Пожарный аудит

Содержание

Цели пожарного аудита

Аудит пожарной безопасности объекта нацелен на:

  • выявление недочетов, нарушений, несоответствий нормам пожарной безопасности зданий;
  • оценку риска возникновения пожара на объекте;
  • разработку комплекса мероприятий по устранению расхождений с нормативами;
  • повышение эффективности противопожарной защиты объекта.

Польза пожарного аудита для Вас

Как известно, контрольные проверки, неожиданно проводимые органами противопожарной службы России, за выявление нарушений противопожарным требованиям могут предъявить весьма существенные штрафы. Именно пожарный аудит является мерой предотвращения подобных санкций.

Суть состоит в том, что в результате независимой аудиторской оценки собственник получает сертификат, согласно которому объект пожаробезопасен. При выявлении каких-либо нарушений на объекте, касающихся либо организационных моментов, либо технического обеспечения, собственник будет иметь возможность устранить недочеты и получить положительное заключение.

Основные выгоды пожарного аудита:

  1. За счет того, что выданное заключение по ПА проходит регистрацию в соответствующих пожарных органах, объект исключается из плановых инспекций Госпожнадзора на довольно продолжительный срок (3 года).
  2. Заказчик имеет на руках полную картину состояния объекта относительно его пожаробезопасности.
  3. В случае наличия расхождений противопожарного обеспечения здания с нормативами собственнику предоставляются конкретные, максимально приемлемые и эффективные варианты устранения недочетов.
  4. Экономическая выгода, которая состоит из снижения физических и финансовых рисков, связанных с вероятным пожаром и проверками надзорной службы, а также из исключения ненужных затрат на противопожарную защиту здания.

Объекты пожарного аудита

Решение проводить или не проводить пожарный аудит объекта собственности владелец чаще всего принимает самостоятельно, руководствуясь собственными потребностями. Однако, в некоторых ситуациях ПА обязателен:

  • Во-первых, это касается тех объектов защиты, на которых имеет место отклонение от норм и требований по пожарной безопасности
  • Во-вторых, пожарный аудит необходим в случае составления деклараций – пожарной или промышленной безопасности
  • В-третьих, аудиторское заключение требуется для объектов защиты, в разделе по противопожарным мероприятиям которых необходимо отступить от нормативных документов по ПБ (например, для особых архитектурных объектов с целью недопущения снижения их декоративной ценности и т. д.).

Этапы независимого пожарного аудита

Пожаудит проходит следующим образом:

  • первым делом, специалист собирает и анализирует все имеющиеся у заказчика документы по пожарной безопасности объекта защиты;
  • далее производится тщательное обследование объекта относительно наличия и полноты противопожарного обеспечения, включая конструктивные, объемно-планировочные и организационные решения; в ходе работы регистрируются все параметры вероятностных рисков возникновения пожара;
  • расчеты пожарных рисков, дополнительные исследования, испытания и измерения, если это требуется для данного объекта в соответствии с Техрегламентом о требованиях ПБ;
  • разработка мероприятий по ликвидации нарушений, в случае наличия таковых, и выдача заключения;
  • регистрация заключения в пожарных органах.

Нашей компанией предлагаются услуги в области ПА:

  • любые консультации, касающиеся противопожарного обеспечения объекта;
  • выезд специалиста на объект для проведения осмотра на предмет соответствия конструктивных, планировочных и прочих решений нормам ПБ;
  • проверка соблюдения организационных мероприятий по ПБ;
  • независимая оценка пожарных рисков;
  • содействие при составлении пожарной декларации;
  • предоставление рекомендаций по оптимизации противопожарного обеспечения либо устранению недочетов.

Пожарный аудит

Аудит

Виды аудита

Внутренний аудит
Внешний аудит
Налоговый аудит
Экологический аудит
Социальный аудит
Пожарный аудит
Due diligence

Основные понятия

Аудитор
Материальность • Риск • Документация
Аудиторский отчёт
ISA / ПСАД

Бухгалтерский учёт с точки зрения аудита

Финансовая отчётность
Отчёт о прибылях и убытках
Допущение о непрерывности деятельности

Финансовый контроль

Большая четвёрка

Deloitte Touche Tohmatsu
Ernst & Young
KPMG
PricewaterhouseCoopers

Шаблон: просмотр • обсуждение • править

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — форма оценки соответствия, которая проводится третьим лицом (независимым от проектировщика и собственника здания). Для оценки соответствия привлекается экспертная организация, осуществляющая деятельность в области оценки пожарного риска. Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации Устанавливается МЧС России.

С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»,который вводит совершенно новый механизм контроля и надзора за пожарной безопасностью на объектах защиты. В нем объединены многочисленные требования пожарной безопасности, действующие в России до этого. Согласно Закону, каждый объект защиты (здание, сооружение, технологические установки, оборудование и т. п.) должен иметь Систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую заданным нормам пожарного риска. Независимую оценку пожарного риска(аудит пожарной безопасности) могут осуществлять аккредитованные при МЧС экспертные организации.

В случае установления соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности, путём независимой оценки пожарного риска, собственник получает Заключение о независимой оценке пожарного риска на срок не более 3 лет.

Порядок проведения пожарного аудита

а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;

б) пожарно-техническое обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, — проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», — расчетов по оценке пожарного риска;

г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности. Результаты проведения пожарного аудита оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска, направляемого собственнику.

Правила оформления аудиторского заключения

В заключении указываются:

а) наименование и адрес экспертной организации;

б) дата и номер договора, в соответствии с которым проведен пожарный аудит;

в) реквизиты собственника;

г) описание объекта защиты, в отношении которого проводился пожарный аудит;

д) фамилии, имена и отчества лиц (должностных лиц), участвовавших в проведении независимой оценки пожарного риска;

е) результаты проведения пожарного аудита, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных подпунктами «а» — «в» пункта 4 настоящих правил;

ж) вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения — рекомендации о принятии мер, предусмотренных подпунктом «г» пункта 4 настоящих Правил.

Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, утверждается руководителем и скрепляется печатью.

В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения.

Экспертная организация не может проводить пожарный аудит если:

а) на этом объекте организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;

б) объект принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.

> Примечания

  1. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Статья 144

Чем полезен собственнику аудит пожарной безопасности?

Собственнику выгодно выбрать проведение пожарного аудита по следующим причинам:

  • получение полной и комплексной информации об уровне пожарной безопасности;
  • получение плана устранения нарушений и недостатков (в случае их обнаружения);
  • снятие с контроля в Госпожарнадзоре России при получении позитивного пожарного Заключения;
  • гарантия получения страховых выплат в случае пожара;
  • разделение ответственности за состояние проверенного объекта с проверяющей организацией в случае пожара;
  • экономия финансов благодаря сниженной тарифной ставке для предприятия;
  • экономия средств, выделенных на противопожарные системы, путем расчета возможных рисков;
  • профессиональная и качественная консультация, рекомендации по установке и эксплуатации систем безопасности;
  • три года спокойной жизни без плановых проверок Госпожарнадзора.

Таким образом, получая точную и компетентную информацию от организации-аудитора, собственник может планировать дальнейшую программу действий на своем предприятии, экономно и продуманно исправлять и улучшать уровень пожарной безопасности, сократить расходы и оптимизировать затраты на установку и эксплуатацию противопожарных систем.

Соответственно, если собственник не заказал независимую оценку рисков, он, как минимум, не знает реальной ситуации на своем предприятии, а значит опасно рискует. Кроме того, без пожарного заключения независимой экспертной организации можно начинать готовиться к проверкам со стороны менее лояльного Госпожарнадзора.

Отличия визита инспектора от аудита пожарной безопасности

Невозможно не отметить, что пожарный аудит имеет ряд преимущественных отличий по сравнению с проверкой Госпожарнадзора:

  • Инспектор по пожарной безопасности

    организация-аудитор нацелена на качественную, объективную работу с персональным подходом к каждому заказчику, то есть работа не за страх, а за совесть. Мотивация очень простая – аудиторы вынуждены работать качественно, чтобы не потерять аккредитацию в МЧС России;

  • в отличие от государственного инспектора, эксперт-аудитор выполняет свою работу в рамках и в сроки, установленные договором с заказчиком. При заключении договора, конечно, учитываются все характеристики объекта;
  • надзорная деятельность инспекторов Госпожарнадзора зачастую носит плановый характер с элементами сезонности, и что бы не делал собственник, нарушения все равно будут. Аудиторы же, наоборот, своей работой весьма облегчают и улучшают экономику заказчика и его объекта собственности, дают конкретные консультации, направленные на улучшение и оптимизацию уровня пожарной безопасности;
  • аудитор оценивает пожарный риск объекта, находит нарушения, рекомендует способы их устранения и контролирует этот процесс. Проверяющий инспектор только находит нарушения, но как их экономно и главное правильно ликвидировать – уже дело проверяемого собственника;
  • у организации, занимающейся пожарным аудитом, нет полномочий для привлечения собственника к административной ответственности за выявленные нарушения. Напротив, инспектор Госпожарнадзора быстро и просто выпишет штраф. Или, при определенных условиях, не выпишет, но здесь уже может встать вопрос о коррупции.

Аудиторская проверка позволяет проверить состояние предприятия, что минимизирует риск появления серьезного наказания со стороны проверяющих органов.

Чтоб выбрать фирму для проведения налогового аудита, внимательно изучите эту статью.

Проведение аудита сайта поможет вашему бизнесу быстро рвануть вверх. Прочтите всю информацию .

Пожарный аудит и независимая оценка риска – отличия

Оценка пожарного риска может быть составляющей пожарного аудита, но также может производиться отдельно:

  • в случае выявленных отклонений от установленных законом требований;
  • для проектной документации массовых собраний;
  • при разработке и согласовании технической документации.

Пожарный риск – это характеристика возможного возникновения пожарной опасности и ее последствий как для людей, так и для материального имущества.

Выделяют три его вида:

  • допустимый – значения нормативно закреплены в соответствующих документах;
  • индивидуальный – последствием пожара может быть гибель человека;
  • социальный – в результате пожара может погибнуть несколько людей.

Расчет пожарного риска заключается в обследовании и фиксации фактов без дальнейших консультаций по устранению недостатков и отклонений от нормы. Оценка пожарного риска происходит по определенным методикам, устанавливаемым государством, в выводах указывается соотношение значений индивидуального пожарного риска и нормативного. Расчет риска может быть оформлен и как приложение к заключению пожарного аудита.

Этапы проведения пожарного аудит

Пожарный аудит начинается с принятия собственником решения о необходимости проведения аудита.
Следующий шаг – выбор организации, которая этим займется. Фирма-аудитор, в свою очередь, рассматривает заявку заказчика. Если клиент и исполнитель устраивают друг друга, между ними заключается гражданско-правовой договор на выполнение соответствующих работ.

Требования пожарной безопасности

Потом фирма-исполнитель детально прорабатывает программу дальнейших действий, формирует экспертную группу. Возможен предварительный выезд на объект для более объективной и адекватной оценки.

Один из наиболее важных этапов – анализ документации. Сюда, в первую очередь, относится анализ нормативной базы, условий пожарной безопасности для конкретного типа объекта, анализ организационно-распорядительных и разрешительных документов. Кроме того, анализируются документы предыдущих проверок и обследований объекта (предписания, протоколы, акты, заключения).

Следующий этап основной – проверка пожарно-технического состояния объекта. В ходе данного обследования проверяется территория, системы отопления, водоснабжения и вентиляции, систем пожаротушения, сигнализации и оповещения, эвакуационные пути и выходы, средства индивидуальной защиты и первичные средства борьбы с пожаром и многое другое. В результате такой проверки эксперты составляют мнение об уровне пожарной безопасности на объекте, выявляют нарушения соответствий, моделируют ситуацию на объекте при пожаре. Также учитывается человеческий фактор – анализируется подготовка персонала, программа их действий при возможном пожаре.

Если необходимо, фирма-аудитор проводит дополнительные экспертизы и исследования, чтобы получить максимально точную картину состояния объекта. Для проведения таких расчетов и экспертиз могут привлекаться различные специалисты – как собственные, так и государственные, например, испытательной пожарной лаборатории Министерства чрезвычайных ситуаций.

В результате проведенного аудита экспертная организация предоставляет заказчику общий вывод по состоянию объекта, соответствию нормативным требованиям, дает рекомендации по повышению безопасности, исправлению обнаруженных в ходе обследования недостатков и нарушений. Заключительный этап аудита – это оформление и выдача заказчику пожарного заключения.

Подготовка и выдача пожарного заключения

Пожарное заключение подготавливается на основе данных проверки и оценки рисков обследуемого объекта в том случае, если пожарный риск имеет допустимый уровень и отсутствуют нарушения, потенциально опасные в случае возникновения пожара.

Проверка предприятия инспектором

В противном случае оформляется вывод о невыполнении условий соблюдения требований пожарной безопасности. Экспертная организация, проводящая обследование, составляет заказчику программу с комплексом мероприятий по устранению нарушений и сроками их выполнения. По итогам такой «работы над ошибками» подготавливается заключение с выводами по выполненным условиям соответствия.

В заключении должны быть такие пункты:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 333-58-23
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

  • реквизиты сторон-участников пожарного аудита;
  • реквизиты договора;
  • описание проверяемого объекта;
  • данные об экспертах;
  • результаты аудита;
  • выводы о соответствии либо, в случае выявленных нарушений и несоответствий, план по их устранению, который согласовывается с собственником.

Заключение изготавливается в трех экземплярах, подписывается проводившими проверку экспертами, руководителем и скрепляется печатью организации. В течение 5 рабочих дней после этого один экземпляр направляется собственнику, а второй – для регистрации в УНД ГУ МЧС России соответствующего региона. Еще один экземпляр остается у фирмы, проводившей пожарный аудит.

Что такое аудит по пожарной безопасности: общая информация

Аудит по пожарной безопасности представляет собой комплекс процедур по оценке соответствия конкретного объекта требованиям пожарной безопасности.

Оценивание является независимым, т. е. проводится не собственником и не проектировщиком объекта, а третьим лицом. Им выступает соответствующий субъект предпринимательства – аккредитованная аудиторская фирма, сотрудники которой имеют подходящую квалификацию.

Важность независимого аудита по пожарной безопасности

Для чего же нужен независимый аудит по пожарной безопасности, если расчет пожарных рисков может выполнить сам собственник объекта, а регулярные проверки по противопожарному оснащению и соблюдению противопожарных норм проводит государственный орган пожарного надзора (госпожнадзор)?

Внедрение независимого аудита обусловлено, главным образом, резким увеличением количества предприятий малого и среднего бизнеса. Нагрузка на госпожнадзор составляет более 3 млн. объектов, а на одного инспектора ПБ приходится около 250-ти предприятий и организаций. С учетом того, что собственник объекта, как правило, любыми способами старается избегать проверок и штрафов, всё это не очень благоприятно сказывается на качестве противопожарного обслуживания и безопасности объектов защиты.

Таким образом, частичная передача надзорных полномочий независимым экспертным организациям позволит сделать противопожарное обеспечение объектов защиты более надежным и эффективным.

Кто проводит аудит по пожарной безопасности

Независимую оценку пожарных рисков (НОР) или аудит ПБ имеют право проводить только специальные экспертные организации, прошедшие процедуру официального подтверждения в МЧС.

НОР осуществляется после заключения договора между собственником и аудиторской компанией.

Аудиторская компания не имеет права оценивать соответствие объекта требованиям ПБ в 2-х случаях:

  1. Если на этом объекте данной компанией уже выполнялись другие работы в области ПБ.
  2. Если объект принадлежит данной аудиторской компании.

Цели аудита пожарной безопасности

Независимая оценка пожарных рисков выполняется с такими целями:

  • улучшение уровня пожарной безопасности объекта;
  • поиск наилучших вариантов обеспечения ПБ;
  • повышение уровня ответственности собственника за ПБ объекта;
  • снижение административных барьеров.

Содержание и результат аудита по пожарной безопасности

Работы по НОР выполняются в следующей последовательности:

  • рассмотрение документов, которые характеризуют пожарную опасность здания;
  • обследование объекта с целью получения информации о том, в какой мере выполняются требования ПБ; определение возможностей для возникновения пожара и путей дальнейшего его распространения;
  • при необходимости испытания, расчеты и экспертизы для оценки пожарного риска;
  • подготовка результатов работы с акцентом на соответствие / несоответствие объекта требованиям пожарной безопасности.

Окончательный отчет эксперт готовит в виде официального заключения, в котором кроме общей информации об аудиторской компании и объекте защиты, представлены итоги пожарного аудита. В случае, если на объекте не выполняются необходимые требования ПБ, аудитор подготовит рекомендации для собственника.

Копия заключения направляется в МЧС РФ не позже, чем через 5 дней после проведения аудита.

Кто проводит пожарный аудит

Осуществляет проверку пожарной безопасности независимая сторонняя организация, специализирующаяся на подобного вида аудитах или специальная подведомственная структура.

На крупных предприятиях с высокими рисками возникновения пожара порой создаются свои проверяющие структуры. Однако, в большинстве случаев требуется именно независимая оценка сторонней компанией.

Пожарный аудит вправе осуществлять исключительно оценочные компании, аккредитованные при МЧС России.

По законам РФ оценка пожарной безопасности организуется на добровольной основе самими предпринимателями. В некотором роде она выступает альтернативой проверке государственной пожарной инспекцией, так как на время действия заключения аудита (а срок этот три года) проверенный объект освобождается от плановых инспекций Госпожарнадзора.

Преимущества независимого аудита пожарной безопасности:

  1. Вы сами, на основании договора с оценочной компанией, оплачиваете проверку, что обеспечивает ее независимость. Защита от коррупции в государственных проверках, к сожалению, практически отсутствует.
  2. Оценочная компания дорожит своей аккредитацией, а значит будет прилагать максимальные усилия для качественной и независимой экспертизы. Достаточно знать, что на протяжении всего времени действия заключения аудиторская организация несет ответственность за проверенный объект.
  3. Проверка выполняется в оговоренные в договоре сроки.
  4. Проверяющий, с которым заключен договор о независимом аудите, не будет наказывать, он будет только давать советы и направлять клиента.
  5. Вы получите достоверный и подробный отчет, по которому сможете сформировать индивидуальное представление о пожарной безопасности на своем предприятии и существующих проблемах.
  6. Снижается вероятность возникновения пожара и уменьшается ущерб при его возникновении — выполнение всех советов специалистов действительно поможет обезопасить предприятие и его сотрудников.

Что проверяет пожарный аудит

В ходе аудита проверяется пожарная безопасность объекта.

Для этого проводятся следующие мероприятия:

1. Анализ документов. Аудиторы проверяют правильность оформления стандартного пакета документов, который проверяется также государственной пожарной инспекцией. Если будут обнаружены ошибки, специалист подскажет, как их устранить. Всего в перечне около тридцати документов.

Вспомним основные из них:

  • инструкции о мерах пожарной безопасности;
  • журналы проведения инструктажа;
  • декларация пожарной безопасности;
  • приказы о назначении ответственных лиц;
  • планы эвакуации;
  • акты проверки систем противопожарной защиты и др.

2. Обследование территории объекта и состояния противопожарного оборудования. На этом этапе анализируются возможности возникновения возгорания, а также его гипотетическое воздействие на людей.

Проверяются:

  • территория;
  • отопительные системы и вентиляция;
  • пожарная сигнализация;
  • средства индивидуальной защиты и инструменты борьбы с огнем;
  • пути эвакуации.

3. Проведение экспертиз и испытаний (при необходимости).

4. Формирование отчета. Составляется в четырех экземплярах, обязательно заверяется подписями всех участников экспертной комиссии, директора оценочной компании, печатью. Не позднее чем через пять дней копию такого отчета аудитор отправит в территориальное подразделение МЧС.

5. Создание плана дальнейших действий. В случае если были выявлены какие-либо ошибки, специалисты помогут разработать план по их исправлению.

Этапы проведения аудита пожарной безопасности

Мы уже выяснили, какие аспекты работы предприятия проверяет пожарный аудит, когда он необходим и в чем его преимущества.

Если вы решили проверить свое предприятие, вам придется выполнить следующие шаги:

1. Выбрать организацию, предоставляющую необходимые услуги.

Рынок независимых оценочных компаний широк, чтобы не ошибиться, проверьте:

  • наличие свидетельства аккредитации МЧС РФ;
  • оценщики должны быть специально обучены проведению пожарного аудита.

Экспертная компания не имеет права проводить пожарный аудит на собственных объектах, или на предприятиях, где ею прежде выполнялись другие работы.

2. Подать заявку. Это можно сделать при личном посещении офиса, через доверенное лицо или электронной почтой.

Заявка должна содержать:

  • данные о руководителе и ответственном лице проверяемого предприятия;
  • учредительные документы компании, ее реквизиты;
  • наименование объекта и фактические сведения о нем: адрес, общая площадь зданий, класс пожарной безопасности, численность людей в каждом помещении.

3. Заключить договор.

Проверьте, чтобы в нем были прописаны:

  • сроки;
  • стоимость и порядок расчетов;
  • условия работы;
  • алгоритм предоставления заключения.

4. Оплатить аудиторские услуги. Согласно договору, по безналичному или наличному платежу.
5. Предоставить в аудиторскую компанию документы, описывающие проверяемый объект.
6. Предоставить для аудита документы, касающиеся пожарной безопасности на предприятии.
7. Утвердить график работ.

В него входит:

  • обследование объекта;
  • формирование пакета документов;
  • расчет пожарный рисков;
  • составление отчета;
  • работа заказчика с отчетом;
  • сдача работ.

8. Получить отчет-заключение. Он не имеет утвержденной законом формы, и все, что касается его содержания оговаривается исключительно в договоре об оказании оценочных услуг.

В нем должны быть:

  • сведения об экспертной компании, о лицах, участвовавших в оценке;
  • реквизиты договора на проведение аудита;
  • реквизиты заказчика;
  • данные обо всех проверенных объектах;
  • способы оценки пожарной безопасности;
  • обнаруженные нарушения;
  • рекомендации по дальнейшим действиям.

Вся процедура аудита регулируется Постановлением Правительства РФ 304.

Если по итогам проверки обнаружены нарушения норм пожарной безопасности:

  1. Разрабатываются рекомендации по улучшению пожарной безопасности.
  2. Предприниматель выполняет рекомендации.
  3. Снова проводится аудиторская проверка на объекте.

Если аудит успешно пройден:

  1. Выдается заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности.
  2. Заключение направляется в территориальный орган ГПН.
  3. Орган ГПН не проводит плановую проверку объекта.

5 причин, зачем вашему бизнесу нужен пожарный аудит (независимая оценка пожарного риска)


А.М. Ненуженко, технический директор ООО «Пожарный Эксперт», г. Воронеж

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) – это одна из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, что установлено статьей 144 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

По сути – это альтернатива Государственному пожарному надзору. Закон даёт собственнику право выбора, кто будет оценивать объект на соответствие требованиям пожарной безопасности: государство в лице пожарного инспектора или независимая экспертная организация.

В первом случае эта процедура проводится в сроки, определённые планом проверок, независимо от желания собственника (без приглашения) и бесплатно. Однако, если при проверке выявляются нарушения, то выдаётся обязательное для исполнения предписание и накладываются штрафные санкции . В случае же повторного нарушения объекту грозит приостановление деятельности на 90 суток. Выдача предписания влечёт за собой обязательную внеплановую проверку с теми же последствиями. При этом в случае невыполнения предписания накладывается ещё и дополнительный штраф .

Во втором случае услуга по проведению пожарного аудита является платной, проводится на основании договора в согласованные сроки, по результатам выдаётся заключение о независимой оценке пожарного риска.

Что дает собственнику пожарный аудит? Вот 5 причин, почему это Вам нужно, и что Вы от этого получите.

5. Информация о реальном состоянии пожарной безопасности объекта

По результатам проведения аудита пожарной безопасности собственник получает полную, всестороннюю и достоверную информацию о реальном состоянии пожарной безопасности объекта. Наличие такой информации позволяет:

  • выявить потенциально опасные места (помещения, участки, процессы), создающие непосредственную угрозу возникновения пожара, гибели и травмирования людей при пожаре;
  • получить объективную оценку состояния (исправности, работоспособности, соответствия нормам и проектной документации) систем противопожарной защиты (сигнализации, пожаротушения, оповещения, противодымной вентиляции, противопожарного водопровода), а также выявить недостатки, допущенные сторонними организациями при проектировании, монтаже и техническом обслуживании этих систем;
  • разработать концепцию системы обеспечения пожарной безопасности с учётом риск-ориентированного подхода;
  • реализовать на объекте систему гибкого противопожарного нормирования, в основе которой лежит право собственника рисковать своим имуществом при условии обеспечения допустимого пожарного риска;
  • ранжировать мероприятия по степени важности (опасности);
  • планировать выполнение противопожарных мероприятий и их финансирование с учётом обоснованного риска.

Указанная информация не может быть получена при проведении проверки органом ГПН по следующим причинам:

  • ограниченное количество времени на проверку, жёстко регламентированное законодательством;
  • отсутствие заинтересованности объекта в выявлении нарушений инспектором (не показывается весь объект, «теряются» ключи от «проблемных» помещений, не предоставляются все документы);
  • низкая квалификация инспектора и отсутствие опыта;
  • отсутствие у инспектора технической возможности проведения испытаний и экспертиз;
  • отсутствие заинтересованности инспектора (как правило, переписываются нарушения из старых предписаний);
  • инспектора «боятся» выявлять новые нарушения («я не умнее моих предшественников», нарушения могут быть обжалованы с возможными негативными последствиями по службе);
  • инспектор не обязан разрабатывать мероприятия по устранению нарушений, предлагать наиболее эффективные способы устранения недостатков (в предписании просто указывается нарушение, а как его устранить – это не проблема инспектора, т.к. это не входит в его должностные обязанности).

— ст. 20.4 КоАП РФ, штраф на юридическое лицо до 500 000 руб., на должностное лицо – до 30 000 руб.

— ст. 19.5 КоАП РФ, штраф на юридическое лицо до 200 000 руб., на должностное лицо – до 20 000 руб., или дисквалификация на 3 года.

— 1 год – детские сады, общеобразовательные школы, детские лагеря, дома престарелых;

2 года – больницы, поликлиники, санатории;

4 года – объекты, отнесённые к категории значительного риска (особо опасные, технически сложные и уникальные, критически важные для национальной безопасности, особо важные пожароопасные, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, дополнительного образования детей, профессионального образования, Ф4.2, Ф5.1 I, II, III классов опасности, Ф3 с одновременным пребыванием более 200 человек, Ф4.3 высотой более 28 м);

7 лет – объекты, отнесённые к категории среднего риска (Ф1.3 высотой более 28 м, Ф3 с одновременным пребыванием от 50 до 200 человек, Ф4.3 высотой от 15 до 28 м, Ф5.1 и Ф5.2 категорий А, Б, В);

10 лет – объекты, отнесённые к категории умеренного риска (Ф3 с одновременным пребыванием до 50 человек, Ф5 категорий Г, Д.

— выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, знания требований пожарной безопасности, готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара, правила поведения людей, порядок организации производства, содержания территорий, зданий, сооружений, помещений.

— ст. 19.5 КоАП РФ, штраф на юридическое лицо до 200 000 руб., на должностное лицо – до 20 000 руб., или дисквалификация на 3 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *