Правила пожарной безопасности на транспорте

Министерство Образования Российской Федерации

«Сибирский государственный индустриальный университет»

Кафедра общей экологии и безопасности жизнедеятельности

Реферат

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

на тему:

«Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте»

Выполнил:

ст.гр. МХЖ-062

Городецкий Д.В.

Проверил:

доцент Шилинговский И.Г.

Новокузнецк 2010

Введение…………………………………………………………………….3

1 Причины возникновения пожаров на железнодорожном транспорте..4

2 Обеспечение пожарной безопасности…………………………………..4

3 Правила пожарной безопасности в пассажирских поездах……………6

4 Ведомственная пожарная охрана железнодорожного транспорта……8

5 Повышение эффективности противопожарной деятельности ОАО «РЖД»………….……………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………..18

Список литературы……………………………………………………….19

Введение

Из множества видов транспорта безопаснее всего мы чувствуем себя в поездах. В отличие от самолетов они не падают и юзом на обледенелых дорогах не идут. Меж тем это самообман. По статистике, в железнодорожных авариях гибнет людей гораздо больше, чем в авиационных катастрофах. Просто обычно это не такие массовые и потому не такие громкие происшествия, как в авиации. Отсюда и иллюзия безопасности.

Пожар в поезде ничуть не безопаснее падения самолета с высоты десять тысяч метров, поэтому необходимо изучать и исполнять правила пожарной безопасности. Такие инструкции пишутся не чернилами, а кровью тысяч жертв.

В 2009 на стационарных объектах и подвижном составе ОАО «РЖД» зарегистрировано 174 пожара, что на 7,5% меньше, чем в 2008 году. Основные причины – неосторожное обращение с огнём, технические неисправности локомотивов, неисправности электрооборудования и недосмотр за бытовыми приборами.

1 Причины возникновения пожаров на железнодорожном транспорте

Основными причинами пожаров и взрывов на железнодорожном транспорте является неосторожное обращение с огнём, искры локомотивов, печей вагонов – теплушек, котлов отопления пассажирских вагонов, а также технические неисправности. На эту группу причин приходится более 60% всего количества пожаров и взрывов. Примерно по 10% приходится на нарушения государственных стандартов и правил погрузки (вызывающие самовозгорание, трение упаковочной проволоки и т.п.), на попадание неустановленного источника зажигания внутрь вагонов и контейнеров или на открытый подвижной состав. Далее по степени убывания идут неисправность электрооборудования, недосмотр за приборами отопления и их неисправность, аварии и крушения, искры электросварки и прочие причины.

Следует отметить, что наибольшее количество пожаров возникает на подвижном составе (примерно 80% общего количества пожаров на железнодорожном транспорте). Это вызывает необходимость разработки более эффективных мероприятий по предупреждению пожаров в грузовых и пассажирских вагонах, а также на локомотивах.

2 Обеспечение пожарной безопасности

Для обеспечения пожарной безопасности в грузовом подвижном составе важное значение имеет постоянный контроль за качеством подготовки вагонов к перевозкам грузов, особенно пожаро и взрывоопасных грузов, а также за выполнением грузоотправителями требований Правил погрузки и перевозок в вагонах, в том числе при сопровождении проводниками. При осмотре и подготовке вагонов под погрузку особое внимание необходимо обращать на исправность кузова и крыши, на плотность прилегания дверей и люков, на исправность запоров. Тщательного осмотра и приёмки в поездах требуют вагоны, загруженные особо опасными и легковоспламеняющимися грузами. При обнаружении щелей и отверстий в кузове вагона, не плотностей в дверях, люках, печных разделках и т.п. неисправности немедленно устраняют или производят перегрузку грузов в исправные вагоны.

В подвижном составе необходимо на станциях формирования поездов проверить исправность отопительных устройств, осветительных приборов и электропроводки, а в пути следить за соблюдением пассажирами Правил пожарной безопасности, особенно в отношении провоза опасных грузов, запрещённых к перевозке в пассажирских вагонах.

При перевозке электрооборудования особое внимание обращают на состояние междувагонных электросоединений, осевого шкива, подвески генератора, запоров крышек аккумуляторных ящиков, карданно-редукторного привода, наличие и исправность различных предохранительных устройств, заземляющих элементов и других средств защиты.

Все обнаруженные при осмотре и приёмке вагонов неисправности должны быть устранены до подачи вагонов под посадку пассажиров.

На локомотивах, дизель- и электропоездах необходимо следить за исправным состоянием электрических сетей и электрооборудования, а также вспомогательных устройств и оборудования. Особую осторожность надо проявлять в аккумуляторных помещениях тепловозов и электровозов, не допуская там применения открытого огня.

Перед отправлением в рейс локомотивная и поездная бригада обязаны тщательно проверить наличие и исправность противопожарного оборудования и других средств защиты, установленных противопожарными нормами.

На предприятиях и складах, не представляющей особой пожарной опасности, проводят общие мероприятия по предупреждению пожаров и взрывов:

  • ограничивают суточной нормы расход горючего и легковоспламеняющихся жидкостей, используемых в процессе производства;

  • собирают в металлические ящики бывшие в употреблении обтирочные и другие материалы, пропитанные маслом, керосином, мазутом и т.п.;

  • убирают помещения и удаляют из них все горючие отходы производства после окончания работ, строго контролируют состояние электрических сетей светильников, электрооборудования и нагревательных приборов;

  • следят за тем, чтобы после окончания работы все огнедействующие приборы и освещение, кроме дежурного, были выключены;

  • содержат в чистоте чердачные помещения.

3 Правила пожарной безопасности в пассажирских поездах

В противопожарных целях в поездах нельзя перевозить легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества и курить где либо, кроме нерабочего тамбура Я видел остов в пять минут вместе с третью пассажиров сгоревшего вагона. Один заядлый курильщик перевозил в нем банку ацетона, его единственная сигарета стоила жизни полутора десяткам людей.

Находясь в поезде — не курите, не перевозите горючие вещества, не подсвечивайте себе спичками и зажигалками, не включайте кипятильники в бритвенные розетки, при малейшем запахе дыма вызывайте проводника, нет его — идите в соседний вагон, не бойтесь потревожить ночной покой людей.

Используйте для тушения пожара подручные средства, в том числе воду из туалетов и бака для кипячения воды, и огнетушители, висящие в коридорчиках перед туалетами.

При угрозе пожара немедленно покидайте вагон через тамбурные двери и аварийные выходы. В крайнем случае вышибайте оконные стекла подручными предметами.

Пожар в поезде страшен не пламенем, а в первую очередь ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Вы вначале отравляетесь и теряете сознание и лишь потом сгораете. И происходит это отравление в считанные минуты, а при интенсивном сгорании — секунды.

Не мешкайте. В движущемся поезде перейдите в соседний, желательно в сторону движения, вагон. В остановившемся — выходите из вагона, по возможности со стороны, где нет железнодорожных путей.

При сильном задымлении вагона закройте нос и рот смоченной водой тряпкой — полотенцем, наволочкой, простыней, куском разорванной одежды. В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как у пола дыма бывает меньше.

В целях безопасности, находясь в поезде, надо:

  • Укладывать детей в вагоне на самые безопасные места — на нижние полки, в сторону движения поезда.

  • На боковых полках ложиться ногами в сторону движения, чтобы при экстренном торможении не сломать шейные позвонки.

  • Знать, где располагаются и как действуют аварийные, выходы.

  • Убрать с пола и столика острые и т.п. опасные вещи.

  • Полностью, до фиксации, открыть или закрыть дверь купе.

Нельзя:

  • Перегружать верхние багажные полки.

  • Высовывать голову из открытых окон.

В момент аварии надо:

  • Ухватиться за выступающие детали полок.

  • В момент падения сгруппироваться, закрыть голову руками.

  • После аварии немедленно покинуть вагон, взяв с собой теплые вещи, одеяло, документы.

  • Оказать первую помощь нуждающимся.

Нельзя:

  • Выпрыгивать из поезда до его полной остановки.

  • Выходить в сторону, где располагается встречный путь.

  • Уходить после аварии далеко от поезда.

Транспорт – важнейшая составляющая повседневной жизни всякого жителя мегаполиса. Мало кто из нас задумывается о том, что перемещаясь посредством транспорта в необходимое место, мы доверяем свою безопасность не только водителю, но и тем, кто отвечает за правильное противопожарное оснащение транспортного средства. Ведь по статистике пожары на транспорте причиняют не меньше вреда, чем дорожно-транспортные происшествия.

Возгорание на любом виде транспорта – в авто или на самолете, в вагоне метро или в локомотиве – может возникнуть неожиданно и привести порой к плачевным последствиям. Причинами пожара часто становятся особенности конструкции транспортного средства, а, именно:

  • несоблюдение правил содержания горючих веществ и материалов,
  • использование дешевых или не отвечающих требованиям ПБ материалов в отделке салона;
  • большое количество кабелей и т. д.

Предотвращение пожаров на транспорте: проблемы, задачи, их решение

Для того чтобы обеспечить безопасность пассажиров в транспортном средстве, необходимо начинать задумываться о правилах ПБ еще на стадии проектирования систем жизнеобеспечения транспорта. Владельцем транспорта должен быть разработан план организационно-технических мероприятий.

Из задач, требующих доработки в плане обеспечения пожарной безопасности на транспорте, специалисты отмечают следующие:

  • повышение качества (обновление) используемого противопожарного оборудования и средств пожаротушения (ПТ);
  • повышение уровня техобслуживания противопожарных систем;
  • обязательная комплектация транспортных средств:
    • автоматическими установками ПТ,
    • системой пожарной сигнализации,
    • системой оповещения о пожаре,
    • противодымной вентиляцией.

Улучшение комплектации транспортных средств противопожарными системами позволит:

  • своевременно реагировать на пожар;
  • надежно локализовать очаги возгорания даже в труднодоступных местах;
  • не допустить задымления и удушья пассажиров;
  • осуществить эффективную эвакуацию людей и справиться с пожаром без серьезных последствий для здоровья всех находящихся внутри транспорта.

Инструкции по пожарной безопасности на транспорте

На данный момент специальными нормативными документами регламентируются следующие требования по обеспечению ПБ на транспорте:

  1. В каждом автомобиле должен присутствовать готовый к работе, исправный огнетушитель (ОТ) – порошковый либо углекислотный.
  2. Автобусы, а также грузовые авто, которые предназначены для перевозки пассажиров, комплектуются 2-мя ОТ – один из них должен находиться у водителя в кабине, второй – в салоне либо в кузове.
  3. Газобаллонные автомобили, у которых неисправно газовое оборудование либо обнаружено вытекание газа, эксплуатировать запрещено.

Требования ПБ касаются не только непосредственно транспортных средств, но и помещений и площадок, на которых они размещаются в нерабочее время:

  • на площадках или в специальных помещениях транспортные средства размещаются согласно СниПов для таких объектов;
  • при хранении на площадках или в помещениях более 25-ти транспортных единиц, разрабатывается план их размещения, на котором указывают порядок эвакуации транспорта при пожаре;
  • в ночное время, а также выходные / праздничные дни предусматривается наличие сторожа или дежурного в помещениях, где отстаивается транспорт;
  • места, где находится транспорт в нерабочее время, оборудуют буксирными тросами;
  • работники транспортных гаражей и депо должны быть осведомлены о порядке действий во время пожара.

Также в документах нормируются правила обращения с транспортными средствами, перевозящими горючие вещества и материалы.

ПОЖАР В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ: ОСОБЕННОСТИ И ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

О том, что пожар может возникнуть в квартире, офисе или на промышленном предприятии знают все. Поэтому для предотвращения трагедий принимают различные противопожарные меры (приобретаются средства пожаротушения и защиты органов дыхания, устанавливается пожарная сигнализация, системы автоматического пожаротушения и т.д.).

Тем не менее, пожар может возникнуть не только в помещении, но в транспорте. Каждый год в Удмуртии происходит более 150 пожаров на транспортных средствах. Ущерб оценивается более 12 млн. рублей, что составляет восьмую часть от общего ущерба от пожаров за год. В результате пожаров люди получают ожоги и травмы, несут значительные материальные потери.

Причин может быть множество: от неосторожного обращения с огнем, до неполадок в электрооборудовании автотранспорта. Такой пожар по ряду параметров отличается от пожара в здании.

В данном случае наибольшую опасность представляет пожар в общественном транспорте: автобусе, трамвае, троллейбусе, поезде и пр. Конечно же, сложно себе представит оснащение автобуса автоматическим пожаротушение, тем не менее огнетушитель должен быть в обязательном порядке. Существует тут отличие и в требованиях по пожарной безопасности. Для транспорта не производится расчет пожарных рисков, не применяются специальные мероприятия по планировке и противопожарной защите, свойственные для защиты зданий и сооружений. Тем не менее, основные правила и требования по пожарной безопасности соблюдаться должны.

Также есть некоторые особенности поведения в случае пожара в общественном транспорте. Например:

* При обнаружении дыма или возгорания немедленно сообщите об этом водителю и пассажирам.

* Вызовите пожарных и скорую помощь.

* Постарайтесь покинуть горящий транспорт, помогая детям, женщинам с маленькими детьми, престарелым лицам, людям с ограниченными двигательными возможностями через двери или специальные аварийные люки и выходы в крыше и боковых окнах.

* Внимание! В троллейбусе и трамвае металлические элементы могут оказаться под напряжением при нарушении целостности защитной изоляции проводов.

* Покинув салон, отойдите как можно подальше, так как транспорт может взорваться.

* Если есть пострадавшие, им надо оказать первую доврачебную помощь до приезда медиков.

Слаженные и оперативные действия позволят быстро покинуть салон горящего автобуса и спасти жизнь людей. А вот паника и некомпетентность могут стать причиной того, что эвакуация людей будет невозможна. Это может привести к жертвам.

Помните соблюдения правил пожарной безопасности — залог вашей безопасности в экстремальной ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *