Право оперативного управления имуществом

Определение

Суть оперативного управления следующая: имеющее пределы по возможностям и диапазону применения право вещного типа.

Статья 296. Право оперативного управления 1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. 2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению. За счет него субсидируемое учреждение или предприятие осуществляет процедуры, связанные с владением и действиями над принадлежащим им имуществом.

Субъекты

Кто становится субъектом оперативного управления? Законодательство отвечает на него следующим образом: субъектами права оперативного управления выступают учреждения, относящиеся к казенным и субсидируемым из средств собственника.

К финансируемым предприятиям из средств государства или региона относятся организации, чьей базой является собственность, относящаяся к государству или региону.

Сюда относятся предприятия, имеющее федеральное или региональное значение

Определение оперативного права управления. Фото: mypresentation.ru

Что касается учреждений, финансируемых частными лицами, то их можно создавать любым субъектам, в том числе государству и аффилированным с ним структурам.

Объекты

К таковым относят следующие элементы:

  • Предприятия, объединенные в комплекс. Также сюда относится имущество в качестве зданий, конструкций, оборудования для работы предприятия.
  • Любые денежные средств, включая рубли, валюту иностранных государств.

Что содержится в праве оперативного управления

  • Собственник составляет с помощью соответствующей документации цель деятельности организации и назначение закрепляемого имущества. Также он указывает, что будет сам распоряжаться доходами предприятия согласно плану управления имуществом.

На каких основаниях может возникнуть право собственности? Смотрите

  • Собственник не обладает правами, предъявляемыми на взимание имущества, имеющегося у предприятия казенного вида. Одновременно собственник может отобрать имущество, которое либо не используется, либо применяется не в соответствии с заявленной деятельностью, для эксплуатации его по собственному усмотрению;
  • Разграничение, касающееся субъекта управления оперативного вида, на действия, производимые с принадлежащей ему собственностью:а)

  1. В сферу самостоятельных решений федеральных предприятий входят исключительно вопросы по реализуемой продукции при разных условиях. В общем случае операции с имуществом, включая взимание и распоряжение таковым, происходят только при согласовании их с владельцем
  2. У учреждения не имеется полномочий изымать или другим методом распоряжаться любым имуществом в его владении, будь оно закрепленным или приобретенным по смете.
  • Учреждение, взяв от собственника денежные средства согласно финансированию, может тратить их только при согласованной смете и исключительно в ее пределах;
  • Государственное предприятие или учреждение непосредственно отвечает за обязательства компании. Здесь нужно учесть следующее: предприятие несет ответственность в полном объеме и по всем долговым обязательствам. В ведении учреждения ответственность распространяется только в границах имеющихся у последнего денежных средств.
  • Владелец несет ответственность субсидиарного плана по обязательствам данного предприятия, если у последнего не имеется достаточного имущества и наступает она при недостаточном количестве у организации средств, которые понадобятся для оплаты задолженности.

Когда возникает право, касающиеся оперативного управления предприятием

Интересным представляется пункт 1 статьи 299 гражданского кодекса.

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления 1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Здесь говорится, что описанное выше управление собственностью начинает действовать с того момента, как собственник передал его предприятию, при условии отсутствия противоречий, претензий со стороны посторонних компаний.

Например, оперативное право на недвижимость начинается в день его регистрации на владение в госреестре. Стоит отметить, что данное право имеет вещное действие и отдает его субъектам правовые полномочия по применению имущества с наложением обязанностей по ведению закрепленного имущества.

Момент окончания действия права оперативного управления

Оперативное право управления аннулируется в строгом порядке, который установлен гражданским кодексом, законами и нормативно-правовыми, по которым аннулируется данное право.

Что такое консенсаульные соглашения? Читайте по

Также это возможно , если произошел законный отъем имущества у предприятия согласно требованию владельца.

Владелец имеет право изъять любое простаивающее или лишнее имущество бюджетного предприятия, какое закреплено последним за счет выделенных владельцем финансовых ассигнований на покупку объектов недвижимости.

Право оперативного управления имуществом: схема.

Изъятым у конкретного учреждения имуществом владелец может действовать согласно своим планам.

Передача права собственности, распространяющееся на имущество или учреждение

Итак, право собственности, распространяемое на предприятие государственного или муниципального значения в качестве имущественного комплекса перешло к новому собственнику подобного имущества, Тогда предприятие имеет в сохранности право оперативного управления имуществом, которое находится в их ведении .

Что касается передачи собственности третьей стороне: предприятие и в дальнейшем обладает правом оперативного управления на имущество, имеющееся в его распоряжении.

Продукция и связанные с нею доходы

Касательно деятельности, которая дает некоторые доходы. Если оно может вести таковую согласно учредительной документации, то абсолютно все доходы и приобретенные с них имущественные объекты считаются самостоятельными объектами. Для них выделяется отдельный счет.

Вся продукция, получаемая предприятием от имущества под оперативным управлением плюс собственность, которую забрало предприятие унитарного плана в соответствии с договором или другими обстоятельствами, будет под оперативным управлением предприятия в соответствии с ГК РФ, а также актами нормативного плана для получения права собственности.

На какое имущество распространяется право оперативного управления. Фото: images.myshared.ru

Что необходимо для того, чтобы зарегистрировать оперативное управление

Чтобы оформить оперативное право, необходимы следующие документы:

  1. Регистрационное заявление;
  2. Паспорт или иной подтверждающий личность документ.
  3. Оплаченная квитанция на госпошлину;
  4. Доверенность, оформленная на законного представителя, заверенная у нотариуса;
  5. Документ, в котором подтверждаются полномочия представителя;
  6. Документация учредительного плана, принадлежащая юрлицу;
  7. Свидетельство , подтверждающее регистрацию юрлица;
  8. Свидетельство, подтверждающее становление на учет в налоговых органах;
  9. Распоряжение властного органа касательно имущества о закреплении недвижимости по оперативному праву. В пункте 2 299 статьи настоящего кодекса есть указание, в котором таковым распоряжением является приобретение единым учреждением недвижимости.
  10. Акт, подтверждающий прием и передачу имущества;
  11. Документы, устанавливающие право собственности на недвижимость;
  12. Выписка, взятая из госреестра собственности, где будет указано обоснование включения недвижимости в реестр;
  13. Документы, устанавливающие право на участок;

Регистрационная процедура

Если оперативное право управления тем или иным объектом собственности возникло, то его надлежит зарегистрировать в государственном реестре предприятий.

Сведения об обеих сторонах соглашения должны вносится в БД ЕГРП.

Осуществить регистрацию оперативного права недвижимыми объектами можно, соблюдая порядок действий:

  • Собираете нужные документы для Росреестра;
  • Законный представитель обращается с документацией в ЕГРП или МФЦ;
  • В результате будет выдано соответствующее свидетельство, где будет подтверждена регистрация права по государственному образцу на имущество. В другом случае будет сделана выписка из Росреестра.

Сколько стоит процедура

Процедура регистрации права оперативного управления стоит порядка 10 тысяч рублей

Регистрация хозяйственного управления включает следующие услуги:

  • Проведение анализа документов заказчика. Именно они понадобятся для регистрации оперативного права
  • Подготовительные процедуры для запросов в федеральные органы;
  • Сбор документации для органов, уполномоченных проводить инвентаризацию технического плана;
  • Составление пакета документации, необходимого для регистрации права в органах власти;
  • Направление документов в ФРС, контроль за регистрацией оперативного права с получением прошедших регистрацию и отдачей их владельцу.

Образец договора.

Кто может подать заявление в государственный реестр предприятия

Обратиться в орган государственной власти для подачи заявления о регистрации права могут лишь строго определенный круг лиц, среди них:

  • Обладатель прав на имеющуюся в распоряжении собственность;
  • Представляющий интересы владельца официальный представитель;
  • Ведающий нотариальным заверением сделки представитель, если на ее основании возникло оперативное управление;
  • Такое юридическое лицо, у которого имеется оперативное право.

Документацию можно отправлять и в реестр предприятий, и в мультицентр одним из следующих способов: самостоятельно, почтой, на сайт госуслуг или с помощью представителя.

Право оперативного управления – сложный и интересный вид права в юридической практике.

Процедура оформления требует внушительного пакета документов, при этом круг лиц, имеющих к этому доступ, строго ограничен.

В данной статье были рассмотрены все нюансы, связанные с оперативным управлением.

Надеемся, что после прочтения вам стало понятно и вы без проблем сможете при необходимости оформить право оперативного управления.

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьями 296, 298 — 300 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях повышения эффективности использования муниципального имущества МО «Иволгинский район» и распространяется на имущество, закрепляемое за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления.

2. Полномочия собственника в отношении имущества, передаваемого в оперативное управление, осуществляет исполнительный Орган по управлению имуществом муниципального образования «Иволгинский район» по управлению имуществом (далее – Орган по управлению имуществом).

3. Муниципальное имущество закрепляется на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, автономными учреждениями и муниципальными казенными предприятиями.

4. Муниципальное, автономное учреждение (далее — Учреждение) осуществляет в соответствии с целями своей деятельности, заданиями учредителя и назначением закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества права владения, пользования, распоряжения этим имуществом в пределах, определяемых законом, настоящим Положением, Уставом и Договором о закреплении имущества на праве оперативного управления.

5. Имущество, закрепляемое на праве оперативного управления, может представлять собой движимое (оборудование, транспортные средства, инвентарь и иные материальные ценности) и недвижимое (здания, сооружения, нежилые помещения) имущество, вещи, находящиеся в свободном гражданском обороте.

6. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное Учреждением по договору или иным законным основаниям, поступает в оперативное управление соответствующего Учреждения в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

7. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренными ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, и также в случаях правомерного изъятия имущества у Учреждения.

II. Порядок передачи имущества в оперативное управление

8. Основанием для передачи имущества в оперативное управление Учреждению является распоряжение Главы МО «Иволгинский район».

9. При создании, реорганизации муниципального, автономного учреждения на основании распоряжения Администрации МО «Иволгинский район» Учреждение заключает с Органом по управлению имуществом договор о закреплении имущества на праве оперативного управления (далее — Договор) в установленной форме, утверждаемой Органом по управлению имуществом.

10. Для заключения Договора учреждение представляет в следующие документы:

— свидетельство о государственной регистрации;

— Устав или положение;

— другие документы в зависимости от вида закрепляемого в оперативное управление имущества, в том числе справку из Бюро технической инвентаризации Иволгинского района и экспликацию для зданий, сооружений и нежилых помещений, техническую документацию на имущество от его предшествующего балансодержателя и иные документы, позволяющие с достаточной определенностью установить передаваемое (закрепляемое) имущество.

11. Документом, оформляющим изменения в составе имущества по договору оперативного управления в результате его приобретения, создания, передачи другому балансодержателю муниципального имущества, является распоряжение Главы МО «Иволгинский район» и акт приема-передачи, согласованный с Органом по управлению имуществом.

По итогам года муниципальные учреждения обязаны предоставить в Орган по управлению имуществом Карту учета муниципального имущества, форма которой утверждена Положением об организации учета и ведении реестра муниципального имущества.

III. Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом,

закрепленным на праве оперативного управления

12. Имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, находится в муниципальной собственности и отражается на балансе учреждения в порядке, установленном действующим законодательством.

13. При наличии неиспользуемого или используемого не по назначению имущества учреждение должно уведомить Орган по управлению имуществом.

14. Орган по управлению имуществом вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное на праве оперативного управления, и распорядиться им в соответствии с распоряжением Главы МО «Иволгинский район». Решение о признании имущества (его части) излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению принимается на основании решения комиссии в составе представителей Органа по управлению имуществом, отраслевых подразделений администрации.

15. Орган по управлению имуществом вправе принимать в соответствии с действующим законодательством и актами местного самоуправления обязательные для исполнения решения в отношении закрепленного за учреждением имущества, устанавливающие порядок и условия владения, пользования и распоряжения данным имуществом. Решения содержат конкретные предписания и указания Органа по управлению имуществом, а также сроки их исполнения. Учреждение отчитывается перед Органом по управлению имуществом об использовании имущества и исполнении решений в форме и сроки, установленные Орган по управлению имуществом.

16. Закрепленное Органом по управлению имуществом в оперативное управление имущество подлежит страхованию за счет учреждения.

17. При реорганизации или ликвидации учреждения его учредители обязаны в десятидневный срок известить Орган по управлению имуществом о принятом решении для определения дальнейшей судьбы имущества закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.

18. Имущество, приобретенное учреждением за счет доходов, полученных от осуществления приносящей доход деятельности, если право ведения такой деятельности предусмотрено Уставом учреждения, учитывается на самостоятельном балансе учреждения.

19. Списание недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств, выделенных по смете, осуществляется в порядке, определенном действующим законодательством и Положением о порядке списания муниципального имущества.

20. Руководители муниципальных учреждений несут ответственность за сохранность и эффективное использование имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в соответствии с действующим законодательством

21. Имущество, передаваемое в оперативное управление, подлежит оценке в порядке, установленном действующим законодательством и решениями Орган по управлению имуществом.

22. При переоценке закрепленного за учреждением имущества, ином движении имущества Орган по управлению имуществом и учреждение заключают дополнительное соглашение к Договору.

23. Имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, подлежит воспроизводству в соответствии с действующим законодательством, решениями Органа по управлению имуществом и с установленными нормами и порядком амортизации.

24. Учреждение вправе самостоятельно распорядиться частью имущества, приобретенного за счет деятельности, приносящей доход, при условии, что право осуществления такой деятельности закреплено в Уставе учреждения. В случае продажи имущества учреждение, осуществившее продажу, не позднее 14 дней после совершения сделки представляет в Орган по управлению имуществом копию приказа о продаже, договор купли — продажи (документ, его заменяющий) и документ, свидетельствующий о поступлении средств от продажи на счет учреждения.

25. Учреждение самостоятельно (за счет собственных средств) вносит в бюджет налог на имущество, переданное в оперативное управление, в соответствии с действующим законодательством.

26. В случае передачи по договору в оперативное управление учреждению здания, сооружения обязанность по оформлению в установленном порядке соответствующих правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено передаваемое здание, сооружение лежит на учреждении, при этом учреждение самостоятельно (за счет собственных средств) вносит в бюджет платежи за землю по ставкам, установленным соответствующими нормативными актами.

27.Передача в аренду имущества, закрепленного на праве оперативного управления, третьим лицам производится посредством проведения аукционов или конкурсов на право заключения таких договоров, за исключением случаев предусмотренных действующим законодательством, по согласованию с Органом по управлению имуществом, которое оформляется решением Органа по управлению имуществом и визированием договора аренды. Доходы от аренды имущества, закрепленного на праве оперативного ведения, могут оставаться в распоряжении балансодержателя по решению Органа по управлению имуществом и ходатайства отраслевого подразделения Администрации МО «Иволгинский район».

Содержание права оперативного управления

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Субъектом права оперативного управления могут быть как унитарные (казенные) предприятия (ст. 115 ГК), принадлежащие к категории коммерческих организаций, так и учреждения (ст. 120 ГК), относящиеся к некоммерческим структурам, а также предприятия, принадлежащие частным собственникам. При этом учреждения могут создаваться как государственными и муниципальными образованиями, так и другими, например, частными собственниками — гражданами и юридическими лицами. Они в определенных рамках могут заниматься и приносящей доходы деятельностью, что влечет появление у них особого права на полученное таким образом имущество, которое также можно определить как право хозяйственного ведения в соответствии с п. 2 ст. 298 ГК.

Государственные казенные предприятия и учреждения имеют на закрепленное за ними имущество право оперативного управления; возможность владеть, пользоваться, распоряжаться им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества (ст.296ГК РФ).

Это право более узкое по содержанию, нежели право хозяйственного ведения.

Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества (ст. 296 ГК РФ) осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им в соответствии со ст.297 ГК РФ:

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Учреждение расходует свои денежные средства по смете, утвержденной собственником, и в её пределах.

Другие действия по распоряжению имуществом учреждению запрещены, а казенное предприятие совершает их с согласия собственника (ст.298, 297 ГК РФ)

Учреждение имеет право распоряжаться над доходами, полученными в результате осуществления разрешенной уставными документами деятельности. Также учреждения самостоятельно осуществляют распоряжение имуществом, приобретенным на эти доходы. Такое имущество учитывается на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК РФ)

Учреждение несет ответственность перед кредиторами только в размере находящегося в его распоряжении денежных средств. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник.

Общие права хозяйственного ведения и оперативного управления

В соответствии со ст. 299 ГК Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

В соответствии со ст. 300 ГК РФ при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Особенности и сравнительный анализ права хозяйственного ведения и оперативного управления

Субъектом права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные предприятия, кроме казенных предприятий;

Субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия (коммерческие организации), и учреждения (некоммерческие организации);

Объектом права хозяйственного ведения является имущество — здания, сооружения, оборудование и т.д., переданное собственником на баланс предприятия;

Объектом права оперативного управления служат все виды имущества, закрепленные собственником, при этом собственник имеет право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

Право хозяйственного ведения — собственник определяет пределы пользования переданным имуществом;

Право оперативного управления — имеет целевой характер, который должен соответствовать целям деятельности, заданиям собственника и назначению имущества;

Право хозяйственного ведения — предприятие не вправе продавать переданное недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, или иным способом распоряжаться им без согласия собственника, движимым имуществом предприятие вправе распоряжаться самостоятельно;

Право оперативного управления — собственник несет субсидиарную ответственность по долгам казенных предприятий и учреждений.

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *