Право подписи бухгалтера

Ситуация, при которой применим Приказ на право подписи:

В процессе осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимательства возникает необходимость подписания разного рода документов, касающихся организационной деятельности, финансово-хозяйственных отношений и т.д.

Руководитель юридического лица (иное лицо, уполномоченное учредительными документами) или индивидуальный предприниматель может подписывать все документы как лично, так уполномочить другое лицо подписывать документы.

Представленный Приказ на право подписи применим при совокупности следующих условий:

Приказ выдан с правом:

  • Первой подписи;
  • Второй подписи;
  • Подписания определенных документов.
  • Работодателем является субъект предпринимательства юридическое лицо или индивидуальный предприниматель с которым Работник состоит в трудовых отношениях;
  • Работником является физическое лицо, состоящее с Работодателем в трудовых отношениях (дееспособное физическое лицо, действующее лично, или ограниченно дееспособное лицо, действующее с согласия законного представителя, достигшее ​ возраста 18 лет;

Приказ на право подписи регулируется:

  • Трудовой кодекс РК;
  • иные нормативные правовые акты, регламентирующие, а также, связанные с данным правоотношением.

В соответствии со статьей 268 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки, согласования и утверждения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий, а также о внесении изменений в такие соглашения.

2. Федеральным органам исполнительной власти в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обеспечить при необходимости внесение изменений в заключенные с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашения о передаче осуществления части своих полномочий и представить их для утверждения в Правительство Российской Федерации.

Временно исполняющий обязанности Председателя Правительства
Российской Федерации
В. Христенко

Правила подготовки, согласования и утверждения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий, а также о внесении изменений в такие соглашения

1. Настоящие Правила определяют порядок подготовки, согласования и утверждения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий (далее — соглашения), а также о внесении изменений в такие соглашения.

2. Соглашения заключаются в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации и статьей 268 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

3. Предложение руководителя федерального органа исполнительной власти и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о передаче соответствующими органами власти друг другу осуществления части своих полномочий с проектом соглашения и обоснованием целесообразности его заключения представляется в Правительство Российской Федерации, которое оценивает его в срок не более одного месяца.

4. При положительной оценке представленного предложения дальнейшая подготовка проекта соглашения осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющимися сторонами соглашения, с учетом требований части 2 статьи 268 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Проект соглашения с проектом постановления Правительства Российской Федерации о его утверждении направляется в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти для согласования в установленном порядке и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации для проведения научной правовой экспертизы.

Порядок согласования проекта соглашения заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяется нормативными правовыми актами этого субъекта Российской Федерации.

5. Соглашение подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении указанного соглашения вносится в установленном порядке в Правительство Российской Федерации вместе с этим соглашением.

6. В случае прекращения действия или досрочного расторжения соглашения федеральный орган исполнительной власти, являющийся стороной соглашения, вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации об утверждении этого соглашения.

7. Предложения о внесении изменений в соглашение вносятся в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для подготовки проекта соглашения.

Что нужно оформить для того, чтобы директор мог подписывать документы за главбуха?

Передача права подписи генеральному директору от главного бухгалтера — такое явление нередко возникает в современных условиях хозяйствования. Характерна такая ситуация для малого бизнеса, когда директор совмещает свои полномочия с функциями главбуха.

Если директор при вступлении на должность указал в приказе, что принимает ведение бухучета на себя, оформлять приказы или доверенности специально на право подписи за главбуха не требуется, поскольку:

  • возможность генерального директора действовать без доверенности от имени компании закреплена законодательством (ст. 69 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, п. 3 ст. 40 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ);
  • совмещать директорские функции с «главбуховскими» отдельным категориям коммерсантов позволяет п. 3 ст. 7 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Оформить приказ или доверенность на право подписания каких-либо документов потребуется обязательно, если возникнет прямо противоположная ситуация — главбух расписывается за директора (при его отсутствии по причине болезни, отпуска, командировки и др.).

Как составить приказ или доверенность на предоставление права подписи документов, расскажут размещенные на нашем сайте статьи:

  • «Приказ о праве подписи первичных документов — образец»;
  • «Образец доверенности на право подписи счетов-фактур».

Нюансы подписания документов генеральным директором за главбуха

Проблемы могут возникнуть в том случае, если в форме документа предусмотрены одновременно 2 подписи: директора и главбуха (к примеру, счет-фактура, универсально-передаточный документ и др.). Заполнение обеих строк одинаковыми подписями может вызвать дополнительные вопросы у контрагентов или контролирующих органов.

Если директор приказом возложил функции ведения бухучета на себя, каждому задавшему вопрос о правомерности такой формы подписания документа необходимо предъявить данный приказ.

Если выяснится, что в штате фирмы есть главбух и в документе (в строке, предназначенной для его подписи) стоит расшифровка его фамилии, последствия могут быть следующими:

  • контрагенты попросят переделать документ, так как подпись и ее расшифровка не соответствуют друг другу;
  • у контролирующих органов возникнут претензии к документу, составленному с нарушениями, и в некоторых случаях, например при подтверждении вычета по НДС, правомерность такой формы подписания документов придется доказывать в суде. К примеру, в бумажном варианте счета-фактуры подпись главбуха обязательна (п. 6 ст. 169 НК РФ, письмо Минфина России от 27.08.2014 № 03-07-09/42854).

Чтобы избежать недоразумений и не тратить время на доказывание правомерности подписи директора за главбуха, это право можно делегировать иному лицу (не генеральному директору), оформив доверенность или приказ.

Важно учесть! Рекомендация от КонсультантПлюс:
Наделить правом подписи счетов-фактур за руководителя и главного бухгалтера организации можно других сотрудников организации или лиц, не состоящих в штате. Для этого нужно…().

Разнообразную информацию о документах и требованиях к их подписанию см. в размещенных на нашем сайте статьях:

  • «Кто имеет право ставить подписи в УПД?»;
  • «Кто подписывает счет-фактуру (нюансы)?»;
  • «Кто же должен подписывать книгу продаж?».

Итоги

Право подписи за главного бухгалтера может быть у генерального директора, если ведение бухучета он принял на себя. В остальных случаях это право лучше возложить на иное лицо, подтвердив такие полномочия доверенностью или приказом.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Все хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать, в том числе личные подписи указанных лиц.

В силу п. 3 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества.
Таким образом, руководитель организации выполняет возложенные на него обязанности по управлению обществом как лично, так и путем делегирования части своих полномочий другим сотрудникам предприятия.
Эта норма означает, что законодатель предусмотрел возможность подписания первичных документов не только руководителем организации, но также иными уполномоченными на то лицами.

Следовательно, право сотрудника на подписание первичных документов должно быть регламентировано внутренними документами организации. Если сотрудник уполномочен на подписание документов, которыми оформляются операции с денежными средствами, то этот внутренний уполномочивающий документ, должен быть подписан не только генеральным директором, но и главным бухгалтером. Последнее требование в полной мере относится к изданию документа, наделяющего заместителя директора правом подписи счетов на оплату.

Согласно п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Таким образом, наиболее универсальным способом закрепления за определенными сотрудниками право подписи тех или иных документов является издание локального нормативного акта. В роли такого акта, как правило, используют приказ по предприятию. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому он издается в произвольной форме, если в организации не разработана какая-то специальная. Также определить круг полномочий работника, включая его право подписи тех или иных документов, можно в его должностной инструкции.

Таким образом, перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, должен быть утвержден руководителем организации (приказом или распоряжением), однако указание номера приказа в накладной действующим законодательством не предусмотрено. Между тем, рекомендуется во избежание конфликтных ситуаций с фискальными органами все-таки указывать основания, по которым то или иное лицо подписывает первичные документы.

Подпункт «г» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» допускает возможность ведения бухгалтерского учета лично руководителем организации.

Таким образом, в случае если обязанности главного бухгалтера исполняются руководителем организации лично, на счете-фактуре подпись руководителя ставится дважды: за руководителя и главного бухгалтера. При этом факт возложения обязанностей главного бухгалтера на руководителя должен быть подтвержден соответствующим приказом по организации.

Форма такого приказа организацией разрабатывается самостоятельно исходя из действующей в ней системы делопроизводства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *