Порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупки

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

Правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно — закупки, обязательное общественное обсуждение).

2. Обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случаев осуществления закупок:

а) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

б) в рамках государственного оборонного заказа;

в) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения на основании части 4 статьи 71 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон) без изменения объекта закупки), запроса предложений;

г) путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со статьей 82 Федерального закона.

3. Обязательное общественное обсуждение проводится:

а) государственными заказчиками;

б) муниципальными заказчиками;

в) бюджетными учреждениями, осуществляющими закупки в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона;

г) государственными или муниципальными унитарными предприятиями при осуществлении закупок в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона;

д) автономными учреждениями при осуществлении закупок в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона;

е) юридическими лицами, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, при осуществлении ими закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона;

ж) бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, осуществляющими закупки в соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона;

з) уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, на которые в соответствии со статьей 26 Федерального закона возложены полномочия по планированию и осуществлению закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков.

4. Обязательное общественное обсуждение закупок учреждениями и предприятиями, указанными в подпункте «ж» пункта 3 настоящих Правил, проводится от лица соответствующих государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами или органов местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» или Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», передавших этим учреждениям и предприятиям полномочия государственного (муниципального) заказчика.

5. Обязательное общественное обсуждение проводится в том числе в отношении соблюдения лицами, указанными в пункте 3 настоящих Правил (далее — лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение), соответствия закупок:

а) требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, в том числе о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

б) целям и мероприятиям, предусмотренным государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;

в) международным обязательствам Российской Федерации, межгосударственным целевым программам, участником которых является Российская Федерация;

г) функциям и полномочиям государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами или органов местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» или Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;

д) решениям, поручениям и указаниям Президента Российской Федерации, решениям и поручениям Правительства Российской Федерации, решениям и поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам;

е) требованиям актов о нормировании в сфере закупок;

ж) приоритету обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

6. Обязательное общественное обсуждение проводится в 2 этапа. Лица, указанные в подпункте «е» пункта 3 настоящих Правил, проводят обязательное общественное обсуждение начиная со второго этапа в соответствии с пунктами 33-39 настоящих Правил.

7. Обязательное общественное обсуждение проводится в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее соответственно — специализированный раздел, единая информационная система), а также в виде очных публичных слушаний.

8. В обязательном общественном обсуждении могут на равных условиях принимать участие любые юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы, места нахождения и места происхождения капитала, любые физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, государственные органы и органы местного самоуправления (далее — участники обязательного общественного обсуждения).

9. Участники обязательного общественного обсуждения после прохождения процедуры регистрации в единой информационной системе получают доступ к специализированному разделу, где могут оставлять свои замечания и предложения.

10. Замечания и предложения участников обязательного общественного обсуждения, ответы лиц, осуществляющих обязательное общественное обсуждение, протоколы этапов обязательного общественного обсуждения размещаются в специализированном разделе в сроки, установленные пунктами 17, 18, 30, 33, 34, 36 и 38 настоящих Правил.

11. Замечания и предложения участников обязательного общественного обсуждения, поступившие в специализированный раздел, проходят в закрытой части единой информационной системы предварительную проверку, осуществляемую оператором этой системы, в целях исключения замечаний и предложений, содержащих ненормативную лексику, и размещаются в открытой части единой информационной системы не позднее 1 дня после дня их поступления.

12. Обязательное общественное обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению (далее — планы закупок), и завершается за 3 дня до даты, не позднее которой определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено в соответствии со статьей 36 Федерального закона.

13. По результатам обязательного общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены.

14. Сроки, установленные в настоящих Правилах, исчисляются в календарных днях. Если последний день срока, установленного настоящими Правилами, приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

II. Первый этап обязательного общественного обсуждения

15. Первый этап обязательного общественного обсуждения заключается в обсуждении в специализированном разделе и в рамках очных публичных слушаний информации о закупке, включенной в план закупок, и начинается с даты размещения в единой информационной системе лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, плана закупок.

16. Срок обсуждения в специализированном разделе в рамках первого этапа обязательного общественного обсуждения должен составлять не менее 20 дней с даты размещения в единой информационной системе лицом, осуществляющим общественное обсуждение, плана закупок.

17. Участники обязательного общественного обсуждения в течение срока, указанного в пункте 16 настоящих Правил, оставляют в специализированном разделе свои замечания и предложения по информации о закупке, включенной в план закупок и подлежащей обязательному общественному обсуждению.

18. Лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, в течение 2 дней с даты размещения в специализированном разделе участником обязательного общественного обсуждения замечания или предложения по информации о закупке, включенной в план закупок и подлежащей обязательному общественному обсуждению, размещает в специализированном разделе ответ на такое замечание или предложение. При этом с помощью средств программно-аппаратного комплекса единой информационной системы этот ответ автоматически направляется автору замечания или предложения на адрес электронной почты, указанный при его регистрации в специализированном разделе.

19. Не позднее 10 дней после дня окончания срока, указанного в пункте 16 настоящих Правил, лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, проводит очные публичные слушания по обсуждению информации о закупке, включенной в план закупок и подлежащей обязательному общественному обсуждению.

20. Информация о дате, времени и месте проведения очных публичных слушаний размещается в специализированном разделе лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, не менее чем за 5 дней до дня проведения таких слушаний.

21. Информация, указанная в пункте 20 настоящих Правил, с помощью программно-аппаратного комплекса единой информационной системы автоматически направляется всем участникам обязательного общественного обсуждения, принявшим участие в обсуждении в специализированном разделе информации о закупке, на адреса электронной почты, указанные ими при регистрации в единой информационной системе.

22. Очные публичные слушания являются открытыми. Лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, не имеет права ограничить доступ к участию в нем заинтересованных лиц, представителей государственных органов и органов местного самоуправления.

23. Очные публичные слушания не могут проводиться в нерабочие выходные и праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации.

24. Лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, обязано проводить очные публичные слушания по месту своего нахождения.

25. В очных публичных слушаниях обязательным является участие руководителя лица, осуществляющего обязательное общественное обсуждение, или его заместителей, руководителей контрактных служб либо лиц, исполняющих их обязанности.

26. Участники очных публичных слушаний вправе высказывать свои замечания и предложения по информации о закупке, включенной в план закупок и подлежащей обязательному общественному обсуждению, задавать представителям лиц, осуществляющих обязательное общественное обсуждение, любые вопросы, относящиеся к закупке.

27. В ходе проведения очных публичных слушаний представители лица, осуществляющего обязательное общественное обсуждение, дают ответы на поступившие от участников таких слушаний вопросы или высказанные ими замечания и предложения по информации о закупке, включенной в план закупок и подлежащей обязательному общественному обсуждению.

28. При проведении очных публичных слушаний лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, осуществляется аудиозапись.

29. По результатам первого этапа обязательного общественного обсуждения лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, принимается одно из следующих решений:

а) отмена проведения закупки;

б) продолжение подготовки к проведению закупки без учета результатов обязательного общественного обсуждения;

в) продолжение подготовки к проведению закупки с учетом результатов обязательного общественного обсуждения, в том числе с внесением соответствующих изменений в план закупок и план-график (при необходимости).

30. В течение 2 дней после дня проведения очных публичных слушаний лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, размещает в специализированном разделе протокол первого этапа обязательного общественного обсуждения, который должен содержать поступившие замечания или предложения и ответы на них в рамках данного этапа (включая обсуждение информации о закупке, включенной в план закупок, и обсуждение информации о закупке в ходе очных публичных слушаний), а также принятое лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, решение в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил. В отношении каждой закупки, подлежащей обязательному общественному обсуждению, составляется отдельный протокол.

31. Протокол первого этапа обязательного общественного обсуждения после размещения в специализированном разделе автоматически направляется с помощью средств программно-аппаратного комплекса единой информационной системы в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

32. В случае если по результатам первого этапа обязательного общественного обсуждения лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, решение об отмене проведения закупки не принято, извещение об осуществлении закупки и документация о закупке, содержащие информацию о принятом в соответствии с подпунктом «б» или «в» пункта 29 настоящих Правил решении, размещаются в единой информационной системе в срок, указанный в плане-графике.

III. Второй этап обязательного общественного обсуждения

33. Второй этап обязательного общественного обсуждения заключается в обсуждении в специализированном разделе информации о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, и начинается с даты размещения в единой информационной системе лицом, осуществляющим общественное обсуждение, таких извещений и документации.

34. Второй этап обязательного общественного обсуждения завершается за 3 дня до даты, не позднее которой определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено в соответствии со статьей 36 Федерального закона.

35. Участники обязательного общественного обсуждения оставляют в специализированном разделе замечания и предложения, касающиеся соответствия документации о закупке требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, в том числе о контрактной системе в сфере закупок.

36. Лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, в течение 2 дней с даты размещения в специализированном разделе замечаний или предложений, указанных в пункте 35 настоящих Правил, размещает ответ на такое замечание или предложение. При этом с помощью средств программно-аппаратного комплекса единой информационной системы такой ответ автоматически направляется автору замечания или предложения на адрес электронной почты, указанный при его регистрации в специализированном разделе.

37. По результатам второго этапа обязательного общественного обсуждения лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, принимает одно из следующих решений:

а) отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) продолжение проведения закупки без внесения изменений в документацию о закупке;

в) продолжение проведения закупки с внесением изменений в документацию о закупке.

38. В течение 2 дней после окончания второго этапа обязательного общественного обсуждения лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, размещает в специализированном разделе протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения, который должен содержать поступившие в рамках этого этапа замечания или предложения и ответы на них, а также принятое лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, решение в соответствии с пунктом 37 настоящих Правил. В отношении каждой закупки, подлежащей обязательному общественному обсуждению, формируется отдельный протокол.

39. Протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения после размещения в специализированном разделе автоматически направляется с помощью средств программно-аппаратного комплекса единой информационной системы в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну.

40. Нарушение лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, сроков, установленных пунктами 16, 18, 19, 30, 36 и 38 настоящих Правил, автоматически фиксируется с помощью средств программно-аппаратного комплекса единой информационной системы. Информация о таком нарушении размещается в специализированном разделе.

Когда проводится

Открытые обсуждения осуществляются не всегда. Слушания являются обязательными для некоторых конкурентных заказов. Вот какие закупки подлежат обязательному общественному обсуждению:

  • начальная (максимальная) цена контракта составляет более 1 млрд рублей;
  • определение поставщика (подрядчика, исполнителя) происходит с помощью конкурентного способа;
  • проведение не подпадает под исключения.

Получается, что обязательное общественное обсуждение закупок проводится в случае, когда заказ является конкурентным и открытым для рассмотрения другими пользователями ЕИС. Но есть и определенные исключения. Вот когда обязательное обсуждение не проводится:

  1. Закупка осуществляется с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
  2. Торги ведутся в рамках государственного оборонного заказа.
  3. Заказчик организовывает повторный конкурс или электронный аукцион (в случае его проведения на основании ч. 4 ст. 71 44-ФЗ без изменения объекта).
  4. Выполняются работы по реконструкции, строительству, капитальному ремонту или сносу объекта. Актуально для случаев, регулируемых ч. 2 ст. 63 44-ФЗ.

И если для обычных заказов процедура проводится, только если НМЦК больше либо равна 1 миллиарду рублей, то для тендеров по строительству минимальный лимит составляет 2 миллиарда рублей — вот с какой суммы общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ проводится для строительных и капитальных работ.

Процесс общественного анализа доступен только для конкурентных заказов. Это значит, что заключение контракта с единственным поставщиком не подлежит обязательному обсуждению, даже если его цена превышает 1 миллиард рублей.

Как проводится

Процедура строго регламентирована. Обновленный порядок проведения общественных слушаний по 44-ФЗ утвержден постановлением правительства № 1635 от 11.12.2019. Законодательные правила установлены и в ст. 20 44-ФЗ.

Коррективы обязательных слушаний понадобились после реформирования процесса планирования государственных и муниципальных заказов. В 2020 году план закупок не понадобится, вся информация о тендере теперь представлена только в плане-графике. В связи с эти возникла необходимость изменить основные правила общественных слушаний и утвердить новый правительственный распорядительный документ (ПП РФ № 835 от 22.08.2016 утрачивает свою силу).

Представим алгоритм, по которому проводятся обязательные слушания.

Шаг 1. По законодательным нормам обязательное общественное обсуждение закупки начинается со дня размещения в ЕИС плана-графика с информацией о заказе, требующем открытого анализа.

Шаг 2. В течение всего срока открытого анализа закупки участники оставляют комментарии, направляют вопросы, запрашивают уточнения. Участники слушаний — это любые юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, государственные и территориальные органы власти. Вопросы и комментарии они оставляют в соответствующем разделе Единой информационной системы.

Все замечания и предложения проходят проверку в закрытой части ЕИС. После успешной проверки комментарии публикуют в открытой части информационной системы не позднее следующего рабочего дня. Заказчики обязаны дать ответ на предложение участника в течение двух рабочих дней после размещения комментария. Общение участника и заказчика производится не только в специализированном разделе ЕИС, но и посредством электронной почты — представитель заказчика дублирует ответ на указанный электронный адрес.

Шаг 3. По правилам обязательное общественное обсуждение закупок заканчивается не позднее срока, до окончания которого заказчик вправе отменить конкурентный тендер (ст. 36 44-ФЗ).

Проводят слушания заказчики федерального и муниципального уровней. Региональные власти вправе изменять нормативы, установленные правительством РФ, например снижать ценовой порог. Все заказчики муниципального уровня руководствуются не только правительственными указаниями, но и местными законами. Если заказчик федерального уровня расположен в регионе, он обязан подчиняться федеральным нормативным актам, то есть ПП РФ № 1635. В итоге результатом общественного обсуждения закупки могут быть коррективы плановой документации. Если замечания оказались необоснованными, заказчики ничего не меняют.

Как оформляются результаты

После рассмотрения и анализа замечаний и предложений заказчик принимает решение о корректировке плановой и закупочной документации. Отдельные протоколы и иные документы не формируются и не размещаются в ЕИС. В п. 9 правил, утвержденных ПП РФ № 1635, закреплено, что по результатам обязательного общественного обсуждения закупок организация-заказчик вносит необходимые изменения в план-график, извещение и техническую документацию заказа или отменяет процедуру определения поставщика.

Ответственность

Когда нарушен порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупки, устанавливается ответственность по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 7.29.3 КоАП РФ, ответственность заключается в наложении административного штрафа на должностных лиц в размере 30 000 рублей.

Что такое электронные торги?

Электронные торги — это современный способ выбора поставщика (или покупателя), при котором процесс покупки и продажи совершается на специализированных сайтах — электронных торговых площадках в Интернете. Покупать и продавать можно товары, работы или услуги.

Например, электронные аукционы на право получения госзаказа проходят на пяти федеральных площадках: «Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «АГЗРТ», «РТС-тендер» и ЭТП ММВБ «Госзакупки». В форме электронных торгов также могут проводить свои закупки заказчики, которые работают по 223-ФЗ.

Чем торгуют на ЭТП?

На различных площадках присутствуют совершенно разные лоты. Теоретически номенклатура лотов, которые можно размещать на ЭТП, ничем не ограничена. Можно продавать (и, соответственно, покупать) товары, предлагать выполнение работ, оказание различных услуг.

  • Для государственных заказчиков существует утвержденный правительством перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки которых для федеральных и муниципальных нужд осуществляется только путем проведения открытого электронного аукциона.

Для отдельных видов юридических лиц (субъектов 223-ФЗ: госкомпании, госкорпорации, естественные монополии, общества с государственным участием) Правительство также утвердило перечень товаров, закупаемых в электронной форме. Такие электронные торги (не обязательно в форме аукциона) также проводятся на электронной торговой площадке.

Зачем и как участвовать в электронных торгах?

Участие в электронных торгах — это единственный способ продажи вашей продукции или услуг бюджетным, государственным организациям, а также другим крупным компаниям, которые по разным причинам решили закупать товары и услуги посредством электронных торгов.

Государственные заказчики по закону должны закупать большую часть номенклатуры товаров/работ/услуг только на открытых электронных аукционах. Причем, это касается государственных заказчиков всех уровней: федерального, регионального, муниципального. Таким образом, если вы хотите заключить госконтракт, нужно выходить на федеральные ЭТП («Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «АГЗРТ», «РТС-тендер», ЭТП ММВБ «Госзакупки») и торговаться на аукционах.

  • Крупные коммерческие заказчики (ОАО «Газпром», Роснано, ОАО «МТС», ГК «Росатом»и т.д.) также давно перевели свои закупки в электронную форму. Наиболее известные площадки, где проходят такие торги — B2B-Center, «Фабрикант», «ТЗС Электра», «Аукционный Конкурсный Дом».

Законом также предусмотрена реализация имущества предприятий-банкротов. Если вы заинтересованы в выгодном приобретении имущества — без электронных торгов также не обойтись. Электронные торги по банкротству проходят на специально аккредитованных площадках, среди них «Российский аукционный дом», «Сбербанк-АСТ», «СЭлТ», uTender и др.

Какие преимущества получаешь при участии в электронных торгах?

Став участником электронных аукционов, вы открываете для себя новые рынки сбыта, в т.ч. региональные (находясь в Москве, вы можете осуществить продажу заказчику, находящемуся в любом другом городе на территории России) и получаете доступ к широкой базе предложений по интересующим вас позициям.

Вы взаимодействуете с участниками торгов без посредников, и таким образом экономите время и деньги.

Благодаря современным IT-технологиям, вы оперативно получаете уведомления о появлении новых лотов, а значит, не пропустите интересных предложений.

Если говорить о государственных закупках, то участие в электронных аукционах — это возможность заработать свою долю от 13 трлн рублей. Именно в такую сумму оценивается общий объем государственного и муниципального заказа с учетом госкорпораций и естественных монополий. Государство — надежный и крупный заказчик.

Какие типы электронных аукционов встречаются?

Аукционы:

Открытый электронный аукцион: все процедуры проводятся полностью на электронной торговой площадке. Участники в процессе торгов подают ценовые предложения. Побеждает участник, предложивший лучшую цену.

Аукцион на понижение (иногда его называют «редукцион»): заказчиком объявляется объем необходимых услуг и начальная максимальная цена, участники подают предложения и обязуются оказать весь объем услуг за меньшие деньги. Побеждает участник, предложивший наименьшую цену. Аукцион на понижение является единственной формой проведения электронных торгов по государственным заказам.

Аукцион на повышение: побеждает участник, предложивший наивысшую цену. Такие аукционы объявляются, например, при сдаче в аренду помещений, при распродажах имущества.

Что кроме аукциона?

Не стоит забывать, что в электронном виде можно провести практически любую закупку, не только аукцион. Это могут быть:

  • электронный конкурс;
  • электронный запрос предложений;
  • электронный запрос котировок и так далее.

Правила для таких процедур оговариваются регламентами электронных площадок. Современные электронные площадки предлагают организаторам и участникам торгов множество способов закупок.

Выбирайте то, что вам больше подходит!

Что такое портал zakupki.gov.ru и для чего он нужен? Как работает Единая Информационная система с 2016 года?

С 1 января 2011 года информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд размещалась на едином Общероссийском официальном сайте (часто используют сокращение ООС).

В то время ООС был единственным официальным источником для представления информации о размещении заказов, до 01.01.2014 — в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», после этой даты — в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  • С 1 января 2016 года основой информационного обеспечения Контрактной системы является Единая информационная система.

С 1 октября 2012 года в своей отдельной секции zakupki.gov.ru/223 информацию о своих закупках также должны были публиковать отдельные виды юридических лиц — субъекты 223 Федерального Закона. Среди них госкомпании, госкорпорации, унитарные предприятия, естественные монополии и компании с государственным участием. Информацию о закупаемых ими товарах/работах/услугах также можно найти на Общероссийском официальном сайте.

Как получить сертификат электронной подписи?

Получить квалифицированный сертификат электронной подписи можно в аккредитованных удостоверяющих центрах.

Для получения квалифицированного сертификата электронной подписи физическими лицами требуются:

  • личное присутствие;
  • основной документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования заявителя (СНИЛС);

Для получения квалифицированного сертификата электронной подписи юридическими лицами требуются:

  • учредительные документы;
  • документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе заявителя.

Сертификат и ключи электронной подписи запишут на сертифицированный электронный носитель — электронную карту или флеш-накопитель. Платность получения сертификата и ключей электронной подписи определяется регламентом удостоверяющего центра.

Я хочу участвовать в электронных аукционах. Что мне делать?

Во-первых, надо определиться, какие именно заказы вас интересуют, государственные или коммерческие. От этого зависит, какой сертификат электронной подписи понадобится в торгах, и где будут проводиться электронные аукционы. Государственные заказчики размещают электронные аукционы на пяти федеральных площадках. Коммерческие компании и корпорации торгуются на специализированных, в том числе на своих собственных электронных ресурсах.

Во-вторых, для того чтобы стать участником электронных аукционов, организация должна приобрести подходящий сертификат электронной подписи, принимаемый на нужной электронной торговой площадке (ЭТП), и пройти на этой ЭТП аккредитацию. Участником торгов может стать не только юр.лицо, но и физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель. Правила — те же.

В-третьих, нужно найти на площадке интересующий вас аукцион, изучить документацию и требования заказчика. И если вы готовы выполнить все требования — можно подавать заявку на участие.

У меня есть ЭЦП и Рутокен. Что делать дальше?

Если у вас уже есть сертификат электронной подписи для госзакупок, необходимо найти аукцион на общероссийском официальном сайте, узнать, где будут проходить торги (площадка указана в извещении), пройти аккредитацию на этой электронной площадке, перечислить средства для обеспечения заявки и подать заявку на участие.

Процедуры аккредитации и перечисления обеспечения займут какое-то время (по приблизительным оценкам, в совокупности не менее семи рабочих дней). Поэтому рекомендуем заранее пройти аккредитацию на тех площадках, где потенциально Заказчики могут разместить интересные вам аукционы.

  • Если вы приобрели ЭЦП для участия в коммерческих аукционах, которые проходят на специализированных площадках, уточните правила аккредитации на этих площадках.

Какую электронную торговую площадку выбрать?

Это зависит от ваших целей. Если вы хотите получить госзаказ, необходимо аккредитоваться на федеральных ЭТП: «Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «АГЗРТ», «РТС-тендер», ЭТП ММВБ «Госзакупки».

Если вы хотите стать поставщиком крупных коммерческих заказчиков (ОАО «Газпром», Роснано, ОАО «МТС», ГК «Росатом»и т.д.), то следует выбирать площадки, где проходят данные торги (это, например, B2B-Center, «Фабрикант», «ТЗС Электра», «Аукционный Конкурсный Дом» и др.)

Если вы заинтересованы в выгодном приобретении имущества предприятий-банкротов, то вам нужны площадки, аккредитованные на проведение торгов по реализации имущества предприятий-банкротов. Среди них «Российский аукционный дом», «Сбербанк-АСТ», «СЭлТ», uTender и др.

Какова процедура государственных электронных торгов и получения государственного контракта?

Для компаний-поставщиков можно условно выделить несколько этапов, которые им предстоит пройти, чтобы заключить государственный контракт:

  • Получение сертификата электронной подписи для госторгов в удостоверяющем центре.
  • Получение аккредитации. Для этого на сайте электронной торговой площадки необходимо заполнить аккредитационную форму и заявление на открытие счета, а также приложить ряд документов. После этого нужно в течение пяти дней получить подтверждение аккредитации от площадки.
  • Подготовка к торгам. Организация выбирает аукцион, перечисляет на счет площадки сумму в размере обеспечения заявки и подает заявку на участие.
  • Торги. Далее следует процедура торгов, в рамках которой участники подают ценовые предложения. Победителем признается тот, кто предложил наименьшую цену, а также чья заявка полностью соответствует требованиям заказчика.
  • Заключение контракта. Компания, ставшая победителем, обязана заключить контракт. Контракт заключают в электронном виде на ЭТП. Сначала проект контракта своей ЭП подписывает победитель аукциона, затем контракт своей ЭП подписывает заказчик. После этого контракт считается заключенным. Осталось его исполнить!

Как пройти обучение по 44-ФЗ?

Программы обучения и повышения квалификации в Чите:

  • Читинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • г. Чита, ул. Профсоюзная, 20, 2 этаж
  • http://chita.ranepa.ru/

  • Учебный Центр «Гранд»
  • г. Чита. ул. Бабушкина 104, оф. 418
  • http://www.grand-chita.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *