Потребителями продукции машиностроения являются

Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно развитие отраслей машиностроения определяет уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России, а также отражает перспективы индустрии в мире в целом.
В свою очередь машиностроительный комплекс представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей машиностроения, специализирующихся на производстве средств транспорта, военной техники и оружия, средств производства и различных предметов потребления. Машиностроительный комплекс сложен по своей структуре и состоит более чем из 70 отраслей, которые выделяются в зависимости от назначения производимой продукции, но сходны по технологии и используемому сырью .
Необходимо отметить, что машиностроительный комплекс Оренбургской области — один из важнейших секторов экономики Оренбуржья. Доля его в структуре производства обрабатывающих отраслей Оренбургской области составляет 13%.
На предприятиях отрасли занято более 26,7 тыс. человек (26% от общей численности работающих в обрабатывающих отраслях и более 16% — от численности занятых в промышленности области), что оказывает существенное влияние на рынок труда региона .
Машиностроение занимает четвертое место по стоимости основных фондов. Машиностроительный комплекс оказывает существенное влияние на развитие других отраслей промышленности и экономики области. Предприятия машиностроения и металлообработки являются крупными потребителями продукции химической промышленности, металлургии, энергетики, транспорта и связи. Кадровые потребности предприятий отрасли обеспечивают многие учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования области.
Машиностроительная продукция Оренбуржья имеет широкую область применения: металлургическое оборудование (для черной и цветной металлургии), горнодобывающее, нефтегазохимическое, электротехническое оборудование, оборудование для стройиндустрии, сельского хозяйства, кузнечно-прессовые машины, бытовая техника и другая продукция.
Происходящие процессы структурной перестройки промышленности в направлении увеличения значимости обрабатывающих производств требуют освоения новых технологий, появления новых эффективных производств, что невозможно без динамичного развития машиностроения.
Финансово-экономические показатели машиностроительного комплекса приведены в табл.1.
С 2005 по 2007 гг. в машиностроительном комплексе отмечалось некоторое улучшение финансового состояния. В 2007 г. сальдированный финансовый результат составил 605,9 млн рублей при отрицательном значении в 2004 г. (-789,2 млн руб.) .
Таблица 1
Финансово-экономические показатели машиностроительного комплекса Оренбургской области
Сложная финансовая ситуация на предприятиях машиностроения и металлообработки при ограниченных возможностях использования кредитных средств не позволила реализовать многие из намеченных мероприятий по техническому перевооружению и модернизации производства в рамках областной целевой программы «Развитие машиностроительного комплекса Оренбургской области на 2008–2010 годы».

Отдельные предприятия отрасли приостановили реализацию инвестиционных программ. В большинстве случаев такой шаг обрекает предприятие на долгий период адаптации и восстановления прежних мощностей. Сравнивая с машиностроительным комплексом Свердловской области, важно отметить, что в случае с этим регионом произошли схожие изменения, в частности снизилось производство продукции машиностроения и металлообработки за аналогичный период (на 3,8%). Так как основными потребителями продукции предприятий машиностроения Свердловской области выступают добывающие предприятия, то это говорит о росте добычи и экспорта нефти, который не сопровождается соответствующим развитием геологоразведки, бурения и обновлением установленного оборудования. Среди основных поставщиков оборудования со Среднего Урала — Уралмаш, Уралтрансмаш, Уралвагонзавод, Уральский оптико-механический завод, Первоуральский новотрубный завод, ЗАО «Машиностроительный завод им. В.В. Воровского», Буланашский машиностроительный завод, Уральский компрессорный завод и др. Экономическое состояние заводов разное, проблемы у большинства общие. Это изношенность станочного парка, особенно металлорежущего, дефицит капитальных средств на реконструкцию, отсутствие инвестиций .
Но вместе с тем, на предприятиях машиностроения Свердловской области идет активное обновление производства. Основными источниками инвестиций являются собственные средства предприятий и заемные средства, полученные через финансово-кредитные учреждения. Причиной недостаточной привлекательности инвестиционных проектов предприятий машиностроения области для крупных инвесторов являются длительные сроки окупаемости вложений. Отсюда низкая рентабельность и высокий инвестиционный риск, отсутствие у предприятий машиностроения достойных, полноценных, грамотных инвестиционных проектов для крупных инвесторов. Машиностроительные предприятия на рынке банковских услуг столкнулись с отсутствием «длинных дешевых денег». Банковскую ставку в 12–15% можно считать нормальной для трехлетнего инвестиционного проекта, но для десятилетнего она убийственна. Эту проблему может решить создание венчурного фонда. Пока венчурное финансирование инвестиционных проектов в области практически отсутствует.
Возвращаясь к анализу развития машиностроения Оренбургской области, важно выделить основные проблемы:
1. Техническая и технологическая отсталость предприятий отрасли.
В отрасли остается высокий моральный и физический износ основных фондов, особенно их активной части. Степень износа основных фондов в большинстве предприятий достигает 45–50%, а на отдельных предприятиях доходит до 70–85%.
Коэффициент обновления составляет 9,0–9,5% в год, тогда как в зарубежных фирмах этот показатель в два раза выше;
2. Высокий уровень затрат на производство и реализацию продукции, низкая эффективность .
В большинстве предприятий по-прежнему высоки затраты на производство продукции (сырьевые, топливно-энергетические, трудовые), низкий уровень производительности труда, невысокая эффективность. При опережающем росте цен на сырье, услуги и продукцию естественных монополий — высокие затраты на производство и реализацию продукции (на 1 рубль продукции они составляют по отрасли 94–99 копеек) существенно ослабляют конкурентные позиции производителей машиностроительной продукции области;
3. Низкий уровень инвестиционной и инновационной деятельности в машиностроительной отрасли.
Недостаточный для модернизации и реструктуризации производства уровень инвестиций (5,4% от общего объема капитальных вложений, вкладываемых в основной капитал отраслей промышленности), невысокий уровень освоения прогрессивных технологий не позволяют увеличивать долю инновационной продукции на рынке, снизить зависимость от импорта продукции. Технологические инновации осуществляют только 32% предприятий машиностроения, затраты на них составляют 4,7% от затрат на эти цели в промышленности области. Доля отгруженной инновационной продукции предприятиями отрасли составляет 8,8% от общего объема отгруженной продукции, что существенно снижает конкурентоспособность машиностроительного комплекса;
4. Кадровая проблема.
Невысокая оплата труда работающих на машиностроительных предприятиях, а также низкие возможности предприятий в создании условий, необходимых для привлечения молодых высококвалифицированных специалистов и профессиональных рабочих кадров, препятствуют успешному решению кадровых вопросов. Кроме того, проблему обеспечения квалифицированными рабочими и специалистами усугубил финансовый кризис;
5. Недостаток собственных финансовых ресурсов.
Масштабы существующих проблем во многом обусловлены недостатком собственных финансовых средств предприятий машиностроительного комплекса, что связано с низкой инвестиционной привлекательностью, невысокой эффективностью их деятельности, ослаблением взаимодействия с финансово-кредитными организациями в кризисный период.
Необходимо отметить, что в настоящее время областная целевая программа «Модернизация машиностроительного комплекса Оренбургской области на 2011–2015 годы» разработана согласно принятому в Российской Федерации курсу на модернизацию и инновационный характер развития экономики страны, а также в соответствии со стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года.
Финансирование областных программ, направленных на развитие Оренбургской области в стратегической перспективе, охватывает 47 программ, которые затрагивают все аспекты жизни населения области, в том числе и машиностроительный комплекс. Всего на данные программы планируется выделить 39 483 835,8 тыс. рублей. На Областную целевую программу «Модернизация машиностроительного комплекса Оренбургской области на 2011–2015 годы» из данных средств выделяется 12 092 218,3 тыс. рублей, то есть 30,6% от общей суммы. Причем финансирование данной программы в перспективе планируется из двух источников:
● за счет областного бюджета и прочих источников — 1 290 900 тыс. рублей;
● из областного бюджета — 5 000 тыс. рублей.
При разработке Программы учитывались результаты реализации утвержденной ранее областной целевой программы «Развитие машиностроительного комплекса Оренбургской области на 2008–2010 годы», а также сложившаяся ситуация в отрасли в настоящий период.
Резюмируя все вышесказанное необходимо отметить, что на сегодняшний день машиностроительный комплекс Оренбургской области находится в состоянии выхода из кризиса, но пока, развиваясь низкими темпами, он не может обеспечить прогресс других отраслей. Происходит отставание в гражданском секторе машиностроения, низкие темпы обновления оборудования, а на устаревшем оборудовании нельзя создать конкурентоспособную технику.
Выход из создавшегося в машиностроении кризиса возможен только при реализации системных подходов, эффективном использовании интеллектуального потенциала с мобилизацией всех необходимых и возможных ресурсов государства, всего потенциала развития. Основными направлениями развития машиностроительной отрасли должны стать:
● повышение производственно-экономической эффективности на основе ускорения инновационного развития и реализации задач технологической модернизации и технического перевооружения;
● развитие наукоемких производств;
● повышение качества выпускаемой продукции, что позволит повысить конкурентоспособность, как на собственном, так и на мировом рынке.

В соответствии с перечисленными направлениями различают три вида специализации промышленного производства: предметную, подетальную и технологическую.

Предметная специализация включает предприятия, где сосредоточен выпуск определенной продукции, предназначенной для различных отраслей народного хозяйства. Предметом специализации может быть станок, самолет, трактор, автомобиль, обувь, телевизор и т.п.

Предметная специализация наиболее характерна для машиностроения и легкой промышленности. Углубление предметной специализации предусматривает экономически оправданную конкуренцию определенной номенклатуры товара на специализированных заводах. К ее недостатку следует отнести условия организации процесса изготовления продукции, которые в основном отражают процесс последовательного выполнения технологических операций по замкнутому циклу, т.е. от заготовительной до завершающей сборочной операции.

Такая организация специализированного производства экономически оправдана при крупносерийном и массовом типе производства, тогда имеется возможность использовать с максимальной отдачей высокопроизводительное специализированное оборудование. Предприятия предметной специализации имеют недостаточно технически оснащенные производственные подразделения, т.е. с большой долей универсальной малопроизводительной техники и малоэффективным кузнечпо-прессовым и литейным оборудованием.

Подетальная специализация — это самостоятельное производство отдельных деталей, узлов, агрегатов, которые в дальнейшем используются для комплектации готовой продукции.

Подетальная специализация предусматривает выпуск изделий, сходных в конструктивно-технологическом отношении, поэтому появляется реальная возможность организации крупносерийного или массового производства определенных номенклатурных позиций с привлечением высокопроизводительного оборудования, прогрессивной технологии и т.п. Широкое распространение подетальная специализация получила в отраслях, где готовая продукция может быть расчленена на агрегаты, узлы и детали. К таким отраслям относятся: машиностроение, обувная и мебельная промышленность и т.п.

Технологическая, или стадийная, специализация является наиболее эффективной формой специализации промышленного производства. Она предусматривает создание отдельных самостоятельных производств по выполнению отдельных стадий технологического процесса или операций. Примерами предприятий, специализирующихся по технологическому признаку, могут служить литейные и кузнечно-штамповочные заводы, предприятия по расфасовке сахара, табака, разливке молока и т.п. К недостаткам предметной специализации промышленного производства следует отнести экономически неоправданное рассредоточение производства однородной продукции, приводящее к дублированию выпуска однородной продукции и росту доли непрофильной продукции.

Слабое развитие подетальной и технологической специализации оказывает непосредственное влияние на снижение темпов углубления разделения труда и дальнейшего развития отраслевой и внутриотраслевой специализации.

Потребность в продукции общеотраслевого назначения, особенно общемашиностроительного, предопределяет экономическую целесообразность строительства специализированных предприятий по производству изделий межотраслевого назначения. Однако прямой зависимости между реальной потребностью и темпами развития подетальной и технологической специализации не наблюдается. В результате промышленные предприятия расширяют собственное производство продукции межотраслевого назначения, что экономически не оправдано в сравнении с производством таких изделий на специализированных предприятиях.

Внутризаводская специализация предусматривает развитие дальнейшего разделения труда на основе принципов, которые характерны для специализации производства.

Специализация производственных подразделений может быть предметной, технологической, подетальной.

Предметная специализация основывается на организации производственных подразделений по выпуску ограниченной номенклатуры готовой продукции по принципу ее изготовления. Данная форма наиболее эффективна для тех промышленных предприятий, где имеются узкоспециализированные производства при незначительных объемах одноименной продукции.

Технологическая специализация отражает производство отдельных составных элементов готовой продукции, классифицированной по принципу технологического подобия. К подразделениям промышленного предприятия, специализирующимся по технологическому принципу, могут быть отнесены цехи механической обработки, литейные, кузнечные и прочие подразделения основного и вспомогательного производств.

Подетальная специализация внутри предприятия — это создание специализированных цехов и участков по производству отдельных деталей изделий, включенных в номенклатуру выпускаемой продукции.

Е.А.. Балагурова, В.Н. Борисов, Т.Г.Орлова, К.Г. Почукаев

УЧЕТ ИННОВАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ В ПРОГНОЗНОАНАЛИТИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЯХ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Воспроизводственный процесс и технологии машиностроения. Суть современного воспроизводственного процесса в экономике заключается не только и не столько в воспроизведении базовой технологической структуры экономики, но в первую очередь в ее обновлении на базе новых, прогрессивных технологий. Эту функцию в экономике выполняет инновационное машиностроение1 2, производящее современную технику для новых технологий. При этом поток машинотехнической продукции для отраслей экономики образует технический компонент производственно-технологических систем. Другим компонентом выступают работники с их производственными навыками. Естественно, что потоку инновационной техники из машиностроения должен соответствовать технологически подготовленный персонал. Лишь в этом случае происходит технологическое обновление и повышение качества производства продукции потребителями продукции инновационного машиностроения.

Источниками производства и поставок (закупок) машинотехнической продукции являются отечественные и зарубежные машиностроительные предприятия и фирмы. При этом готовая продукция отечественного производства может быть в достаточно большой части укомплектована импортными узлами и деталями. В этом случае российская технологическая цепочка или полный инновационный цикл по выпуску готового

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 13-02-00245).

2 Под инновационным машиностроением нами понимается машиностроение, повышающее значение технологического мультипликатора в отраслях-потребителях его продукции.

изделия (поисковые исследования — НИР — ОКР — производство опытного образца — освоение в технологических переделах машиностроения и комплекса конструкционных материалов -освоение технологии потребителем) носит неполный характер. По ряду важных конкурентоспособных товаров (автомобилей, потребительских товаров, средств связи, самолетов) функцией российского производителя с 1990-х годов стала в основном сборка готового изделия из преимущественно импортных частей.

В принципе в такой ситуации нет ничего плохого (осуществляется международное разделение труда), но с точки зрения технологической безопасности необходимо тоже поставлять на мировой рынок инновационноемкую машиностроительную продукцию, обеспечивая взаимозависимость основных игроков на рынке воплощенных машиностроительных технологий. В противном случае отечественное машиностроение не будет полноценным игроком на внешнем и внутреннем рынках.

Таким образом, машиностроение в части обеспечения воспроизводственного процесса и технологической безопасности в экономике (наряду с технико-технологическим сопровождением ее функционирования) выполняет другую важнейшую функцию -производство инновационной с высокой долей добавленной стоимости продукции. При укорачивании технологических цепочек по выпуску готовой продукции, особенно при исключении из нее важнейших стадий полного инновационного цикла, эта функция российского машиностроения должным образом не выполняется.

Функции машиностроения в экономике дополняют друг друга, тогда как ресурсы производства (особенно первичные) могут быть направлены на реализацию любой из этих функций. Поэтому последние находятся между собой в определенном противоречии, разрешить которое посредством лишь рыночного механизма вряд ли реально. Необходимы ясные ориентиры направлений развития машиностроения.

Для машиностроения характерны высокие интенсивность и масштаб межотраслевых связей, сравнимые лишь с электроэнергетикой, отсюда возникает мультипликативный эффект во взаимосвязи машиностроения и его отраслей с отраслями экономики и промышленности, сферой конечного потребления.

Наряду с денежными мультипликационными эффектами можно и нужно оценивать эффекты от технологической диффузии со стороны важнейших субъектов машиностроения (особенно в ОПК) в другие производства промышленности, т.е. когда новые технологии, включая инновационные производственные компоненты и оборудование, превращаются в объект использования в других отраслях. Это повышает эффективность отраслей — потребителей технологий за счет новых технических характеристик, ресурсосбережения и т.п.3

Остановимся на конкретизации понятия технологии. Под технологией понимается способ производства. При этом разделяют скрытую технологию (dissembled technology) — ноу-хау производства товаров и услуг и воплощенную технологию (embodied technology), охватывающую машины, оборудования, сооружения, производственные системы в целом. В РФ Указом Президента РФ № 899 от 07.07.2011 г. утвержден Перечень критических технологий (27 направлений). Специалисты выделяют также понятия базовой, устаревшей и прогрессивной технологии. Они определяются скорее прагматично: устаревшая — почти или уже неконкурентоспособная; базовая — основа воплощенных технологий сегодняшнего дня, конкурентоспособная еще в течение какого-то времени; прогрессивная — скрытая технология, ставшая воплощенной, которая обеспечивает конкурентоспособность на более длительный срок по сравнению с базовыми. Прогрессивная технология обладает новыми, инновационными свойствами.

Из-за мультипликативного и акселерационного эффектов и своей инновационной функции машиностроение выступает в качестве генератора технологического развития национальной экономики, гаранта ее технологической безопасности. Рассматривать его вклад в ВВП лишь как одной из отраслей реального сектора экономики (строки в балансе) — неправильно и недальновидно, это может привести к потере конкурентоспособности экономики в целом.

Авторы много писали о технологиях с точки зрения набора машин и оборудования4. Однако очень важен человеческий компо-

3 О методах расчета технологического мультипликатора см. .

4 См., напрмер .

нент технологии. Причем сама воплощенная технология реализуется в рамках сложившейся структуры спроса на рабочую силу.

Рассмотрим структуру спроса на производственный персонал в отраслях машиностроения (табл. 1, 2)5. Очевидно, что наибольшим спросом пользуются рабочие специальности и инженерный персонал, особенно в производстве горно-добывающего оборудования, химического оборудования, станкостроения и металлургического машиностроения.

Таблица 1

Структура спроса на производственный персонал по отраслям машиностроения, %

Инженеры-конструкторы, инженеры-проекти- ровщики Инженеры-технологи Сотрудники ОТК Мастера участка Работники рабочих специальностей Наладчики и контролеры Специалисты обеспечивающих подразделений Прочие производственные специальности

Энергетическое машинострое- ние 11,8 10,5 3,9 0,0 39,5 5,3 7,9 21,0

Производство химического оборудования 9,3 4,7 7,0 0,0 51,2 2,3 4,7 21,0

Производство бурового оборудования 15,9 10,1 8,7 1,4 36,2 5,8 8,7 13,0

Металлургическое машинострое- ние 9,5 11,1 1,6 6,3 49,2 6,3 1,6 14,3

Горно-добывающее оборудование 7,3 4,9 0,0 2,4 65,9 7,3 0,0 12,2

Станкостроение 6,3 11,7 2,3 3,1 49,2 6,3 3,1 18,0

из него: кузнечно-прессовое оборудование 3,9 7,8 1,6 1,6 54,3 7,0 2,3 21,7

5 Таблицы рассчитаны по данным сайтов крупных машиностроительных предприятий о наличии вакансий по состоянию на III кв. 2013 г.

Общим для отраслей машиностроения является существенный дефицит научного, инженерного и конструкторского потенциала. Считается, что удельный вес научных работников и инженеров в общей численности занятых в отраслях машиностроения должен составлять 2-2,5%. Существующая структура спроса на эти специальности показывает, что машиностроительные производства недоукомлектованы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инженеров более всего не хватает в станкостроении — сердцевинной отрасли машиностроения, а также в энергетическом машиностроении и производстве бурового оборудования — отраслях, обеспечивающих воспроизводственный процесс и технологическую безопасность в наиболее конкурентоспособных секторах отечественной экономики. Данные по структуре спроса на рабочие специальности демонстрируют доминацию металлообработки с помощью металлорежущих станков как традиционных машиностроительных технологий (табл. 2).

Таблица 2

Структура спроса на рабочие специальности по отраслям машиностроения, %

Литейные III к 1 S со н О » Метало- резание Сварка •и | В 8, >8 о Й ю О

Энергетическое машиностроение Производство химического оборудо- 16,7 3,3 63,3 0,0 16,7

вания 13,6 9,1 59,1 13,6 4,5

Производство бурового оборудования 12,0 0,0 68,0 12,0 8,0

Металлургическое машиностроение 16,1 3,2 48,4 22,6 9,7

Горно-добывающее оборудование 7,4 3,7 44,4 18,5 25,9

Станкостроение 3,2 4,8 79,4 3,2 9,5

из него:

кузнечно-прессовое оборудование 7,1 5,7 58,6 4,3 24,3

Доли сварки и сборки в качестве технологий металлосбережения высоки лишь в производстве горно-добывающего оборудования и в металлургическом машиностроении. Отсюда, пусть и с поправкой на некоторую специфику обработанной информации, можно сделать вывод о несущественном прогрессе в

структуре технологий машиностроения по сравнению с началом 1990-х годов6.

Модернизационное и инерционное развитие. Модерниза-ционный и инерционный варианты развития рассмотрены в рамках вариантов, разработанных в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. Инерционный вариант развития машиностроения близок к аналогичному варианту МЭР РФ, насколько его можно было сконструировать из обобщенного прогноза промышленности, разработанного МЭР .

Основные количественные ориентиры прогнозных построений были основаны на следующих положениях.

В качестве первоочередных задач предусматривалось восстановление объема производственных мощностей, снижения издержек производства за счет существующих ресурсосберегающих технологий и достижение на этой основе ценовой конкурентоспособности продукции и производств машиностроения. Для этого необходим запуск механизма принуждения к инновациям и инвестициям. Это является категорическим императивом развития экономики, поскольку одной из главных причин незначительности продвижений в технологической модернизации является «бесперспективность сформировавшейся на начальных этапах перехода к рынку ресурсноэкспортной модели экономики» . Увеличению рентабельности производства в машиностроении при этом сможет способствовать оптимизация управленческих и коммерческих расходов. Соответствующий решению этой задачи временной промежуток можно охарактеризовать как этап инновационного обновления производственного аппарата.

Модернизация машиностроения возможна только на основе комплексного развития его науко- и инновационноемкого структурообразующего ядра и производств, являющихся потребителями металлообрабатывающего оборудования и средств автоматизации и контроля производства. Очевидно, что для развития машиностроительных производств необхо-

6 Дальнейшее изучение человеческого компонента машиностроительной технологии предполагается с использованием моделей, разработанных под руководством А.Г. Коровкина, в частности в .

дим устойчивый спрос по взаимосвязанным элементам «конечный спрос — машиностроение — станкостроение». В то же время машиностроение должно получать качественные металлопродукты и конструкционные материалы. Возможность этого показана в работе .

В России существуют условия для роста производства машиностроительной продукции, обеспеченные конечным спросом. В первую очередь это относится к связке «ОПК — станкостроение и отрасли его комплектующие». В работе показано, что «с 2011 г. темпы роста гособоронзаказа стабильно опережают все остальные компоненты спроса на высокотехнологичную продукцию». В ней же обосновано, что наукоемкий высокотехнологичный сектор экономики (во многом по составу совпадающий с инновационноемким машиностроением) способен к развитию. Также способна к развитию связка «ТЭК и энергетика -тяжелое и энергетическое машиностроение — станкостроение».

Реализация этих условий зависит от уровня импортозамещения машиностроительной продукции, причем импортозамещение может быть обеспечено только при значительном росте конкурентоспособности продукции и производств станкостроения.

Следующей задачей для машиностроения должно стать развитие на базе новых технологий. Этому соответствует этап формирования и функционирования инновационного машиностроения. Доля прогрессивных технологий должна возрасти в технологической структуре машиностроения до 40-45% по сравнению с 15-17% в настоящее время.

С этой задачей тесно связана и другая задача — достижение конкурентоспособности (не только ценовой, но и технологической) на внутреннем и внешнем рынках. Это этап доминации отечественного инновационного машиностроения на внутреннем и участия в качестве полноправного игрока на мировом рынке машиностроительных товаров и услуг в рамках полного инжинирингового цикла.

Модернизационный вариант. Для реализации модернизаци-онного варианта должны быть задействованы первые стадии отечественного полного инновационного цикла: поисковые исследования, НИР и ОКР, т.е. в полном соответствии с при-

оритетами инновационного развития, действующими в сфере обрабатывающей промышленности ЕС и США.7

Модернизационный вариант развития машиностроения формируется, исходя из условия развития потребителей инвестиционного оборудования, обеспечивающего модернизационный спрос (рис. 1). В рамках этого варианта предусматривается согласованное развитие связок станкостроения и машиностроения с ОПК, ТЭК и энергетикой. В этом случае значение технологического мультипликатора, по нашей предварительной оценке, может достичь значения 2,0.

Рис. 1. Характеристика взаимосвязей технологий в модернизационном варианте

Прогноз российского рынка машиностроительной продукции приведен на рис. 2. Временные промежутки 2015-2020, 2021-2025 и 2026-2030 годов соответствуют трем этапам развития машиностроения, описанным выше.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Прогноз динамики российского рынка продукции машиностроения (модернизационный вариант):

-о- выпуск; -□- импорт; -л- экспорт

Риски модернизационного варианта связаны с уровнем задействования механизма принуждения к инновациям и с согласованностью связок ОПК со станкостроением и станкостроения с ТЭК и энергетикой. Однако в этих рисках нет чего-либо неожиданного, и они минимизируются при согласованной управленческой работе.

Инерционный вариант. Инерционный вариант развития машиностроения схож с идеологией неинновационного развития, примата сырьевой модели в функционировании экономики. В общем в нем технологического пространства и ресурсов недостаточно для проведения политики развития. Из-за износа основного капитала и дефицита квалифицированных трудовых ресурсов усугубляются трудности с конкурентоспособностью. Теряются не только внешние, но и внутренние рынки машиностроительной продукции. Так, даже на ведущих заводах наблюдается (несмотря на нынешние удовлетворительные показатели рентабельности производства) крайне высокий удельный вес устаревшего оборудования (86-95%), что лишает эти предприятия перспектив развития.

Этот вариант демонстрирует табл. 3. Из нее видно, что для обеспечения хотя бы инерционного развития темпы роста импорта машиностроительной продукции должны многократно вырасти. В этом случае, ни о какой технологической независимости говорить не приходится.

Таблица 3

Динамика экспорта и импорта продукции машиностроения (инерционный вариант), %

Показатель 2011 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.

Темп роста экспорта 100 79,0 79,0 86,3 95,1

Темп роста импорта Удельный вес им- 100 100,1 218,6 326,4 424,0

порта на внутреннем рынке 53,2 53,7 70,5 75,0 75,5

Сравнение вариантов прогноза. Варианты прогноза построены, исходя из условия одинаковой направленности векторов развития отраслей реального сектора экономики (рис. 3). Таким образом, модернизационный вариант прогноза развития формируется, исходя из условия развития потребителей инвестиционного оборудования также по этому варианту.

%

а)

450 и 400 -350 -300 -250 -200 -150 -100 -50 -0 —

%

450 400 -350 -300 -250 -200 -150 -100 -50 -0

2011 2015 2020 2025 2030 ‘

в)

Рис. 3. Прогноз динамики производства (а), экспорта (б) и импорта (в) продукции машиностроения:

-о- модернизированный вариант; -□- инерционный вариант

Основным фактором роста импорта в начальном периоде будет недостаток прогрессивных производственных мощностей на российских предприятиях и, как следствие, низкая технологическая и ценовая конкурентоспособность. В долгосрочном периоде модернизационный вектор развития будет

2011 2015 2020 2025 2030 Год

б)

способствовать формированию структуры рынка, в которой импортная составляющая существенно снизится (рис. 6). Такая структура рынка отвечает нормам технологической безопасности, обеспечивает воспроизводство технико-технологического потенциала экономики и способствует формированию условий для развития научно-производственного потенциала.

%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011 2015 2020 2025

О

Год

Рис. 6. Удельный вес импорта продукции машиностроения на внутреннем рынке:

-о- модернизированный вариант; -□- инерционный вариант

При минимальных темпах обновления производственного аппарата в отраслях-потребителях доля импорта в средне- и долгосрочном периодах будет составлять 55-60%. При развитии отраслей-потребителей более высокими темпами импортное оборудование будет доминировать на российском рынке, и его доля едва ли будет составлять меньше 75-80%. Таким образом, инерционный вектор ведет к снижению востребованности российского инвестиционного оборудования, что неизбежно вызовет снижение объемов производства, соответствующее снижение инвестиционной активности и приведет к деградации отраслей машиностроения.

Факторы развития. Главное здесь — это разная степень участия полного инновационного цикла в РФ в функционировании машиностроения (рис. 7). В прогнозируемом периоде при разных векторах развития следует ожидать различного воздействия аналогичных факторов на функционирование отрасли (табл. 4).

Рис. 7. Степень задействования полного инновационного цикла

Таблица 4

Основные факторы, влияющие на развитие машиностроения

Факторы Вариант

модернизационный инерционный

Позитивные

мультипликативный спрос на инвести- + +

ционное оборудование

высокий уровень конкурентоспособности + —

потенциал импортозамещения + —

Негативные

снижение конкурентоспособности — +

рост спроса на импортное оборудование — +

Рост производства по обоим вариантам прогноза будет поддерживаться высоким спросом на инвестиционное оборудование, инициированным процессом масштабного обновления основных фондов в реальном секторе экономики.

Влияние фактора конкурентоспособности, способствующего расширению сегмента российского инвестиционного оборудования на внутреннем рынке, будет ощутимо только при модернизационном варианте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При инерционном варианте развития темпы обновления производственного аппарата не смогут обеспечить спрос внутреннего рынка инвестиционного оборудования ни по объему, ни по уровню конкурентоспособности. Поэтому, даже при инерционном росте спроса реального сектора на производственное оборудование, на протяжении всего прогнозируемого периода будет продолжаться монотонный рост доли импортной продукции на российском внутреннем рынке. Если прогнозируемые объемные показатели выпуска продукции и могли бы обеспечить примерно половину спроса внутреннего рынка, то по другим направлениям работы на рынке инвестиционного оборудования, например, по предоставлению льготных условий оплаты, конкурентоспособными окажутся лишь ведущие предприятия отрасли. При инерционном варианте можно ожидать снижения числа предприятий и существенного увеличения импортного оборудования на российском внутреннем рынке. Масштаб роста удельного веса импорта на российском рынке инвестиционного оборудования по инерционному варианту, главным образом, будет зависеть от вектора развития отраслей-потребителей.

Инновационно-технологическое обновление производственного аппарата отраслей реального сектора экономики и осуществление курса на модернизацию экономики создают предпосылки для интенсивного роста объемов производства в отраслях машиностроения. При должном уровне инвестирования этих отраслей будет иметь место мультипликативный эффект в смежных отраслях промышленности, прежде всего в металлургии. Емкость внутреннего рынка не ограничивает возможности роста ни в одной из отраслей машиностроения, так как в настоящее время потребность российских предприятий в инвестиционной технике в значительной степени обеспечивается импортным оборудованием. По некоторым видам оборудования доля импорта составляет до 70%. Поэтому российские производители имеют возможность значительно увеличить объемы производства за счет

импортозамещения. В самом деле, отечественная конкурентоспособная продукция должна иметь, по крайней мере, равные шансы по сравнению с зарубежными аналогами.

Лишь непрерывность процесса модернизации основного капитала отраслей-потребителей при постоянном потоке техники в них из машиностроения придаст устойчивость процессу модернизации экономики РФ в целом. При восстановлении значимости инновационного и инвестиционного факторов воспроизводства, укрупнении отечественных игроков, повышении значимости квалифицированных кадров нижнего и среднего звена можно реально ожидать укрепления и повышения устойчивости в развитии конкурентоспособности отраслей машиностроения.

Литература и информационные источники

1. Холмецкий К. Влияние межотраслевой диффузии технологий на экономический рост Республики Беларусь // Журнал международного права и международных отношений, 2006, №1.

5. Министерство экономического развития РФ. Прогнозы социальноэкономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики .

6. Комков Н.И. Комплексное прогнозирование научно-технологического развития: опыт и уроки //Проблемы прогнозирования, 2014, №2.

7. Буданов И.А. Перспективы повышения сбалансированности производства и использования материалов в России // Научные труды: ИНП РАН. М.: МАКС Пресс, 2013.

8. Фролов И.Э., Ганичев Н.А. Научно-технологический потенциал России на современном этапе: проблемы реализации и перспективы развития //Проблемы прогнозирования , 2014, № 1.

9. Почукаева О.В. Инновационно-технологическое развитие машиностроения / Отв. ред. Борисов В.Н. М.: МАКС Пресс. 2012.

УДК 338

ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Тебекин Алексей Васильевич,

д-р техн. наук, д-р экон. наук, профессор, Почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента, е-mail: abozrov@mail.ru, Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Рассмотрены известные подходы к определению проблем развития отечественного машиностроительного комплекса. Систематизированы основные проблемы эффективного развития отечественного машиностроения. Выделена, в качестве самостоятельной, проблема стратегического инновационного развития отечественных машиностроительных предприятий. На основе проведенного ретроспективного и текущего анализа определены основные составляющие проблемы стратегического инновационного развития предприятий отечественного машиностроения, включая: недостаточное внимание к развитию отрасли со стороны государства; высокий уровень мировой конкуренции в сфере машиностроения; ужесточение перманентных западных экономических санкций в отношении России; сокращение жизненного цикла подавляющего большинства типов товарной продукции; нацеленность отечественных предприятий машиностроения в большей степени на обслуживание и ремонт морально устаревшего оборудования; проблему отведения ведущей роли передовым, инновационным средствам производства в стратегии развития производственных предприятия; проблему проявления отечественными машиностроительными предприятиями высокой деловой активности; проблему динамического соответствия между инновационной составляющей стратегического развития предприятия и общей стратегией развития предприятий автотракторного машиностроения; проблему увеличения числа инновационных промышленных технологий, осложняющая проблему выбора рациональных управленческих решений при формировании стратегий инновационного развития предприятий машиностроения. Научная новизна результатов проведенных исследований заключается в разработке алгоритма решения проблем стратегического инновационного развития предприятий отечественного машиностроения. Ключевые слова: проблемы; стратегическое инновационное развитие; предприятия машиностроения; пути решения

Tebekin A.V.,

Keywords: problems, strategic innovative development, enterprises of mechanical engineering, solution

DOI 10.21777/2587-554X-2018-3-67-76

Введение

В условиях перехода от индустриальной экономики к постиндутриальной доля промышленного производства (производства материальной продукции) неизменно сокращается на фоне объемов производства услуг (производства нематериальной продукции).

В то же время необходимо отметить, что промышленное производство и в постиндутриальную эпоху продолжает оставаться ядром экономики.

Проблемы развития отечественного машиностроения, осложненные перманентным действием западных санкций, требуют поиска эффективных вариантов их решения.

В этой связи в данном исследовании была поставлена задача изучения проблем стратегического инновационного развития предприятий отечественного машиностроения и поиска потенциальных путей их решения.

Основное содержание исследований

Результаты обобщения изложенных в известных работах проблем развития предприятий отечественного машиностроения приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Результаты обобщения изложенных в известных работах проблем развития предприятий отечественного машиностроения

№ Проблема развития предприятий отечественного машиностроения Составляющие проблемы

1 Низкий уровень развития машиностроительного комплекса страны в целом Низкие темпы роста объемов производства (либо спад производства) в ведущих отраслях — потребителях машиностроительной продукции.

Нарушение технологических связей, выстроенных в период существования СССР

Недостаточный уровень загрузки мощностей (или простои) многих промышленных предприятий

Низкие темпы обновления машиностроительными предприятиями основных фондов

Низкие темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции промышленными предприятиями

2 Проблемы, обусловленные структурой и технологической отсталостью российской экономики В течение длительного времени предприятия отечественного машиностроения были ориентированы на оборонно-промышленный комплекс, и в последующем не ознаменовалось необходимым перепрофилированием предприятий отрасли

Структурные диспропорции (относительно мировых тенденций) в развитии базовых отраслей Ш-го, 1^го, ^го и У (таблица 2).

Таблица 2 — Перечень союзных машиностроительных министерств по состоянию на 1985 год

№ Название министерства Сокращение Период функционирования в указанном виде

1 Министерство машиностроения СССР Минмаш 1968-1989 гг.

2 Министерство машиностроения для животноводства и кормопроизводства СССР Минживмаш 1973-1987 гг.

3 Министерство машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов СССР Минлегпищемаш 1965-1988 гг.

4 Министерство общего машиностроения СССР Минобщемаш 1965-1991 гг.

5 Министерство среднего машиностроения СССР Минсредмаш 1965-1989 гг.

6 Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР Минстройдоркоммунмаш 1965-1989 гг.

7 Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР Минсельхозмаш 1965-1987 гг.

8 Министерство тяжелого и транспортного машиностроения СССР Минтяжмаш 1975-1987 гг.

9 Министерство химического и нефтяного машиностроения СССР Минхимнефтемаш 1965-1989 гг.

10 Министерство энергетического машиностроения СССР Минэнергомаш 1975-1987 гг.

В настоящее же время для управления всей отечественной промышленностью сегодня нет даже самостоятельного федерального министерства (есть объединенное Министерство промышленности и торговли Российской Федерации ), не говоря уже об отсутствии самостоятельных министерств по производству средств производства.

В то же время машиностроение как отрасль обрабатывающей промышленности, направленную на создание средств производства, машин и оборудования (таблица 3), являясь базой производства средств производства (рисунок 1), было и остается ядром промышленного производства.

Таблица 3 — Классификация машиностроения по отраслевым подгруппам

№ Название отраслевой подгруппы машиностроения Состав направлений отраслевой подгруппы машиностроения

1 Тяжелое машиностроение Производство: — горно-шахтного оборудования; — металлургического оборудования; — оборудования для генерации и передачи электрической энергии (энергетическое машиностроение); — подъёмно-транспортного оборудования и машин (подъёмно-транспортное машиностроение): вышки (подъёмники), грузоподъемные краны, конвейеры (машины непрерывной транспортировки), лифты, и др.; — тяжёлого кузнечнопрессового оборудования; — тяжёлых экскаваторов; — другого оборудования тяжелого машиностроения

2 Общее машиностроение — сельскохозяйственное машиностроение; — производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности (лесопромышленное машиностроение, нефтегазовое машиностроение; сельскохозяйственное машиностроение; строительное и коммунальное машиностроение); — транспортное машиностроение (авиационная промышленность; вагоностроение и железнодорожное машиностроение; ракетно-космическая промышленность; судостроение)

3 Среднее машиностроение — автомобилестроение; — промышленность бытовых приборов и машин; — разработка и производство технологического оборудования для лёгкой и пищевой промышленности; — робототехника; — станко-инструментальное машиностроение; — тракторостроение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Точное машиностроение — приборостроение; — радиотехническое и электронное машиностроение; — электротехническое машиностроение

5 Производство металлических изделий и заготовок Оборудование для производства: — массовых металлоизделий (метизов) — проволоки, канатов, гвоздей, крепежа; — ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры

6 Ремонт машин и оборудования — различные виды ремонта машин и оборудования; — модернизация средств производства, включая оснащение их средствами информатизации, автоматизации и т.д.

Рисунок 1 — Машиностроение как ядро промышленного производства и производства товаров, работ и услуг в целом

Во-вторых, необходимо отметить высокий уровень мировой конкуренции в сфере машиностроения, где выделяются такие страны как США, Канада, Япония, КНР, Индия, Южная Корея, Германия, Великобритания, Италия, Франция, Бразилия.

При этом основными отраслями производства, которые обслуживает сфера машиностроения являются: автомобилестроение, средства железнодорожного сообщения, сельскохозяйственное производство, станкостроение, судостроение и электроника.

В-третьих, ужесточение перманентных западных санкций в отношении России усугубило в национальной экономике положение с продукцией машиностроения, доля импорта которой в различных отраслях российской экономики колеблется от 60% до 90%.

При этом, согласно данным Федеральной таможенной службы импорт машиностроительной продукции в Россию в 2017 году вырос по сравнению с 2016 годом на 29% .

Структура сегментов роста импорт машиностроительной продукции в Россию в 2017 году представлена на рисунке 2.

50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

Суда и плавсредства Наземный транспорт Механическо е оборудование Электрообору дование Авиатехника

■ Ряд1 43% 36% 28% 24% 20%

Рисунок 2 — Рост импорта машиностроительной продукции в РФ в 2017 году

В-четвертых, сокращение жизненного цикла подавляющего большинства типов товарной продукции делает проблему инновационного технологического переоснащения предприятий машиностроения еще более острой.

С одной стороны, ускорение процессов технологического развития производства требует обновления средств производства с учетом их не только и не столько физического износа, сколько с учетом растущего морального устаревания.

С другой стороны, недостаток собственных средств многих предприятий в сочетании с высокой стоимостью заемных средств приводит к тому, что обновление средств производства зачастую носит фрагментарный, несистемный, а в ряде случаев и формальный характер. В этих условиях уровень не только морального старения, но и физического износа машин и оборудования очень высок, и во многих случаях растет.

В-пятых, отечественные предприятия машиностроения зачастую нацелены на обслуживание и ремонт моральное устаревшего оборудование, а не на производство нового, перспективного, инновационного оборудования. Осуществляемая же модернизация морально устаревшего оборудования не позволяет сегодня сократить отрыв от мировых лидеров в машиностроительной отрасли.

В-шестых, в отечественной промышленности сохраняется проблема отведения ведущей роли передовым, инновационным средствам производства в стратегии развития производственных предприятий.

Так в стратегиях развития предприятий, осуществляющих производство машин и оборудования, только каждое восьмое предприятие осуществляет технологические инновации (рисунок 3).

Рисунок 3 — Инновационная активность предприятий, осуществляющих производство машин и оборудования в 2016 году

При этом формирование и реализация инновационной политики для обеспечения в перспективе международной конкурентоспособности предприятий машиностроения до настоящего времени не приобрело форму необходимой и первоочередной стратегической цели.

В-седьмых, эффективному развитию отечественных предприятий машиностроения, согласно данным Росстата , препятствуют такие проблемы проявления высокой деловой активности как:

— неопределенность экономической ситуации — 55%;

— недостаточный спрос на внутреннем рынке — 53%;

— высокий уровень налогообложения — 40%;

— недостаток финансовых средств — 37%;

— недостаточный спрос на внешнем рынке — 24%;

— недостаток квалифицированных рабочих — 20%;

— конкурирующий импорт — 19%;

— изношенность или отсутствие оборудования — 18%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-восьмых, при реализации стратегического инновационного развития предприятий машиностроения сохраняется проблема динамического соответствия между инновационной составляющей

стратегического развития предприятия и общей стратегией развития предприятий автотракторного машиностроения. Наличие динамического несоответствия инновационной и общей стратегий развития предприятий машиностроения приводит к запаздыванию внедрения новейших продуктовых и технологических достижений. Это также является проблемой, поскольку приводит к отставанию отечественных машиностроительных предприятий и потере их конкурентоспособности.

В-девятых, увеличение числа инновационных промышленных технологий осложняет проблему выбора рациональных управленческих решений при формировании стратегий инновационного развития предприятий машиностроения. При этом увеличиваются риски возможных потерь при неверном выборе направления развития инновационных промышленных технологий. Все это требует решения проблемы планирования инновационного развития промышленных технологий на отечественных машиностроительных предприятиях.

В целом проведенные исследования проблем стратегического инновационного развития предприятий отечественного машиностроения позволили разработать алгоритм их решения, представленный на рисунке 4.

Комплексный анализ состояния машиностроения в России

г

Анализ сложившихся подходов к осуществлению инновационной деятельности на предприятиях машиностроения

Анализ сложившейся системы управления

Анализ форм осуществления инновационной деятельности

Анализ источников финансирования инновационной деятельности

Анализ факторов, определяющих эффективность инновационного развития предприятий машиностроения

Г

Анализ внешних факторов

Анализ взаимосвязи внешних и внутренних факторов

Анализ внутренних факторов

Анализ инновационного потенциала стратегического развития предприятий машиностроения

Разработка целевой функции эффективности стратегического инновационного развития предприятий машиностроения

Разработка целевой функции эффективности стратегического инновационного развития предприятий машиностроения

Исследования источников интенсификации и перспективных направлений стратегического инновационного развития предприятий машиностроения

База данных технологий стратегического инновационного развития предприятий

Синтез рациональной технологии стратегического инновационного развития предприятий машиностроения

л а аа о л н

н «

а а о И

Разработка и внедрение методических рекомендаций по реализации стратегии инновационного развития предприятий

машиностроения

Рисунок 4 — Алгоритм решения проблем стратегического инновационного развития предприятий машиностроения

Выводы

Проведенные исследования показали, что основными составляющими проблемы стратегического инновационного развития предприятий отечественного машиностроения являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— недостаточное внимание к развитию этой отрасли (и промышленности в целом) со стороны государства;

— высокий уровень мировой конкуренции в сфере машиностроения, где выделяются такие страны как США, Канада, Япония, КНР, Индия, Южная Корея, Германия, Великобритания, Италия, Франция, Бразилия;

— ужесточение перманентных экономических западных санкций в отношении России, усугубившее положение с продукцией машиностроения, доля импорта которой в различных отраслях российской экономики колеблется от 60% до 90%;

— сокращение жизненного цикла подавляющего большинства типов товарной продукции, что делает проблему инновационного технологического переоснащения предприятий машиностроения еще более острой;

— нацеленность отечественных предприятий машиностроения в большей степени на обслуживание и ремонт морально устаревшего оборудование, а не на производство нового, перспективного, инновационного оборудования;

— проблема отведения ведущей роли передовым, инновационным средствам производства в стратегии развития производственных предприятий;

— проблемы проявления высокой деловой активности (включая: неопределенность экономической ситуации; недостаточный спрос на внутреннем рынке; высокий уровень налогообложения; недостаток финансовых средств и др.);

— проблема динамического соответствия между инновационной составляющей стратегического развития предприятия и общей стратегией развития предприятий автотракторного машиностроения;

— проблема увеличения числа инновационных промышленных технологий, осложняющая проблему выбора рациональных управленческих решений при формировании стратегий инновационного развития предприятий машиностроения.

Разработан алгоритм решения проблем стратегического инновационного развития предприятий отечественного машиностроения, включающий:

— аналитический блок, направленный на анализ инновационного потенциала стратегического развития предприятий машиностроения;

— синтетический блок, направленный на формирование рациональной технологии стратегического инновационного развития предприятий машиностроения;

— научно-практический блок, направленный на разработку комплекса методических рекомендаций по реализации стратегии инновационного развития предприятий автотракторного машиностроения.

Предложенный алгоритм решения проблем стратегического инновационного развития предприятий машиностроения позволяет реализовать план преодоления этих проблем для отечественных машиностроительных предприятий.

Список литературы

1. Мельников А.Е. Проблемы развития машиностроения в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2015. — № 11.

3. КондратьевВ.Б. Глобальный рынок машиностроения. // Главный механик. — 2014. — № 1. — С. 13-27.

5. Сайфиева С.Н., Ермилина Д.А. Проблемы развития российского машиностроения. Тезисы доклада на Девятом всероссийском симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий». — М.: ЦЭМИ РАН. Апрель 2008. — С. 153-155.

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Cnиcoк_министерcтв_CCCP (дата обращения: 05.07.2018).

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Министерство_промышленности_и_торговли_Российской_Федерации (дата обращения: 07.07.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kondrat’ev V.B. Global’nyj rynok mashinostroeniya. // Glavnyj mekhanik. — 2014. — № 1. — S. 13-27.

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Cnicok_ministerctv_CCCP (data obrashcheniya: 05.07.2018).

В Тюмени передано в суд уголовное дело об уклонении от уплаты налогов. Генеральному директору ООО «Базовое машиностроение» инкриминируют совершение преступления, предусмотренного п. б ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, совершенное в особо крупном размере). По версии следствия он не доплатил налогов на общую сумму свыше 36 млн рублей.

Напомним, согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость на налоговые вычеты. Вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и иных документов.

Следователи выяснили, что генеральный директор коммерческой организации передал своему главному бухгалтеру 3 счета-фактуры о разработке конструкторской документации и 5 актов сдачи-приёма научно-технической продукции. Главный бухгалтер, не зная о подложности документов, отразила их в бухгалтерском учете и в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль. Это позволило организации в 2013-2014 годах уклониться от уплаты НДС и налога на прибыль в сумме более 36 млн рублей.

В прокуратуре Тюменской области сообщили, что материалы уголовного дела направлены в Калининский районный суд г.Тюмени для рассмотрения по существу. Бизнесмену грозит крупный штраф и лишение свободы.

Для сведения: санкция ч. 2 ст. 199 УК РФ предусматривает следующие виды наказаний: штраф в размере от 200 до 500 тыс. рублей, принудительные работы на срок до 5 лет, лишение свободы на срок до 6 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *