Правовое регулирование автомобильных перевозок



Правовое регулирование международных перевозок является непростым вопросом. Помимо норм российского законодательства российским перевозчикам следует обращать внимание на международные конвенции и соглашения, заключенные в сфере этой деятельности. Но и они не всегда решают те или иные организационно-правовые задачи. В таких случаях международным автомобильным перевозчикам следует учесть инструкции отраслевого ведомства, таможенных и других компетентных органов в области международных автомобильных перевозок.

Каков порядок допуска к международным автомобильным перевозкам? Какую роль в этом играет Ассоциация международных автомобильных перевозчиков? Какие документы необходимы водителю, отправляющемуся в международный рейс? Для международных автомобильных перевозок разработана обширная нормативно-правовая база, и в статье автор постарается систематизировать имеющуюся правовую информацию в отношении деятельности международных перевозчиков.

Международно-правовые акты

На международном уровне приняты конвенции и соглашения, регулирующие отдельные вопросы автомобильных перевозок. Конвенции, к которым присоединяются несколько участников-государств, устанавливают общие нормы и положения, касающиеся вопросов международного автомобильного сообщения. Среди них можно выделить Конвенции:

— о дорожном движении, заключенную в Вене 08.11.1968;

— о договоре международной дорожной перевозки грузов, заключенную в Женеве 19.05.1956;

— о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, заключенную в Женеве 14.11.1975.

Помимо международных конвенций РФ заключены соглашения с отдельными государствами и содружествами в сфере международного автомобильного сообщения, например Соглашение о взаимодействии государств — участников СНГ в области международных автомобильных перевозок (заключено в Ялте 18.09.2003), соглашения между Правительством РФ и руководством других стран о международном автомобильном сообщении. Нормы международного права имеют приоритет перед актами российского законодательства в этой области, поэтому последние принимаются и разрабатываются с учетом международных правил осуществления автомобильных перевозок. У российских перевозчиков не так много времени на ознакомление с положениями и нюансами международных правовых конвенций и соглашений. Они могут воспользоваться более практичными и доступными для понимания отечественными нормативными актами, регулирующими вопросы осуществления международных перевозок. Охватить все документы, касающиеся международных перевозок, в одной статье вряд ли возможно, поэтому рассмотрим лишь основные из них, которые следует учесть в первую очередь.

Законодательство РФ в сфере международных перевозок

Международные перевозки в РФ регулируются Законом о государственном контроле за осуществлением международных перевозок (далее — Закон). Данным документом установлены основополагающие условия и требования, обязательные для выполнения российскими и иностранными перевозчиками. Если международным договором РФ установлены правила, противоречащие предусмотренным настоящим Законом, то применяются положения международного договора.

Перечислим основные требования, предъявляемые Законом к международным перевозчикам.

1. Для осуществления международных перевозок транспортной организации или индивидуальному предпринимателю необходимы:

— разрешение на проезд по территории иностранного государства (одностороннее или многостороннее). Данное разрешение может не понадобиться, если международными договорами РФ с другими государствами на условиях взаимности предусмотрено осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений;

— специальное разрешение на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

— специальное разрешение на перевозку опасных грузов.

2. Водители должны соблюдать режим труда и отдыха, установленный международным договором РФ. В настоящее время таким документом является Европейское соглашение, заключенное в Женеве 01.07.1970, в отношении работы экипажей транспортных средств (ТС), производящих международные автомобильные перевозки. В нем указаны требования к членам экипажа, допустимая продолжительность управления ТС, перерывов и отдыха, а также иные положения, касающиеся повышения безопасности дорожного движения. Проконтролировать соблюдение этих требований можно с помощью специальных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов), устанавливаемых на ТС, принадлежащих международным перевозчикам.

3. Международные перевозчики должны использовать только ТС, имеющие регистрационные и отличительные знаки своего государства. Это правило не распространяется на прицепы и полуприцепы, которые могут иметь регистрационные номера другого государства.

В целях исполнения Закона утверждено отдельное Положение о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок. В нем определены место и правила проведения транспортного контроля, целями которого являются:

— проверка соблюдения российскими и иностранными перевозчиками установленного порядка осуществления международных автомобильных перевозок;

— предупреждение и пресечение административных правонарушений при осуществлении международных автомобильных перевозок;

— учет использования разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска ТС через Государственную границу РФ.

Данный документ предназначен для должностных лиц транспортных инспекций как органов транспортного контроля, перевозчики могут изучить его в ознакомительном порядке.

Российским международным перевозчикам следует обратить внимание на требования Закона, одним из которых является наличие лицензии на данный вид деятельности. Однако законодательство не стоит на месте, и вместо лицензирования для перевозчиков установлена процедура допуска к международным перевозкам.

Допуск к международным перевозкам

К международным перевозкам могут быть допущены транспортные организации и предприниматели, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров. Для этого им следует обратиться в органы транспортной инспекции Министерства транспорта. Руководящим документом для перевозчиков и транспортной инспекции в этом вопросе является отдельное Положение о допуске к международным перевозкам (далее — Положение о допуске). Данным документом установлен ряд обязательных для выполнения перевозчиками условий:

— наличие лицензии на перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек;

— наличие ТС, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании. Автомобили, используемые для перевозок, должны соответствовать международным техническим стандартам, а также конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;

— соответствие назначенных российским перевозчиком лиц, ответственных за осуществление международных автомобильных перевозок, квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении;

— устойчивое финансовое положение российского перевозчика. Оно определяется наличием собственного имущества, стоимость которого в расчете на одно ТС, осуществляющее международные автомобильные перевозки, составляет не менее 50 тыс. руб. или в расчете на одну тонну разрешенной максимальной массы указанного ТС — не менее 2,5 тыс. руб. Перевозчик может выбрать один из указанных критериев, подтверждающих его устойчивое финансовое положение;

— обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ТС.

Из этих условий рассмотрим на примере выполнение предпоследнего требования — финансовой устойчивости перевозчика. В Положении о допуске не сказано, какое имущество принимается в расчет: все или только внеоборотные (оборотные) активы. Для организаций в качестве исходных данных о стоимости можно взять показатели бухгалтерского учета. Индивидуальный предприниматель, который уплачивает налог с полученных доходов по правилам гл. 23 НК РФ, сведения о стоимости имущества может взять из Книги учета доходов и расходов. Так же могут поступить предприниматели-«упрощенцы». Если организация считает, что остаточная стоимость не соответствует текущей рыночной стоимости, она может привлечь оценщика для более достоверного определения этого показателя. Плательщикам ЕНВД привлекать оценщиков не нужно, данный спецрежим вводится в отношении внутренних перевозок пассажиров и грузов органами муниципальных образований на территории РФ — места оказания транспортных услуг.

Пример 1. В активе Бухгалтерского баланса транспортной организации на 01.07.2007 отражены следующие показатели.

1. Внеоборотные активы (разд. I):

— остаточная стоимость основных средств (стр. 120) — 1200 тыс. руб.;

— долгосрочные финансовые вложения (стр. 140) — 850 тыс. руб.

2. Оборотные активы (разд. II):

— запасы — 100 тыс. руб.;

— дебиторская задолженность — 50 тыс. руб.;

— денежные средства — 200 тыс. руб.

Количество ТС, использующихся в международных перевозках, — 10 шт.

Условие о минимальной стоимости имущества в расчете на одно ТС ограничивало перевозчиков в период утверждения Положения о допуске. В связи с повышением цен выполнить это требование сегодня международным перевозчикам стало проще. То же самое можно сказать, если организация будет определять стоимость имущества в расчете на тонну разрешенной максимальной массы.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Рассчитаем стоимость имущества в расчете на грузоподъемность — на 1 т разрешенной максимальной массы используемых в международных перевозках ТС. Предположим, разрешенная максимальная масса 10 грузовых автомобилей составляет 400 т.

В расчете на одну тонну разрешенной массы всех ТС стоимость имущества составит 3,75 тыс. руб. (1500 тыс. руб. / 400 т). Полученное значение превышает установленный минимальный предел в 2,5 тыс. руб., однако если ТС имеют большую грузоподъемность, то организации, возможно, придется прибегнуть к первому способу — рассчитать стоимость имущества по количеству ТС, используемых в международных перевозках.

Свидетельством о праве осуществления международных перевозок являются удостоверение допуска и карточка допуска на каждое ТС. Формы данных документов приведены в Приложениях N N 3, 4 к Приказу Минтранса России от 22.11.2004 N 36. Удостоверение является основанием для выдачи российскому перевозчику разрешения уполномоченного органа иностранного государства на проезд ТС по его территории, а также одним из обязательных документов для допуска к международным перевозкам.

Для получения удостоверения и карточки допуска перевозчик должен представить следующие документы:

— заявление о выдаче допуска с указанием идентификационных данных организации и предпринимателя, вида перевозок и срока, на который требуется удостоверение;

— копии учредительных документов для организации и свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя, а также постановки на учет в налоговом органе;

— копия лицензии на перевозку пассажиров;

— паспорт ТС и документы, подтверждающие их соответствие международным техническим стандартам, конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные перевозки;

— копия документа, подтверждающего компетентность лиц, ответственных за перевозки;

— балансовый отчет (первая и вторая формы по Общероссийскому классификатору управленческой деятельности) за последний отчетный период. Название отчета говорит о том, что организация вправе представить формы бухгалтерской отчетности, на основании которой составляется финансовая и управленческая отчетность;

— копия полиса «автогражданки».

Для перевозчиков, имеющих стаж оказания международных транспортных услуг, может потребоваться подтверждающий этот факт документ, если они претендуют на получение удостоверения с пятилетним сроком действия. Перевозчикам, которые подают документы впервые и не имеют опыта международных перевозок или он составляет не более года, удостоверение выдается на год.

Положением о допуске не предусмотрено взимание платы за рассмотрение заявления, выдачу и оформление удостоверения и карточек допуска к международным автомобильным перевозкам.

В процессе оказания услуг в области международных перевозок количество ТС может увеличиться. Тогда организации или предпринимателю следует представить документы на право владения ТС и подтвердить его соответствие международным техническим стандартам для получения дополнительных карточек допуска ТС к международным перевозкам. Транспортная компания или предприниматель не вправе передавать удостоверение и карточки другому перевозчику. Однако достаточно ли данных документов для осуществления международных перевозок? Да, достаточно, если международная перевозка осуществляется на территории иностранного государства, с которым РФ заключено соглашение о перевозках без получения разрешений. В противном случае требования Закона обязывают международного перевозчика получить разрешение на проезд ТС по территории иностранного государства.

Разрешение на проезд по территории иностранного государства

Министерством транспорта, являющимся компетентным органом в международном автомобильном сообщении, предусмотрен централизованный Порядок обеспечения российских международных перевозчиков иностранными разрешениями.

Российские перевозчики для получения разрешений на проезд по территории иностранного государства представляют заявки в Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков (АСМАП, далее — Ассоциация). Она, в свою очередь, представляет общую заявку в Департамент автомобильного транспорта на получение иностранных разрешений для выполнения перевозок. Департамент по результатам переговоров с компетентными органами иностранных государств определяет количество необходимых российских разрешений для иностранных перевозчиков и обменивает их на иностранные разрешения для российских международных перевозчиков.

Полученные Департаментом автомобильного транспорта разрешения на проезд по территории иностранных государств передаются в Ассоциацию. При вручении разрешений перевозчикам она обязана предупредить об условиях осуществления международных перевозок на территории того или иного иностранного государства.

За услуги по выдаче разрешений, проведению консультаций и решению иных вопросов в области международных перевозок Ассоциация взимает плату с перевозчиков в виде членских взносов. Для международных перевозчиков членство в этой организации необходимо в целях осуществления своей деятельности, поэтому экономическую обоснованность таких расходов можно считать оправданной. Кроме того, затраты по оплате некоммерческим организациям членских взносов, обязательных для осуществления деятельности, поименованы в составе прочих расходов в пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако финансовое ведомство в Письме от 14.07.2004 N 03-03-05/3/58 не считает учет расходов по оплате членских взносов в Ассоциацию правомерным при расчете налога на прибыль. Чиновники под условием для осуществления деятельности понимают наличие федерального закона или иного нормативного правового акта, обязывающего уплачивать данные взносы. Такое расширительное толкование ст. 264 НК РФ, в которой нет указания на наличие нормативного акта, подтверждающего обязательность и размер взносов, ущемляет права и интересы налогоплательщиков. Отстаивать их или нет в судебном порядке — решать организации, однако автор не берется предсказать исход судебного решения в отсутствие арбитражной практики по данному вопросу.

Помимо транспортной инспекции международным перевозчикам приходится иметь дело с таможенными органами. При перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает им сведения, предусмотренные п. 1 ст. 73 Таможенного кодекса, путем представления документов на ТС, международной товарно-транспортной накладной, имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимый груз. Для перевозчика на таможне предусмотрен еще ряд процедур, которые значительно усложняют порядок осуществления международных перевозок. Мы не будем на них останавливаться, а рассмотрим порядок, который значительно упрощает перемещение грузов через государственные границы. Речь идет о международных перевозках с применением книжки МДП. Каковы их особенности и кто может быть допущен к таким перевозкам?

Перевозки по книжке МДП

Общие нормы и положения о перевозке грузов в данном порядке изложены в Таможенной конвенции (далее — Конвенция МДП). В ней применяется специфическое понятие — процедура МДП, под которой понимается перевозка грузов от таможни места отправления до таможни места назначения. При этом перевозчик перемещает товары без промежуточных перегрузок от места отправления до места назначения. Для перевозчиков такой порядок очень удобен, так как освобождает их от сборов и налогов на таможнях, находящихся на маршруте следования. Груз, провозимый с соблюдением процедуры МДП (в запломбированных контейнерах), освобождается от таможенного досмотра на промежуточных таможнях. Об этом говорится в Конвенции МДП и Приказе ГТК России N 206, которым даны практические рекомендации таможенным органам по применению данного международного документа.

Международные перевозки осуществляются по процедуре МДП, если перевозимые товары:

— сопровождаются книжкой МДП — документом международных дорожных перевозок, — заполненной и оформленной в соответствии с Конвенцией МДП и Приказом ГТК России N 206;

— обеспечиваются гарантией объединения, выдавшего книжку МДП (российским перевозчикам книжки МДП выдаются Ассоциацией);

— находятся под печатями и пломбами на ТС, которое допущено к перевозкам с применением книжки МДП, в индивидуальном порядке либо по типу конструкции. При этом на ТС выдается соответствующее свидетельство о допуске к таким перевозкам.

Уделим внимание последнему документу — свидетельству о допущении ТС. Оно представляется при таможенном оформлении товаров, а также на российские ТС на таможне отправления РФ. В других случаях данные свидетельства о допущении могут не представляться, тем не менее ТС (контейнеры) должны соответствовать техническим требованиям Конвенции МДП. Также нет необходимости в свидетельстве о допущении ТС при перевозке тяжеловесных или громоздких товаров.

Среди преимуществ международной перевозки по книжке МДП — то, что Ассоциация несет солидарную ответственность с перевозчиками за нарушения ими таможенного законодательства. По каждой книжке МДП Ассоциацией гарантируется уплата таможенных пошлин и налогов в установленном фиксированном размере. Что надо предпринять перевозчику, чтобы получить книжку МДП, которая не только упрощает порядок международной перевозки, но и гарантирует уплату санкций за нарушения перевозчиком таможенного законодательства?

Как отбираются кандидаты?

Совместным Приказом Минтранса и ГТК России от 01.09.1999 N 61/591 утверждено Положение о порядке допуска российских перевозчиков к процедуре МДП. Им установлены ряд требований и перечень документов, необходимых для получения допуска. Начнем с условий.

Во-первых, перевозчик должен иметь как минимум полугодовой опыт осуществления международных перевозок. Во-вторых, его финансовое положение должно быть настолько устойчиво, чтобы обеспечить выполнение обязательств перевозчика, предусмотренных Конвенцией МДП. В-третьих, перевозчик не может быть допущен к процедуре МДП, если у него выявлены серьезные или неоднократные нарушения таможенного законодательства РФ и задолженность по уплате таможенных платежей. Кроме того, перевозчик не должен нарушать налоговое законодательство РФ. И наконец, он должен обладать знаниями по применению Конвенции МДП.

Соответствие указанным требованиям перевозчику нужно подтвердить документами. Для получения допуска к МДП юридические и физические лица оформляют заявление, к которому прилагают копии регистрационных и уставных документов (организации), лицензии (допуска) на автомобильные перевозки грузов в международном сообщении. Также необходимо подготовить:

— справку налогового органа по месту учета перевозчика о наличии либо отсутствии задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней;

— копию бухгалтерского баланса (годового или квартального) с отметкой, подтверждающей его представление налоговому органу (для юридических лиц);

— копии не менее трех транспортных документов (транспортных накладных), подтверждающих опыт осуществления международных перевозок;

— копии свидетельств о госрегистрации ТС (технических паспортов);

— декларацию-обязательство, форму которой утверждает Ассоциация;

— копии документов, подтверждающих, что перевозчик имеет в собственности или полном хозяйственном ведении основные фонды (средства). Их остаточная или балансовая стоимость эквивалентна сумме не менее 20 тыс. долл. США с пересчетом по официальному курсу ЦБ РФ на день подачи заявления о допуске.

Последние документы рассмотрим подробнее. Перевозчику нужно подтвердить документами право собственности (хозяйственного ведения) и стоимость имущества, среди которого ТС, здания, сооружения, машины, оборудование и иное имущество, учитываемое в качестве основных фондов (средств).

Право собственности удостоверяют заключенные договоры на приобретение имущества, а также свидетельства о государственной регистрации ТС, сделках с недвижимым имуществом. По данным первичных документов, оформляемых по учету объектов основных средств (ОС), можно определить первоначальную стоимость имущества. Остаточную стоимость можно подтвердить показателями учетных регистров или бухгалтерского баланса. На отчетную дату это сделать не сложно, а как быть, если заявление о допуске к процедуре МДП представлено в Ассоциацию в течение месяца?

В такой ситуации организация может воспользоваться данными об остаточной стоимости объектов ОС на последнее число месяца, предшествующего дате пересчета 20 тыс. долл. США в национальную валюту. Иного варианта перевозчику не предоставлено, стоимость объектов ОС погашается через амортизационные отчисления ежемесячно.

Если стоимость объектов ОС перевозчика менее рассчитанного эквивалента, то в Ассоциацию можно представить гарантию банка на ту же сумму, обеспечивающую покрытие ответственности перевозчика по его обязательствам перед Ассоциацией.

И в заключение обратим внимание на то, что любому международному перевозчику независимо от наличия у него книжки МДП нужно позаботиться о документах, которые должен иметь при себе водитель в международном рейсе.

Документы, необходимые водителю в международном рейсе

При осуществлении международных перевозок, так же как при поездках на территории РФ, на ТС должен быть оформлен ряд документов. Однако в зарубежных поездках пакет документов, предъявляемых в соответствующих случаях для проверки, внушительнее.

При любых международных перевозках водитель должен иметь при себе водительское удостоверение, соответствующее Конвенции о дорожном движении, свидетельство о регистрации ТС, страховой полис, путевой лист, лицензионную карточку, регистрационные листки (тахограммы), разрешение на проезд ТС по территории иностранного государства. В зависимости от вида перевозки необходимы дополнительные документы.

При перевозке грузов нужна товарно-транспортная накладная (CMR) и отгрузочные спецификации по каждому наименованию груза (Auto Waybill, Truck Consignment Note). К ним могут потребоваться свидетельства о допущении ТС к перевозке скоропортящихся грузов, а также грузов под таможенными пломбами и печатями.

Перевозка опасных грузов обязывает позаботиться о выдаче специального разрешения и разработке маршрута их перемещения. Аналогичные документы могут потребовать в случае перевозки крупногабаритных и габаритных грузов. К указанным документам прилагается свидетельство о допуске водителя и ТС к перевозке опасного груза.

При пассажирских перевозках водитель должен иметь при себе разрешение договаривающихся стран на открытие регулярного маршрута или разрешение на проезд ТС по территории иностранного государства (в том числе на следование транзитом).

Перечень вышеназванных международных водительских документов, которые должны быть оформлены на ТС, утвержден Минтрансом 27.10.1998. Несмотря на то что данный документ не опубликован, международные перевозчики вправе им руководствоваться, так как требования о наличии указанных документов у водителя можно встретить в других документах, имеющих силу нормативного акта. Например, о разрешениях на проезд ТС по территории иностранного государства, на перевозку опасного, тяжеловесного и крупногабаритного груза говорится в Законе. Поэтому все предусмотренные разрешения и другие документы, требуемые для осуществления международных перевозок, должны быть в наличии у водителей ТС и предъявляться ими по требованиям контролирующих органов.

При осуществлении внешнеторговых перевозок автомобильный транспорт имеет определенные преимущества перед другими видами транспорта: маневренность, доставка грузов «от двери до двери»; срочность и регулярность доставки; доставка может быть организована по системе «just in time» (точно в срок); упаковка (требуется в меньших объемах или не требуется вовсе). Автомобильный транспорт обеспечивает высокую валютную эффективность перевозок1.

Основными договорами, регламентирующими международные автомобильные перевозки, являются

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г.,

Конвенция о дорожном движении 1971 г.,

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г.,

Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) 1957 г.

Конвенция КДПГ предусматривает, что договор перевозки груза автотранспортом должен быть подтвержден накладной на перевозку груза. Она должна выдаваться в трех экземплярах и подписываться отправителем и перевозчиком. Первый экземп- ляр выдается отправителю, второй прилагается к товарам, а тре- тий остается у перевозчика.

Накладная на перевозку груза является доказательством за- ключения договора перевозки, ее условий и получения товаров перевозчиком (ст. 9). Отправитель имеет право распоряжаться товарами, в частно- сти, потребовать от перевозчика приостановить транзит, изменить место назначения товаров или передать их лицу, иному, чем ука- зано в накладной.

Перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату товаров и за ущерб, причиненный им как с момента при- нятия товара к перевозке, так и до момента их доставки. Однако перевозчик освобождается от ответственности, если утрата, ущерб или задержка в доставке возникли в результате: а) неправомерных действий или небрежности истца; б) указаний истца, которые не связаны с неправомерными действиями или небрежностью пере- возчика; в) недостатками товаров, обусловленными специфически- ми свойствами; г) обстоятельствами, которых перевозчик не мог избежать и последствия которых он не мог предотвратить (ст. 17).

Предел ответственности автотранспортных предприятий ограни- чен установленным Конвенцией КДПГ максимумом 25 золотых швейцарских франков (10,64 долл. США) за килограмм недостающе- го веса брутто, если грузоотправителем не объявлена стоимость груза.

Конвенция КДПГ содержит перечень специальных рисков, которые освобождают перевозчика от ответственности. Например, к ним относится использование открытых (без брезентовой кры- ши) грузовиков, когда использование было прямо согласовано и оговорено в накладной на груз (ст. 17). В данном случае бремя доказывания лежит на перевозчике.

Срок исковой давности по Конвенции КДПГ составляет один год. При умышленном причинении вреда, которое приравнивается к умышленному деликту, исковая давность составляет три года. В со- ответствии со ст. 32 Конвенции этот срок начинает течь: а) в случае частичной утраты, повреждения или задержки доставки с даты дос- тавки; б) в случае полной гибели — с 13-го дня после истечения со- гласованного срока или, если ограничительный срок не установлен, с 60-го дня от даты принятия товаров перевозчиком; в) во всех дру- гих случаях —по истечении 3 месяцев после заключения договора.

Если перевозчиков несколько, истец должен известить того, которому он намерен предъявить иск. Требования, срок исковой давности по которым истек, не могут быть предъявлены в виде встречного иска или возражения.

В октябре 1997 г. государства — члены СНГ заключили Конвенцию о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа. Действие этой Конвенции распространяется на перевозчиков государств-участников, выполняющих перевозку пассажиров и бага- жа в международном сообщении автобусами, независимо от страны их регистрации и имеет для них обязательную силу. Конвенция оп- ределяет порядок организации международных перевозок, страхова- ния грузов и пассажиров, пограничный и таможенный контроль.

В Конвенции закреплены коллизионные нормы, которые ука- зывают, право какого государства должно быть применено для урегулирования отношений с иностранным элементом, а именно закон места нахождения государственного органа, закон страны следования, закон суда, закон места причинения вреда и др.

Проблемы правового регулирования международных автомо- бильных перевозок в общей форме затрагиваются в двусторонних договорах РФ с иностранными государствами. Так, на основе Со- глашения между правительствами РФ и ФРГ о международном автомобильном сообщении 1993 г. осуществляются автомобильные перевозки пассажиров и грузов между обеими странами и транзи- том по их территориям по дорогам, открытым для международно- го автомобильного сообщения, автотранспортными средствами, зарегистрированными в РФ или в ФРГ. Перевозка грузов между обеими странами или транзитом по их территориям грузовыми автомобилями с прицепами требуют разрешения компетентных органов обоих государств. На каждую перевозку грузов требуется отдельное разрешение, дающее право на совершение одного рей- са туда и обратно. Перевозки грузов должны осуществляться по накладным, по форме соответствующим общепринятому междуна- родному образцу. Перевозки могут выполняться только перевоз- чиками, которые согласно внутреннему законодательству своей страны допущены к осуществлению международных перевозок. Перевозчику не разрешается осуществлять перевозки пассажиров и грузов между двумя пунктами, расположенными на территории договаривающейся стороны.

На основании ст. 5 Соглашения между РФ и Ираном о меж- дународном автомобильном сообщении 1992 г. перевозчики обеих стран имеют право осуществлять без разрешений перевозки экс- портно-импортных грузов между Россией и Ираном.

Перевозки грузов транзитом по территории другой договариваю- щейся стороны, а также из трех стран на территорию другой дого- варивающейся стороны и с территории другой договаривающейся стороны в третьи страны будут осуществляться на основе разреше- ний, выдаваемых компетентными органами России и Ирана.

Разрешений не требуется на перевозки автотранспортными средствами следующих грузов: а) выставочных грузов; б) спортив- ных грузов для проведения спортивных соревнований; в) тел умерших; г) почты; д) поврежденных автотранспортных средств; е) личного домашнего имущества при переселении; ж) грузов, предназначенных для гуманитарной помощи.

При выполнении перевозок перевозчики обязаны заранее за- страховать автотранспортное средство в соответствии с установ- ленным порядком страхования гражданской ответственности.

Федеральный закон РФ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» от 9 июля 1998 г. определяет правовые основы мер по усилению государст- венного контроля за соблюдением порядка осуществления между- народных автомобильных перевозок на территории РФ грузовыми транспортными средствами или автобусами, принадлежащими как российским, так и иностранным перевозчикам.

Международная автомобильная перевозка — перевозка транс- портным средством грузов или пассажиров за пределы террито- рии РФ или на ее территорию, а также транзитом через территорию РФ. К такой перевозке относится проезд груженого или не- груженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории РФ на территорию иностранного госу- дарства и обратно, либо на территорию РФ транзитом через тер- риторию иностранного государства, либо с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного го- сударства транзитом через территорию РФ, а также проезд груже- ного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на тер- риторию РФ и обратно, либо транзитом через ее территорию. Допуск российского перевозчика к осуществлению междуна- родных автомобильных перевозок осуществляют органы Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ. Международные автомобильные перевозки иностранными пе- ревозчиками по территории РФ осуществляются в соответствии с российскими разрешениями и многосторонними разрешениями. Порядок выдачи разрешений определяется Правительством РФ. Запрещаются перевозки грузов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе временно ввезенными ими на территорию РФ, между пунктами, расположенными на территории РФ.

58. Валютно-финансовые условия международных коммерческих сделок и кредитных договоров: особенности их правового регулирования.

К международным коммерческим сделкам (или к внешнеэкономическим сделкам) можно отнести сделки, опосредующие предпринимательскую деятельность в сфере международных экономических отношений, совершаемые между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств. Такое заключение соответствует установившейся международной практике и не противоречит российскому законодательству.

Местонахождение коммерческих предприятий на территории разных государств означает не только то, что стороны находятся в разных странах, но и то; что они связаны с разными правовыми системами. Это обстоятельство серьезно осложняет процесс заключения и осуществления сделок. В результате появляется целый ряд специальных дополнительных условий, которые либо вообще отсутствуют в одноименных гражданско-правовых «внутренних» сделках, либо имеют значительно меньшее значение. Например, валютно-финансовые условия.

В международных хозяйственных операциях осложняется возможность получения платежей. Продавец не всегда имеет достаточные сведения о покупателе и о порядке получения платежей в соответствии с его национально-правовой системой. Отсюда возникает потребность включения в международные сделки тщательно разработанных условий, связанных с платежом. При этом используются сложившиеся в международной практике обычаи делового оборота. Кроме того, продавец стремится включить в сделку условия по обеспечению платежа, желательно банком собственной страны.

С платежами тесно связаны валютные условия. Их включение в международную сделку связаны с тем, что, как правило, либо для всех сторон, либо хотя бы для одной стороны валюта, используемая во взаимных обязательствах, будет иностранной. Появляется необходимость включить в сделку следующие положения: определение валюты цены, т. е. валюты, в которой выражена цена товара, услуг и пр.; валюты платежа; условия перевода одной валюты в другую, если валюта цены и валюта платежа несовпадают; меры по предотвращению валютных, рисков.

Валютно-финансовые и платежные условия внешнеэкономических сделок — условия, зафиксированные в контракте в результате переговоров участников сделки.

При согласовании этих условий проявляется противоположность интересов контрагентов. Напр., экспортер стремится получить максим, сумму валюты в кратчайший срок, а импортер заинтересован в выплате наименьшей суммы, в ускорении получения товара и отсрочки платежа до момента его продажи.

Выбор условий сделок зависит от характера экономич. и политич. отношений между странами, соотношения сил контрагентов и степени их компетентности, а также от традиций и обычаев междунар. торговли данным товаром.

При выборе валюты цены, где фиксируется цена товара, большое значение имеют: вид товара; факторы, влияющие на междунар. расчеты; условия межправительств, соглашений; междунар. обычаи. Иногда цена контракта указывается в нескольких валютах (двух и более) или в валютной корзине в целях страхования валютного риска.

В контракте уточняется способ определения цены товара (твердая, скользящая и др.). Существуют пять основных способов определения цен товаров.

1. Твердая фиксация цен при заключении контракта, при которой цены не меняются в период его исполнения. Этот способ применяется при тенденции к снижению цен на мировых рынках.

2. При подписании контракта фиксируется принцип определения цены (на основе котировок того или иного товарного рынка на день поставки), а сама цена устанавливается в процессе исполнения сделки. Этот способ обычно практикуется при тенденции к повышению рыночных цен.

3. Цена твердо фиксируется при заключении контракта, но меняется, если рыночная цена изменится по сравнению с контрактной, скажем, в размере, превышающем 5%.

4. Скользящая цена в зависимости от изменения элементов издержек, например при заказе оборудования. В условиях высокой конъюнктуры в интересах заказчика вводятся ограничения (общий предел изменения цены или распространения «скольжения» цены лишь на часть издержек и короткий период).

5. Смешанная форма: часть цены твердо фиксируется, часть устанавливается в скользящей форме.

Валюта платежа — валюта, в к-рой должно быть погашено обязательство импортера (или заемщика). При несовпадении валюты цены и валюты платежа в контракте оговариваются курс и условия пересчета первой валюты во вторую: курс, зафик-сир. в определенном виде платежного средства (банковского перевода, векселя и т.д.); время корректировки (накануне или в день платежа) на определ. валютном рынке (страны-экспортера (импортера) или третьей страны); курс пересчета (курс продавца, курс покупателя или средний курс на открытие, закрытие рынка или средний курс дня).

Несовпадение валюты цены (напр., доллара) и валюты платежа (напр., ф. стерлинга) — один из простейших методов страхования валютного риска. Если курс валюты цены (в долларах) снизился, то сумма платежа (в ф. стерлингах) пропорционально уменьшается, и наоборот.

Различают: наличные платежи (платежи против отгруж. или получ. товаров или против документов, подтверждающих отгрузку товара в зависимости от условий контракта) и расчеты с предоставлением кредита в виде отсрочки оплаты (кредитные отношения оформляются простым или переводным векселем, выписываемым импортером).

При платежах в форме аванса импортер кредитует экспортера, а при расчетах по открытому счету поставщик кредитует покупателя. Альтернативная форма условий расчетов — кредит с опционом наличного платежа (если импортер воспользуется правом отсрочки платежа, то он теряет скидку, предоставляемую при наличной оплате).

К средствам платежа, используемым в междунар. обороте, относятся; векселя, платежные поручения, банковские переводы (телеграфные и почтовые), чеки и т.д. Наиболее сложная часть платежных условий контракта — выбор формы междунар. расчетов и формулирование деталей их проведения. Увязка противоположных интересов контрагентов в междунар. экономич. отношениях и организация их взаимных отношений реализуются путем выбора условий сделок. От них в определ. степени зависит эффективность внешнеэкономич. деятельности.

Категория: Механизация транспортных процессов
Публикация: Организация работы транспорта
Читать далее:
Организация работы транспорта

При выполнении транспортных работ в дорожном строительстве участвует большое количество автомобилей-самосвалов и машин специального назначения.

При разработке организации автомобильных перевозок руководствуются следующими требованиями:
равномерно распределять объемы перевозок на весь год; – обеспечивать выполнение транспортных работ минимальным количеством автомобилей; – интенсивно использовать автомобильный транспорт и автомобильные прицепы.

Для выполнения этих требований необходимо планировать равномерный подвоз материалов в течение всего года для круглогодичного производства строительно-монтажных работ. В периоды, когда снижается потребность в материалах, целесообразно вывозить их на самые удаленные Участки строительства. Кроме того, следует выбрать рациональные схемы перевозок с наименьшими дальностями возок, обеспечивая тем самым снижение порожних пробегов и минимум транспортной работы в тонно-километрах. Для оптимизации маршрутов перевозок строительных грузов используют математические методы (линейное программирование).

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Работа транспорта может быть организована по открытому или закрытому циклу. Открытый цикл— автомобили не закрепляются за определенными производственными операциями и в процессе работ могут подаваться под погрузку в тот или иной пункт согласно распоряжениям главного диспетчера. Открытый цикл применяют при недостаточном количестве автомобилей.

Закрытый цикл— более прогрессивный способ использования автомобильного транспорта. При этом каждый автомобиль закрепляют за определенным видом работ.

Кроме того, в строительстве применяют две основные схемы автотранспортных перевозок — маятниковую и челночную.

При маятниковой схеме используют автомобили или автопоезда с неотцепными звеньями. В этом случае тягачи приостанавливают у мест загрузки и разгрузки транспортных средств. Эта схема эффективна при наличии приобъектных складов или вывозке материалов непосредственно на строительный объект (технологическую захватку).

При челночной схеме один седельный тягач работает последовательно с несколькими полуприцепами. Их количество зависит от дальности возки строительных грузов и производительности погрузо-разгрузочных средств. Эта схема позволяет осуществлять перевозки с минимальными затратами времени, так как простои под погрузкой и разгрузкой исключаются, а имеют место лишь незначительные потери времени (5—7 мин), связанные с прицепкой и отцепкой полуприцепов.

Выбор схемы перевозок — одна из важнейших технико-экономических задач организации строительного производства. Наиболее эффективной считается схема, обеспечивающая наибольшую производительность автомобильного транспорта и своевременную доставку грузов на строительные объекты.

При разработке организации работ количество автомобилей необходимо определять раздельно по их назначению и конструктивным особенностям. Особенно тщательно следует планировать использование специализированных автомобилей: цементовозов, битумовозов, бензовозов и т. д. Общее число их на строительстве обычно невелико и ошибки в организации их использования могут привести к перебоям в поставке материалов (цемент, битум и т. д.).

Большая часть транспортных работ на дорожном строительстве характеризуется непрерывно изменяющейся дальностью возки и различными объемами грузов, перевозимых на разные километры дороги. Такие обстоятельства приводят к тому, что меняется потребность в автомобилях на каждую рабочую смену.

Рис. 2.1. График вывозки материалов автоколонной постоянного состава из карьера, расположенного в начале участка дороги (N{ — количество автомобилей, работающих на коротком плече; JV, — то же, на длинном плече)

Организация возки ежесменно одинакового количества материалов одного вида постоянным составом автомобилей основывается на изменении дальности возки за счет изменения мест разгрузки.

Наиболее часто применяют одновременную возку материалов с одного места погрузки на два участка: один наиболее удаленный, а другой наиболее близкий к месту разгрузки. По мере обеспечения участков материалами на коротком плече происходит постепенное увеличение дальности возки, а на длинном — ее уменьшение (рис. 2.1).

На рис. 2.2 показан график организации вывозки материала из карьера, расположенного в центре участка строящейся дороги.

Наиболее часто встречающийся случай — произвольное расположение карьера, не привязанного ни к началу, ни к середине участка строящейся дороги (рис. 2.3). Организация вывозки в этом случае основана на объединении двух предыдущих решений.

Ежесуточно на каждый участок вывозят равное количество материала. На участке 1{ наибольшее количество автомобилей в начале работ и наименьшее — в конце, на участке 2 — наоборот. Суммарное количество автомобилей, работающих на обоих участках, всегда остается неизменным (N{ + N2= const).

Рис. 2.2. График вывозки материалов автоколонной постоянного состава из карьера, расположенного в середине участка

Рис. 2.3. График вывозки материалов автоколонной из произвольно расположенного карьера

После окончания работ на участках 1 и 2 материалы вывозят на участках 3 и 4 двумя встречными потоками. В связи с увеличением средней дальности возки общее количество автомобилей, необходимое для работ на участках 3 и 4, возрастает. Однако изменяться количество автомобилей будет только один раз, а далее оно останется неизменным (N{+ N’2= const).

Сократить время на производство погрузо-разгрузочных работ можно за счет доставки грузов в контейнерах и пакетах.

Контейнер — инвентарное многооборотное объемное устройство или емкость, предназначенная для бестарной перевозки грузов. По технологическому назначению их разделяют на два вида: универсальные и специальные. Универсальные контейнеры предназначены для одновременной перевозки различных категорий грузов. Их выполняют в виде закрытой тары, оборудованной специальными поддонами или петлями для погрузки и разгрузки. Специальные контейнеры предназначены для перевозки одного определенного вида грузов (рулонный материал, цемент, битумная мастика и т. д.).

Контейнер — элемент транспортного оборудования, обладающий: – постоянной технической характеристикой и достаточно прочной конструкцией для многократного использования;
специальной конструкцией, обеспечивающей перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной разгрузки контейнера; – приспособлениями для быстрой погрузки, разгрузки с одного вида транспорта на другой; – конструкцией, позволяющей легко загружать и разгружать груз; – внутренним объемом более 1 м3.

Транспортные емкости объемом менее 1 м3 или не отвечающие хотя бы одному из выше перечисленных требований относятся к поддонам.

Пакет — уложенная на специальный поддон партия груза (кирпич, мешки с цементом и т. д.). Наличие поддона позволяет погружать и разгружать такие пакеты с помощью вилочных погрузчиков или кранов. Контейнеры и поддоны являются инвентарем организации, поставляющей грузы.

При применении контейнеров и поддонов увеличивается производительность средств механизации и снижается трудоемкость погрузо-разгру-зочных работ.

При хранении пакетированного груза объем складских помещений используется рациональнее, чем при хранении непакетированного груза или груза в контейнерах. Наконец, пакетирование является предпосылкой к автоматизации погрузо-разгрузочных работ. Вместе с этим пакетному способу перевозок присущи некоторые недостатки — отсутствие защиты груза от внешних природных воздействий при его перевозке.

Рекламные предложения:

Читать далее: Общие сведения о производственных предприятиях
Категория: — Механизация транспортных процессов

123. Как осуществляется правовое регулирование различных видов транспорта?

Правовое регулирование транспортного сектора дифференцируется в зависимости от видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного, воздушного и смешанных перевозок.

В сфере регулирования железнодорожного транспорта Сообществом был издан ряд правовых актов, проводящих унификацию и гармонизацию отдельных элементов правового статуса железнодорожных предприятий, формы и содержания предоставляемых ими услуг, в частности:

— Регламент № 1191/69 от 26 июня 1969 г. о действиях государств-членов в связи с обязательственными отношениями, возникающими в сфере общественных услуг, оказываемых в железнодорожном, автомобильном транспорте и внутренних водных путях;

— Регламент № 1192/69 от 26 июня 1969 г. об общих правилах нормализации расчетов железнодорожных предприятий;

— Регламент № 1107/70 от 4 июня 1970 г. о государственной помощи, обеспечивающей меры по координации функционирования транспорта;

— Директива 95/18/ЕС от 19 июня 1995 г. о лицензировании железнодорожных предприятий;

— Директива 91/440/ЕЭС от 29 июля 1991 г. о развитии железных дорог Сообщества (с изменениями, внесенными Директивой 2001/12/ ЕС от 26 февраля 2001 г.);

— Директива 2001/14/ЕС от 26 февраля 2001 г. о размещении мощностей железнодорожной инфраструктуры, взимании платы за использование железнодорожной инфраструктуры и сертификации безопасности;

— Директива 2008/57/ЕС от 17 июня 2008 г. о функциональной совместимости железнодорожной системы в Сообществе.

Обеспечению свободного передвижения автотранспортных средств государств-членов на всей территории Сообщества посвящен Регламент № 4060/89 от 21 декабря 1989 г. об устранении контроля на границах государств-членов в сфере автомобильного и внутреннего водного транспорта.

Важнейшим актом Союза, регулирующим автотранспортные перевозки, является Директива 96/53/ЕС от 25 июля 1996 г., устанавливающая для некоторых транспортных средств, перемещающихся по Сообществу, максимально допустимые размеры при национальных и международных перевозках и максимально допустимый вес при международных перевозках, измененная Директивой Европейского парламента и Совета 2002/7/ЕС от 18 февраля 2002 г.

Гармонизации законодательных положений государств-членов о страховании автотранспортных средств посвящена Директива 72/166/ ЕЭС от 24 апреля 1972 г. о сближении законодательства государств-членов относительно страхования гражданской ответственности при использовании автотранспортных средств и развитию страхования в этой области. Дополняют указанную Директиву Директива Совета 84/5/ЕЭС от 30 декабря 1983 г. о сближении законодательства государств-членов по страхованию гражданской ответственности, возникающей при использовании транспортных средств, и Директива Совета 90/232/ЕЭС от 14 мая 1990 г. с аналогичным названием.

Несколько регламентов и директив ЕС направлены на обеспечение действия принципов свободного предоставления услуг, свободного передвижения работников применительно к деятельности предприятий морского транспорта. Взаимодействие и взаимное переплетение различных направлений политики ЕС в этом вопросе демонстрирует Регламент № 4056/86 от 22 декабря 1986 г., посвященный применению к предприятиям морского транспорта положений антимонопольного законодательства ЕС, сформированного в рамках политики защиты конкуренции.

ЕС утвердило ряд нормативных актов, существенно воздействующих на функционирование внутреннего водного судоходства. Важнейшим из них является Регламент № 718/1999 от 29 марта 1999 г. о политике Сообщества в области пропускной способности флота в целях стимулирования внутреннего водного транспорта. Еще одним немаловажным документом в рассматриваемой области является Директива 96/75/ЕС от 19 ноября 1996 г. о системе фрахтования и расценок в Сообществе для национального и международного внутреннего водного транспорта.

С целью реализации на воздушном транспорте принципа свободного предоставления услуг в 1990 г. был принят Регламент № 2343/90 от 24 июля 1990 г. о доступе воздушных перевозчиков к регулярным линиям внутри Сообщества и разделе объемов перевозок пассажиров между авиаперевозчиками на регулярных линиях и государствами-членами.

Двадцать третьего июля 1992 г. Сообществом были приняты два важнейших документа в сфере регулирования воздушного транспорта — Регламент № 2407/92 о лицензировании транспортных авиакомпаний и Регламент № 2408/92 о доступе транспортных авиакомпаний Сообщества на авиалинии внутри Сообщества. В соответствии с ними на территории ЕС действуют единые правила лицензирования воздушных перевозчиков всех государств-членов.

Европейским сообществом также были утверждены правила об ответственности воздушных перевозчиков в соответствии с Регламентом Совета № 2027/97 от 9 октября 1997 г. об ответственности воздушных перевозчиков в случае аварии, измененном Регламентом Европейского парламента и Совета № 889/2002 от 13 мая 2002 г.

Регламент Европейского парламента и совета № 261/2004 от 11 февраля 2004 г. учреждает общие правила относительно компенсаций и помощи пассажирам в случае снятия с борта, отмены или чрезмерной задержки рейсов. В 2008 аналогичные схемы компенсаций утверждены для железнодорожных перевозок.

В рамках транспортной политики Сообщества особое внимание уделяется поддержке развития смешанных перевозок внутри ЕС, а также между ЕС и другими странами. Определяющим является мнение, что смешанный транспорт способен решить множество проблем, связанных с перегрузкой путей сообщения, охраной здоровья и окружающей среды. Ключевым актом в этой сфере является Директива 92/106/ЕЭС от 7 декабря 1992 г. об учреждении общих правил для некоторых видов смешанных перевозок грузов между государствами-членами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Основной задачам государственного регулирования деятельности автомобильного транспорта есть формирования рынка его услуг путем реализации единой экономической, инвестиционной, научно-технической и социальной политики (Закон Украины » Об автомобильном транспорте»).

К системы государственных органов управления автомобильным транспортом необходимо отнести Верховную Раду

Украины, Кабинет Министров Украины, Министерство транспорта и связи Украины, Государственный департамент автомобильного транспорта, Государственную службу автомобильных дорог Украины, органы государственной власти на местах и органы местного самоуправления в части реализации компетенции в сфере управления транспортом.

Министерство транспорта и связи Украины является центральным органом исполнительной власти в области транспорта и обеспечивает проводку государственной политики на автомобильном транспорте, службу международных автомобильных перевозок и правительственный орган государственного управления на автомобильном транспорте —

Государственный департамент автомобильного транспорта Украины.

Департамент автомобильного транспорта Украины организовывает контроль за выполнением законодательства об автомобильном транспорте и подготовке предложений относительно его усовершенствования, в установленном порядке принимает участие в осуществлении стандартизации и сертификации, лицензирование перевозок, формирует предложения относительно тарифной политики, согласно законодательству обеспечивает защита прав потребителей услуг автомобильного транспорта общего пользования.

Государственная служба автомобильных дорог Украины является центральным органом исполнительной власти после ликвидации Украинской государственной корпорации по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог (Указ Президента № 1056/2001 с 08.11.01 года » О мероприятиях по повышению эффективности управления дорожным хозяйством Украины»).

Местные государственные администрации организовывают и контролируют автомобильные перевозки согласно законодательству. Функции территориального органа исполнительной власти в области транспорта в городе Киеве осуществляет соответствующий структурный подраздел Киевской городской государственной администрации — Управление транспорта КМДА, в других регионах — соответствующие отраслевые подразделы — отделы и управления.

Меры безопасности на автомобильном транспорте состоят в установлении:

— системы стандартизации и сертификации транспортных средств;

— лицензирование транспортных средств;

— регистрации транспортных средств;

— технического обзора транспортных средств;

— государственного контроля на автомобильном транспорте.

Система стандартизации на автомобильном транспорте

направлена на реализацию единой технической политики, защита интересов потребителей и государства ( ст. 8 Закона Украины » Об автомобильном транспорте»).

Порядок проводки сертификации товаров, работ, услуг на автомобильном транспорте определяет Кабинет Министров Украины.

Предоставление услуг из перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом общего пользования подлежит лицензированию согласно закону (Закон Украины » Об автомобильном транспорте», Закон Украины » О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности)». Лицензирование на автомобильном транспорте общего пользования направлено на определение начальных и текущих условий предоставления услуг из перевозок, а также самых важных параметров обслуживания потребителей ( ст. 8 Закона Украины » О транспорте», ст. 9 Закона Украины » Об автомобильном транспорте»).

Другой важной мерой гарантирования безопасности на транспорте есть государственный контроль на автомобильном транспорте, который осуществляют Государственный департамент автомобильного транспорта, его территориальные органы, в том числе служба международных автомобильных перевозок, а также другие органы государственной власти и органы местного самоуправления согласно закону (ГАИ, управление транспорта и т.п.). Государственный контроль обеспечивается системой регистрации и технического обзора транспорта.

Согласно ст. 34 Закона Украины » О дорожном движении» государственной регистрации и учету подлежат предназначенные для эксплуатации на вулично-дорожной сети общего пользования автомобили, автобусы, самоходные машины, сконструированные на шасси автомобилей, мотоциклы всех типов, марок и моделей, прицепы, полуприцепы и мотоколяски. Государственная регистрация и учет осуществляются органами Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины, а их порядок установлен Кабинетом Министров Украины ( Постановление Кабинета министров Украины от 7 сентября 1998 г. № 1388 » Об утверждении Правил государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок»).

Все другие механические транспортные средства подлежат ведомственной регистрации и учету, порядок которых устанавливается в ст. 34 Закона Украины » О дорожном движении» (Закон Украины № 3353-ХП с 30.06.93 года » О дорожном движении»).

Владельцы транспортных средств обязаны зарегистрировать надлежащие им транспортные средства на протяжении десяти суток после их приобретение, получение или возникновение обстоятельств что нуждаются во внесении изменений в регистрационные документы.

По решению местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления может производиться регистрация мопедов, велосипедов и гужевых тележек (саней).

Эксплуатация незарегистрированных транспортных средств, а также транспортных средств без государственных номерных знаков установленного образца запрещается. В случае эксплуатации такое транспортного средства он может быть принудительно изъятый. Владельцу транспортного средства в этом случае поворачивается его стоимость с учетом технического состояния и срока эксплуатации.

Механические транспортные средства, которые принимают участие в дорожном движении, а также прицепы (полуприцепы) подлежат обязательному государственному техническому обзору в порядке, установленном Кабинетом министров Украины ( Постановление Кабинета Министров Украины от 26 февраля 1993 г. № 141 » Об утверждении Правил проводки государственного технического обзора автомобилей, автобусов, мототранспорт и прицепов»). Механические транспортные средства, которые не прошли обязательный очередной технический обзор, к дальнейшей эксплуатации не допускаются ( ст. 35 Закона Украины » О дорожном движении»).

Автомобильное топливо и смазочные материалы должны отвечать установленным законодательством требованиям и сопровождаться сертификатом соответствия этим требованиям. Реализация автомобильного топлива и смазочных материалов осуществляется лишь в отведенных для этого местах в установленном порядке.

Законодатель предъявляет специальные требования к водителям транспортных средств и персонала автомобильного транспорта вообще ( ст. 19 Закона Украины » Об автомобильном транспорте»). Водители транспортных средств обязаны отвечать требованиям относительно допуска к управлению транспортными средствами ( ст. 15 Закона Украины » О дорожном движении»).

Право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Украины действуют национальные и международные удостоверения на право управления транспортными средствами, которые отвечают Конвенции о дорожном движении. Порядок выдачи этих удостоверений устанавливается Кабинетом Министров Украины ( Постановление Кабинета Министров Украины от 8 мая 1993 г. № 3402 » Об утверждении Положения о порядке выдачи удостоверений водителя и допуска граждан к управлению транспортными средствами»).

Водитель может быть лишен права на управление транспортным средством вследствие ухудшения состояния здоровья, если оно препятствует безопасному управлению транспортным средством, а также за невыполнения установленных обязанностей в предусмотренных законодательством случаях.

Относительно персонала автомобильного транспорта общего пользования установленные дополнительные требования, в частности:

— наличие необходимого уровня профессиональной квалификации;

— обеспечение качественного предоставления услуг автомобильного транспорта общего пользования.

Предприятия автомобильного транспорта общего пользования должны также обеспечить надлежащую организацию работы и контроля за работой водителей автомобилей. Контроль за работой водителей автомобилей должен обеспечивать безопасное выполнение водителями транспортной работы и включает организацию проверок режимов их работы и отдыха, а также выполнение водителями требований законодательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *