Правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

1. К алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Алкогольная продукция (за исключением пива, производство и оборот которого регулируются отдельным федеральным законом) подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино. К спиртосодержащей пищевой продукции относится пищевая продукция (за исключением алкогольной продукции), произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции (см. ст. 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в ред. Федерального закона от 29 декабря 2001 г. N 186-ФЗ).

2. Согласно ст. 16 вышеназванного Федерального закона розничная продажа алкогольной продукции осуществляется организациями. Индивидуальные предприниматели также ведут розничную продажу алкогольной продукции. Указанная деятельность осуществляется только при наличии соответствующих лицензий.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

— в детских, учебных, культурных и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях;

— лицам, не достигшим возраста 18 лет;

— без сертификатов соответствия и без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками, региональными специальными марками в соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона. (О знаках соответствия и о сертификатах соответствия см. соответственно п. 8 комментария к ст. 14.4, подп. А п. 7 комментария к ст. 13.12; о статусе обязательной сертификации, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», см. подп. Б п. 7 комментария к ст. 13.12.)

Не допускается розничная продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метро, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах, в не приспособленных для продажи данной продукции помещениях, на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков, автомашин.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ.

Розничная продажа питьевого спирта разрешается только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

В соответствии с Правилами продажи алкогольной продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. N 987 (в ред. Постановления Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840), не допускается продажа алкогольной продукции:

— без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к товаротранспортной накладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции или их заверенных в установленном порядке копий, марки акцизного сбора или специальной марки либо при наличии поддельных марок в отношении алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9%);

— без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной знаком соответствия;

— некачественной и опасной для здоровья людей (не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов; имеющей явные признаки недоброкачественности; не соответствующей конкретному виду и наименованию алкогольной продукции; с неустановленными сроками годности для продукции, на которую должен быть установлен срок годности, или с истекшим сроком годности; упаковка, тара и маркировка которой не соответствуют требованиям государственных стандартов);

— с содержанием этилового спирта более 18% объема готовой продукции в полистироловой таре, жестяных банках и упаковках типа «тетрапак»;

— иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование товарного знака российских изготовителей;

— лицам, не достигшим возраста 18 лет;

— в детских, учебных, культурных и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

3. Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

— алкогольная продукция, производимая на территории РФ, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством РФ;

— алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию РФ, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции;

— алкогольная продукция, произведенная на территории РФ и предназначенная для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта РФ, на территории которого осуществляется ее розничная продажа. Указанные марки приобретаются организациями, учредившими акцизные склады, в порядке, определенном п. 4 ст. 12 указанного Федерального закона.

+Читать далее…

Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядок выдачи региональных специальных марок определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с государственным органом, уполномоченным Правительством РФ.

Правительство РФ определяет общие требования к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок.

Маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками осуществляется при условии проверки качества алкогольной продукции.

Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными, не предусмотренными указанным Федеральным законом марками, не допускается.

Розничная продажа немаркированной алкогольной продукции квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи.

4. В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории РФ, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения:

— о наименовании алкогольной продукции;

— о цене алкогольной продукции;

— о наименовании производителя (юридическом адресе);

— о стране происхождения алкогольной продукции;

— о сертификации алкогольной продукции;

— о государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать;

— об объеме алкогольной продукции в потребительской таре;

— о наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;

— о содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению;

— о дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования.

Неисполнение продавцом алкогольной продукции указанных требований квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи.

5. О лицензировании деятельности в области розничной продажи алкогольной продукции см. п. 3, 4 комментария к ст. 14.17.

Розничная продажа алкогольной продукции лицом, не наделенным правомочиями лицензиата, либо лицензиатом с нарушением требований и условий лицензирования квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи.

6. Рассматриваемое правонарушение квалифицируется в момент нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции независимо от заключения, исполнения договора купли-продажи (см. п. 2 ст. 457, п. 1 ст. 458 ГК). Административную ответственность за неправильное нанесение федеральных специальных марок, акцизных марок, региональных специальных марок, предусмотренную ч. 3 комментируемой статьи, несет собственник (владелец) алкогольной продукции, осуществляющий ее розничную продажу.

Индивидуальные предприниматели, нарушающие правила розничной продажи алкогольной продукции, несут административную ответственность как должностные лица (о корреляции статуса индивидуального предпринимателя и должностного лица см. п. 6 комментария к ст. 2.4).

7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 комментируемой статьи, рассматриваются судьями (см. п. 8 комментария к ст. 14.1).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, рассматриваются:

должностными лицами органов МВД России, указанными в подп. «а» п. 10 комментария к ст. 14.5 (о функциях МВД России по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений см. комментарий к указанной статье);

а) должностными лицами органов Госторгинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.49 КоАП (см. комментарий к названной статье);

б) министром РФ по налогам и сборам, его заместителями — в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.50 КоАП;

в) руководителями межрегиональных инспекций МНС России, их заместителями, руководителями инспекций МНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, их заместителями, руководителями инспекций МНС России межрайонного уровня, их заместителями — согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.50 КоАП;

г) руководителями территориальных органов МНС России, их заместителями — в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23.50 КоАП; согласно п. 3 Положения о МНС России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 783, к территориальным органам указанного Министерства относятся управления МНС России, а также инспекции МНС России, указанные в подп. «в» данного пункта комментария;

  • 4.1. Административная ответственность
  • 4.2 Уголовная ответственность
  • Глава 4. Ответственность за правонарушения в торговле

    4.1. Административная ответственность

    При рассмотрении данного вопроса, обратимся вначале к общим положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Так статьей 2.1 КоАП РФ признает административным правонарушением противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Причем следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 3.2 КоАП законами субъектов Федерации могут быть установлены административные наказания только в виде предупреждения и административного штрафа.

    Статья 4.5 (часть 1) устанавливает базовый срок давности привлечения к административной ответственности – 2 месяца, а также более длительные сроки давности привлечения к административной ответственности за некоторые категории правонарушений, в частности в области таможенного, антимонопольного, валютного законодательств, вопросов по налогам и сборам, о защите прав потребителей, о рекламе.

    Для упомянутых правонарушений срок давности установлен в один год.

    В случае удовлетворения ходатайства привлекаемого к ответственности о рассмотрении дела по его месту жительства срок давности привлечения к ответственности приостанавливается с момента удовлетворения ходатайства до момента поступления материалов дела соответствующему лицу по месту жительства привлекаемого.

    Согласно ст. 1.5 КоАП РФ ответственность может наступить, только если установлена вина лица в совершении данного правонарушения.

    Лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

    Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

    Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.

    КоАП РФ предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность.

    Согласно ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    В главе 3 КоАП РФ, определяющей меры ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, эти меры именуются административными наказаниями.

    Единственной целью применения наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1).

    В отношении юридического лица могут применяться только следующие меры наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета правонарушения.

    В отношении физических лиц помимо указанных наказаний могут применяться также: лишение специального права; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

    Все наказания устанавливаются КоАП РФ. Наказания в виде предупреждения и штрафа могут устанавливаться также законами субъектов РФ об административной ответственности.

    Возмездное изъятие, конфискация, административное выдворение могут применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. Остальные виды наказания применяются только в качестве основного наказания (ст. 3.3).

    Предупреждение выносится в письменной форме и является официальным порицанием физического или юридического лица (ст. 3.4).

    В КоАП РФ (ч. 1 ст. 3.5) установлены ограничения размеров налагаемых штрафов: на граждан – до 5000 рублей; на должностных лиц – до 50 000 рублей; на юридических лиц – 1 000 000 рублей. Также административный штраф может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

    Согласно части 1 ст. 3.11 КоАП РФ новый вид наказания – дисквалификация – заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

    В данной норме речь идет о должностных лицах, органах и организациях, которые упомянуты в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ при определении понятия должностного лица.

    В соответствии с этой статьей частью 3 ст. 3.11 КоАП РФ предусмотрено, что дисквалификация может применяться к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к индивидуальным предпринимателям, в том числе к арбитражным управляющим.

    Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и может быть назначена только судьей.

    Представляется, что право осуществлять соответствующую работу, предусмотренную частями 1 и 3 ст. 3.11 КоАП РФ, может быть запрещено одновременно, независимо от места работы виновного в момент совершения административного правонарушения.

    При назначении наказания физическому лицу учитываются характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.

    При назначении наказания юридическому лицу учитываются те же критерии (естественно, кроме личности), а также финансовое положение.

    Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции (ст. 4.4).

    Если административным правонарушением причинен имущественный ущерб или моральный вред, применяются правила, предусмотренные ст. 4.7 КоАП РФ.

    Рассматривая нормы Кодекса об административных правонарушениях, необходимо отметить, что правонарушения в сфере торговли в основном связаны с нарушениями различных правил, действующих в торговле, либо с нарушением установленных требований к продаваемой продукции или к отдельным ее видам. Большинство составов специальных административных правонарушений в области торговли сосредоточено в гл. 14 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности.

    Однако некоторые правонарушения, имеющие более широкую область применения, но охватывающие также отношения в торговле, предусмотрены и в других главах КоАП РФ.

    Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность граждан, должностных лиц, юридических лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

    Объективную сторону правонарушения составляют несоблюдение упомянутых правил, нормативов и невыполнение предписанных компетентным органом мероприятий.

    Правонарушение является формальным и считается оконченным в момент нарушения соответствующих правил и нормативов торгующими субъектами либо с момента истечения срока, установленного для выполнения мероприятий, независимо от наступивших последствий.

    Правонарушение может быть совершено умышленно.

    Если нарушение санитарно-эпидемиологических правил повлекло по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо смерть человека, виновные физические лица подлежат уголовной ответственности в соответствии со ст. 236 УК РФ.

    Статьей 6.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностных лиц и юридических лиц за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.

    Понятие оборота указанной продукции включает закупку (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничную продажу. Поэтому правонарушением должно признаваться несоблюдение упомянутых в статье обязательных требований, правил и нормативов, предъявляемых к продукции, при любой из указанных форм оборота.

    Правонарушение является формальным, т. е. считается оконченным в момент передачи (отгрузки) или хранения такой продукции, которая согласно законодательству не может находиться в обороте, независимо от наступивших последствий и целей реализации продукции.

    Субъектами ответственности могут быть организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие соответственно закупку (импорт), поставку (экспорт), хранение или розничную продажу указанной продукции, а также их должностные лица (приравненные к ним лица).

    Ответственности подлежат должностные лица, в обязанности которых входит организация и осуществление контроля за соблюдением соответствующих требований к продукции.

    Правонарушение может быть совершено умышленно.

    В ст. 6.14 отсутствует указание на то, что производство должно быть промышленным. Это означает как будто бы возможность привлечения к ответственности за непромышленное, например домашнее, производство упомянутой продукции гражданином.

    Однако в санкции статьи гражданин как субъект ответственности не упоминается.

    Статьей 7.18 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц, юридических лиц за нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна.

    Статья 7.18 имеет право на существование только в том случае, если под предусмотренными в ней правилами будут пониматься обязательные требования государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, других общеобязательных нормативных актов, принимаемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а не различными техническими документами.

    Статья имеет формальный характер, не требует для применения ответственности наступления каких-либо последствий, правонарушения считаются оконченными с момента нарушения соответствующих правил.

    Правонарушения, предусмотренные в статье, могут влечь ответственность, если совершены умышленно.

    Статьей 10.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность граждан, должностных лиц, юридических лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.

    Ветеринарно-санитарные правила являются общеобязательными нормативными актами, действие которых распространяется на животноводческую продукцию.

    Правонарушения, предусмотренные в статье, являются формальными и влекут ответственность, если совершены умышленно.

    Статья 14.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

    Под продажей следует понимать реализацию товаров по всем видам договора купли-продажи, предусмотренным ГК РФ.

    Запрет свободной реализации конкретных видов товаров или ее ограничение могут быть установлены только законом.

    Основаниями принятия таких решений являются особая опасность соответствующих товаров (химикаты, яды, оружие и т. п.), соображения морально-нравственного характера (порнографическая продукция), недоброкачественность товаров, установление монополии государства на торговлю отдельными товарами и т. п.

    Ответственность покупателей упомянутых товаров, в отличие, например, от ст. 6.14 и 7.18, в данной статье не предусмотрена.

    За некоторые из указанных правонарушений в отношении определенных товаров установлена уголовная ответственность.

    Так, в ст. 191 УК РФ предусмотрена ответственность за совершение любой сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством РФ.

    Статьей 222 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность, в частности, за незаконное приобретение и сбыт огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств (часть 1), газового оружия, холодного оружия (часть 4).

    В ст. 228 УК РФ предусмотрена ответственность за различные операции с наркотическими средствами или психотропными веществами, в том числе за их незаконный сбыт и продажу, а в ст. 234 – за незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ.

    Статьей 242 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконную торговлю печатными изданиями, кино– или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера.

    Статья 14.4 КоАП РФ в части 1 предусматривает ответственность граждан, должностных лиц, юридических лиц за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.

    Часть 2 этой статьи предусматривает ответственность за те же действия с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.

    Действие ст. 14.4 распространяется только на розничную куплю-продажу, осуществление бытовых работ и услуг для граждан.

    Как следует из содержания части 1 данной статьи, она направлена на обеспечение продажи товара (работ, услуг) надлежащего качества, а часть 2 на обеспечение соблюдения правил торговли в части установленных санитарных правил реализации товаров и наличия сертификата соответствия (декларации о соответствии).

    Статья 14.4 (ч. 1) распространяется на все товары (работы, услуги), реализуемые населению, за исключением тех товаров, ответственность за нарушения правил розничной продажи которых регулируется специальными статьями КоАП РФ об административной ответственности (например, ст. 6.14, 10.8).

    Главной проблемой применения части 1 ст. 14.4 является предусмотренный в ней перечень документов и содержащихся в них требований к товарам, несоблюдение которых в проданном товаре влечет административную ответственность по этой статье.

    Ответственность за продажу товара без знака соответствия ст. 14.4 не предусмотрена.

    Статья 14.5 КоАП РФ содержит два правонарушения:

    – продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях соответствующего профиля при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце;

    – продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

    Статья 14.5 КоАП РФ устанавливает ответственность в виде штрафа за неприменение ККТ организациями и гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.

    Обязанность по применению ККТ, установленная Законом N 54-ФЗ, распространяется только на организации и ПБОЮЛ и не затрагивает физических лиц, которыми являются кассиры-операционисты (продавцы).

    ФНС России в Письме от 13.06.2006 г. № ММ-6-06/597@ поясняет, что обязанность по применению ККТ кассирами возлагается на них владельцами ККТ на основании трудового договора на условиях, поименованных в статьях 15, 20 ТК РФ.

    Таким образом, к ответственности за неприменение ККТ при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, привлекается не продавец, а организация (индивидуальный предприниматель).

    Между тем чиновники отмечают, что возложение ответственности на организацию (индивидуального предпринимателя) не может служить препятствием последнему в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ему по вине его работника.

    Статьей 14.6 КоАП РФ предусмотрены административные правонарушения в области ценообразования.

    Объективную сторону правонарушения образует завышение или занижение цен (тарифов, расценок, ставок, надбавок) на продукцию, товары, услуги, если указанные виды цен или иные формы ценообразования регулируются или устанавливаются государством в лице уполномоченных органов.

    По смыслу статьи она может применяться к любым видам купли-продажи и оказания услуг (работ), независимо от юридического статуса сторон соответствующих правоотношений, назначения и вида продукции (услуг), цены на которую в той или иной форме регулируются государством.

    Правонарушение может быть совершено только умышленно.

    Статьей 14.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц, юридических лиц за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг).

    Статья 14.7 подлежит применению независимо от наличия последствий в виде причиненного ущерба, т. е. является формальным правонарушением, которое считается оконченным в момент продажи товара (работ, услуг), с любой формой обмана потребителя, указанной или не указанной в этой статье.

    Из текста статьи видно, что она применима только к отношениям, где сторонами являются предприниматель и гражданин-потребитель.

    Статья 14.8 КоАП РФ содержит составы трех правонарушений, посягающих на некоторые права потребителя на стадии заключения соответствующего договора с продавцом (исполнителем).

    Часть 1 статьи предусматривает нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

    Требования к указанной информации и гражданско-правовая ответственность за нарушение этого права потребителя предусмотрена ст. 8-13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

    Статья 14.5 предусматривает ответственность за отсутствие упомянутой информации в момент продажи, т. е. передачи товара (работы, услуги) потребителю, в то время как ч. 1 ст. 14.8 – за непредставление предусмотренной информации потребителю, имеющему намерение приобрести товар (заказать работу, услугу).

    При этом ст. 14.5, в отличие от ст. 14.8, не включает информацию о товаре (работе, услуге).

    Таким образом, получается, что при отсутствии информации о товаре в момент продажи ответственность по ст. 14.5 наступить не может. Данное правонарушение может быть квалифицировано по ст. 14.8.

    Часть 2 ст. 14.8 предусматривает ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.

    Договоры с участием гражданина – потребителя являются, как правило, договорами присоединения, когда он не имеет возможности повлиять на содержание договора.

    Согласно ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» такие условия, установленные не только Законом, но и иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей (указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ), признаются недействительными, при этом также возмещаются причиненные убытки.

    Поскольку большинство договоров розничной купли-продажи и оказания бытовых услуг заключается в устной форме, без составления письменного договора, указанные незаконные условия могут содержаться в различных технических документах продавца (изготовителя, исполнителя) – инструкциях по эксплуатации, паспортах гарантийных обязательств и т. п., а также в иных документах, выдаваемых с товаром и свидетельствующих о заключении договора.

    Частью 3 ст. 14.8 предусмотрена ответственность за непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом.

    Статьей 14.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления за незаконное ограничение свободы торговли путем недопущения на местные рынки товаров из других регионов РФ либо запрещения вывоза местных товаров в другие регионы РФ.

    Появление данной статьи вызвано участившимися в последнее время случаями таких действий.

    Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

    Объективная сторона правонарушения состоит в любых действиях указанных должностных лиц, направленных на ограничение свободы торговли. Такие действия могут выражаться в издании незаконных нормативных актов, распоряжений, в устных указаниях органам внутренних дел и т. п.

    Правонарушение совершается только умышленно.

    Статьей 14.10 КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.

    Объективная сторона правонарушения включает использование без разрешения владельца как самих указанных изображений, так и сходных с ними изображений, если последние используются для товаров, однородных с теми, для которых предназначены изображения.

    Нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров (ст. 4).

    Использованием товарного знака считается его применение на товарах, их упаковке, а если это невозможно – в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках (ст. 22).

    Незаконным использованием товарного знака следует считать любое из указанных действий, совершенных без согласия владельца товарного знака.

    Статьей 14.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров.

    Правила продажи товаров в широком смысле регулируются законодательными актами РФ, детализируются и устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время указанные правила регулируются отдельным документом (Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55), где установлены правила продажи большинства групп товаров, а также специальными правилами продажи некоторых товаров (алкогольной продукции, огнестрельного оружия и боеприпасов, лекарств и др.).

    В соответствии с этой схемой установлена и административная ответственность за нарушение правил продажи товаров: например, ст. 14.16 – за нарушение правил продажи спиртоалкогольной продукции; ст. 20.8 – оружия и патронов к нему; ст. 20.10 – пневматического оружия; ст. 20.23 – специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; ст. 14.15 – за нарушение правил продажи всей остальной продукции.

    Следует обратить внимание, что КоАП РФ содержит немало статей, предусматривающих ответственность за некоторые правонарушения, связанные с продажей товаров (продажа товаров, не соответствующих государственным стандартам, санитарным и ветеринарным правилам, без установленной информации, с нарушением прав потребителей и т. д.).

    По существу все эти действия являются нарушением правил продажи товаров, поскольку они запрещены законом. Из этого следует, что по ст. 14.15 может квалифицироваться продажа товаров с нарушением только тех правил, которые установлены Правилами продажи отдельных видов товаров и за нарушение которых не предусмотрена ответственность в соответствии с другими статьями КоАП РФ.

    Поскольку в ст. 14.15 ни прямо, ни косвенно не оговорен вид договора купли-продажи (как, например, в ст. 14.5), ее действие в принципе может быть распространено и на такой ее вид, как поставка.

    Статьей 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несколько различных правонарушений, связанных с продажей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    Частью 1 этой статьи установлена ответственность за розничную продажу этилового спирта, в том числе питьевого, поскольку законодательством запрещена его продажа в розницу на всей территории РФ, кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

    По данной норме наказывается также розничная продажа спиртосодержащей продукции, включенной в фармакопейные статьи, кроме реализуемой через аптечную сеть, а также спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок и виноматериалов.

    Объективную сторону правонарушения составляет сам факт розничной продажи указанных товаров. Их хранение в розничном торговом предприятии не образует состава рассматриваемого правонарушения.

    Частью 2 ст. 14.16 предусмотрена ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной или спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным Законом требованиям.

    Согласно части 2 ст. 15.12 КоАП РФ подлежат административному наказанию граждане, должностные лица, юридические лица за продажу немаркированных товаров и продукции, если такая маркировка обязательна, а равно хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта (часть 1 этой статьи предусматривает ответственность за выпуск товаров и продукции без маркировки).

    Главное отличие административной ответственности за операции с немаркированной продукцией от уголовной состоит в том, что для наступления последней необходим крупный размер стоимости немаркированных товаров и продукции. Для наступления административной ответственности стоимость немаркированной продукции значения не имеет.

    4.2 Уголовная ответственность

    Специальная уголовная ответственность за правонарушения непосредственно в области торговли характеризуется статьями УК РФ, затрагивающими различные стороны этой деятельности. Перечень данных статей сформулирован в следующей таблице.

    Уголовная ответственность

    В Уголовном Кодексе содержатся две статьи, касающиеся незаконного оборота алкоголя. Первая из них – статья 171.3. В соответствии с нею подлежат наказанию следующие действия в отношении алкогольной продукции, проводимые без необходимой лицензии:

    • Изготовление;
    • Закупка (включая импорт);
    • Хранение;
    • Поставка (включая экспорт);
    • Перемещение;
    • Розничная торговля.

    Для объективной стороны данного преступления также обязательно наличие стоимости алкогольной продукции больше 100 тысяч рублей. Если же размер реализуемой или производимой продукции меньше, то ответственность наступает по административному законодательству.

    Статья 171.4 предусматривает ответственность за розничную торговлю алкогольной продукцией, совершённую лицом, которое уже имеет административное наказание за аналогичное деяние, то есть с момента вынесения постановления о наложении на него административного взыскания прошло менее 1 года.

    Установленный законом штраф за продажу алкоголя несовершеннолетним составляет:

    • для физлиц — от тридцати до пятидесяти тысяч рублей;
    • для должностных лиц — от ста до двухсот тысяч;
    • для организаций — от трёхсот до пятисот тысяч.

    Кроме того, при повторном нарушении возможна и уголовная ответственность.

    Подробнее можно прочитать в .

    По статье 171.4 за незаконную продажу алкогольной продукции могут быть привлечены:

    1. Физические лица, торгующие алкоголем (в том числе собственного производства);
    2. Предприниматели, реализующие алкоголь без образования юридического лица и без лицензии в тех случаях, когда она необходима.

    Административная ответственность

    КоАП содержит сразу несколько статей, касающихся незаконной деятельности в отношении алкогольной продукции.

    Знаете ли Вы Распитие алкогольных напитков в общественных местах рассматривается как административное правонарушение и грозит уплатой штрафа от 500 до 1500 рублей.

    Так ч.2 ст.14.16 КоАП за оборот алкогольной продукции (кроме розничной торговли) без соответствующих документов, которые согласно законодательству, могут подтвердить легальность производства этой продукции. В санкции статьи за названные нарушения предусмотрен штраф:

    1. Для должностных лиц – от 10 до 15 тысяч рублей;
    2. Для организаций – от 200 до 300 тысяч.

    Дополнительно применяется наказание в виде специальной конфискации – изымается вся алкогольная продукция без соответствующих документов.

    Статья 14.17 КоАП предусматривает ответственность для юридических лиц за незаконный оборот алкоголя, а также его изготовление без лицензии. Штраф, который может грозить организации – от 200 до 300 тысяч рублей с конфискацией алкогольной продукции и сырья.

    По статье 14.18 могут быть наказаны лица, использующие этиловый спирт, произведённый из непищевого сырья, для изготовления алкогольной продукции. Санкция такая же, как и по ч.2 ст.14.16.

    Как продавцу избежать наказания за продажу алкоголя подростку?

    Чтобы не понести наказание за реализацию горячительных напитков несовершеннолетнему, продавцы должны быть бдительными. Только так они могут избежать наказания.

    Перед тем как продать, к примеру, бутылку пива или водки, продавец должен посмотреть на покупателя. Если у него закрадываются сомнения по поводу его возраста, тогда он имеет полное право попросить документы, подтверждающие личность и возраст человека.

    Это может быть паспорт, водительское удостоверение или любой другой документ, в котором есть фотография человека, а также указана дата его рождения.

    Если у покупателя не будет при себе документов, тогда продавец имеет полное право отказать ему в покупке алкоголя, если посчитает это нужным.

    Однако бывают ситуации, когда подросток не выглядит на свои 16 или 17 лет. В итоге продавец продает ему бутылку пива (водки и др.), а уже в суде, в качестве оправдания приводит аргумент, что покупатель не выглядит на свой возраст.

    Однако в этой ситуации суд не встанет на сторону продавца, поскольку несоответствие внешнему виду не является серьезным доводом. Другое дело, когда подросток предъявляет «липовые» документы.

    В некоторых ситуациях продавцы не видят подвоха и продают подростку спиртные напитки. Если же такая ситуация случается, тогда продавцу необходимо доказать в суде, что документы были, но, как оказалось, они были поддельными.

    Что грозит самому несовершеннолетнему за покупку спиртных напитков?

    К сожалению, пока никакого наказания для подростка за покупку спиртных напитков законом не предусмотрено. Хотя такой законопроект неоднократно выносился на повестку дня депутатами.

    Чувствуя свою безнаказанность, несовершеннолетние пытаются любыми силами обхитрить продавцов, однако они должны знать, что ответственность за них могут понести родители.

    Так, согласно ст. 20.22 КоАП за нахождение ребенка в возрасте до 16 лет в состоянии алкогольного опьянения, распитие спиртосодержащих продуктов, его родителей могут наказать – обязать их заплатить штраф в размере от 1,5 до 2 тысяч рублей.

    Кроме того, законом предусмотрено наказание для тех лиц, которые по просьбе подростков покупает им горячительные напитки.

    Так, если факт продажи спиртного подросткам будет доказан, человеку может грозить штраф в размере от 1,5 до 3 тысяч рублей (согласно ст. 6.10 КоАП).

    Той же статьей предусмотрено наказание для тех родителей, которые вовлекают детей к употреблению алкогольной продукции. В этом случае по закону они могут заплатить штраф в размере 4-5 тысяч рублей.

    Наказание за продажу крепких напитков несовершеннолетним лицам в 2019 году ужесточилось. Теперь продавцам, владельцам магазинов может грозить ответственность в виде штрафа от 30 до 500 тысяч рублей, а при фиксировании повторного случая продажи горячительных напитков подросткам предусмотрена уголовная ответственность.

    Сами подростки не несут ответственности за покупку спиртных напитков, однако их родителей могут наказать, привлечь их к административной ответственности: обязать заплатить штраф.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *