Постановление 1044 проектное финансирование

Внимание инвесторам!

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 октября 2014 года N° 1044 (далее – постановление) утверждена Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования (далее – Программа). В рамках создаваемого механизма компании смогут получить кредиты в банках, которые выберет Правительство РФ. При этом государство будет выступать гарантом по займам. Размер процентной ставки для лица, которому предоставляется кредит в целях реализации инвестиционного проекта, отобранного для участия в настоящей Программе, не должен превышать уровень процентной ставки, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации, при предоставлении уполномоченным банкам кредитных средств в целях рефинансирования кредитов, выданных уполномоченными банками конечным заемщикам, плюс 2,5 процента годовых. Гарантия предоставляется по кредиту, привлекаемому принципалом в валюте Российской Федерации на срок от 3 до 20 лет на реализацию инвестиционных проектов, в обеспечение исполнения обязательств принципала по возврату суммы кредита (погашению основного долга) в установленный кредитным договором срок в объеме до 25 процентов указанных обязательств принципала.

Для участия в настоящей Программе предусмотрен отбор российских кредитных организаций и международных финансовых организаций, которые предоставят кредитные средства для финансирования инвестиционных проектов, отобранных для участия в Программе.

Постановлением также установлены критерии отбора инвестиционных проектов:

  • реализация инвестиционного проекта на основе проектного финансирования;
  • расположение на территории Российской Федерации производственной площадки инвестиционного проекта;
  • реализация инвестиционного проекта по видам экономической деятельности, которые соответствуют Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, за исключением одного или нескольких следующих видов деятельности:
    • охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях;
    • добыча полезных ископаемых;
    • производство напитков;
    • производство табачных изделий;
    • производство взрывчатых веществ;
    • торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов;
    • деятельность гостиниц и предприятий общественного питания;
    • деятельность финансовая и страховая;
    • деятельность по операциям с недвижимым имуществом;
    • деятельность профессиональная, научная и техническая;
    • деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги;
    • государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение;
    • деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений;
    • предоставление прочих видов услуг;
    • деятельность домашних хозяйств как работодателей, недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления.
  • полная стоимость инвестиционного проекта, определяемая как сумма всех затрат по инвестиционному проекту, за исключением процентов по кредитам, составляет не менее 1 млрд. рублей и не более 20 млрд. рублей;

  • финансирование не более 80 процентов полной стоимости инвестиционного проекта за счет заемных средств.

Дополнительные требования к инвестиционным проектам (в том числе к показателям их эффективности и другим) могут устанавливаться уполномоченными банками в соответствии с их внутренними документами.

При Минэкономразвития создана межведомственная комиссия для обеспечения взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и заинтересованными организациями при отборе инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе.

В состав Комиссии включены представители Минэкономразвития, Минфина, Минпромторга, Минсельхоза, Минэнерго, Минтранса и Аппарата Правительства России.

В настоящее время на территории Астраханской области участие в программе принимают следующие банки, отобранные межведомственной комиссией: ОАО «Сбербанк России», ОАО «Россельхозбанк»,
ПАО «Промсвязьбанк», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Банк Москвы»,
ОАО «Банк ВТБ».

С целью отбора инвестиционного проекта для участия в Программе инвестору необходимо обратиться в уполномоченный банк и представить документы по инвестиционному проекту согласно перечню, установленному данным банком с учетом требований Программы.

Проектное финансирование (*.docx)

УДК 330.322 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-11-45-52

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ

МЕНЬЩИКОВА ВЕРА ИВАНОВНА ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Тамбовский филиал, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: menshikova@list.ru

ЧУПРИКОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: wnaturik@mail.ru

В статье раскрываются основные меры государственной поддержки, используемые для развития региональной экономики при реализации инвестиционных проектов. Установлено, что государственная поддержка играет важную роль в развитии российских регионов, особенно дотационных и отстающих; она предполагает сознательное формирование государственными структурами организационных, социальных, экономических и правовых условий, способствующих развитию субъектов хозяйствования на территории регионов. Представлены меры государственной поддержки в сфере промышленности и аграрного сектора. Выделены основные виды государственной поддержки развития бизнеса в российских регионах: финансовая поддержка; информационная поддержка; поддержка научно-технической деятельности и инноваций; поддержка развития кадрового потенциала; поддержка внешнеэкономической деятельности; предоставление преференций при государственных закупках. Установлено, что основными элементами государственной поддержки крупного бизнеса в регионах служат: специальные инвестиционные контракты; программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования; предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам на осуществление инвестиционных проектов; поддержка в рамках отдельных мероприятий государственных программ. При этом основными инструментами государственной поддержки малого и среднего бизнеса выступают: федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства; имущественная поддержка; преференции в сфере государственных закупок. Дана характеристика видам государственной поддержки в сфере агропромышленного сектора по нескольким критериям: источникам финансирования, способу воздействия на экономику, периоду действия, требованиям ВТО. Сделан вывод о том, что у российских регионов есть возможность реализовывать необходимые инвестиционных проекты с привлечением средств государственных программ.

Ключевые слова: государственная поддержка, региональная экономика, инвестиционные проекты, институциональное поле

Сегодня развитие всех сфер региональной экономики практически не представляется возможным без государственной поддержки в различных формах ее проявления.

Как известно, государственная поддержка играет исключительно важную роль в развитии российских регионов, особенно дотационных и отстающих. Она предполагает сознательное формирование государственными структурами организационных, социальных, экономических и правовых условий, способствующих развитию субъектов хозяйствования на территории регионов. Данный процесс носит двусторонний характер и представляет собой взаимную за-

интересованность. С позиции субъектов хозяйствования государство должно создавать условия для эффективного достижения своих экономических целей. С точки зрения государства, экономические агенты должны обеспечить поддержание высокого уровня занятости, рост общего благосостояния нации, достижение социально-политической стабильности и экономической мощи государства .

Развитие основных сфер региональной экономики в настоящее время будет крайне затруднено, если государство не продолжит формировать для этого благоприятное институциональное поле, которое представляет собой совокупность организа-

V. I. MENSHCHIKOVA, N. V. CHUPRIKOVA

ционных, социальных, экономических и правовых условий, способствующих развитию экономики регионов. Прежде всего, рассмотрим меры государственной поддержки в сфере промышленности и аграрного сектора.

В настоящее время существуют такие направления стимулирования промышленного развития, как:

1. Финансовая поддержка, включающая в себя ряд компонентов:

— субсидирование производства;

— субсидирование создания инфраструктуры;

— налоговые льготы;

— фонд развития промышленности.

2. Информационная поддержка, включает в себя посещения предприятиями выставок, ярмарок, конференций; публикация различных каталогов, справочников, информационных ресурсов, размещение информационно-рекламных материалов, создание государственной информационной системы промышленности.

3. Поддержка научно-технической деятельности и инноваций реализуется при помощи размещение госзаказа на НИОКР, субсидирование в НИОКР, инновации в госкомпаниях, стимулирование спроса на инновации, поддержка инжиниринга и стимулирование внедрения инноваций.

4. Поддержка развития кадрового потенциала разделяется на следующие виды:

— поддержка дополнительного образования;

— учебное и педагогическое обеспечение промышленности;

— поддержка образовательных программ.

5. Поддержка внешнеэкономической деятельности предполагает содействие в продвижении на иностранных рынках, финансовая и имущественная поддержка, страхование рисков и гарантий.

6. Предоставление преференций при государственных закупках, таких как: запреты и ограничения на импортную продукцию и приоритет товаров российского происхождения.

Потребность региональных производителей товаров и услуг в государственной поддержке зависит от масштабов и стадий развития производства, поэтому для отражения полной картины необходимо рассмотреть инструменты государственной поддержки крупного и малого бизнеса. Основными элементами государственной поддержки крупного бизнеса служат:

— специальные инвестиционные контракты (Минпромторг России);

— программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного фи-

нансирования (предоставление кредитов для реализации инвестиционных проектов и предоставление госгарантий) (Минэкономразвития России, Внешэкономбанк);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам на осуществление инвестиционных проектов (Внешэкономбанк, Минэкономразвития России);

— поддержка в рамках отдельных мероприятий государственных программ (Минпромторг России).

Основными инструментами государственной поддержки малого и среднего бизнеса выступают:

— подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» в составе государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» (ПП РФ от 15.04.2014 г. № 316);

— федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства (при этом предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для дальнейшей поддержки предприятий осуществляется в соответствии с правилами установленными Правительством РФ (ПП РФ от 30 декабря 2014 г. № 1605));

— имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (ПП РФ от 21.08.2010 г. № 645);

— преференции в сфере государственных закупок (Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ).

На сегодняшний день отечественные промышленные предприятия могут стать участниками пяти государственных программ поддержки промышленности:

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности». Реализация госпрограммы предполагает осуществление комплекса мероприятий, направленных на достижение глобальной конкурентоспособности российской авиационной промышленности и укрепление ее позиций на третьем месте в мире по объему выпуска авиационной техники .

Для достижения этой цели госпрограммой предусмотрено решение следующих основных задач:

— формирование научно-технического задела и технологий для создания перспективной авиационной техники;

— укрепление научного, проектно-конст-рукторского, производственного и кадрового потенциала отрасли;

— оптимизация модельного ряда путем создания семейств максимально унифицированных образцов авиационной техники;

— реализация мер государственной поддержки отрасли в интересах стимулирования производства и спроса на отечественную авиатехнику .

Всего за время реализации государственной программы планируется построить около 3450 самолетов, 6100 вертолетов, более 36000 авиационных и иных двигателей, выручка от продажи которых должна составить порядка 14750 млрд руб. .

Достижение цели и системное решение поставленных госпрограммой задач позволит сформировать качественно новый, инновационный облик авиационной промышленности.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Целью данной программы является создание в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету программы), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития и обороноспособности страны .

Ключевой задачей программы является повышение эффективности использования производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса для обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники .

Данная государственная программа включает в себя ряд подпрограмм (в том числе федеральные целевые программы): автомобильная промышленность (объем бюджетных ассигнаций в 2015 г. -106 272,00 млн руб.); сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности; машиностроение специализированных производств (строительно-дорожная и коммунальная техника, пожарная, аэродромная, лесная техника); легкая промышленность и народные художественные промыслы (объем бюджетных ассигнаций в 2015 г. — 1 547,00 млн руб.); ускоренное развитие оборонно-промыш-ленного комплекса (объем бюджетных ассигнаций в 2015 г. — 8 396,00 млн руб.); транспортное машиностроение (объем бюджетных ассигнаций в 2015 г. — 6 189,00 млн руб.); станкоинструментальная промышленность (объем бюджетных ассигнаций в 2015 г. -1 775,00 млн руб.); тяжелое машиностроение; силовая электротехника и энергетическое машиностроение; металлургия; лесопромышленный комплекс (объем бюджетных ассигнаций в 2015 г. -794,00 млн руб.); развитие системы технического

регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений (объем бюджетных ассигнаций в 2015 г. — 1603,00 млн руб.); химический комплекс (объем бюджетных ассигнаций в 2015 г. — 169,00 млн руб.); развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них (объем бюджетных ассигнаций в 2015 г. — 1488,00 млн руб.); развитие промышленности редких и редкоземельных металлов (объем бюджетных ассигнаций в 2015 г. -2 254,00 млн руб.); современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт; обеспечение реализации государственной программы (объем бюджетных ассигнаций в 2015 г. — 4 802,00 млн руб.); промышленные биотехнологии (объем бюджетных ассигнаций в 2015 г. — 500,00 млн руб.); развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна (объем бюджетных ассигнаций в 2015 г. -1000,00 млн руб.); индустриальные парки; индустрия детских товаров (объем бюджетных ассигнаций в 2015 г. — 1 000,00 млн руб.).

Результатом реализации программных мероприятий станет рост эффективности использования потенциала оборонно-промышленного комплекса и развитие научной и технической базы для производства новых видов вооружения и военной техники.

3. Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 гг. Целью данной программы является повышение конкурентоспособности радиоэлектронной промышленности посредством создания инфраструктуры для развития приоритетных направлений, интеграции в международный рынок и реализация инновационного потенциала. Основной задачей программы являются создание современной научно-технической и производственно-технологической базы производства конкурентоспособных радиоэлектронных изделий .

Структура государственной программы включает в себя две подпрограммы: подпрограмма 1 «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на период до 2025 года»; подпрограмма 2 «Обеспечение реализации государственной программы».

Реализация программы предусмотрена в три этапа: первый этап — 2013-2015 гг.: постепенный переход от прямой господдержки отдельных предприятий к созданию условий для развития отрасли, второй этап — 2016-2020 гг.: государство начнет оказывать активное содействие запуску новых проектов, третий этап — 2021-2025 гг. — переход к поддержке роста производства. Реализация всех трех этапов подразумевает тесную координацию с национальными институтами развития — «Сколко-во», «Роснано».

V. I. МЕШНСШтУА, N. V. CHUPRIKOVA

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности». Целью данной программы является Создание инновационной российской фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня. Основной задачей программы является формирование технологического, инновационного и производственного потенциала фармацевтической и медицинской промышленности .

Структура государственной программы, состоит из ряда подпрограмм: «Развитие производства лекарственных средств»; «Развитие производства медицинских изделий»; «Совершенствование государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий»; Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

В результате реализации Государственной программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы» ожидаются следующие показатели:

— создание и модернизация 20 тыс. высокопроизводительных рабочих мест до 2020 г.;

— увеличение к 2020 г. в 7 раз доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме производства фармацевтической и медицинской отрасли по отношению к 2011 г.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— увеличение к 2020 г. до 50 % доли лекарственных средств отечественного производства в общем объеме потребления (в денежном выражении);

— увеличение к 2020 г. до 40 % доли медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления (в денежном выражении);

— увеличение к 2020 г. экспорта лекарственных средств и медицинских изделий не менее чем до 105 млрд руб.;

— увеличение к 2020 г. до 50 % доли организаций, осуществляющих технологические инновации в фармацевтической и медицинской отрасли, в общем количестве производителей;

— достижение к 2020 г. значительной активизации оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности в фармацевтической и медицинской отрасли путем увеличения до 1500 количества поданных заявок на выдачу патентов и полученных патентов, свидетельств на товарные знаки, количества регистраций лицензионных договоров и договоров об отчуждении исключительных прав.

5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения». Целью данной программы является достижение принципиаль-

ного улучшения стратегической конкурентной позиции судостроения России в мире и обеспечение возможности полного удовлетворения потребностей государства и отечественного бизнеса в современной продукции судостроения.

Для достижения этой цели госпрограммой необходимо решить задачу, связанную с созданием опережающего научно-технического задела и технологий, необходимых для создания перспективной морской и речной техники, а также обеспечением безусловного выполнения государственного оборонного заказа и текущей государственной программы вооружения .

Структура государственной программы, состоит из ряда подпрограмм:

1. «Развитие судостроительной науки».

2. «Развитие гражданской морской и речной техники».

3. «Развитие производственных мощностей гражданского судостроения и материально-технической базы отрасли».

4. «Государственная поддержка».

5. «Обеспечение реализации государственной программы».

В результате реализации Государственной программы ожидаются следующие показатели: увеличение объема выпуска гражданской продукции российского судостроения в денежном выражении по отношению к 2011 г. — в 5,1 раза; объем выпуска гражданской продукции российского судостроения — 1,5 млн т. водоизмещения в период 2026-2030 гг.; рост производительности труда (выработки на одного работающего) в гражданской сфере промышленности по отношению к 2011 г. — в 4,5 раза .

Целью государственного регулирования в сфере агропромышленного сектора является поддержка производителей сельскохозяйственной продукции независимо от их организационно-правовой формы. Государственное регулирование сельского хозяйства осуществляется по следующим основным направлениям:

— формирование и функционирование рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия;

— финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

— защита интересов отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

— развитие науки и научных исследований в сфере агропромышленного производства;

— развитие социальной сферы села.

Финансовая поддержка сельского хозяйства

государством осуществляется путем выделения из федерального бюджета средств для: краткосроч-

ного кредитования сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве; долгосрочного кредитования АПК; залога сельхозпродукции, сырья и продовольствия; авансирования их закупок для государственных нужд; лизинга в сфере агропромышленного производства; предоставления кредитным кооперативам, имеющим в уставном капитале долю юридических и физических лиц, занятых в АПК, более 50 %, долгосрочных кредитов для формирования их уставных капиталов.

Государственное регулирование экономики осуществляется и на региональном уровне. Администрациям регионов предоставлено право самостоятельно устанавливать ставки налогов на прибыль предприятий, банков и страховщиков, зачисляемых в бюджеты регионов, сверх ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет. Субъекты Федерации и органы местного самоуправления устанавливают дополнительные местные налоги и сборы.

Таблица 1

Структура Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»

Название подпрограммы Цели

1. «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» — обеспечение выполнения показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в сфере производства продукции растениеводства; — повышение конкурентоспособности российской продукции растениеводства на внутреннем и внешнем рынках

2. «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» — обеспечение выполнения показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в сфере производства продукции животноводства; — комплексное развитие и повышение эффективности производства животноводческой продукции и продуктов ее переработки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. «Развитие мясного скотоводства» повышение конкурентоспособности мясного скотоводства

4. «Поддержка малых форм хозяйствования» — поддержание, дальнейшее развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни в сельской местности; — увеличение доходов и снижение издержек малых форм сельскохозяйственных товаропроизводителей через их участие в сельскохозяйственных потребительских кооперативах

6. «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» — повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства; — создание благоприятной экономической среды, способствующей инновационному развитию и привлечению инвестиций в отрасль; — выход агропромышленного комплекса России на лидирующие позиции в области сельскохозяйственной биотехнологии

6. «Обеспечение реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы» обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Федеральные и целевые программы

«Социальное развитие села до 2013 года» повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности

«Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года» сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса

«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» — создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; — стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;

«Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях глобальных и региональных изменений климата и природных аномалий;

V. I. МЕШНСШтУА, N. V. CHUPRIKOVA

Одной из форм воздействия на экономику регионов являются федеральные и региональные программы, посредством реализации которых государство оказывает поддержку субъектам Федерации .

Рассмотрим государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Целями данной программы являются: «обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК; обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК; воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства; устойчивое развитие сельских территорий» .

Основной задачей, необходимой для решения вышеизложенных целей, служит стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции, производства пищевых продуктов и повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития .

В результате реализации Государственной программы ожидаются следующие показатели:

— повышение удельного веса отечественных продовольственных товаров в общих их ресурсах с учетом переходящих запасов к 2020 г. до: зерно

— 99,7 %, свекловичный сахар — 89,7 %, растительное масло — 88,6 %, картофель — 98,7 %, мясо и мясопродукты — 88,3 %, молоко и молокопро-дукты — 90,2 %;

— увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2010 г.

— на 44,7 %, пищевых продуктов — на 60 %;

— обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 8,8 %;

— техническое перевооружение, реконструкция и строительство мелиоративных систем на площади — 10,3 млн га;

— рост производительности труда в 2020 г. по отношению к уровню в 2010 г. на 74,5 %;

— повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 25 %;

— доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны до 95 % .

Данная программа включает в себя ряд подпрограмм, которые представлены в таблице 1 .

На основании всего вышесказанного можно классифицировать государственную поддержку в сфере агропромышленного сектора по следующим направлениям (табл. 2).

Таблица 2

Классификация видов государственной поддержки в сфере АПК

Признак Вид господдержки Определение

По источникам финансирования Бюджетные Предоставление бюджетных услуг за счет средств бюджетов всех уровней, а также разработка и реализация программ регулирования отраслей экономики

Внебюджетные Меры экономической политики, не требующие расходования средств государственных или муниципальных бюджетов, в том числе регулирование цен и тарифов, внешторговое регулирование экспорта и импорта продукции, установление льгот, запретов и ограничений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По способу воздействия на экономику Прямые Бюджетные выплаты, налоговые льготы на поддержку отдельных предприятий и отраслей

Косвенные Стимулирующее воздействие через систему финансовых институтов (на инвестицию, увеличение объемов продукции, предложения труда и т. д.)

По периоду действия Краткосрочные До одного года

Долгосрочные Более одного года

По требованиям ВТО «Желтая корзина» Меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю и предполагающие перераспределение средств от потребителей к производителям. Такие меры являются предметом обязательств по сокращению после присоединения к ВТО

«Зеленая корзина» Принимаемые меры не влекут за собой оказание ценовой поддержки производителям. Такие меры не предполагают распределение средств от потребителя к производителям. На них ограничительные обязательства ВТО не распространяются

«Голубая корзина» Являются формой компенсации утрачиваемых доходов производителей и не влияют на рост предложения продукции на международном аграрном рынке; также не попадают под ограничительные обязательства

Таким образом, у российских регионов есть возможность реализовывать необходимые инвестиционных проекты с привлечением средств государственных программ. Это дает возможность региону использовать привлеченные средства на финансирование инвестиционных программ, не отвлекая собственные из регионального бюджета.

Литература

1. Романенко Е. В. Государственная поддержка предпринимательской деятельности. Омск: Изд-во Си-бАДИ, 2012.

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 303 // СПС ГАРАНТ. URL: http://www.garant.ru

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 // СПС ГАРАНТ. URL: http://www.garant.ru

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы»: распоряжение Правительства РФ от 15 декабря 2012 г. № 2396-р // СПС ГАРАНТ. URL: http://www.garant.ru

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы»: распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 г. № 2514-р // СПС ГАРАНТ. URL: http ://www. garant. ru

6. Эльдиева Т. М. Система государственного регулирования и поддержка АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2006. № 6.

7. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (с измен. и доп.)»: постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 // СПС ГАРАНТ. URL: http://www.garant.ru

8. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ. URL: http://minpromtorg.gov.ru

* * *

STATE SUPPORT PROGRAMS TO INVESTMENT PROJECTS, WHICH IMPLEMENTED IN THE RUSSIAN REGIONS

V. I. MENSHCHIKOVA, N. V. CHUPRIKOVA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *