Правила 776 с изменениями

Содержание

СНиП 2.04.01 Внутренний водопровод и канализация зданий

Пункт 11.1 — Глава 11 Устройства для измерения количества и расхода воды

Учет количества и расхода воды следует предусматривать счетчиками холодной и горячей воды, устанавливаемыми на вводах в здания или на ответвлениях сетей.

При закрытой системе теплоснабжения счетчики для воды следует устанавливать только на системе холодного водоснабжения.

Примечание. Счетчики надлежит устанавливать на ответвлениях водопровода холодной воды в магазины, стоповые, рестораны и т. п., встроенные в жилые, производственные, общественные здания и получающие воду от общего ввода при расчетном расходе ее свыше 0,1 м3/ч. При меньших расходах воды счетчики допускается не устанавливать.

Пункт 11.2 — Глава 11 Устройства для измерения количества и расхода воды

Диаметр условного прохода счетчика воды следует выбирать исходя из среднечасового расхода воды за период потребления (сутки, смену), который не должен превышать эксплуатационный, принимаемый по табл. 4, и проверять согласно указаниям п. 11.3.

Пункт 11.3 — Глава 11 Устройства для измерения количества и расхода воды

Счетчик с принятым диаметром условного прохода, надлежит проверять:

  • а) на пропуск максимального (расчетного) секундного расхода воды на хозяйственно-питьевые, производственные и другие нужды, при котором потери напора в крыльчатых счетчиках холодной воды не должны превышать 2,5 м, турбинных — 1 м.
  • б) на пропуск максимального (расчетного) секундного расхода воды с учетом подачи расчетного расхода воды на внутреннее пожаротушение, при этом потери напора в счетчике не должны превышать 10 м.

Пункт 11.5 — Глава 11 Устройства для измерения количества и расхода воды

Счетчики на вводах холодной (горячей) воды надлежит устанавливать у наружной стены здания в удобном и легкодоступном помещении с искусственным или естественным освещением и температурой воздуха не ниже 5 °С.

В тепловых пунктах для учета потребления воды на нужды горячего водоснабжения счетчики холодной воды следует устанавливать на трубопроводах, подающих воду к водонагревателям.

При непосредственном разборе горячей воды из тепловой сети счетчики горячей воды необходимо устанавливать на подающем трубопроводе после смесительного узла и на общем циркуляционном трубопроводе.

Примечание. При невозможности размещения счетчиков в здании допускается устанавливать их вне здания а специальных колодцах.

Пункт 11.6 — Глава 11 Устройства для измерения количества и расхода воды

С каждой стороны счетчиков следует предусматривать прямые участки трубопроводов, длина которых определяется в соответствии с государственными стандартами на счетчики для воды (крыльчатые и турбинные) вентили или задвижки. Между счетчиком и вторым (по движению воды) вентилем или задвижкой следует устанавливать спускной кран.

Пункт 11.7 — Глава 11 Устройства для измерения количества и расхода воды

Обводная линия у счетчика холодной воды обязательна при наличии одного ввода в здание, а также в случаях, когда счетчик не рассчитан на расчетный расход воды на внутреннее пожаротушение. Обводную линию следует рассчитывать на максимальный (с учетом противопожарного) расход воды. На обводной линии необходимо предусматривать установку задвижки, запломбированную в обычное время в закрытом положении.

Если счетчики не рассчитаны на максимальный расход воды на пожаротушение, на обводной линии следует предусматривать установку задвижек с электроприводом, открывающихся автоматически одновременно с пуском пожарных насосов от кнопок, установленных у пожарных кранов или других автоматических устройств.

Обводную линию у счетчика горячей воды предусматривать не следует.

Примечание. При отсутствии измерительных устройств на вводах расчет с потребителями за пользование водой следует производить по нормам, устанавливаемым исполкомами местных Советов народных депутатов с учетом местных условий.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года № 776
Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.05.2020 г.)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод.

2. Разъяснения о порядке применения Правил, утвержденных настоящим постановлением, даются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

3. Министерству регионального развития Российской Федерации в течение 3 месяцев утвердить:

методические указания по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке;

методические указания по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей;

методические указания по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Утверждено

постановлением Правительства РФ

от 4 сентября 2013 года № 776

Правила
организации коммерческого учета воды, сточных вод

I. Общие положения

1. Настоящие Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения (далее — договоры водоснабжения), договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

Настоящие Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Учет ресурсов по закону.

В целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, согласно статье 13 Федеральноого закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года (далее — Федеральный закон «Об энергосбережении»), все потребляемые энергоресурсы (вода, тепло, эл.энергия, газ) подлежат обязательному учёту с применением приборов учета, установленных за счет собственников объектов.

Виды приборов учета многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов.

В многоквартирном доме установке подлежат следующие приборы учета: индивидуальные и общедомовые (коллективные):

Общедомовые (коллективные) приборы — это приборы, которые учитывают потребление коммунальных ресурсов всего многоквартирного дома, то есть потребление коммунальных ресурсов всеми собственниками и пользователями помещений (жилых или нежилых), плюс потребление на общедомовые нужды (ОДН): «средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом» (п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Индивидуальные приборы учета — это приборы, которые учитывают личное потребление коммунальных ресурсов собственником помещения (жилого или нежилого): «средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении» (п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

В индивидуальном жилом доме установке подлежат индивидуальные приборы учета.

Плательщик и порядок оплаты работ по установке приборов учета (индивидуальных и общедомовых).

Согласно требованиям Федерального закона «Об энергосбережении» (статья 13, часть 5) обязанность по обеспечению оснащения своих домов, помещений (жилых или нежилых) в МКД приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников объектов.

Кроме того, согласно требованиям Жилищного кодекса (ст. 158): «Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения».

Таким образом, все расходы по установке как индивидуальных, так и общедомовых приборов учета несет собственник помещения (жилого или нежилого). При этом за установку индивидуальных приборов учета собственник оплачивает полную сумму от стоимости прибора учета плюс стоимости работ на его установку согласно счету, выставленному выбранной таким собственником монтажной организацией, а при установке общедомового прибора учета — только часть суммы от общей стоимости приборов плюс стоимости работ на его установку, пропорционально доле такого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Доля собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество в этом многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении» ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора на установку приборов учета. Цена договора с ресурсоснабжающий организацией определяется соглашением сторон, а оплата собственником помещения — гражданином — осуществляется равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если такой потребитель выразил намерение оплатить цену единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При предоставлении рассрочки цена договора увеличивается на сумму процентов за рассрочку, но не более чем в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»: граждане-собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане-собственники помещений в многоквартирных домах, не установившие в установленный срок приборы учёта, если это потребовало от ресурсоснабжающих организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов («принудительная установка»), оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы еди-новременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предостав¬ления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Ввод в эксплуатацию и опломбирование установленных приборов учета выполняются бесплатно.

Льготы на установку приборов учета для отдельных категорий граждан.

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»: «Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы. В случае установки этих приборов учета за счет бюджетных средств лица, для расчетов с которыми предназначены эти приборы учета, освобождаются от исполнения данной обязанности в соответствующей части».
Для получения льгот необходимо обратиться в органы соцзащиты.

Порядок установки приборов учета.

Общий порядок установки индивидуальных приборов учета в жилых помещениях:

1.Осмотр места установки прибора учета. 2.Комплектация узла учета. 3.Установка прибора учета (врезка в действующие сети). 4.Пуско-наладочные работы. 5.Сдача установленного прибора учета для коммерческого учета в ресурсоснабжающую организа¬цию и/или управляющую компанию.

Общий порядок установки общедомовых приборов учета в МКД:

1.Осмотр места установки прибора учета. 2.Получение технических условий на проектирование узла учета (в ресурсоснабжающей организации и/или управляющей компании). 3.Разработка проектно-сметной документации на узел учета (специализированной проектной организацией). 4.Согласование проектной документации на узел учета с ресурсоснабжающей организацией. 5.Комплектация узла учета в соответствии с проектной документацией. 6.Установка прибора учета (врезка в действующие сети). 7.Пуско-наладочные работы. 8.Сдача установленного прибора учета для коммерческого учета в ресурсоснабжающую организацию.

Организации, осуществляющие установку приборов учета.

Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»: «Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий»: •Ресурсоснабжающие организации; •Управляющие компании; •Коммерческие монтажные организации, имеющие разрешительный документ на производство данного вида работ (в противном случае оборудование может быть снято с гарантии завода-изготовителя и / или может быть не допущено в эксплуатацию из-за нарушений в монтаже). •Застройщик в строящихся многоквартирных домах.

Стоимость приборов учета.

Сегодня на рынке города Липецка и Липецкой области работают десятки организаций, осуществляющих установку общедомовых и индивидуальных приборов учета. Ассортимент и стоимость приборов учета и оборудования разнообразны.

Стоимость общедомовых приборов учета зависит от принимаемой проектной организацией принципиальной схемы узла учета и может значительно изменяться в зависимости от количества входящих в узел учета средств измерений.

Ориентировочно стоимость выполняемых АО «ЛГЭК» работ по установке индивидуальных приборов учета воды (холодной/горячей), включая стоимость самих приборов учета, составляет:

-при диаметре ИПУ 15 мм — от 1 260 до 2 006 рублей (с НДС).

Разбег цен зависит от комплектности монтируемого узла учета: с установкой/без установки фильтра, крана шарового.

В целях обеспечения установки индивидуальных приборов учета воды (горячей, холодной) специалистами АО «ЛГЭК» и / или уточнения стоимости работ собственнику помещения необходимо обратиться по телефону: +7-904-687-65-86.

Основные требования, предъявляемые к принимаемым к коммерческому учету приборам учета.

1.Приборы учета должны иметь сертификат утвержденного типа Госстандарта России и должны быть зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений. 2.Приборы учета должны быть опломбированы органами метрологической службы и иметь действующую отметку (печать) о государственной поверке. 3.Приборы учета, у которых истек срок действия поверки, не допускаются к эксплуатации в качестве расчетных. Приборы учета, у которых истек срок действия сертификации, а также исключенные из реестра средств измерений, но выпущенные в период действия сертификата, могут применяться при наличии действующего клейма государственной поверки. 4.Проектирование, монтаж и эксплуатация приборов учета производится в соответствии с требованиями нормативно-технических документов Госстандарта России, Госстроя России, инструкциями изготовителей средств измерений с учетом специфики устанавливаемых приборов учета.

Ответственность за несоблюдение требований по установке приборов учета в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах.

Согласно части 5 и 6 статьи 13 Федерального закона об «Энергосбережении» обязанность установки приборов учета закреплена за собственником помещения.

Существует судебная практика (в т.ч. и по городу Липецку), обязывающая собственников выполнить такую установку за свой счет и компенсировать судебные издержки, с которой можно ознакомиться здесь — Судебные и нормативные акты РФ. Дело № 2-2517/2014 от 23.07.2014 Октябрьского районного суда г. Липецка.

Кроме того частью 12 статьи 13 Федерального закона об «Энергосбережении» предусмотрена возможность «принудительной» установки приборов учета с отнесением всех связанных с этим затрат на собственника.
При этом, «В случае отказа от оплаты расходов на установку приборов учета в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания».

При наличии технической возможности установки индивидуальных приборов учета размер платы увеличивается на величину повышающего коэффициента, равного 1,5.

Заказать услугу и уточнить стоимость работ Вы можете

  • позвонив по телефону (4742)23-66-93
  • написав заявку по адресу: kosarev_an@lgek.ru

Стоимость установки приборов учета

Доводы в пользу установки счетчиков воды

Установив у себя в квартире счётчики воды, каждый может рассчитывать на значительную экономию в оплате потребляемой воды. Среднестатистический москвич потребляет в среднем 3-4 м3 холодной и 2,5-3 м3 горячей воды в месяц, а платит за 11,68 м3! Половину коммунального платежа по нормативной ставке граждане платят за воду, которую не использовали. Установив у себя дома счётчики холодной и горячей воды, вы сможете использовать воду, оплачивая только её фактическое потребление!

Безусловно, установка счетчиков воды — услуга платная, и на покупку и установку счетчиков придется потратить определенную сумму, но счетчики устанавливаются на длительный срок, а окупаются, например, для семьи из 5 человек менее чем через полгода.

Еще одна причина для установки счетчиков воды – массовые неплатежи жильцов дома. Из-за этого коммунальные службы, пытаясь компенсировать свои затраты, начинают «раскидывать» неуплаченные деньги на счета добросовестных плательщиков.

Реформа ЖКХ предусматривает повсеместный перевод своих структур на учет воды и оплату в соответствии с реальным, а не средним расходом воды потребителями. К примеру, в Москве с 2003 года все сдаваемые дома в обязательном порядке должны быть оснащены квартирными счетчиками воды (водосчетчиками).

Применение счётчиков воды

Водосчетчики применяются для учета водопотребления в системах водоснабжения любого типа — в индивидуальных домах, в квартирах, офисах, административных зданиях.

Типичными пользователями являются:

  • индивидуальные потребители;
  • эксплуатирующие организации (ДЕЗ, РЭУ, ЖСК, ТСЖ);
  • строительные организации.

Для поквартирного учета воды обычно используются водосчетчики диаметром 15-20 мм, как правило, это одноструйные приборы. Они наиболее оптимальны по соотношению «цена-качество».

Главными отличиями водосчетчиков горячей воды от счетчиков холодной воды являются применение счетчиков из более стойких материалов и с более высокой степенью допустимой погрешности.

Важнейшими характеристиками при выборе счетчика воды являются:

  • присоединительный диаметр трубопровода (Ду);
  • монтажная длина трубопровода;
  • регистрация прибора в Государственном реестре средств измерений Госстандарта РФ;
  • класс точности водосчетчика;
  • возможные монтажные варианты использования данного водосчетчика.

Монтажная длина водосчетчика имеет особенное значение для одноструйных моделей, на правильность показаний которого значительно влияет турбулентность потока. Для этого после запорной арматуры, переходников, фильтров предусматривается прямой участок трубопровода длиной 3-5 Ду перед водосчетчиком и 1 Ду после счетчика. В связи с этим приборы учета воды с Ду 15-20 мм и монтажной длиной 130 мм и более могут устанавливаться без включения впереди и после них дополнительных патрубков.

Класс точности водосчетчика определяется уровнем допустимой погрешности, с которой может работать прибор при номинальной мощности потока. Для поквартирного учета питьевой воды допускаются водосчетчики класса А (±1%) для холодной и класса В (±2%) для горячей воды.

При принятии решения об установке счетчиков воды важно помнить, что установку и дальнейшее техническое обслуживание водосчётчиков должны проводить специализированные организации. Профессионализм сотрудников выбранной организации станет гарантией того, что счетчик будет служить долго и без проблем.

Принцип работы квартирного водосчетчика

Счетчик воды (горячей или холодной) используется для измерения количества воды, которая протекает через трубопровод. Водосчетчики по принципу действия можно разделить на тахометрические, вихревые, ультразвуковые, электромагнитные (используются в промышленности). По конструктивному исполнению они подразделяются на раздельные и компактные. По количеству обслуживаемых трубопроводов счетчики воды делятся на одноканальные, двухканальные и многоканальные.

Широкое применение нашли тахометрические счетчики воды, в устройстве которых имеется механизм (тахометр), который приводится в действие посредством прохождения через него потока воды. Поток воды воздействует на лопатки или на турбины, вызывая их вращение. Вращение передается на счетный механизм, суммирующий расход воды.

Тахометрические счетчики воды разделяются на несколько подтипов:

  • турбинные
  • одноструйные
  • многоструйные

Турбинные механические счетчики используются для измерения потребления холодной или горячей воды в системах водоснабжения различного типа, системах автоматического контроля, регулирования и управления технологическими процессами и других сфер деятельности, требующих учета потребляемой воды. Устанавливаются на входах систем водоснабжения промышленных предприятий, многоэтажных домов и в системе водоканалов.

Одноструйные счетчики воды — это сухоходные счетчики, принцип работы которых основан на измерении числа оборотов крыльчатки, вращающейся под действием единого потока воды в трубопроводе. Вращение крыльчатки передается на индикаторное устройство посредством магнитных муфт. Счетный механизм сухоходного счетчика защищен от воздействия воды, что обеспечивает долговременную стабильность измерений.

Достоинства сухоходных счетчиков:

  • конструкция прибора обеспечивает защиту от внешнего магнитного поля (антимагнитная защита счетчика воды);
  • все приборы могут быть оснащены импульсным выходом, что обеспечивает возможность дистанционного считывания показаний (модуль импульсного выхода устанавливается внутрь корпуса счетчика воды).

Многоструйные счетчики воды отличаются от одноструйных тем, что поток воды перед попаданием на лопасть крыльчатки делится на несколько струй. Благодаря этому значительно снижается погрешность турбулентности потока.

Достоинства многоструйных счетчиков:

  • минимальные трудозатраты при демонтаже и монтаже во время проведения периодических поверок (поверке подлежит только верхняя легкосъемная часть счетчика воды);
  • через дополнительные переходные втулки лицевая панель счетчика устанавливается на уровень декоративной поверхности);
  • все счетчики воды могут быть оснащены импульсным выходом, что обеспечивает возможность дистанционного считывания показаний (модуль импульсного выхода устанавливается внутрь корпуса счетчика воды).

Также водосчетчики можно разделить на счетчики воды мокрого и сухого типа. Счетчики воды мокрого типа являются самыми простыми, но, тем не менее, достаточно эффективными. Механизм счетчиков воды мокрого типа не изолирован от протекающего через счетчик потока. Плюсами данных счетчиков является их дешевизна, минусом – высокая чувствительность водосчетчика к качеству воды.

Счетчики воды сухого типа не имеют данного недостатка. В сухих счетчиках механизм герметично защищен от измеряемого потока воды немагнитной перегородкой, на которой не остается отложений. Передача и фиксация показаний происходит при передаче показаний с вращающейся крыльчатки или турбины с помощью магнита, закрепленного внутри. Сухим механизмом оснащаются чаще многоструйные счетчики для более точного учета расхода воды. На одноструйных счетчиках сухой механизм устанавливается реже, что оставляет их самыми дешевыми.

Используются и счетчики воды комбинированного типа, в которых сочетаются и крыльчатый, и турбинный механизмы, размещенные параллельно. Когда напор в системе низкий, вода поступает через крыльчатый механизм учета, когда напор возрастает, поток переходит на турбинный механизм, крыльчатый механизм перекрывается клапаном. Обычно механизмы располагаются в одной плоскости.

Поверка приборов

Оплата коммунальных услуг по показаниям индивидуальных приборов учета в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», выполняется только при проведении в срок процедуры обязательной поверки.

Проверка и поверка счетчиков воды – два различных процесса. Поверка производится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Проверка счетчика – это процесс технического обслуживания индивидуальных приборов учета водопотребления (ремонта, гарантийного обслуживания). Поверка — это метрологический процесс, по окончании которого владельцу счетчика выдаются соответствующие документы. В среднем, установленный счетчик учета воды может проработать до двенадцати лет, однако периодически (раз в четыре года для горячей воды, и один раз в шесть лет для воды холодной), счетчик необходимо поверять. Конечно, чтобы сократить расходы на поверку счетчика, абонент может сам снять прибор учета и самостоятельно доставить в метрологическую службу, но все-таки лучше доверить все процессы профессионалам.

Для чего необходима регулярная поверка счетчиков воды? Поскольку счетчик воды относится к метрологическим приборам, то обязательная поверка это процесс необходимый для определения возникающих погрешностей в работе счетчика. В метрологических службах индивидуальный прибор учета проверяют на наличие погрешностей, настраивают под те параметры, которым он обязан соответствовать, и оформляют необходимые документы, подтверждающие проведение работ. Если проведение процедуры поверки игнорировать, прибор учета считается непригодным для использования, а на квартиросъемщика возможно наложение штрафных санкций, вплоть до проведения перерасчета

Учет энергоресурсов одна из приоритетных задач в системах управления промышленными и общественными объектами. Федеральный закон № 261 ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», впервые принятый в 2009 году, определяет требования по энергоэффективности к вновь возводимым и реконструируемым зданиям и к зданиям. Статья 11, пункт 6: «Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.»

Исключения (нажмите, чтобы раскрыть):

  1. Культовые здания, строения, сооружения;
  2. Здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);
  3. Временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;
  4. Объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома;
  5. Строения, сооружения вспомогательного использования;
  6. Отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров;
  7. Иные определенные Правительством Российской Федерации здания, строения, сооружения.

Необходимость автоматизированного учета энергопотребления диктуется не только законодательством, но и экономической целесообразностью. Системы учета интегрированы в общую систему управления здания (BMS) или предприятия, это позволяет диспетчерам сопоставлять энергетические расходы с процессами, происходящими в здании.

Условно можно разделить системы учета на два типа: это коммерческий учет – счетчик на вводе энергоресурса в здание, определяющий совокупный объем потребленной энергии, данные которого используются для оплаты счетов и технический учет – когда счетчики устанавливаются в узловых точках внутри инженерной системы, это позволяет при необходимости быстро локализовать «виновников» перерасхода, определить вызвавшею его ситуацию, разработать алгоритмы управления, исключающие повторных инцидентов.

Удобство внедрения систем коммерческого учета, в особенности на крупных объектах, заключается в экономии времени службы эксплуатации – не требуется обход всех приборов для снятия их показаний и исключении ошибок и опечаток при записи показаний.

Нормативные документы в основном описывают требования к системам коммерческого учета, при этом требования к установке приборов технического учета не остаются на усмотрение владельца здания или проектировщика, если он сможет объяснить пользу от внедрения системы заказчику.

Данное разделение функций в наибольшей мере относится к системам электроснабжения, на других системах снабжения так же производят технический учет, но его детализация пока ограничена особенностями физических процессов. Комплексные системы учета называются AMR системами — automatic meter reading system, это технология автоматического сбора информации о потреблении, работоспособности и состоянии приборов учета воды, газа, электричества. Информация передается в центральную диспетчерскую и анализируется. Пример российской системы – АСКУЭ «Ресурс», производства Bolid.

Различают системы технического учёта следующих видов ресурсов:

Система учета электрической энергии (АСУЭ, АСКУЭ). Представляют собой либо простые счетчики электроэнергии, либо приборы, регистрирующие так же и параметры сети (пиковые нагрузки, снижение частоты и пр.). Система позволяет дистанционно контролировать и измерять электропотребление, обеспечивает сбор и передачу информации, учёт технологических потерь и всплесков энергопотребления. Регламентируются в т.ч. ПУЭ-6 «Правила устройства электроустановок. Глава 1.5. Учет электроэнергии» и РМ-2559 «Инструкция по проектированию учета электропотребления в жилых и общественных зданиях»

Системы учета тепловой энергии (АСКУТ, АСКУТЭ). Тепловая энергия поступает в здание вместе с горячей водой для систем ГВС и отопления. На примере многоквартирного здания – общее количество тепла, фиксируется на ИТП, а поквартирный учет осуществляется индивидуальными теплосчетчиками. В промышленных зданиях, системы представляют собой многоканальные средства измерений, включающее каналы измерения тепловой энергии с измерительными компонентами – теплосчетчиками, а также дополнительные измерительные каналы массы (объема) теплоносителя и его параметров – температуры и давления. Регламентируются в т.ч. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034 г. Москва «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».

Системы учета расходы воды (АСКУВ, АСТУВ). Система учета воды позволяет вести учет расхода и собирать информацию о потреблении, на основании которой в дальнейшем производятся финансовые расчёты за использованную воду. Эти данные служат основой для внедрения мероприятий по сбережению питьевой воды. Учету подлежит горячая, холодная питьевая и техническая вода. Приборы учета – известные всем водостчетчики. Регламентируются в т.ч. СП 30.13330.2016 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий».

Системы учета расхода газа (АСКУГ, АСТУГ). Данные системы позволяют автоматически измерять, собирать, обрабатывать, передавать и хранить данные по расходу, количеству и составу природного или технического газа в одном или нескольких газопроводах. Регламентируются в т.ч. Приказом Министерства энергетики РФ от 30 декабря 2013 г. N 961 «Об утверждении Правил учета газа».

Системы учета других ресурсов редко применяются в гражданском строительства, они реализуются исходя из физических процессов передачи тепла.

Стандартная схема технического учета включает в себя три уровня и выглядит следующим образом:

1 уровень (первичные датчики с преобразователями) . Он обеспечивает измерение параметров процесса, например, силы тока, напряжения и частоты сети, расхода воды, температуры, давления и передачу информации с выходов датчиков по каналам связи на входы управляющих контроллеров автоматизированной системы;

2 уровень (вычислители, устройства сбора и передачи данных) . Контроллеры. Здесь проводится первичная обработка параметров, преобразование их в единый формат системы управления зданием (Lon, BacNet, возможно и в TCP/IP); вычисление данных и передача этой информации по сети управления на сервер с программным обеспечением или другим существующим каналам связи в диспетчерскую здания;

3 уровень SCADA. Производит автоматический опрос контроллеров, устройств сбора и передачи данных, сохранение и архивирование данных о параметрах системы в целом и по частям. Программное обеспечение анализирует данные, сопоставляет с данными других систем и при их отклонении выводит сообщение оператору. Т.о. облегчается формирование причинно-следственных связей в системе.

Системы технического учета электрической энергии

Требования по оснащению объектов системами учета описаны в разделе 17.2 СП 31-110-2003 Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий.

Существует два вида учета электрической энергии: расчетный (коммерческий) и технический.

Расчетный – это учет отпущенной потребителям электроэнергии для денежного расчета за неё, осуществляется на «входе» электричества в объект (например, квартирный счетчик – квартира).

Технический – это учет для контроля расхода электроэнергии в зданиях, внутри предприятий и т.п. – определение параметров работы оборудования, проблемных участков и пр.

И для физических и для юридических лиц, коммерческий учёт электроэнергии ведётся при помощи однотарифных, двухтарифных и трехтарифных счётчиков.

Однотарифный – это счётчик, учитывающий расход электроэнергии по единому тарифу в течение суток.

Двухтарифный – это счётчик, который учитывает расход электроэнергии в дневное и ночное время по разным тарифам.

Основное предназначение системы учета – это рассчитать количество потребленной абонентом электроэнергии. Её основным элементом является аттестованный счетчик, установленный во вводном распределительном щите объекта, квартиры или дома. Если таких объектов много (многоквартирный дом, помещения арендаторов, коттеджный поселок и т.п.), то для автоматизированной передачи данных счетчики объединяются в общую шину (часто двухпроводную) передачи данных, и такая система будет называться АСКУЭ – автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии.

АСТУЭ предназначена для обеспечения эффективного учета электроэнергии, минимизации финансовых затрат при производстве, передаче, распределении и потреблении электроэнергии и мощности в целях оптимизации и прогнозирования энергопотребления. В состав системы входят токовые датчики, анализаторы качества и количества электрической энергии, а также SCADA – программный пакет, используемый для сбора, обработки и хранения информации. Как правило, система работает в составе системы управления зданием (BMS).

Системы технического учета тепловой энергии

Системы технического учета тепловой энергии так же бывают двух типов: автоматизированные системы технического учета тепловой энергии (АСТУТ) и автоматизированные системы коммерческого учета тепловой энергии (АСКУТ).

АСКУТ контролируют данные на входе и выходе из объекта и присутствуют на всех объектах, подключенных к общей тепловой сети. Счетчики расхода тепла устанавливаются в индивидуальном тепловом пункте здания.

Узел учета тепла состоит из вычислителей количества тепла, преобразователей и индикаторов расхода, температуры, давления, регулятора перепадов давления, запорно-регулирующей арматуры.

В настоящее время наметилась устойчивая тенденция по установке индивидуальных счетчиков тепла для каждой квартиры, и в этом случае счетчики объединяются по информационной шине данных (по аналогии с системой АСКУЭ).

Учитывая это, для владельцев объекта больший интерес представляет система АСТУТ.

Использование АСТУТ позволяет вести анализ следующих данных:

  • Количество теплоты, объем и масса теплоносителя в контурах;
  • Температура и давление в прямом и обратном трубопроводе, значение разности температур в подающем и обратном трубопроводах;
  • Температура окружающего воздуха (при наличии термопреобразователя);
  • Параметры конденсата и подпитки;
  • Суммарного времени накопления объема и массы жидкости в каждом трубопроводе;
  • Текущего значения тепловой мощности;
  • Техническое состояние оборудования;
  • Техническое состояние инженерных сетей;
  • Несанкционированный доступ к приборам учета.

Такая система учёта обладает следующими преимуществами: позволяет экономить финансовые средства на оплату отопления, облегчает техническое обслуживание системы, даёт возможность вести точный учёт расходов на отопление по каждой ветви отопления вплоть до отдельного прибора отопления.

Системы технического учета расходы воды

Аналогично всем, системы технического учета расходы воды бывают двух видов: автоматизированные системы технического учета питьевой, технической и сточной воды (АСТУВ) и автоматизированные системы коммерческого учета питьевой, технической и сточной воды (АСКУВ) .

Система учета воды – это многоуровневая автоматизированная система, которая функционирует в режиме реального времени и осуществляет коммерческий учет потребления воды. Количество уровней и архитектура построения системы определяются на стадии разработки технического задания и зависят от сложности и системы водоснабжения объекта.

Задачи системы учета воды включают в себя:

  • Автоматизированный учет расхода воды, температуры и давления в трубопроводах;
  • Автоматический сбор информации со всех счетчиков воды и контроллеров;
  • Обработка и статистический анализ полученных данных;
  • Сбор данных о состоянии средств измерений;
  • Дистанционная автоматическая диагностика состояния технологического оборудования;
  • Предупредительная сигнализация при нарушении режимов потребления воды, нештатной работе оборудования, несанкционированном вмешательстве в работу оборудования;
  • Формирование сигналов защит и блокировок в случае возникновения аварийных ситуаций;
  • Формирование отчетных документов.

Система учёта воды позволяет анализировать данные о:

  • Количестве питьевой, технической и сточной воды, поданной (полученной) за определенный период и ее параметры;
  • Суммарном времени накопления объема и массы воды в каждом трубопроводе;
  • Техническом состоянии оборудования;
  • Техническом состоянии инженерных сетей;
  • Несанкционированном доступе к приборам учета.

Для учёта расхода воды применяются следующие виды счётчиков: тахометрические, электромагнитные, ультразвуковые, вихревые.

Системы учета расхода газа (или других энергоносителей)

Продолжая аналогию, системы учёта расхода газа делятся на два вида: автоматизированные системы технического учета газа (АСТУГ) и автоматизированные системы коммерческого учета газа (АСКУГ). Задачи, выполняемые системами соответственно, расчет потребления и оптимизация потребления внутри системы.

Система учёта газа в общем случае позволяет анализировать данные о расходе и количестве природного или технического газа, покомпонентном составе природного газа, параметрах природного газа: влажности, плотности, теплоте сгорания, индексе Воббе, коэффициенте сжимаемости природного газа, средних температуре и давлении газа, техническом состоянии оборудования и инженерных сетей, несанкционированном доступе к приборам учета.

Система учёта газа позволяет решить следующие задачи:

  • Точно и своевременно измерять расход газа;
  • В реальном времени автоматически собирать и унифицировать данные с узлов учета;
  • Проводить обработку, анализ и накопление полученных данных;
  • Проводить дистанционную автоматическую диагностику состояния технологического оборудования;
  • Активировать сообщение оператору при нарушении режимов потребления газа, нештатной работе оборудования, несанкционированном вмешательстве в работу оборудования;
  • Формируют сигналы защиты и блокировок в случае возникновения аварийных ситуаций;
  • Формируют отчетные документы по режимам и объемам потребления газа, показателей по потреблению природного газа.

В гражданском строительстве и в промышленных зданиях, технический процесс которых не связан с непосредственным использованием газа применение технического учета расхода газа не целесообразно, ограничиваются коммерческим учетом.

Интеграция систем технического учета в систему управления зданием

Интеграция систем технического учета в систему управления зданием предполагает передачу данных о потреблении в систему BMS. В каком-то смысле, система тех учета является «глазами» диспетчера. Понимание взаимосвязи процессов между инженерными системами, позволяет оперативно решать текущие задачи и разрабатывать алгоритмы автоматического управления здания в будущем. Интеграция:

  • Сокращает эксплуатационные расходы;
  • Уменьшает затраты на техническое обслуживание;
  • Увеличивает скорость выявления проблем в работе системы.

В качестве примера, можно рассмотреть следующую условную ситуацию, когда система кондиционирования и система отопления работают друг против друга. Очевидно, потребление зданием тепла и электроэнергии будет расти, но при отсутствии технического посистемного учета энергоресурсов, оператор не увидит причину. В то же время, ситуация легко может быть разрешена, если налажен информационный обмен между системами и настроены сообщения на пульте диспетчера.

Оборудование технического учета размещается в следующей иератической последовательности.

Полевой уровень. Первичные приборы изменения параметров сетей, установлены на уровне каналов, трубопроводов и исполнительных устройств. Преобразователи передают аналоговые, цифровые или пороговые сигналы в шкафы автоматизации.

Связной уровень. Полученные сигналы преобразовываются в протокол системы управления зданием и передаются по линиям связи в систему диспетчеризации. Канал связи может быть двухпроводный, телефонный, TCP/IP, радио и т.п. Канал связи выполняет функцию инженера, который по рации передает показания, к примеру, электросчетчика диспетчеру с заданной периодичностью.

Серверный уровень, уровень управления. Продолжая пример с уровня связи, диспетчер записывает данные в таблицу и сравнивает их с предыдущей историей записи. При отклонении их от параметров, производит какие-то действия. Программное обеспечение диспетчера выполняет более сложные функции в автоматическом режиме. Данные могут собираться с одного или нескольких удаленных объектов, по разным каналам передачи данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *