Правовые статусы религии в современном обществе

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовой статус религиозных объединений в современной России: Особенности и актуальные проблемы»

уховиый поиск, попытки снова и снова переосмыслить место и роль религии в жизни общества всегда были свойственны отечественной общественно-политической мысли, чго всегда отражалось на развитии законодательства нашей страны. Этот процесс продолжается и сегодня, когда Россия пережила и период примитивного язычества, неспособного воедино сплотить всё общество, и времена гармоничных отношений между государством и единственной на территории страны конфессией, и целую эру жесткого подчинения воле государственной власти религиозных институтов, принадлежащих к одним конфессиям, и преследования принадлежащих к другим, и даже тяжёлые годы попыток тотального искоренения религии. Переживая конституционные реформы, начатые ещё в начале 90-х годов XX века и не имеющие прецедентов в отечественной истории по своей глубине и широте охвата, перед страной, провозгласившей, право на свободу совести и светский характер государства, стоит задача выработки концепции дальнейшего развития правового регулирования статуса религ иозных объединений как нео тъемлемого элемента государственно-конфессиональной политики. Несмотря на богатый и разнообразный исторический опыт в этой сфере, общество впервые стоит перед необходимостью решения подобной задачи: ведь построение отношений между государством и религиозными объединениями ещё никогда не носили настолько стабильного и, вместе с тем, динамичного характера. Этим обстоятельством объясняется и актуальность настоящего диссертационного исследования, посвященного исследованию современного состояния правового статуса религиозных объединений в России и возможных путей его развития в русле осуществляемой конституционной реформы.

Россия принадлежит к числу стран, где развитие религиозной жизни общества издревле шло в неразрывном единстве с формированием основ государственности и зарождением от ечественной культуры. Когда древнерусскому государству потребовалась новая идеология, способная выполнять мировоззренческую и целеполагающую функцию, и, тем самым, способная объединить всё общество, для этой цели было избранно христианство, уже извест ное на

Руси и имевшее своих последователей. Появление Православной церкви, привнесшей в общественную жизнь религиозно-правовые нормы Византийского Номоканона, способствовало заполнению возникшего тогда правового вакуума.

Моноконфессиональный характер древнерусского общества предопределил развитие правового статуса религиозных объединений, направленное на расширение их политических и имущественных прав. Однако прочное положение Православной церкви со временем было поставлено на службу государственным интересам, что привело к драматическому финалу — огосударствлению религиозных институтов и религиозной жизни. Превращение церкви в часть государственного аппарата, на первый взгляд, упрочившее её положение, на самом деле стало нарушением той незримой грани, переход которой привёл к расшатыванию равновесия в государственно-конфессиональных отношениях. В условиях формирующегося поликонфессионального общества первоначально вводится разделение всех религиозных объединений на господствующие, терпимые и гонимые, однако настаёт время, когда назревает необходимость коррекции государственно-конфессиональной политики. Отдельные попытки реформирования правовых основ статуса религиозных объединений предпринимались уже в Российской Империи, в связи с чем были изданы Указ от 12 декабря 1904 года «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», Указ от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости»1, Указ от 17 октября 1906 года «О порядке образования и деятельности старообрядческих и сектантских общин» и другие. Однако предпринятые меры оказались недостаточны для удержания под контролем начавшихся необратимых процессов в религиозной жизни страны, поэтому’ с приходом к власти Временного правительства политика государства была переориентирована на постепенное упразднение государственного статуса Российской Православной Церкви и построение светского государства2. Важнейшей характеристикой правового статуса религиозных объединений в этот период является

1 Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 3. Т. XXV. Отд. 1. СПб.;, 1908. № 26125.

78. ослабление влияния государства на их внутреннюю жизнь, хотя до полного отказа от такого влияния было ещё далеко. Начатое реформирование было не суждено довест и до конца из-за произошедшего в октябре 1917 года переворота.

Советская власть коренным образом переориентировала вектор государственно-конфессиональной политики, направив его в сторону полного искоренения религии и вытеснение религиозных объединений на периферию общественной жизни. Наиболее важные изменения в правовом статусе религиозных объединений нашли отражение в Декрете от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»1, которыми стали лишение всех религиозных объединений прав юридическою лица, запрет на приобретение имущества в собственность, объявление его народным достоянием и замыкание их деятельности рамками отправления религиозного культа2. В программе РКП (б), принятой VIII съездом партии 18-23 марта 1919 года, религия открыто признаётся предрассудком, а освобождение от неё провозглашается одной из важнейших целей компартии3. Заложенные в первые годы существования Советского государства основы правового статуса религ иозных объединений претерпели лишь незначительные изменения на протяжении его семидесятилетней истории. Лишь к концу 80-х годов осознаётся необходимость реформирования законодател ьных основ правого статуса религиозных объединений и, затем, начинается разработка соответствующих законопроектов на всесоюзном и республиканском уровнях. Однако их разработчикам невольно приходилось обращаться не к историческому опыту России, знавшему лишь крайние формы построения государственно-конфессиональных отношений, а к опыту зарубежных стран и международным стандартам. В результате, принятый Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» отличался отсутствием учёта специфики религиозной жизни России и неполнотой регулирования насущных вопросов, что неизбежно порождало правовой вакуум. Принятие действующего и по сей день Федерального закона «О свободе совести и о религиозных

1 Собрание узаконений и распоряжений. 1918. № 18. Ст. 263.

2 Титлинов Б.В. Церковь во время революции. Пг., 1924. С. 83.

3 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов». Ч. 1. М., 1954. С. 421. объединениях»1 явилось результатом компромисса между Федеральным собранием РФ и Президентом РФ. Несмотря на ряд принципиальных преимуществ этого закона по сравнению со всем предшествующим законодательством, регулирующим правовой статус религиозных объединений в России, он имеет внутренние логические противоречия, целый ряд его положений весьма спорны и в целом в нынешней редакции он не способствует решению многих проблем . Попытка дать ответы на эти и многие друг ие вопросы предпринята в настоящем диссертационном исследовании.

Следует отметить, что на актуальность исследования правового статуса религиозных объединений указывали в своих работах Г.Г. Черемных, II. До-зорцев, С.А. Авакян, М.В. Ильичёв, Ю.А. Розенбаум, Л.А. Морозова, Г.П. Лу-парёв и целый ряд других отечественных учёных, работы которых составили теоретическую базу диссертации.

II. Степень разработанности проблемы 1равовой статус религиозных объединений как самостоятельный раздел современной российской науки конституционного права не отличается достаточной разработанностью. Отдельные публикации в Российской Империи и в СССР имели целью исследование, как правило, лишь отдельных аспектов правового статуса религиозных объединений, в частности, изучение его имущественных аспектов, описание исторического развития либо исследование содержания соответствующих законодательных актов на определённом историческом этапе, но в целом они носили эпизодический характер. В СССР по причине существования известной установки на вытеснение религ ии из жизни общества исследования указанной проблемы если и проводились, то несли на себе заметный отпечаток официальной идеологии, и сводились к декларированию заранее известных выводов, соответст вующих генеральной линии ЦК КПСС. В настоящее время несмотря на то, что многие российские учёные-правоведы (Г.Г. Черемных, П. Дозорцев, С.А. Авакян, М.В. Ильичёв, Л.А. Морозова) периодические обращаю! внимание на отдельные проблемы, связанные с правовым статусом религиозных объединений, целостной теории развития данного

1 Собрание законодательства РФ. 1997 № 39. Ст. 4465. правового института в условиях российской правовой действительности не создано. Более того, отсутствует не только системный анализ данного правового явления, закономерностей его развития в тех или иных условиях, его взаимосвязей с иными общественными отношениями и процессами и, в первую очередь, с государственно-конфессиональными отношениями, но, по причине отсутствия внутренней логики действующего законодательства, практически отсутствует сама система координат, в виде понятийного аппарата, оперируя которым можно было бы строить научные выводы. Отсутствует на сегодняшний день и качественный сравнительный анализ современного правового регулирования статуса религиозных объединений в России и разнообразных типов его правового регулирования в зарубежных странах, опыт которых с научной точки зрения представляет большой интерес. Следует заметить, что в мире практически не существует стран, наделяющих религиозные объединения равным объёмом прав и обязанностей, ведь каждая страна, решая те или иные вопросы в данной сфере, руководствуется не только международными стандартами, но и собственным историческим опытом.

III. Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является комплексное, системное исследование института правового статуса религиозных объединений как коллективной формы реализации нрава на свободу совести в его неразрывной связи с государственно-конфессиональными отношениями, а также иными процессами в религиозной жизни, являющихся предметом изучения религиоведения и его подотрасли социологии религ ии, и на базе этого сущностный, структурный и содержательный анализ правового статуса религиозных объединений, как структурированного системного образования, вполне самостоятельного, но тесно связанного с другими подсистемными образованиями конституционного права.

Цели исследования обусловили постановку и решение следующих конкретных задач: а) осмысление места и роли правового статуса религиозных объединений как структурного элемента системы государственно-конфессиональных отношений с использованием системною подхода, включая выявление отношений взаимообусловленносги между развитием последних и развитием религиозно-институциональных образований; б) выявление наиболее важных сходств и отличий правового регулирования статуса религиозных объединений в различных зарубежных странах на базе сравнительно-правового анализа с последующей типологизацией основных видов правового регулирования их статуса, в основе которой лежит отношение влияния конфессиональной принадлежности религиозных объединений на предоставление им национальным законодательством определённого объема прав и обязанностей; в) изучение генетической связи коллективной формы реализации права на свободу совести с правовым статусом религиозных объединений и связи содержания права на свободу совести и правоспособности религиозных объединений; г) выявление социальных условий возникновения и предпосылок создания религиозных объединений как предмет правового регулирования в генезисе общества, а также изучение видов религиозных объединений по законодательству Российской Федерации и характерных признаков, лежащих в основе видовых различий; д) анализ юридических проблем социальной адаптации религиозных объединений, правовая оценка их законодательной дифференциации на религиозные группы и религиозные организации с учётом закономерностей развития религиозных общин как общественного явления в свете социологии религии; е) исследование правовых отношений между отдельными религиозными объединениями, существующими в рамках одной конфессии с точки зрения их территориальноч)рганизационного устройства, а также выявление функционального значения внутренних конфессиональных норм и связей в указанных отношениях; ж) изучение особенностей взаимосвязи между внутренним конфессиональным статусом, внутренней конфессиональной способностью и специальной правовой способностью религиозного объединения, в том числе их влияние на содержание, приобретение и утрату правоспособности религиозной организации, а также определение степени соответствия конкретных видов деятельности религиозных организаций уставной цели с учётом проблемы дуалистического законодательного разделения их деятельности на предпринимательскую и непредпринимательскую; з) разработка рекомендаций по преодолению логических противоречий в законодательстве Российской Федерации, регулирующем правовой статус религиозных объединений, и по правовому обеспечению деятельности религиозных объединений, в том числе предложений по внесению конкретных изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, а также рекомендаций по практическому применению законодательства.

Необходимо констатировать, что вышеупомянутые вопросы в отечественном правоведении являются малоисследованными, а пути их решения предложены лишь в качестве предмета для дискуссии. Они составляют основной предмег анализа настоящею дшх^ертационнот исследования.

IV. Методологическая, нормативно-правовая и научная база исследования

Методологическую основу настоящей работы составляет комплекс научных методов познания: формально-догматический, конкретно-социологический, сравнительно-правового исследования, сравнительно-исторического исследования. Активно использовались системный подход, методы логико-теоретического и структурного анализа, сог ласно которому изучаемое правовое явление исследуется через совокупность его признаков и элементов (например, исследование правового статуса религиозных объединений как структурированного системного образования).

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, в той или иной степени изучавших обозначенные проблемы. При написании диссертации использовалось законодательство Российской Империи, СССР и ныне действующее законодательство России, законодательные и иные акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные акты, содержащие нормы международного права. Поскольку диссертационное исследование носит в определенной степени межотраслевой характер, его нормативная база включает правовые источники не только конституционного, но и гражданского права.

V. Научная новизна исследования

Диссертация представляет собой попытку сформулировать общие основы, концепцию теории правового статуса религиозных объединений в его неразрывной органической связи с естественным правом человека на свободу совести, провозглашённого международно-правовыми документами и Конституцией РФ, как неотъемлемого элемента системы государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации. В работе сформулированы следующие основные положения, выносимые на защиту:

1. Само понятие религиозное объединение относится к числу юридических фикций, которые необходимы для правового регулирования совокупности однородных общественных отношений, складывающихся в процессе возникновения и функционирования религиозно-институциональных образований. Однако только наличие рада социально-исторических предпосылок привело к формированию и развитию указанной совокупности общественных отношений. В результате их развития был достигнут этап, когда они превратились в самостоятельное, устойчивое и целостное явление, именуемое религиозным объединением в его современном понимании. По мнению автора, главной предпосылкой окончательного формирования религиозных объединений как предмета правового регулирования стало провозглашение принципа свободы совести и в качестве его г арантии провозглашения светскости государства.

2. Религиозные объединения, являясь проводником в обществе определённых конфессиональных норм и религиозных ценностей, оказывают комплексное влияние на психологическую, социальную, политическую, экономическую и культурную сферы жизни. В свою очередь, государство, будучи частью общества, с помощью права оказывает регулятивное воздействие на его религиозную жизнь, направляя происходящие в ней процессы в определённые рамки, способные оградить общество от возможного деструктивного влияния на него некоторых религиозных объединений, обеспечивающие гармоничное и мирное сосущест вование всех конфессий, находящихся на территории страны, а также защищающие их права и законные интересы. Исходя из этого, доказывается тесная связь правового статуса религиозных объединений со сложившейся в обществе системой государственно-конфессиональных отношений.

3. В мире не существует единого стандарта или модели правового регулирования статуса религиозных объединений в различных странах, поскольку оно строится с учётом особенностей национального развития, исторического опыта и традиций. В настоящее время отсутствует устоявшаяся терминология, способная отразить многообразие способов правового регулирования статуса религиозных объединений, поэтому предлагается ихтиполо-гизация, в основу которой положено отношение влияния конфессиональной принадлежности на предоставление религиозным объединениям в конкретной стране определённого объёма прав и обязанностей.

4. Религиозное объединение рассматривается как коллективная форма осуществления гражданами права на свободу совести, являющегося прирождённым и неотчуждаемым, в его симбиозе с правом на объединение (ассоциацию)- Обосновывается тезис о том, что закрешгение социально-адекватного правового статуса религиозных объединений способствует наиболее оптимальной реализации права на свободу совести. Важное значение симбиоза указанных прав в светском государстве подтверждается такими международно-правовыми актами как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

5. В диссертационном исследовании автор исходит из того, что закономерностью развития таких религиозно-институциональных образований как культы и секты, является объективно деструктивная деятельность, нарушающая права и свободы человека, что неизбежно приводит к необходимости создания правовых условий для стимулирования их социальной адаптации путём ввода поэтапного приобретения их прав на участие в правовых отношениях, чему способствует Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

6. Религиозные организации, будучи организационно-правовой формой религиозных объединений, функционирует как особый специфический субъект права, имеющий существенные отличия от других видов юридических лиц. Это подтверждается в результате структурного и функционального анализа совокупности присущих религ иозным организациям признаков, наличием особенностей правоспособности и характерных для них особенностей процедуры создания и прекращения деятельности. Благодаря Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» впервые в постсоветском законодательстве приобретение, содержание и утрата правоспособности религиозных организаций в рамках определённой конфессии подчинена не только правовым, но и конфессиональным нормам, а также религиозным традициям, обычаям и религиозным учением в целом. Следовательно, несоответствие им деятельности религиозной организации де-факто может повлечь признание отсутствия её принадлежности к данной конфессии де-юре.

7. На основе функционального анализа видов деятельности религиозных организаций, право на осуществление которых предоставляется законодательством, доказывается положение, что религиозная организация вправе осуществлять не только виды деятельности, непосредственно служащие достижению уставной цели, но также и те, которые, исходя из существующей конфессиональной практики, могут осуществляться в силу наличия соответствующего указания в законе. При этом деятельность, как непосредственно служащая достижению уставной цели, так и служащая этому лишь опосредовано, может носить характер предпринимательской деятельности.

VI. Практическая значимость

Сформулированные в работе выводы и предложения могут быть использованы при разработке Государственной Думой Российской Федерации проекта Федерального закона о внесений изменений и дополнений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», как теоретическая база для разработки федеральной государственно-конфессиональной политики, а также в качестве научно-практического пособия по применению положений указанного федерального закона органами юстиции, налоговыми органами, руководителями и сотрудниками религиозных объединений в их повседневной деятельности.

Научный материал диссертационного исследования может служить при подготовке методических и учебных пособий по курсу конституционного права и, прежде всего, той его части, которая относится к правовому регулированию государственно-конфессиональных отношений и коллективной формы реализации гражданами права на свободу совести. Предполагается издание отдельной научной монографии по теме исследования, основу которой составят материалы настоящей диссертации.

VII. Апробация результатов исследования

Содержащиеся в диссертационном исследовании основные теоретические выводы отражены автором в опубликованных работах, а также обсуждены на семинаре-совещании представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации «Проблемы реализации Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях», организованном кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Диссертант также подготовил и направил в Государственную Думу РФ заключение с критической оценкой некоторых положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Материалы настоящего диссертационного исследования используются диссертантом в повседневной юридической практике.

VIII. Структура и содержание работы

Структура работы обусловлена целью исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения и списка используемой литературы. В первой главе рассматривается правовой статус религиозных объединений как элемент системы государственно-конфессиональных отношений, включая внешние условия её формирования, выявляется взаимосвязь права на свободу совести и правоспособности религиозных объединений; во второй — религиозное объединение исследуется как

Учителя, уличенного в религиозной или антирелигиозной агитации, могут уволить

По поручению президента в ряде субъектов Российской Федерации была осуществлена апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. А с сентября 2012 года этот курс преподается в 4-5 классах всех школ России. Родителям учащихся предоставлено право выбора курса религиозной культуры или альтернативного ему курса светской этики. Правда, этот выбор они должны теперь осуществлять «с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Закон предусматривает конфессиональную экспертизу примерных образовательных программ по ОРКСЭ. Такая экспертиза будет проводиться централизованными религиозными организациями в соответствии с их внутренними установлениями в порядке, определенном Минобрнауки России. Цель экспертизы заключается в определении степени соответствия содержания указанных программ конкретному вероучению.

Конфессиональная экспертиза предусмотрена и для примерных образовательных программ по теологии. Однако, определяя особенности теологического образования в государственных и негосударственных вузах, законодатель предусмотрел и конфессиональный подход не только к экспертизе программ, но и к педагогам: преподаватели теологии должны иметь рекомендацию централизованной религиозной организации. В противном случае они не будут допущены к преподаванию этого курса.

А вот для педагогов государственных и негосударственных образовательных организаций новый закон устанавливает запреты в части использования образовательной деятельности в целях религиозной или антирелигиозной агитации, в том числе путем сообщения учащимся недостоверных сведений о религиозных традициях народов. Нарушение данных запретов может привести к увольнению педагога.

Женщин в семинарию не примут по закону

Для духовных образовательных организаций предусматривается возможность реализовывать:

— не подлежащие государственной аккредитации программы профессионального религиозного образования,

— подлежащие государственной аккредитации образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (например, программы в области теологии).

Закон предусматривает право духовных образовательных учреждений и иных образовательных организаций, созданных религиозными организациями, устанавливать специфические (основанные на внутренних установлениях) условия приема (отчисления) учащихся и их права и обязанности. Данная норма позволяет духовным образовательным учреждениям требовать от абитуриентов предоставления письменной рекомендации духовника; не допускать прием на пастырские отделения лиц женского пола.

В законе отсутствовали правовые гарантии учета богословских степеней и званий преподавателей духовных академий и семинарий в ходе аккредитационной экспертизы таких учебных заведений. Заместителю председателя Госдумы Александру Жукову удалось внести в закон поправку, в силу которой при лицензировании и государственной аккредитации духовных образовательных организаций должны учитываться сведения не только о педагогах, имеющих ученые степени и звания, подтвержденные документами государственного образца, но также сведения о педагогах, имеющих богословские степени и звания.

Закон Божий в частных школах

Об образовательных организациях, учрежденных религиозными организациями. Новый закон предусматривает право частных школ и вузов включать в вариативную часть образовательной программы Закон Божий и другие предметы, обеспечивающие религиозный компонент. В свою очередь, для образовательных организаций, созданных религиозными организациями, включение таких предметов в вариативную часть образовательной программы станет обязательным.

Примерные образовательные программы по Закону Божию и другим предметам, содержащим религиозный компонент будут утверждаться централизованной религиозной организацией. Учебно-методическое обеспечение таких программ будет осуществляется тоже ей.

В новом законе закреплено право образовательных организаций (в том числе государственных) и педагогов ОРКСЭ или предметов в области теологии, получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях. При этом государственное финансирование общественной аккредитации запрещено.

Кто будет финансировать частные школы и детские сады

Новый закон не декларирует принцип равного государственного финансирования государственных, муниципальных и частных дошкольных и общеобразовательных организаций, к которым, в частности, относятся общеобразовательные организации, созданные религиозными организациями.

Вместе с тем, согласно нормам п. 3,6 ч.1 ст. 8 и ч. 5 ст. 99 закона, частные дошкольные и общеобразовательные организации будут финансироваться за счет субсидий субъектов РФ по нормативам, определенным субъектами РФ для муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций и включающим расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Таким образом, закон расширяет перечень затрат частных образовательных организаций, подлежащих финансированию за счет государства. К таким затратам теперь относятся не только расходы на оплату труда педагогов, но и некоторые другие расходы, за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг.

Норматив будет определяться в расчете на одного обучающегося с учетом типа образовательной организации (отдельно для школ, гимназий, лицеев и т.п.) и других критериев, исчерпывающий перечень которых установлен ч. 2 ст. 99 закона.

Согласно ч. 3 данной статьи расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации. Исходя из смысла п. 3,6 ч.1 ст. 8 и ч. 5 ст. 99 закона данная норма должна распространять свое действие и на частные образовательные организации. Однако прямого указания на этот счет закон не содержит.

Помимо норматива финансирования, предусмотренного п. 3,6 ч.1 ст. 8, закон вводит понятие «нормативных затрат на оказание государственных или муниципальных услуг”. Порядок определения и финансирования таких затрат закон не устанавливает. Скорее всего, речь идет о некоем дополнительном нормативе финансирования федеральных, региональных и муниципальных образовательных организаций, который будет определяться учредителями таких организаций самостоятельно.

Возможно, для некоторых людей тот факт, что религия и нравственность играют важную роль в поддержании и развитии преуспевающего и эффективного государства, не является очевидным. Единственное действенное решение многих серьезных проблем, с которыми сталкивается современный мир, лежит в плоскости духовной, а не политической или экономической. Расизм, насилие и преступления на почве нетерпимости, например, – это духовные проблемы, и решить их можно только на духовном уровне. Старейшина Даллин Х. Оукс, член Кворума Двенадцати Апостолов, учил:

«Многие из большинства значительных нравственных достижений в западном обществе были вдохновлены религиозными законами и доведены до официального признания благодаря проповеди с кафедры. Среди их примеров – отмена работорговли в Англии и Прокламация эмансипации в . То же самое можно сказать и о движении в защиту гражданских прав, которое существует последние полстолетия»2.

Установление нравственного порядка общества в значительной степени зависит от религии и церквей. Государство никогда не сможет построить достаточно тюрем, чтобы вместить всех преступников, порожденных обществом, в котором не хватает нравственности, моральной устойчивости и веры. Развитие этих качеств стимулируется исповедованием религии, а затем законодательным декретом или силами полиции. Государство не может контролировать настрой, желания и надежды человеческого сердца. Однако эти семена прорастают в поступки, которые государство должно регулировать.

Французский историк и государственный деятель Алексис де Токвиль написал: «В отсутствии веры может существовать не свобода, а деспотизм»3. И даже деспотизм не может управлять бесконечно без веры. Ибо, как заметил Борис Ельцин, первый президент Российской Федерации, «можно построить трон из штыков, но долго на нем не усидишь»4.

В Нагорной проповеди Иисус противопоставляет закон, записанный в книгах, закону, написанному на Небесах.

«Вы слышали, что сказано древним: ‘не убивай, кто же убьет, подлежит суду’.

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (от Матфея 5:21–22).

В то время как государство следит за исполнением законов, записанных в книгах, религия учит и способствует верности законам, написанным в сердце. Те, кто соблюдают эти законы, реже или никогда не нарушают законы государства. В Учении и Заветах сказано: «Пусть ни один человек не преступает законов страны, ибо соблюдающий законы Божьи не имеет нужды преступать законы страны» (58:21).

Но там, где духовные вопросы игнорируются, закон, написанный на бумаге, и правовые механизмы государства в конце концов перестанут действовать. Добиться гражданского порядка в обществе возможно лишь тогда, когда большинство людей будет поступать нравственно не потому, что они подчиняются закону или полицейским, а по причине убежденности в том, что им следует так поступать.

Государство следит за поведением своих граждан. Оно пытается заставить их поступать порядочно и высоконравственно. С другой стороны, религия пытается убедить их обрести желание поступать порядочно и высоконравственно. Президент Эзра Тафт Бенсон (1899–1994 гг.), член правительства под руководством президента США Дуайта Д. Эйзенхауэра, учил этому существенно важному разграничению:

«Господь действует изнутри вовне. Мир действует снаружи вовнутрь. Мир извлекает людей из трущоб. Христос выводит трущобы из людей, а затем они сами выводят себя из трущоб. Мир формирует людей, изменяя их среду обитания. Христос изменяет людей, чтобы затем они сами изменили свою среду обитания. Мир влияет на поведение людей, а Христос может изменить саму природу человека»5.

Со временем все свободные государства должны будут в конце концов полагаться на сознательную добродетель и поддержку своих граждан. Как сказал легендарный государственный деятель и политический философ Эдмунд Берк, «вечным устройством вещей определено, что люди несдержанного ума не могут быть свободными. Их страсти становятся их путами»6.

С этой целью хорошее государство защищает религию и поддерживает свободу вероисповедания. А хорошая религия побуждает людей быть добропорядочными гражданами и соблюдать законы страны.

Хорошему правительству не нужно становиться на чью-то сторону. Оно не должно одобрять одну религию или покровительствовать ей, отказывая в поддержке другой религии. Представители власти должны быть свободны в выборе своих личных верований и ритуалов согласно голосу своей совести. Точно так же хорошая религия не должна ни поддерживать, ни противостоять каким бы то ни было политическим партиям или кандидатам, но ее приверженцы должны быть свободны и даже получать поддержку в том, чтобы участвовать в политических процессах и поддерживать ту партию или кандидата, которых они считают лучшими.

В настоящее время наблюдается широкое распространение пропаганды религий среди Российского населения. Это подрывает развитие страны и адекватное восприятие, научно подтверждённой, информации. Любая религия, действующая на территории России, притупляет научные факты, тормозит развитие высокотехнологичных разработок и прочей научной деятельности. В мировой экономике Россия должна занимать лидирующие позиции по разработке и внедрению всего инновационного. Образование должно быть равным во всех регионах и воздействие религиозных деятелей должно быть крайне ограничено.
В то же время над несовершеннолетними детьми проводятся различные религиозные обряды. Младенцам причиняют физические страдания, оправдываемые мнением взрослых. Последствия действий, принимаемых ради исполнения обрядов, может покалечить и причинить физические страдания детям.
Наличие различных религиозных мнений, не обоснованных научными фактами, порождают междоусобицу при дальнейшем взрослении в различных слоях населения.
Религиозный уклон провоцируют конфликты между регионами.
Для решения этих проблем предлагаю инициировать принятие инновационных законов РФ.
Предлагаются следующие позиции в принятии новых законов:
1) Полный запрет пропаганды ЛЮБЫХ религий среди несовершеннолетних;
2) Пропаганда религии среди несовершеннолетних должно наказываться 2-3 годами заключения;
3) Лишение родительских прав родителей, пропагандирующих религию среди несовершеннолетних;
4) Штраф для лиц участвующих в религиозных обрядах над несовершеннолетними от 50 000 рублей;
5) Ограничение несовершеннолетних в доступе к общедоступным разработкам и научным фактам, к общедоступной научной литературе штраф от 50 000 рублей;
6) Ограничение несовершеннолетнего к доступу к образованию — для родителей — лишение родительских прав и штраф от 50 000 рублей для пособников и прочих причастных лиц — штраф от 50 000 рублей до заключения до 5 лет.
7) Прямой запрет преподавание религиозных сведений , противоречащих основным научным сведениям в общеобразовательных учреждениях, финансируемых за бюджетный счёт
8) Запрет перевода собственности музеев в религиозные организации.
9) При подаче материалов обязательно давать знания по истории организации религий.
10) В общеобразовательных учреждениях давать сведения о религиях на основе научно доказанных фактов с указанием целей образования религий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *