением законодательства о труде и об охране труда предписано использовать контрольные списки вопросов (чек-листов):

  • в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде;
  • в сфере надзора за соблюдением законодательства об охране труда.

Какие документы ведутся в организации

Пунктом 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 № 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» утверждены:

· форма книги учета проверок (ведется в каждой организации, на каждое торговое место на рынке, торговый объект и иной объект осуществления деятельности, расположенные вне их места нахождения);

· форма журнала производства работ (ведется на каждом объекте строительства);

· Правила ведения книги учета проверок;

· Правила ведения журнала производства работ;

· форма уведомления о проведении проверки.

Книга учета проверок выдается лицом, ответственным за ее хранение, проверяющему (руководителю проверки) после предъявления им:

· служебного удостоверения;

· предписания на проведение проверки (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, — иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты).

Статья 119. Понятие, виды и организация инспекторских экологических проверок
Статья 120. Периодичность и сроки проведения инспекторских экологических проверок
Статья 121. Порядок проведения инспекторских экологических проверок
Статья 122. Доступ государственных экологических инспекторов на территорию или в помещение для проведения инспекторской экологической проверки
Статья 123. Результаты инспекторской экологической проверки
Статья 124. Порядок оформления результатов инспекторских экологических проверок
Статья 125. Вспомогательные инструменты инспекторской экологической проверки
Статья 126. Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль
Статья 127. Обеспечение конфиденциальности информации при проведении инспекторской экологической проверки

Статья 119. Инспекторские экологические проверки
1. Инспекторская экологическая проверка — комплекс мероприятий, посредством которых должностными лицами, осуществляющими государственный экологический контроль, проводятся сбор и анализ информации о соблюдении природопользователями экологического законодательства Республики Казахстан.
2. Проведение инспекторской экологической проверки не должно приостанавливать деятельность природопользователя, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан.
3. Государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в форме проверки и иных формах.
Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом.
Сноска. Статья 119 в редакции Закона РК от 17.07.2009 N 188-IV(порядок введения в действие см. ст.2); с изменением, внесенным Законом РК от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 120. Периодичность и сроки проведения
инспекторских экологических проверок

Сноска. Статья 120 исключена Законом РК от 17.07.2009 N 188-IV(порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 121. Порядок проведения инспекторских
экологических проверок

Сноска. Статья 121 исключена Законом РК от 17.07.2009 N 188-IV(порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 122. Доступ государственных экологических
инспекторов на территорию или в помещение для
проведения инспекторской экологической
проверки

Сноска. Статья 122 исключена Законом РК от 17.07.2009 N 188-IV(порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 123. Результаты инспекторской экологической
проверки

Сноска. Статья 123 исключена Законом РК от 17.07.2009 N 188-IV(порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 124. Порядок оформления результатов инспекторских
экологических проверок

Сноска. Статья 124 исключена Законом РК от 17.07.2009 N 188-IV(порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 125. Иные формы государственного экологического контроля

1. В целях обеспечения контроля лабораторией, входящей в состав уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, осуществляется аналитический контроль непосредственно на природных объектах и источниках загрязнения.
2. Отбор проб для осуществления аналитического контроля за пределами санитарно-защитной зоны объекта природопользования осуществляется в любое время без регистрации.
3. Результаты аналитического контроля определяют соблюдение природопользователями нормативов качества окружающей среды и используются для обоснования несоблюдения экологического законодательства Республики Казахстан и являются основанием для оформления акта о назначении проверки по фактам превышения нормативов качества окружающей среды.
4. Камеральный контроль осуществляется на основе изучения и анализа представленной природопользователем отчетности и других документов непосредственно по месту нахождения уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.
5. Выявление ошибок и противоречий между сведениями, содержащимися в отчетности и других документах природопользователя, является основанием для оформления акта о назначении проверки.
Сноска. Статья 125 в редакции Закона РК от 17.07.2009 N 188-IV(порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 126. Порядок обжалования действий (бездействия)
должностных лиц, осуществляющих
государственный экологический контроль

Действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль, могут быть обжалованы в вышестоящий государственный орган и (или) должностному лицу или в суд в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 127. Обеспечение конфиденциальности информации при
проведении инспекторской экологической проверки

1. Конфиденциальная информация, касающаяся природопользователя, не может быть предоставлена другому лицу без письменного разрешения природопользователя. Конфиденциальность информации определяется законодательными актами Республики Казахстан и международными договорами.

2. Государственный экологический инспектор обязан не разглашать сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну, а также конфиденциальную информацию, полученную им в ходе экологической проверки, за исключением передачи конфиденциальной информации, предусмотренной законодательными актами Республики Казахстан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *