Порядок внедрения стандартов

ГОСТ 1.20-85
Группа Т50

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Государственная система стандартизации

Порядок внедрения стандартов

State system of standardization. Procedure of implementation of standards

ОКСТУ 0001

Дата введения 1987-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам
ИСПОЛНИТЕЛИ

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26.09.85 N 160

3. ВЗАМЕН ГОСТ 1.0-68 (разд.7), ГОСТ 1.20-69.
Настоящий стандарт устанавливает основные положения по внедрению государственных, отраслевых и республиканских стандартов, изменений и дополнений к ним (далее — стандарты) в министерствах (ведомствах), предприятиях (организациях).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Внедрение стандарта — осуществление организационно-технических мероприятий, обеспечивающих соблюдение стандарта.
Соблюдение стандарта — выполнение требований, установленных стандартом в соответствии с его сферой действия и областью распространения.
Дата введения стандарта в действие — дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу и наступает обязательность его соблюдения.

1.2. Внедрение стандарта должно быть закончено к дате введения его в действие. Стандарт считается внедренным на предприятии (в организации), если установленные в нем требования соблюдаются в соответствии с его сферой действия, областью распространения и обеспечивается стабильность качества выпускаемой продукции.
Если выпускаемая продукция или другие объекты стандартизации, на которые распространяются стандарты, после даты его введения в действие не соответствуют установленным требованиям, то следует считать, что стандарт не соблюдается.
Допускается вводить стандарт в действие досрочно. Введение в действие стандартов на продукцию досрочно должно быть согласовано с основным потребителем (заказчиком), а по стандартам технических условий и с органами ценообразования.

1.3. Министерства (ведомства) несут ответственность за своевременное внедрение стандартов, обеспечивают и контролируют их внедрение и соблюдение на подведомственных им предприятиях (организациях).
На предприятиях (в организациях) ответственность за внедрение и соблюдение стандартов несут непосредственно их руководители, подразделения (службы) стандартизации и другие должностные лица.
Головные и базовые организации по стандартизации осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство и координацию работ по внедрению стандартов и контроль за их внедрением по закрепленным за ними видам продукции и областям деятельности.

1.4. Госстандарт осуществляет методическое руководство внедрением стандартов. Органы госнадзора Госстандарта контролируют своевременность внедрения и соблюдения стандартов.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ ПО ВНЕДРЕНИЮ СТАНДАРТОВ

2.1. Планирование работ по внедрению стандартов является составной частью государственного планирования. Планирование внедрения стандартов должно обеспечивать своевременное и комплексное осуществление всех работ по внедрению стандартов в установленные сроки.

2.2. Внедрение стандартов осуществляют в соответствии с планами основных организационно-технических мероприятий министерств (ведомств) по их внедрению и разрабатываемых на их основе планами организационно-технических мероприятий предприятий (организаций), в которых предусматривают материально-техническую и организационную подготовку, обеспечивающую своевременное внедрение стандартов. В этих планах в зависимости от области распространения стандартов в общем случае предусматривают:

1) пересмотр, внесение изменений или отмену действующих и разработку новых нормативно-технических документов, связанных с содержанием внедряемого стандарта;

2) разработку новой технической документации и внесение изменений в действующую техническую документацию;

3) обеспечение предприятий необходимым сырьем, материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями, а также оборудованием, приборами, приспособлениями, инструментами, используемыми в производстве новой (модернизированной) продукции, и модернизацию действующего оборудования;

4) изготовление опытных образцов (опытных партий) продукции, проведение испытаний и постановку на производство новой (модернизированной) продукции;

5) изменение технологических процессов, режимов работы, автоматизацию и механизацию производственных процессов, повышение точности изготовления продукции;

6) реконструкцию, расширение, строительство новых производственных мощностей, организацию специализированных производств;

7) повышение квалификации и подготовку кадров;

8) другие мероприятия, необходимые для внедрения стандарта.
По каждому мероприятию указывают объемы работ и финансирования, исполнителей и сроки выполнения мероприятий. Допускается разрабатывать план основных организационно-технических мероприятий по внедрению нескольких, одновременно разрабатываемых и представляемых на утверждение взаимосвязанных стандартов.
В план основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта включают мероприятия по всем министерствам (ведомствам), участвующим во внедрении стандарта.

2.3. Порядок разработки и утверждения планов основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандартов министерств (ведомств)

2.3.1. Проект плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта министерств (ведомств) разрабатывает предприятие (организация) — разработчик проекта стандарта одновременно с разработкой проекта стандарта.
В качестве исполнителей в проекте плана основных организационно-технических мероприятий указывают министерства (ведомства), участвующие во внедрении стандарта, а также, при необходимости, предприятия и организации.
К разработке проекта плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта, при необходимости, привлекают заинтересованные предприятия (организации) министерства (ведомства)-разработчика и других министерств (ведомств) по их поручению.
Проект плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта подписывают руководитель (заместитель руководителя) предприятия (организации) — разработчика проекта стандарта, руководитель разработки проекта стандарта и разработчик проекта плана.
Разработанный проект плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта вместе с проектом стандарта рассылают на отзыв и уточняют при подготовке окончательной редакции проекта стандарта на основе полученных отзывов с участием, при необходимости, представителей заинтересованных министерств (ведомств).

2.3.2. Министерство (ведомство)-разработчик проекта стандарта направляет уточненный проект плана основных организационно-технических мероприятий по его внедрению на заключение министерствам (ведомствам), внедряющим и обеспечивающим внедрение стандарта, указанным в проекте плана. При необходимости, по проекту плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта должно быть получено заключение Госплана СССР, Госснаба СССР и (или) Госплана, Госснаба союзной республики.
Заключения по проекту плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта министерства (ведомства) направляют министерству (ведомству)-разработчику в 15-дневный срок со дня поступления проекта этого плана. При наличии замечаний по проекту плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта их излагают в заключении с необходимыми обоснованиями.
Разногласия по проекту плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта решают министерство (ведомство)-разработчик и заинтересованные министерства (ведомства) одновременно с рассмотрением разногласий по проекту стандарта или проекту этого плана. Оставшиеся нерешенными разногласия по этому проекту плана включают в справку о разногласиях по проекту стандарта и решают при утверждении этого стандарта.
Окончательную редакцию проекта плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта прилагают к проекту стандарта, представляемому на утверждение.

2.3.3. Министерство (ведомство) — разработчик проекта государственного стандарта после получения постановления Госстандарта об его утверждении и экземпляра этого стандарта (оперативного издания) в 5-дневный срок направляет окончательную редакцию проекта плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта всем министерствам (ведомствам), внедряющим стандарт и обеспечивающим его внедрение (указанным в проекте плана).

2.3.4. Министерство (ведомство)-разработчик, министерства (ведомства), внедряющие и обеспечивающие внедрение государственного стандарта, в месячный срок после получения постановления Госстандарта об утверждении государственного стандарта и экземпляра этого стандарта (оперативного издания) на основе окончательной редакции проекта плана основных организационно-технических мероприятий подготавливают и утверждают планы основных организационно-технических мероприятий по его внедрению своего министерства (ведомства), издают приказ (при необходимости) или указание, обязывающие подчиненные предприятия (организации) провести необходимые работы, и направляют их подчиненным предприятиям (организациям).
Для обеспечения внедрения стандарта к дате его введения в действие в планах основных организационно-технических мероприятий по его внедрению министерства (ведомства) могут устанавливать дифференцированные сроки выполнения работ по внедрению стандарта:

1) в организациях — разработчиках технической и нормативно-технической документации;

2) на предприятиях — изготовителях готовой продукции;

3) на предприятиях — поставщиках сырья, материалов, комплектующих изделий.
Планы основных организационно-технических мероприятий по внедрению отраслевых и республиканских стандартов, приказы (указания) по их внедрению соответствующие министерства (ведомства) СССР и Советы Министров союзных республик утверждают и направляют исполнителям в установленном ими порядке.

2.4. Предприятия (организации) на основе приказа (указания, утвержденного плана основных организационно-технических мероприятий министерства (ведомства) или на основе информации об утверждении стандарта, информационных указателей стандартов, изданного стандарта и т.п. (являющегося обязательным согласно его области распространения для данного предприятия (организации) издают приказы (в необходимых случаях) или распоряжения, разрабатывают и утверждают план организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта с конкретными заданиями по подразделениям (цехам, службам, отделам и т.д.), обеспечивающим внедрение стандарта к дате введения его в действие.

2.5. Мероприятия по внедрению стандарта допускается включать в издаваемые соответственно министерствами (ведомствами) и предприятиями (организациями) приказы (указания, распоряжения) по внедрению стандарта. В этом случае план основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта министерства (ведомства) и план организационно-технических мероприятий предприятия (организации) не разрабатывают.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНОВ ОСНОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ СТАНДАРТОВ

3.1. Для реализации плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта министерства (ведомства) предусматривают в планах экономического и социального развития задания и необходимые материальные, трудовые и финансовые ресурсы. При установлении в планах заданий по освоению и выпуску новой (модернизируемой) продукции должны указываться стандарты на эту продукцию.

3.2 Для реализации плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта предприятие (организация) включает работы, связанные с материально-технической и организационной подготовкой производства и выпуском продукции по внедряемому стандарту, в соответствующие разделы плана предприятия и организации (производства, научно-технического развития, материально-технического снабжения и в другие разделы), а также заключает договоры поставки и другие хозяйственные договоры, необходимые для внедрения стандарта, организует производство запасных деталей для изделий, находящихся в эксплуатации и невзаимозаменяемых с деталями для изделий по внедряемому стандарту, определяет технико-экономическую эффективность от внедрения стандарта и проводит другие необходимые работы.

3.3. При внедрении стандартов работы осуществляют:

1) по вновь разрабатываемой (модернизируемой) продукции — предприятия (организации) — разработчики этой продукции,

2) по производимой продукции — предприятия (организации) — разработчики продукции совместно с предприятиями — изготовителями этой продукции, если подлинники технической документации на нее не переданы предприятиям-изготовителям, или предприятия — изготовители продукции, если подлинники технической документации им переданы.

3.4. Завершение работ по внедрению стандарта (или группы взаимосвязанных стандартов) оформляют актом о внедрении стандарта (в соответствии с приложением), утверждаемым руководителем (заместителем руководителя) предприятия (организации). В работе комиссии участвуют представители предприятия (организации), внедряющего стандарт, а также представитель заказчика (основного потребителя) по согласованию с ним.

УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И ИНФОРМАЦИЯ О ВНЕДРЕНИИ СТАНДАРТОВ

4.1. Предприятия (организации) ведут учет внедрения стандартов и представляют министерствам (ведомствам) или, по их указанию, базовым (головным) организациям по стандартизации отчеты (оперативную информацию) о внедрении стандартов.
Примечание. Формы отчетов устанавливает ЦСУ СССР.

4.2. На основании отчетов (оперативной информации), материалов проверок и других сведений осуществляют сводный учет и подготавливают информацию о внедрении стандартов:

1) в министерствах (ведомствах) — по подчиненным им предприятиям (организациям);

2) в республиканских управлениях Госстандарта — по народному хозяйству союзной республики;

3) в Госстандарте — по министерствам (ведомствам) СССР и союзным республикам.

4.3. Информацию о внедрении стандартов используют для анализа состояния внедрения стандартов и разработки мер, направленных на ускорение внедрения стандартов в народное хозяйство.

ПРИЛОЖЕНИЕ (рекомендуемое). ФОРМА АКТА О ВНЕДРЕНИИ СТАНДАРТА

ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемое

Примечания:

1. Акты о внедрении стандартов не составляют на сырье, материалы и комплектующие изделия несобственного производства, используемые для производства выпускаемой продукции, а также по внедрению изменений к стандартам, не оказывающих влияния на технический уровень и качество продукции, охрану труда и природы, и не требующих материально-технической подготовки производства.

2. Акты по внедрению стандартов на осваиваемую конкретную новую (модернизированную) продукцию могут оформлять комиссии по приемке установочных серий, опытных образцов (опытных партий) этой продукции с участием в ней представителей подразделений (службы) стандартизации предприятия.

3. Пункт 2 заполняется для общетехнических и организационно-методических стандартов.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
Государственная система стандартизации: Сб. ГОСТов. —
М.: Издательство стандартов, 1986

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *