Правовой мониторинг и государственная политика

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Невеселов, Александр Александрович, 2009 год

1. Нормативные источники:

2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.

3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.

4. Протокол № 1 от 20 марта 1952 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года.

6. Конституция Российской Федерации 1993 года.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2008.

8. Жилищный кодекс Российской Федерации. М., 2008.

9. Кодекс законов о труде Российской Федерации. М., 2008.

12. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия иструктуры государственного образовательного стандарта» от 1 декабря 2007 года // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6070.

13. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1572.

14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года // СЗ РФ от 24.11.2008. № 47. Ст. 5489.

15. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 10 января 2000 года // «Российская газета». № 247 от 26.12.1997.

16. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента от 12 мая 2009 год // СЗ РФ от 18.05.2009. № 20. Ст. 2444.

17. Сборник мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации Южного Федерального округа. Обзор результатов проверки территориальных органов Ростовской области. Вып. I. Ростов-на-Дону, 2009.

18. Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года// СЗ РФ от 16.03.2009. №11. Ст. 1277.

19. Монографии, научная литература:

20. Абрамова А.И., Боголюбов С.А., Брагимов Российское законодательство: проблемы и перспективы. М: «БЕК», 1995.

21. Алексеев С.В., Каламанов В.А., Черенко А.Г. Идеологические ориентиры России: В 2-х т, М., 1998.

22. Алексеев С.С. Теория права. М., 1993.

23. Алирбеков К.И. Общая теория правообеспечительной деятельности. Махачкала, 2006.

24. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. М., 1988.

25. Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть. М., 2004.

26. Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993.

27. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. 2-е издание, дополненное. М., 2003,

28. Законодательная процедура: проблемы и пути совершенствования (внесение; проектов законов и их предварительное рассмотрение) / Парламентский центр РФ. 1993.

29. Законодательство. Политика. Экономика. Вопросы стратегии правотворчества и социального прогнозирования. М., 1993.

30. Запин М.В., Амирова Е.Б. Концептуальный подход к организации системы мониторина в управлении качеством образования. Екатеринбург,1995.

31. Иваненко В.А., Иваненко B.C. Социальные права человека и социальные обязанности государства. Санкт-Петербург. 2003.

32. Игнатенко В.В. Правовое качество законов об административных правонарушениях. Иркутск, 1998.

34. Калинина Н.А. Лингвистическая экспертиза законопроектов: опыт, проблемы и перспективы (на примере Правового управления аппарата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации): Научно-практическое пособие. М., 1997.

35. Калугина Т. Г. Педагогический мониторинг экспериментальной школы-лицея № 11 (методические рекомендации). Челябинск, 1998.

36. Карбонъе Ж.Ж. Юридическая социология. М.: Прогресс, 1986.

37. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. М., 1989.

38. Керимов Д.А. Законодательная техника / Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2.

39. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М., 1991.

40. Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. М., 2000.

41. Комаров С.А. Оптимизация правотворческой деятельности в современной России (вопросы теории и практики). СПб., 2005.

42. Концепция стабильности закона / Под ред. В.П. Казимирчука. М., 2000.

44. Крашенинников П.В. Федеральный законодательный процесс. М., 2001.

45. Кудрявцев В.Н. Понятие и классификация условий эффективного действия правовых норм / Эффективность правовых норм. М., 1980.

46. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.

47. Ладенко И.С., Тульчинский Г.Д. Логика целевого правления. Новосибирск, 1988.

48. Лапаева В.В. Социология права. Изд-во «НОРМА». М., 2000.

49. Лапаева В.В. Эффективность закона и методы ее изучения. М., 1997.

50. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Образование. Культура. 1998.

51. Марков М. Технология и эффективность социального управления / Пер с болг. М., 1982.

52. Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. СПб., 1879.

53. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.

54. Научные основы советского правотворчества / Отв. ред. P.O. Хал-фина. М.: Наука. 1981.

55. Новицкий М., Фиалова 3. Мониторинг прав человека. Хельсинский фонд по правам человека. Варшава, 2001.

56. Орехова H.JI. Законотворчество: теоретико-правовые аспекты. Дис. . канд. юрид. наук. М., 2003.

57. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907.

58. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации, М., 1996.

59. Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в РФ. М., 2006.

61. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации. Екатеринбург, 2001.

62. Проблемы правового мониторинга. Ростов-на-Дону, 2006.

64. Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М.: Изд-во «Союз», 1993.

66. Седугин П. Рождение закона. М.: Библиотека правовой культуры, Профиздат, 1991.

67. Сладкова О.Б. Информационный мониторинг. М., 2001.

68. Сырых В.М. Истинность и правильность как критерии теоретической эффективности норм права. Эффективность закона. М., 1997.

69. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Элементный состав. Т. 1. «Юстицинформ». М., 2004.

70. Тихомиров Ю.А. О верховенстве закона. М., 2002.

71. Философский энциклопедический словарь. М., 2006.

72. Черненко А.К. Теоретико-методологические проблемы формирования правовой системы общества. Новосибирск, 2004.

73. Чулюкин Л.Д. Природа и значение цели в советском праве. Казань. 1984.

74. Шапсугов Д.Ю. Правовой мониторинг как необходимая предпосылка гармоничного правового развития современного общества и государства / Проблемы правового мониторинга / Отв. ред. проф. Д.Ю. Шапсугов. Ростов-на-Дону, 2006. С. 10.

75. Шапсугов Д.Ю. Проблемы теории и истории власти, права и государства. М., 2003.

76. Шапсугов Д.Ю. Теория права и государства. Ростов-на-Дону, 2001.

77. Шапсугов Д.Ю. Теория права и государства. Ростов-на-Дону, 2003.

78. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вьп. 4, М., 1912.

79. Шохин А. Взаимодействие властей в законодательном процессе. М., 1997.

80. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2002.

81. Диссертации, авторефераты:

82. Барутенко P.O. Обеспечение единого правового пространства России органами исполнительной власти Российской Федерации: Конституционно-правовой аспект: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2003.

83. Володин А.В. Мониторинг в управлении условиями и охраной труда: Дис. . канд. экон. наук. М, 2002.

84. Гаврилов В.Н. Категория субъективного права в отечественном правоведении: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Казань, 2006.

86. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса в высших учебных заведениях системы МВД: Дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997.

87. Грибанов В.И. Мониторинг начального профессионального образования региона: Дис. . канд. пед. наук. М., 2000.

88. Жужгов И.В. Мониторинг правового пространства Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. Ставрополь, 2006.

90. Зелепукин А.А. Проблемы эффективности российского законодательства: Дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2000.

94. Кухарук Т. Правовая система и систематика законодательства: Дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1998.

95. Ломтева B.C. Прогнозирование в правотворчестве и правоприменении: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2006.

97. Назарова Л.Д. Педагогический мониторинг в реализации возможностей воспитывающей среды общеобразовательной школы: Дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.

98. Наконечный Я.Е. Мониторинг в правотворчестве (проблемы теории и практики): Дис. .канд. юрид. наук. Владимир. 2008.

99. Новикова Ю.С. Правовое состояние как категория права.: Дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005.

100. Петелина И.В. Теоретические проблемы российской правовой системы: Дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 1996.

101. Путило Н.В. Основы правового регулирования социальных прав: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1999.

104. Степанищев В.Ф. Роль органов юстиции в обеспечении единого правового пространства Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. Тюмень, 2003.

108. Чурина JI. А. Мониторинг учебной деятельности в инновационном образовательном учреждении как фактор рефлексивного управления: Дис. . канд. пед. наук. М., 2002.

109. Статьи, материалы конференций:

110. Антосенков А. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Система показателей // Человек и труд. 1994. № 3.

111. Аксаков В.Е. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в деятельности верхних палат парламентов / Международный семинар «Конституционный статус верхних палат парламентов». Издание Совета Федерации М., 2003.

112. Актуальные проблемы мониторинга права: социологический опрос // Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики». Издание Совета Федерации М., 2004,

113. Бакштановский В.И. «Гуманитарно-правовая экспертиза социальных и экономических решений» // «Круглый стол». Издание Совета Федерации. М., 2003.

114. Бачило И.Л. Правовая основа организации мониторинга // Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики: методология и мировоззрение. Материалы всероссийской научно-практической конференции (23 июня 2003 г., г. Москва) М., 2003.

115. Берг О.В. Проблемы мониторинга правового пространства // Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики: методология и мировоззрение. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (23 июня 2003 г., г. Москва) М., 2003.

116. Бойков О. В. О выявлении и учете законодательных коллизий // Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики. Материалы второй всероссийской научно-практической конференции, М., 2004.

117. Бурбулис Г.Э. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в деятельности верхних палат парламентов // Международный семинар «Конституционный статус верхних палат.

118. Гасанов М.Ю. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в деятельности верхних палат парламентов // Международный семинар «Конституционный статус верхних палат парламентов». Издание Совета Федерации М., 2003.

119. Глазырин В. В. Прогнозирование эффективности правовых норм: возможный подход // Труды ВНИИСЗ. Вып. 41. М., 1988.

120. Горохов Д.Б., Спектор Е.И., Глазкова М.Е. Правовой мониторинг: концепция и организация // Журнал российского права. 2007. № 5.

121. Дамаскин О.В. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики: стратегия правового развития // Современное право. 2006. № 6.

122. Евдокимов В.Б. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в деятельности верхних палат парламентов» // Международный семинар «Конституционный статус верхних палат парламентов». Издание Совета Федерации М., 2003.

123. Егоров В. К. Мониторинг правового пространства инструмент реформирования государственной власти // Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики. Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции. М., 2004.

124. Еремин С. В., Шиян К.И. Мониторинг правовою пространства и правоприменительной практики / Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции, М., 2004.

125. Еремина О.Ю. О правовом мониторинге // Журнал российского права. 2006. №3.

126. Жужгов И.В. Мониторинг: определение, соотношение с категориями «наблюдение» и «управление» // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета. Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2005. Вып. 7.

127. Жужгов И.В. Правовое пространство, проблемы обеспечения его единства // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета. Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2005. Вып. 8.

128. Жужгов И.В. Правовой мониторинг общественных отношений // Тезисы доклада Пятой студенческой межрегиональной научнойконференции «Студенческая наука экономике научно- технического прогресса» 19-20 апреля 2005 года. Ставрополь: Изд-во Сев-КавГТУ, 2005.

129. Жужгов И.В., Некрасов, Е.Е. Мониторинг как способ повышения эффективности правового регулирования // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета. Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2004. Вып. 4.

130. Зарубежный опыт мониторинга законодательства и правоприменительной практики // Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики». Издание Совета Федерации М., 2004.

131. Заславская Т.И. Социологический мониторинг экономических и социальных перемен и России // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. Информационный бюллетень. 1993. № 1.

132. Ивлиев Г.П. Оценка соотношения законопроекта и действующего законодательства // Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики. Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции. М., 2004.

133. Ильина Н.В. «Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в деятельности верхних палат парламентов» // Международный семинар «Конституционный статус верхних палат парламентов». Издание Совета Федерации М., 2003.

134. Итоговый документ // Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики: методология и мировоззрение. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (23 июня 2003 г., г. Москва) М., 2003.

135. Кехлеров С.Г. Практика прокурорского надзора и некоторые проблемы развития законодательства // Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики Материалы второй всероссийской научно-практической конференции. М., 2004.

136. Коробова А.П. Правовая политика как общетеоретическая проблема // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 2.

137. Котенков А.А. Мониторинг права в Российской Федерации и государственная программа законотворчества // Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики, Материалы второй всероссийской научно-практической конференции. М., 2004.

138. Кравченко JI.A. Мониторинг правового поля РФ: состояние и перспективы II Государственная власть и местное самоуправление. 2003. №5.

139. Миронов С.М. Мониторинг права в Российской Федерации // Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики. Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции. М., 2004.

140. Наконечный Я.Е. Мониторинговые экспертизы законопроектов // Право и государство: теория и практика. 2007. № 12.

141. Наконечный Я.Е. Правовая природа мониторинга нормативных актов и его роль в правотворчестве // Право и образование. 2008. № 4.

143. Наконечный Я.Е., Арзамасов Ю.Г. Понятия и функции мониторинга нормативных актов // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 10.

144. Наконечный Я.Е. Арзамасов Ю.Г. Место и роль мониторинга нормативных актов в механизме правового регулирования и образовательном процессе // Право и образование. 2007. 3№ 12.

145. Пишулин H.JI. Мониторинговая экспертиза системы образования // Проблемы качества образования: Материалы 10 Всероссийской научно-практической конференции. Часть II. Москва-Уфа, 2000.

146. Проект итогового документа // Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики». Издание Совета Федерации М., 2004.

147. Рекомендации по итогам работы «Круглого стола» // «Гуманитарно-правовая экспертиза социальных и экономических решений» «Круглый стол. Издание Совета Федерации. М., 2003.

148. Рыбаков О.Ю. Понятие и признаки правовой политики // Правовая политика субъектов Российской Федерации. Материалы «Круглого стола». 26 сентября 2001 г. Владивосток, 2002.

149. Селиванов В. Правовая политика Украины (некоторые теоретические вопросы сущности, содержания и технологии) // Право Украины. 2001. № 12.

150. Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права. 2004. № 9.

151. Сырых В.М. Прогнозирование эффективности норм права на стадии их разработки // Труды ВНИИСЗ. Вып. 36. М., 1987.

152. Тихомиров Ю. А. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в деятельности верхних палат парламентов // Международный семинар «Конституционный статус верхних палат парламентов». Издание Совета Федерации. М., 2003.

153. Тихомиров Ю.А. Организация и проведение правового мониторинга // Право и экономика. 2006. № 10.

154. Тихомиров Ю.А. Вводить мониторинг права // Право и экономика. 2004. № 3.

155. Тихомиров Ю.А. О мониторинге закона // Президент. Контроль. 2004. № 8.

156. Тихомиров Ю.А. О правовой диагностике // Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики. Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции. М., 2004.

157. Толмачева Н.Н. Мониторинг закона от практики к теории // Право и экономика. 2006. № 7.

158. Толмачева Н.Н. О некоторых проблемах обеспечения эффективности законодательного регулирования экономических преобразований // Журнал российского права. 2006. № 10.

159. Уледов А. К. Взаимодействие гражданского общества и государства (теоретико-методологические аспекты анализа) // Имидж госслужбы: Сборник научных трудов. М., 1996.

160. Урманов М.М. Роль Правительства Российской Федерации в мониторинге принятия и исполнения федеральных законов // Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики. Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции. М., 2004.

161. Шаргородский М.Д. Прогноз и правовая наука // Правоведение. 1971. № 1.

162. Юртаева Е.А. Закон о нормативных правовых актах и практика российского правотворчества // Журн. рос. права. 2006. № 5.

163. Учебники, учебные пособия:

164. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. М., 2006.

165. Вопленко Н.Н. Реализация права: Учеб. пособие. Волгоград, 2001.

166. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 2006.

167. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. Учебное пособие. СПб., 2004.

168. Малько А.В. Теория государства и права. Изд-во «Юристь». М., 2005.

169. Марченко М.Н. Теория государства и права, М., 1998.

170. Марченко М.Н. Теория государства и права. Изд-во «Проспект». Изд-во Московского университета. М., 2004.

171. Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2.

172. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. Москва, 2007.

173. Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н.И. Мату-зова, А.В.Малько. М., 2003.

174. Социология права: Учебник / Под ред. В.М. Сырых. М., 2004.

175. Сравнительное конституционное право / Ред. кол.: Л.И. Ковлер, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин, М., 1996.

176. Страшун Б.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998.

177. Сырых В.М. Теория государства и права. Москва, 2006.

178. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. П.И. Матузова, А.В. Малько А В. Саратов, 1995.

179. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.В. Малько. М., 2008.

альных, социокультурных, духовно-нравственных и иных инвестициях в правоприменительное пространство, прежде всего в те его сегменты, где особо значима личностная правоприменительная субъектность.

Список литературы

1. Барциц, И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. — М., 2000.

2. Бурдье, П. Начала / пер. с франц. — М., 1994.

3. Исаев, И.А. Топос и номос: пространства правопорядков. — М., 2007.

4. Левин, К. Теория поля в социальных науках /пер. с англ. — СПб., 2000.

4. Мальцев, Г.В. Социальные основания права. — М., 2007.

© Кузьмина А.В., 2011

А.С. Фадеева

ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ: СРЕДСТВА, ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ АНАЛИЗА

ФАДЕЕВА Анастасия Сергеевна — аспирантка очной формы обучения Российского университета кооперации (e-mail: fadeev-omsk1@mail.ru)

Аннотация. Анализируются проблемы юридической техники правового мониторинга: выделяются технико-юридические компоненты механизма реализации аналитической функции, определяются задачи, возникающие в ходе реализации аналитической функции правового мониторинга и методы их решения.

Ключевые слова: аналитическая функция правового мониторинга; техника правового мониторинга; критерии и показатели оценки эффективности законодательства, цель правовой нормы, методы правового мониторинга.

Правовой мониторинг — новое явление в российской науке и практике.

Наиболее точно, с нашей точки зрения, сущность и содержание данного явления отражено в дефиниции, предложенной Н.Н. Черногором. Он определяет правовой мониторинг как методически обоснованную комплексную систематическую деятельность уполномоченных субъектов по наблюдению, анализу, оценке качества правовых норм и практики их применения на предмет достижения заложенных в них целей и планируемых результатов правового регулирования общественных отношений, а также

по прогнозированию путей совершенствования нормотворческой и правоприменительной деятельности1.

Одним из главных инструментов повышения уровня эффективности правового регулирования, обеспечения должного качества принимаемых нормативных правовых актов и их реализации является правовой мониторинг.

Вопрос о юридических средствах, приемах, способах и методах реализации аналитической функции правового мониторинга целесообразно изучать с позиций соотношения общего, особенного и единичного.

В настоящее время в правовой науке складывается парадигма исследований, согласно которой вопросы технологии правового мониторинга, его техники и методологии не разграничиваются и формулируются как методологические проблемы. Этот подход представляется малопродуктивным, ведущим к ошибочным выводам.

Совокупность средств, приемов, способов и методов, используемых при проведении мониторинговых исследований, составляет юридическую технику правового мониторинга. Их принципиальное отличие от методов и принципов научного познания характеризуется сферой, целями, задачами и результатами применения.

При первом приближении юридическая техника правового мониторинга предстает в виде совокупности средств и приемов наблюдения, анализа и оценки правовой информации, а также критериев и показателей эффективности законов и практики их реализации. По мере осмысления данного явления и наблюдения процесса институализации правового мониторинга как вида государственной деятельности структура этой техники представляется все более сложной, а ее элементы более разнообразными, все ярче проявляющими черты технико-юридических приемов, средств и способов.

На основе изучения существующей эмпирической базы представляется возможным сформулировать более развернутое определение данного явления. Юридическая техника правового мониторинга представляет собой совокупность средств, приемов и способов планирования мониторинговой деятельности, получения необходимой информации, ее фиксации, обобщения, анализа и оценки, оформления и обнародования, а также реализации результатов мониторинга2.

В ходе реализации аналитической функции правового мониторинга решаются следующие задачи: определяется степень эффективности действия правовых норм, а также вырабатываются предложения по повышению эффективности реализации нормативных предписаний на практике.

1 См.: Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики / под. ред. Н.Н. Черногора. — М., 2010. — С. 32.

Для решения первой задачи необходимо определить критерии эффективности нормативных правовых актов (правовых норм) и основанные на них показатели, позволяющие измерять эффективность в ходе эмпирического исследования. Соответствующие критерии и показатели являются важнейшими юридическими средствами, обеспечивающими реализацию аналитической функции правового мониторинга. Эти средства формализованы (или подлежат формализации) в правовых нормах в целях обеспечения единых подходов и параметров оценки эффективности правовых норм всеми субъектами мониторинговой деятельности1. Принимая во внимание это обстоятельство, их можно позиционировать в системе юридических средств как средства-инструменты2.

Решение второй задачи предполагает выявление факторов, влияющих на эффективность реализации законодательства (в широком смысле), определение основных направлений негативного влияния и выработку предложений по их преодолению.

Методическое обеспечение оценки эффективности нормативных правовых актов в процессе реализации аналитической функции правового мониторинга должно базироваться на использовании как общих критериев, так и специальных показателей, отражающих параметры реализации нормативных предписаний.

Общетеоретическим критерием оценки эффективности действия законодательства выступает обеспечение в процессе правоприменения тех прав и свобод, на гарантию которых оно в конечном счете было направлено. Наиболее эффективными могут быть признаны те нормативно-правовые предписания, которые в большей степени обеспечивают реализацию социальных интересов в сфере своего действия.

Показатели реализации правовых норм могут быть дифференцированы на универсальные, отражающие эффективность или неэффективность действия любых нормативных правовых актов, присутствие в них коррупционных факторов, и отраслевые, учитывающие специфику реализации правовых норм в конкретных сферах общественных отношений 3.

1 См., например: Методические рекомендации по проведению мониторинга законодательства Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденные распоряжением губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 февраля 2009 года № 10-Р // Красный Север. — 2009. — № 16. — 19 февраля. Спецвыпуск; Методические рекомендации по проведению мониторинга правоприменительной практики Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденные распоряжением губернатора округа от 2 апреля 2009 г № 36-Р // Красный Север. — 2009. — № 37. — 9 апреля. Спецвыпуск.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 См.: Малько, А.В., Шундиков, К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. — Саратов, 2003. — С. 74-75.

3 Данная система показателей предусмотрена в Методике проведения мониторинга правоприменения в Российской Федерации, проект которой разработан Минюстом России. — Прим. авт.

Обозначенные показатели оценки эффективности действия правовых норм должны определяться на этапе планирования правового мониторинга (на его подготовительной стадии) и могут быть уточнены в процессе проведения правового мониторинга применительно к особенностям конкретных общественных отношений, выступающих объектом нормативного регулирования.

В отношении второй задачи, решаемой в ходе реализации аналитической функции правового мониторинга (выявление факторов, влияющих на эффективность реализации правовых норм, определение основных направлений негативного влияния и выработка предложения по их преодолению), автором подробно рассмотрены основные правовые факторы, влияющие на эффективность российского законодательства: качество законодательства, качество правоприменительной деятельности и уровень правосознания населения.

Важным элементом технико-юридического компонента механизма реализации аналитической функции правового мониторинга является экспертиза. Она рассматривается автором настоящей статьи в качестве одного из способов оценки эффективности правовых норм.

Результат оценки эффективности нормативных правовых актов зависит от избранного способа выделения целей правовой нормы. При этом выявление целей анализируемых норм, установление их связей и соподчинения требуют определенной теоретической работы. В связи с этим данный вопрос требует более подробной научной разработки.

Вопрос об эффективности действия нормативного правового акта следует решать исходя из анализа соотношения его цели — достижение заданного Конституцией Российской Федерации уровня защиты прав человека; достигнутого результата, реального уровня защиты прав и свобод и используемых для этого ресурсов государственного принуждения, т. е. мер ограничения прав и свобод. Наиболее эффективным является нормативный правовой акт (правовая норма), обеспечивающий максимально возможную реализации одних прав человека при минимальном ограничении прав других.

Для реализации аналитической функции правового мониторинга важное инструментальное значение имеют социологические исследования. При проведении соответствующих исследований могут применяться: опрос общественного мнения; опрос экспертов; фокус-группа; включенное наблюдение за процессом реализации правовой нормы; экспериментальный анализ (например, в форме ретроспективного естественного эксперимента). Особый интерес представляет методология параллельного эксперимента, которая может быть использована при сравнении эффективности правового регулирования той или иной сферы общественных отношений в разных субъектах Российской Федерации или в странах СНГ. Использование такой методологии экспериментального сравнения позво-

ляет определить оптимальный вариант правового регулирования круга общественных отношений.

Таким образом, реализация аналитической функции правового мониторинга предполагает разработку и применение специальных юридических средств — критериев и показателей оценки эффективности нормативных правовых актов и их действия, использование логических приемов, способов и методов юридической науки (приемы толкования — логический, грамматический, систематический, исторический и т. п.), а также социологических (прогнозирование эффективного действия правовой нормы, опрос, наблюдение и т. п.), общенаучных (индуктивные, дедуктивные, аналитические методы и др.), статистических и иных методов.

Список литературы

1. Малько, А.В., Шундиков, К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. — Саратов, 2003. — С. 74-75.

© Фадеева А.С., 2011

К.М. Адильханова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АДИЛЬХАНОВА Каринэ Мухтарпашаевна — аспирантка кафедры государственного строительства и права РАГС при Президенте РФ (e-mail: karine.82@ mail.ru)

Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с понятием, содержанием и особенностями юридической деятельности, ее место и роль в правовой системе.

Ключевые слова: правовая система, юридическая деятельность, понятие, содержание и особенности юридической деятельности, правоприменение, правореализация.

Правовая система любого государства является его особо значимым признаком. Без правовой системы функционирование государства невоз-

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *