Правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» граждане имеют право отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации и выбрать негосударственный пенсионный фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд определено статьей 32 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Застрахованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд, начиная с 1 января 2004 года.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее — Закон №75-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона 75-ФЗ по организационно – правовой форме негосударственный пенсионный фонд является некоммерческой организацией.

На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд представляет собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

— деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

— деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

— деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

На основании статьи 4 Закона 75-ФЗ создание негосударственных пенсионных фондов осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Учредители (учредитель) негосударственных пенсионных фондов не имеют прав на переданное фонду имущество, которое является собственностью фонда.

Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Фонд приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации.

Учредительным документом негосударственных пенсионных фондов является устав фонда, который утверждается его учредителями (учредителем).

На основании статьи 8 Закона 75-ФЗ основными функциями негосударственных пенсионных фондов являются:

— разработка правил фонда;

— заключение пенсионных договоров, договоров об обязательном пенсионном страховании и договоров о создании профессиональных пенсионных систем;

— аккумулирование пенсионных взносов и средств пенсионных накоплений;

— ведение пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения;

— ведение пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

— ведение пенсионных счетов профессиональных пенсионных систем;

— информирование вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;

— заключение договоров с иными организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда;

— оплата услуг и возмещение расходов иных организаций, предоставляющих услуги по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда, раздельно по видам деятельности фонда за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, в том числе за счет части дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;

— определение инвестиционной стратегии при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;

— формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, и размещение составляющих его денежных средств;

— формирование пенсионных резервов, организация размещения средств пенсионных резервов и размещение пенсионных резервов;

— организация инвестирования средств пенсионных накоплений;

— заключение договоров с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

— оплата расходов, связанных с размещением средств пенсионных резервов, за счет части дохода от размещения средств пенсионных резервов, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, а также за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;

— оплата расходов, связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений, за счет части дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, а также за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;

— оплата расходов, связанных с размещением имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, за счет доходов от размещения указанного имущества;

— рассмотрение отчетов управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений;

— расторжение договоров с управляющей компанией (управляющими компаниями) и специализированным депозитарием по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации;

— применение мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для обеспечения сохранности средств фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании (управляющих компаний), с которой (которыми) расторгается (прекращается) договор доверительного управления;

— ведение в установленном порядке бухгалтерского и налогового учета;

— ведение обособленного учета имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;

— осуществление актуарных расчетов;

— назначение и осуществление выплаты негосударственных пенсий участникам;

-назначение и осуществление выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам или выплаты их правопреемникам;

— назначение и осуществление выплаты профессиональных пенсий;

— осуществление выплаты выкупных сумм вкладчикам и (или) участникам или перевод выкупных сумм в другой фонд, а также перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или Пенсионным Фондом Российской Федерации;

— принятие мер по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов;

— предоставление информации о своей деятельности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом;

— осуществление иных функций для обеспечения уставной деятельности фонда.

Приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде Российской Федерации от 17 января 2003 года №8 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона от 10 января 2003 года №14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» установлено, что впредь до изменения нормативных правовых актов в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года №14-ФЗ, внесшим изменения в Федеральный закон от 7 мая 1998 года №75-ФЗ, негосударственные пенсионные фонды при осуществлении своей деятельности обязаны руководствоваться действующими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и приказами Инспекции негосударственных пенсионных фондов в части, не противоречащей Федеральному закону от 7 мая 1998 года №75-ФЗ.

Государственным органом при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 года №1117 «Об утверждении Положения об инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» является Инспекция негосударственных пенсионных фондов (далее – Инспекция).

Основными задачами Инспекции являются:

— лицензирование деятельности Негосударственных пенсионных фондов,

— регистрация пенсионных правил,

— установление нормативного размера пенсионных резервов фондов,

— контроль над размещением пенсионных резервов,

— разработка нормативных и методических документов,

— установление сроков сдачи специальной отчетности.

Негосударственные пенсионные фонды (далее — НПФ) занимаются аккумулированием пенсионных взносов вкладчиков, размещением пенсионных резервов, учетом пенсионных обязательств и выплатой негосударственных пенсий участникам фонда.

Фонды осуществляют обязательное страхование независимо от деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению. Чтобы работать в области обязательного пенсионного страхования, НПФ должен соответствовать следующим требованиям:

— иметь опыт работы по негосударственному пенсионному обеспечению не менее двух лет;

— иметь опыт одновременного ведения не менее 5 тыс. именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года с 1 января 2004 года, а с 1 июля 2009 года — не менее 20 тыс. именных пенсионных счетов;

— иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2005 года не менее 30 млн. рублей, а с 1 июля 2009 года — не менее 50 млн. рублей;

— в целях обеспечения защиты прав участников иметь совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда, внесенный в фонд денежными средствами, в размере не менее 3 млн. рублей со дня введения в действие Закона №75-ФЗ, а с 1 января 2005 года — не менее 30 млн. рублей;

— не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение не менее последних двух лет деятельности;

— не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности.

На основании Закона №75-ФЗ сторонами договора об обязательном пенсионном страховании являются:

— страхователь (физическое или юридическое лицо, обязанное перечислять страховые взносы на формирование накопительной части трудовой пенсии);

— застрахованные лица (физические лица, заключившие договор об обязательном пенсионном страховании).

Участники договора – это сотрудники организации – вкладчики, которым согласно заключенному с НПФ договору будут производиться выплаты взносов. В договоре должен быть приведен список физических лиц, в пользу которых перечисляются взносы.

Согласно условиям договора организация в установленные сроки перечисляет на солидарный счет НПФ пенсионные взносы за своих работников.

При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий (пожизненно) только при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающим право на установление государственной пенсии.

Источниками выплаты накопительной части пенсии являются пенсионные накопления, которые формируются за счет страховых взносов и доходов от инвестирования накопительной части трудовой пенсии.

Пенсионные накопления передаются в доверительное управление по договору, заключаемому на один год между негосударственным пенсионным фондом и управляющей компанией. Неотъемлемой частью такого договора является инвестиционная декларация, которая определяет требования к целям инвестирования, составу и структуре инвестиционного портфеля управляющей компании.

Сторонами договора негосударственного пенсионного обеспечения выступают вкладчик и участник. Источником выплаты негосударственных пенсий являются пенсионные резервы, которые включают резерв покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв. Пенсионные резервы формируются за счет пенсионных взносов и доходов от размещения пенсионных резервов. Кроме выплат пенсий пенсионные резервы служат также источником выплаты выкупных и наследуемых сумм.

Размещение пенсионных резервов может производиться негосударственными пенсионными фондами как самостоятельно, так и через управляющую компанию.

Пенсионные резервы размещаются в ценные бумаги, банковские депозиты, объекты недвижимости и иные объекты инвестирования. Разместить пенсионные накопления можно только в те активы, что перечисленны в статье 26 Федерального закона от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг, их учету, а также контроль над соблюдением фондами и управляющими компаниями ограничений на размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений, их состава и структуры осуществляются специализированным депозитарием на основании договора.

Цель размещения пенсионных резервов и пенсионных накоплений — получение дохода. Этот доход направляется на пополнение средств пенсионных резервов и накоплений, на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности, и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.

Статья 3 Закона №75-ФЗ вводит понятие пенсионных схем. Различают два вида пенсионных схем:

— накопительную,

— солидарную.

При солидарной схеме пенсионные резервы не распределяются по каждому участнику, а учитываются в совокупности. Солидарная схема обычно не предусматривает наследование выплат.

Накопительная схема предполагает раздельный учет пенсионных резервов по каждому участнику. По накопительным схемам обычно осуществляются выплаты наследникам.

При обязательном пенсионном страховании используется солидарная схема.

При негосударственном пенсионном обеспечении используются обе схемы — как солидарная, так и накопительная.

Негосударственные пенсионные фонды обязаны ежегодно, по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку.

Высшим органом управления негосударственных пенсионных фондов является совет фонда, который осуществляет общее руководство деятельностью фонда. Структура, порядок формирования, полномочия и срок полномочий совета фонда, порядок принятия им решений определяются уставом фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Члены совета негосударственных пенсионных фондов могут получать вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей только в случае, если это предусмотрено уставом фонда. Размер вознаграждения членов совета фонда должен устанавливаться в виде фиксированной суммы.

Структура инвестиционного портфеля фонда должна удовлетворять следующим основным требованиям (статья 36.15 Закона №75-ФЗ):

— максимальная доля одного эмитента или группы связанных эмитентов в инвестиционном портфеле фонда не должна превышать 5 %, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;

— депозиты в кредитной организации и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией, не должны в сумме превышать 10 % инвестиционного портфеля фонда;

— максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг, эмитированных аффилированными лицами фонда, управляющей компании, специализированного депозитария и актуария, не должна превышать 5 %;

— максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда акций одного эмитента не должна превышать 10 % его капитализации;

— максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда облигаций одного эмитента не должна превышать 10 % совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;

— максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг одного эмитента не должна превышать 15 % капитализации данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации, а также не должна превышать 15 % выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации.

Максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда денежных средств в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях не должна превышать 20 процентов.

Максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда средств, размещенных в ценные бумаги иностранных эмитентов, не должна превышать 20 процентов.

Максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда прочих видов разрешенных активов определяется Правительством Российской Федерации.

Структура инвестиционного портфеля фонда или его части может быть определена в форме инвестиционного индекса (индексов). Порядок определения инвестиционного индекса (индексов) для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствующий класс активов и особенности управления инвестиционным портфелем, структура которого определена в форме инвестиционного индекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

В случае нарушения требований к максимальной доле определенного класса активов в структуре инвестиционного портфеля из-за изменения рыночной или оценочной стоимости активов и (или) изменения в структуре имущества эмитента управляющие компании обязаны скорректировать структуру активов в соответствии с требованиями к структуре инвестиционного портфеля фонда в течение шести месяцев с даты обнаружения указанного нарушения.

В случае нарушения требований к максимальной доле определенного класса активов в структуре инвестиционного портфеля фонда в результате умышленных действий управляющей компании она обязана устранить это нарушение в течение 30 дней с даты обнаружения указанного нарушения. Кроме того, она обязана возместить фонду ущерб, являющийся следствием отклонения от установленной структуры активов, и ущерб от сделок, произведенных для корректировки структуры активов.

Расчет величины инвестиционного портфеля фонда проводится по рыночной стоимости.

Пенсионные накопления могут быть размещены в государственные ценные бумаги, акции российских эмитентов, созданных в форме ОАО, депозиты в рублях в кредитных организациях, иностранную валюту на счетах в кредитных организациях.

Прекращение деятельности фонда может осуществляться в виде реорганизации (слияния, разделения, присоединения и выделения) или ликвидации.

Реорганизация фонда осуществляется на основании решения совета фонда по согласованию с уполномоченным федеральным органом при условии не ухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников и обязательного пенсионного страхования застрахованных лиц в соответствии с заключениями аудитора и актуария.

Ликвидация фонда производится на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

При ликвидации фонда средства пенсионных резервов направляются на удовлетворение требований вкладчиков и участников в соответствии с пенсионными договорами.

При ликвидации фонда средства пенсионных накоплений в трехмесячный срок передаются в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При ликвидации фонда не допускается удовлетворение требований вкладчиков и участников за счет средств пенсионных накоплений и удовлетворение требований застрахованных лиц за счет средств пенсионных резервов.

При ликвидации фонда средства от реализации имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, направляются на удовлетворение требований кредиторов в соответствии с очередностью, установленной законодательством Российской Федерации.

При ликвидации фонда полномочия по управлению делами фонда переходят к ликвидационной комиссии, формируемой учредителями (учредителем) фонда или органом, принявшим решение о ликвидации фонда, по согласованию с уполномоченным федеральным органом.

Более подробно с вопросами, касающимися негосударственного пенсионного страхования, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Негосударственное пенсионное страхование».

Волков Иван Александрович Заместитель Исполнительного директораНПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»

Содержание

Особенности правового регулирования деятельности НПФ на этапах становления и развития

Существенные экономические и демографические изменения в нашей стране в конце ХХ века привели к образованию дополнительных форм организации пенсионного обеспечения, наиболее существенное развитие из которых получили негосударственные пенсионные фонды (фонды).

Ключевые слова

Пенсионное обеспечение, пенсионное страхование, негосударственные пенсионные фонды, пенсионное законодательство, правовое регулирование

Стремительное вовлечение фондов в общественную жизнь, гармоничное сочетание социальных и экономических интересов, целевое назначение децентрализованных пенсионных средств, а также публичный характер деятельности, получивший активное развитие в результате вовлечения фондов в осуществление обязательного пенсионного страхования, предопределяют необходимость должного правового регулирования. Анализ нормативно-правовой, регулирующий деятельность негосударственных пенсионных фондов, показывает, что ее формирование отражает специфику и особенности отечественной негосударственной пенсионной системы на каждом этапе ее развития. С уверенностью можно говорить о постепенном смещении приоритетов правового регулирования от частных интересов в сторону публичных.

Базовым документом, положившим начало развитию законодательства, регулирующего деятельность негосударственных пенсионных фондов, является Указ Президента РФ от 16.09.1992 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» (Указ). Нормативный акт устанавливал, «что предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения могут учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан». Указ постановил, что «негосударственные пенсионные фонды функционируют независимо от государственного пенсионного обеспечения» и «выплаты из этих фондов осуществляются наряду с выплатами государственных пенсий».

Следует отметить, что до издания упомянутого Указа в России происходили некоторые попытки организации и регулирования негосударственного пенсионного обеспечения. Так, в начале 1988 года в СССР было введено добровольное страхование дополнительной пенсии рабочих, служащих и колхозников, Законом СССР от 15.05.1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» были установлены положения о «добровольном страховании дополнительной пенсии».

В ноябре 1991 г. была образована Комиссия по разработке порядка создания и правового режима функционирования негосударственных пенсионных фондов, а в декабре 1991 г. на Минсоцзащиты РСФСР было возложено создание негосударственной системы пенсионного обеспечения граждан.

Негосударственные пенсионные фонды прошли в своем развитии путь от решения узких кадровых задач отдельных корпораций до участия в национальной программе софинансирования пенсионных накоплений. Характеризуя развитие правового регулирования деятельности фондов, представляется целесообразным выделить следующие этапы.

Первый этап – с сентября 1992 – до мая 1998-го года – становление механизма правового регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Указом Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах». Указ, в силу делегированных Съездом народных депутатов полномочий Президенту России, имел силу закона, был подписан 16.09.1992 г. и утратил силу с 21.10.2004 в связи с упразднением Инспекции негосударственных пенсионных фондов.

В соответствии с Указом «О негосударственных пенсионных фондах» фонды создавались самостоятельными юридическими лицами в целях «улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции» и функционировали независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Учредителями фондов признавались «предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения». Устанавливался запрет на занятие коммерческой деятельностью. Для содействия развитию и осуществления контроля за деятельностью фондов предполагалось образовать при Минсоцзащиты Инспекцию негосударственных пенсионных фондов (Инспекция НПФ) и возложить на нее регистрацию и лицензирование фондов и управляющих компаний, а для обеспечения реальной защиты пенсионных накоплений граждан предлагалось создать Межведомственную комиссию по оценке рисков инвестиций негосударственных пенсионных фондов.

В целом характеризуя рассматриваемый этап, можно говорить о том, что формирование нормативной базы практически не происходило. Помимо Указа Президента «О негосударственных пенсионных фондах», деятельность фондов осуществлялась в соответствии с Приказами Инспекции НПФ.

Так, Инспекция НПФ утвердила Временные правила инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов и экономические нормативы надежности и платежеспособности негосударственных пенсионных фондов, первые формы отчетности о деятельности НПФ № 1-НПФ, 2-НПФ и 3-НПФ, а также Временные указания о порядке ведения бухгалтерского учета и отчетности в негосударственных пенсионных фондах, в 1995-м году было утверждено Положение о лицензировании деятельности фондов и компаний по управлению их активами. В дополнение к нормативным актам выходили разъяснения Минтруда, Минсоцзащиты, Госналогслужбы, Минфина, иных органов исполнительной власти.

Следует отметить, что в указанный период в системе источников нормативно-правового регулирования деятельности фондов определенную роль играет региональное законодательство. До принятия Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» государственные органы некоторых субъектов РФ разработали региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок создания и функционирования фондов и компаний по управлению активами, осуществления контроля за их деятельностью. Так, осуществляя финансово-правовое регулирование, Законодательным собранием Иркутской области был принят Закон от 16.04.1996 «Об аккредитации негосударственных пенсионных фондов в Иркутской области», который утвердил требования к инвестиционным программам фондов, минимальные требования к их финансовому состоянию, а также возможность предоставления областных налоговых льгот. Вместе с тем следует отметить, что региональное законодательство зачастую не соответствовало федеральным нормам. Так, например, в отдельных документах не были учтены требования основополагающих нормативных актов федерального уровня, использовались некорректные определения деятельности фондов и компаний по управлению их активами (предусматривались взносы в виде материальных активов, предусматривались единовременные выплаты пенсии, было закреплено за фондами право предоставления иных видов социальных услуг).

Второй этап – с мая 1998 года до января 2004 года – развитие механизма правового регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах». В мае 1998 года вступает в силу Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», состоящий из 11 глав и 38 статей.

Закон закреплял положения о деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению (пенсионному обеспечению), развивая положения Указа Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах». Нормы закона определили содержание их деятельности, функции, порядок образования, государственной регистрации, лицензирования, реорганизации и ликвидации. В законе установлены основные требования к фондам, права и обязанности вкладчиков и участников, предусмотрены нормы и гарантии, направленные на обеспечение надежности при выполнении обязательств, установлены требования государственного контроля. Одной из принципиальных особенностей Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» является закрепленный в нем переход от определения негосударственного пенсионного фонда в качестве юридического лица, занимающегося деятельностью по пенсионному обеспечению и имеющего практически любую организационно-правовую форму, к определению негосударственного пенсионного фонда в качестве лица, не только занимающегося специальной деятельностью, но и имеющего специальную организационно-правовую форму.

Принятые в рассматриваемый период в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» подзаконные нормативные акты завершили формирование нормативной базы, регулирующей деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению: вступили в силу более 50 подзаконных нормативно-правовых актов, развивается регулирование отрасли на уровне исполнительной власти, установлены ключевые правила поведения субъектов и участников пенсионных отношений.

В развитие норм Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» был принят целый ряд важнейших нормативно-правовых актов в сфере деятельности негосударственных пенсионных фондов, в соответствии с которыми:

  • утверждены требования к пенсионным схемам;
  • утверждены требования к составу и структуре пенсионных резервов и контроля за их размещением;
  • определены особенности деятельности депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды;
  • утвержден порядок регистрации Пенсионных правил;
  • утверждены условия договора о размещении средств пенсионных резервов;
  • утвержден порядок определения нормативных размеров пенсионных и страхового резервов;
  • утверждены указания об отражении в бухгалтерском учете фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению.

и др.

Третий этап – с января 2004 до 2008-го года – развитие механизма правового регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании. В соответствии со ст. 32 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» с 1 января 2004 года застрахованные лица получили право передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, из Пенсионного фонда России в один из негосударственных пенсионных фондов. В целях реализации указанного права Федеральным законом от 10.01.2003 № 14-ФЗ в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» были внесены значительные изменения и дополнения:

  • обязательное пенсионное страхование определено как один из видов деятельности негосударственных пенсионных фондов;
  • расширены лицензионные требования и требования к финансовой устойчивости;
  • установлены права и обязанности застрахованных лиц;
  • предусмотрены гарантии при инвестировании средств пенсионных накоплений;
  • введены иные положения, регулирующие деятельность негосударственных пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию.

Публичный характер нового вида деятельности, а также предполагаемые масштабы его развития, потребовали соответствующего ужесточения государственного регулирования и повышения требований к его субъектам и участникам. Так, были увеличены требования к величине денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности негосударственных пенсионных фондов, которая должна была составлять с 1 января 2005 г. – не менее 30 млн. руб., с 1 июля 2009 г. – не менее 50 млн руб.

В указанный период произошли значимые изменения в отношении контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов. Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 установлена новая система и структура федеральных органов исполнительной власти, преемником Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг стала Федеральная служба по финансовым рынкам. Постановлением Правительства РФ от 09.04.2004 № 206 в число основных функций ФСФР включены контроль и надзор за деятельностью негосударственных пенсионных фондов. Указом Президента РФ от 18.10.2004 № 1320 упразднена Инспекция НПФ при Минтруде России.

Четвертый этап – с января 2008 года по настоящее время – развитие механизма правового регулирования с учетом последствий финансового кризиса. Мировой финансовый кризис дал новые идеи для развития правового регулирования. Происходит переосмысление нормативов инвестиционной деятельности в части состава и структуры пенсионных активов, правил их оценки и отражения результата, появляется первая практика отражения отрицательного результата на пенсионных счетах застрахованных лиц и участников, корректируются условия договоров доверительного управления.

Изменения в Правилах размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, расширяющие инвестиционные возможности фондов в условиях кризисных явлений, были внесены только во второй половине 2009 г.. Федеральным законом от 18.07.2009 в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» также были внесены изменения, корректирующие инвестиционные требования к пенсионным накоплениям.

К сожалению, многие шаги были сделаны уже постфактум и поэтому не смогли своевременно предотвратить трудности, возникшие перед пенсионным сообществом в кризисный период. Сегодня в регулировании деятельности негосударственных пенсионных фондов перед законодательством ставятся новые задачи.

Отрицательно сказывается на развитии пенсионной отрасли отсутствие должным образом систематизированной нормативно-правовой базы и дифференцированного подхода к лицензированию видов деятельности фондов на пенсионное обеспечение и пенсионное страхование, отражающего степень частного и публичного интересов, а также свойства обособленно формируемых пенсионных средств. Следует отметить, что в литературе по пенсионной тематике неоднократно поднимались вопросы о необходимости кодификации пенсионного законодательства, были подготовлены несколько проектов Пенсионного кодекса, однако, до результативного обсуждения указанные разработки пока не дошли.

Существенным препятствием дальнейшего развития негосударственных форм пенсионного обеспечения является неурегулированность правового статуса негосударственных пенсионных фондов как особой организационно-правовой формы некоммерческой организации. Неодинаковое толкование государственными регуляторами и участниками рынка норм Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», в части осуществления негосударственными пенсионными фондами предпринимательской и иных «неисключительных» видов деятельности, порядка формирования высшего органа управления и других аспектов значительно осложняют развитие пенсионного рынка.

По результатам убыточного управления пенсионными средствами в период финансового кризиса стала очевидной проблема сохранности и эффективности размещения (инвестирования) пенсионных активов. Решение указанных и иных задач невозможно без должного осмысления нормативно-правовой базы, ее системы, подготовки и внесения соответствующих корректировок.

Кроме того, по мнению автора, одной из причин низкого качества правового регулирования негосударственных пенсионных фондов, является отсутствие широкого интереса правовой науки к исследованию их деятельности. Систематизация знаний в указанной области и формирование научных подходов к оценке отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию значительно бы повысили качество подготовки нормативно-правовых источников.

Собрание актов Президента и Правительства РФ, 21.09.1992, № 12. Ст. 925.

См.: Постановление Совмина СССР, ВЦСПС от 20 августа 1987 г. № 976 «О введении добровольного страхования дополнительной пенсии для рабочих, служащих и колхозников» // Свод законов СССР, т. 5, с. 656, 1990 г.

Ведомости СНД и ВС СССР, 1990, № 23. Ст. 416.

См.: Распоряжение Правительства РСФСР от 21.11.1991 года № 33-р // Документ опубликован не был. Правовая система «Консультант Плюс»

См.: Постановление Правительства РСФСР от 26.12.1991 № 64 «Вопросы Министерства социальной защиты населения РСФСР» // Документ опубликован не был. Источник: Правовая система «Консультант Плюс»

См.: Указ Президента РФ от 18.10.2004 № 1320 «Об упразднении Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ» // СЗ РФ 25.10.2004, № 43. Ст. 4187.

Указанная комиссия так и не была создана (прим. автора).

«Временные правила инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов», «Экономические нормативы надежности и платежеспособности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов» утверждены Приказом Инспекции НПФ от 15.12.1995 № 90 // Финансовая газета, № 8, 1996.

См.: Приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 № 5 «Об утверждении отчетности о деятельности негосударственных пенсионных фондов» // Финансовая газета, № 8, 1996.

См.: Приказ Инспекции НПФ от 07.02.1996 № 16 «О порядке ведения бухгалтерского учета и отчетности в негосударственных пенсионных фондах» // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету, N 4, 1996.

См.: Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 № 792 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов» // СЗ РФ 14.08.1995, № 33. Ст. 3390.

Такие акты были приняты в Республиках Карелия, Татарстан, Марий Эл, Волгоградской, Вологодской, Калининградской, Свердловской, Пермской, Тульской, Рязанской, Иркутской областях, Красноярском и Приморском краях, Ханты-мансийском автономном округе и ряде других регионов.

Ковалевский М.А., Ковалевский С.М. Некоторые элементы правового статуса негосударственных пенсионных фондов в отношениях по негосударственному пенсионному обеспечению // Страховое право. М.: Анкил, 2007, № 3. С. 7.

См.: Постановление Правительства РФ от 13.12.1999 № 1385 «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения» // СЗ РФ, 20.12.1999, № 51. Ст. 6353.

См.: Постановление Правительства РФ от 23.12.1999 № 1432 «Об утверждении Правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» // СЗ РФ, 27.12.1999, № 52. Ст. 6418.

См.: Постановление Правительства РФ от 28.04.2000 № 383 «О порядке заключения негосударственными пенсионными фондами договоров с депозитариями и особенностях деятельности депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды» // СЗ РФ, 08.05.2000, № 19. Ст. 2089.

См.: Приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде РФ от 22.12.1999 № 129 «О порядке регистрации пенсионных правил негосударственных пенсионных фондов» // Пенсия, № 1, 2000.

См.: Приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруда РФ от 24.01.2001 № 6 «О порядке размещения пенсионных резервов» (вместе с «Требованиями к составу и структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов», «Порядком согласования предложений по введению особого порядка размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за его соблюдением») // Пенсия, № 2, 2001.

См.: Приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруда РФ от 07.02.2000 № 7 «Об утверждении нормативных размеров пенсионных и страхового резервов» // Финансовая газета, № 12, 2000.

См.: Приказ Минфина РФ от 19.12.2000 № 110н «Об утверждении Указаний об отражении в бухгалтерском учете негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению» // Финансовая газета, № 6, 2001.

Федеральный закон от 10.01.2003 N 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» // СЗ РФ, 13.01.2003, № 2. Ст. 166.

Постановление Правительства РФ от 01.02.2007 № 63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» // СЗ РФ, 05.02.2007, № 6. Ст. 769.

Постановление Правительства РФ от 28.08.2009 № 702 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2007 г. № 63» // СЗ РФ, 07.09.2009, № 36. Ст. 4349.

ФЗ от 18.07.2009 № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // СЗ РФ, 20.07.2009, № 29. Ст. 3619.

другие материалы №2 (10) апрель-июнь 2012 г.

Заргарян Иван Викторович Главный редактор

№2 (10) апрель-июнь 2012 г. 27.02.2012

Колонка главного редактора

Самым значимым, на мой взгляд, этапом 20-летнего развития института НПФ стало появление в декабре прошлого года долгожданного закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». Читать

№2 (10) апрель-июнь 2012 г. 27.02.2012

Цитаты номера

Читать

Тулов Александр Петрович Начальник Управления отраслевого развития НПФ»Первый национальный пенсионный фонд»

Двадцать лет на рынке пенсионных услуг

Наступивший 2012 год знаменателен многими датами, которые будет отмечать наша страна. Одно — двухсотлетие Бородинской битвы свидетельствует о значимости этого високосного года, однако наряду с этим не должны пройти незамеченными и знаковые даты ближайшей истории новой России. В частности в 2012 году в сентябре будет отмечаться двадцатилетие выхода в свет Указа Президента РФ от 16 сентября 1992 г. №1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Еще одно символическое событие отмечается в этом году – десятилетие начала пенсионной реформы. Читать

Гвозденко Александра Николаевна Президент НПФ «Социальное развитие»

Чернышова Ольга Николаевна Финансовый директор НПФ «Социальное развитие»

Мы развиваемся вместе с рынком

В 2012 году исполняется 15 лет негосударственному пенсионному фонду «Социальное развитие». Читать

Владимирова Олеся Руководитель Департамента информационной политики НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»

Обеспеченная старость – хорошая традиция для клиентов Фонда

Один из крупнейших негосударственных пенсионных фондов нашей страны НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» отпраздновал в 2011 году свое 15-летие. Становление фонда неразрывно связано с развитием корпоративной пенсионной системы в железнодорожной отрасли России. Сегодня ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) — основной корпоративный клиент НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», при этом Фонд является активным участником открытого рынка. Читать

Помазкин Дмитрий Владимирович Руководитель отдела программ развития НПФ «ГАЗФОНД»

Это интересно №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 27.02.2012

Анализ изменений демографической структуры

Демографическая структура определяет соотношение численности населения в разных возрастах. Анализ изменения численности населения в разных возрастных группах позволяет описать динамику изменения половозрастной структуры. Читать

Дробот Леонид Владимирович Директор по рискам ОАО «УК «Ингосстрах-Инвестиции»

Особое мнение №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 27.02.2012

Рынку требуются управляющие компании новой формации

Сегодня мы переживаем очередной этап трансформации взаимоотношений НПФ и УК. Читать

Особое мнение №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 14.05.2012

Еще раз о пенсионной реформе. Или как поправить здоровье,предпочитая нелюбимому отдыху любимую работу.

И вновь, в который раз, россиянам предложен очередной проект концепции пенсионной реформы Минздравсоцразвития РФ, с «рабочим вариантом» которой был ознакомлен президент. Читать

Колобаев Олег Михайлович Советник президента НП «НАПФ»

В центре внимания №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 27.02.2012

Выплатной закон: ожидания и реалии

Отсутствие порядка выплаты пенсии, за счет сформированных пенсионных накоплений, в течение длительного времени сдерживало дальнейшее развитие, как накопительного компонента, так и пенсионной системы России в целом. Читать

Новости журнала №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 13.03.2012

«Пенсионное обозрение» — очередная встреча с читателями

22 марта 2012 года журнал «Пенсионное обозрение» обсудит с читателями статью Л. Дробот: «Рынку требуются управляющие компании новой формации». Читать

Новости журнала №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 23.03.2012

О встрече журнала «Пенсионное обозрение» со своими читателями

22 марта 2012 года редколлегия журнала «Пенсионное обозрение» провела очередной читательский брифинг, посвященный обсуждению статьи Директора по рискам ОАО «УК «Ингосстрах-Инвестиции» Л.Дробота: «Рынку требуются управляющие компании новой формации». В брифинге приняли участие представители негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, работники аппарата НАПФ, журналисты столичных изданий. Читать

Новости журнала №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 02.04.2012

Подводим итоги

1 апреля сего года под председательством главного редактора журнала «Пенсионное обозрение» состоялось заседание Комиссии по подведению итогов конкурса «Крылатые фразы». Читать

Новости журнала №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 18.04.2012

Публичная отчетность НПФ

В связи с законодательной необходимостью НПФ ежегодно публично отчитываться о результатах финансовой деятельности, журнал «Пенсионное обозрение» предлагает Вам разместить их на страницах своего издания. Публикация информации об отчете осуществляется бесплатно. Читать

Новости журнала №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 21.05.2012

Когда и зачем в России выходить на пенсию?

«Вопрос о пенсионном возрасте в РФ сегодня является предметом множественных дискуссий. Существует две полярные точки зрения. Первая связана с его увеличением в связи с ростом социальных расходов, в первую очередь расходов на пенсионное обеспечение, вторая противоположная, защищает существующие границы в связи с низкой продолжительностью жизни в стране». Д.Помазкин Читать

Новости журнала №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 29.05.2012

Собираетесь ли Вы выходить на пенсию? Если да, то когда?

29 мая сего года редколлегия журнала «Пенсионное обозрение» провела третий читательский брифинг, на котором обсуждалась проблема: «Когда и зачем в России выходить на пенсию?» (по материалам статей Д.Помазкина, руководителя отдела программ развития НПФ «ГАЗФОНД»: — «Пенсионный возраст как резерв пенсионной системы»; — «Анализ изменений демографической структуры», ранее опубликованных в журнале) Читать

Новости журнала №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 31.05.2012

Юбиляция

12 мая 2012 года исполнилось 55 лет Президенту Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константину Семеновичу Угрюмову. Читать

Новости партнеров №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 05.04.2012

«Эксперт РА» присвоило рейтинг СДК «Гарант» на уровне А++

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг надежности (долгосрочной кредитоспособности) ООО «СДК «Гарант» на уровне А++ (Исключительно высокий (наивысший) уровень надежности (долгосрочной кредитоспособности) спецдепозитария). Прогноз «стабильный». Читать

Мероприятия №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 05.04.2012

Risk&Return Россия. 25 апреля 2012 г.

Журналы Риск и Структурные Продукты приглашают вас принять участие в четвертой ежегодной конференции Risk&Return Россия, посвященной отрасли управления риск системами и проблемам инвестиционного рынка. Читать

Мероприятия №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 24.04.2012

Практический семинар «Бухучет и налогообложение на финансовом и пенсионном рынках».

30 мая 2012 года. Москва, ГК «Измайлово» Читать

Мероприятия №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 24.04.2012

Практический семинар «Актуальные вопросы бухучета и налогообложения целевых средств в НПФ в отчетном периоде 2012 года. Спецотчетность, практика проведения проверок в НПФ».

31 мая 2012 года. Москва. ГК «Измайлово». Читать

Мероприятия №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 24.04.2012

Диалог-форум «Регулирование пенсионного рынка»

19 июня 2012 года. ГК «Измайлово». Читать

Мероприятия №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 24.04.2012

2-я Ежегодная конференция «Риск-менеджмент и внутренний контроль в НПФ»

28 июня 2012 года. ГК «Измайлово» Читать

Мероприятия №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 28.03.2012

IV Ежегодная конференция «Будущее пенсионного рынка — 2012»

25 апреля 2012 года в Конференц-центре Swissotel Krasnye Holmy рейтинговое агентство «Эксперт РА» проводит IV Ежегодную конференцию «Будущее пенсионного рынка». Читать

Миниатюры для релакса

Первые десять читателей, определивших какие из нижеприведенных «крылатых фраз» принадлежат В.С. Черномырдину, получат настенные календари НП «НАПФ» на 2012 год. Кроме того, первые два счастливчика получат 50% скидку на посещение одного из семинаров, проводимых УМИЦ НП «НАПФ» в 2012 г., на выбор. Читать

№2 (10) апрель-июнь 2012 г. 27.02.2012

Анонс следующего номера

Читать

Новости журнала №2 (10) апрель-июнь 2012 г. 13.03.2012

«Вопрос о пенсионном возрасте в РФ сегодня является предметом множественных дискуссий. Существует две полярные точки зрения. Первая связана с его увеличением в связи с ростом социальных расходов, в первую очередь расходов на пенсионное обеспечение, вторая противоположная, защищает существующие границы в связи с низкой продолжительностью жизни в стране». Д.Помазкин Читать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *